Рабочая программа по этике 9 класс на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся 9 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа
для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Этика представляет собой совокупность нравственных понятий,
направленных на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья навыков социального поведения в ближайшем окружении, в семье, в
трудовой

и

практическую

досуговой

деятельности.

направленность,

где

в

Содержание
ходе

предмета

обсуждений

и

имеет
анализа

нравственных категорий и понятий обучающиеся учатся дифференцировать
приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения
человека.
Цель: обучение определенным нравственным знаниям, нормам,
навыкам длякомпетентной личности обучающегося, воспитанника в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными
психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:
-ознакомление с понятиями нравственность, добро, совесть, трудолюбие;
-ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового режима,
культурного поведения;
-побуждение

воспитанников

к

самопознанию

и

самовоспитанию,

формирование мотивов самопознания и самовоспитания;
-формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки;
-формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше;
-формирование моделей поведения при вступлении в различные социальнообщественные отношения (семейные, социальные, трудовые).

-коррекция речевых моделей общения.
Согласно учебному плану 2023 – 2024 учебного года на изучение
данного предмета отводится следующее количество часов:
Период

9 класс
Количество часов
1
9

Неделя
I четверть
II четверть
III четверть

7
10

IV четверть

8

Год

34

Продолжительность занятия 40 минут.

Курс имеет оценочную (5-

балльную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на следующей основе:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для 5-9
классов под редакцией В. В. Воронковой.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-8

классов

с

лѐгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнная приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
Содержательный минимум образования
Введение. Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни
человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое
время (обзорно, на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные понятия этики.
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во

спасение». Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно
говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку, чтобы не
обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как
проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое
время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер,
отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера
человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки
доброжелательности

(тон

речи,

сила

голоса,

мимика).

Проявления

доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть.

Объяснение выражений на основе анализа конкретных

ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного
опыта: «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др.
Этика родительских отношений.
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в
семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность
взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные
отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с
ребенка:

авторитарный,

попустительский.

Анализ

демократический
примеров,

(сотрудничество),

иллюстрирующих

разные

стили

отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля
отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую
жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями.
Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких,
внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.

Этика межличностных отношений
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба.
Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и
отношений в коллективе.
Согласие

интересов,

убеждений,

взаимоуважение,

доверие

и

преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы
дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружбакомпанейство.
Возникновение

конфликтов

в

отношениях

друзей.

Причины

их

возникновения, способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь»
и «счастье».
Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток;
карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола.
Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное
воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие
поступки непростительны для человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые
шаги в самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов.
Взаимопомощь в молодой семье.
Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и
здоровье ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка.
Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и
духовная связь с родителями.

Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и
ведение домашнего хозяйства.
Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение
возникновения конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи.
Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми
положениями Гражданского законодательства.
Этика производственных (деловых) отношений
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила
ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и
невербального общения. Деловой стиль одежды.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые

учебные

действия

в

старших

классах

составляют

основу

формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия:
-Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правилами.
- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей.
- Адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи.
- Активно включаться в обществено-полезную, социальную деятельность.
- Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
- Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения
обществе.

в современном

2. Коммуникативные учебные действия:
-Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых).
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
- Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(воросы, ответы, повествование,отрицание) в коммуникативных ситуациях с
учѐтом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомыйнезнакомый).
- Использовать разные

виды делового письма для решения жизненно

значимых задач.
- Использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в

том числе

информационных.
3. Регулятивные учебные действия:
-Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических

задач осуществлять коллективный поиск средств их

осуществления.
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач.
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности.
- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку.
- Корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.
4. Познавательные учебные действия:
-Дифференцированно

воспринимать

пространственную организацию.

окружающий мир,

его временно-

- Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
установление причинно-следственных связей, классификацию, установление
аналогий,
материале,

закономерностей)
основе

на

наглядном,

практической

доступном

деятельности

в

вербальном

соответствии

с

индивидуальными возможностями обучающихся.
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов, явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета и для
решения познавательных и практических задач.
- Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные

существующие связи

и

отношения между

объектами и процессами.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6)

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;

9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в

разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Представление о некоторых этических Аргументированно оценивать поступки
нормах

героев

литературных

произведений

(кинофильмов),

одноклассников,

сверстников и других людей с учетом
сформированных

представлений

об

этических нормах и правилах
Высказывать свое отношение к поступкам Понимать личную ответственность за свои
героев

литературных

(кинофильмов),

произведений поступки на основе представлений об
одноклассников, этических нормах и правилах поведения в

сверстников и других людей с учетом современном обществе
сформированных

представлений

об

этических нормах и правилах
Признавать

возможность

существования Вести диалог с учетом наличия разных

различных точек зрения и права каждого точек

зрения,

иметь свою точку

позицию,

зрения.

взаимоотношений

аргументировать
соблюдать
в

свою
этику

процессе

взаимодействия с разными людьми.

Характеристика дифференциации групп обучающихся
На уроках учитывается неоднородность состава класса и осуществляется
индивидуальный подход.
Учащиеся 1 группы понимают материал, могут самостоятельно или с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ,
допускают единичные ошибки, которые сами исправляют.
Учащиеся 2 группы понимают материал, но допускают неточности и
исправляют их с помощью учителя, при работе с основными понятиями
допускают 1-2 ошибки, которые исправляют при помощи учителя.
Учащиеся 3 группы понимают только основные положения темы, излагают
материал недостаточно полно и последовательно, нуждаются в помощи
учителя.
Учащиеся 4 группы допускают ошибки в определении основных понятий,
нуждаются в постоянной помощи учителя.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа:
1.Программа

для специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Владос, 2011. – С. 223.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

9

класса

с

лѐгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнная приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
Справочная литература:
1. «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся)
под редакцией Филина Ф. П. – М.: «Просвещение», 2019 г.
Дополнительная литература:
1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Этикет» (Развитие коммуникативных
способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2018г. – С. 158.

2.

Богуславская

Н.Е.,

Купина

Н.А.

«Весѐлый

этикет»

(Развитие

коммуникативных способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД,
2018г. – С. 87.
3. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. «Сто великих писателей». – М.: «Вече»,
2016. – С. 114.
4. Николаева С. О «Занятия по культуре поведения». – М.: ВЛАДОС, 2016. –
С. 94.
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодѐжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,

утверждѐнный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
6.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
7.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
8.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 9 класса с лѐгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнная приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
9.

Учебный план для обучающихся 9 класса с лѐгкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
10.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»

на 2022-2023 учебный год, утверждѐнный приказом директора от

от

28.08.2023 г. № 1495.
11.

Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.

Оборудование:
1.Дидактический материал:
-карточки со словарными словами;
-карточки с алгоритмами правил;
-карточки для обратной связи;
-карточки с индивидуальными заданиями по работе;
-раздаточный материал для работы над связной речью;
-карточки для логопедической зарядки;
-карточки с кроссвордами;
- коррекционные упражнения;
- задания и упражнения на развитие высших психических функций;
-иллюстрации.
2. Технические средства обучения:
-ноутбук;
-интерактивная доска;
-проектор.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет

Этика

Класс

9

Ф.И.О. учителя

Кедровских Елена Васильевна

Количество учебных часов:

В неделю – 1

1.Обучающе-развивающих

29

2.Контрольных

4

№
п/п

Раздел, тема

1-8.

1 четверть.

Колво
часов
8

I.

Введение.

7

1.

Этика. Понятие об этике.

1

Этика и этикет.

2

2. 3.

Всего – 33

Дата

06.09.25.10.
06.09.25.10.
06.09.

13.09.
20.09.

Виды деятельности

Формы деятельности

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,

Примечание

к

2

27.09.
04.10.

6.

Особенности
отношений
«учитель–ученик».

1

11.10.

7.

Внешняя и внутренняя
воспитанность человека.

1

18.10.

8.

Проверочная работа.

1

25.10.

8

08.11.27.12.
08.11.27.12.

4. 5.

9-16

Этика
отношений
окружающим.

2 четверть.
Культура общения.

8

9.
10.

Культура

общения.

2

08.11.
15.11.

11.

Культура

общения.

Я в

1

22.11.

Культура общения.

Я и

1

29.11.

9-16

Речевой этикет.

общении.

12.

окружающие.

тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Повторение
пройденного
материала.
Решение тестов, кроссвордов.

индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,

13.

Профессиональная этика
и этикет.

1

06.12.

14.

Профессиональноделовой этикет.

1

13.12.

15.

Проверочная работа.

1

20.12.

16.

Повторение по разделу
«Культура общения».

1

27.12.

17-26

3 четверть.

10

Самовоспитание.

16

17.

Самопознание.
Самовоспитание.

1

16.01.20.03.
18.01.22.05.
16.01.

18.

Вежливость как основа
воспитанности.

1

23.01.

19.
20.

Дружба.
дружбе.

2

30.01.
06.02.

Понятие

о

тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение теста по пройденному
материалу.
Повторение
пройденного
материала.
Решение тестов, кроссвордов.

индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
фронтальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

ситуации.
21.
22.

Беседы о нравственности.

2

13.02.
20.02.

23.
24.

Отношение к природе как
нравственная проблема.

2

27.02.
06.03.

25.

Умей быть благодарным.

1

13.03.

26.

Проверочная работа.

1

20.03.

27-33.

4 четверть.

7

03.04.22.05.

27.

Круглый стол «За что я
благодарен людям».

1

03.04.

28.

Ролевая
игра
«Взаимоотношения в семье».

1

10.04.

29.

Личностные
человека.

качества

1

17.04.

30.

Завтрашний характер в
сегодняшнем поступке.

1

24.04.

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради.
Беседа на заданную тему.
Решение теста по пройденному
материалу.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради,
инсценировка
ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в
тетради.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации, работа в

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
фронтальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
фронтальная работа.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,

31.

Повторение по разделу
«Этика и этикет».

1

08.05.

32.

Проверочная

работа.

1

15.05.

33

Повторение по разделу
«Этика и этикет».

1

22.05.

тетради.
Повторение
пройденного
материала.
Решение тестов, кроссвордов.
Беседа на заданную тему.
Решение теста по пройденному
материалу.
Повторение
пройденного
материала.
Решение тестов, кроссвордов.

индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
фронтальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».