1. Пояснительная записка
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к
изобразительной
деятельности,
формирование
умений
пользоваться
инструментами, обучение доступным приемам работы с различными
материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
развитие художественно творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
"Лепка", "Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной
деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную
эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления,
развивать
самостоятельность.
Ребенок
обучается
уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в
выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его
творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь
обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации,
формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях
изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в
последующей
трудовой
деятельности,
например,
при
изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик,
календарей, блокнотов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее
навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного
труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой,
швейной и другой продукции.
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
"Изобразительная деятельность" предусматривает: наборы инструментов для
занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы
специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), шило,
коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые
подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии,
пиктограммы)
готовых
изделий
и
операций
по
их
изготовлению;
репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными
материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной
программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания,
вырезания,
наклеивания,
рисования;
видеофильмы,
презентации,
аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр,
компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий,
изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся; магнитная и
ковролиновая
доски;
деятельности:
клей,
расходные
бумага
материалы
(цветная,
для
папиросная,
изобразительной
цветной
ватман),
карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры,
маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных
размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто,
пластичная масса, глина).
2. Содержание учебного предмета "Изобразительная деятельность"
представлено следующими разделами "Лепка", "Рисование", "Аппликация".
2.1. Раздел "Лепка".
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка,
штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого
куска.
Отрезание
кусочка
материала
стекой.
Размазывание
пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в
руках). Катание шарика на доске (в руках), получение формы путем
выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в
жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями,
между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание
краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием,
прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение
тиснения
(пальцем,
штампом,
тканью).
Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением
растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,
объединенных сюжетом.
2.2. Раздел "Аппликация".
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии,
выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение
надреза,
разрезание
листа
бумаги.
Вырезание
по
контуру.
Сборка
изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из
бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной
аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание
деталей
клеем,
приклеивание
деталей
к
фону.
Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:
придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка
деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.
2.3. Раздел "Рисование".
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при
работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с
кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение
приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием
наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски
путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных)
линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура
(заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по
трафарету,
по
шаблону,
по
представлению).
Дорисовывание
части
(отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета
(объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов
орнамента.
Дополнение
готового
орнамента
растительными
(геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и
геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного
рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по
смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании
сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта.
Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного
рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из
предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием
нетрадиционных техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью,
рисования шариками, граттаж, "под батик".
3.
Предметные
результаты
освоения
учебного
предмета
Изобразительная деятельность.
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация,
рисование;
использование
различных
изобразительных
технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в
процессе изобразительной деятельности;
стремление
к
собственной
творческой
деятельности
и
умение
демонстрировать результаты работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми;
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих
работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
Федеральная
1.
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2), утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1026.
2.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и
множественными
нарушениями
развития
(вариант
2)
ГБОУ
СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая
приказом и.о. директора от 28.08.2025 г. № 3629.
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от
11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта
2025 года № 169).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ».
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля
2025
года
№
03-1326
«О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по организации процесса обучения в
первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
адаптированные
области
«Буткинская
основные
школа-интернат,
общеобразовательные
реализующая
программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025 – 2026 учебный год.
12. Расписание уроков 1- 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
на 2025 – 2026 учебный год.
Оборудование
1. Учебный стол;
2. Шаблоны, трафареты, альбом, краски, карандаши, цветные мелки,
кисточки.
3. Вспомогательные средства невербальной коммуникации:
тематические наборы фотографий, рисунков;
пиктограммы, индивидуальные коммуникативные альбомы.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет
ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://infourok.ru/http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/.
http://www.uchportal.ru/
http://www.proshkolu.ru/,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
ФИО обучающегося
Класс
Ф.И.О. учителя
Рисование (изобразительное искусство)
Клопов Матвей Теймурович
1 (первый)
Шеломенцева Наталья Николаевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
Раздел, тема
I четверть
1- 24.
1,
2.
3,
4,
5.
6,
7,
8.
9,
10,
11,
12.
Всего – 88
В неделю – 3 ч.
88 ч.
-
Колво
часов
16
Мой букет
2
Краски – мои друзья
3
Разноцветный узор
3
Выложи цветок (из заготовок
цветного картона)
4
Дата
01.0924.10.
01.09,
04.09.
08.09,1.
11.09,
15.09.
18.09,2.
22.09,
25.09.
29.09,
02.10,
06.10,
09.10.
Виды деятельности
Формы
деятельности
Рисование по мокрому листу.
Индивидуальная
Штрихи и мазки в разных
направлениях.
Индивидуальная
Работа с спонжиками из поролона.
Индивидуальная
Работа по образцу
цветного картона).
(из
заготовок Индивидуальная
Примечание
13,
14,
15,
16.
Осенний ковёр
II четверть
17
18,
19,
20.
21,
22,
23,
24.
25,
26,
27,
28.
29,
30,
31,
32.
33,
34,
35,
36.
37,
38,
39,
40.
4
24
Здравствуй солнце
4
Грустный дождик
4
Облака и солнце
4
Морские камни
4
Наливное яблочко
4
Разноцветные пуговицы
4
13.10,1.
16.10,
20.10,
23.10.
2.
05.1130.12.
05.11,3.
07.11,
10.11,
12.11
14.11,
17.11,
19.11,
21.11.
24.11,
26.11,
28.11,
01.12.
03.12,
05.12,
08,12,
10.12.
12.12,
15.12.
17.12,
19.12.
22.12,1.
24.12,
26.12.
29.12.
Наклеивание сухих листьев на
альбомный лист.
Индивидуальная
Раскрасить и дорисовать рисунок
цветными карандашами.
Индивидуальная
Работа с пластилином (выложить Индивидуальная
изображение из маленьких кусочков
пластилина по образцу).
Закрашивание
«облаков»
приклеивание «солнышка.
и Индивидуальная
Лепим из пластилина, катаем шарики Индивидуальная
и сплющиваем их.
Наклеиваем кусочки цветной бумаги Индивидуальная
на
подготовленный
контур,
прикрепляем «яблоки» на основу
яблони.
Наклеиваем цветные заготовки на Индивидуальная
готовые контуры.
III четверть
28
2.
12.0127.03.
41,
42,
43,
44.
45,
46,
47.
48,
49,
50,
51.
52,
53,
54,
55.
56,
57,
58.
Полетели воздушные шары
4
Дует ветер, играет снежинками
3
Зимний пейзаж
4
Тарелка с ягодами
4
Чашка с чаем
3
12.01,
14.01,
16.01,
19.01
21.01,
23.01,
26.01.
28.01,
30.01,
02.02,
04.02.
06.02,
09.02,
11.02,
13.02.
25.02,
27.02,
02.03.
59,
60,
61,
62.
63,
64,
65,
66.
Деревянная ложка
4
Стол
4
Раскрашивание и наклеивание
кружочков на лист.
Наклеивание кусочков
определённом порядке.
бумаги
Индивидуальная
в Индивидуальная
Нанесение
краски
на
рисунок, Индивидуальная
сделанный восковым мелком.
Наполнить тарелку ягодами (работа с Индивидуальная
пластилином).
Раскрашивание чашки по готовому Индивидуальная
контуру.
04.03, Аппликация из бумаги.
06.03,
11.03,
13.03.
16.03,1. Рисуем стол по шаблону.
18.03,
20.03,
23.03.
Индивидуальная
Индивидуальная
67,
68.
Что растет в огороде
2
25.03,
27.03.
7088.
69,
70,
71,
72.
73,
74,
75,
76.
77,
78,
79.
80,
81,
82,
83.
84,
85,
86.
87,
88.
IV четверть
20
Сочная морковка
4
Связка лука
4
Рыбки в воде
3
Цыплята спрятались в траве
4
Цветик -семицветик
3
Скоро лето
2
06.0426.05.
06.04,
08.04,
10.04,
13.04.
15.04,
17.04,
20.04,
22.04.
24.04,
27.04,
29.04.
04.05,
06.05,
08.05,
13.05.
15.05,
18.05,
20.05.
22.05
25.05,
Лепим из пластилина.
Индивидуальная
Рисуем цветными карандашами.
Индивидуальная
Лепим из пластилина
Индивидуальная
Аппликация из цветной бумаги
Индивидуальная
Раскрашиваем по мокрому листу.
Индивидуальная
Аппликация из цветной бумаги.
Индивидуальная
Работа с пластилином
Индивидуальная