Рабочая программа по учебному предмету музыка и движение для 10 классов на 2025-2026 учебный год (Вариант 2)

Пояснительная записка
Рабочая

программа

образования

обучающихся

10

класса

с

нарушением интеллекта (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» –
это

общеобразовательная

программа

особенностей

их

возможностей,

обеспечивающая

для

психофизического

обучающихся
развития,

коррекцию

с

учетом

индивидуальных

нарушений

развития

и

социальную адаптацию.
Программа предметного курса «Музыка и движение» учитывает
особенности

познавательной

деятельности

обучающихся.

Обучение

направлено на разностороннее развитие личности учащегося, носит игровой
характер, способствует развитию их речевой и познавательной сферы,
социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Участие обучающихся в музыкальных выступлениях способствует их
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной

сферы,

как

средство

социализации

и

самореализации

обучающихся. На музыкальных занятиях развивается не только способность
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный
слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к
пению, танцу, ритмике.
Содержательный минимум образования
Содержание учебного предмета "Музыка и движение" представлено
следующими разделами "Слушание музыки", "Пение", "Движение под
музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
Раздел "Слушание музыки". Слушание (различение) тихого и громкого
звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание
(различение)

быстрой,

умеренной,

медленной

музыки.

Слушание

(различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и
грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера
музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных
инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения
произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание
(узнавание)

оркестра

(народных

инструментов,

симфонических),

в

исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение
музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Раздел "Пение". Подражание характерным звукам животных во время
звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся
звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.
Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с
соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева,
припева и вступления к песне.
Раздел "Движение под музыку". Топанье под музыку. Хлопки в ладоши
под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с
началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.
Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного
характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны
предмета в разные стороны, опускание или поднимание предмета,
подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом. Выполнение
движений разными частями тела под музыку: "фонарики", "пружинка",
наклоны

головы.

Соблюдение

последовательности

простейших

танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение
движений, соответствующих словам песни.
Соблюдение

последовательности

движений

в

соответствии

с

исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе.
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная
ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять,
замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения,
при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.

Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение
развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на
музыкальных инструментах.
Раздел "Игра на музыкальных инструментах". Слушание (различение)
контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию
музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном
инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.
Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.
Игра в ансамбле.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка и движение»
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных
инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе
музыкальных

занятий,

игр,

музыкально-танцевальных,

вокальных

и

инструментальных выступлений:
интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание,
пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные
движения;
освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение
мелодии игрой на музыкальных инструментах;
умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:
умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности; стремление к совместной и
самостоятельной

музыкальной

деятельности;

умение

использовать

полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы:
1.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта,

тяжёлыми и

множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Учебная литература:
Евтушенко И.В. Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных
организаций,

реализующих

адаптированные

основные

общеобразовательные программы / И.В. Евтушенко, Е.В.Чернышкова. – 2-е
изд., стер.- Москва: Просвещение, 2024.-111 с.
Нормативно-правовые документы:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».

6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от
11 февраля 2022 года приказ N 69, от 7 октября 2022 года приказ N 888, 3
августа 2023 года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4
марта 2025 года приказ № 169).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 года № 495
Министерства

«О внесении изменений в некоторые приказы

просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных адаптированных общеобразовательных программ».
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
адаптированные

области

«Буткинская

основные

школа-интернат,

общеобразовательные

реализующая
программы»,

утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта,
тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2025 – 2026 учебного года.

Оборудование
1.Ноутбук, телевизор.
2.Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)
музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с
демонстрационным

материалом,

составленным

в

соответствии

с

тематическими линиями учебной программы;
3. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных
музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа,
характера музыкального произведения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет

Музыка и движение

Класс

10

ФИО учителя

Коптеева Елена Александровна

Количество учебных часов:

Всего – 66

1.Обучающе-развивающих

66

2.Контрольных

№
п/п

Раздел, тема

1-16.

1четверть

1.
2.

Здравствуй, музыка!

В неделю – 2

-

Колво
часов
16
2

Дата

01.09.24.10.
01.09.
04.09.

Виды
деятельности

Формы
деятельности

Повторение
правил
поведения на уроках музыки
и
краткое
описание
последующей музыкальной
деятельности.
Выявление
предыдущего музыкального
опыта,
интересов
и
предпочтений обучающихся.

Фронтальная форма работы,
групповая форма работы,
индивидуальная
форма
работы.

Примечание

Хоровое пение: исполнение
известных
и
любимых
детьми песен, выученных на
предыдущих годах обучения.
Музыкальная
грамота:
знакомство
с
нотным
письмом
как
средством
графического изображения
музыки (нотный стан, нота,
звук, звукоряд, пауза, размер,
длительность,
мелодия,
аккомпанемент).
Музыкально-дидактические
игры
3-10.

Из чего наш мир состоит.

8

08.09.,
11.09.,
15.09.,
18.09.,
22.09.,
25.09.,
29.09.
02.10.

Хоровое пение:
Фронтальная форма работы,
Гимн России. Музыка А. групповая форма работы.
Александрова,
слова
С.
Михалкова.
Из чего наш мир состоит.
Музыка Б. Савельева, слова
М. Танича. Расти, колосок.
Из музыкально-поэтической
композиции «Как хлеб на
стол пришёл». Музыка Ю.
Чичкова,
слова
П.
Синявского.
Развитие
умения
самостоятельного
начала
пения
после
вступления.
Слушание
музыки:
С чего начинается Родина?
Из кинофильма «Щит и

1114.

Учиться надо весело.

4

06.10.,
09.10.,
13.10.,
16.10.

меч». Музыка В. Баснера,
слова М. Матусовского.
Моя Москва. Музыка И.
Дунаевского,
слова
М.
Лисянского и С. Аграняна.
Подмосковные
вечера.
Музыка
В.
СоловьёваСедого, слова М. Матусовского.
Московские окна. Музыка Т.
Хренникова,
слова
М.
Матусовского. Знакомство с
особенностями творческого
пути П. И. Чайковско- го,
особенности музыкального
языка,
идейное
и
художественное содержание
произведений композитора.
Слушание музыки:
П. Чайковский. Концерт № 1
для
фортепиано
с
оркестром. Часть I. Allegro
non troppo e molto maestoso.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические
игры.
Хоровое пение:
Учиться
надо
весело.
Музыка С. Соснина, слова К.
Ибряева.
Дважды
два
четыре.
Музыка
В.
Шаинского,
слова
М.
Пляцковского.

Фронтальная форма работы,
групповая форма работы,
индивидуальная
форма
работы.

1516.

Обобщение по темам «Из чего
наш мир состоит», «Учиться надо
весело».

2

20.10.
23.10.

1733.

2 четверть

16

05.11.30.12.

7

06.11.,
10.11.,
13.11.,
17.11.,
20.11.,
24.11.,
27.11.

1723.

Кабы не было зимы.

Формирование
навыков
осмысленного
и
эмоционального исполнения
песни ровным, свободным
звуком на всём диапазоне.
Слушание музыки:
И. Штраус. Полька-галоп
«Трик-трак», соч. № 214.
А. Петров.
Вальс.
Из
кинофильма
«Берегись
автомобиля». Лесной олень.
Из кинофильма «Ох уж эта
Настя!». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Хоровое пение: закрепление
изученного
песенного
репертуара по темам.
Слушание
музыки:
закрепление
изученного
музыкального мате- риала
для слушания по темам.
Музыкально-дидактические
игры.

Хоровое пение:
Кабы не было зимы. Из
мультфильма
«Зима
в
Простоквашино». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Пёстрый колпачок. Музыка
Г.
Струве,
слова
Н.

Фронтальная форма работы,
групповая форма работы,
индивидуальная
форма
работы.

Фронтальная форма работы,
групповая форма работы,
индивидуальная
форма
работы.

24-27 Прекрасное далеко.

4

01.12.,
04.12.,
08.12.,
11.12.

Соловьёвой.
Песенка
странного
зверя.
Из
мультфильма
«Странный
зверь». Музыка В. Казенина,
слова Р. Лаубе.
Развитие
умения
контролировать
слухом
собственное исполнение и
пение окружающих.
Вокальная
музыка,
основывающаяся на синтезе
музыки
и
слова.
Программная
музыка
–
инструментальная,
оркестровая, имеющая в
основе литературный сюжет.
Общее и специфическое в
литературной и музыкальной
драматургии, в оперном
искусстве.
Слушание музыки:
Э. Григ. Утро. Из музыки к
пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт».
И. Дунаевский. Увертюра. Из
кинофильма «Дети капитана
Гранта».
Хоровое пение:
Прекрасное
далёко.
Из
телефильма
«Гостья
из
будущего».
Музыка
Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Мы желаем счастья вам.
Музыка С. Намина, слова И.

Фронтальная форма работы,
групповая форма работы,
индивидуальная
форма
работы.

2829.

Обобщение по темам
«Кабы не было зимы»,
«Прекрасное далёко»

2

15.12.,
18.12.

Шаферана. Использование
народных песен, мелодий из
классических сочинений в
произведениях
лёгкой
музыки.
Формирование
представлений о составе и
звучании
творческих
коллективов
современных
музыкальных инструментов:
джазовый
ансамбль,
вокально-инструментальный
ансамбль, рок-группа, фолкгруппа,
эстрадносимфонический оркестр.
Знакомство с современными
электронными и электронномеханическими
музыкальными
инструментами
и
их
звучанием:
электрическая
гитара,
бас-гитара,
электрическая
скрипка,
синтезатор,
вокодер,
электронная
ударная
установка. Классическая и
эстрадная
музыка,
их
взаимосвязь.
Хоровое пение: закрепление
изученного
песенного
репертуара по темам.
Слушание
музыки:
закрепление
изученного

Фронтальная форма работы,
групповая форма работы,
индивидуальная
форма
работы.

3032.

33-52

Контрольно-обобщающий урок.

3 четверть

33-41 Ты не бойся, мама!

3

22.12.,
25.12.,
29.12.

20

12.01.27.03.
12.01.,
15.01.,
19.01.,
22.01.,
26.01.,
29.01.,
02.02.,
05.02.,
09.02.

9

музыкального материала для
слушания по темам.
Музыкально-дидактические
игры. Игра на музыкальных
инструментах.
Хоровое пение: повторение
изученного
песенного
репертуара за 1-ю и 2-ю
четверти.
Слушание
музыки:
повторение и обобщение
изученного
музыкального материала для
слушания за 1-ю и 2-ю
четверти.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические
игры. Игра на музыкальных
инструментах

Фронтальная форма работы,
групповая форма работы,
индивидуальная
форма
работы.

Хоровое пение:
Фронтальная форма работы,
Ты не бойся, мама! Музыка групповая форма работы.
М. Протасова, слова Е.
Шкловского.
Я
буду
капитаном.
Музыка
Г.
Левкодимова,
слова
Р.
Алдониной.
Погоня.
Из
кинофильма
«Новые
приключения неуловимых».
Музыка Я. Френкеля, слова
Р. Рождественского.
Песенка про папу. Музыка В.

42-49 Огонек.

8

12.02.,
16.02.,
19.02.,
26.02.,
02.03.,
05.03.,
12.03.,
16.03.

Шаинского, слова М. Танича.
Из чего же, из чего же.
Музыка Ю. Чичкова, слова
Я.
Халецкого.
Развитие
умения
применять
полученные
навыки
выразительного пения при
художественном исполнении
музыкальных произведений
(смысловые и логические
ударения,
паузы,
темп,
динамические оттенки).
Знакомство с особенностями
творческого
пути
Л.
Бетховена,
особенности
музыкального
языка,
идейное и художественное
содержание
произведений
композитора.
Слушание музыки:
Л. Бетховен. К Элизе.
Л. Бетховен. Симфония № 7.
Часть
II.
Allegretto.
Музыкально-дидактические
игры.
Хоровое пение:
Фронтальная форма работы,
Огонёк
в
горах.
Из групповая форма работы.
кинофильма
«Огонёк
в
горах». Музыка А. Бабаева,
слова Г. Регистана.
Катюша.
Музыка
М.
Блантера,
слова
М.
Исаковского. Ой, по-над

50-52

53-66
53-63

Обобщение по темам «Ты не
бойся, мама!», «Огонёк».

4 четверть
С нами, друг!

3

19.03.,
23.03.,
26.03.,

14

06.04.26.05.
06.04.,
09.04.,
13.04.,

11

Волгой.
Обработка
В.
Локтева.
Формирование
умения
адекватно
оценивать
собственное исполнение и
пение сверстников.
Слушание музыки:
Дорога
добра.
Из
мультфильма «Приключения
Маленького Мука». Музыка
М. Минкова, слова
Ю. Энтина.
Песня Красной Шапочки. Из
телефильма «Про Красную
Шапочку.
Продолжение
старой сказки». Музыка А.
Рыбникова, слова Ю. Кима.
Музыкально-дидактические
игры.
Хоровое пение: закрепление Фронтальная форма работы,
изученного
песенного групповая форма работы.
репертуара по темам.
Слушание
музыки:
закрепление
изученного
музыкального мате- риала
для слушания по темам.
Музыкально-дидактические
игры.
Хоровое пение:
Фронтальная форма работы,
Будь со мною... Музыка Е. групповая форма работы.
Крылатова, слова Ю. Энтина.

16.04.,
20.04.,
23.04.,
27.04.,
30.04.,
04.05.,
07.05.,
14.05.

С нами, друг! Музыка Г.
Струве, слова Н. Соловьёвой.
Большой хоровод. Музыка Б.
Савельева,
слова
Л.
Жигалкиной и А. Хайта.
Облака. Из мультфильма
«Трям!
Здравствуйте!».
Музыка В. Шаин- ского,
слова С. Козлова.
Знакомство с особенностями
творческого
пути
А.
Вивальди,
особенности
музыкального
языка,
идейное и художественное
содержание
произведений
композитора.
Слушание музыки:
Нам нужна одна победа. Из
кинофильма «Белорусский
вокзал». Музыка и слова Б.
Окуджавы.
Прощайте, скалистые горы.
Музыка Е. Жарковского,
слова Н. Букина. Р. Шуман.
Грёзы, соч. 15, № 7.
А. Вивальди. Времена года.
Концерт № 2 соль минор
«Лето». Часть III. Presto,
tempo impetuoso d’estate.
В. Берковский, С. Никитин.
Обработка П. Мориа. Под
музыку Вивальди.
Инсценирование.

64.

Обобщение по теме

6566.

Контрольно-обобщающий
урок.

«С нами, друг!»

1

18.05.

2

21.05.,
25.05.,

Музыкально-дидактические
игры.
Хоровое пение: закрепление
изученного
песенного
репертуара по теме.
Слушание
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для
слушания по теме.
Развитие умения различать
жанры
музыкальных
произведений: опера, балет,
симфония, концерт.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические
игры.
Хоровое пение: повторение
изученного
песенного
репертуара за учебный год.
Слушание
музыки:
закрепление
изученного
музыкального мате- риала
для слушания за учебный
год.
Формирование
элементарных представлений
об особенностях творческого
пути
композиторов
(А.
Вивальди, Л. Бетховен, П. И.
Чайковский), особенностях
музыкального
языка
произведений композиторов,
их
идейном
и

Фронтальный,
дифференцированный опрос,
индивидуальная работа.

Фронтальная форма работы,
групповая форма работы.

художественном
содержании.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические
игры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».