ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа образования обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Этика представляет собой совокупность нравственных понятий, направленных на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков социального поведения в ближайшем окружении, в семье, в трудовой и практическую досуговой деятельности. направленность, где в Содержание ходе предмета обсуждений и имеет анализа нравственных категорий и понятий обучающиеся учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Цель: обучение определенным нравственным знаниям, нормам, навыкам длякомпетентной личности обучающегося, воспитанника в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья. Задачи: -ознакомление с понятиями нравственность, добро, совесть, трудолюбие; -ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового режима, культурного поведения; -побуждение воспитанников к самопознанию и самовоспитанию, формирование мотивов самопознания и самовоспитания; -формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки; -формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше; -формирование моделей поведения при вступлении в различные социальнообщественные отношения (семейные, социальные, трудовые). -коррекция речевых моделей общения. Согласно учебному плану 2023 – 2024 учебного года на изучение данного предмета отводится следующее количество часов: Период 9 класс Количество часов 1 9 Неделя I четверть II четверть III четверть 7 10 IV четверть 8 Год 34 Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5- балльную) систему прохождения материала. Рабочая программа составлена на следующей основе: 1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5-8 классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнная приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. Содержательный минимум образования Введение. Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества. Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно, на примере отдельных понятий). История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор). Основные понятия этики. Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение». Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений). Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время. Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в повседневной жизни. Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта: «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др. Этика родительских отношений. Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи. Значение родителей в жизни ребенка. Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с ребенка: авторитарный, попустительский. Анализ демократический примеров, (сотрудничество), иллюстрирующих разные стили отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь. Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье. Этика межличностных отношений Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе. Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружбакомпанейство. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы разрешения. Этические правила в отношениях друзей. Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток; карьера; семья. Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола. Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в молодой семье. Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка. Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь с родителями. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение домашнего хозяйства. Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение возникновения конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями Гражданского законодательства. Этика производственных (деловых) отношений Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения. Деловой стиль одежды. Планируемые результаты изучения учебного предмета Базовые учебные действия Базовые учебные действия в старших классах составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1. Личностные учебные действия: -Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правилами. - Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей. - Адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи. - Активно включаться в обществено-полезную, социальную деятельность. - Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. - Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения обществе. в современном 2. Коммуникативные учебные действия: -Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых). - Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию. - Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (воросы, ответы, повествование,отрицание) в коммуникативных ситуациях с учѐтом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомыйнезнакомый). - Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач. - Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных. 3. Регулятивные учебные действия: -Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. - Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. - Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности. - Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. - Корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность. 4. Познавательные учебные действия: -Дифференцированно воспринимать пространственную организацию. окружающий мир, его временно- - Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию, установление аналогий, материале, закономерностей) основе на наглядном, практической доступном деятельности в вербальном соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся. - Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач. - Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; 9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: Минимальный уровень Достаточный уровень Представление о некоторых этических Аргументированно оценивать поступки нормах героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах Высказывать свое отношение к поступкам Понимать личную ответственность за свои героев литературных (кинофильмов), произведений поступки на основе представлений об одноклассников, этических нормах и правилах поведения в сверстников и других людей с учетом современном обществе сформированных представлений об этических нормах и правилах Признавать возможность существования Вести диалог с учетом наличия разных различных точек зрения и права каждого точек зрения, иметь свою точку позицию, зрения. взаимоотношений аргументировать соблюдать в свою этику процессе взаимодействия с разными людьми. Характеристика дифференциации групп обучающихся На уроках учитывается неоднородность состава класса и осуществляется индивидуальный подход. Учащиеся 1 группы понимают материал, могут самостоятельно или с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, допускают единичные ошибки, которые сами исправляют. Учащиеся 2 группы понимают материал, но допускают неточности и исправляют их с помощью учителя, при работе с основными понятиями допускают 1-2 ошибки, которые исправляют при помощи учителя. Учащиеся 3 группы понимают только основные положения темы, излагают материал недостаточно полно и последовательно, нуждаются в помощи учителя. Учащиеся 4 группы допускают ошибки в определении основных понятий, нуждаются в постоянной помощи учителя. Программное и учебно-методическое обеспечение Программа: 1.Программа для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Владос, 2011. – С. 223. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 9 класса с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнная приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. Справочная литература: 1. «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся) под редакцией Филина Ф. П. – М.: «Просвещение», 2019 г. Дополнительная литература: 1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Этикет» (Развитие коммуникативных способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2018г. – С. 158. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весѐлый этикет» (Развитие коммуникативных способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2018г. – С. 87. 3. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. «Сто великих писателей». – М.: «Вече», 2016. – С. 114. 4. Николаева С. О «Занятия по культуре поведения». – М.: ВЛАДОС, 2016. – С. 94. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной общеобразовательным программам деятельности – по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждѐнный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115». 6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 7. Устав учреждения государственного Свердловской бюджетного области общеобразовательного «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодѐжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 8. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 9 класса с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнная приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. 9. Учебный план для обучающихся 9 класса с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. 10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждѐнный приказом директора от от 28.08.2023 г. № 1495. 11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Оборудование: 1.Дидактический материал: -карточки со словарными словами; -карточки с алгоритмами правил; -карточки для обратной связи; -карточки с индивидуальными заданиями по работе; -раздаточный материал для работы над связной речью; -карточки для логопедической зарядки; -карточки с кроссвордами; - коррекционные упражнения; - задания и упражнения на развитие высших психических функций; -иллюстрации. 2. Технические средства обучения: -ноутбук; -интерактивная доска; -проектор. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Этика Класс 9 Ф.И.О. учителя Кедровских Елена Васильевна Количество учебных часов: В неделю – 1 1.Обучающе-развивающих 29 2.Контрольных 4 № п/п Раздел, тема 1-8. 1 четверть. Колво часов 8 I. Введение. 7 1. Этика. Понятие об этике. 1 Этика и этикет. 2 2. 3. Всего – 33 Дата 06.09.25.10. 06.09.25.10. 06.09. 13.09. 20.09. Виды деятельности Формы деятельности Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, Примечание к 2 27.09. 04.10. 6. Особенности отношений «учитель–ученик». 1 11.10. 7. Внешняя и внутренняя воспитанность человека. 1 18.10. 8. Проверочная работа. 1 25.10. 8 08.11.27.12. 08.11.27.12. 4. 5. 9-16 Этика отношений окружающим. 2 четверть. Культура общения. 8 9. 10. Культура общения. 2 08.11. 15.11. 11. Культура общения. Я в 1 22.11. Культура общения. Я и 1 29.11. 9-16 Речевой этикет. общении. 12. окружающие. тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Повторение пройденного материала. Решение тестов, кроссвордов. индивидуальная работа. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, 13. Профессиональная этика и этикет. 1 06.12. 14. Профессиональноделовой этикет. 1 13.12. 15. Проверочная работа. 1 20.12. 16. Повторение по разделу «Культура общения». 1 27.12. 17-26 3 четверть. 10 Самовоспитание. 16 17. Самопознание. Самовоспитание. 1 16.01.20.03. 18.01.22.05. 16.01. 18. Вежливость как основа воспитанности. 1 23.01. 19. 20. Дружба. дружбе. 2 30.01. 06.02. Понятие о тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Повторение пройденного материала. Решение тестов, кроссвордов. индивидуальная работа. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. ситуации. 21. 22. Беседы о нравственности. 2 13.02. 20.02. 23. 24. Отношение к природе как нравственная проблема. 2 27.02. 06.03. 25. Умей быть благодарным. 1 13.03. 26. Проверочная работа. 1 20.03. 27-33. 4 четверть. 7 03.04.22.05. 27. Круглый стол «За что я благодарен людям». 1 03.04. 28. Ролевая игра «Взаимоотношения в семье». 1 10.04. 29. Личностные человека. качества 1 17.04. 30. Завтрашний характер в сегодняшнем поступке. 1 24.04. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, 31. Повторение по разделу «Этика и этикет». 1 08.05. 32. Проверочная работа. 1 15.05. 33 Повторение по разделу «Этика и этикет». 1 22.05. тетради. Повторение пройденного материала. Решение тестов, кроссвордов. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Повторение пройденного материала. Решение тестов, кроссвордов. индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.