1. Пояснительная записка
Рабочая адаптированная программа для детей с нарушением интеллекта
разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2), адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с нарушением интеллекта (вариант2),
по домоводству.
Обучение ребенка с нарушением интеллекта,
ведению домашнего
хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной
жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность
посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность
устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.
Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только
снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его
уверенность в своих силах.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей
овладения учащимися с нарушением интеллекта учебного материала.
Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной
деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к
усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии,
требующих индивидуальной или групповой коррекции.
2. Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с нарушением интеллекта, с ТМНР ведению домашнего
хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной
жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность
посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность
устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.
Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только
снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его
уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту,
так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений
и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и
перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или
уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки»,
«Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление
пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные
умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью,
ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития
познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как
организация практических занятий, а также экскурсии в магазины,
предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют
образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что
ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать
в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического
поведения
и
этикета,
способствовать
развитию
у
воспитанников
коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых
навыков.
Методы обучения
-словесные
(рассказ,
объяснение,
беседа,
работа
с
дополнительной
литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические ( практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью,
(вариант
2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся. Предполагается,
что к концу обучения (3 класс) по предмету «Домоводство» учащийся по
возможности будет:
· проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;
· иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания,
уборочного инвентаря, бытовой техники;
· уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования
предметов в быту;
· иметь представления о социальных ролях людей;
·
овладеют
умением
выполнять
доступные
бытовые
поручения
(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
· уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка
одежды, обуви, сервировка стола, др.;
Личностные результаты
Включают
овладение
обучающейся
социальными
(жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающейся в различных средах:
· основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
· работа в коллективе (ученик – ученик);
· слушание и понимание инструкции педагога;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· обращение за помощью и принятие помощи педагога.
3. Содержание учебного предмета
- Покупки.
Основные задачи раздела: формировать понятие о местах и способах
осуществления покупок.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в
расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в
магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности
действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара,
получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.
- Обращение с кухонным инвентарем
Основные задачи раздела: формирование умений обращения с кухонным
инвентарем.
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола
(тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной
посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой.
Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Накрывание на стол. Выбор посуды
и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при
сервировке стола.
- Приготовление пищи
Основные задачи раздела: освоение простейших действий по
приготовлению пищи.
Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены
при
приготовлении
пищи.
Выбор
продуктов,
необходимых
для
приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления
блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Раскатывание теста.
Перемешивание
продуктов
ложкой.
Соблюдение
последовательности
действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в
нарезке (хлеб, колбаса, сыр), выбор кухонного инвентаря (тарелка), сборка
бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).
- Уход за вещами
Основные задачи раздела: формирование умений по уходу за вещами.
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Замачивание белья. Полоскание
белья. Отжим белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение
последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой,
замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья
на просушку. Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью.
Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание
обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой). Просушивание
обуви.
- Уборка помещения
Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и
обращения с уборочным инвентарем. Уборка мебели. Уборка с поверхности
стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола.
Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.
- Уборка территории
Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и
обращения с уборочным инвентарем.
Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным
инвентарем.
4. Учебно – методический комплекс
Программы
1. Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2), утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1026.
2. Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год,
Методические пособия
1. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В.
Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2017.
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от
11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта
2025 года № 169).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ».
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля
2025
года
№
03-1326
«О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по организации процесса обучения в
первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
адаптированные
области
«Буткинская
основные
школа-интернат,
общеобразовательные
реализующая
программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025 – 2026 учебный год.
12. Расписание уроков 1- 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
на 2025 – 2026 учебный год.
Оборудование
1.Настольная развивающая игра «Квартира», «Школа», «Магазин», «Кухня».
2.Демонстрационный материал «Электроприборы», «Посуда», «Мебель».
3.Муляжи фруктов и овощей;
4. Презентационный материал : «Уборка помещения», «Бытовые приборы»
5.Персональный компьютер.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор; экранно-звуковые
пособия (презентации, мультфильмы).
Интернет
ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://infourok.ru/,
http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О.учителя
Домоводство
2 (второй)
Покровских Любовь Алексеевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Всего – 67 ч.
67 ч.
-
№
п/п
1-8.
Раздел, тема
1-8.
Обращение с кухонным
инвентарем
Различение предметов посуды для
сервировки стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, нож).
Узнавание (различение) кухонных
принадлежностей (терка, венчик,
овощечистка).
Различение чистой и грязной посуды.
8
Знание
средств,
1.
2.
3.
4.
Кол-во
часов
8
I четверть
(различение)
специальных
моющих
чистящих
В неделю – 1 ч.
Дата
Виды деятельности
Формы
деятельности
1
01.0924.10.
04.0923.10.
04.09
1
11.09
Беседа о кухонной мебели. Индивидуальная.
Просмотр презентации.
1
18.09
1
25.09
.
Работа по
материалу.
работа.
Работа по
материалу.
Экскурсия
в
школьную Индивидуальная.
столовую. Правила поведения.
дидактическому Индивидуальная.
Практическая
дидактическому
Практическая
Примечание
приспособлений для мытья посуды.
работа.
5.
Выбор моющих средств.
1
02.10
6.
Соблюдение
последовательности
действий при мытье и сушке посуды.
Различение бытовых приборов по
назначению
(блендер,
тостер,
электрический чайник).
Знание правил техники безопасности
при пользовании электробытовыми
приборами.
II четверть
1
09.10
1
16.10
Просмотр
презентации. Индивидуальная.
Практическая работа.
Практическая работа.
Индивидуальная.
1
23.10
Практическая работа.
8
Продукты питания
8
Молочные
продукты:
молоко,
сметана,
кефир.
Узнавание упаковок с молочным
продуктом.
Правила
хранения
молочных
продуктов.
Мясные продукты, готовые к
употреблению: колбаса, ветчина.
Узнавание (различение) мясных
продуктов, готовых к употреблению.
Мясные
продукты,
требующие
приготовления: мясо, фарш.
1
03.1130.12.
06.1125.12.
06.11
1
13.11
Практическая работа.
Индивидуальная.
1
20.11
Просмотр презентации. Беседа.
Индивидуальная.
1
27.11
Работа по презентации. Беседа.
Индивидуальная.
1
04.12
Беседа. Просмотр презентации..
Индивидуальная.
1
11.12
Сюжетно-ролевая игра.
Индивидуальная.
17.
8.
916.
916.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Индивидуальная.
Беседа. Просмотр презентации. Индивидуальная.
Работа по вопросам.
Узнавание (различение) мясных
продуктов,
требующих
приготовления.
17-27.
III четверть
15.
16.
2
18.12,
25.12.
11
1
12.0127.03.
15.0126.03.
15.01
1
22.01
Просмотр презентации. Работа Индивидуальная.
с раздаточным материалом.
Продукты питания
(продолжение)
Узнавание и различение рыбных
продуктов, готовых к употреблению.
Изделия из муки: хлеб, булочки,
пироги.
Изделия из муки: торты.
11
1
29.01
1
05.02
21.
Узнавание (различение) изделий из
муки.
Правила хранения изделий из муки.
1
12.02
Работа
с
раздаточным Индивидуальная.
материалом.
Просмотр презентации.
Индивидуальная.
22.
Фрукты, овощи.
1
19.02
Работа с муляжами.
Индивидуальная.
23.
24
25.
Узнавание (различение) овощей и
фруктов.
Польза овощей и фруктов.
2
26.02,
05.03.
12.03
Просмотр презентации.
Индивидуальная.
26.
Правила хранения овощей и фруктов.
27.
28-34.
IV четверть
2
17-27.
17.
18.
19.
20.
28-34.
Приготовление блюда
1
7
7
19.03,
26.03.
06.0422.05.
09.04-
Просмотр презентации. Беседа Индивидуальная.
по вопросам.
Просмотр
презентации. Индивидуальная.
Практическая работа.
Практическая работа.
Индивидуальная.
Беседа. Просмотр презентации. Индивидуальная.
Практическая работа.
Просмотр презентации.
Индивидуальная.
Правила гигиены при приготовлении
пищи.
Выбор продуктов, необходимых для
приготовления блюда.
Выбор инвентаря, необходимого для
приготовления блюда.
Соблюдение
последовательности
действий при мытье и сушке
продуктов.
1
21.05.
09.04
1
16.04
1
23.04
1
30.04
32.
Мытье продуктов.
1
33.
Чистка овощей.
34.
Резание ножом.
Натирание продуктов на тёрке.
28.
29.
30.
31.
Просмотр
презентации.
Сюжетно-ролевая игра.
Просмотр
презентации.
Сюжетно-ролевая игра.
Просмотр
презентации.
Сюжетно-ролевая игра.
Чтение стихотворения. Беседа
по вопросам.
Индивидуальная.
07.05
Практическая работа.
Индивидуальная.
1
14.05
Практическая работа.
Индивидуальная.
1
21.05
Инструктаж
безопасности.
работа.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
по
технике Индивидуальная.
Практическая