Что нужно знать педагогам об эпилепсии
12.01.2021
К
эпилепсии относят заболевание головного мозга, проявляющееся повторными
эпилептическими приступами. Необходимо особо подчеркнуть, что эпилепсия не
относится к психическим заболеваниям, а относится к заболеваниям головного
мозга.
Эпилепсия
(лат. epilepsia от др.-греч. ἐπιληψία ← ἐπίληπτος «схваченный, пойманный,
застигнутый») — хроническое неврологическое заболевание, проявляющееся в
предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов [1].
Этиология
эпилепсии до конца не изучена. Основную роль играют унаследованное или
приобретенное предрасположение. Приобретенное предрасположение к эпилепсии
может быть результатом врожденной патологии развития головного мозга, внутриутробного
поражения плода, асфиксии в родах, родовой травмы, нейротоксикозов, в том числе
алкоголизации родителей, и других повреждений головного мозга. К реализующим,
пусковым (экзогенным) факторам относят инфекционные и травматические поражения
головного мозга, дисгармонически протекающие периоды возрастных кризов,
токсико-аллергические поражения головного мозга при общих инфекциях, длительная
или массивная алкоголизация, нарушение мозгового кровообращения.
О
чем следует помнить, если в Вашей группе (классе) оказался ребёнок с
эпилепсией?
Во-первых,
педагогам нужно разобраться, что же такое эпилепсия.
Во-вторых,
не нужно пугаться. Если ребёнок посещает Ваше учреждение – значит, ему это не
противопоказано. Нужно иметь в виду, что лечащий врач (невролог-эпилептолог)
предварительно определяет возможность и длительность пребывания ребенка в
группе (классе) на основе комплексного обследования и с учетом формы эпилепсии,
типа и тяжести эпилептических приступов.
А
также, необходимо настроить на доверительную беседу с Вами родителей ребёнка,
страдающего эпилепсией.
При
адекватном лечении эпилепсии удается достичь полной ремиссии заболевания и даже
излечения.
Следует
помнить, что умственная деятельность и развитие мелкой моторики пальцев кистей
у ребенка, страдающего эпилепсией, способствуют более мягкому течению
заболевания и повышают успех от медикаментозной терапии. Это обусловлено тем,
что кора лобной доли больших полушарий головного мозга, где расположены
корковые центры абстрактного мышления, конструирования и т.д., а также
двигательный анализатор, относится к противоэпилептической системе и при
достаточной активности способна осуществлять обратный тормозной контроль
эпилептических разрядов, исходящих из других отделов головного мозга [1].
При
посещении ребёнком школы желательно, чтобы педагоги образовательного учреждения
участвовали в ведении дневника приступов («Дневник наблюдения за симптомами»).
Если
эпилептический приступ произошёл на глазах у других детей, то не следует
акцентировать их внимание на этой ситуации. Нужно постараться максимально
облегчить смущение больного ребёнка.
Детям
следует разъяснить следующие правила их поведения при возникновении приступа у
товарища по игре:
-
Не надо пугаться и кричать.
-
Не надо ничего вставлять между зубами ребенку, находящемуся в приступе.
-
Надо срочно позвонить по сотовому телефону его маме или папе (если ребенок
носит на запястье специальный браслет с телефоном экстренной связи с родителями
или лечащим врачом), либо позвонить по номеру неотложной помощи в экстремальных
ситуациях – 112, либо же позвать взрослых.
Если
детей двое и у одного из них случился приступ, то нельзя оставлять больного
ребенка одного. Если детей трое и больше, то один из них (тот, кто постарше)
обязательно должен остаться рядом с больным ребенком и обезопасить его от
травмирования окружающими предметами. Другие дети могут пойти за помощью
взрослых [2].
Важно
соблюдать описанную последовательность действий.
Что
делать во время приступа? Правила для взрослых:
1.
Не паникуйте. Вы берёте на себя ответственность за здоровье другого человека, а
поэтому обязаны сохранять спокойствие и ясный ум.
2.
Будьте рядом на протяжении припадка. Когда всё закончится, успокойте человека и
помогите прийти в себя. Разговаривайте мягко и плавно.
3.
Оглянитесь вокруг — больному ничего не угрожает? Если всё в порядке, не
трогайте и не перемещайте его. Отодвиньте подальше мебель и прочие предметы, об
которые он может случайно удариться.
4.
Обязательно засеките время начала приступа.
5.
Опустите больного на землю и подложите ему что-нибудь мягкое под голову.
6.
Не удерживайте его в неподвижном состоянии, пытаясь остановить судороги. Мышцы
это не расслабит, но запросто может стать причиной травм.
7.
Не кладите больному ничего в рот. Считается, что в ходе приступа может запасть
язык, но это заблуждение. Как было сказано выше, в это время мышцы — и язык в
том числе — находятся в гипертонусе. Не пытайтесь разжать человеку челюсти и
поместить между ними какие-то твёрдые предметы: есть риск, что во время
очередного напряжения он или случайно укусит вас, или раскрошит себе зубы.
8.
Ещё раз проверьте время.
Если
припадок длится больше пяти минут, звоните в скорую помощь.
Долгие
приступы могут вызывать необратимые повреждения клеток мозга.
9.
После того как припадок прекратился, положите человека в удобное положение:
лучше перевернуть его набок. Убедитесь, что дыхание пришло в норму. Аккуратно
проверьте, свободны ли дыхательные пути: их могут перекрывать куски пищи или
зубные протезы. Если жертве приступа всё ещё сложно дышать, немедленно
вызывайте скорую.
10.
Пока человек полностью не придёт в норму, не оставляйте его одного. Если он
поранился или за первым приступом сразу же следует повторный, срочно обратитесь
к врачу.
Ограничения
для детей с эпилепсией:
-
Опасно позволять ребенку чрезмерные нагрузки (не только физические, но и
умственные).
-
Опасно закрываться в уборной.
-
Опасно перегревание организма.
-
Блики от источников света, окон не должны падать на монитор, если ребенок
работает с ним.
-
Опасно недосыпание и нарушение режима дня.
-
Запрещено применение любого вида массажа, поскольку воздействие на мышцы, нервы
и сосуды с большой вероятностью провоцирует припадок.
Это
важно помнить!
Больной
эпилепсией ребёнок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный,
красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и
все ребятишки.
А
то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его
индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. Эта особенность
ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему
просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего [Н.А. Шнайдер, Е.Ю.
Астафьева].
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2021
Дата обновления: 27.01.2021
Дата публикации: 12.01.2021