Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
учреждения
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с нарушением
интеллекта на образование ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(далее – ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат») осуществляет
образовательный
процесс,
реализует
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся 1-4 классов с
нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год.
Учебный план образования обучающихся 1-4 классов с нарушением
интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план) обеспечивает введение
в действие и реализацию требований ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет
общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
учебных предметов 1-4 классов.
Данный учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
деятельности
программам
–
по
образовательным
основным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17
июля 2024 г.
№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26
июня 2025 года № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установлении
предельного
срока
использования исключённых учебников и разработанных в комплексе с ними
учебных пособий».
3
8.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июля 2025 года № 03-1326 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации процесса обучения в
первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
9.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
10.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и
множественными
нарушениями
развития
(вариант
2)
ГБОУ
СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая
приказом и.о. директора от 28.08.2025 г. № 3629.
Продолжительность
образования.
Руководствуясь
принципом
нормализации жизни, общее образование обучающихся с нарушением
интеллекта,
ТМНР
(вариант
2)
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс
образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по
одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах по
возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающихся
из класса в класс является его возраст.
Срок
освоения
адаптированной
программы обучающимися с
основной
общеобразовательной
нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) в
ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» составляет 12 (двенадцать) / 13 (тринадцать)
4
лет: 1 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет); 2 вариант ― подготовительный
первый (I1)-IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» осуществляет самостоятельно с учётом:
особенностей
-
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
учитываются
особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья
обучающихся
с
нарушением
интеллекта,
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
Образовательный процесс в 1-4 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2025-2026 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся 1-4
классов
с
нарушением
интеллекта,
тяжёлыми
и
множественными
нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год, учебным планом, индивидуальным учебным
планом, специальной индивидуальной программой развития, календарным
учебным графиком на 2025-2026 учебный год, расписанием занятий.
2025-2026 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классах – 34
недели.
Общий объём учебной нагрузки в 1-4 классах составляет не более 3039
до 3732 академических часа.
5
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе.
Процесс обучения учащихся 1-4 классов с нарушением интеллекта,
ТМНР (вариант 2) в 2025-2026 учебном году организуется в форме
индивидуального обучения в классе или на дому.
В 1 класс принимаются обучающиеся в возрасте 7-8 лет с
недостаточным уровнем подготовленности. Основное направление работы с
учащимися в начале обучения - это уточнение диагноза обучающегося,
определение адекватности форм организации его обучения и воспитания.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием
уроков. Продолжительность индивидуальных занятий – не более 20 минут.
Продолжительность фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не
более 40 минут.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением дополнительных
требований:
- «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре,
октябре − по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4
урока до 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока до 40 минут каждый;
- в середине
учебного дня
организуется
динамическая
пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся
и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине III
четверти при традиционном режиме обучения.
6
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается:
один
ученик
(индивидуальная
работа),
группа
(2
–
3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Учебный
план
обеспечивает
государственных языках субъектов
возможность
обучения
Российской Федерации,
на
а также
возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
В рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы образования ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» определяет
формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности.
Учебный план для обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и
множественными
нарушениями
развития
(вариант
2)
ГБОУ
СО
«Буткинская школа-интернат» включает две части: обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная
часть,
включает
пять
образовательных
областей,
представленных девятью учебными предметами. Состав учебных предметов
в может различаться для обучающихся с нарушением интеллекта, с
тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разных
нозологических групп;
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов
и
основные
задачи
реализации
содержания
6
(шести)
обязательных предметных областей: язык и речевая практика, математика,
окружающий мир, искусство, физическая культура, технология.
7
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N
Предметная
Учебные
n/n
область
предметы
1
Язык и речевая Речь
практик
Основные задачи
и Развитие речи как средства общения в
альтернативная
контексте познания окружающего мира и
коммуникация
личного опыта обучающегося. Понимание
обращённой
речи
и
смысла
доступных
невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий,
пиктограмм
и
графических
изображений),
неспецифических
жестов.
воспроизводящими
Пользование
заменяющими
устройствами
речь
(коммуникаторы,
персональные
Овладение
других
компьютеры
и
другие).
умением вступать в контакт,
поддерживать и завершать его, используя
традиционные
языковые
альтернативные
(вербальные)
средства
и
коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения.
Умение
пользоваться
доступными
средствами
коммуникации
в
практике
экспрессивной и импрессивной речи для
решения
соответствующих
возрасту
житейских задач. Обучение глобальному
чтению
в
доступных
обучающемуся
пределах, формирование навыка понимания
смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв, слогов или слов;
развитие
предпосылок
к
осмысленному
чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
2
Математика
Математические
Формирование
8
элементарных
математи-
представления
ческих представлений о форме, величине,
количественных
ственных,
(дочисловых),
временных
простран-
представлениях.
Формирование представлений о количестве,
числе, знакомство с цифрами, составом числа
в доступных обучающемуся пределах, счёт,
решение простых арифметических задач с
порой
на
наглядность.
Овладение
способностью
пользоваться
математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
3
Окружающий
Окружающий
Формирование представлений о явлениях и
мир
природный мир
объектах неживой природы, смене времён
года
и
соответствующих
сезонных
изменениях природе, умения адаптироваться
к конкретным природным и климатическим
условиям. Формирование представлений о
животном и растительном мире, их значении
в жизни человека.
Человек
Представление о себе как «Я», осознание
общности и различий «Я» от других. Умение
решать каждодневные жизненные задачи,
связанные
с
удовлетворением
первоочередных потребностей: приём пищи,
туалет, гигиена тела, одевание (раздевание).
Умение
поддерживать
образ
жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям
режим
здоровья;
поддерживать
с
необходимыми
дня
оздоровительными
Представления
процедурами.
о
своей
семье,
о
взаимоотношениях в семье.
Домоводство
Овладение умением выполнять доступные
бытовые поручения (обязанности), связанные
9
с уборкой помещений, с уходом за вещами;
участие в покупке продуктов, в процессе
приготовления пищи, в сервировке и уборке
столов.
Окружающий
Формирование
первоначальных
социальный мир
представлений о мире, созданном человеком:
о доме, школе, расположенных в них и рядом
объектах, о транспорте и так далее. Усвоение
правил безопасного поведения в помещении
и на улице. Представления об окружающих
людях:
овладение
первоначальными
представле-ниями о социальной жизни, о
профессиональных
людей.
и
Развитие
групповых
социальных
ролях
межличностных
отношений.
и
Накопление
положительного опыта сотрудничества и
участия
в
общественной
Формирование
жизни.
представлений
обязанностях
и
правах
об
ребёнка.
Представление о своей стране (Россия).
4
Искусство
Музыка
движение
и Накопление впечатлений и формирование
интереса к доступным видам музыкального
искусства.
Развитие
двигательных
восприятий,
слуховых
и
танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игры
на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение
опыта в процессе музыкальных занятий, игр,
музыкально-танцевальных,
вокальных
и
инструментальных выступлений. Готовность
к
участию
в
совместных
музыкальных
мероприятиях.
Изобразительная Накопление впечатлений и формирование
деятельность
интереса
10
к
доступным
видам
изобразительного искусства. Формирование
простейших
эстетических
ориентиров
в
практической жизни и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
Освоение
доступных
изобразительной
рисование,
деятельности:
аппликация,
различных
Развитие
средств
использование
изобразительных
способности
к
самостоятельной
деятельности.
лепка,
технологий.
совместной
и
изобразительной
Накопление
опыта
самовыражения в процессе изобразительной
деятельности.
5
Физическая
Адаптивная
Развитие восприятия
собственного тела,
культура
физическая
осознание своих физических возможностей и
культура
ограничений. Освоение доступных способов
передвижения (в том числе с использованием
технических
средств).
Соотнесение
самочувствия с настроением, собственной
активностью,
самостоя-тельностью
независимостью.
двигательных
и
Формирование
навыков,
координация
движений, физических качеств. Освоение
доступных видов физкультурно-спортивной
деятельности: велосипедная езда, ходьба на
лыжах, спортивные и подвижные игры.
6
Технология
Труд
Подготовка
(технология)
трудовой деятельности. Развитие интереса к
трудовой
обучающихся
к
деятельности,
навыков
работы
доступной
формирование
с
различными
инструментами и оборудованием , освоение
отдельных
операций
изготовлению
Овладение
11
и
технологий
различных
трудовыми
по
изделий.
умениями,
необходимыми в разных жизненных сферах.
Овладение умением адекватно принимать
доступные технологии и освоенные трудовые
навыки
для
социального
и
взаимодействия.
положительного
активное
трудового
Обогащение
опыта
и
установки
использование
на
освоенных
технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и
помощи близким.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,
потребностей
заключающуюся
обучающихся
с
в
учёте
нарушением
особых
образовательных
интеллекта,
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
Часть,
формируемая
обеспечивается
реализацию
участниками
особых
образовательного
(специфических)
процесса,
образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей обучающегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 1-4 классов на 2025-2026 учебный
год, формируемой участниками образовательных отношений, включены
следующие учебные предметы:
1).
Учебные
обучающихся:
предметы,
учебный
обеспечивающие
предмет
«Здоровье
и
различные
основы
интересы
безопасности
жизнедеятельности» (далее – «Здоровье и ОБЖ») (в 1 (дополнительном), 1-4
классах), учебный предмет «Домоводство» (в 1 (дополнительном), 1, 2
классах)), учебный предмет «Конструирование» (во 2-4 классах).
12
Учебный
1.1).
предмет
«Здоровье
и
основы
безопасности
жизнедеятельности» (далее – «Здоровье и ОБЖ») (в 1 (дополнительном), 1-4
классах).
Безопасность
жизнедеятельности
человека
является
одной
из
актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Здоровье и ОБЖ» направлен на формирование у
учащихся сознательного отношения к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Цель
учебного
предмета
«Здоровье
и
основы
безопасности
жизнедеятельности» – создание условий для воспитания ценностного
отношения
к
здоровью
(физическому,
психическому,
социальному),
здоровому образу жизни; формирования у обучающихся основ безопасного
поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа
жизни;
-
развитие
мотивационно-потребностной
сферы
учащихся,
ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового
образа жизни и правил безопасности;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование
умений и навыков безопасного поведения
в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
1.2). Учебный предмет «Домоводство» (в 1 (дополнительном), 1, 2
классах).
13
Данный предмет имеет практическую значимость.
Цель учебного предмета «Домоводство» - создание условия для
формирования
у
обучающихся
знаний
о
самостоятельной
жизни,
практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и
навыкам.
Таким
образом,
основными
задачами
учебного
предмета
«Домоводство» являются:
1. Расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни.
2. Формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства.
3. Ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства
и формирование необходимых умений.
4. Усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения.
5. Развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Обучение учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2) ведению
домашнего хозяйства
является
важным
направлением
подготовки
к
самостоятельной жизни. Через учебный предмет «Домоводство» реализуется
возможность посильного участия учащегося в работе по дому, воспитывается
потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами
и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками
не только снижает зависимость учащегося от окружающих, но и укрепляет
его уверенность в собственных силах.
Учебный
предмет
«Домоводство»
способствует
познавательной деятельности и личностной сферы обучающихся.
1.3). Учебный предмет «Конструирование» (во 2-4 классах).
14
развитию
В основе учебного предмета «Конструирование» лежит предметнопрактическая деятельность, которая служит звеном целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Цель учебного предмета «Конструирование» - создание условий для
развития познавательной активности учащихся посредством конструктивной
деятельности.
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
- развитие мелкой моторики и глазомера;
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие коммуникативных функций.
Таким образом, учебные предметы «Здоровье и ОБЖ», «Домоводство»,
«Конструирование» способствуют социальной адаптации обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 2) и дальнейшей интеграции их в общество.
2). Увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного
предмета в обязательной части: учебный предмет «Адаптивная физическая
культура»
(в
1
(дополнительном),
1-4
классах),
учебный
предмет
«Окружающий социальный мир» (во 2-4 классах), учебный предмет
«Домоводство» (в 3, 4 классах).
2.1. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» (в 1
(дополнительном), 1-4 классах).
В современном обществе с появлением новой техники и технологий
имеет место сокращение двигательной активности людей и одновременно
усилилось влияния на организм неблагоприятных факторов, таких как
загрязнение окружающей среды, неправильное питание, стрессы. Физическая
культура и спорт является одним из наиболее значимых факторов укрепления
и сохранения здоровья.
Цель адаптивной физической культуры – укрепление физического и
психического здоровья обучающихся, увеличение двигательной активности
15
и
расширение
двигательного
опыта
в
процессе
использования
общеукрепляющих упражнений. Формирование понимания и потребности в
здоровом образе жизни, сознательного отношения к сохранению и развитию
своего здоровья.
2.2. Учебный предмет «Окружающий социальный мир» (во 2-4
классах).
Обучение учащихся жизни в обществе включает формирование
представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться
в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей
физического, интеллектуального, эмоционального развития обучающиеся с
нарушением интеллекта испытывают
явлений.
Приобщение
трудности в осознании социальных
к социальному миру начинается
с
развития
представления о себе. Становление личности обучающегося с нарушением
интеллекта происходит при условии активности обучающегося, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в
системе социального мира. Социальную природу «я» обучающийся начинает
понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь
со своими родными и близкими.
Социальное развитие обучающегося проявляется в способах его
познания окружающего мира и применение своих знаний в различных
жизненных ситуациях, что затруднено у обучающихся с нарушением
интеллекта (вариант 2). Обучающийся с нарушением интеллекта постепенно
учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки
межличностных
взаимоотношений
помогают
овладевать
культурой
поведения. По мере расширения представлений об окружающем повышается
интеллектуальное и нравственное развитие обучающегося, формируются
простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и
самооценка,
социальные
чувства.
Адекватные
представления
окружающем мире способствуют эффективной социализации.
16
об
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» - формирование
представлений о человеке и окружающем социальном и предметном мире,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Таким образом, учебный предмет «Основы социальной жизни»
позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
2.3.
Учебный предмет «Домоводство» (в 3,4 классах).
Данный предмет имеет практическую значимость.
Цель учебного предмета «Домоводство» - создание условия для
формирования
у
обучающихся
знаний
о
самостоятельной
жизни,
практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и
навыкам.
Таким
образом,
основными
задачами
учебного
предмета
«Домоводство» являются:
1. Расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни.
2. Формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства.
3. Ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства
и формирование необходимых умений.
4. Усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения.
5. Развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Обучение учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2) ведению
домашнего хозяйства
является
важным
направлением
подготовки
к
самостоятельной жизни. Через учебный предмет «Домоводство» реализуется
возможность посильного участия учащегося в работе по дому, воспитывается
потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами
17
и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками
не только снижает зависимость учащегося от окружающих, но и укрепляет
его уверенность в собственных силах.
Учебный
предмет
«Домоводство»
способствует
развитию
познавательной деятельности и личностной сферы обучающихся.
Таким образом, учебные предметы «Здоровье и основы безопасности
жизнедеятельности»,
«Домоводство»,
«Основы
социального
мира»,
«Конструирование» способствуют социальной адаптации обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 2) и дальнейшей интеграции их в общество.
3). Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта
(вариант 2), а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося:
коррекционный
курс
«Развитие
познавательной
деятельности)
(в
1
(дополнительном), 1-4 классах).
Обучающиеся с нарушением интеллекта характеризуются стойкими
нарушениями
психической
деятельности,
особенно
отчетливо
обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит
качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной
модальности, памяти, внимания, мышления.
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности»
Основные задачи:
- коррекция и развитие высших психических функций (сенсорноперцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и
других);
- активизация познавательной деятельности с учётом возможностей и
особенностей каждого обучающегося;
- формирование алгоритма продуктивной деятельности, в том числе
учебной.
18
Курс
«Развитие
познавательной
деятельности»
направлен
на
коррекцию, компенсацию и преодоление специфических особенностей
обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2), а также способствует
познанию обучающимися окружающего мира во всём многообразии его
качеств и свойств.
Характерными особенностями курса являются:
-практико-ориентированная направленность содержания занятий;
-применение полученного опыта практической деятельности в быту,
игре, учебной деятельности.
Учебный материал коррекционного курса «Развитие познавательной
деятельности» имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени,
представляет основы развития познавательной деятельности необходимые,
как для успешного продолжения образования на следующих ступенях
обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к
самостоятельной жизни в современном обществе.
Процесс обучения по учебным предметам организуется в форме урока.
Педагогический работник проводит урок для всего состава класса и для
группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
уроков – не более 25 минут; фронтальных, групповых, подгрупповых – не
более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов
по учебным предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей
обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2-3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связано с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
«среднего» ученика. С учётом расширения знаний и формирующегося опыта
19
к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено 4
обязательными
коррекционными
«Предметно-практические
курсами:
действия»,
«Сенсорное
развитие»,
«Двигательное
развитие»,
«Альтернативная и дополнительная коммуникация».
Цель коррекционно-развивающей области - коррекция недостатков
психического и физического развития обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных
курсов, представленные в таблице № 2.
Таблица 2
Основные задачи коррекционных курсов
N
Коррекционные
Основные задачи
n/n
курсы
1
Сенсорное
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное
развитие
систематическое воздействие на различные анализаторы.
Развитие
зрительного,
слухового,
тактильного,
кинестетического восприятии, а также восприятие запаха и
вкуса как пропедевтика формирования навыков общения,
предметно-практической и познавательной деятельности.
2
Предметно-
Формирование интереса к предметному рукотворному миру;
практические
освоение простых действий с предметами и материалами;
действия
умение следовать определённому порядку (алгоритму,
расписанию)
при
выполнении
предметных
действий.
Овладение навыками предметно-практической деятельности
как
необходимой
коммуникации,
основой
для
изобразительной,
самообслуживания,
бытовой
и
трудовой
деятельности.
3
Двигательное
Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие
развитие
имеющихся движений, расширение диапазона движений и
профилактика возможных нарушений. Обучение переходу
из одной позы в другую; освоение новых способов
20
передвижения
технических
(включая
средств
передвижения
реабилитации);
с
помощью
формирование
функциональных двигательных навыков; развитие функции
руки, в том числе моторики; формирование ориентировки в
пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
4
Альтернативная и
дополнительная
коммуникация
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
взгляда,
мимики,
жеста,
предмета,
графического
изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв,
карточек с напечатанными словами, набора букв как
средства коммуникации. Составление коммуникативных
таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе,
дома
и
других
местах.
Освоение
технических
коммуникативных устройств.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение определяется ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат»,
исходя
из
психофических
особенностей
обучающихся
с
нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2) на основании рекомендации
ПМПК, ИПР.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учётом
психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю
(не более 1690 часов на I этапе обучения (1 - 4 и дополнительный класс)). Из
10 часов внеурочной деятельности в неделю 6 часов отводится на
реализацию коррекционно-развивающей области.
Внеурочная
обучающегося
деятельность
средствами
направлена
физического,
на
развитие
нравственного,
личности
эстетического,
трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с
обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой
21
частью образовательного процесса в ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат».
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (4 часа).
Таблица 3
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
Форма
N n/n
Название
Количество
часов в неделю
1
Кружок
«Нафаня»
2
Кружок
«По дорогам к сказке»
3
Кружок
«Этикет»
4
Кружок
«Спорт и мы»
5
Кружок
«Волшебные пальчики»
6
Кружок
«Экологическая грамматика»
7
Внеурочные занятия
«Разговоры о важном»
2
1
1
Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные задачи реализации содержания кружков
N
Наименование кружка
n/n
/ внеурочного занятия
1
«Спорт и мы»
Основные задачи
Формирование понимания и потребности в здоровом
образе жизни, сознательного отношения к сохранению и
развитию своего здоровья.
2
«Нафаня»
Воспитание глубины чувств и
зывчивости,
развитие
эмоциональной от-
творческих
способностей,
речевого дыхания, интонационной выразительности
речи.
3
«По дорогам к сказке» Развитие у обучающихся познавательных интересов,
22
творческих способностей, нравственных качеств.
4
«Этикет»
Формирование и совершенствование у обучающихся
нормы
этической
культуры,
культуры
поведения,
развитие коммуникативных способностей.
5
«Волшебные
Формирование навыков работы в различных видах
пальчики»
художественной
деятельности,
развитие
мелкой
моторики рук.
6
«Экологическая
Формирование системы элементарных экологических
грамматика»
знаний. Развитие познавательного интереса к миру
природы.
Воспитание
гуманного
и
эмоционально-
положительного отношения к окружающей среде.
7
«Разговоры о важном» Формирование
внутренней
позиции
школьников,
необходимой для конструктивного и ответственного
поведения
в
эффективного
обществе.
Создание
гражданского
и
условий
для
патриотического
воспитания.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной
индивидуальной
программы
развития
определяет
образовательная
организация.
Время, отведённое на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой учебной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с
нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год, включает индивидуальный учебный план для каждого
обучающегося.
23
Индивидуальный учебный план составляется на основании учебного
плана,
определяет
индивидуальный
набор
учебных
предметов
и
коррекционных курсов с указанием объёма учебной нагрузки в соответствии
с особыми образовательными возможностями и потребностями конкретного
обучающегося.
При распределении часов по учебным предметам учитывается
психофизическое развитие, индивидуальные возможности и образовательные
потребности обучающихся, психолого-медико-педагогической комиссии,
рекомендации врачебной комиссии (при их наличии).
В
индивидуальных
учебных
планах
обучающихся
с
наиболее
тяжёлыми нарушениями развития преобладают занятия коррекционной
направленности.
У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития
больший объём учебной нагрузки распределяется на предметные области.
Для учащихся, особые образовательные потребности которых не
позволяют осваивать предметы основной части учебного плана, учебная
нагрузка
для
формируется
специальной
следующим
индивидуальной
образом:
программы
увеличивается
развития
количество
часов
коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом.
Обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям
обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время, объём их
нагрузки лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в
расписании занятий.
Таким образом, индивидуальная недельная нагрузка обучающегося
может
варьироваться.
индивидуальный
предусмотренный
Общий
учебный
учебным
объём
план,
не
планом
24
нагрузки,
должен
включенной
превышать
адаптированной
в
объём,
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением
интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2).
Итак, образование обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и множественными нарушениями развития (вариант 2) является личностноориентированным и имеет коррекционно-направленный характер.
Таблица 5
Недельный учебный план обучающихся 1 (дополнительный),
1-4 классов с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2)
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
предметы
1
(учебные курсы)
доп.
1
2
3
4
Всего
класс класс класс класс
I. Обязательная часть
1
Язык и
Речь
и
альтернативная
речевая
коммуникация
3
3
3
2
2
13
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
3.2. Человек
2
2
2
2
2
10
3.3.Домоводство
-
-
-
1
1
2
3.4.
1
1
1
1
1
5
2
2
2
2
2
10
3
3
3
3
3
15
2
2
2
2
2
10
17
17
17
17
17
85
4
4
6
6
6
26
практика
2
Математика
Математические
представления
3
Окружающий
мир
3.1. Окружающий природный
мир
Окружающий
социальный мир
4
Искусство
4.1. Музыка и движение
4.2.
Изобразительная
деятельность
5
Физическая
культура
Адаптивная
физическая
культура
Итого
II.
Часть,
формируемая
участниками
25
образовательных отношений
1
Здоровье
и
основы
безопасности
1
1
1
1
1
5
жизнедеятельности
2
Адаптивная физическая культура
1
1
1
1
1
5
3
Окружающий социальный мир
-
-
1
1
1
3
4
Домоводство
1
1
1
1
1
5
5
Конструирование
-
-
1
1
1
3
6
Развитие
1
1
1
1
1
5
21
21
23
23
23
111
10
10
10
10
10
50
6
6
6
6
6
30
познавательной
деятельности
(коррекционный курс)
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами
Внеурочная деятельность:
1.
Коррекционные курсы, в том числе:
1
Сенсорное развитие
2
2
2
2
2
10
2
Предметно-практические действия
1
1
1
1
1
5
3
Двигательное развитие
1
1
1
1
1
5
4
Альтернативная коммуникация
2
2
2
2
2
10
4
4
4
4
4
20
2
2
2
2
2
10
-
-
-
-
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
31
31
33
33
33
161
2.
Другие
направления
внеурочной
деятельности
1
Кружок «Нафаня»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Этикет»
4
Кружок «Спорт и мы»
5
Кружок «Волшебные пальчики»
6
Кружок «Экологическая грамматика»
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Всего часов
26
Таблица 6
Годовой учебный план обучающихся 1 (дополнительный),
1-4 классов с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2)
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
предметы
1
(учебные курсы)
доп.
1
2
3
4
Всего
класс класс класс класс
II. Обязательная часть
1
Язык и
Речь
и
альтернативная
речевая
коммуникация
99
99
102
68
68
436
66
66
68
68
68
336
66
66
68
68
68
336
66
66
68
68
68
336
-
-
-
34
34
68
33
33
34
34
34
168
66
66
68
68
68
336
99
99
102
102
102
504
66
66
68
68
68
336
561
561
578
578
578
2856
участниками
132
132
204
204
204
876
безопасности
33
33
34
34
34
168
33
33
34
34
34
168
-
-
34
34
34
102
33
33
34
34
34
168
-
-
34
34
34
102
практика
Математика
2
Математические
представления
Окружающий
3
мир
3.1. Окружающий природный
мир
3.2. Человек
3.3.Домоводство
3.4.
Окружающий
социальный мир
Искусство
4
4.1. Музыка и движение
Изобразительная
4.2.
деятельность
Физическая
5
Адаптивная
культура
физическая
культура
Итого
II.
Часть,
формируемая
образовательных отношений
1
Здоровье
и
основы
жизнедеятельности
2
Адаптивная физическая культура
3
Окружающий социальный мир
4
Домоводство
5
Конструирование
27
6
Развитие
познавательной
деятельности
33
33
34
34
34
168
693
693
782
782
782
3732
Внеурочная деятельность:
330
330
340
340
340
1680
1.Коррекционные курсы, в том числе:
198
198
204
204
204
1008
(коррекционный курс)
Максимально
допустимая
годовая
учебная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в
соответствии с санитарными правилами
1
Сенсорное развитие
66
66
68
68
68
336
2
Предметно-практические действия
33
33
34
34
34
168
3
Двигательное развитие
33
33
34
34
34
168
4
Альтернативная коммуникация
66
66
68
68
68
336
132
132
136
136
136
672
66
66
68
68
68
336
-
-
-
-
33
33
34
34
34
168
33
33
34
34
34
168
1023
1023
1122
1122
1122
5412
2.Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Нафаня»
2
Кружок «По дорогам с сказке»
3
Кружок «Этикет»
4
Кружок «Спорт и мы»
5
Кружок «Волшебные пальчики»
6
Кружок «Экологическая грамматика»
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Всего часов
28