Рабочая программа по учебному предмету музыка и движение 2 класс (вариант 2)

1. Пояснительная записка
Участие обучающегося в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной

сферы,

как

средство

социализации

и

самореализации

обучающегося. На музыкальных занятиях развивается не только способность
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный
слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к
пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: "Слушание
музыки",

"Пение",

"Движение

под

музыку",

"Игра

на

музыкальных

инструментах".
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В системе
коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов
музыкального воспитания в дополнительной индивидуальной работе с
обучающимися.
Материально-техническое
включает:

оснащение

дидактический

материал:

учебного
изображения

предмета

"Музыка"

(картинки,

фото,

пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов;
альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением
выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения
высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения;
карточки для определения содержания музыкального произведения; платки,
флажки,

ленты,

обручи,

а

также

игрушки-куклы,

игрушки-животные.

Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара, барабаны, бубны,
маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок-флейты, палочки, ударные
установки, кастаньеты, конги, жалейки, трещетки, колокольчики, инструменты
Карла Орфа. Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное
оборудование,

стеллажи

для

наглядных

пособий,

нот,

музыкальных

инструментов, ковролиновая и магнитная доски, ширма, затемнение на окна.

Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных
инструментов

и

музыкантов,

играющих

на

различных

инструментах,

оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов,
балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен.
2. Содержание учебного предмета "Музыка и движение" представлено
следующими разделами "Слушание музыки", "Пение", "Движение под музыку",
"Игра на музыкальных инструментах".
2.1. Раздел "Слушание музыки".
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение
начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной,
медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни.
Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на
разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и
хорового

исполнения

произведения.

Определение

музыкального

стиля

произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов,
симфонических), в исполнении которого звучит музыкальное произведение.
Соотнесение

музыкального

образа

с

персонажем

художественного

произведения.
2.2. Раздел "Пение".
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой
песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни
(отдельных

фраз,

всей

песни).

Выразительное пение

с соблюдением

динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и
вступления к песне.
2.3. Раздел "Движение под музыку".
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной
ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и
окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки,
кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку

действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание или
поднимание предмета, подбрасывание или ловля предмета, взмахивание
предметом. Выполнение движений разными частями тела под музыку:
"фонарики", "пружинка", наклоны головы. Соблюдение последовательности
простейших

танцевальных

Выполнение

движений,

движений.

Имитация

соответствующих

движений

словам

песни.

животных.
Соблюдение

последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при
инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в
медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку.
Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение
движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и
припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных
движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений
одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
2.4. Раздел "Игра на музыкальных инструментах".
Слушание

(различение)

контрастных

по

звучанию

музыкальных

инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение
приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и
громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на
музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на
музыкальном

инструменте.

Освоение

приемов

игры

на

музыкальных

инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой
на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
3. Предметные результаты освоения учебного предмета Музыка и
движение:
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных
занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных
выступлений:

интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение,
движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение
мелодии игрой на музыкальных инструментах;
умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:
умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности;
стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
умение использовать полученные навыки для участия в представлениях,
концертах, спектаклях.
4. Учебно – методический комплекс
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2),

утверждена приказом Министерства

просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год,
Методические пособия
1. Евтушенко И. В. Музыка. 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. В.
Евтушенко. - М. : Просвещение, 2019. - 79 с.
2. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В.
Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2017.

Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11 февраля
2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023
приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024
г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных

адаптированных образовательных программ».
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля 2025
года № 03-1326 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации процесса обучения в первом классе в
адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской

области

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и
глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025 – 2026 учебный год.
12. Расписание уроков 1- 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на
2025 – 2026 учебный год.
Оборудование
Детские музыкальные инструменты; тексты песен, слайды, аудиозаписи.
Коррекционные

задания.

Демонстрационный,

дидактический

материал,

сюжетные картинки. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы
попевок. Комплекс логопедической разминки. Портреты композиторов.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор; экранно-звуковые
пособия (презентации, мультфильмы).
Интернет

ресурсы:

http://nsportal.ru/,

http://infourok.ru/,

http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Музыка и движение
2 (второй)
Покровских Любовь Алексеевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
116.
116.
1-2.

I четверть
Слушание музыки

16
2

910.
11.

Слушание и различение тихого и
громкого звучания музыки.
Определение начала и конца
звучания музыки.
Слушание
и
различение
быстрой, умеренной, медленной
музыки.
Слушание
и
различение
колыбельной песни и марша.
Слушание и различение веселой
и грустной музыки.
Узнавание знакомой песни.

12.
1314.

5-6.

7-8.

В неделю – 2 ч.
67 ч.
-

Кол-во
часов
16

3-4.

Раздел, тема

Всего – 67 ч.

2
2

Дата
01.0924.10.
01.0922.10.
01.09,
03.09.
08.09,
10.09.
15.09,
17.09.

Виды деятельности

Музыка. Слушание. Тихое, громкое Индивидуальная.
звучание.
Звуки природы. Слушание. Беседа по Индивидуальная.
вопросам. Звучание музыки.
Звуки природы. Слушание. Беседа по Индивидуальная.
вопросам.
Слушание,
колыбельная,
Презентация.
Слушание музыки. Жанры.

1

22.09,
24.09.
29.09,
01.10.
06.10.

Определение характера музыки.

1

08.10.

Узнавание знакомой мелодии,
исполненной
на
разных
музыкальных инструментах.

2

13.10,
15.10.

Музыка.
Слушание.
характера музыки.
Музыка.
Слушание.
знакомой мелодии.

2
2

Формы
деятельности

Узнавание знакомой мелодии.

марш. Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.

Различение Индивидуальная.
Различение Индивидуальная.

Примечание

1516.
1733.
1727.
1718.
1920.
2122.
2324.
2527.
2833.
28 33.

3453.
3453.
3435.
36-

Слушание и различение сольного
и
хорового
исполнения
произведения.
II четверть

2

20.10,
22.10.

Слушание и различение
Иллюстрации об осени.

17

Пение

11

Подражание характерным звукам
животных во время звучания
знакомой песни.
Различение запева, припева и
вступления к песне.
Подпевание
отдельных
или
повторяющихся звуков, слогов и
слов.
Пение отдельных фраз песни
«Белые кораблики», текст – Л.
Яхнина, музыка – В. Шаинского.
Пение песни «Белые кораблики»,
текст – Л. Яхнина, музыка – В.
Шаинского.
Движение под музыку

2

03.1130.12.
03.1108.12.
03.11,
05.11.

Животные. Подражание.
презентации.

10.11,
12.11.
17.11,
19.11.

Повторяющиеся звуки, слоги, слова. Индивидуальная.
Подпевание.
Повторяющиеся звуки, слоги, слова. Индивидуальная.
Подпевание.

2

24.11,
26.11.

Исполнение песни.

Индивидуальная.

3

Исполнение песни.

Индивидуальная.

Топанье под музыку.

6

01.12,
03.12,
08.12.
10.1229.12.
10.12,
15.12,
17.12,
22.12.
24.12
29.12
12.0127.03.
12.0125.03.
12.01,
14.01.
19.01,

2
2

6

III четверть

20

Движение под музыку

20

Покачивание с одной ноги на
другую.
Движения: ходьба, бег, прыжки,

2
3

песни. Индивидуальная.

Просмотр Индивидуальная.

Игры на барабане. Имитация топания Индивидуальная.
шагов.

Движение ногами
под музыку. Индивидуальная.
Практическая работа.
Движение под музыку. Практическая Индивидуальная.

38.
39.

4041.
42.

кружение,
приседание
под
музыку разного характера.
Соблюдение последовательности
простейших
танцевальных
движений.
Имитация движений животных.

1

2

Выполнение
движений,
соответствующих словам песни.
Соблюдение последовательности
движений в соответствии с
исполняемой
ролью
при
инсценировке песни.
Движение
под
музыку
в
медленном,
умеренном
и
быстром темпе.

1

4748.
4950..

4344.

4546.

51
53
5467.
5467.
5455.
5657.
58-

21.01,
26.01.
28.01.

02.01,
04.02.
09.02.

работа.
Движения
под
музыку. Индивидуальная.
Последовательность
простейших
движений. Практическая работа.
Простые движения. Игры. Имитация.
Индивидуальная.
Действия под музыку с предметами. Индивидуальная.
Практическая работа.
Действия под музыку. Игры.
Индивидуальная.

2

11.02,
16.02.

2

18.02,
25.02.

Простые движения под музыку Индивидуальная.
разными частями тела. Практическая
работа.

Ритмичная ходьба под музыку.

2

02.03,
04.03.

Изменение скорости движения
под
музыку
(ускорять,
замедлять).
Имитация игры на музыкальных
инструментах.

2

11.03,
16.03.

3

IV четверть

14

Игра на музыкальных
инструментах
Слушание
и
различение
контрастных
по
звучанию
музыкальных инструментов.
Слушание и различение сходных
по
звучанию
музыкальных
инструментов.
Тихая и громкая игра на

14

18.03.
23.03
25.03.
06.0322.05.
04.0426.05.
06.04,
08.04.

Простые движения под музыку Индивидуальная.
разными частями тела. Практическая
работа.
Простые движения под музыку Индивидуальная.
разными частями тела. Практическая
работа.
Игра. Передача простых движений Индивидуальная.
животных.

2

Скорость движения по
Практическая работа. Игры.

музыку. Индивидуальная.

2

13.04,
15.04.

Слушание и различение музыкальных Индивидуальная.
инструментов.

2

20.04,

Игры

с

музыкальным Индивидуальная.

59.
6061.

музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой
на музыкальном инструменте.

6263.

Своевременное вступление и
окончание игры на музыкальном
инструменте.
Освоение приемов игры на
музыкальных
инструментах,
имеющих звукоряд.
Сопровождение
мелодии
ритмичной
игрой
на
музыкальном инструменте.

6465.
6667.

22.04.
27.04,
29.04.

сопровождением.
Игры
с
сопровождением.

2

04.05,
06.05.

Игры
с
сопровождением.

2

11.05,
13.05.

Музыкальные
инструменты. Индивидуальная.
Знакомство. Практическая работа.

2

18.05,
20.05,

Музыкальные
инструменты. Индивидуальная.
Знакомство. Практическая работа.

2

музыкальным Индивидуальная.
музыкальным Индивидуальная.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».