1. Пояснительная записка
Рабочая программа образования обучающихся с нарушением интеллекта (2
вариант)
ГБОУ
адаптированные
СО
«Буткинская
основные
школа-интернат,
общеобразовательные
реализующая
программы»
–
это
общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа по адаптивной физической культуре представляет
особый комплекс мероприятий направленных на развитие двигательных
навыков обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2).
Цель обучения: создание условий для повышения двигательной активности
у
обучающихся
и
обучение
использованию
полученных
навыков
в
повседневной жизни.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно-информационную, коммуникативно-деятельностную,
ценностно-
ориентационную).
Задачи:
- формирование
и
совершенствование
основных
и
прикладных
двигательных навыков;
- формирование умения ходить на лыжах;
- формирование умения играть в спортивные игры;
- формирование беговых навыков;
- формирование прыжковых навыков;
- формирование умения выполнять перестроение в шеренге.
- укрепление и сохранение здоровья
детей, профилактика
возникновения вторичных заболеваний;
- развитие навыков хождения, бега, прыжка;
- развитие вестибулярного аппарата;
- развитие навыков личной гигиены;
- развитие мелкой и общей моторики и координации движений.
- воспитание нравственных качеств;
болезней и
- приучение к дисциплинированности, организованности, ответственности;
- воспитание любви к спорту;
- воспитание элементарной самостоятельности.
Специальной задачей обучения является коррекция нарушений физического
развития обучающихся с нарушением интеллекта (2 вариант).
Программа рассчитана на 1 год обучения: в 8 классе для детей с
нарушением интеллекта (2 вариант) - 69 ч. (2 раза в неделю), в соответствии с
количеством учебных часов, отведенных учебным планом.
2. Содержание учебного предмета
«Адаптивная физическая культура»
2.1. «Коррекционные подвижные игры».
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол.
Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от
пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с
отскоком от пола). Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой.
Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча
в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание волейбольного мяча. Подача
волейбольного мяча сверху (снизу). Прием волейбольного мяча сверху (снизу).
Игра в паре без сетки (через сетку). Футбол. Узнавание футбольного мяча.
Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов
(пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча,
стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение
мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой.
Удар по волану: нижняя (верхняя) подача. Отбивание волана снизу (сверху).
Игра в паре. Подвижные игры. Соблюдение правил игры "Стоп, хоп, раз".
Соблюдение правил игры "Болото". Соблюдение последовательности действий
в игре-эстафете "Полоса препятствий": бег по скамейке, прыжки через
кирпичики, пролезание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение
правил игры "Пятнашки". Соблюдение правил игры "Рыбаки и рыбки".
Соблюдение
последовательности
действий
в
игре-эстафете
"Собери
пирамидку": бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону,
передача эстафеты. Соблюдение правил игры "Бросай-ка". Соблюдение правил
игры "Быстрые санки". Соблюдение последовательности действий в игреэстафете "Строим дом".
2.2. «Лыжная подготовка»
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности
действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение
носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного
ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего
шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом,
продвижение в сторону приставным шагом. Соблюдение последовательности
действий при подъеме после падения из положения "лежа на боку":
приставление одной ноги к другой, переход в положение "сидя на боку"
(опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене, постановка левой
ноги с опорой на поверхность, подъем в положение "стоя" с опорой на
правую руку. Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж
(носков лыж), махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно
(несколько) скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода.
Выполнение бесшажного хода. Преодоление подъемов ступающим шагом
("лесенкой", "полуелочкой", "елочкой"). Выполнение торможения при спуске
со склона нажимом палок ("полуплугом", "плугом", падением).
2.3. «Туризм»
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак,
спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога).
Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак
(например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства
личной
гигиены).
Соблюдение
последовательности
действий
при
раскладывании спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из
чехла,
развязывание
тесьмы,
раскатывание
мешка.
Соблюдение
последовательности действий при расположении в спальном мешке:
расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины
спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до
капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании
спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание
мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла.
Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша, стены
палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для установки
палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях палатки. Вставление
плоских
(круглых)
Установление
стоек.
последовательности
колышков
при
Установление
действий
при
закреплении
растяжек
разборке
палатки
палатки.
на
земле.
Соблюдение
установленной
палатки:
вынимание колышков (с растяжки, из днища), складывание колышков в
чехол, вытаскивание стоек, разборка и складывание стоек в чехол,
складывание растяжек на палатку, сворачивание палатки, складывание
палатки и всех комплектующих в сумку-чехол, закрывание сумки-чехла.
Подготовка кострового места. Складывание костра. Разжигание костра.
Поддержание огня в костре. Тушение костра. Соблюдение правил поведения
в походе: нельзя отставать, убегать вперед, нельзя никуда уходить без
разрешения взрослого, нельзя есть найденные в лесу грибы и ягоды без
разрешения взрослого, нельзя бросать мусор в лесу, нельзя трогать лесных
животных.
2.4. «Физическая подготовка»
Построения
и
перестроения.
Принятие
исходного
положения
для
построения и перестроения: основная стойка, стойка "ноги на ширине плеч"
("ноги на ширине ступни"). Построение в колонну по одному, в одну
шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в
стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны.
Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне. Общеразвивающие и
корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох
(выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот
(нос).
Одновременное
Противопоставление
(поочередное)
первого
сгибание
пальца
(разгибание)
остальным
на
пальцев.
одной
руке
(одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки
поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с
одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью.
Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками
в исходных положениях "стоя", "сидя", "лежа" (на боку, на спине, на
животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.
Круговые движения руками в исходном положении "руки к плечам".
Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны
вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание
головы в положении "лежа на животе". Наклоны туловища вперед (в
стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения
прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с
поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой
прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны,
круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные
(одновременные) движения ногами: поднимание
(отведение) прямых
(согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения "лежа" в
положение "сидя" (из положения "сидя" в положение "лежа"). Ходьба по
доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой
(узкой)
поверхности
поверхности
гимнастической
гимнастической
скамейки,
скамейки,
ровной
движущейся
(наклонной)
поверхности,
с
предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у
вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами,
стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх
и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед,
отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове,
в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук
назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким
шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром)
темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном
(медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления
движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким
подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями
рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге
на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с
одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с
места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на
четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной
гимнастической
скамейке
вверх
(вниз),
через
препятствия,
по
гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке.
Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача
предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького)
мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького)
мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание
предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге).
Метание в цель (на дальность). Перенос груза.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
5. Овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире;
6. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
7. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
9. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
12. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
13. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
3.1. Минимальный и достаточный уровни усвоения программы
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
- Умение ориентироваться в спортивном зале - Умение ориентироваться в спортивном зале
с помощью учителя.
самостоятельно.
- Умение
выполнять
построение
и - Умение
выполнять
построение
и
перестроение в шеренге.
перестроение в шеренге.
- Умение
выполнять
элементарные - Умение
выполнять
элементарные
упражнения в равновесии.
упражнения в равновесии.
- Умение
выполнять
элементарные
упражнения на лыжах с помощью учителя.
- Умение выполнять прыжки в длину с места.
- Катание,
бросание,
ловля
округлых
предметов с помощью учителя.
- Ползание и лазание по прямой поверхности.
- Построение и перестроение с помощью
учителя.
- Умение играть в спортивные игры с
помощью учителя.
- Умение
выполнять
элементарные
упражнения на лыжах самостоятельно.
- Умение выполнять прыжки в длину с места
и с разбега.
- Катание,
бросание,
ловля
округлых
предметов самостоятельно.
- Ползание и лазание по наклонной
поверхности.
- Построение
и
перестроение
самостоятельно.
- Умение играть в спортивные игры
самостоятельно.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
5-9
классов
с
нарушением
интеллекта,
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
2. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24 ноября 2022 года №1026.
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11 февраля
2022 года приказ N 69, от 7 октября 2022 года приказ N 888, 3 августа 2023
года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года
приказ № 169).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024
года № 495
просвещения
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных общеобразовательных программ».
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта,
тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025-2026 учебный год.
12.Расписание уроков ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» 2025 – 2026
учебного года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Адаптивная физическая культура
8
Рычков Евгений Юрьевич
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
1
Инструктаж по
техники
безопасности на
уроках легкой
атлетики.
Бег с переменной
скоростью до 5
мин
В неделю – 2 ч.
69 ч.
-
Кол-во
часов
№
Тема
предмета
Всего – 69 ч.
02.09.
Программное
содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
1 четверть
Легкая атлетика– 8 часов
Беседа по техники безопасности Слушают инструктаж о правилах
на занятиях легкой атлетикой.
поведения на уроках легкой
Выполнение упражнений в
атлетики, обосновывают
ходьбе в определенном темпе с значимость развития физических
выполнением заданий.
качеств средствами легкой
Определение значимости
атлетики в трудовой
развития физических качеств
деятельности и жизни человека
средствами легкой атлетики в
(при необходимости, с помощью
трудовой деятельности
учителя, по наводящим
человека. Выполнение ходьбы с вопросам).
заданиями.
Выполняют ходьбу с заданиями.
Выполнение бега легко и
Выполняют бег с переменной
свободно, не задерживая
скоростью до 4 мин.
дыхание.
Достаточный уровень
Слушают инструктаж о
правилах поведения на
уроках легкой атлетики
обосновывают значимость
развития физических
качеств средствами легкой
атлетики в трудовой
деятельности и жизни
человека.
Выполняют ходьбу с
заданиями. Выполняют бег
с переменной скоростью до
5 мин.
2
Медленный бег с
преодолением
препятствий
04.09.
3
Запрыгивание на
препятствие
высотой до 50 - 60
см
09.09.
4
Бег на отрезках до
30 м. Беговые
упражнения
11.09.
5
Равномерный бег
500 м
16.09.
6
Метание набивного
мяча (2-3 кг) двумя
руками снизу, из-за
головы, через
18.09.
Выполнение упражнений в
ходьбе в определенном темпе с
выполнением заданий.
Выполнение запрыгивания на
препятствие.
Метание мяча в вертикальную
цель
Выполнение бега на отрезке с
ускорением 30 м.
Выполнение запрыгивания на
препятствие.
Выполнение метания мяча на
дальность из-за головы через
плечо
Выполнение беговых
упражнений и
последовательности их
выполнения.
Выполнение беговых
упражнений, быстрого бега на
отрезках.
Метание мяча на дальность
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Выполнение бега на средние
дистанции, распределяя свои
силы в беге на дистанции.
Метание мяча на дальность
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Выполнение бега 60 м с
ускорением и на время.
Выполняют ходьбу с заданиями
по инструкции учителя.
Выполняют бег с преодолением
препятствий (высота 10-30 см).
Выполняют метание мяча в
вертикальную цель
Выполняют бег. Запрыгивают и
спрыгивают с препятствия до 50
см.
Выполняют метания мяча на
дальность из-за головы через
плечо с места
Выполняют ходьбу с
заданиями.
Выполняют бег с
преодолением препятствий
(высота 30-40 см).
Выполняют метание мяча в
вертикальную цель
Запрыгивают на
препятствие высотой 60 см.
Выполняют метания мяча
на дальность из-за головы
через плечо с 4-6 шагов с
разбега
Выполняют беговые
упражнения, бегут с ускорением
на отрезках до 30 м -1 раз.
Выполняют метания мяча на
дальность с места
Выполняют беговые
упражнения, бегут с
ускорением на отрезках до
30 м -2-3 раза. Выполняют
метания мяча на дальность
Выполняют беговые упражнения.
Выполняют кроссовый бег до
300 м (допускается смешанное
передвижение).
Метание мяча на дальность
Выполняют беговые
упражнения. Выполняют
кроссовый бег до 300 м
(девочки), на дистанцию
500 м (мальчики).
Метание мяча на дальность
Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут
60 м с ускорением и на
время. Бросают набивной
Выполняют специально-беговые
упражнения. Бегут 60 м с
ускорением и на время. Бросают
набивной мяч из различных
голову
7
Бег на короткую
дистанцию 60 м
низкого старта
23.09.
8
Бег с низкого
старта на
дистанции 60- 80 м
25.09.
9
Инструктаж по ТБ
на уроках
спортивных играх.
Ведение мяча с
изменением
направления
30.09.
10
Ведение мяча с
изменением
направления
02.10.
Выполнение броска набивного
исходных положений (весом 1-2
мяча, согласовывая движения
кг)
рук и туловища
Выполнение специальноВыполняют специально-беговые
беговых упражнений.
упражнения. Начинают бег с
Освоение понятия низкий старт. низкого старта на 60 м. Бросают
Демонстрирование техники
набивной мяч из различных
стартового разгона,
исходных положений ( весом 1-2
переходящего в бег по
кг)
дистанции. Выполнение броска
набивного мяча, согласовывая
движения рук и туловища
Выполнение специальноВыполняют специально-беговые
беговых упражнений.
упражнения. Начинают бег с
Освоение понятия низкий старт. низкого старта на 60 м. Бросают
Демонстрирование техники
набивной мяч из различных
стартового разгона,
исходных положений ( весом 1-2
переходящего в бег по
кг)
дистанции. Выполнение броска
набивного мяча, согласовывая
движения рук и туловища
Спортивные игры – 8 часов
Беседа по ТБ, санитарноОтвечают на вопросы по
гигиенические требования к
прослушанному материалу с
занятиям баскетболом, права и
опорой на визуальный план (с
обязанности игроков на
использованием системы
площадке, предупреждение
игровых, сенсорных поощрений).
травматизма.
Останавливаются по сигналу
Выполнение стойки
учителя, выполняют повороты на
баскетболиста, передачи мяча
месте с мячом в руках, передают
двумя руками от груди с шагом и ловят мяч двумя руками от
навстречу друг другу.
груди в парах на месте (на основе
Выполнение ведения мяча на
образца учителя). Ведут мяч
мяч из различных исходных
положений (весом 2-3 кг).
Выполняют специальнобеговые упражнения.
Начинают бег с низкого
старта на 80 м. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений
(весом 2- 3 кг)
Выполняют специальнобеговые упражнения.
Начинают бег с низкого
старта на 80 м. Бросают
набивной мяч из различных
исходных положений
(весом 2- 3 кг)
Отвечают на вопросы по
прослушанному материалу.
Останавливаются по
сигналу учителя,
выполняют повороты на
месте с мячом в руках,
передают и ловят мяч
двумя руками от груди в
парах (на основе образца
учителя).
Ведут мяч одной рукой на
месте и в движении.
Выполнение ведения мяча с
изменением направлений
11
Ведение мяча с
обводкой
препятствий
07.10.
12
Ведение мяча с
обводкой
препятствий
09.10.
13
Бросок мяча по
корзине одной
рукой от головы
14.10.
14
Штрафной бросок
16.10.
15
Вырывание и
выбивание мяча
21.10.
Выполнение передвижений без
мяча, остановку шагом.
Выполнение ведения мяча с
обводкой условных
противников.
Выполнение передачи мяча
двумя руками от груди в парах
с продвижением вперед
Выполнение передачи мяча
двумя и одной рукой в парах,
тройках в движении.
Выполнение бросков по
корзине одной рукой от головы
с места, демонстрирование
элементов техники баскетбола
Совершенствование бросков
мяча по корзине.
Освоение правил игры и
штрафного броска. Выполнение
передачи мяча двумя и одной
рукой в парах, тройках в
движении. Выполнение бросков
по корзине двумя руками от
груди с места.
Освоение способов вырывания
и выбивания мяча с
демонстрацией учителем.
одной рукой на месте и в
движении шагом. Выполняют
ведение мяча с изменением
направлений (без обводки и с
обводкой)
Выполняют передвижение без
мяча, остановку шагом.
Выполняют ведение мяча с
обводкой условных противников.
Выполняют передачу мяча двумя
руками от груди в парах с
продвижением вперед
Передают мяч с продвижением
вперед двумя руками и бросают
мяч в корзину одной рукой от
головы с места после
инструкции учителя
Осваивают правила игры и
штрафного броска. Передают
мяч с продвижением вперед
двумя руками и бросают мяч в
корзину двумя руками от груди с
места после инструкции учителя
месте и в движении шагом
Выполняют повороты в
движении без мяча и после
получения мяча в движении
Выполняют передвижение
без мяча, остановку шагом.
Выполняют ведение мяча с
обводкой условных
противников
Выполняют передачу мяча
двумя руками от груди в
парах с продвижением
вперед
Передают мяч двумя и
одной рукой в парах,
тройках, с продвижением
вперед и бросают мяч в
корзину одной рукой от
головы с места
Осваивают правила игры и
штрафного броска.
Передают мяч двумя и
одной рукой в парах,
тройках, с продвижением
вперед и бросают мяч в
корзину двумя руками от
груди с места
Осваивают способы вырывания и Осваивают способы
выбивания мяча по инструкции и вырывания и выбивания
показу учителем.
мяча.
Выполнение вырывание,
выбивание, ловлю, передачу и
ведения мяча в парах
16
Вырывание и
выбивание мяча
23.10.
17
Перестроение из
колонны по
одному в колонну
по два (на месте).
06.11.
18
Повороты направо,
налево, кругом
(переступанием).
Упражнения на
равновесие
11.11.
19
Упражнения на
13.11.
Выполняют упражнения в парах
после инструкции учителя и
ориентируясь на образец
выполнения обучающимися из
более сильной группы
2 четверть
Гимнастика - 16 часов
Выполнение строевых действий Выполняют строевые действия
согласно расчету и команде.
под щадящий счёт. Сочетают
Освоение перестроения из
ходьбу и бег в колонне.
колонны по одному в колонну
Выполняют упражнения со
по два и по три на месте.
скакалкой. Прыгают через
Тренировочные упражнения
скакалку на месте в равномерном
сочетание ходьбы и бега в
темпе на двух ногах
колонне. Выполнение
произвольным способом
упражнений со скакалкой.
Выполнение прыжков через
скакалку на месте в
равномерном темпе
Ориентирование в
Выполняют строевые действия
пространстве, сохранение
под щадящий счёт. Выполняют
равновесия при движении по
перестроение из колонны по
скамейке.
одному в колонну по два, по три
Выполнение перестроений на
на месте. Выполняют ходьбу по
месте.
гимнастической скамейке с
Прыжки через скакалку на
различными положениями рук.
одной, двух ногах
Прыгают через скакалку на месте
в равномерном темпе на двух
ногах произвольным способом
Выполнение строевых действий
Выполняют строевые команды и
Выполняют упражнения в
парах
Выполняют строевые
действия.
Сочетают ходьбу и бег в
колонне. Выполняют
упражнения со скакалкой.
Прыгают через скакалку на
месте в равномерном темпе
на двух, одной ноге
произвольным способом
Выполняют строевые
действия. Выполняют
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два, по три на месте.
Выполняют ходьбу по
гимнастической скамейке с
различными положениями
рук. Прыгают через
скакалку на месте в
равномерном темпе на
двух, одной ноге
произвольным способом
Выполняют строевые
преодоление
сопротивления
и команд.
Тренировочные упражнения на
изменение скорости
передвижения при ходьбе/ беге.
Выполнение упражнений на
преодоление сопротивления
действия под щадящий счёт.
Изменяют скорость
передвижения при ходьбе/ беге.
Выполняют упражнений на
преодоление сопротивления
меньшее количество раз
команды и действия.
Изменяют скорость
передвижения при ходьбе/
беге. Выполняют
упражнений на
преодоление сопротивления
Выполняют ходьбу
«змейкой»,
«противоходом».
Выполняют комплекс
упражнений со скакалкой.
Прыгают через скакалку на
месте в равномерном темпе
на двух, одной ноге
произвольным способом
Выполняют фигурную
маршировку. Выполняют
переноску, передачу мяча
сидя, лежа в различных
направлениях. Выполняют
упражнения по показу
20
Упражнения на
развитие
ориентации в
пространстве
18.11.
Выполнение ходьбы «змейкой»,
«противоходом».
Выполнение упражнений со
сложенной скакалкой в
различных исходных
положениях, прыжки через
скакалку на двух и одной ноге.
Выполняют ходьбу «змейкой»,
«противоходом». Выполняют
комплекс упражнений со
скакалкой меньшее количество
раз. Прыгают через скакалку на
месте в равномерном темпе на
двух ногах произвольным
способом
21
Упражнения на
укрепление мышц
туловища, рук и
ног
20.11.
Выполнение фигурной
маршировки.
Выполнение упражнений на
укрепление мышц туловища,
рук и ног
22
Упражнения с
сопротивлением
25.11.
Выполнение упражнений с
элементами единоборств,
сохранение равновесия при
движении на скамейке
Выполняют фигурную
маршировку за другим
учащимся, ориентируясь на
образец выполнения впереди
идущего учащегося. Выполняют
упражнения с
дифференцированной помощью
учителя
Выполняют упражнения на
равновесие на скамейке:
повороты с различными
движениями рук, с хлопками под
ногой, повороты на носках,
прыжки с продвижением вперед (
на полу), комплекс упражнений с
сопротивлением (3-5
упражнений)
Выполняют упражнения на
равновесие на скамейке:
повороты с различными
движениями рук, с
хлопками под ногой,
повороты на носках,
прыжки с продвижением
вперед ( на полу), комплекс
упражнений с
23
Упражнения с
гимнастическими
палками
27.11.
Согласование движения палки с
движениями туловища, ног.
Составление и выполнение
комбинации на скамейке
Выполняют 4-6 упражнений с
гимнастической палкой.
Выполняют доступные
упражнения на равновесие
24
25
Опорный прыжок
Опорный прыжок
02.12.
04.12.
Выполнение прыжка согнув
ноги через козла, коня в
ширину. Преодоление
нескольких препятствий
различными способами
Выполняют наскок в стойку на
коленях. Преодолевают
несколько препятствий с
помощью учителя ( по
возможности)
26
Упражнения для
формирования
правильной осанки
09.12.
Переноска 2- 3 набивных мячей
весом до 7-8 кг.
Переноска гимнастического
коня и козла, матов на
расстояние до 15 м.
Выполнение прыжка согнув
ноги через козла, коня в
ширину.
Выполняют наскок в стойку на
коленях. Переносят 1- 2
набивных мячей весом до 5-6 кг.
Переносят гимнастического коня
и козла, маты на расстояние до
10 м.
27
Упражнения со
скакалками
11.12.
Выполнение упражнений со
скакалкой.
Выполнение прыжковых
упражнений с точностью
прыжка
Выполняют упражнения со
скакалкой после обучающей
помощи учителя. Выполняют
прыжковые упражнения под
контролем учителя
28
Упражнения с
гантелями
16.12.
Выполнение упражнений с
гантелями.
Выполнение прыжковых
упражнений с точностью
Выполняют упражнения с
гантелями меньшее количество
повторений. Выполняют
прыжковые упражнения под
сопротивлением
Составляют и
демонстрируют
комбинацию на скамейке.
Выполняют упражнения с
гимнастической палкой
Выполняют опорный
прыжок ноги врозь через
козла, коня в ширину с
помощью учителя.
Преодолевают несколько
препятствий
Выполняют опорный
прыжок ноги врозь через
козла, коня в ширину с
помощью учителя.
Переносят 2- 3 набивных
мячей весом до 7-8 кг.
Переносят гимнастического
коня и козла, маты на
расстояние до 15 м.
Выполняют упражнения со
скакалкой по показу и
инструкции учителя.
Выполняют прыжковые
упражнения после
инструкции
Выполняют упражнения с
гантелями. Выполняют
прыжковые упражнения
после инструкции
29
30
31
32
33
Упражнения для
развития
пространственновременной
дифференцировки
и точности
движений
Упражнения для
развития
пространственновременной
дифференцировки
и точности
движений
Упражнения для
развития
пространственновременной
дифференцировки
и точности
движений
Упражнения для
развития
пространственновременной
дифференцировки
и точности
движений
Одновременный
одношажный ход
18.12.
23.12.
прыжка
Выполнение построения в
колонну по два, соблюдая
заданное расстояние.
Выполнение прыжка в длину с
места на заданное расстояние
без предварительной отметки.
Передача набивного мяча сидя,
стоя из одной руки в другую
над головой
контролем учителя
Выполняют построение в
колонну по два, соблюдая
заданное расстояние (по
ориентирам). Прыгают в длину с
места на заданное расстояние с
предварительной отметки.
Передают набивной мяч сидя,
стоя из одной руки в другую над
головой меньшее количество
повторений
Выполняют построение в
колонну по два, соблюдая
заданное расстояние.
Прыгают в длину с места на
заданное расстояние без
предварительной отметки.
Передают набивной мяч
сидя, стоя из одной руки в
другую над головой
25.12.
30.12
13.01.
3 четверть
Лыжная подготовка – 16 часов
Выполнение строевых действий Смотрят показ с объяснением.
с лыжами.
Совершенствуют технику
Смотрят показ с
объяснением.
34
Одновременный
одношажный ход
15.01.
35
Коньковый ход
20.01.
36
Коньковый ход
22.01.
37
Торможение и
поворот «плугом»
27.01.
38
Комбинированное
торможение
лыжами и палками
29.01.
Беседа о технике безопасности
во время передвижений с
лыжами под рукой и на плече.
Освоение техники
одновременного одношажного
хода
Передвижение одновременным
одношажным ходом по лыжне.
выполнения строевых команд и
приемов.
Смотрят показ с объяснением
техники одновременного
одношажного хода и выполняют
передвижение на лыжах
Совершенствуют технику
выполнения строевых
команд и приемов.
Смотрят показ с
объяснением техники
одновременного
одношажного хода и
выполняют передвижение
на лыжах
Смотрят показ с
объяснением. Осваивают
технику передвижения
коньковым ходом на
короткой дистанции 100150 метров.
Освоение техники конькового
хода с последующей
демонстрацией.
Выполнение техники
передвижения коньковым
ходом на короткой дистанции
100-150 метров.
Освоение способа торможения
на лыжах.
Демонстрация способа
торможения «плугом».
Выполнение торможения
«плугом» на дистанции 100м
после разбега. Выполнение
передвижения
комбинированными способами
ходов.
Смотрят показ с объяснением.
Осваивают технику
передвижения коньковым ходом
на короткой дистанции 100-150
метров по возможности.
Смотрят показ с объяснением.
Осваивают технику торможения
«плугом» после инструкции и
неоднократного показа учителем.
Выполняют разбег на короткой
дистанции с торможением по
очереди ориентируясь на образец
выполнения обучающимися из 2
группы.
Смотрят показ с
объяснение техники
выполнения торможения.
Осваивают технику
торможения «плугом».
Выполняют
комбинированное
торможение лыжами и
палками. Выполняют разбег
на короткой дистанции с
торможением по очереди
Совершенствование различных
способов торможения на
лыжах. Передвижение
коньковым ходом
Совершенствуют различные
способы торможение лыжами и
палками (по возможности).
Выполняют передвижение
коньковым ходом по
Совершенствуют
различные способы
торможение лыжами и
палками.
Выполняют передвижение
39
40
41
42
43
44
45
46
Игра «Гонка на
выбывание»
Игра «Гонка на
выбывание»
03.02.
Повторное
передвижение в
быстром темпе на
отрезках 40-60 м
Повторное
передвижение в
быстром темпе на
отрезках 40-60 м
Повторное
передвижение в
быстром темпе по
кругу 100-150 м
10.02.
Повторное
передвижение в
быстром темпе по
кругу 100-150 м
Игры на лыжах:
«Пятнашки
простые», «Самый
меткий»
Игры на лыжах :
«Переставь
19.02.
05.02.
12.02.
17.02.
24.02.
26.02.
возможности (по возможности)
коньковым ходом по
возможности
Освоение техники изученных
способов передвижения в
игровой деятельности
Смотрят показ с объяснением.
Слушают правила игры. Играют
в игры на лыжах (по
возможности)
Тренировочные упражнения на
комбинированное торможение
на лыжах.
Прохождение на лыжах
отрезков на скорость
Осваивают комбинированное
торможение лыжами и палками
(по возможности).
Передвигаются в быстром темпе
на отрезке от 30- 40 м
Смотрят показ с
объяснением. Слушают
правила игры. Играют в
игры на лыжах по
инструкции учителя
Выполняют
комбинированное
торможение лыжами и
палками. Передвигаются в
быстром темпе на отрезке
от 40- 60 м.
Выполнение поворота махом на
лыжах.
Сохранение равновесия при
спуске со склона в высокой
стойке, закрепление изученной
техники подъема
Выполняют поворот махом на
месте на лыжах по инструкции и
показа учителя. Проходят на
скорость отрезок на время от
100- 150 м (девочки- 1 раз,
мальчики- 2 раза)
Выполняют поворот махом
на месте на лыжах.
Проходят на скорость
отрезок на время от 100150 м (девочки- 3-5 раз,
мальчики- 5-7 раз)
Совершенствование техники
передвижения без палок,
развитие ловкости в играх на
лыжах
Освоение техники изученных
способов передвижения в
Смотрят показ с объяснением.
Слушают правила игры. Играют
в игры на лыжах (по
возможности)
Смотрят показ с объяснением.
Слушают правила игры. Играют
Смотрят показ с
объяснением.
Слушают правила игры.
Играют в игры на лыжах
Смотрят показ с
объяснением.
47
48
флажок», «Попади
в круг», «Кто
быстрее», «Следи
за сигналом»
Прохождение на
лыжах за урок от 1
до 2 км
Прохождение на
лыжах за урок от 1
до 2 км
03.03.
игровой деятельности
в игры на лыжах (по
возможности)
Слушают правила игры.
Играют в игры на лыжах
по инструкции учителя
Прохождение дистанции на
лыжах за урок
Проходят дистанцию без учета
времени 1 км
Проходят дистанцию без
учета времени 2 км
05.03.
Спортивные игры- 6 часов
Беседа по технике
Слушают инструктаж о правилах
безопасности, санитарноповедения на уроках легкой
гигиенические требования к
атлетики. Выполняют ходьбу в
занятиям волейболом, права и
определённом темпе. Выполняют
обязанности игроков на
упражнения (3-4 вида) в ходьбе
площадке, предупреждение
с заданиями по инструкции
травматизма.
учителя
49
Инструктаж по
технике
безопасности на
уроках по
спортивным играм.
10.03.
50
Передача мяча
сверху и снизу
двумя руками на
месте в волейболе
12.03.
Выполнение техники передачи
мяча сверху и снизу двумя
руками на месте
51
Нижняя прямая
подача
17.03.
Совершенствование техники
нижней прямой подачи.
Совершенствование стойки во
Слушают инструктаж о
правилах поведения на
уроках легкой атлетики.
Выполняют ходьбу в
определённом темпе.
Выполняют упражнения
(4-6 видов) в ходьбе с
заданиями по инструкции
учителя
Выполняют ходьбу в
Выполняют упражнения
определённом темпе. Выполняют (4-6 видов) в ходьбе с
упражнения (3-4 вида) в ходьбе заданиями по инструкции
с заданиями по инструкции
учителя. Выполняют прием
учителя. Выполняют прием и
и передачу мяча снизу и
передачу мяча снизу и сверху,
сверху, передачу двумя
передачу двумя руками на месте руками на месте
(по возможности)
Выполняют техники нижней
прямой подачи по инструкции
учителя.
Выполняют техники
нижней прямой подачи по
инструкции учителя.
время выполнения нижней
прямой подачи.
Совершенствование техники
нижней прямой подачи
52
Верхняя прямая
подача
19.03.
Определение способов подачи
мяча в волейболе.
Совершенствование техники
нижней прямой подачи.
Освоение техники стойки во
время выполнения верхней
прямой подачи.
Выполнение верхней прямой
подачи
53
Прием мяча снизу
в две руки
24.03.
54
Прием мяча снизу
в две руки
26.03.
Освоение техники приема мяча
в две руки. Демонстрация
приема мяча снизу.
Выполнение верхней прямой
подачи группами с приемом
мяча по очереди.
Выполнение техники приема
мяча снизу двумя руками.
Выполняют стойку во время
нижней прямой подачи по
неоднократной инструкции и
показу учителя.
Выполнение нижней прямой
подачи по инструкции учителя
Смотрят показ с объяснением
технике правильного выполнения
верхней прямой подачи.
Определяют способы подачи
мяча в волейболе.
Выполняют техники верхней
прямой подачи по инструкции
учителя.
Выполняют стойку во время
верхней прямой подачи по
неоднократной инструкции и
показу учителя.
Выполнение верхней прямой
подачи по инструкции учителя и
ориентируясь на образец
выполнения обучающимися из
более сильной группы
Осваивают технику приема мяча
в две руки. Смотрят показ с
объяснением технике
правильного выполнения
техники приема мяча в две руки.
Выполнение верхней прямой
подачи группами с приемом мяча
по очереди по возможности,
ориентируясь на образец показа
учителем.
Выполняют стойку во
время нижней прямой
подачи по неоднократной.
Выполнение нижней
прямой подачи
Смотрят показ с
объяснением технике
правильного выполнения
верхней прямой подачи.
Определяют способы
подачи мяча в волейболе.
Выполняют техники
верхней прямой подачи по
инструкции учителя.
Выполняют стойку во
время верхней прямой
подачи по неоднократной.
Выполнение верхней
прямой подачи
Осваивают технику приема
мяча в две руки. Смотрят
показ с объяснением
технике правильного
выполнения техники
приема мяча в две руки.
Выполнение верхней
прямой подачи группами с
приемом мяча по очереди.
Выполнение техники
Выполнение техники приема
мяча снизу двумя руками по
инструкции и показу учителя.
4 четверть
Легкая атлетика – 15 часов
Выполнение ходьбы группами
Выполняют ходьбу группами
наперегонки.
наперегонки. Выполняют
Выполнение перепрыгиваний
перепрыгивания через набивные
через набивные мячи
мячи (расстояние 80-100см,
Выполнение бега с высокого
длина 4 метра). Выполняют бег с
старта, стартовый разбега и
высокого старта, стартовый
старта из различных исходных
разбега и старта из различных
положений.
исходных положений.
Выполнение метания мяча в
Выполняют метание мяча в пол
пол на дальность отскока
на дальность отскока
55
Бег на короткую
дистанцию
07.04.
56
Бег на среднюю
дистанцию (400 м)
09.04.
Выполнение ходьбы на
отрезках от 100 до 200 м.
Выполнение бега на среднюю
дистанцию.
Выполнение метания малого
мяча на дальность с места
(коридор 10 м)
Проходят отрезки от 100 до 200
м. Выполняют кроссовый бег на
дистанцию 200м.
Выполняют метание малого мяча
на дальность с места (коридор
10м)
57
Прыжок в длину с
полного разбега
14.04.
Выполнение бега 60 м с
ускорением и на время.
Выполнение упражнений в
Бегут 60 м с ускорением и на
время. Выполняют прыжок в
длину с 3-5 шагов разбега.
приема мяча снизу двумя
руками.
Выполняют эстафетный бег
(по кругу 60 м) с
правильной передачей
эстафетной палочки.
Выполняют
перепрыгивания через
набивные мячи (расстояние
80-100см, длина 5 метров).
Выполняют бег с низкого
старта, стартовый разбега и
старта из различных
исходных положений.
Выполняют метание мяча в
пол на дальность отскока
Проходят отрезки от 100 до
200 м. Выполняют
кроссовый бег на
дистанцию 400м.
Выполняют метание малого
мяча на дальность с 3 шагов
разбега (коридор 10м)
Бегут 60 м с ускорением и
на время. Выполняют
прыжок в длину с полного
подборе разбега для прыжков в
длину.
Выполнение метания на
дальность из-за головы через
плечо с 4-6 шагов разбега
Выполняют метание на
дальность из-за головы через
плечо с 4-6 шагов разбега
разбега.
Выполняют метание на
дальность из-за головы
через плечо с 4-6 шагов
разбега
Выполняют прыжок в
длину с полного разбега.
Смотрят показ с
объяснением техники
толкания набивного мяча
весом до 2 кг.
Толкают набивной мяч
весом до 3 кг
Выполнение бега на
дистанции 40 м (3-6 раза) за
урок, на 60м – 3 раза.
Выполняют прыжок в
длину с полного разбега.
Выполняют метание малого
мяча на дальность с
полного разбега ( коридор
10 м)
58
Прыжок в длину с
полного разбега
16.04.
59
Толкание
набивного мяча
весом до 2-3 кг с
места на дальность
21.04.
Выполнение упражнений в
подборе разбега для прыжков в
длину.
Толкание набивного мяча на
дальность
Выполняют прыжок в длину с 35 шагов разбега. Смотрят показ с
объяснением техники толкания
набивного мяча весом до 2 кг.
Толкают набивной мяч меньшее
количество раз
60
Метание
теннисного мяча на
дальность с
полного разбега по
коридору 10 м
Метание
теннисного мяча на
дальность с
полного разбега по
коридору 10 м
Ходьба на скорость
15-20 мин. в
различном темпе с
изменением шага
Ходьба на скорость
15-20 мин. в
различном темпе с
23.04.
Выполнение бега на дистанции
40 м (3-6 раза) за урок, на 60м –
3 раза.
Выполнение упражнений в
подборе разбега для прыжков в
длину.
Метание теннисного мяча на
дальность с полного разбега по
коридору 10 м
Выполнение бега на дистанции
40 м (2-4 раза) за урок, на 60м – 1
раз.
Выполняют прыжок в длину с 35 шагов разбега.
Выполняют метание малого мяча
на дальность с места ( коридор
10 м)
Ходьба на скорость 15-20 мин.
в различном темпе с
изменением шага.
Метание мяча с полного разбега
на дальность в коридор 10 м
Идут на скорость 10-15 мин. в
различном темпе с изменением
шага. Осваивают метание малого
мяча на дальность с места
(коридор 10 м)
61
62
63
28.04.
30.04.
05.05.
Идут на скорость 15-20
мин. в различном темпе с
изменением шага.
Выполняют метание малого
мяча на дальность с места
(коридор 10 м)
изменением шага
64
Эстафета 4*60 м
07.05.
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Освоение техники передачи
эстафетной палочки.
Выполнение эстафетного бега
Демонстрируют выполнение
специально- беговых
упражнений. Выполняют
эстафетный бег с этапами до 30 м
Выполняют специальнобеговые упражнения.
Пробегают эстафету (4 * 60
м)
65
Эстафета 4*60 м
12.05.
66
Кроссовый бег до
2000 м
14.05.
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Закрепление тактики бега на
длинной дистанции.
Демонстрируют выполнение
специально- беговых
упражнений. Бегут кросс на
дистанции 1,5 км
Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут
кросс на дистанции 2 км
67
Кроссовый бег до
2000 м
19.05.
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Закрепление тактики бега на
длинной дистанции.
Демонстрируют выполнение
специально- беговых
упражнений. Бегут кросс на
дистанции 1,5 км
Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут
кросс на дистанции 2 км
68
Кроссовый бег до
2000 м
21.05.
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Закрепление тактики бега на
длинной дистанции.
Демонстрируют выполнение
специально- беговых
упражнений. Бегут кросс на
дистанции 1,5 км
Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут
кросс на дистанции 2 км
69
Кроссовый бег до
2000 м
26.05.
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Закрепление тактики бега на
длинной дистанции.
Демонстрируют выполнение
специально- беговых
упражнений. Бегут кросс на
дистанции 1,5 км
Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут
кросс на дистанции 2 км