Рабочая программа по учебному предмету здоровье и основы безопасности жизнедеятельности для 5 классов с РАС на 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа образования обучающегося 5 класса с нарушением
интеллекта (вариант 2) с учетом психофизических особенностей РАС
ГБОУ СО «Буткинская

школа-интернат, реализующая адаптированные

основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная
программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа

построена

с

учетом

специфических

особенностей

познавательной и эмоциональной сферы деятельности Самойлова Романа,
его потенциальных возможностей.
Учебный

предмет

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

относится к предметной области
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и
является обязательной частью учебного плана. Версия рабочей программы по
учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная

адаптированная

программа определяет

цель

и

основная

задачи

учебного

общеобразовательная
предмета «Основы

безопасности жизнедеятельности».
Цель обучения –создание условий для формирования и коррекции знаний
учащегося об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни, как
правильно действовать в этих ситуациях и как их можно избежать.
Задачи обучения:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной
жизни;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

Выработка

у

учащихся

антиэкстермистской

и

антитеррористической

личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным
веществам и асоциальному поведению;
-развитие у обучающихся чувства ответственности за свое поведение;
-развитие

бережного

отношения

к

своему

здоровью

и

здоровью

окружающих;
-стимулирование у обучающихся самостоятельности в принятии решений и
выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5
классе носит коррекционную и практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению

профессионально-трудовыми

знаниями

и

навыками.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что
позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического
изучения предмета к практико-теоретическому изучению, с обязательным
учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных
компетенций.
В

процессе

изучения

предмета

2основы

безопасности

жизнедеятельности» у обучающихся с нарушением интеллекта развивается
элементарное мышление, формируются и корригируются такие его формы,
как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и
конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других
психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в
парах.
При проведении уроков информатики предполагается использование
следующих методов:
 словесные (рассказ или изложение новых знаний, беседа, работа с
учебником или другим печатным материалом);
 наглядные

(наблюдение,

демонстрация

предметов

или

их

изображений);
 предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
 частично-поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические
работы);
 система специальных коррекционно – развивающих методов;

 методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
 методы

стимулирования

поведения

(похвала,

поощрение,

взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№
п/п
1.

Название раздела
Человек, среда его обитания,

Количество
часов
5

Количество
контрольных
работ
1

безопасность человека.
Опасные ситуации техногенного

3

2.

характера.

2.

Личная безопасность на улице.

8

1

3.

Дорожные знаки

11

1

4.

Правила безопасного поведения
при возникновении угрозы
личной безопасности дома, в
лифте, в подъезде.

6

1

Итого:

34

4

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Безопасность в помещении, в доме; как действовать при возникновении
пожара дома, при отключения электроэнергии, при утечке (запахе) газа, при
затоплении водой(ролевые игры по формированию умений пользоваться
телефоном в опасных ситуациях («01», «02», «03», 04»);
Правила поведения дома (если ты остался один), виды опасных и вредных
факторов современного жилища (электроприборы, газ, вода, колющие,
режущие предметы, свойства бытовой химии);
Личная безопасность на улице. Правила безопасного поведения ученика
на улице в различных ситуациях(если в ходе прогулки потерял родителей
или класс), (транспорт, элементы дороги, светофор); Игры на улице, во
дворе;
Пожарная безопасность: причины возникновения пожара. Правила
поведения при пожаре; Правила дорожного движения. Виды общественного
транспорта. Правила безопасности на остановках общественного транспорта.
Поведение в общественном транспорте. Движение пешеходов по тротуарам.
Переход улицы. Сигналы светофора.
Правила дорожного движения: Дорога и ее главные составные части;
Дорожные

знаки

(пешеходный

переход,

остановка

общественного

транспорта); Дорожная разметка («Зебра»); Безопасная дорога от дома до
школы и обратно; Правила перехода улицы при высадке из общественного
транспорта;
Личная безопасность дома: Электроприборы: Как правильно
пользоваться электроприборами; Что делать при утечке воды, газа ролевые
игры по формированию умений пользоваться телефоном в опасных
ситуациях («01», «02», «03», 04»); Средства бытовой химии и лекарственные
препараты. Какая опасность в них таится;
Правила безопасного поведения при возникновении угрозы личной
безопасности дома, в лифте, в подъезде;

Личная безопасность на улице: Причины, по которым улица становится
зоной повышенной опасности; К кому можно обратится за помощью на
улице;
Пожарная

безопасность:

Пожар.

Чем

он

опасен;

Причины

возникновения пожара; Меры предупреждения возникновения пожара;
правила поведения при пожаре.

IV. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 2) с учетом
психофизических особенностей с РАС ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2025-2026 учебный год.
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нор-

мативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 авгу-

ста 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023

года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года
приказ № 169).
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля

2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных общеобразовательных программ».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании

в Свердловской области».
8.

Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта
(вариант 2) с учетом психофизических особенностей с РАС ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2025 – 2026 учебного года.

Оборудование
Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, телевизор.
Стенды, плакаты:


Безопасность на улицах и дорогах



Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи



Правила поведения при землетрясениях



Пожары, взрывы



Наводнения и затопления



Правила оказания первой помощи



Противодействие

терроризму

и

экстремизму

в

Российской

Федерации


Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического
акта



Организационные

основы

противодействия

наркотизму

в

Российской Федерации


Дорожные знаки



Пожарная безопасность



Безопасность в быту



Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях



Опасные ситуации в природных условиях

Средства

индивидуальной

противопылевые
нестерильный,

тканевые
жгут

защиты:

маски,

бинт

ватно-марлевая
марлевый

кровоостанавливающий

повязка,

медицинский
эластичный.

V.
№

Тема урока

п/п
1

Вводное
занятие.

Кол-во
часов\дата
1
05.09

Город, как
среда
обитания.
2

3

4

Жилище
человека,
особенности
жизнеобеспе
чения
жилища.

Особенности
природных
условий в
городе.

Взаимоотнош
ения людей,

1
12.09

1
19.09

1

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание

Планируемые результаты

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Город, как среда его обитания».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Особенности природных условий в городе».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности

Смотрят презентацию
«Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность».

Смотрят презентацию
«Жилище человека».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

2

5

6

7

8

проживающи
х в городе и
безопасность

26.09

жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Безопасность
в
повседневной
жизни

1

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Безопасность в повседневной жизни».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Дорожное движение, безопасность участников движения».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность
пассажира».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности

Смотрят презентацию
«Пожарная безопасность.

Дорожное
движение,
безопасность
участников
движения.

Пешеход.
Безопасность
пешехода.
Пассажир.
Безопасность
пассажира
Пожарная
безопасность.

03.10

1
10.10

1
17.10

1

3

Безопасное
поведение в
бытовых
ситуациях

9

Чрезвычайны
е ситуации
природного
характера

24.10

1
07.11

жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Безопасное поведение в бытовых ситуациях».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Чрезвычайные ситуации природного характера».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

4

10

11

12

13

Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера

Антиобществе
нное
поведение и
его опасность

Обеспечение
личной
безопасности
дома

О
здоровом
образе жизни.

1
14.11

1
21.11

1
28.11

1
05.12

Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Чрезвычайные ситуации природного характера».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Антиобщественное поведение и его опасность».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Обеспечение личной безопасности дома».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«О здоровом образе жизни».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

5

14

15

16

17

Двигательная
активность и
закаливание
организма
–
элементы
здорового
образа жизни
Рациональное
питание.
Гигиена
питания.

Вредные
привычки и их
влияние
на
здоровье.

Здоровый
образ жизни и
профилактика
вредных
привычек.

1
12.12

1
19.12

1
26.12

1
16.01

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности .
Предмет для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Двигательная активность и закаливание организма – элементы
здорового образа жизни».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Рациональное питание. Гигиена питания».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Вредные привычки и их влияние на здоровье».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

6

18
19

20
21

22
23

Первая
помощь
при
различных
видах
повреждений.

Оказание
первой
помощи при
ушибах,
ссадинах.

Первая
помощь
при
отравлениях.

2
23.01
30.01

2
06.02
13.02

2
20.02
27.02

24
25

Ответственнос
ть
несовершенно
летних
за
антиобществен
ное поведение
и участие в
террористичес

2
06.03
13.03

Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Первая помощь при различных видах повреждений».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Первая помощь при отравлениях».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности .
Предмет для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное
поведение и участие в террористической деятельности.».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

7

26
27

28
29

30
31

32
33

кой
деятельности.
Виды
террористичес
ких актов и их
последствия.

Виды
экстремистско
й
и
террористичес
кой
деятельности.
Экстремизм и
терроризм:
основные
понятия
и
причины
их
возникновения
Экстремизм и
терроризм:
основные
понятия
и
причины
их
возникновения

2
20.03
27.03

2
10.04
17.04

2
24.04
08.05

2
15.05
22.05

Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Виды террористических актов и их последствия».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Виды террористических актов и их последствия».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности .
Предмет для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места

Смотрят презентацию
«Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их
возникновения».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности .
Предмет для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.

Смотрят презентацию
«Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их
возникновения».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.

8

Организация рабочего места

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».