ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа образования обучающегося 5 класса с нарушением
интеллекта (вариант 2) с учетом психофизических особенностей РАС
ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная
программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа
построена
с
учетом
специфических
особенностей
познавательной и эмоциональной сферы деятельности Самойлова Романа,
его потенциальных возможностей.
Учебный
предмет
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
относится к предметной области
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и
является обязательной частью учебного плана. Версия рабочей программы по
учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная
адаптированная
программа определяет
цель
и
основная
задачи
учебного
общеобразовательная
предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Цель обучения –создание условий для формирования и коррекции знаний
учащегося об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни, как
правильно действовать в этих ситуациях и как их можно избежать.
Задачи обучения:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной
жизни;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
Выработка
у
учащихся
антиэкстермистской
и
антитеррористической
личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным
веществам и асоциальному поведению;
-развитие у обучающихся чувства ответственности за свое поведение;
-развитие
бережного
отношения
к
своему
здоровью
и
здоровью
окружающих;
-стимулирование у обучающихся самостоятельности в принятии решений и
выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5
классе носит коррекционную и практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению
профессионально-трудовыми
знаниями
и
навыками.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что
позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического
изучения предмета к практико-теоретическому изучению, с обязательным
учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных
компетенций.
В
процессе
изучения
предмета
2основы
безопасности
жизнедеятельности» у обучающихся с нарушением интеллекта развивается
элементарное мышление, формируются и корригируются такие его формы,
как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и
конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других
психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в
парах.
При проведении уроков информатики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение новых знаний, беседа, работа с
учебником или другим печатным материалом);
наглядные
(наблюдение,
демонстрация
предметов
или
их
изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
частично-поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические
работы);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы
стимулирования
поведения
(похвала,
поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№
п/п
1.
Название раздела
Человек, среда его обитания,
Количество
часов
5
Количество
контрольных
работ
1
безопасность человека.
Опасные ситуации техногенного
3
2.
характера.
2.
Личная безопасность на улице.
8
1
3.
Дорожные знаки
11
1
4.
Правила безопасного поведения
при возникновении угрозы
личной безопасности дома, в
лифте, в подъезде.
6
1
Итого:
34
4
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Безопасность в помещении, в доме; как действовать при возникновении
пожара дома, при отключения электроэнергии, при утечке (запахе) газа, при
затоплении водой(ролевые игры по формированию умений пользоваться
телефоном в опасных ситуациях («01», «02», «03», 04»);
Правила поведения дома (если ты остался один), виды опасных и вредных
факторов современного жилища (электроприборы, газ, вода, колющие,
режущие предметы, свойства бытовой химии);
Личная безопасность на улице. Правила безопасного поведения ученика
на улице в различных ситуациях(если в ходе прогулки потерял родителей
или класс), (транспорт, элементы дороги, светофор); Игры на улице, во
дворе;
Пожарная безопасность: причины возникновения пожара. Правила
поведения при пожаре; Правила дорожного движения. Виды общественного
транспорта. Правила безопасности на остановках общественного транспорта.
Поведение в общественном транспорте. Движение пешеходов по тротуарам.
Переход улицы. Сигналы светофора.
Правила дорожного движения: Дорога и ее главные составные части;
Дорожные
знаки
(пешеходный
переход,
остановка
общественного
транспорта); Дорожная разметка («Зебра»); Безопасная дорога от дома до
школы и обратно; Правила перехода улицы при высадке из общественного
транспорта;
Личная безопасность дома: Электроприборы: Как правильно
пользоваться электроприборами; Что делать при утечке воды, газа ролевые
игры по формированию умений пользоваться телефоном в опасных
ситуациях («01», «02», «03», 04»); Средства бытовой химии и лекарственные
препараты. Какая опасность в них таится;
Правила безопасного поведения при возникновении угрозы личной
безопасности дома, в лифте, в подъезде;
Личная безопасность на улице: Причины, по которым улица становится
зоной повышенной опасности; К кому можно обратится за помощью на
улице;
Пожарная
безопасность:
Пожар.
Чем
он
опасен;
Причины
возникновения пожара; Меры предупреждения возникновения пожара;
правила поведения при пожаре.
IV. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 2) с учетом
психофизических особенностей с РАС ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2025-2026 учебный год.
Нормативно-правовые документы
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нор-
мативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 авгу-
ста 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023
года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года
приказ № 169).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных общеобразовательных программ».
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области».
8.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта
(вариант 2) с учетом психофизических особенностей с РАС ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, телевизор.
Стенды, плакаты:
Безопасность на улицах и дорогах
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
Правила поведения при землетрясениях
Пожары, взрывы
Наводнения и затопления
Правила оказания первой помощи
Противодействие
терроризму
и
экстремизму
в
Российской
Федерации
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического
акта
Организационные
основы
противодействия
наркотизму
в
Российской Федерации
Дорожные знаки
Пожарная безопасность
Безопасность в быту
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Опасные ситуации в природных условиях
Средства
индивидуальной
противопылевые
нестерильный,
тканевые
жгут
защиты:
маски,
бинт
ватно-марлевая
марлевый
кровоостанавливающий
повязка,
медицинский
эластичный.
V.
№
Тема урока
п/п
1
Вводное
занятие.
Кол-во
часов\дата
1
05.09
Город, как
среда
обитания.
2
3
4
Жилище
человека,
особенности
жизнеобеспе
чения
жилища.
Особенности
природных
условий в
городе.
Взаимоотнош
ения людей,
1
12.09
1
19.09
1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Планируемые результаты
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Город, как среда его обитания».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Особенности природных условий в городе».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
Смотрят презентацию
«Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность».
Смотрят презентацию
«Жилище человека».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
2
5
6
7
8
проживающи
х в городе и
безопасность
26.09
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Безопасность
в
повседневной
жизни
1
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Безопасность в повседневной жизни».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Дорожное движение, безопасность участников движения».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность
пассажира».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
Смотрят презентацию
«Пожарная безопасность.
Дорожное
движение,
безопасность
участников
движения.
Пешеход.
Безопасность
пешехода.
Пассажир.
Безопасность
пассажира
Пожарная
безопасность.
03.10
1
10.10
1
17.10
1
3
Безопасное
поведение в
бытовых
ситуациях
9
Чрезвычайны
е ситуации
природного
характера
24.10
1
07.11
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Безопасное поведение в бытовых ситуациях».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности . Предмет
для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Чрезвычайные ситуации природного характера».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
4
10
11
12
13
Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера
Антиобществе
нное
поведение и
его опасность
Обеспечение
личной
безопасности
дома
О
здоровом
образе жизни.
1
14.11
1
21.11
1
28.11
1
05.12
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Чрезвычайные ситуации природного характера».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Антиобщественное поведение и его опасность».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Обеспечение личной безопасности дома».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«О здоровом образе жизни».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
5
14
15
16
17
Двигательная
активность и
закаливание
организма
–
элементы
здорового
образа жизни
Рациональное
питание.
Гигиена
питания.
Вредные
привычки и их
влияние
на
здоровье.
Здоровый
образ жизни и
профилактика
вредных
привычек.
1
12.12
1
19.12
1
26.12
1
16.01
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности .
Предмет для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Двигательная активность и закаливание организма – элементы
здорового образа жизни».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Рациональное питание. Гигиена питания».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Вредные привычки и их влияние на здоровье».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
6
18
19
20
21
22
23
Первая
помощь
при
различных
видах
повреждений.
Оказание
первой
помощи при
ушибах,
ссадинах.
Первая
помощь
при
отравлениях.
2
23.01
30.01
2
06.02
13.02
2
20.02
27.02
24
25
Ответственнос
ть
несовершенно
летних
за
антиобществен
ное поведение
и участие в
террористичес
2
06.03
13.03
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Первая помощь при различных видах повреждений».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Первая помощь при отравлениях».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности .
Предмет для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное
поведение и участие в террористической деятельности.».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
7
26
27
28
29
30
31
32
33
кой
деятельности.
Виды
террористичес
ких актов и их
последствия.
Виды
экстремистско
й
и
террористичес
кой
деятельности.
Экстремизм и
терроризм:
основные
понятия
и
причины
их
возникновения
Экстремизм и
терроризм:
основные
понятия
и
причины
их
возникновения
2
20.03
27.03
2
10.04
17.04
2
24.04
08.05
2
15.05
22.05
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Виды террористических актов и их последствия».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс Смотрят презентацию
Основ безопасности
«Виды террористических актов и их последствия».
жизнедеятельности .
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
Предмет для начинающих». основные аспекты в тетрадь.
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности .
Предмет для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Организация рабочего места
Смотрят презентацию
«Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их
возникновения».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
Просмотр презентации «Курс
Основ безопасности
жизнедеятельности .
Предмет для начинающих».
Правила безопасной работы
сна уроках.
Смотрят презентацию
«Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их
возникновения».
Перечисляют правила безопасности проживания городе, записывают
основные аспекты в тетрадь.
8
Организация рабочего места
9