Человек 7 класс вариант 2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся 7 класса с нарушением
интеллекта (вариант 2)
реализующая

ГБОУ СО «Буткинская

адаптированные

основные

школа-интернат,

общеобразовательные

программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Программа

по

предмету

«Человек»

учитывает

особенности

познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на
разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарнопрактический

характер,

способствует

их

умственному

развитию,

социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель: Создание условий для приобщения обучающихся к социальному
миру через развития представлений о себе.
Задачи:
- приобщение к социальному миру;
- обучение отдельным операциям;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование представлений о своей семье.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.

2

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «Человек» представлено следующими
разделами: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Прием пищи»,
«Одежда и обувь», «Семья».
2.1 Представления о себе.
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня,
пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение)
частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы,
кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего
здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста
(даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
2.2 Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание
рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание
рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание
рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности дейст3

вий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на
лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности
действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика
с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.
Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой,
безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности
действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение
фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла,
вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими
прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом,
туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
2.3 Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки
(стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту,
наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опуска4

ние кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о
желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки
пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки
кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во
время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во
время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
2.4 Одежда и обувь.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба,
плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание
(различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки),
рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя,
летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка,
шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов
одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки
в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в
зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды
(зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня,
кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват коф5

ты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты
за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание
правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание
левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание
колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида.
2.5 Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной
деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Содержание разделов
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела
Представление о себе
Гигиена тела
Приём пищи
Одежда и обувь
Семья
Итого:

Количество часов
8
24
14
6
13
65

6

II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение
к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения
туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
7

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся

с

умственной

нарушениями),

утверждённая

отсталостью

приказом

(интеллектуальными

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2)

ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://infourok.ru/,

http://www.proshkolu.ru/,

http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,

http://school-collection.edu.
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова-

нии в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ав-

густа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
8

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями
от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4
марта 2025 года приказ № 169).
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 ию-

ля 2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных общеобразовательных программ».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образова-

нии в Свердловской области».
8.

Устав государственного бюджетного общеобразовательного учрежде-

ния Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов

с нарушением

интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
Предметные

картинки,

муляжи.

Таблица

«Части

человека».

Гигиенические принадлежности. Карточки с загадками.
Технические средства обучения:

ноутбук, телевизор; экранно-

звуковые пособия (презентации, мультфильмы).
9

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Человек
7 класс
Зубова Наталья Николаевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№ п/п

Раздел, тема

1-8

I четверть

I

Представление о себе

Всего – 65 часов
65 часов
Кол-во
часов
16
8

1-2

Я - человек.

2

3-4

Внешний вид.

2

5-6

Правила здорового образа
жизни.
Режим дня.

2

7-8
II

Гигиена тела

2
8

Дата
01.0924.10
01.0926.09
01.09
05.09
08.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.0929.12

Виды деятельности

Сообщение фамилии, имя, о
внешнем виде.
Различие частей тела их
предназначение.
Определение своего
самочувствия. Презентация.
Соблюдение режимных
моментов

Формы
деятельности

В неделю – 2 часа

Примечание

Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная

10

9-10

Гигиенические навыки полости рта.

2

29.09
03.10

11-12

Гигиена рук.

2

06.10
10.10

13-14

Уход за носом.

2

15-16

Уход за ушами.

2

13.10
17.10
20.10
24.10
07.1129.12
07.11
10.11
14.11
17.11
21.11
24.11
28.11
01.12
05.12
08.12
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
29.12

17-32

IIчетверть

16

17-18

Уход за глазами.

2

19-20

Уход за волосами.

2

21-22

Уход за ногтями.

2

23-24

Гигиена ног.

2

25-26

Гигиенические навыки тела.

2

27-28

Вредные привычки.

2

29-30

Профилактика закаливания.

2

31-32

Повторение по изученным
темам.

2

Обслуживание себя.
Гигиенические навыки
обслуживания полости рта.
Умение и навыки обслуживания
тела: мыть тело, руки, ноги,
намыливать, смывать, вытирать.
Презентация о вредных
привычках. Беседа по теме.
Гигиенические навыки дома.

Индивидуальная

Беседа с учителем. Просмотр
презентации.
Беседа с учителем. Просмотр
презентации
Беседа по вопросам учителя.
Работа по картинкам.
Беседа по вопросам учителя.
Работа по картинкам.
Беседа по вопросам. Работа с
пиктограммами.
Беседа с учителем. Работа с
картинками.
Просмотр презентации. Беседа с
учителем.

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная
Индивидуальная

Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная

11

33-52

IIIчетверть

20

III

Приём пищи

14
2

35-36

Правила поведения за
столом.
Правильное питание.

37-38

Режим питания.

2

39-40

Уборка кухни от мусора.

2

41-42

2

43-44

Правила уборки кухонного
инвентаря.
Уборка на кухне.

45-46

Проветривание помещения.

2

IV

Одежда и обувь

6

33-34

2

2

47-49

Сезонная одежда.

3

50-52

Чистка одежды и обуви.

3

12.0127.03
12.01-02.03
12.01
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
02.02
06.02
09.02
13.02
16.02
20.02
27.02
02.03
06.03-27.03
06.03
13.03
16.03
20.03
23.03
27.03

Повторение пройденного
материала.

Фронтальная,
индивидуальная.

Работа по картинкам.
Инструктаж.
Работа по картинкам.

Индивидуальная

Работа по картинкам, по
вопросам учителя.
Работа по картинкам.

Индивидуальная

Работа с пиктограммами.
Раскрашивание раскраски.
Работа по картинке.
Практическая работа.
Инструктаж. Работа по вопросам
учителя.

Индивидуальная

Работа по картинкам, по
вопросам учителя.

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная
Индивидуальная

12

53-65

IV четверть

13

V

Семья

13

53-54

Родословная.

2

55-56

Члены моей семьи.

2

57-58

Семейные традиции.

2

59-60

Семейный портрет.

2

61-62

Мой дом.

2

63-64

Мой адрес.

2

Повторение по изученным
темам

1

65

06.0425.05
06.0425.05
06.04
10.04
13.04
17.04

Повторение пройденного
материала.

Фронтальная,
индивидуальная.

Работа по картинкам, по
вопросам учителя.
Работа по картинкам, по
вопросам учителя.

Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.

20.04
24.04
27.04
04.05
08.05
15.05
18.05
22.05
25.05

Работа по картинкам, по
вопросам учителя.
Работа по картинкам, по
вопросам учителя.
Работа по картинкам, по
вопросам учителя.
Просмотр презентации.
Фронтальный опрос.
Просмотр презентации.
Фронтальный опрос.

Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная,
фронтальная
Индивидуальная,
фронтальная

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».