1. Пояснительная записка
Рабочая программа образования обучающихся 8 класса с нарушением
интеллекта, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная
программа для обучающегося с учетом особенностей его психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающая
коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель: создание условий для поддержания и развития способности к
движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи:
Мотивация двигательной активности;
Поддержка и развитие имеющихся движений;
Расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
Обучение переходу из одной позы в другую;
Освоение новых способов передвижения (включая передвижения с
помощью технических средств реабилитации);
Формирование функциональных двигательных навыков;
Развитие функции руки, в том числе моторики;
Формирование ориентировки в пространстве;
Обогащение сенсомоторного опыта.
2. Содержание курса «Двигательное развитие»
Упражнения на формирование правильного дыхания. Дыхательные упражнения
под хлопки. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. Занятия на
тренажерах. Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных.
Перекаты с носков на пятки. Формирование и укрепление мышечного корсета.
Упражнения для укрепления мышц живота и спины. Упражнения для укрепления
тазового пояса, бёдер, ног и рук. Упражнения с предметами и без них. Передача
предметов. Игра: «Аист ходит по болоту» Упражнение для правильного дыхания.
Игры на совершенствование сенсорного развития. Коррекция и закрепления навыка
правильной осанки. Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными
положениями рук. Упражнения с предметами на голове Подвижные игры на
сохранение правильной осанки. Формирование и укрепление мышечного корсета.
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. Развитие
точности движений пространственной ориентировки. Ходьба по различным
предметам, передвижение боком. Упражнения для увеличения гибкости и
подвижности позвоночника. Коррекция и закрепления навыка правильной осанки.
Ходьба приставным шагом. Ходьба с подниманием бедра.
Упражнение с
гимнастической палкой.
Базовые учебные действия
Личностные
Регулятивные
осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями;
организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать
свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами.
Познавательные
выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;
читать;
писать;
наблюдать;
работать с информацией.
Коммуникативные вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – подгруппа учащихся,
учитель – подгруппа учащихся);
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5. Овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся
мире;
6. Овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
7. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
9. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
12. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
13. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
3. Минимальный и достаточный уровни усвоения программы
коррекционных технологий «Двигательное развитие»
на конец обучения в 8 классе
Минимальный уровень:
Подобрать форму одежды для занятий
«Двигательное развитие» с помощью
учителя;
Строиться в колонну, равняться в
шеренгу;
Выполнять повороты по ориентирам с
помощью подсказки учителя;
Знать
правила
поведения
и
передвижения по спортивному залу;
Оперировать правила по технике
безопасности и правила пользования
спортивными
снарядами
и
тренажёрами по подсказке учителя;
Соблюдать правила личной гигиены с
Достаточный уровень:
Подобрать форму одежды для
занятий
«Двигательное развитие»
самостоятельно;
Строиться в колонну, равняться в
шеренгу;
Выполнять повороты по ориентирам
самостоятельно;
Знать
правила
поведения
и
передвижения по спортивному залу;
Оперировать правила по технике
безопасности и правила пользования
спортивными
снарядами
и
тренажёрами самостоятельно;
Соблюдать правила личной гигиены
помощью учителя.
самостоятельно.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1.
Федеральная адаптированная образовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
2.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
классов
5-9
с
нарушением
интеллекта,
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
1.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
программам – образовательным программа
общеобразовательным
начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от
11.02.2022 № 69, от 07.10.2022 № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
6.
2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ».
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
7.
Свердловской области».
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
8.
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта,
9.
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО
«Буткинская
школа-интернат»
на
2025
–
2026
учебный
год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025
–
2026
учебный
год.
11. Расписание уроков 5 – 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2025 – 2026 учебного года.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Обручи, мячи, гимнастические палки, маты, мешки с песком, скакалки,
массажная дорожка, тренажеры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Двигательное развитие
Класс
8
Ф.И.О. учителя
Количество
учебных
часов:
1.Обучающеразвивающих
2.Контрольных
Соколова Лидия Николаевна
Всего – 66 ч.
№ Раздел, тема
п/п
В неделю – 2 ч
66 ч
-
Кол-во
часов
Дата
Виды деятельности
Формы деятельности
1 четверть - 16 часов
Упражнения
на
формирование правильного
дыхания.
Дыхательные
упражнения
под хлопки.
2
01.09.
03.09.
корригирующие
упражнения
фронтальная
2
08.09.
10.09.
индивидуальная
5
6
7
Изменение
длительности
дыхания. Упражнения.
3
15.09.
17.09.
22.09.
корригирующие
упражнения на
равновесие
корригирующие
упражнения
8
9
10
11
12
Занятия на тренажерах.
3
упражнения на
тренажерах
индивидуальная
Дыхание, упражнения при
ходьбе.
3
24.09.
29.09.
01.10.
06.10.
08.10.
корригирующие
упражнения для
индивидуальная
1
2
3
4
индивидуальная
Примечание
13
14
15
16
13.10.
Упражнения для укрепления
мышц живота и спины.
3
15.10.
20.10.
22.10.
укрепления мышц
туловища
корригирующие
упражнения
фронтальная
2 четверть – 16 часов
беседа, упражнения
2
05.11.
10.11
19
20
Упражнения для укрепления
тазового пояса, бёдер, ног и
рук.
Упражнения с предметами и
без них.
2
12.11.
17.11
корригирующие
упражнения
21
22
Коррекция
и
развитие
сенсорной системы.
2
19.11.
24.11
23
24
25
26
Перекаты с носков на пятки.
Упражнения.
Перекаты с носков на пятки.
Упражнения.
2
корригирующие
упражнения
формирования
правильной осанки
корригирующие
упражнения
корригирующие
упражнения
27
28
29
Игры на совершенствование
сенсорного развития.
3
10.12.
15.12
17.12
корригирующие
упражнения
фронтальная
30
31
32
Коррекция и закрепления
навыка правильной осанки.
3
22.12.
24.12.
29.12
корригирующие
упражнения
индивидуальная
17
18
33
34
Ходьба на носках.
35
36
Ходьба в медленном
быстром темпе.
и
2
26.11.
01.12
03.12.
08.12
2
12.01.
14.01.
3
19.01.
21.01.
3 четверть – 20 часов
беседа, упражнения
корригирующие
упражнения
индивидуальная
индивидуальная
для
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
фронтальная
37
26.01.
38
39
40
41
42
43
Захват
Упражнения.
предметов.
3
Передача
Упражнения.
предметов.
3
44
45
46
Броски мячей. Упражнения.
3
18.02.
25.02.
02.03.
47
48
49
50
51
52
Перекатывание
Упражнения.
3
04.03.
11.03.
16.03.
18.03.
23.03.
25.03.
53
54
Игра «Аист
болоту».
ходит
по
2
06.04.
08.04.
55
56
Игра «Аист
болоту».
ходит
по
2
13.04.
15.04
57
58
59
60
Игра «Запомни порядок».
2
Игра «Запомни порядок».
2
20.04.
22.04
27.04.
29.04.
61
Упражнение с кольцами.
3
мячей.
Игра «Кошка и мышки».
3
28.01.
02.02.
04.02.
09.02.
11.02.
16.02.
04.05
упражнения на
тренажерах
индивидуальная
корригирующие
упражнения для
укрепления мышц
туловища.
корригирующие
упражнения для
формирования
правильной осанки
корригирующие
упражнения на
равновесие
корригирующие
упражнения для
укрепления мышц
туловища.
4 четверть – 14 часов
беседа, упражнения
индивидуальная
корригирующие
упражнения на
равновесие
упражнения на
тренажерах
корригирующие
упражнения для
формирования
правильной осанки
корригирующие
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
62
63
64
65
66
Упражнения
гимнастической палкой.
с
3
06.05.
13.05.
18.05.
20.05.
25.05.
упражнения
корригирующие
упражнения на
равновесие
индивидуальная