Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет правила регламентации и оформления отношений ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» (далее – образовательная организация) с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, детьми-инвалидами (далее – обучающиеся)
и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по
адаптированным основным общеобразовательным программам на дому.
2. Задачами настоящего Положения являются:
1). Обеспечение и защита конституционного права на получение образования обучающимися по основным общеобразовательным программам на дому в соответствии с
федеральными государственными стандартами.
2). Создание специальных условий для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида.
3. Отношения, возникающие при организации обучения на дому, регулируются
следующими нормативно-правовыми актами:
1)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2)
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
3)
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».
4)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 г.
№ 1598.
5)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599.
6)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года №
169).
7)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от
24 ноября 2022 года № 1023.
8)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября
2022 года № 1026.
9)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024
г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Рос-
сийской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
10)
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня
2016 года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которыхдает право на
обучение по основным общеобразовательным программа на дому».
11)
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
12)
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
13)
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
14)
Постановление Правительства Свердловской области от 11 июня 2025 года
№ 318-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Свердловской области и муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, детьмиинвалидами и (или) родителями (законными представителями) в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
15)
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10 января 2020 года №20 – Д.
4. Участники отношений при организации обучения на дому:
1) обучающиеся;
2) родители (законные представители) обучающихся;
3) педагогические работники.
5. На обучающихся и педагогических работников ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат», обеспечивающих обучение детей на дому, распространяются права и обязанности, социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Основанием для организации обучения на дому являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и медицинское заключение, выданное
медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, о наличии
у ребёнка заболевания, включённого в перечень заболеваний, наличие которых даёт право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждённый
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере здравоохранения.
7. Родители (законные представители) представляют в образовательную организацию следующие документы:
1) заявление на имя руководителя образовательной организации с просьбой об организации обучения на дому, составленное в произвольной форме и содержащее следующую информацию: фамилия, имя, отчество (при наличии) ребёнка, дата рождения, класс
обучения, наименование общеобразовательной организации, адрес места организации
обучения, период и основания для организации обучения на дому;
2) заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией
обучения адаптированным основным общеобразовательным программам на дому и указанием периода такого обучения;
3) заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
4) индивидуальную программу реабилитации ребёнка-инвалида (при наличии).
8. Между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося заключается договор об организации обучения по адаптированным
основным общеобразовательным программам на дому (далее - договор об обучении) (в
соответствии с формой согласно приложению № 1 или № 2 к настоящему Положению).
В договоре об обучении указываются:
1) наименование общеобразовательной программы;
2) сроки реализации общеобразовательной программы;
3) права и обязанности образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся;
4) срок действия договора;
5) основания расторжения договора об обучении.
Действие договора об обучении ограничивается сроками медицинского заключения
(медицинской справки) медицинской организации с рекомендацией обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе на дому.
9. При организации получения образования обучающимися на дому допускается
сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционных
образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов, с учётом рекомендаций медицинской организации, психолого-медико-педагогической комиссии, а
также индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида.
10. При организации получения образования обучающимися на дому педагогические работники ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» должны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и
воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и
центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
11. При получении обучающимися образования на дому образовательная организация:
1) издает распорядительный акт об организации обучения на дому в течение 3
(трёх) календарных дней со дня представления родителями (законными представителями) обучающегося документов указанных в пункте 7 настоящего положения;
2) разрабатывает и утверждает индивидуальный учебный план и (или) специальную индивидуальную программу развития в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными адаптированными основными общеобразовательными программами с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, а также рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации или абили-
тации ребёнка-инвалида и согласовывает его (её) с родителями (законными представителями) обучающегося;
3) утверждает расписание занятий и согласовывает его с родителями (законными
представителями) обучающегося;
4) предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и учебные
пособия, иную учебную литературу, дидактические материалы, игровые пособия, имеющиеся в библиотеке образовательной организации;
5) обеспечивает специалистами из числа педагогических работников образовательной организации;
6) оказывает обучающемуся психолого-педагогическую помощь, необходимую для
освоения адаптированных основных общеобразовательных программ;
7) осуществляет психолого-педагогическое консультирование родителей (законных
представителей) обучающегося;
8) привлекает при необходимости специалистов организаций, осуществляющих реабилитационную деятельность, и их структурных подразделений;
9) осуществляет контроль за деятельностью педагогических работников, обучающих на дому;
10) осуществляет промежуточную, итоговую аттестации обучающихся, получающих образование по адаптированным основным образовательным программам на дому;
11) выдаёт обучающемуся, успешно прошедшему итоговую аттестацию, документ
об образовании - свидетельство.
12. Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также обучающимся, освоившим
часть адаптированной основной общеобразовательной программы и (или) отчисленным
из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения
по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
13. По окончании срока действия заключения медицинской организации родители
(законные представители) обучающегося информируют образовательную организацию о
дальнейшей форме получения образования.
Глава 2. Организация обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому
14. Обучение на дому по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат», в которую зачислен
обучающийся.
15. Обучение на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану и (или)
специальной индивидуальной программе развития в пределах осваиваемых адаптированных основных общеобразовательных программ в порядке, установленном локальным
нормативным актом образовательной организации.
16. Продолжительность учебных занятий по индивидуальному учебному плану может быть изменена с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, рекомендаций медицинской организации, психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии).
Расписание учебных занятий согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося и утверждается образовательной организацией.
17. При организации обучения на дому при отсутствии медицинских противопоказаний допускается:
1) обучение в помещениях образовательной организации;
2) обучение по отдельным учебным предметам в классе, в который зачислен обучающийся;
3) обучение с использованием дистанционных образовательных технологий;
4) участие обучающихся в мероприятиях, проводимых образовательной организацией.
18. Осуществление образовательной деятельности при организации обучения на
дому регламентируется образовательной программой, представленной в виде индивидуального учебного плана, календарного учебного графика, расписания учебных занятий,
которые рассматриваются и принимаются на педагогическом совете образовательной организации, согласовываются с родителями (законными представителями) обучающегося,
утверждаются распорядительным актом образовательной организации и доводятся до
сведения родителей (законных представителей) под подпись.
19. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются в рекомендациях психологомедико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида. Обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья обучаются на дому по адаптированной
основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
20. Педагогическими работниками, осуществляющими обучение на дому, заполняется журнал учёта проведённых занятий с обучающимися, в котором записывается дата
занятия, содержание изучаемого материала, количество часов на его изучение, текущие
и итоговые отметки для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
21. При получении обучающимися образования на дому родители (законные представители) обучающегося:
1) обеспечивают допуск педагогических работников ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» к обучающемуся на занятие;
2) создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организуют рабочее место;
3) обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) вовремя проведения учебных занятий на дому;
4) контролируют выполнение обучающимся домашних заданий;
5) своевременно в течение дня информируют педагогического работника или
классного руководителя о необходимости отмены занятий на дому по случаю болезни
обучающегося и возможности их возобновления.
22. Освоение обучающимся адаптированной основной общеобразовательной программы соответствующего уровня на дому, в том числе отдельной части или всего
объёма учебного предмета, курса дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах и порядке, определённых локальным нормативным актом образовательной организации.
23. Результаты промежуточной аттестации обучающегося, осваивающего адаптированную основную общеобразовательную программу соответствующего уровня на дому, отражаются в журнале учёта успеваемости обучающихся на бумажном и (или) электронном носителях. В журнал учёта успеваемости обучающихся заносится запись о периоде обучения на дому, указывается дата и номер приказа образовательной организации.
24. Контроль за организацией обучения на дому, освоением обучающимися адаптированных основных общеобразовательных программ и качеством получения образования обучающимися осуществляется администрацией ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат».
Глава 3. Финансирование организации обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому
25. Финансирование расходов, связанных с проведением ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» учебных занятий на дому для обучающихся, в том числе расходов на
оплату труда педагогических работников, производится за счёт средств областного бюджета на очередной финансовый год за счёт средств, предусмотренных в областном бюджете.
26. Расходы по организации обучения на дому включаются в субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
27. Контроль за расходованием образовательной организацией бюджетных средств,
направляемых на финансирование расходов по организации обучения на дому осуществляет Министерство образования Свердловской области (учредитель ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»).
Глава 4. Компенсация затрат родителей (законных представителей) обучающихся
на организацию обучения по адаптированным основным
общеобразовательным программам на дому
28. Родителям (законным представителям) обучающихся, осуществляющим образование на дому самостоятельно, компенсируются затраты в следующих размерах:
1) на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов — 80% размера базовых нормативов финансирования расходов на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в соответствии с Законом
Свердловский области от 9 декабря 2013 года № 119-ОЗ «О нормативах финансового
обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общего образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организация за счёт субвенций, предоставляемых из
областного бюджета» (далее - Закон Свердловской области от 9 декабря 2013 года № 119ОЗ) (далее — размер базового норматива финансирования расходов общеобразовательных
организаций).
2) на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек
— 100№ размер базового норматива финансирования расходов муниципальных общеоб-
разовательных организаций на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в соответствии с Законом свердловской области от 9 декабря 2013 года № 119-ОЗ.
Средства в объёме 20% размера базового норматива финансирования расходов общеобразовательных организаций используются образовательными организациями на
оплату труда педагогических работников, осуществляющих практические работы,
консультационную и методическую помощь, проведение промежуточной и (или) итоговой
аттестации.
29. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением общего образования
обучающихся на дому, сверх установленного пунктом 28 настоящего положения производятся родителями (законными представителями).
30. Родители (законные представители) обучающихся, осуществляющие образование на дому самостоятельно, заключают договор с ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат», в которую зачислен ребёнок, об организации общего образования обучающихся на
дому и компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели (далее —
договор об обучении на дому). В договоре об обучении на дому указываются:
1) сроки обучения;
2) уровень образовательной программы;
3) порядок контроля за реализацией образовательной программы;
4) виды и сроки промежуточной и итоговой аттестации;
5) основания расторжения договора об обучении на дому.
31. Родители (законные представители) обучающихся, осуществляющие общее образование на дому самостоятельно, имеют право пригалсить преподавателей по своему
выбору.
32. Компенсация затрат, указанных в пункте 28 настоящего положения, выплачивается ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат», в которую зачислен обучающийся, одному
из родителей (законных представителей) обучающегося, осуществляющего общее образование на дому самостоятельно.
33. Выплата денежных средств ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат», в которую
зачислен обучающийся, родителям (законным представителям) обучающегося, осуществляющего общее образование на дому самостоятельно, прекращается в следующих случаях:
1) истечение срока действия медицинского заключения медицинской организации
о необходимости получения общего образования ребёнка на дому;
2) истечение срока, на который ребенку была установлена инвалидность («категория ребёнок-инвалид»);
3) расторжение договора об обучении на дому с родителями (законными представителями) обучающегося:
при ликвидации образовательной организации;
при отчислении обучающегося из образовательной организации по инициативе родителей (законных представителей) обучающегося;
при подтверждённом соответствовавшими результатами аттестации усвоении обучающимся основных образовательных программ, являющихся предметов договора;
при наличии соответствующего медицинского заключения о возможности продолжения получения обучающимся образования на дому;
при наличии соответствующего медицинского заключения о возможности обучающегося получать общее образование в образовательной организации. В этом случае по
заявлению родителей (законных представителей) обучающийся вправе продолжить обучение в образовательной организации;
при неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей (триместров) по двум и более предметам основных образовательных программ;
при неуспеваемости обучающегося по итогам года по одному или нескольким
предметам основных образовательных программ;
4) перевод обучающегося в другую образовательную организацию.
Родители (законные представители) обучающегося обязаны незамедлительно информировать администрацию образовательной организации об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления компенсации затрат, указанных в пункте 28 настоящего положения.
Приложение 1
Договор об организации обучения
по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому
_________________________
(дата заключения договора)
_______________________________________________________________
(полное наименование образовательной организации)
(далее - Образовательная организация) на основании лицензии № ____________, выданной
________________________________________,
(наименование органа, выдавшего лицензию)
в лице директора__________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество директора)
действующего
на
основании
Устава
с
одной
стороны
и
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) обучающегося)
(далее - Представитель), действующий как законный представитель
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество обучающегося, дата рождения)
(далее - Обучающийся), с другой стороны (далее Стороны) заключили
настоящий договор о нижеследующем.
1. Предмет договора
1.1. Настоящим договором Стороны определяют взаимные права и обязанности
при предоставлении Обучающемуся (ребёнку-инвалиду) образовательных услуг в части
организации обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам
на дому.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Образовательная организация обязана:
2.1.1. Предоставить Обучающемуся образовательные услуги на дому по адаптированной основной образовательной программе ________ варианта, соответствующей обучению в _____________ классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - образовательные услуги).
Образовательные
услуги
оказываются
по
адресу:
_________________________________________________________________
(адрес места проживания обучающегося или адрес образовательной организации)
Образовательные услуги оказываются в соответствии с индивидуальным учебным
планом (прилагается), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий,
разрабатываемыми Образовательной организацией.
2.1.2. Предоставить Обучающемуся на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Образовательной организации.
2.1.3. Обеспечить специалистами из числа педагогических работников.
2.1.4. Оказывать методическую и консультационную помощь, необходимую для
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
2.1.5. Предоставить Обучающемуся возможность принимать участие во внеклассных мероприятиях, проводимых Образовательной организацией.
2.1.6. Информировать Представителя о результатах текущего контроля за успеваемостью Обучающегося и итогах промежуточной аттестации.
2.1.7. Осуществлять промежуточную, итоговую аттестацию Обучающегося с
учётом особенностей проведения промежуточной, итоговой аттестации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предусмотренную действующим законодательством.
2.1.8. Выдать Обучающемуся, успешно прошедшему итоговую
аттестацию, документ об образовании - свидетельство.
2.1.9. Выдать Обучающемуся соответствующий документ об освоении обязательных компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы (за класс,
за освоенные учебные предметы) в случае перевода Обучающегося из Образовательной
организации до завершения им обучения в полном объёме, предусмотренном настоящим
договором.
2.2. Представитель обязан:
2.2.1. Осуществлять взаимодействие с Образовательной организацией по обучению
Обучающегося, осуществлять контроль за систематической подготовкой Обучающимся
домашних заданий, обеспечивать своевременную ликвидацию Обучающимся академической задолженности, являться в Образовательную организацию по приглашению педагогических работников или администрации Образовательной организации.
2.2.2. Выполнять положения Устава Образовательной организации, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов Образовательной организации, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения.
2.2.3. Обеспечить выполнение Обучающимся заданий педагогических работников
и предоставление их педагогическим работникам.
2.2.4. Обеспечить условия для организации образовательного процесса Обучающегося, включая организацию рабочего места Обучающегося и педагогического работника
и наличие необходимых канцелярских принадлежностей в количестве, соответствующем
возрастно-психологическим особенностям и потребностям Обучающегося.
2.3. Представитель имеет право:
2.3.1. На получение в доступной форме информации о результатах освоения Обучающимся образовательной программы.
2.3.2. На получение в Образовательной организации консультаций по вопросам
обучения и воспитания Обучающегося.
3. Срок действия договора
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует по « ___ » _____________ 20 ____ г.
4. Дополнительные условия
4.1. Изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме в виде
дополнительных соглашений к настоящему договору, которые подписываются уполномоченными представителями Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего договора.
4.2. Настоящий договор может быть расторгнут в следующих случаях:
1). Изменение формы обучения.
2). Истечение срока действия заключения врачебной комиссии медицинской организации о необходимости получения общего образования Обучающимся на дому.
3). Ликвидация Образовательной организации.
4). Отчисление Обучающегося из Образовательной организации по инициативе
Представителя.
5). Подтвержденное соответствующими результатами аттестации освоение Обучающимся адаптированной основной общеобразовательной программы, являющейся предметом договора
4.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для
каждой из Сторон. Один экземпляр хранится в Образовательной организации, другой - у
Представителя. Оба экземпляра настоящего договора имеют равную юридическую силу.
5. Реквизиты и подписи сторон
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные об- _____________________________________
щеобразовательные программы»
_____________________________________
623610 Свердловская область
(фамилия, имя, отчество Представителя)
Талицкий район, с. Бутка ул. М. Казина, д.3 _____________________________________
Телефон / факс 8(34371) 3-10-91
_____________________________________
Директор ___________ / _______________/
(адрес места жительства)
« __ » ___________ 20 ___ г.
_____________________________________
М.П.
(телефон)
_____________________________________
(подпись)
« __ » ___________ 20 ___ г.
Приложение 2
К Договору
об организации обучения
по адаптированным основным
общеобразовательным программам на дому
от ____________ № ____________
N
n/n
Индивидуальный учебный план
Наименование предНаименование учебметной области
ного предмета
Образовательная организация
_________________ /__________
(ФИО / подпись директора)
М.П.
Количество часов
в неделю
Всего
Представитель
_________________ / _________
(ФИО / подпись родителя
(законного представителя)