1.
Пояснительная записка
Важным аспектом обучения обучающегося с нарушением интеллекта
(вариант 2) является расширение представлений об окружающем природном
мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий
природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о
природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и
человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе,
о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений
об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных
представлений, формирование представлений о растительном и животном
мире. Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир",
"Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в
природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных
изменениях
(утро,
день,
вечер,
ночь),
учится
устанавливать
общие
закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание
обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и
животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер
переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за
домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные
действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок,
животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе,
бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу "от
частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом,
например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот
объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем
ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор),
учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные
грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни
человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих
задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов
(подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов,
знание значения грибов, способов переработки грибов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. Кроме того,
в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с
обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной
работе.
Материально-техническое
обеспечение
предмета
включает:
объекты
природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы
природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе
экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии,
рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов;
пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями,
животными; различные календари; изображения сезонных изменений в
природе;
рабочие
тетради
с
различными
объектами
природы
для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие
компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся
доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок,
аквариум, скотный дворик, огород, теплица.
По
возможности,
в
организации
создаются
"живые
уголки"
для
непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными
рыбками,
птицами,
хомячками,
морскими
свинками).
При
наличии
соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой
скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит
учебный
огород
и
(или)
поставлена
теплица.
Подобные
хозяйства
обеспечивают условия эффективного формирования представлений об
окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме
того, организованные занятия с животными и растениями способствуют
нормализации эмоционального состояния обучающихся в процессе их
непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия
возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении
необходимо организовывать учебные поездки обучающихся в зоопарк, на
ферму, в тепличные хозяйства.
2. Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир"
представлено следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир",
"Временные представления", "Объекты неживой природы".
2.1. Раздел "Растительный мир":
2.1.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и
жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель,
осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки,
листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша,
слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание
значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение)
кустарников
(орешник,
шиповник,
крыжовник,
смородина,
бузина,
боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
2.1.2. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание
значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение)
фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос,
киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и
несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека.
Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук,
картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему
виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки
овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,
крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание
значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка,
подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду.
Знание
строения
гриба
(ножка,
шляпка).
Различение
съедобных
и
несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека.
Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых
цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан,
нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
2.1.3. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных
растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник,
ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года.
Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни
человека.
Узнавание
травянистых
растений.
Узнавание
(различение)
культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп,
базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения
трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений
(зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в
жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус,
фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за
комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни
человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень,
рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения
зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений
природных
особенностей
зон
холодного
растений
пояса
природных
(мох,
зон
карликовая
холодного
береза).
пояса.
Знание
Узнавание
(различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья
колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных
зон жаркого пояса.
2.2. Раздел "Животный мир".
2.2.1. Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание
основных признаков животного. Установление связи строения тела животного
с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова,
свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних
животных. Знание способов передвижения домашних животных.
2.2.2. Объединение животных в группу "домашние животные". Знание
значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними
животными.
Узнавание
(различение)
детенышей
домашних
животных
(теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
2.2.3. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь,
лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание
способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в
группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни
человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок,
лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание
питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание
(различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса
(верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот,
крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание
питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание
строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни.
Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух),
утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания
птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание
значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок,
гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь,
ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение)
перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).
Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные
птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание
значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан).
Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы
(голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание
питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание
значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения
насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом
жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза,
муравей,
кузнечик,
муха,
комар,
пчела,
таракан).
Знание
способов
передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская
звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских
обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его
образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения
морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение)
животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы,
аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание,
содержание).
2.2.4. Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.
Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых
космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и
жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения
земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы
(оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной
поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание
леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений
(животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека.
Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит,
известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни
человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в
природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в
природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание
водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение
правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня
(полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения с огнем.
2.2.5. Временные представления.
Узнавание
(различение)
частей
суток
(утро,
день,
вечер,
ночь).
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток
по
расположению
солнца.
Узнавание
(различение)
дней
недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение
выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами
деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года.
Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в
календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей
даты). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам. Представление о годе как о последовательности
сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время
года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время
года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза,
радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Рассказ о погоде текущего дня.
3.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
Окружающий природный мир:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года
и
соответствующих
сезонных
изменениях
в
природе,
умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь,
лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые);
представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека:
интерес к объектам живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их
виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у
реки).
3) Элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со
временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток,
дней недели, месяцев в году.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2), утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1026.
2.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая приказом и.о.
директора от 28.08.2025 г. № 3629.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от
11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта 2025
года № 169).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ».
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля 2025
года № 03-1326 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации процесса обучения в первом классе в
адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025 – 2026 учебный год.
12. Расписание уроков 1- 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на
2025 – 2026 учебный год.
Оборудование
1. Печатные пособия: альбомы с предметными и сюжетными картинками;
картинные лото;
2. Игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаика, лото);
3. Презентационный материал: «Гигиена полости рта», «Гигиена рук», «Уход за
носом», «Уход за глазами», «Правила поведения за столом», «Режим дня».
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет
ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://infourok.ru/http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/.
http://www.uchportal.ru/
http://www.proshkolu.ru/,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Ф.И.О. обучающегося
Класс
Ф.И.О. учителя
Окружающий природный мир
Клопов Матвей Теймурович
1 (первый)
Шеломенцева Наталья Николаевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
116.
116.
1.
2.
34.
5-
Раздел, тема
Всего – 63 ч.
В неделю – 2 ч.
63 ч.
-
I четверть
Кол-во
часов
16
Растительный мир
16
Узнавание
и
различение
растений, их частей.
Узнавание
и
различение
деревьев, кустарников. Строение
и виды.
Узнавание и различение фруктов,
овощей. Значение для человека.
Узнавание и различение лесных
1
1
2
2
Дата
Виды деятельности
01.0924.10.
03.0924.10.
03.09. Беседа
о
растениях.
Просмотр
презентации.
05.09. Рассмотрение картин. Творческая
работа. Работа с дидактическим
материалом.
10.09, Работа с муляжами фруктов и овощей.
12.09. Работа по дидактическому материалу.
17.09, Растения леса и сада. Ягоды, грибы.
Формы
деятельности
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Примечание
6.
и садовых ягод.
78.
Узнавание
и
различение
съедобных
и
несъедобных
грибов. Строение.
Узнавание
и
различение
культурных и дикорастущих
растений.
Узнавание
и
различение
лекарственных растений.
Узнавание
и
различение
комнатных растений. Строение и
уход.
Узнавание и различение садовых
и дикорастущих растений.
Узнавание
и
различение
зерновых культур.
II четверть
16
Объекты природы
16
Узнавание Солнца. Значение для
человека.
Узнавание Луны. Значение для
человека.
Узнавание
и
различение
небесных тел (планета, звезда).
Знаменитые космонавты.
Свойства и значение воздуха.
Различение земли, неба.
Значение гор для человека.
Изображение
земной
поверхности на карте.
Узнавание и различение суши и
водоема.
Узнавание леса. Значение для
1
910.
11.
1213.
1415.
16.
1732.
1732.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
2
19.09. Работа по дидактическому материалу.
Просмотр презентации.
24.09, Грибы. Просмотр презентации. Беседа Индивидуальная.
26.09. о грибах.
2
01.10, Садовые и дикорастущие растения. Индивидуальная.
03.10. Значение для человека.
1
08.10. Растения: культурные и дикорастущие. Индивидуальная.
Значение.
10.10, Лекарственные растения. Значение для Индивидуальная.
15.10. человека.
2
2
1
1
17.10, Комнатные растения. Строение и
22.10. уход. Значение для человека.
24.10. Зерновые культуры. Значение для
человека.
05.1130.12.
07.1128.12.
07.11. Солнце. Работа с дидактическим
материалом.
10.11. Луна. Значение для человека.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
1
14.11. Небесные тела: планета,
Знаменитые космонавты.
1
17.11. Свойства воздуха. Сравнение. Беседа Индивидуальная.
по вопросам учителя.
21.11. Горы. Работа с картой. Беседа.
Индивидуальная.
1
1
1
звезда. Индивидуальная.
24.11. Суша
и
водоём.
Просмотр Индивидуальная.
презентации. Творческая работа.
28.11. Лес. Значение для человека.
Индивидуальная.
2425.
2627.
28.
29.
3031.
32.
3349.
3349.
33.
34.
35.
36.
37.
человека.
Правила поведения в лесу.
Различение растений и животных
леса.
Узнавание луга, луговых цветов.
Значение для человека.
Узнавание воды. Свойства и
значение для человека.
Узнавание реки. Значение для
человека. Правила поведения на
реке.
Узнавание водоема. Значение
водоема для человека. Правила
поведения на водоеме.
Повторение
и
закрепление
изученного.
III четверть
Животный мир
18
Строение домашнего (дикого)
животного, основные признаки.
Установление связи строения
тела животного с его образом
жизни.
Узнавание
и
различение
домашних и диких животных.
Питание, способы передвижения,
уход. Значение для человека.
Питание, способы передвижения
животных,
обитающих
в
природных зонах холодного и
жаркого поясов.
Установление связи строения
животного
с
его
местом
обитания.
1
2
01.12, Правила поведения в лесу. Работа с Индивидуальная.
05.12. дидактическим материалом.
2
08.12, Растения луга. Просмотр презентации. Индивидуальная.
12.12. Беседа.
15.12. Вода и её свойства. Творческая работа. Индивидуальная.
1
1
19.12. Река.
Инструктаж
по
технике Индивидуальная.
безопасности. Просмотр презентации.
2
22.12, Водоём. Инструктаж по технике Индивидуальная.
26.12. безопасности. Просмотр презентации.
1
29.12. Закрепление изученного.
18
12.0127.03.
12.0127.03.
12.01. Беседа о диких животных. Просмотр Индивидуальная.
презентации.
16.01. Беседа о животных. Уход. Просмотр Индивидуальная.
презентации.
1
Индивидуальная.
1
19.01. Просмотр презентации. Работа с Индивидуальная.
дидактическим
материалом.
Творческая работа.
1
23.01. Просмотр презентации.
1
26.01. Среда обитания животных. Просмотр Индивидуальная.
презентации.
Индивидуальная.
38.
Строение птицы. Установление
связи строения тела птицы с ее
образом жизни.
1
30.01. Беседа
о
презентации.
39.
Узнавание
и
различение
домашних и зимующих птиц.
Особенности внешнего вида,
питание. Значение для человека.
Узнавание
и
различение
перелетных и водоплавающих
птиц. Питание. Значение для
человека.
Строение
насекомого.
Установление связи строения
тела насекомого с его образом
жизни.
Узнавание и различение речных
насекомых Питание, способы
передвижения.
Значение
насекомых для человека.
Строение рыбы. Установление
связи строения тела рыбы с ее
образом жизни.
Узнавание и различение речных
рыб. Питание, значение для
человека.
Строение морских обитателей.
Установление связи строения
тела морского обитателя с его
образом жизни.
Узнавание и различение морских
обитателей. Питание, значение
для человека.
Повторение
и
закрепление
изученного.
IV четверть
1
02.02. Упражнения по различению птиц. Индивидуальная.
Значение. Просмотр презентации.
2
06.02, Птицы: перелётные и водоплавающие. Индивидуальная.
09.02. Работа по дидактическому материалу.
1
13.02. Насекомые. Строение. Образ жизни.
1
27.02. Речные
Просмотр
значении.
1
02.03. Рыбы. Строение. Образ жизни. Беседа Индивидуальная.
о значении.
1
06.03. Речные рыбы. Просмотр презентации. Индивидуальная.
Беседа о значении.
2
13.03, Морские
обитатели.
Просмотр Индивидуальная.
16.03. презентации. Беседа о значении.
2
20.03, Просмотр презентации. Работа
23.03. дидактическим материалом.
1
27.03. Повторение и закрепление изученного. Индивидуальная.
13
06.04-
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
50-
птицах.
насекомые.
презентации.
Просмотр Индивидуальная.
Индивидуальная.
Питание. Индивидуальная.
Беседа о
с Индивидуальная.
65.
5065.
51.
52.
53.
5455.
5657.
5859.
6061.
6263.
Временные представления
13
Узнавание и различение частей
суток. Последовательность.
Соотнесение частей суток с
видами
деятельности.
Определение частей суток по
расположению солнца.
Узнавание и различение дней
недели. Последовательность.
Различение выходных и рабочих
дней. Соотнесение дней недели с
определенными
видами
деятельности.
Узнавание
и
различение
месяцев.
Последовательность.
Соотнесение
месяцев
с
временами года.
Узнавание
и
различение
календарей.
Ориентация
в
календаре.
Узнавание и различение времен
года по характерным признакам.
Последовательность сезонов.
Повторение
пройденного
материала за год.
1
1
26.05.
06.0426.05.
06.04. Сутки. Просмотр презентации. Работа Индивидуальная.
по вопросам.
10.04. Работа с дидактическим материалом. Индивидуальная.
Беседа по вопросам.
1
13.04. Дни недели. Просмотр презентации.
Индивидуальная.
2
17.04, Соотнесение дней недели.
20.04.
Индивидуальная.
2
24.04, Месяцы. Времена года. Соотнесение.
27.04.
Индивидуальная.
2
04.05, Календарь. Ориентация в календаре.
08.05.
Индивидуальная.
2
15.05. Времена года. Различение
18.05, года. Просмотр презентации.
2
22.05, Беседа по вопросам.
25.05.
времён Индивидуальная.
Индивидуальная.