1. Пояснительная записка
Цель обучения математике - формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные
представления", "Представления о форме", "Представления о величине",
"Пространственные представления", "Временные представления".
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей
действительности,
т.е.
во
временных,
количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Умение
устанавливать
взаимно-однозначные
соответствия
могут
использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов
участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение
пересчитывать
предметы
необходимо
при
выборе
ингредиентов
для
приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в
блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных
блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате
рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах
пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным
расчетом по 2 часа в неделю (13-й год - 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках
коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по
математике
с
обучающимися,
которые
нуждаются
в
дополнительной
индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета
недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную
образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный
план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по
форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы
предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий;
карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата
часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими
фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой
материал;
обучающие
компьютерные
программы,
способствующие
формированию у обучающихся доступных математических представлений.
2. Содержание учебного предмета "Математические представления"
представлено следующими разделами: "Количественные представления",
"Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные
представления", "Временные представления".
2.1. Раздел "Количественные представления".
2.1.1.
Нахождение
одинаковых
предметов.
Разъединение
множеств.
Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один",
"много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по
3, по 5).
2.1.2. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда
1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.
Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из
двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5
(10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну
(несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде
арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько)
единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на
калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание
достоинства
монет
(купюр).
Решение
простых
примеров
с
числами,
выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
2.1.3. Представления о величине: различение однородных (разнородных по
одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по
величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения.
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение
однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по
длине.
Различение
однородных
(разнородных)
предметов
по
ширине.
Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение
предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по
весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов,
материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение
предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение
предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки
(шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты)
предметов линейкой.
2.1.4. Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел:
"шар",
"куб",
"призма",
"брусок".
Соотнесение
формы
предмета
с
геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических
фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая,
ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической
фигурой.
Соотнесение
формы
предметов
с
геометрической
фигурой
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей.
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из
счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение
геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная),
отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка,
линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля),
его
назначение.
Измерение отрезка.
Рисование
круга
произвольной
(заданной)
величины.
2.1.5. Пространственные представления: ориентация в пространственном
расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх
(вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога,
сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве:
близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу),
впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив,
между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном
направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на
плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева,
верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая)
часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета
(изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов
(изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение
отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между. Определение месторасположения предметов в
ряду.
2.1.6. Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей
суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней
недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с
временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий
день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание
порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание
последовательности
месяцев
в
году.
Сравнение
людей
по
возрасту.
Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до
получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
3.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
Математические представления.
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических
задач с опорой на наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько
единиц;
3) Использование математических знаний при решении соответствующих
возрасту житейских задач:
умение
обращаться
с деньгами, рассчитываться
ими,
пользоваться
карманными деньгами;
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь
мерками и измерительными приборами;
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры,
автобуса, телефона;
умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий;
определять время по часам, соотносить время с началом и концом
деятельности.
4. Учебно – методический комплекс
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2),
утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
нарушением
интеллекта,
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Дополнительная литература
1.Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие
для
общеобразоват.
организаций,
реализующих
адапт.
основные
общеобразоват. программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
Дополнительная литература:
2. Алышева Т. В. Математика. Методические рекомендации. 1-4 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основную
общеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2016. – 254 с.
Нормативно- правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11 февраля
2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023
приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024
г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ».
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля 2025
года № 03-1326 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации процесса обучения в первом классе в
адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025 – 2026 учебный год.
12. Расписание уроков 1- 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на
2025 – 2026 учебный год.
Оборудование:
Дидактический материал:
-
наборы счетных палочек;
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов,
игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры
и тела);
-
набор предметных картинок;
-
наборное полотно;
индивидуальные оцифрованные ученические линейки.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет
ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://infourok.ru/http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/.
http://www.uchportal.ru/
http://www.proshkolu.ru/,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Математические представления
2 (второй)
Покровских Любовь Алексеевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
116.
1-10.
Раздел, тема
I четверть
Всего – 69 ч.
В неделю – 2 ч.
69 ч.
-
Кол-во
часов
16
Дата
Виды деятельности
Формы
деятельности
01.0924.10.
02.0901.10.
02.09,
03.09.
Просмотр презентации. Работа с Индивидуальная.
дидактическим материалом.
10
1,
Формирование временных
представлений
«День-вечер-ночь»
2.
3,
«Части суток»
2
09.09,
10.09.
4.
5,
«День-вечер-ночь»
«Режим дня»
Практические
упражнения
в Индивидуальная.
знании порядка следования частей
суток. Просмотр презентации.
2
16.09,
17.09.
«Ночной режим»
2
23.09,
Беседа о режиме дня. Показ Индивидуальная.
сюжетных картинок. Ответы на
вопросы: что делаем днём, что
делаем ночью? Рисование дня и
ночи (белый лист, чёрный лист).
Беседа о режиме дня. Показ Индивидуальная.
сюжетных картинок. Ответы на
2
6.
7,
Примечание
8.
24.09.
9,
Закрепление по теме:
10.
«Покажи,что
днем,вечером»
ты
13,
14.
«Цифра 1»
15,
16.
11,
12.
1731.
17,
30.09,
01.10.
6
07.1022.10.
2
07.10,
делал
«Покажи,что
ты
делал
ночью»
Формирование
количественных
представлений
«Знакомство с понятием
«один»
и
«много»
«Знакомство с цифро
«Один-много»
1116.
2
08.10.
2
14.10,
15.10.
«Много»
1
21.10,
22.10
«Выполнение
различных
действий: один — много
хлопков».
II четверть
15
03.1130.12.
2
11.11,
12.11.
Формирование
количественных
вопросы: что делаем днём, что
делаем ночью? Рисование дня и
ночи (белый лист, чёрный лист).
Просмотр презентации. Работа с Индивидуальная.
раздаточным материалом.
Упражнения
в
объединении Индивидуальная.
множеств. Работа с дидактическим
материалом.
Упражнения
в
пересчёте Индивидуальная.
предметов. Практическая работа у
доски.
Упражнения
в
пересчёте Индивидуальная.
предметов. Практическая работа у
доски.
18.
представлений
(продолжение)
«Мои игрушки»
2
11.11,
12.11.
«Формирование
представлений о величине»
13
18.11,
30.12.
19,
Большой-маленький
2
18.11,
19.11.
20.
«Длинный- короткий
21,
«Большие
игрушки»
маленькие
2
25.11,
26.11.
«Игровые упражнения на
сопоставление двух объектов
2
02.12,
03.12.
17,
18.
19,
Практические
упражнения
в Индивидуальная.
соотнесении
количества
предметов с числом, обозначение
цифрой.
32.
и
22.
23,
Работа по различению предметов
по величине. Отработка
выполнения действия по просьбе
«Покажи предмет».
Конструирование на плоскости:
выкладывание предметов из
предметов различной формы.
Работа по различению предметов
по величине. Отработка
выполнения действия по просьбе
«Покажи предмет».
Конструирование на плоскости:
выкладывание предметов из
предметов различной формы.
«Игровые упражнения на
сопоставление двух объектов по
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
24.
25,
по
величине
длинныйкороткий, используя приемы
наложения и приложения».
«Я большая,а ты маленький»
величине длинныйкороткий, используя приемы
наложения и приложения».
Практическая работа. Штриховка Индивидуальная.
предметов различной величины
длинная лента, короткая лента».
2
09.12,
10.12.
2
16.12,
17.12.
Работа по сравнению предметов.
Индивидуальная.
29,
«Штриховка
предметов
различной величины длинная
лента, короткая лента».
«Подбери
одежду
для
большой
куклы,
для
маленькой куклы»
«Подбери ленты для кукол»
1
23.12,
24.12.
Работа по сравнению предметов.
Индивидуальная.
30.
31
«Постройка башни»
1
30.12.
Упражнения
в
сравнении Индивидуальная.
предметов по длине и высоте.
Работа
с
дидактическим
материалом.
26.
27,
28.
«Длинный
мостик»
мост,
короткий
3254.
III четверть
22
12.0127.03.
33-
«Формирование
представлений о форме»
12
13.0118.02.
33,
Круг»
2
13.01,
14.01.
34.
«Квадрат»
44.
Нахождение предметов и картинок Индивидуальная.
различных геометрических форм.
Работа по обводке геометрических
фигур.
35,
«Маленькие
квадраты»
и
большие
2
20.01,
21.01.
«Предметы похожие на круг,
квадрат»
2
27.01,
28.01.
«Раскрашивание
круга,квадрата»
2
03.02,
04.02.
Работа
по
раскрашивание
фигур.
«Обведение круга, квадрата
по контуру»
2
10.02,
11.02.
«Штриховка круга, квадрата»
2
17.02,
Работа по обводке геометрических Индивидуальная.
фигур. Игра «Мяч вверх- мяч
вниз» (дети свободно играют с
мячом, а по команде педагога
должны поднять мяч вверх или
опустить вниз). Игра «Прячем
мышку» (прятать мышку на
верхнюю или нижнюю полку).
Конструирование:
башня
из
конструктора «Кроха».
Повторение
названий Индивидуальная.
геометрических
фигур:
круг,
квадрат,
треугольник.
Игра
«Чудесный мешочек» (деревянные
фигурки). Соотнесение фигур по
форме, группировка по форме.
Письменное задание – обводка
фигур по трафарету.
36.
37,
Нахождение предметов и картинок Индивидуальная.
различных геометрических форм.
Работа по обводке геометрических
фигур.
Нахождение предметов и картинок Индивидуальная.
различных геометрических форм.
38.
39,
40.
41,
42.
43,
44.
45-
18.02.
«Формирование
10
24.02-
обводке
и Индивидуальная.
геометрических
54.
пространственных
представлений»
45,
«Вверху-середина-внизу»
25.03.
2
24.02,
25.02.
по
4
03.03,
04.03.
10.03
11.03
«Разложи одежду по полкам»
4
5566.
IV четверть
13
17.03,
18.03.
24.03
25.03
06.04.22.05.
5154.
«Формирование
пространственных
представлений»
4
07.04.15.04.
2
07.04,
08.04.
46.
47,
«Разложи
полкам»
игрушки
50.
51,
54.
Работа
по
определению Индивидуальная.
месторасположению предметов.
Закрашивание
и
штриховка
геометрических фигур.
Упражнения в составлении ряда Индивидуальная.
предметов.
Работа
с
дидактическим материалом.
Упражнения в составлении ряда Индивидуальная.
предметов.
Работа
с
дидактическим материалом.
(продолжение)
55,
«Ориентация
на
листе
бумаги» «Вверх-середина»
56.
«Середина –низ»
Работа
по
перемещению Индивидуальная.
предметов в пространстве. Работа
у доски.
57,
«Ориентация в классе»
58.
«Середина класса»
59,
2
14.04,
15.04.
9
21.04.20.05.
60.
«Формирование
пространственных
представлений»
61,
«Поровну-больше»
2
21.04,
22.04.
63.
«Разложи игрушки»
1
28.04.
64.
«Пространственные понятия:
поровну - больше,к,от.»
1
29.05.
65.
«Игровые упражнения на
перемещение в пространстве,
на изменение положений
частей тела».
«Игровые упражнения на
перемещение
в
пространстве»
Закрепление
тем:
«Короткий
длинный»
«вверху-середина-внизу»
«поровну-больше»
1
05.05.
2
06.05,
12.05.
2
13.05,
20.05,
62.
66,
67.
6869.
Работа
по
перемещению Индивидуальная.
предметов в пространстве. Работа
у доски.
Работа
по
перемещению
предметов в пространстве. Работа
у доски.
Работа
по
перемещению
предметов в пространстве. Работа
у доски.
Упражнения в отношении порядка
следования.
Работа
с
дидактическим материалом
Упражнения в отношении порядка
следования.
Работа
с
дидактическим материалом
Упражнения на перемещение
пространстве.
Работа
дидактическим материалом
Упражнения на перемещение
пространстве.
Работа
дидактическим материалом
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Индивидуальная.
в Индивидуальная.
с
в Индивидуальная.
с