Рабочая программа по учебному предмету здоровье и основы безопасности жизнедеятельности 1 класс (вариант 2)

1.Пояснительная записка
Обучение данному предмету является освоение учащимися с нарушением
интеллекта (вариант 2) системы жизненно-необходимых практических
навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной
жизни. Обучение организуется с учетом региональных особенностей, в
том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках
частично формируются элементарные навыки самообслуживания с
частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно
гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию
его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а
также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом
образе жизни (плохо – хорошо, полезно – вредно для здоровья), о
безопасности

жизнедеятельности.

Учитель

обучает

учащихся

использованию вербальных и невербальных средств общения в процессе
самообслуживания,

выполнения

культурно-гигиенических

процедур

(сообщать о своих действиях, обращаться за помощью в случае
затруднений). Для подкрепления действий учащихся и соблюдения ими
алгоритма активно используются специальные символы (картинки,
пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся в различных
бытовых и игровых ситуациях.

Исходя из особенностей развития

мыслительной деятельности учащихся с

нарушением интеллека, их

индивидуальных характеристик, учитель

на уроках по предмету

«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» воспитывает
(тренирует) у них состояние

физической, психической и социальной

защищенности. Это является основой социализации учащихся с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме
получают представления о том, что безопасность окружающего мира –
необходимое условие существования каждого человека, взрослого и
ребенка.

Результативность освоения учащимися содержания уроков по

предмету

«Здоровье

и

основы

безопасности

жизнедеятельности»

оценивается не столько по приобретенным детьми вербальным знаниям,
сколько по усвоению ими приемами элементарной мыслительной
деятельности. Основное внимание при этом обращается на доступную
степень активности, возможную степень самостоятельности учащихся в
ситуациях на знание правил дорожного движения и др. В ходе обучающих
игр учитель знакомит со знаково-символическими средствами общения –
пиктограммами. К ним, прежде всего, относятся знаки дорожного
движения, знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах
и в природе. Пиктограммы используются, чтобы пробудить и развить
элементарные когнитивные возможности ребенка, активизировать их
коммуникативную деятельность. Темы уроков по предмету «Здоровье и
основы безопасности жизнедеятельности» находят свое логическое
продолжение в содержании уроков по предметам «Чтение», «Развитие
речи и окружающий мир» и в реализации задач коррекционноразвивающей среды.
Цель изучения предмета формирования представлений о некоторых
видах опасных ситуаций и способах поведения в опасных ситуациях,
навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Основные задачи:
• научить называть свое имя, говорить о себе от первого лица;
• закреплять способности выражать свои потребности, значимые для
здоровья и сохранения его, используя вербальные и невербальные
средства общения;
•

закреплять представления о процессах и алгоритме умывания, одевания,
еды,

уборки

помещения,

атрибутах

и

основных

действиях,

сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о
назначении

предметов,

правилах

их

безопасного

использования,

положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических
процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и
их результатов (чистые руки, убранные вещи);
• научить

элементарно

способность

привлечь

описывать
внимание

свое

самочувствие,

педагога

в

случае

развивать
неважного

самочувствия, недомогания;
• развивать устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и
безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.

2. Содержание учебного предмета
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Последовательность действий при умывании. Предметы утреннего
туалета, их назначение и хранение. Рассматривание с учащимися
предметов личной гигиены. Имитационные игры на формирование
умений, учащихся умываться в определенной последовательности.
Использование бумажного полотенца.
Правила пользования водопроводным краном. Горячая и холодная
вода.

Уход за жилищем.

Формирование алгоритма уборки жилища. Рассматривание с учащимися
иллюстраций об уборке помещения. Предметы уборки в жилище.
Экскурсия

«Мы

идем

в

хозяйственный

магазин»

Практические

упражнения по применению уборочного инвентаря. «Будем вытирать
пыль» Правила пользования водопроводным краном. Горячая и холодная
вода. Открывание и закрывание кранов по словесной просьбе учителя.
Объяснение важности чистоты для здоровья человека. Номинация
действий с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Формирование

практических

действий

по

уходу

за

комнатными

растениями. Рассматривание пылесоса, показ работы пылесоса.
• Полезные продукты.

Рассматривание иллюстраций с молочными продуктами. Упражнения в
выборе иллюстраций с изображением молочных продуктов из множества
других. Практическое занятие. Намазывание масла на кусок хлеба.
Правила приема пищи, значимых для гигиены и здоровья: тщательно
пережевывать пищу, есть не спеша, вытирать рот салфеткой. Полезные
продукты – овощи. Блюда из овощей. Как правильно мыть овощи.

• Безопасность в доме и на улице.
Правила пользования водопроводным краном. Горячая и холодная вода.
Алгоритм действий при открывании и закрывания кранов. Экскурсия к
дороге. Рассматривание дорожных знаков и движущего транспорта. Игра
«Я иду по дороге». Транспорт. Обучение учащихся умению переходить
дорогу по пешеходному переходу. Упражнения на узнавание сигналов
светофора.
3. Предметные результаты
 Организует свое рабочее место под руководством воспитателя.
 Входит

и

выходит

из

учебного

помещения

со

звонком,

передвигается по школе, находит свой класс.
 Принимает и осваивает социальную роль обучающегося.
 Принимает следующие базовые ценности: добро, природа, семья.
 Уважает свою семью и родственников.
 Участвует в диалоге, слушает и понимает других.
 Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.
 Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается,
прощается, благодарит.
 Ориентируется на листе бумаги.

Учебно-методический комплекс
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2), утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая
приказом и.о. директора от 28.08.2025 г. № 3629.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы

и

требования

к

обеспечению

безопасности

и

(или)

безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями
от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта
2025 года № 169).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных

адаптированных образовательных программ».
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля
2025 года № 03-1326 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации процесса обучения в
первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в
9.

Свердловской области».
Устав

учреждения
реализующая

государственного
Свердловской

бюджетного

области

адаптированные

общеобразовательного

«Буткинская

основные

школа-интернат,

общеобразовательные

программы», утвержденный приказом Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20Д.
10. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025 – 2026 учебный год.
12.

Расписание уроков 1- 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» на 2025 – 2026 учебный год.

Материально-техническое оснащение:

Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Презентации по ОБЖ
Видеофильмы по ОБЖ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Ф.И.О. обучающегося
Класс
Ф.И.О. учителя

Здоровье и основы безопасности жизнедеятильности
Клопов Матвей Теймурович
1 (первый)
Шеломенцева Наталья Николаевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных

№

Наименование
разделов, тем
программ
2 четверть

1.

«Предметы
утреннего туалета,
их назначение и
хранение».

Всего – 25 ч.

В неделю – 1 ч.
25 ч.
-

Колво
часов
8
1

Дата

Планируемый
результат

Средства обучения

Деятельность
обучающихся

Направления
коррекционной
работы

05.1130.12
05.11.

Уметь пользоваться
предметами личной
гигиены.

Беседа.
Предметы личной
гигиены, просмотр
мультфильм
К.И.Чуковского
«Мойдодыр»,
проектор.

Смотрят
мультфильм,
отвечают на
вопросы.

Развитие
зрительного и
тактильного
восприятия.

2

«Здоровье в порядке -

1

12.11.

спасибо зарядке!»

3

Дружи с водой
«Советы доктора
Воды».

1

19.11.

4

Практическое занятие.
Последовательность
действий при
умывании.

1

5

Уход за глазами.

1

03.12.

6

«Как правильно
ухаживать за ушами».

1

10.12.

26.11.

Уметь выполнять
утреннюю
гимнастику.

Уметь пользоваться
водой и мылом.

Мяч, палки, валик,
два бруска, панно,
карточки с
комплексом
упражнений.

Выполняют
упражнения.

Развитие движений
и ориентировки в
пространстве.

Сказка о микробах.
Игра «Наоборот».

Слушают,
отвечают на
вопросы.

Развитие слухового
восприятия,
координации.

Играют в игру.
Мыло, полотенце,
Знать
Выполняют
Развитие
плакат
с
последовательность
последовательност зрительного
действий при мытье и последовательностью ь действий.
восприятия, мелкой
мытья
рук.
вытирании рук.
моторики.
Дидактическая игра
«Умывайся
правильно».
Беседа об органах
Знать правила
Отвечают на
Развитие
зрения.
Игра
бережного
вопросы.
зрительного
отношения к
«Полезно – вредно», Соблюдают
восприятия.
зрению.
гимнастика для глаз. правила игры.
Знать основные
Просмотр
Отвечают на
Развитие слухового
правила ухода за
восприятия.
мультфильма «Слух» вопросы.
ушами.
Смешарики, проектор. Соблюдают
Дидактические игра: правила игры.
«Что это за звук?»

7

«Чтобы зубы
здоровыми».

были

8

«Как сохранить улыбку
красивой?».

1

1

17.12.

24.112.

Знать что полезно, что Презентация,
мультфильм
вредно для зубов.
«Фиксики»,проектор,
аудиозапись песни
«От улыбки».
Знать
основные
правила
ухода
зубами.

Отвечают на
вопросы.

Развитие
зрительного,
слухового
восприятия.

Практическое занятие.
Зубная паста, зубная
щетка.

Выполняют
Формирование
практическое задание. умения выполнять
простые поручения
по словесному
заданию.

за

3 четверть

8

12.0427.03.

9

«Зачем человеку
кожа».

1

14.01

Уметь
пользоваться
предметами
личной гигиены.

Практическое занятие.
Презентация, портрет
ЗлючкиГрязнючки.

Выполняют
Формирование
практическое задание. умения выполнять
простые поручения
по словесному
заданию.

10

Уход за руками

1

21.01

Уметь правильно
ухаживать за
руками.

Беседа, загадки,
просмотр мультфильма
«Лечение Василия»,
проектор.

Отвечают на вопросы . Развитие
зрительного,
слухового
восприятия.

28.01

Иметь
представление о
пользе витаминов
в овощах и
фруктах.

Презентация, проектор,
плакаты с изображением
овощей и фруктов,
трафареты овощей,
цветные карандаши,
альбом.

Рассматривают
плакаты, отвечают на
вопросы, рисуют с
помощью трафарета
овощи, фрукты.

«Рабочие инструменты
человека».

11

«Овощи и фруктыполезные продукты».

Развитие мелкой
моторики,
тактильнодвигател
ьное восприятия.

12

«Здоровая пища для
всей семьи».

1

04.02

Уметь распознавать
«полезную» и
«вредную» пищу.

Беседа, загадки,
картинки с
продуктами. Игра
«Полезно, вредно».

Отвечают на вопросы,
отгадывают
загадки, соблюдают
правила игры.

Развитие
слухового
восприятия.

13

«Как сделать сон
полезным?».

1

11.02

Иметь представление
о гигиене сна.

Книжечки с
колыбельными песнями,
иллюстрации животных,
карточки с загадками,
пословицами о сне.

Отвечают на вопросы,
рассматривают
иллюстрации

Развитие
слухового и
зрительного
восприятия.

14

«Вредные привычки».

1

25.02

Иметь представление
о последствиях
влияния привычек на
здоровье человека.

Мультфильм «Вредные
привычки»,проектор,
игра «Да-нет».

Отвечают на вопросы,
соблюдают правила
игры.

Развитие
зрительного
восприятия.

15

«Поведение в школе».

1

04.03

Знать правила
культурного
поведения в школе.

Беседа, сюжетные
картинки.

Отвечают на вопросы.

Развитие
слухового
восприятия.

16

Инструктаж о
правилах поведения во
время каникул.

1

11.03.

Знать
правила
поведения во время
каникул.

Инструктаж.

Расписываются в
журнале по технике
безопасности.

Развитие
слухового
восприятия.

17

«Безопасность в
доме».
Проигрывание
ситуации .

1

18.03.

Уметь по картинкам
определять опасную
ситуацию
(при
помощью учителя).

Картинки,
проигрывание
ситуаций.

Определяют, какая
ситуация изображена
на картинки,
проигрывают
ситуацию(при
помощью учителя).

Развитие
воображения.

«Правила пожарной
безопасности».

1

25.03.

4 четверть

7

19

Практическое занятие
«Эвакуация при
пожаре».

1

06.0426.05.
08.04.

20

Игра
«Светофорчики».

1

21

«Охрана окружающей
среды».

22

23

18

Знать правила
пожарной
безопасности.

Просмотр мультфильма Отвечают на вопросы
«Кошкин дом», альбом, после просмотра
карандаши.
мультфильма, рисуют
рисунки.

Знать
правила
эвакуации во время
пожара.

Дид.игра «Позвони в
пожарную»
(скорую, полицию),
плакаты.

15.04.

Знать о порядке
расположения
сигналов светофора.

Светофор, картинки с
изображениями
различного вида
транспорта.

1

22.04.

Иметь представление
о проблеме мусора.

Беседа,
презентация, Отвечают на вопросы, Развитие
проектор, игра
играют в
слухового
восприятия.

Конкурс рисунков
«Мы спасем свою
планету».

1

29.04.

Уметь подобрать
нужные цвета.

Карандаши, альбом,
ластик.

Рисуют, выставляют
свои работы на
выставку.

Развитие
воображения.

Профилактика
простудных
заболеваний. «Откуда
берутся болезни?».

1

06.05.

Иметь представление
,что полезно и что
вредно для здоровья.

Беседа, презентация,
сюжетно-ролевая
игра «Больница».

Отвечают на вопросы,
играют в сюжетноролевую игру «
Больница».

Развитие
зрительного ,
слухового
воображения.

Играют в дид.игры,
рассматривают
плакаты.
Практическое
занятие.
Играют в игру,
запоминают
расположение
сигналов светофора.

Развитие
зрительного
восприятия,
мелкой моторики.

Развитие
движений и
ориентировки в
пространстве.
Развитие
зрительного
восприятия.

24

«Веселые старты».

1

13.05.

Уметь выполнять
общеразвивающие
упражнения.

Мячи, обручи,
скакалки.

25

Конкурс рисунков
«Будем здоровы!».

1

20.05.

Уметь
ориентироваться в
пространстве на
листке бумаги.

Краски, кисточки,
стаканчик для воды.

Действуют сообща по Развитие общей
сигналу.
моторики,
ориентировки в
пространстве.
Рисуют.
Развитие
воображения.
Выставка работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».