Рабочая программа обслуживающий труд 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся 5 класса с умственной
отсталостью ― это образовательная программа, для обучения этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Данная

программа

отсталостью

предусмотрена

(интеллектуальными

для

обучающихся

нарушениями)

с

умственной

по

предмету

«Обслуживающий труд».
Обучение направлено на подготовку учащихся к выполнению обязанностей
уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков,
мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и
поликлиниках, на разностороннее развитие личности учащихся, носит
элементарно-практический

характер,

способствует

их

умственному

развитию и социальной адаптации.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на
уроках математики, природоведения, биологии, истории, домоводства, также
носит предметно-практическую направленность, тесно связана с жизнью,
профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
Цель обучения.
Создание условий для формирования социальных навыков, которые помогут
в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести
доступную ими степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Задачи учебного предмета.
1.Предметно - информационная:
- формирование знаний о правилах работы и поведения, об организации
рабочего места учащегося;
- формирование знаний об инструментах, приспособлениях;
- формирование знаний о назначении, устройстве швейной машины, утюга,
пылесоса;
- формирование знаний о назначении и применении уборочного инвентаря,

предметы санитарного оборудования;
- формирование знаний о технике безопасности при работе на швейной
машине,

с

пылесосом,

с

инструментами,

приспособлениями,

утюгом,

уборочным инвентарём.
- формирование знаний о требовании к выполнению машинных швов и
строчек;
- формирования знаний о видах пуговиц, способах пришивания пуговиц,
заплаты;
- формирование знаний о видах бумаги, картона, их назначении;
- формирование знаний о технике безопасности при работе с чертёжными
инструментами, ножницами, канцелярским ножом, клеем;
- формирование знаний о названии хозяйственного инвентаря, устройстве,
назначении, хранении;
- знать правила безопасной работы с хозяйственным инвентарём, на
проезжей части дороги;
- формирование знаний о видах полов, средствах для мытья, уборочном
инвентаре, хранении инвентаря;
- формирование знаний о правилах безопасности при работе с инвентарём,
моющими средствами;
- формирование знаний о названии растений, периодичность полива,
размещение, правила обрезки растений;
- формирование знаний о видах покрытия мебели, средствах и правилах
ухода за мебелью;
- формирование знаний об устройстве бытовой стиральной машины,
правилах пользования;
- формирование знаний о моющих, отбеливающих, подсинивающих
средствах, правилах безопасности при работе;
- формирование знаний о гигиене питания, требованиях к работникам
столовой, сервировки стола, безопасности при подаче пищи и уборке посуды;
- формирование знаний о видах, назначении, правилах ухода за кухонной,

столовой посудой обработки кухонной и столовой посуды, инвентаря, тары
на предприятиях общественного питания;
- формирование знаний о первичной обработке овощей, корнеплодов;
- формирование знаний об оборудовании овощного цеха, правилах
безопасности при работе с ним;
- формирование знаний о требованиях к хранению и качеству овощей;
2.Деятельностно - коммуникативная:
- формирование умения работать с инструментами, на швейной машине,
утюжить изделия;
- формирование умения выполнять машинные швы, выполнять петельные
стежки, пришивать пуговицы;
- формирование умения выполнять мелкий ремонт одежды;
- формирование умения работать ножницами, канцелярским ножом;
- формирование умения изготавливать по образцу изделия;
- формирование умения обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком,
носилками;
- формирование умения ориентироваться по образцу убранного участка
территории;
- формирование умения коллективного обсуждения последовательности
действий уборки;
- формирование умения планировать последовательность действий в ходе
коллективного обсуждения;
- формирование умения сервировать стол, подавать пищу и убирать посуду;
-

формирование

умения

выполнять

первичную

умения

определять

качество

обработку

овощей,

корнеплодов;
- формирование

овощей, корнеплодов,

сортировать;
- формирование умения ухаживать за больным;
- формирование умения делать уборку медицинских помещений.
- развитие точности и глазомера;

- развитие умения планировать работу и доводить начатое дело до
завершения;
- коррекция и развитие таких форм мышления, как сравнение, анализ,
синтез.
3.Ценностно - ориентационная:
- воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости,
работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности;
- воспитание у обучающихся навыков контроля и самоконтроля.
Специальной задачей обучения является коррекция обще-трудовых знаний,
умений и навыков учащихся, их познавательной деятельности и личностных
качеств.
Согласно учебному плану 2021– 2022 учебного года на изучение предмета
«Обслуживающий труд» в 5 классе отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов
5 класс
5 класс
(I группа)
(II группа)
1
1
16
18
16
14
18
18
12
16
62
64

Неделя
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год

Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5-балльную)
систему прохождения материала.
При обучении учитывается неоднородность состава класса и
осуществляется индивидуальный подход.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-6

классов

с

лёгкой

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

умственной

отсталостью

ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год,
утвержденная приказом директора от 11.06.2021г. № 679
Содержательный минимум образования
В 5 классе учащиеся изучают такие разделы, как: «Знакомство с основными
видами практических», «Уборка пришкольной территории», «Работа с
бумагой, тканью, картоном», «Уход за комнатными растениями», «Работа на
участке», «Обработка краевым швом в подгибку с закрытым срезом одно
детального изделия из ткани».
В 5 классе, помимо данных разделов добавляются разделы:
«Ежедневная

уборка

спального

помещения»,

«Устройство

жилого

помещения», «Уход за паркетным полом», «Работа в столовой», «Ремонт
постельного белья», «Ежедневная уборка помещения»
«Уход за мебелью».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые

учебные

действия

в

старших

классах

составляют

основу

формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные учебные действия:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и
обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии.

2.Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).
3.Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
4. Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,

установление

аналогий,

закономерностей,

причинно

следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно
пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень
Знать название материалов, процесс
их изготовления.

Достаточный уровень
Осознанно определять возможности
различных материалов, осуществлять
их целенаправленный выбор в
соответствии с их физическими,
декоративно-художественными и
конструктивными свойствами в
зависимости от задач предметно-

Изделия, которые из них
изготавливаются и применяются в
быту, игре, учёбе, отдыхе.
Знать свойства материалов и правила
хранения.

практической деятельности.
Экономно расходовать материал.

Планировать предстоящую
практическую работу, соотносить
свои действия с поставленной целью.
Санитарно-гигиенические требования Осуществлять настройку и текущий
при работе с производственными
ремонт инструмента.
материалами.
Подбирать материалы необходимые
для работы.

Руководствоваться правилами
безопасной работы с инструментами
и оборудованием.

Знать принципы, лежащие в основе
наиболее распространенных
производственных технологических
процессов (шитьё, стирка, глажение,
уборка).
Овладеть основами сферы
обслуживания.

Читать техническую
(технологическую) документацию,
применяемую при осуществлении
изучаемого технологического
процесса.
Представление о разных видах
обслуживающего труда.

Умение выражать своё отношение к

Отбирать в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей
оптимальные и доступные
технологические приемы ручной и
машинной обработки материалов.
Создавать материальные ценности,
имеющие потребительскую
стоимость и значение для
удовлетворения общественных
потребностей.
Самостоятельно определять задачи и
выстраивать оптимальную
последовательность действий для
реализации замысла.
Осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий
и корректировку хода практической
работы.
Прогнозировать конечный результат
и самостоятельно подбирать средства
и способы работы для его получения.

Овладеть некоторыми видами
общественно организационного труда
(выполнение обязанностей бригадира
рабочей группы, старосты класса).
Понимать общественную значимость

результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
Организовывать под руководством
учителя совместную работу в группе.
Осознавать необходимость
соблюдения и процесс выполнения
трудовых заданий порядка и
аккуратности
Распределять роли, сотрудничать,
осуществлять взаимопомощь.
Выслушивать мнения и идеи
товарищей, учитывать их при
организации собственной
деятельности и совместной работы.
Комментировать и оценивать в
доброжелательной форме достижения
товарищей, высказывать им свои
предложения и пожелания.
Проявлять заинтересованное
отношение к деятельности своих
товарищей к результатам их работы.
Выполнять общественные поручения
по уборке мастерской после уроков.
Принимать посильное участие в
благоустройстве и озеленении
территорий, охране природы и
окружающей среды.

своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности;
овладеть способностью к самооценке.
Понимать необходимость
гармоничного сосуществования
предметного мира с миром природы.
Осознавать общественный долг, т.е.
обладать готовностью к труду в тех
сферах, которые особенно нужны
обществу.

Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5-6 классов с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» на 2021-2022 учебный год, утвержденная
приказом директора от 11.06.2021г. № 679.
Учебная литература:
1) Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник по курсу
«Технология» 5 класс / А.Г Галле, Е.Ю. Головинская–

Самара:

Современные образовательные технологии, 2019.
2) Подготовка младшего обслуживающего персонала: рабочая тетрадь по
курсу «Технология» 5 класс / Е.Ю. Головинская, –

Самара:

Современные образовательные технологии, 2019.
3) Методическое

пособие

для

учителя

к

учебно-методическому

комплекту для обучающихся 5 класса, Е.Ю. Головинская Самара:
Современные образовательные технологии, 2019.
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28

августа 2020 г.
осуществления

№ 442 «Об утверждении Порядка организации и
образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-6

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» на 2021-2022 учебный год, утвержденная
приказом директора от 11.06.2021г. № 679.
7.

Устав

учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
Приказ № 680 от 11.08.21года.
9.
10.

Учебный план 2021 – 2022 учебного года.
Календарный учебный график 2021 – 2022 учебного года. Приказ №

680 от 11.08.21.
11. Расписание уроков ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» 2021-2022
учебного года.
Оборудование
Для проведения уроков обслуживающего труда используется следующее
оборудование:
- швейные бытовые машины с электроприводом;
- инструменты и приспособления для швейных работ;
- утюг электрический;
- индивидуальный персональный компьютер;
- коллекция промышленных образцов ниток и ткани;
- нитки, лоскуты ткани;
- образцы отделочных ручных стежков, пуговиц, заплата- аппликация,

машинных швов;
- хозяйственный, уборочный инвентарь
- карточки с заданиями для индивидуальной работы;
- опорные таблицы, папки, плакаты;
- упражнения на развитие мелкой моторики рук, пространственных
представлений и ориентации, наглядно-образного и словесно-логического
мышления.
- медицинское оборудование для младшего медперсонала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Обслуживающий труд
5 класс (группа- I)
Базанова Анна Ивановна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих

Всего-62ч.

В неделю – 2ч.
58 ч.

2. Контрольных

4ч.

3. Практических работ

Ежеурочно, согласно структуре урока

№ п/п

Раздел, тема

1-14

1 четверть

Кол-во
часов
16

Дата

Сохранение и поддержка здоровья.

14

1, 2.
3,4

Личная гигиена.
Гигиена рук.

2
2

01.09.29.10.
06.0911.10.
06.09.
13.09.

5,6.
7,8.

Почему важно соблюдать гигиену в
течении дня.
Уход за руками.
Контрольная работа.

2
2

20.09,
27.09.

2

04.10.

I

9,10.

Виды деятельности

Формы деятельности

Беседа

Групповая

Инструктаж,
практическая
работа
Беседа

Групповая

Групповая

Примечание

11,12.

Предметы и средства личной гигиены.

2

13,14
15,16

Личная гигиена
Средства личной гигиены.

2
2

18.10.
25.10.

16

08.1128.12.
08.11
08.11.
15.11

17IV
17,18,
19,20
V

II четверть
Уход за одеждой и обувью
Зачем нужна специальная одежда.

Правила ухода за одеждой и обувью.

2
2

22.1106.12
22.11,
29.11.

25

Ручная стирка одежды.

1

06.12

26.

Средства для ручной стирки одежды.

1

06.12

21,22.
23.24

VI
27,28
29,30

Стирка одежды.

4
2
2
6

11.10.

Хранение одежды

6

Ежедневный уход за обувью.
Контрольная работа.

2
2

13.1227.12
13.12.
20.12.

Беседа,
инструктаж
практическая
работа

Групповая

Работа с бумагой и
картоном

Индивидуальная
дифференцированная

Инструктаж
работа с бумагой и
картоном

Групповая

Беседа,
Практическая
работа
Беседа
работа по
карточкам
Беседа,
инструктаж,
практическая
работа

Рассказ,
работа со схемой,

Групповая

Групповая
дифференцированная
Групповая
дифференцированная

Групповая
Дифференцированная

31,32

Сушка мокрой обуви.

33-50
33,34.
35,36.
37,38.
39,40.

VII
41,42.
43,44.
45,46,
47,48,
49,50
51-

III четверть.
Территория пришкольного участка.
Два режима работы на территории.
Отходы природы и человека.
Подготовка бытовых отходов
переработка

к

Уход за газонами.
Дорожки с твердым покрытием.
Контрольная работа.
Уборка дорожек в зимнее время.

IV четверть

2

27.12.

18

17.0125.03.
17.01,
24.01.
31.01,
07.02.

2
2
2
2

10
2
2
2
2
2
12

Х

Уход за комнатными растениями.

6

51,52.
53,54

Что необходимо для жизни.
Особенности
листьев
комнатных
растений.

2
2

14.0215.02.
14.02.
21.02.
28.02
14.03.
21.03.
04.0427.05.
04.0418.04
04.04
11.04.

работа по
карточкам
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Групповая
индивидуальная

Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Групповая
индивидуальная

Беседа

Групповая

Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Групповая
индивидуальная

Беседа

Групповая

Беседа
Беседа,
практическая

Групповая
Групповая
индивидуальная

55,56.

ХI
57,58
59
60

61,62

Емкости и инвентарь для комнатных
растений.

2

18.04.

Уборка помещений.

8

Уборочный инвентарь для мытья
полов.
Инвентарь: виды, назначение, правила
пользования, Т.Б.
Контрольная работа.

2

25.0423.05.
25.04.

1

16.05.

1

16.05

Работа на пришкольном участке.

2

23.05

работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Инструктаж,
беседа
Инструктаж,
беседа
Инструктаж,
практическая
работа
Инструктаж,
практическая
работа

Групповая
индивидуальная

Групповая
Групповая
Групповая
индивидуальная
Групповая
индивидуальная

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Обслуживающий труд
5 класс (группа- II)
Базанова Анна Ивановна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих

Всего-66ч.

В неделю – 2ч.
62 ч.

2. Контрольных

4ч.

3. Практических работ

Ежеурочно, согласно структуре урока

№ п/п

Раздел, тема

1-12

1 четверть

Кол-во
часов
18

Дата

Сохранение и поддержка здоровья.

12

1, 2.
3,4

Личная гигиена.
Гигиена рук.

2
2

01.09.29.10.
03.0908.10.
03.09.
10.09.

5,6.
7,8.

Уход за руками.
Предметы и средства личной гигиены.

2
2

17.09.
24.09.

9,10.

Контрольная работа.

2

01.10.

I

Виды деятельности

Формы деятельности

Беседа

Групповая

Инструктаж,
практическая
работа
Беседа

Групповая

Групповая

Примечание

11,12.

Предметы и средства личной гигиены.

2

08.10.

II

Уход за одеждой и обувью.

6

15.10.29.10.
15.10,
22.10.
29.10.

13,14,
15,16
17,18
19IV
19,20
21,22
V

Зачем нужна специальная одежда.
Защита рук головы во время работы.

II четверть

2
2
2
14

Уход за одеждой и обувью.

4

Правила ухода за одеждой и обувью.
Ручная стирка одежды.

2
2

08.1128.12.
12.11.19.11.
12.11.
19.11.

Уход за обувью.

10

23,24
25,26

Подготовка к стирке носков.

2
2

26.1124.12.
26.11.
03.12.

27

Ежедневный уход за обувью.

1

10.12.

28

Сушка мокрой обуви.

1

10.12.

Беседа,
инструктаж
практическая
работа

Групповая

Работа с бумагой и
картоном

Индивидуальная
дифференцированная

Инструктаж
работа с бумагой и
картоном

Групповая

Беседа,
Практическая
работа
Беседа
работа по
карточкам
Беседа,
инструктаж,
практическая

Групповая

Групповая
дифференцированная
Групповая
дифференцированная

29, 30.

Контрольная работа.

2

17.12,

31,32.

Повторение пройденного материала.

2

24.12.

18

17.0125.03.
21.01.
28.01.
04.02.
11.02.

33-47
33,34.
35,36.
37,38.
39,40.

III четверть.
Территория школьного участка в
разные сезоны.
Два режима работы на территории.
Отходы природы и человека.
Сортировка бытовых отходов.

2
2
2
2

10

51-

Уборка пришкольной территории от
снега и льда
Расчистка дорожек от снега.
Дорожки с твердым покрытием.
Контрольная работа.
Дорожки с сыпучим и твердым
покрытием.
Комплекс работ по уборке территории.
IV четверть

Х

Уход за комнатными растениями.

6

51,52
53,54

Что необходимо для жизни.
Особенности
листьев
комнатных

2
2

VII
41,42.
43,44.
45, 46,
47,48
49,50

2
2
1
1
2
2
16

18.0225.03.
18.02.
25.02.
04.03
11.03.
18.03.
25.03.
04.0427.05.
02.0421.04
07.04.
14.04.

работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Собеседование

Групповая
индивидуальная

Индивидуальная

Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Групповая
индивидуальная

Беседа

Групповая

Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Групповая
индивидуальная

Беседа

Групповая

Беседа
Беседа,

Групповая
Групповая

растений.
55, 56.

Обрезка и сбор сухих листьев.

2

21.04.

ХI

Уход за комнатными растениями

10

57,58.

Емкости и инвентарь для комнатных
растений.
Инвентарь: виды, назначение, правила
пользования, Т.Б.
Контрольная работа.

2

28.0421.05
28.04.

2

06.05

2

13.05.

Сгребание мусора с клумб и дорожек.

2
2

20.05.
27.05.

59,60.
61,62.

63,64
65,66

практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

индивидуальная

Инструктаж,
беседа
Инструктаж,
беседа
Инструктаж,
практическая
работа
Инструктаж,
практическая
работа

Групповая

Групповая
индивидуальная

Групповая
Групповая
индивидуальная
Групповая
индивидуальная


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».