Рабочая программа обслуживающий труд 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся с умственной отсталостью
―

это

образовательная

программа,

для

обучения

этой

категории

обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Данная программа предусмотрена для обучающихся 8 класса с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

по

предмету

«Обслуживающий труд».
Обучение направлено на подготовку учащихся к выполнению обязанностей
уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков,
мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и
поликлиниках, на разностороннее развитие личности учащихся, носит
элементарно-практический

характер,

способствует

их

умственному

развитию и социальной адаптации.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на
уроках математики, природоведения, биологии, истории, домоводства, также
носит предметно-практическую направленность, тесно связана с жизнью,
профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
Цель обучения.
Создание условий для формирования социальных навыков, которые помогут
в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести
доступную ими степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Задачи учебного предмета.
1.Предметно - информационная:
- формирование знаний о правилах работы и поведения, об организации
рабочего места учащегося;
- формирование знаний об инструментах, приспособлениях;
- формирование знаний о назначении, растений.
- формирование знаний о назначении и применении уборочного инвентаря,

предметы санитарного оборудования;
- формирование знаний о технике безопасности при работе с инструментами,
уборочным инвентарём.
- формирования знаний о видах стволов деревьев, цветников и др.
- формирование знаний о технике безопасности при работе с лопатой и
другими инструментами.
- формирование знаний о названии хозяйственного инвентаря, устройстве,
назначении, хранении;
- знать правила безопасной работы с хозяйственным инвентарём, на
проезжей части дороги;
- формирование знаний о видах полов, средствах для мытья, уборочном
инвентаре, хранении инвентаря;
- формирование знаний о правилах безопасности при работе с инвентарём,
моющими средствами;
- формирование знаний о названии растений, периодичность полива,
размещение, правила обрезки растений;
- формирование знаний о видах покрытия мебели, средствах и правилах
ухода за мебелью;
- формирование знаний об устройстве бытовой стиральной машины,
правилах пользования;
- формирование знаний о моющих, отбеливающих, подсинивающих
средствах, правилах безопасности при работе;
- формирование знаний о гигиене питания, требованиях к работникам
столовой, сервировки стола, безопасности при подаче пищи и уборке посуды;
- формирование знаний о видах, назначении, правилах ухода за кухонной,
столовой посудой обработки кухонной и столовой посуды, инвентаря, тары
на предприятиях общественного питания;
- формирование знаний о первичной обработке овощей, корнеплодов;
- формирование знаний об оборудовании овощного цеха, правилах
безопасности при работе с ним;

- формирование знаний о требованиях к хранению и качеству овощей;
2. Деятельностно - коммуникативная:
- формирование умения обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком,
носилками;
- формирование умения ориентироваться по образцу убранного участка
территории;
- формирование умения коллективного обсуждения последовательности
действий уборки;
- формирование умения планировать последовательность действий в ходе
коллективного обсуждения;
- формирование умения сервировать стол, подавать пищу и убирать посуду;
- формирование умения выполнять

первичную обработку овощей,

корнеплодов;
- формирование

умения

определять

качество

овощей, корнеплодов,

сортировать;
- формирование умения ухаживать за больным;
- формирование умения делать уборку медицинских помещений.
- развитие точности и глазомера;
- развитие умения планировать работу и доводить начатое дело до
завершения;
- коррекция и развитие таких форм мышления, как сравнение, анализ,
синтез.
3. Ценностно - ориентационная:
- воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости,
работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности;
- воспитание у обучающихся навыков контроля и самоконтроля.
Специальной задачей обучения

является коррекция общетрудовых знаний,

умений и навыков учащихся, их познавательной деятельности и личностных
качеств.

Согласно учебному плану 2021 – 2022 учебного года на изучение предмета
«Обслуживающий труд» в 8 классе отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов
8 класс
(2 группа)

Неделя

8

1 четверть

70

2 четверть

58

3 четверть

40

4 четверть

32

год

200

Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5-балльную)
систему прохождения материала.
При обучении учитывается неоднородность состава класса и
осуществляется индивидуальный подход.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

7-9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2021-2022 учебный год, утверждённая приказом директора от 11.06.2021 г.
№ 679. Рабочая программа составлена на основе программы специальной
(коррекционной)

общеобразовательной

школы-интерната

8

вида

под

редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
В 7 классе учащиеся изучают такие разделы, как: «Сохранение и поддержка
здоровья», «Работа на территории», «Уборка помещений», «Проверь себя».
По каждому разделу предусмотрены практические работы, после
изучения теоретического материала.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые

учебные

действия

в

старших

классах

составляют

основу

формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные учебные действия:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и
обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии.
2.Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).
3.Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.

4. Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,

установление

аналогий,

закономерностей,

причинно

следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно
пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень
Знать название материалов, процесс их
изготовления.

Изделия, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учёбе, отдыхе.
Знать свойства материалов и правила
хранения.
Санитарно-гигиенические требования при
работе с производственными материалами.
Подбирать материалы необходимые для
работы.

Руководствоваться правилами безопасной
работы с инструментами и оборудованием.

Знать принципы, лежащие в основе
наиболее распространенных

Достаточный уровень
Осознанно определять возможности
различных материалов, осуществлять их
целенаправленный выбор в соответствии с
их физическими, декоративнохудожественными и конструктивными
свойствами в зависимости от задач
предметно-практической деятельности.
Экономно расходовать материал.
Планировать предстоящую практическую
работу, соотносить свои действия с
поставленной целью.
Осуществлять настройку и текущий ремонт
инструмента.
Отбирать в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей
оптимальные и доступные технологические
приемы ручной и машинной обработки
материалов.
Создавать материальные ценности,
имеющие потребительскую стоимость и
значение для удовлетворения
общественных потребностей.
Самостоятельно определять задачи и
выстраивать оптимальную

производственных технологических
процессов (шитьё, стирка, глажение,
уборка).
Овладеть основами сферы обслуживания.

Читать техническую (технологическую)
документацию, применяемую при
осуществлении изучаемого
технологического процесса.
Представление о разных видах
обслуживающего труда.

Умение выражать своё отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
Организовывать под руководством учителя
совместную работу в группе.
Осознавать необходимость соблюдения и
процесс выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности
Распределять роли, сотрудничать,
осуществлять взаимопомощь.
Выслушивать мнения и идеи товарищей,
учитывать их при организации собственной
деятельности и совместной работы.
Комментировать и оценивать в
доброжелательной форме достижения
товарищей, высказывать им свои
предложения и пожелания.
Проявлять заинтересованное отношение к
деятельности своих товарищей к
результатам их работы.
Выполнять общественные поручения по
уборке мастерской после уроков.
Принимать посильное участие в
благоустройстве и озеленении территорий,
охране природы и окружающей среды.

последовательность действий для
реализации замысла.
Осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы.
Прогнозировать конечный результат и
самостоятельно подбирать средства и
способы работы для его получения.
Овладеть некоторыми видами общественно
организационного труда (выполнение
обязанностей бригадира рабочей группы,
старосты класса).
Понимать общественную значимость своего
труда, своих достижений в области
трудовой деятельности; овладеть
способностью к самооценке.
Понимать необходимость гармоничного
сосуществования предметного мира с
миром природы.
Осознавать общественный долг, т.е.
обладать готовностью к труду в тех сферах,
которые особенно нужны обществу.

Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
Программа для специальной (коррекционной) общеобразовательной школыинтерната 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Владос , 2011. – С.
223. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

7-9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2021-2022 учебный год, утверждённая приказом директора от 11.06.2021 г.
№ 679.
Учебная литература: 1) Подготовка младшего обслуживающего персонала 8
класс: учебник по курсу «Технология» / А.И. Галина, Е.Ю. Головинская. –
Самара: Современные образовательные технологии, 2019г. – 80с.,
2) Подготовка младшего обслуживающего персонала 8 класс: рабочая
тетрадь по курсу «Технология» / учебное издание Е.Л. Плаксий – Самара:
Современные образовательные технологии, 2019г.
3) Методическое пособие: для учителя к учебно-методическому комплекту
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - Подготовка
младшего обслуживающего персонала 8 класс «Технология», Современные
образовательные технологии Самара 2019г.
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) от 19.12.2014г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».

4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
августа 2020 г.

№ 442 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
6.

Базисный учебный план общего образования для детей с умственной
отсталостью от 10.04.2002 N 29/2065-п (II вариант).

7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного
области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный

приказом

Министерства

образования

и

молодёжной

политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

7-9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2021-2022 учебный год, утверждённая приказом директора от 11.06.2021 г.
№ 679
10.

Учебный план 2021 – 2022 учебного года.

11.

Календарный учебный график 2021 – 2022 учебного года. Приказ 680

от 11.08.21.
12. Расписание уроков ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» 2021-2022
учебного года.

Оборудование
Для проведения уроков обслуживающего труда используется следующее
оборудование:
-лопата штыковая;
-пылесос
- утюг электрический;
- индивидуальный персональный компьютер;
- хозяйственный, уборочный инвентарь
- карточки с заданиями для индивидуальной работы;
- опорные таблицы, папки, плакаты;
- упражнения на развитие мелкой моторики рук, пространственных
представлений и ориентации, наглядно-образного и словесно-логического
мышления.
- медицинское оборудование для младшего медперсонала.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет

Обслуживающий труд

класс

8 класс (2 группа)

Ф.И.О.учителя

Базанова Анна Ивановна.

Количество учебных часов:

Всего- 196ч.

В неделю – 8ч.

1.Обучающе-развивающих

200ч.

2. Контрольных

4ч

3. Практических работ

№ п/п

Ежеурочно, согласно структуре урока

Раздел, тема
1 четверть

Колво
часов
70

Дата

I

Гигиена ближайшего окружения

70

1, 2.
3, 4.

Вводное занятие.
Почему нужно соблюдать правила в
общественных местах.

2
2

01.09.29.10.
01.09.29.10.
01.09.
02.09.

5,6.

Как ветер помогает беречь природу.

2

03.09.

Виды
деятельности

Формы деятельности

Беседа
Инструктаж,
практическая
работа
Инструктаж,
практическая

Групповая
Групповая
Групповая

Примечание

7,8.

Уход за растениями обеспечивает нас
чистым воздухом.

2

06.09.

9, 10.

Гигиена дыхания.

2

08.09.

11,12.

Откуда берется мусор и мусорная
проблема
Зачем нужен раздельный сбор мусора

2

09.09.

2

10.09.

15,16.

Международная маркировка изделий из
пластика

2

13.09.

17,18.
19,20

Какую пользу дает переработка пластика

4

15.09
16.09.

21,22.
23,24
25,26
27,28
29,30
31,32
33,34
35,36

Как пластик превращается в джинцы и
футболки
Сохранение и поддержка здоровья
Каждый человек может защитить
окружающий мир.
Доврачебная помощь.

4

17.09
20.09
22.09
23.09
24.09
27.09
29.09
30.09

37,38
39,40
41,42

Вызов врача домой

2
2
2

13,14.

6
6

01.10.
04.10
06.10

работа
Инструктаж,
практическая
работа
Инструктаж,
практическая
работа

Групповая
Групповая

Рассказ,
работа со схемой,
работа по
карточкам
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Собеседование

Групповая
дифференцированная

Собеседование

Индивидуальная

Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая

Групповая
дифференцированная

Групповая
дифференцированная
Групповая
дифференцированная
Индивидуальная

Групповая
дифференцированная

43,44
45- 70

Уборка помещений

28

71,72

Кто лечит пациентов в поликлинике

2

07.10
08.10.
11.10
13.10
14.10
15.10
18.10
20.10
21.10
22.10
25.10
27.10
28.10
29.10
08.1128.12.
02.11.11.12.
08.11.

73,74

Стационар

2

10.11.

75,76

Палата. Больничный режим

2

11.11.

77,78

Уход за твердыми полами

2

12.11.

Полис обязательного медицинского
страхования ОМС
Обращение в поликлинику
Электронная очередь в поликлинику

II четверть
IV

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
58

работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Инструктаж
работа в рабочей
тетради и
учебнике.
Инструктаж
работа в рабочей
тетради и
учебнике.
Инструктаж
работа в рабочей
тетради и
учебнике.
Инструктаж
работа в рабочей
тетради и

Групповая
дифференцированная

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

79,80

Источник естественного и
искусственного света

2

15.11.

81,82

Подготовка окна к мойке

2

17.11.

83,84

Мойка оконного переплета и
подоконника

2

18.11.

85,86

Мойка оконных стекол, пластиковых
перегородок, стеклянных дверей.
Уход за мебелью
Уборка помещений
Ежедневная уборка помещений
Ежедневная регулярная уборка жилого
помещения

2

19.11.

2
30
2
2
2
2
2
2

22.11
24.11-28.12
24.11
25.11
26.11
29.11
01.12.
02.12.

2

87,88
V
89-96

97,98
99,100

Ежедневный уход за полами и
напольным покрытием
Объекты генеральной уборки помещения
101,102 Чистка санитарного-технического
оборудования
103-128 Чистка раковины и унитаза
Обобщение по разделам.

учебнике.
Инструктаж
работа в рабочей
тетради и
учебнике.
Инструктаж,
беседа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Беседа

Групповая
дифференцированная
Групповая
Индивидуальная

Беседа

Групповая
дифференцированная
Групповая

Беседа

Групповая

Собеседование

Групповая

03.12.

Собеседование

Индивидуальная

2

06.12.

Беседа

2
2
2
2
2
2
2

08.12
09.12
10.12
13.12
15.12
16.12
17.12

Групповая
дифференцированная

2
2
2
2
2

20.12
22.12
23.12
24.12
27.12

III четверть

40

Уход за одеждой

40

129-132 Стирка белья и одежды
Что делать с грязной одеждой

2
2

17.0125.03.
11.0116.03.
13.01.
15.01.

133-136 Правила совместимости при стирке.
Правила цветовой совместимости при
стирке.

2
2

20.01.
22.01.

137-140 Ручная стирка.
Порядок ручной стирки
141-144 Как правильно отжимать выстиранные
вещи.

2
2
2
2

27.01.
29.01.
03.02.
05.02.

145-148 Порядок ручной стирки

2
2
2
2

10.02.
12.02.
17.02.
19.02.

2

24.02.

VI

149-152 Глажение. Подготовка рабочего места.

153,154

Подготовка утюга к глажению.

Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа.
Практическая
работа
Собеседование,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Групповая

Групповая

Индивидуальная
Групповая
Групповая
Групповая

Индивидуальная

155,156

Подготовка белья к глажению.

2

26.02.

157,158

Глажение юбок.

2

03.03.

158,160

Глажение брюк.

2

05.03.

161-162 Глажение рубашек, блузок

2

10.03.

163-168 Использование гладильной доски для
рукавов.
Обобщение по разделам.

2
2
2

12.03.
17.03.
19.03.

IV четверть

32

04.04.27.05.

Уход за одеждой
Работа на пришкольном участке

32

29.0318.05.

169-172 Глажение спинки рубашки

2
2

31.03.
02.02.

173-174 Инструменты приспособления и
материалы для мелкого ремонта одежды.
175-178 Как пришить пуговицу

2

07.04.

2
2
2

09.04.
14.04.
16.04.

VII

179-180 Мелкий ремонт одежды.

Практическая
работа
Собеседование,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Индивидуальная

Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Практическая
работа
Собеседование

Групповая

Собеседование,
практическая

Индивидуальная
Групповая

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная
Групповая
Индивидуальная

181-184 Работа на пришкольном участке.

2
2

21.04.
23.04.

185-188 Работа на пришкольном участке.

2
2

28.04.
30.04.

198-190 Работа на пришкольном участке.

2

05.05.

191-192 Работа на пришкольном участке.

2

07.05.

193-200 Работа на пришкольном участке.

2
2
2
2

12.05.
14.05.
19.05.
21.05

работа
Собеседование,
практическая
работа
Собеседование,
практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа
Практическая
работа
Инструктаж,
беседа,
практическая
работа

Групповая
Групповая
Групповая

Индивидуальная
Индивидуальная


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».