1.Пояснительная записка Рабочая программа жизнедеятельности для образования по основам безопасности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа по основам безопасности жизнедеятельности учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарнопрактический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся потребности сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих для последующей социальной адаптации и интеграции в обществе. Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностноориентационную). 2.Содержание учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности 2.1.Безопасность на дороге. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Светофор и дорожные знаки. Перекрёстки и их виды. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный путь, тормозной путь и их влияние на безопасность. Виды железнодорожных переездов и правила их перехода. Экскурсия на железнодорожный переезд. Велосипед – самый неустойчивый вид транспорта. Правила езды на велосипеде. Метро. Правила поведения в метро. Дорога глазами водителей. Предупредительные сигналы водителей: звуковые, световые. 2.2.Пожарная безопасность. Эвакуация людей из горящего помещения при пожаре. «План эвакуации». Средства защиты дыхания. Основные правила поведения учащихся в новогодний праздник (пиротехнические средства). Инструктаж по пожарной безопасности. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. Если горит у соседей. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. Лифт – наш домашний транспорт. Пожар в лифте. 2.3. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Первая помощь при травмах. Ушибы и порезы. Первая помощь при травмах. Растяжение связок, вывих костей, переломы. Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное тело. Вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики, токсикомания. Как избавиться от вредных привычек. Как уберечься от мороза и избежать обморожения. Первая помощь при обморожении. Кровотечение из носа. Первая помощь. Здоровый образ жизни. Характеристика здорового человека. 2.4. Безопасное общение. Не бойтесь звать на помощь. Городские службы экстренной помощи: 01,02, 03, 04. Правила общения с незнакомыми людьми. Ни дай себя обмануть. Как вести себя со злоумышленниками. Внимание, «добрый дядя»! Опасности криминогенного характера. Как вести себя на улице ребёнку, если посторонний человек пытается его куда – то увести. 2.5.Опасные предметы и явления. Компьютер, сотовый телефон. Правила пользования. Как могут стать опасными домашние вещи, бытовые электроприборы. Основные правила пользования бытовыми электроприборами. Поражение электрическим током. Линии электропередач. Если на улице дождь и гроза. Правила поведения при грозе. 2.6. Безопасность на воде. Правила поведения на водоёмах и меры безопасности в осенний период. Чем опасны водоёмы зимой. Правила поведения зимой на водоёмах. Тонкий лёд. Что делать, если вы провалились под лёд. Водоёмы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные спасательные средства. 3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета 3.1.Минимальный уровень соблюдать правила безопасного поведения на улицах; правильно переходить проезжую часть дороги; правильно вести себя при проведении новогоднего утренника; вызвать «скорую помощь»; оказать первую помощь при травмах; при попадании инородного тела в глаз; при кровотечении из носа; при обморожении; правильно вести себя на водоёмах в различное время года; соблюдать правила купания и меры безопасности. 3.2. Достаточный уровень соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах; правильно переходить проезжую часть дороги, железнодорожные переезды; соблюдать правила езды на велосипедах; правильно вести себя в метро; при проведении новогоднего утренника; вызвать городские службы экстренной помощи; вызвать «скорую помощь»; оказать первую помощь при травмах, растяжениях связок, вывихах костей, переломах; при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при кровотечении из носа, при обморожении, поражением электрическим током; пользоваться сотовым телефоном, компьютером, телевизором; бытовыми электроприборами; соблюдать правила поведения при грозе; правильно вести себя на водоёмах в различное время года; соблюдать правила купания и меры безопасности; пользоваться основными и подручными спасательными средствами. 3. Программное и учебно - методическое обеспечение: Программы: 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года. 3. Дополнительная литература: 4. 1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2017. 5. 2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1–2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. 6. 3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1–4 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018. 7. 4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1–4л. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018. 8. 5. Ижевский П. В., Иванова Н. В. – М.: Просвещение, 2011. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1–4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. – 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). – М.: Просвещение: Рилионт, 2018. 9. 6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. – М.: Просвещение, 2017. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115. 7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года. 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год. 12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28. 08.2023 года. 13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Оборудование: Предметные поэтапные картинки, инструкции, коррекционные технические карточки, средства таблицы, (телевизор, схемы, ноутбук, демонстрационный материал). Интернет ресурсы: http://www.uchportal.ru/, http://www.myshared.ru/, http://nsportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://infourok.ru/, http://www.proshkolu.ru/, http://school-collection.edu. КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет класс Ф.И.О. учителя Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс Покровских Любовь Алексеевна Количество учебных часов: 1.Обучающе-развивающих 2. Контрольных Всего - 31ч. В неделю – 1 ч. 31 ч. - № п\п 1-8. Тема уроков 1 четверть Кол-во часов 8 Дата 1-2. Безопасность на дороге 2 1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. 1 04.0927.10. 08.0915.09. 08.09. 2. Светофор и дорожные знаки. 1 15.09. 3. 3. Пожарная безопасность Эвакуация людей из горящего помещения при пожаре. «План эвакуации». Средства защиты дыхания. 1 1 22.09. 22.09. 4-5. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей 2 29.0906.10. Виды деятельности Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для индивидуальной работы. Игра «Дорога». Работа у доски. Работа в тетрадях. Просмотр мультфильма. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Чтение и анализ сказки. Игра с макетом «Собери светофор». Работа у доски..Работа в тетрадях. Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Практическая работа эвакуация из класса. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа в тетрадях – иллюстрирование. 4. Травмы. Причины предупреждения. травм и способы их 5. Первая помощь при травмах. Ушибы и порезы. 1 29.09. 1 06.10. 6. Безопасное общение 1 13.10. 6. Не бойтесь звать на помощь. Городские службы экстренной помощи: 01,02, 03, 04. 1 13.10. 7. Опасные предметы и явления 1 20.10. 1 20.10. 1 27.10- 1 27.10, 2 четверть 8 07.1129.12. Безопасность на дороге 1 10.11. 7. 8. 8. 916. 9. Компьютер, пользования сотовый телефон. Правила Безопасность на воде Правила поведения на водоёмах безопасности в осенний период и меры Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Работа с предметными картинками. Работа в тетрадях. Иллюстрирование. Чтение рассказа. Анализ ситуаций. Изучение презентации. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа у доски. Работа в тетрадях Практическая работа. Оказание первой помощи при травмах. Изучение презентации. Работа с рисунками. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа у доски. Работа в тетрадях. Изучение презентации Работа с иллюстрациями. Работа у доски с предметными картинками. Практическая работа с компьютером, сотовым телефоном. Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Работа с карточками для групповой работы. Работа в тетрадях. Просмотр мультфильма. Практическая работа по оказанию первой помощи. 9. Перекрёстки и их виды. проезжей части дороги. Правила 10. 10. Опасные предметы и явления Основные правила пользования электроприборами. перехода 1 10.11. бытовыми 1 1 17.11. 17.11. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей 3 24.1108.12. Вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики, токсикомания. Как избавиться от вредных привычек. Первая помощь при травмах. Растяжение связок, вывих костей, переломы. 1 24.11. 1 01.12. 13. Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное тело. 1 08.12. 14. 14. Безопасное общение Правила общения с незнакомыми людьми. Ни дай себя обмануть. 1 1 15.12. 15.12. 1516. Пожарная безопасность 2 22.12.29.12. 1113. 11. 12. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками. Игра «Дорога. Перекрёстки». Работа у доски. Работа в тетрадях. Просмотр мультфильма. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа у доски с предметными картинками. Работа в тетрадях – составление и запись пользования бытовыми электроприборами. правил Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Работа в тетрадях. Участие в беседе. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа с сюжетными картинками. Работа с карточками для групповой работы. Работа в тетрадях. Практическая работа по оказанию первой помощи при травмах. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа у доски. Участие в беседе. Практическая работа по оказанию первой помощи. Изучение презентации. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа с иллюстрациями. Чтение и анализ рассказа. Работа у доски. Работа в тетрадях – составление и запись правил общения. 1516. Основные правила поведения учащихся в новогодний праздник (пиротехнические средства). 1 22.12 29.12. 1724. 17. 3 четверть 8 15.0122.03. Безопасность на воде 1 19.01- 17. Чем опасны водоёмы зимой? Правила поведения зимой на водоёмах. 1 19.01. 1821. 18. Безопасность на дороге 4 26.0116.02. Остановочный путь, тормозной путь и их влияние на безопасность. 1 26.01. 19. Виды железнодорожных переездов и правила их перехода. Экскурсия на железнодорожный переезд. 1 02.02. 20. Велосипед – самый неустойчивый вид транспорта. Правила езды на велосипеде. 1 09.02. 21. Правила поведения в метро. 1 16.02. 1 01.03. 22. Пожарная безопасность Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Составление рассказа. Практическая работа по отработке правил обращения с пиротехническими средствами. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа у доски. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа в тетрадях. Практическая работа по составлению правил поведения на водоёмах зимой. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для индивидуальной работы. Участие в беседе. Работа в тетрадях. Просмотр мультфильма. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для индивидуальной работы. Участие в беседе. Работа в тетрадях. Просмотр мультфильма. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Участие в беседе. Работа в тетрадях. Просмотр мультфильма. Практическая работа по отработке правил езды на велосипеде. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Участие в беседе. Работа в тетрадях. Просмотр мультфильма. Практическая работа по отработке правил поведения в метро. 22. 23. 23. 24. 24. Инструктаж по пожарной безопасности. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. Безопасное общение Как вести себя со злоумышленниками. Внимание, «добрый дядя»! 1 01.03. 1 1 15.03. 15.03. Безопасность на воде Что делать, если вы провалились под 1 1 22.03. 22.03. Тонкий лёд. лёд. 2531. 4 четверть 7 01.0424.05. 25. 25. Пожарная безопасность Если горит у соседей. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. 1 1 05.04 05.04. 26. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей Кровотечение из носа. Первая помощь. 1 12.04. 1 12.04. 26. 27. Безопасное общение 1 19.04. 27. Опасности криминогенного характера. Как вести себя на улице ребёнку, если посторонниё человек пытается его куда – то увести. Опасные предметы и явления 1 19.04. 2 26.0403.05. Если на улице дождь и гроза. Правила поведения при грозе. 2 26.04, 03.05. 2829. 2829. Изучение презентации. Работа с таблицами. Работа у доски. Работа в тетрадях. Практическая работа по вызову служб экстренной службы. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками. Работа у доски. Работа в тетрадях. Чтение и анализ сказки. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа у доски. Работа в тетрадях. Практическая работа по оказанию первой помощи. Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Работа с карточками. Работа у доски. Практическая работа вызов служб экстренной помощи. Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Работа с карточками. Практическая работа первая помощь при кровотечении из носа. Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Работа с карточками. Работа у доски. Работа в тетрадях. Изучение презентации. Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для индивидуальной работы. Работа в тетрадях - иллюстрирование. Практическая работа по правилам поведения при грозе. 3031. 30. 31. Безопасность на воде Водоёмы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные спасательные средства. Обобщающий урок по курсу «ОБЖ» 2 17.0524.05. 1 17.05, Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками. Работа с карточками. Работа у доски. Работа в тетрадях. 1 24.05. Повторение пройденного материала в течение учебного года. Инструктажи о правилах личной безопасности.