1.Пояснительная записка
Рабочая
программа
жизнедеятельности
для
образования
по
основам
безопасности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) создана с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа
по
основам
безопасности
жизнедеятельности
учитывает
особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено
на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарнопрактический характер, способствует их умственному развитию, социальной
адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся
потребности сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и
безопасности окружающих для последующей социальной адаптации и
интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностноориентационную).
2.Содержание учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности
2.1.Безопасность на дороге.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Светофор и дорожные знаки.
Перекрёстки и их виды.
Правила перехода проезжей части дороги.
Остановочный путь, тормозной путь и их влияние на безопасность.
Виды железнодорожных переездов и правила их перехода. Экскурсия на
железнодорожный переезд.
Велосипед – самый неустойчивый вид транспорта. Правила езды на
велосипеде.
Метро. Правила поведения в метро.
Дорога
глазами
водителей.
Предупредительные
сигналы
водителей:
звуковые, световые.
2.2.Пожарная безопасность.
Эвакуация людей из горящего помещения при пожаре. «План эвакуации».
Средства защиты дыхания.
Основные
правила
поведения
учащихся
в
новогодний
праздник
(пиротехнические средства).
Инструктаж по пожарной безопасности. Как действовать в чрезвычайных
ситуациях. Службы экстренной помощи.
Если горит у соседей. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы
экстренной помощи.
Лифт – наш домашний транспорт. Пожар в лифте.
2.3. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Первая помощь при травмах. Ушибы и порезы.
Первая помощь при травмах. Растяжение связок, вывих костей, переломы.
Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное тело.
Вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики, токсикомания. Как
избавиться от вредных привычек.
Как уберечься от мороза и избежать обморожения. Первая помощь при
обморожении.
Кровотечение из носа. Первая помощь.
Здоровый образ жизни. Характеристика здорового человека.
2.4. Безопасное общение.
Не бойтесь звать на помощь. Городские службы экстренной помощи: 01,02,
03, 04.
Правила общения с незнакомыми людьми. Ни дай себя обмануть.
Как вести себя со злоумышленниками. Внимание, «добрый дядя»!
Опасности криминогенного характера. Как вести себя на улице ребёнку,
если посторонний человек пытается его куда – то увести.
2.5.Опасные предметы и явления.
Компьютер, сотовый телефон. Правила пользования.
Как могут стать опасными домашние вещи, бытовые электроприборы.
Основные правила пользования бытовыми электроприборами.
Поражение электрическим током. Линии электропередач.
Если на улице дождь и гроза. Правила поведения при грозе.
2.6. Безопасность на воде.
Правила поведения на водоёмах и меры безопасности в осенний период.
Чем опасны водоёмы зимой. Правила поведения зимой на водоёмах.
Тонкий лёд. Что делать, если вы провалились под лёд.
Водоёмы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности.
Основные и подручные спасательные средства.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
3.1.Минимальный уровень
соблюдать правила безопасного поведения на улицах;
правильно переходить проезжую часть дороги;
правильно вести себя при проведении новогоднего утренника;
вызвать «скорую помощь»;
оказать первую помощь при травмах; при попадании инородного тела в
глаз; при кровотечении из носа; при обморожении;
правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
соблюдать правила купания и меры безопасности.
3.2. Достаточный уровень
соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правильно переходить проезжую часть дороги, железнодорожные переезды;
соблюдать правила езды на велосипедах;
правильно вести себя в метро; при проведении новогоднего утренника;
вызвать городские службы экстренной помощи;
вызвать «скорую помощь»;
оказать первую помощь при травмах, растяжениях связок, вывихах костей,
переломах; при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при кровотечении
из носа, при обморожении, поражением электрическим током;
пользоваться сотовым телефоном, компьютером, телевизором; бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила поведения при грозе;
правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
соблюдать правила купания и меры безопасности; пользоваться основными
и подручными спасательными средствами.
3. Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года.
3. Дополнительная литература:
4. 1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под
ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2017.
5. 2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.
пособие для 1–2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2016.
6. 3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая
тетрадь для 1–4 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В.
Иванова. – М.: Просвещение, 2018.
7. 4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая
тетрадь для 1–4л. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.
– М.: Просвещение, 2018.
8. 5. Ижевский П. В., Иванова Н. В. – М.: Просвещение, 2011.
Комплект
плакатов
«Безопасность
дорожного
движения»
1–4
кл.:
(Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. – 24 листовки, 24
плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). – М.: Просвещение:
Рилионт, 2018.
9. 6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И.
К. Топоров. – М.: Просвещение, 2017.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28. 08.2023
года.
10.
Устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28. 08.2023 года.
13.
Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Предметные
поэтапные
картинки,
инструкции,
коррекционные
технические
карточки,
средства
таблицы,
(телевизор,
схемы,
ноутбук,
демонстрационный материал).
Интернет
ресурсы:
http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://school-collection.edu.
КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
класс
Ф.И.О. учителя
Основы безопасности жизнедеятельности
4 класс
Покровских Любовь Алексеевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Всего - 31ч.
В неделю – 1 ч.
31 ч.
-
№
п\п
1-8.
Тема уроков
1 четверть
Кол-во
часов
8
Дата
1-2.
Безопасность на дороге
2
1.
Правила безопасного поведения на улицах и
дорогах.
1
04.0927.10.
08.0915.09.
08.09.
2.
Светофор и дорожные знаки.
1
15.09.
3.
3.
Пожарная безопасность
Эвакуация людей из горящего помещения при
пожаре.
«План эвакуации». Средства защиты дыхания.
1
1
22.09.
22.09.
4-5.
Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей
2
29.0906.10.
Виды деятельности
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Игра «Дорога». Работа у доски. Работа в тетрадях.
Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Чтение и анализ сказки. Игра с макетом «Собери светофор».
Работа у доски..Работа в тетрадях.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Практическая работа эвакуация из класса.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа в тетрадях – иллюстрирование.
4.
Травмы. Причины
предупреждения.
травм
и
способы
их
5.
Первая помощь при травмах. Ушибы и порезы.
1
29.09.
1
06.10.
6.
Безопасное общение
1
13.10.
6.
Не бойтесь звать на помощь. Городские службы
экстренной помощи: 01,02, 03, 04.
1
13.10.
7.
Опасные предметы и явления
1
20.10.
1
20.10.
1
27.10-
1
27.10,
2 четверть
8
07.1129.12.
Безопасность на дороге
1
10.11.
7.
8.
8.
916.
9.
Компьютер,
пользования
сотовый
телефон.
Правила
Безопасность на воде
Правила поведения на водоёмах
безопасности в осенний период
и
меры
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с предметными картинками.
Работа в тетрадях. Иллюстрирование.
Чтение рассказа. Анализ ситуаций.
Изучение презентации.
Работа с карточками для
индивидуальной работы. Работа у доски. Работа в тетрадях
Практическая работа. Оказание первой помощи при травмах.
Изучение презентации. Работа с рисунками.
Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа у
доски. Работа в тетрадях.
Изучение презентации Работа с иллюстрациями.
Работа у доски с предметными картинками.
Практическая работа с компьютером, сотовым телефоном.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками для групповой работы.
Работа в тетрадях. Просмотр мультфильма.
Практическая работа по оказанию первой помощи.
9.
Перекрёстки и их виды.
проезжей части дороги.
Правила
10.
10.
Опасные предметы и явления
Основные
правила
пользования
электроприборами.
перехода
1
10.11.
бытовыми
1
1
17.11.
17.11.
Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей
3
24.1108.12.
Вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики,
токсикомания. Как избавиться от вредных
привычек.
Первая помощь при травмах. Растяжение связок,
вывих костей, переломы.
1
24.11.
1
01.12.
13.
Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное
тело.
1
08.12.
14.
14.
Безопасное общение
Правила общения с незнакомыми людьми. Ни дай
себя обмануть.
1
1
15.12.
15.12.
1516.
Пожарная безопасность
2
22.12.29.12.
1113.
11.
12.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками. Игра «Дорога. Перекрёстки».
Работа у доски. Работа в тетрадях.
Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа у доски с предметными картинками.
Работа в тетрадях – составление и запись
пользования бытовыми электроприборами.
правил
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа в тетрадях. Участие в беседе.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками для групповой работы.
Работа в тетрадях. Практическая работа по оказанию первой
помощи при травмах.
Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для
индивидуальной работы. Работа у доски.
Участие в беседе. Практическая работа по оказанию первой
помощи.
Изучение презентации. Работа с карточками для
индивидуальной работы. Работа с иллюстрациями.
Чтение и анализ рассказа. Работа у доски.
Работа в тетрадях – составление и запись правил общения.
1516.
Основные правила поведения учащихся в
новогодний праздник (пиротехнические средства).
1
22.12
29.12.
1724.
17.
3 четверть
8
15.0122.03.
Безопасность на воде
1
19.01-
17.
Чем опасны водоёмы зимой? Правила поведения
зимой на водоёмах.
1
19.01.
1821.
18.
Безопасность на дороге
4
26.0116.02.
Остановочный путь, тормозной путь и их влияние
на безопасность.
1
26.01.
19.
Виды железнодорожных переездов и правила их
перехода. Экскурсия на железнодорожный переезд.
1
02.02.
20.
Велосипед – самый неустойчивый вид транспорта.
Правила езды на велосипеде.
1
09.02.
21.
Правила поведения в метро.
1
16.02.
1
01.03.
22.
Пожарная безопасность
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Составление рассказа. Практическая работа по отработке
правил обращения с пиротехническими средствами.
Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа у
доски.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа в тетрадях. Практическая работа по составлению
правил поведения на водоёмах зимой.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Участие в беседе. Работа в тетрадях.
Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Участие в беседе. Работа в тетрадях.
Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Участие в беседе. Работа в тетрадях. Просмотр
мультфильма. Практическая работа по отработке правил
езды на велосипеде.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Участие в беседе. Работа в тетрадях.
Просмотр мультфильма. Практическая работа по отработке
правил поведения в метро.
22.
23.
23.
24.
24.
Инструктаж по пожарной безопасности. Как
действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы
экстренной помощи.
Безопасное общение
Как вести себя со злоумышленниками. Внимание,
«добрый дядя»!
1
01.03.
1
1
15.03.
15.03.
Безопасность на воде
Что делать, если вы провалились под
1
1
22.03.
22.03.
Тонкий лёд.
лёд.
2531.
4 четверть
7
01.0424.05.
25.
25.
Пожарная безопасность
Если горит у соседей.
Как действовать в
чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной
помощи.
1
1
05.04
05.04.
26.
Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей
Кровотечение из носа. Первая помощь.
1
12.04.
1
12.04.
26.
27.
Безопасное общение
1
19.04.
27.
Опасности криминогенного характера. Как вести
себя на улице ребёнку, если посторонниё человек
пытается его куда – то увести.
Опасные предметы и явления
1
19.04.
2
26.0403.05.
Если на улице дождь и гроза. Правила поведения
при грозе.
2
26.04,
03.05.
2829.
2829.
Изучение презентации. Работа с таблицами.
Работа у доски. Работа в тетрадях.
Практическая работа по вызову служб экстренной службы.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками. Работа у доски.
Работа в тетрадях. Чтение и анализ сказки.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа у доски. Работа в тетрадях.
Практическая работа по оказанию первой помощи.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками. Работа у доски.
Практическая работа вызов служб экстренной помощи.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками. Практическая работа первая помощь
при кровотечении из носа.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками. Работа у доски. Работа в тетрадях.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа в тетрадях - иллюстрирование.
Практическая работа по правилам поведения при грозе.
3031.
30.
31.
Безопасность на воде
Водоёмы нашей местности, правила купания в них
и меры безопасности. Основные и подручные
спасательные средства.
Обобщающий урок по курсу «ОБЖ»
2
17.0524.05.
1
17.05,
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками. Работа у доски. Работа в тетрадях.
1
24.05.
Повторение пройденного материала в течение учебного
года. Инструктажи о правилах личной безопасности.