Рабочая программа по изобразительной деятельности для 5 класса с РАС на 2025-2026 учебный год (Вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающегося 5 класса с нарушением
интеллекта (вариант 2) с учетом психофизических особенностей обучающегося
с РАС ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная
программа для обучающегося с учетом особенностей его психофизического
развития,

индивидуальных

возможностей,

обеспечивающая

коррекцию

нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по предмету «Изобразительная деятельность» учитывает
особенности познавательной деятельности обучающегося.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающегося,
носит элементарно-практический характер, способствует его умственному
развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами.
Основные задачи:
- развитие интереса к изобразительной деятельности;
- формирование умений пользоваться инструментами;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
- развитие художественнотворческих способностей.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность»
Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность» представлено
следующими разделами «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
2.1. Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой.

Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка
материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на
доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание
заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в
кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х)
колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки,
полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием
(примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.
Выполнение

тиснения

(пальцем,

штампом,

тканью).

Нанесение

декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного
(геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединенных
сюжетом.
2.2. Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии,
выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза,
разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка
отдельных

деталей,

соединение

деталей

между

собой.

Соблюдение

последовательности действий при изготовлении предметной аппликации:

заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента
способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.
2.3. Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе
с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки,
рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение приемов
рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания
массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания
красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных)
линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал,
квадрат,

прямоугольник,

треугольник).

Закрашивание

внутри

контура

(заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по
трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных
деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с
натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение

готового

орнамента

растительными

(геометрическими)

элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в

полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными
предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом
рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового
сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование
с

использованием нетрадиционных

техник:

монотипии,

«по

сырому»,

рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».
3. Предметные результаты освоения учебного предмета
Изобразительная деятельность.
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация, рисование:
- использование различных изобразительных технологий;
- интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
- умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в
процессе изобразительной деятельности;
-

стремление

к

собственной

творческой

деятельности

и

умение

демонстрировать результаты работы;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
- готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми;
- умение использовать полученные навыки для изготовления творческих
работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №
1026.
2.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-9

классов

с

нарушением

интеллекта,

тяжёлыми

и

множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Учебная литература
Интернет

ресурсы:

http://nsportal.ru/,

http://infourok.ru/,

http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/.
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №
1026.
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».

5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021

г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11 февраля
2022 года приказ N 69, от 7 октября 2022 года приказ N 888, 3 августа 2023
года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года
приказ № 169).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024
года № 495

«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства

просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных
общеобразовательных программ».
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской

области

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта,
тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025-2026 учебный год.
12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2025 – 2026 учебного года.

Оборудование
Дидактический материал:
– строительные конструкторы с комплектом цветных деталей;
– раскладные пирамидки;
– плоские и объемные геометрические фигуры разной величины;
– полоски цветного картона разной длины и ширины;
– плакаты с образцами несложных рисунков;
– игрушки;
– справочные материалы;
– опорные таблицы, папки, плакаты;
–

карточки

с

пространственных

упражнениями
представлений

на развитие
и

мелкой

ориентации,

моторики

рук,

наглядно-образного

и

словесно-логического мышления.
Технические

средства

обучения:

ноутбук,

интерактивная

телевизор; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

доска,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изобразительная деятельность
5 класс
Коптеева Елена Александровна
Всего- 66
В неделю – 2

Предмет
класс
Ф.И.О.учителя
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих

66 ч.

2. Контрольных

-

№

Тема

Кол-во
часов

Дата

Виды деятельности

Формы
деятельности

I четверть - 16
1,2.

Наблюдение за признаками
уходящего лета.

2

01.09.,
04.09.

Инструктаж по организации рабочего места.
Рассматривание летних и осенних пейзажев.
Сравнение. Работа над формированием и
обогащением чувственного опыта (умение
видеть прекрасное).

Фронтальная.

3,4.

Рисование с натуры веточек
деревьев
с
листьями,
семенами и плодами.

2

08.09.,
11.09.

Фронтальная,
индивидуальная.

Художники-пейзажисты
их картины

1

15.09.

Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование осенних листьев.
Знакомство с техникой рисования «помокрому»
Работа
с
дидактическим
материалом. Выставка работ.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рассматривание
произведений
мастеров
народных
художественных
промыслов.
Работа над формированием и обогащением
чувственного
опыта
(умение
видеть

5.

и

Фронтальная.

Примечание

прекрасное).

6,7.

8.

Рисование пейзажа.

2

18.09.,
22.09.

Инструктаж по организации рабочего места. Фронтальная,
Выбор пейзажа. Рисование набросков для индивидуальная .
пейзажа.
Выставка работ.

«Учись
рассматривать
картину»
Портрет.
Сюжет.
Натюрморт.

1

25.09.

Инструктаж по организации рабочего места. Фронтальная.
Рассматривание картин разного жанра. Работа
над
формированием
и
обогащением
чувственного
опыта
(умение
видеть
прекрасное).

с

2

29.09.,
02.10.

Инструктаж по организации рабочего места. Фронтальная,
Рисование с натуры простого натюрморта на индивидуальная.
выбор.
Выставка работ.

сценки из жизни.

2

06.10.,
09.10.

Инструктаж по организации рабочего места. Фронтальная,
Рисование сценки из жизни по образцу.
индивидуальная .
Выставка работ.

2

13.10.,
16.10.

Инструктаж по организации рабочего места. Фронтальная,
Изучение разных видов сосудов: кувшины, индивидуальная.
вазы, кубки из керамики, фарфора, стекла,
металла.

9, 10. Рисование
натюрморта
натуры (по выбору).

11,12. Рисование

13,14. Красота вещей вокруг нас.

15,16. Кувшины
из
керамики,
фарфора,
стекла
железа.
Рисование
выбранного
кувшина. Лепка кувшина.

Фронтальная,
индивидуальная.

1

06.11.

Инструктаж по организации рабочего места.
Познакомиться с симметрией. Работа с
шаблонами.
Выполнение
аппликации.
Раскрашивание
сосудов.
Работа
с
пластилином.Выставка работ.
II четверть - 16
Рассматривание
портретов
известных
художников. Понятия анфас и профиль.

18,19. Внешность
людей.
Отличительные черты лица.

2

Фронтальная,
индивидуальная

20,21. Рисование фигуры человека по
модели.

2

22.

Веселое время года-зима.

1

10.11., Инструктаж по организации рабочего места.
13.11. Строение головы, овала и частей лица.
Рисунок портрета человека на выбор в
профиль. Выставка работ.
17.11., Инструктаж по организации рабочего места.
20.11. Разные движения фигуры человека спереди и
сбоку с помощью шаблона. Рисование по
точкам. Выставка работ.
24.11. Инструктаж по организации рабочего места.
Рассматривание картинок на тему «Зимние
развлечения в деревне, в городе»

23.

Рисование
снежинки.

Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование с натуры, по шаблону снежинки.
Изготовление снежинки из бумаги.
Выставка работ.
Инструктаж по организации рабочего места.
Раскрашивание
елочной
игрушки.
Декоративное оформление открыток к
Новому году.
Выставка работ.

Фронтальная,
индивидуальная.

17.

2

20.10.,
23.10.

Узнай больше о портрете.

и

изготовление

1

рисование,
24,25. Декоративное
оформление открыток к
Новому году.

2

27.11.

01.12
04.12.

Фронтальная,
индивидуальная .

Фронтальная,
индивидуальная

Фронтальная,
индивидуальная.

Фронтальная,
индивидуальная.

26-28. Декоративное рисование,
оформление плаката к Новому
году.
29,30. Рисование
атрибутов
новогоднего карнавала.

3

31,32. Рисование на тему «Зимний
лес».

2

33.

2

Как построена книга?

Инструктаж по организации рабочего места.
Декоративное оформление плаката к Новому
году из открыток. Выставка работы.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование атрибутов новогоднего карнавала
(маски, елочной игрушки).
Выставка работ.
25.12., Инструктаж по организации рабочего места.
29.12. Рисование зимнего леса.
08.12.,
11.12.,
15.12.
18.12.,
22.12.

1

12.01.

34,35. Рисование обложки к сказке на
выбор.

2

15.01.
19.01

36,37. Беседа на тему «Иллюстрация в
книге».
«Художникииллюстраторы»

2

22.01.
26.01.

2

29.01.
02.02.

38,39.

Рисование
иллюстрации
сказке «Маша и медведь»

к

Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.

III четверть - 20
Рассматривание книг разных авторов. Беседа Фронтальная
о создателях книги. Автор, корректор,
художник, редактор, дизайнер, верстальщик
Инструктаж по организации рабочего места.
Фронтальная,
Выбор сказки. Рисование обложки. Выставка
индивидуальная
работ.
Инструктаж по организации рабочего места.
Фронтальная,
Рассматривание иллюстраций в книгах
индивидуальная
известных авторов.Знакомство с известными
художниками-иллюстраторами.

Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование иллюстрации. Выставка работ.

Фронтальная,
индивидуальная

Сравнивание размера(величины)
изображеий:
большоймаленький,
высокий-низкий.
Рисование и лепка предметов
Рисование плаката ко дню
защитника Отечества

2

05.02.
09.02.

Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа о литературном произведении.
Рисование иллюстрированной открытки.
Выставка работ.

Фронтальная,
индивидуальная

2

12.02.
16.02.

Беседа о празднике 23 февраля. Инструктаж
по организации рабочего места. Рисование
плаката.

Фронтальная,
индивидуальная

44,45.

Лепка
фигурки
животных.

сказочных

2

19.02.
26.02.

Инструктаж по организации рабочего места.
Лепка фигурки животных.
Выставка работ.

Фронтальная,
индивидуальная

46,47.

Декоративное рисование
поздравительных открыток ко
дню 8 Марта.
Восприятие произведений
искусства.

2

02.03.
05.03.

Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование поздравительной открытки.
Выставка работ.

Фронтальная,
индивидуальная

2

12.03.
16.03.

Фронтальная

Рисование на тему «Весна
пришла» Встречаем птиц.

2

19.03.
23.03.

Рассматривание
произведений
изобразительного искусства. Работа над
формированием
и
обогащением
чувственного
опыта
(умение
видеть
содержание картины).
Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа об изменениях в природе. Рисование
на тему «Весна пришла». Выставка работ.

Узнай
больше
скульптора.

1

26.03.

40,41.

42,43.

48,49.

50,51.

52.

о

работе

Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа о работе скульптора.

IV четверть - 14

Фронтальная,
индивидуальная
Фронтальная,
индивидуальная

Памятник. Статуя. Бюст.
Монумент. Мемориал.
Барельеф. Горельеф.

2

06.04.,
09.04.

Рассматривание
произведений
изобразительного искусства. Работа над
формированием
и
обогащением
чувственного опыта.

Фронтальная,
индивидуальная.

55,56. Животные в скульптуре.
Лепка животного,
которому хотелось бы поставить
памятник.
57,58. Красная книга.
Заповедники России.

2

13.04.,
16.04.

Инструктаж по организации рабочего места.
Лепка животного на выбор.
Выставка работ.

Фронтальная,
индивидуальная.

2

20.04.,
23.04.

Инструктаж по организации рабочего места.
Лепка белого медведя. Выставка работ.

Фронтальная,
индивидуальная

59,60. Беседа «Открытка и плакат».
Сходство и различие. Рисование
на тему «Первое мая - праздник
весны и труда»
61,62. Рисование на тему «День
Победы!».

2

27.04.,
30.04.

Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа о празднике. Тематическое рисование
плаката.
Выставка работ.

Фронтальная,
индивидуальная

2

04.05.,
07.05.

Фронтальная,
индивидуальная

Народное
искусство.
Богородские игрушки.
Хохломские изделия.

1

14.05.

64,65. Украшение посуды.
Расписывание шаблонов узором
«золотой хохломы»

2

18.05.,
21.05.

Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа о празднике. Рисование открытки.
Выставка работ.
Инструктаж по организации рабочего места.
Знакомство народным творчеством. Работа
над
формированием
и
обогащением
чувственного опыта.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование с натуры керамической вазы.
Выставка работ.

53,54.

63.

Фронтальная

Фронтальная,
индивидуальная

66

Музеи России.
Музеи мира.

1

25.05.

Инструктаж по организации рабочего места.
Путешествие по музеям онлайн

Фронтальная.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».