Рабочая программа по окружающему природному миру для обучающихся 7 класса на 2025-2026 учебный год (вариант 2)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся 7 класса с нарушением
интеллекта (вариант 2)
реализующая

ГБОУ СО «Буткинская

адаптированные

основные

школа-интернат,

общеобразовательные

программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Программа по окружающему природному миру учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на
разностороннее развитие личности, носит элементарно-практический
характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и
интеграции в жизнь.
Важным аспектом обучения обучающихся с нарушением интеллекта,
тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) является
расширение

представлений

Подобранный
природный

об

программный
мир»

окружающем

материал

рассчитан

на

по

природном

предмету

формирование

у

мире.

«Окружающий
обучающихся

представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой
природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными

задачами

программы

являются:

формирование

представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и
животном мире.

2

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» в 7
классе представлено следующими разделами: «Растительный мир»,
«Животный мир».
2.1. «Растительный мир»
2.1.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и
жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель,
осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки,
листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня,
груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.
Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание
(различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина,
бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
2.1.2. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание
значения

кустарников

в

природе

и

жизни

человека.

Узнавание

(различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в
жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание
(различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных
и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека.
Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод
(смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика,
голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни
человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение)
3

грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик,
опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание
строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных
грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание
способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых
цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан,
нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
2.1.3. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных
растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник,
ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года.
Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни
человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение)
культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп,
базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание
значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных
растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений
(герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание
особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения
комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых
культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по
внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека.
Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох,
карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон
холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон
жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук).
Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

4

2.2. «Животный мир».
2.2.1. Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).
Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела
животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних
животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание
питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних
животных.
2.2.2. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание
значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними
животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных
(теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
2.2.3. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь,
лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание
способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в
группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни
человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок,
лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание
питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание
(различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса
(верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот,
крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания.
Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее
образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних
5

птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего
вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу
«домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок,
гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь,
ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение)
перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).
Знание

питания

птиц.

Объединение

перелетных

птиц

в

группу

«перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие
птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь,
пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание
строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание
питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука).
Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание
строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его
образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза,
муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов
передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин,
морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание
строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского
обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей.
Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака,
декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание
особенностей ухода (питание, содержание).
6

Содержание разделов
№
п/п
1.

Название раздела

Количество часов

Растительный мир

32

2.

Животный мир

33
Итого:

65

7

II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь,
лес,

луг,

река,

водоемы,

формы

земной

поверхности,

полезные

ископаемые);
- представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения
правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека:
- интерес к объектам живой природы;
- представления о животном и растительном мире (растения, животные, их
виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние»);
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,
ухода за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у
реки).
3) Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со
временем года;
- представления о течении времени: смена событий дня, смена частей
суток, дней недели, месяцев в году.

8

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся

с

умственной

нарушениями),

утверждённая

отсталостью

приказом

(интеллектуальными

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2)

ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://infourok.ru/,

http://www.proshkolu.ru/,

http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,

http://school-collection.edu.
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова-

нии в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ав-

густа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
9

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями
от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4
марта 2025 года приказ № 169).
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 ию-

ля 2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных общеобразовательных программ».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образова-

нии в Свердловской области».
8.

Устав государственного бюджетного общеобразовательного учрежде-

ния Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов

с нарушением

интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений.
Таблица «Части человека». Серия «Знакомство с окружающим миром и
развитие речи» (травы, насекомые, птицы, рыбы, обувь и др.). Карточки с
загадками.
10

Технические средства обучения:

ноутбук, телевизор; экранно-

звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

11

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Окружающий природный мир
7 класс
Зубова Наталья Николаевна

Количество учебных часов:
1. Обучающе-развивающих
2. Контрольных

Всего – 65 часов
65 часов
-

№ п\п

Тема занятий

116
I

1 четверть

Кол-во
часов
16

Растительный мир

32

Окружающий нас мир. Природа нашей
местности.
Сезонные изменения в природе. Погода.
Смена Времен года.
Сезонные изменения в природе. Погода.
Смена Времен года.

2

7-8.

Сезонные изменения в природе.

2

9-10.

Погода. Смена времен года.

2

1-2.
3-4.
5-6.

В неделю – 2 часа

2
2

Дата
01.09 –
24.10
01.09 –
29.12
01.09
05.09
08.09
12.09
15.09
19.09

Виды деятельности

Формы деятельности

Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.

22.09
26.09

Беседа. Работа с
дидактическим материалом.
Просмотр презентации.
Беседа.
Беседа. Просмотр
презентации. Работа у доски.
Ответы на вопросы.
Беседа. Просмотр
презентации.

29.09
03.10

Беседа. Просмотр
презентации.

Фронтальная,
индивидуальная.

Примечание

Фронтальная,
индивидуальная.

12

11-12. Мир растений и его разнообразие.

2

06.10
10.10

13-14. Жизнь растений в различное время года.

2

15-16. Повторение изученного материала.

2

13.10
17.10
20.10
24.10
07.11 –
29.12
07.11
10.11

17-32

2 четверть

16

17-18. Проращивание растений из семян.

2

19-20. Сравнение листьев по форме, цвету,
величине.

2

14.11
17.11

21-22. Наблюдение за набуханием почек в
природе.

2

21.11
24.11

23-24. Фрукты.

2

28.11
01.12

25-26. Овощи.

2

27-28. Ягоды.

2

05.12
08.12
12.12
15.12

29-30. Гигиенические требования употребления
плодов в пищу.

2

19.12
22.12

Просмотр презентации,
видеороликов по теме. Работа
по технологическим картам.
Просмотр презентации,
видеороликов по теме.
Повторение пройденного
материала.

Фронтальная,
индивидуальная.

Просмотр презентации.
Беседа по дидактическому
материалу.

Фронтальная,
индивидуальная.

Просмотр презентации.
Беседа по дидактическому
материалу.
Просмотр презентации,
видеороликов по теме. Беседа
по дидактическому
материалу.
Беседа. Работа с
дидактическим материалом.
Просмотр презентации.
Просмотр презентации,
видеороликов по теме.
Просмотр презентации,
видеороликов по теме.
Беседа.
Просмотр презентации,
видеороликов по теме.

Фронтальная,
индивидуальная.

Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.

Фронтальная,
индивидуальная.

Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.

13

31-32. Повторение изученного материала.

1

33-52

3 четверть

20

II

Животный мир

33

26.12
29.12
12.01 –
27.03
12.01 –
25.05
12.01
16.01

Повторение пройденного
материала.

Фронтальная,
индивидуальная.

Закрепление знаний и умений
по изученной теме. Беседа.
Работа в тетради.

Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.

Мир животных.

2

Разнообразие животного мира.

2

19.01
23.01

Домашние животные, детеныши
животных.

2

26.01
30.01

39-40. Питание домашних животных.

2

02.02
06.02

Закрепление знаний и умений
по изученной теме. Беседа.
Работа в тетради.
Беседа по теме,
демонстрация презентации,
видео. Работа с наглядным
материалом.
Беседа по теме. Просмотр
презентации. Работа у доски.

41-42. Уход за домашними животными.

2

09.02
13.02

Беседа по теме. Просмотр
презентации. Работа у доски.

Фронтальная,
индивидуальная.

33–
34.
35-36

37–
38.

Фронтальная,
индивидуальная.

Фронтальная,
индивидуальная.

43–
44.

Дикие животные.

2

16.02
20.02

Беседа по теме, демонстрация
презентации, видео.

Фронтальная,
индивидуальная.

45–
47.

Сравнение диких и домашних животных.

3

27.02
02.02
06.03
13.03

Беседа. Просмотр
презентации, видеороликов
по теме.
Беседа по теме. Просмотр

Фронтальная,
индивидуальная.

48-50. Классификация животных по способу

3

Фронтальная,

14

питания.
51-52. Повторение изученного материала.
53-65

4 четверть

2
13

53-54. Животные полей.

2

55-57. Животные лесов.

3

58-59. Животные болот.

2

60-61.

Животные водоёмов.

16.03
20.03
23.03
27.03
31.03 –
22.05
06.04
10.04
13.04
17.04
20.04
24.04
27.04

2

04.05
08.05

62-63. Уход за животными.

2

15.05
18.05

64-65. Повторение изученного материала.

2

22.05
25.05

презентации.

индивидуальная.

Повторение пройденного
материала.

Фронтальная,
индивидуальная.

Беседа по теме. Просмотр
презентации. Работа с
дидактическим материалом.
Беседа по теме. Просмотр
презентации.

Фронтальная,
индивидуальная.

Беседа по теме. Просмотр
презентации. Работа в
тетради.
Беседа по теме. Просмотр
презентации. Работа в
тетради.
Беседа по теме. Просмотр
презентации. Работа в
тетради.
Повторение пройденного
материала.

Фронтальная,
индивидуальная.

Фронтальная,
индивидуальная.

Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».