РП столярно-плотницкое дело 8-9 классы 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы»- это образовательная программа, для
обучения

этой категории

психофизического

обучающихся

развития,

с учетом

особенностей

индивидуальных

их

возможностей,

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная программа

предусмотрена для обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
плотницкое дело». Обучение
личности

обучающихся,

по предмету «Столярно-

направлено на разностороннее развитие

носит

элементарно-практический

характер,

способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции
в жизнь.
Цель обучения: Создание условий для коррекции и развития трудовых
умений и навыков по столярно-плотницкому делу у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1. Предметно – информационная:
Раздел. Кабинет столярно-плотницкого дела, оборудование
- формирование знаний о правилах работы и поведения;
- формирование знаний об организации рабочего места учащегося;
- формирование знаний об инструментах, приспособлениях;
- формирование знаний о назначении, устройстве электроинструмента
формирование

знаний

о

технике

безопасности

при

работе

электроинструментами.
Раздел. Работа с древесиной
формирование знаний о требовании к выполнению столярных работ;
- знать свойства пород древесины;
- знать виды пиломатериалов;
- знать пороки древесины;

с

- знать хранение и сушка древесины.
Раздел. Работа ручным рубанком
- формирование знаний техники безопасности при работе ручным
рубанком;
- формирование знаний об устройстве и регулировке ручного рубанка.
Раздел. Пиление древесины
- знать виды ручных пил и их назначение;
- формирование знаний техники безопасности при пилении.
Раздел. Электроинструменты
-формирование

знаний

техники

безопасности

при

работе

электроинструментом;
- знать устройство и назначение электроинструмента.
Раздел. Виды столярных соединений
- формирование знаний при выполнении столярных работ;
- формирование знаний об угловых соединениях;
- формирование знаний о шиповых соединениях;
- формирование знаний о соединении на клей.
2. Коммуникативно-деятельностная
Раздел. Кабинет столярно-плотницкого дела, оборудование
- развитие умения работать с инструментами;
-развитие умения работать ручным инструментом;
-развитие умения работать электроинструментом.
Раздел. Работа с древесиной
- развитие умения распознавать пороки древесины;
-развитие умения определять виды и свойства древесины мягких и
твердых пород.
Раздел. Работа ручным рубанком
-развитие умения настраивать рубанок;
-развитие умения строгать древесину;
-развитие умение строгать по разметке.

Раздел. Пиление древесины
-развитие умения определять пилы по их назначению;
-развитие умения пилить поперёк и вдоль волокон;
-развитие умения пилить по разметке.
Раздел. Электронструменты
-развитие умения работать электролобзиком;
-развитие умения работать электрорубанком;
-развитие умения работать на токарном станке.
Раздел. Виды столярных соединений
-развитие умения применять столярные соединения;
-развитие умения пользоваться разметочным инструментом.
3. Ценностно-ориентационная:
- воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости,
работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности;
- воспитание у обучающихся навыков контроля и самоконтроля;
- развитие точности и глазомера;
- развитие умения планировать работу и доводить начатое дело до
завершения;
- коррекция и развитие таких форм мышления, как сравнение, анализ,
синтез.
Специальной

задачей

обучения

по

столярно-плотницкому

делу

является коррекция общетрудовых умений учащихся, их познавательной
деятельности и личностных качеств.
Достижение цели обучения осуществляется в процессе
совершенствования

компетенций:

предметной,

общепредметной,

ключевой
Согласно учебному плану 2022 – 2023 учебного года на изучение
предмета «Столярно-плотницкое дело» в 8, 9 классах отводится следующее
количество часов:

Класс

8

9

Период
1 четверть

68

84

2 четверть

60

76

3 четверть

78

96

4 четверть

58

74

год

264

330

Продолжительность занятия 40 минут.

Курс имеет оценочную (5-

балльную) систему прохождения материала.
При

обучении

учитывается

неоднородность

состава

класса

и

осуществляется индивидуальный подход.
1. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся

8,

9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом
директора от 09.06.2022 г. № 979.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для 59 классов под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Целью изучения предмета в 8 классе является не только ручное
изготовление товарной продукции, но и

выполнение работы по её

изготовлению на станке (тема «Токарные работы»). Кроме того ребята
учатся применять лаки, краски, клей, красители, а также составлять и читать
чертежи, планировать последовательность трудовых операций, оценивать
результаты своей и чужой работы.
Целью изучения программы в 9 классе является изготовление товарной
продукции ручным и механическим способом с постепенным повышением
самостоятельности учащихся при

выполнении трудовых заданий, в

зависимости от сложности изготовляемого изделия.

По каждому разделу с 8 по 9 класс предусмотрены практические работы,
после изучения теоретического материала.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия в старших классах составляют основу
формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права
и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии.
2. Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в

том числе

информационных.
3. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;
- корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.
4. Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию;
-

использовать

логические

действия

(сравнение,

анализ,

синтез,

обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале,

основе

практической

деятельности

в

соответствии

с

индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов,

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности

некоторые межпредметные

знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между
объектами и процессами.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России;
2) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
4)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;

5) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
6)овладение начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
7) овладение

социально-бытовыми умениями,

используемыми

повседневной жизни; владение навыками коммуникации

и

в

принятыми

ритуалами социального взаимодействия;
8)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно пространственной организации;
9)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
12)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
13)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать название материалов, процесс их изготовления;
- изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре,
учебе, отдыхе;
- знать свойства материалов и правила хранения;

- санитарно-гигиенические требования при работе с производственными
материалами;
- подбирать материалы, необходимые для работы;
-

принципы

работы,

общее

устройства

токарного

станка,

электроинструмента;
-подбирать инструменты, необходимые для работы;
- руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и
оборудованием, техника безопасности при выполнении работы;
- знать сущность базовых способов воздействия на предметы труда
(механических, химических, и т. п.);
- читать техническую (технологическую) документацию, применяемую
при осуществлении изучаемого технологического процесса;
- составлять стандартный план работы;
- представление о разных видах работ столярно-плотницкого дела;
- определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
- понимать значение и ценность труда;
- понимать красоту труда и его результатов;
- заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной
природе;
- использовать эстетические ориентиры в быту, дома и в школе;
- понимать значимость эстетической организации школьного рабочего
места как готовность к внутренней дисциплине;
- умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в
повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией,
установленной в обществе;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности;
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
- осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения
трудовых заданий порядка и аккуратности;

- распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации
собственной деятельности и совместной работы;
- комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения
товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
-

проявлять

заинтересованное

отношение

к

деятельности

своих

товарищей и результатам их работы;
- выполнять общественные поручения по уборке мастерской после
уроков;
- принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении
территорий, охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
-

осознанно

определять

возможности

различных

материалов,

осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими,
декоративно художественными и конструктивными свойствам в зависимости
от задач предметно практической деятельности;
- экономно расходовать материалы;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои
действия с поставленной целью;
- осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной
обработки материалов;
-

создавать

материальные

ценности,

имеющие

потребительскую

стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
- самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную
последовательность действий для реализации замысла;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;

- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать
средства и способы работы для его получения;
- овладеть некоторыми видам общественно организационного труда
(выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса,
звеньевого; и т.п.);
- понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
- понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного
мира с миром природы;
- осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех
сферах, которые особенно нужны обществу.
Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую
дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В. Согласно этой
дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.
Учащиеся 1 группы понимают материал, могут самостоятельно или с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ,
допускают единичные ошибки, которые сами исправляют.
Учащиеся 2 группы понимают материал, но допускают неточности в
подтверждении правил примерами и исправляют их с помощью учителя, при
работе с текстом или разборе предложения допускают 1-2 ошибки, которые
исправляют при помощи учителя.
Учащиеся 3 группы понимают только основные положения данной темы,
излагают материал недостаточно полно и последовательно, допускают ряд
ошибок в речи.
Учащиеся

4

группы

допускают

ошибки

в

речи,

затрудняются

самостоятельно подтвердить правила примерами и делают это с помощью
учителя, нуждаются в постоянной помощи учителя.
Детям

этих

групп

на

различных

этапах

урока

предлагаются

дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3

и 4 групп на каждом уроке при работе оказывается индивидуальная помощь,
даются дополнительные объяснения, увеличивается время для выполнения
закрепляющих и обобщающих заданий. При выполнении практических и
самостоятельных работ для детей 3 и 4 групп сокращается количество и
объем заданий и упражнений.
На уроках учитывается неоднородность состава класса и осуществляется
индивидуальный подход.
8 класс
1 группа
Добрыгин А
Овчинников Д.
Старыгин А.
Сбродов Д.
Стафеев П.
9 класс
1 группа
Агапов А.
Каменский А.
Куликов М.
Куликов И.
Хворов Д.

2 группа
Рябков И.

3 группа

4 группа

-

-

2 группа
-

3 группа
-

4 группа
-

Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся 8, 9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом
директора от 09.06.2022 г. № 979.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида для 5 - 9 классов под редакцией В. В. Воронковой.
Методические пособия:
1. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие. – Ростовн-Д.: Феникс,– С. 381.

Дополнительная литература:
1. Журнал «Начальная школа».
2. Научно-методический журнал «Школа и производство» Москва.
3. Барановский А. Секреты домашнего умельца. М., «Современник».
4. Буланин В.Д. Мозаичные работы по дереву – М., Лесная
промышленность.
5. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. М., «Высшая школа»,
7. Работы по дереву / Сост. Рыженко В.И., Яценко В.А./ - «АСТВ»,
«Гамма-СА», М.
8. Художественная резьба по дереву /Сост., Мольнар А.А. / - СПЕКТР,
СЕЗАМ-МАРКЕТИНГ.
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.

Устав

учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 8, 9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом
директора от 09.06.2022 г. № 979.
10. Учебный план для обучающихся 8, 9 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённый приказом директора от
09.06.2022 г. № 980.
12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2022 – 2023 учебного года.
Оборудование
Для

проведения

уроков

следующее оборудование:

столярно-плотницкое

дело

используется

-столярный верстак;
-набор столярных инструментов;
-электролобзик;
-электрорубанок;
-токарный станок;
- опорные таблицы, плакаты;
- видеоролики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».