Что нужно знать педагогам об эпилепсии

12.01.2021

К эпилепсии относят заболевание головного мозга, проявляющееся повторными эпилептическими приступами. Необходимо особо подчеркнуть, что эпилепсия не относится к психическим заболеваниям, а относится к заболеваниям головного мозга.

Эпилепсия (лат. epilepsia от др.-греч. ἐπιληψία ← ἐπίληπτος «схваченный, пойманный, застигнутый») — хроническое неврологическое заболевание, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов [1].

Этиология эпилепсии до конца не изучена. Основную роль играют унаследованное или приобретенное предрасположение. Приобретенное предрасположение к эпилепсии может быть результатом врожденной патологии развития головного мозга, внутриутробного поражения плода, асфиксии в родах, родовой травмы, нейротоксикозов, в том числе алкоголизации родителей, и других повреждений головного мозга. К реализующим, пусковым (экзогенным) факторам относят инфекционные и травматические поражения головного мозга, дисгармонически протекающие периоды возрастных кризов, токсико-аллергические поражения головного мозга при общих инфекциях, длительная или массивная алкоголизация, нарушение мозгового кровообращения.

О чем следует помнить, если в Вашей группе (классе) оказался ребёнок с эпилепсией?

Во-первых, педагогам нужно разобраться, что же такое эпилепсия.

Во-вторых, не нужно пугаться. Если ребёнок посещает Ваше учреждение – значит, ему это не противопоказано. Нужно иметь в виду, что лечащий врач (невролог-эпилептолог) предварительно определяет возможность и длительность пребывания ребенка в группе (классе) на основе комплексного обследования и с учетом формы эпилепсии, типа и тяжести эпилептических приступов.

А также, необходимо настроить на доверительную беседу с Вами родителей ребёнка, страдающего эпилепсией.

При адекватном лечении эпилепсии удается достичь полной ремиссии заболевания и даже излечения.

Следует помнить, что умственная деятельность и развитие мелкой моторики пальцев кистей у ребенка, страдающего эпилепсией, способствуют более мягкому течению заболевания и повышают успех от медикаментозной терапии. Это обусловлено тем, что кора лобной доли больших полушарий головного мозга, где расположены корковые центры абстрактного мышления, конструирования и т.д., а также двигательный анализатор, относится к противоэпилептической системе и при достаточной активности способна осуществлять обратный тормозной контроль эпилептических разрядов, исходящих из других отделов головного мозга [1].

При посещении ребёнком школы желательно, чтобы педагоги образовательного учреждения участвовали в ведении дневника приступов («Дневник наблюдения за симптомами»).

Если эпилептический приступ произошёл на глазах у других детей, то не следует акцентировать их внимание на этой ситуации. Нужно постараться максимально облегчить смущение больного ребёнка.

Детям следует разъяснить следующие правила их поведения при возникновении приступа у товарища по игре:

- Не надо пугаться и кричать.

- Не надо ничего вставлять между зубами ребенку, находящемуся в приступе.

- Надо срочно позвонить по сотовому телефону его маме или папе (если ребенок носит на запястье специальный браслет с телефоном экстренной связи с родителями или лечащим врачом), либо позвонить по номеру неотложной помощи в экстремальных ситуациях – 112, либо же позвать взрослых.

Если детей двое и у одного из них случился приступ, то нельзя оставлять больного ребенка одного. Если детей трое и больше, то один из них (тот, кто постарше) обязательно должен остаться рядом с больным ребенком и обезопасить его от травмирования окружающими предметами. Другие дети могут пойти за помощью взрослых [2].

Важно соблюдать описанную последовательность действий.

Что делать во время приступа? Правила для взрослых:

1. Не паникуйте. Вы берёте на себя ответственность за здоровье другого человека, а поэтому обязаны сохранять спокойствие и ясный ум.

2. Будьте рядом на протяжении припадка. Когда всё закончится, успокойте человека и помогите прийти в себя. Разговаривайте мягко и плавно.

3. Оглянитесь вокруг — больному ничего не угрожает? Если всё в порядке, не трогайте и не перемещайте его. Отодвиньте подальше мебель и прочие предметы, об которые он может случайно удариться.

4. Обязательно засеките время начала приступа.

5. Опустите больного на землю и подложите ему что-нибудь мягкое под голову.Хочу такой сайт

6. Не удерживайте его в неподвижном состоянии, пытаясь остановить судороги. Мышцы это не расслабит, но запросто может стать причиной травм.

7. Не кладите больному ничего в рот. Считается, что в ходе приступа может запасть язык, но это заблуждение. Как было сказано выше, в это время мышцы — и язык в том числе — находятся в гипертонусе. Не пытайтесь разжать человеку челюсти и поместить между ними какие-то твёрдые предметы: есть риск, что во время очередного напряжения он или случайно укусит вас, или раскрошит себе зубы.

8. Ещё раз проверьте время.

Если припадок длится больше пяти минут, звоните в скорую помощь.

Долгие приступы могут вызывать необратимые повреждения клеток мозга.

9. После того как припадок прекратился, положите человека в удобное положение: лучше перевернуть его набок. Убедитесь, что дыхание пришло в норму. Аккуратно проверьте, свободны ли дыхательные пути: их могут перекрывать куски пищи или зубные протезы. Если жертве приступа всё ещё сложно дышать, немедленно вызывайте скорую.

10. Пока человек полностью не придёт в норму, не оставляйте его одного. Если он поранился или за первым приступом сразу же следует повторный, срочно обратитесь к врачу.

Ограничения для детей с эпилепсией:

- Опасно позволять ребенку чрезмерные нагрузки (не только физические, но и умственные).

- Опасно закрываться в уборной.

- Опасно перегревание организма.

- Блики от источников света, окон не должны падать на монитор, если ребенок работает с ним.

- Опасно недосыпание и нарушение режима дня.

- Запрещено применение любого вида массажа, поскольку воздействие на мышцы, нервы и сосуды с большой вероятностью провоцирует припадок.

Это важно помнить!

Больной эпилепсией ребёнок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки.

А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. Эта особенность ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего [Н.А. Шнайдер, Е.Ю. Астафьева].

 


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.01.2021

Дата обновления: 27.01.2021

Дата публикации: 12.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».