1. Пояснительная записка Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Задачи: коррекция нарушений физического развития; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей в процессе обучения; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; Программой предусмотрены следующие виды работы: -беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; -выполнение физических упражнений на основе показа учителя; -выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; -самостоятельное выполнение упражнений; -занятия в тренирующем режиме; -развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. 2. Содержание учебного предмета адаптивная физическая культура 2.1. «Знания о физической культуре» Понятие: физическая культура. Чистота одежды и обуви. Правила поведения на уроках физической культуры. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическое развитие . Осанка. Физические качества. Основные правила закаливания и их значение. 2.2. «Гимнастика» Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Практический материал. Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц, мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей и пальцев; формирования правильной осанки.; укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, малыми мячами, большим мячом; упражнение на равновесие; ползание и лазанье; упражнения для развития пространственно временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки. 2.3. «Лёгкая атлетика» Теоретические сведения: Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях; правила поведения на уроках ознакомления лёгкой атлетики; понятие о начале ходьбы и бега; учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метания. Значение правильной осанки при ходьбе. Практический материал: Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба, в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперёд, вверх, с хлопками и т.д. Ходьба шеренгой с открытыми и закрытыми глазами. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперёд, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и в высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги», «перешагивание» Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Приём и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из - за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1кг) сидя двумя руками из – за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность с места. 2.4. «Лыжная и конькобежная подготовка» Теоретические сведения: элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь. Виды подъёмов и спусков. Практический материал: выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение. 2.5. «Игры» Теоретические сведения: Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарно – игровые тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу). Практический материал. Подвижные игры: коррекционные игры; игры с элементами общеразвивающих упражнений с бегом, прыжками, лазанием, метанием и ловлей мяча; игры с построениями и перестроениями. Игры «Совушка», «Не урони мешочек», «Змейка», «Правильно и точно», задания с использованием строевых упражнений: «Становись!» - « Разойдись!»; «Запрещённое движение». На уроках лёгкой атлетики: «По местам!», «Волк во рву», « У медведя во бору», «К своим флажкам!», «Кто быстрее», «Попади в цель», «Рыбак и рыбки», «Точный прыжок», «Кошка и мышки»; На уроках лыжной подготовки: «Нарисуй солнце», «Точно в ворота», «Снежками в цель», «Кто дальше прокатится», «Кто быстрее?» 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных достижения основной обучающихся с (жизненных) цели умственной компетенций, современного отсталостью необходимых образования в культуру, ― для введения овладение ими социокультурным опытом. 3.1. Личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично- изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. 3.2. Предметные результаты: Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются, как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. 3.3. Минимальный уровень освоения программы: представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, участие в них под руководством учителя; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. 3.4. Достаточный уровень освоения программы: практическое освоение элементов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, подвижных игр; выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища под руководством учителя; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки, и др.; выполнение строевых команд; совместное участие со сверстниками в подвижных играх; оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в процессе участия подвижных игр; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Программное и учебно-методическое обеспечение Программы: 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. Приказ № 1494 от 28.08.2023г. Учебная литература: 1. Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2015. 2. Л.В.Токарская, Н.А. Дубровина, Н.Н. Бабийчук. Учебное пособие «Особенности физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью».:Издательство Уральского университета, 2017.-191 с. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 7. Приказ от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115. 8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 10. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026. 11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. Приказ № 1494 от 28.08.2023г. 10. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023-2024 учебный год. 12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» 2023– 2024 учебного года. Приказ № 1495 от 28.08.2023года. 13. Расписание уроков ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Класс Ф.И.О. учителя Адаптивная физическая культура 2 Силина Наталья Леонидовна Количество учебных часов: 1.Обучающе-развивающих 2.Контрольных № Тема Всего – 96 ч. В неделю – 3 ч. 92 ч. 4 ч. Дата Основное содержание; Место проведения; Оборудование; урока Виды деятельности учащихся 1 Раздел программы основы знаний – 1 час 1 четверть-24 часов Беседа. Содержание занятий в учебном году и 1 Сообщение 04.09. Словарь. Место проведения: теоретических четверти. Построение в одну шеренгу около объемных площадка, зал сведений. фигур разного цвета. Коррекционная игра «Найди свое место». Комплекс ОРУ без предметов. Словарь: спорт, Упражнения, инвентарь, Спортивная физкультура, урок, техника безопасности, правила поведения Раздел программы легкая атлетика -24 часов 2 Легкая 07.09. атлетика. Метание горизонтальную цель. Беседа. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. в Комплекс Оборудование: ОРУ с флажками. Метание горизонтальную цель. Игра: «Не дай мяч водящему» Строевые Место проведения: Спортивный зал упражнения;Ходьба с Флажки, теннисные в мячи, резиновые мячи Словарь: Зал, ходьба, бег, флажки, высоким метать, мячи подниманием бедра; 3 Легкая 08.09. атлетика. Бег 30м. Ходьба в различном темпе. Броски большого мяча Место проведения: Спортивная двумя руками из-за головы. Игра «Карусель». Бег на площадка дистанцию 30 м. Оборудование: Флажки, большие мячи, ОРУ с флажками. Команды: «Шагом марш!», «На секундомер, веревка. месте шагом марш!», «Класс, стой!». 4 Легкая 11.09. атлетика. Метание Словарь: Стоять, марш, вольно, строй. ОРУ без предметов. Игра «Отгадай по голосу» Место в подниманием бедра; Метание в горизонтальную цель. Бег с высокого старта. Игра «Карусель» мячи, секундомер, Словарь: старт, финиш, веревка, цель. Легкая 14.09. атлетика. 6 Оборудование: веревка. цель. Метание Спортивная Движение в колонне по 2. Ходьба с высоким площадка горизонтальную 5 проведения: Расчет на 1-3. Перестроение в 2 шеренги. Игра «Меткий стрелок» в Ходьба с высоким подниманием бедра. ОРУ без предметов. Метание в горизонтальную цель.Игра « цель. Отгадай по голосу» 15.09. Ходьба в чередовании проведения:Спортивная площадка горизонтальную Легкая Место с бегом. Ходьба по Оборудование: мячи Словарь: старт, финиш, веревка, цель. Место проведения: Спортивный зал атлетика. Ходьба ориентирам. Игры: «Волшебный мешок», «Веревочный Оборудование: мячи в чередовании с круг». Словарь: Круг, мешок, перестроение, бегом. Построение в колонну по 1. Перестроение в колонна, расчет круг.ОРУ без предметов. Метание в горизонтальную цель 7 Легкая 18.09. ОРУ без предметов с различным положением ног и атлетика. Прыжок рук. Игры: в длину с места. летчики». «Меткий стрелок», «Космонавты и Место проведения: Спортивный зал Оборудование: мячи, рулетка Словарь: Голова, туловище, цель, Прыжок в длину с места. Метание в вертикальную стрелок, космонавты цель. 8 Легкая 21.09 атлетика. Прыжок в длину с 2-4 шагов. Непрерывный бег в среднем темпе. Игра «Салки» Непрерывный бег Место проведения: Спортивный зал Оборудование: Флажки, секундомер ОРУ с флажками. Игра «Отгадай по голосу» Словарь: Прыжок, игра, команда, бег ОРУ с гимнастическими палками. Игры «Салки Место проведения: Спортивный зал в среднем темпе 9 Легкая 22.09. атлетика. Метание маршем», «Охотники и утки» в Перестроение из колонны в круг. Метание в свисток вертикальную вертикальную цель. цель. 10 25.09. атлетика. Дыхательные упражнения. Обучение равновесию. Игра «Снайперы» в вертикальную цель. Игра «Отгадай по голосу». цель. Легкая атлетика. Утки, охотник, колонна, Место проведения: Спортивный зал Оборудование: Гимнастические палки, ОРУ с гимнастическими палками. Метание в теннисные мячи, гимнастические скамейки, вертикальную 11 Словарь: метать, мяч Легкая Метание Оборудование: Гимнастические палки, Словарь: Шагать, слушать, палка, мяч, снайпер 28.09. Поворот на месте переступанием ног. Прыжки в высоту с прямого разбега. Место проведения: Спортивный зал Оборудование: Гимнастические палки, Прыжки в Дыхательные высоту. Игры: «Веревочный гимнастические скамейки, гимнастические круг», «Кто быстрее?» Легкая 12 упражнения. 29.09. атлетика. Прыжки ОРУ с гимнастическими палками. Игра: «Пустое место» в маты. Место проведения: Спортивный зал Оборудование: Стойка, гимнастические Дыхательные упражнения. Прыжки в высоту с маты, веревка высоту. прямого разбега. Игра «У медведя во бору» Словарь: Место, прыжок, выносливость, веревка Легкая 13 02.10. атлетика. Прыжки порядок» в флажками. Игра: «Пустое место» Легкая 05.10. атлетика. Метание в цель.Игра «У медведя во бору». Легкая 06.10. атлетика. Ходьба бег Ходьба по гимнастической скамейке не теряя веревка, с переступанием через препятствие набивные мячи, гимнастические палки. Место проведения занятий: спортивный 2 гимнастические «Прыжком налево!»; метание мячей в горизонтальную скамейки, палки (по количеству учащихся), цель. и Оборудование:Стой ка для прыжков, равновесие. Выполнение команд «Прыжком направо!», зал.Оборудование: горизонтальную 15 Место проведения: Спортивный зал Прыжки в высоту с прямого разбега.ОРУ с флажки, высоту. 14 Ориентировка в пространстве. Игра: «Запомни мячи, щит размером 1 × 1 м. ОРУ с гимнастическими палками Словарь: щит, медведь, метать, цель Ходьба и бег с переступанием через препятствие; Место проведения занятий: спортивный передвижения на четвереньках; игра «Вот так позы!», ОРУ с флажками;повторить игру «У медведя во бору». зал. Оборудование: скакалка, надувной мяч, флажки. С л о в а р ь : скакалка, ров. поза, медведь, 16 Легкая 09.10. Прыжки в длину с 3—5 шагов; передача мяча друг Место проведения занятий: спортивный атлетика. другу в построениях, в шеренге по одному, в колонне зал. Прыжки в длину. по одному; Оборудование: резиновые мячи средней ОРУ без предметов; игры «Меткие стрелки», величины, щит размером 1 × 1 м, теннисные «Попрыгунчики-воробушки». мячи. С л о в а р ь : мяч, стрелок, щит, воробушки. 17 Легкая 12.10. атлетика. Метание 18 Перестроение из одной шеренги в две; игра «Снайперы» в Метание Место проведения занятий: спортивный зал. в цель. ОРУ с гимнастическими Оборудование: теннисные вертикальную палками;перестроение из одной шеренги в колонну по разметка по залу в разных местах. цель. одному; Игра «Отгадай по голосу». Легкая 13.10. атлетика.Техника Метание малого мяча на дальность и в цель. Техника высокого старта. высокого старта. мячи, С л о в а р ь : бег, рапорт, снайпер, назад. Место проведения: спортивный зал. Оборудование: гимнастические палки, ОРУ с гимнастическими палками. Игры «Салки малые мячи маршем», «Охотники и утки» 19 Легкая атлетика. Метание с места. 16.10. Игра «охота на куропаток». Игра «перебежки под обстрелом». Ловля и передача мяча. Место проведения: спортивный зал. Оборудование: гимнастические палки, Метание малого мяча. ОРУ с гимнастическими мячи палками Словарь: Ловля, передача 20 Легкая 19.10. атлетика. Метание Метание на дальность. «Челночный» бег. Строевая подготовка. Прыжок в длину с места. Оборудование: на Легкая теннисные мячи, разметка по залу в разных местах. дальность. 21 Место проведения: спортивный зал Словарь: «Челночный» бег. 20.10. атлетика. Прыжок в длину с места. Метание с места в горизонтальную цель. ОРУ без предметов Место проведения: спортивный зал Оборудование: Метание с места в теннисные мячи, разметка по залу в разных местах. горизонтальную цель 22 Легкая 23.10. Тестирование (ловкость, сила мышц рук, скоростно- атлетика. силовые Прыжки в длину. живота) качества, силовая выносливость мышц Прыжок в длину с разбега. Метание в цель. Место проведения: спортивный зал Оборудование: Секундомер, рулетка, теннисные мячи Словарь: Тестирование, ловкость, сила, выносливость 23 Легкая 26.10. атлетика. Тестирование (скоростные качества, выносливость). Скакалка Метание с места в Место проведения: спортивный зал Оборудование: Скакалка, теннисные Строевая подготовка. Прыжки в длину с разбега. мячи вертикальную Метание в цель. Словарь: Скакалка цель. 24 Легкая 27.10. Высокий старт с опорой на одну руку. Специальные атлетика. беговые упражнения. Подвижные игры «день и ночь», Прыжки в длину. «перемена мест». Место проведения: спортивный зал Оборудование: теннисные разметка по залу в разных местах. мячи, Метание в цель. Прыжок в длину с разбега. Равновесие 25 Гимнастика. 09.11. Раздел программы основы знаний – 1 час 2 четверть- 23 часа Беседа: Техника безопасности на урокахгимнастики. Место проведения: спортивный зал Сообщение Гигиенические требования к одежде и обуви гимнаста. Оборудование: Скакалка теоретических Значение утренней гигиенической гимнастики для Словарь: Гимнастика сведений. здоровья человека. Коррекционная игра для развития мелкой моторики рук Комплекс ОРУ со скакалками. Коррекционная игра «Веселая гимнастика». Ходьба и бег по ориентирам, змейкой. Метание мяча из и.п. стоя двумя руками. Раздел программы гимнастика – 22 часа 26 Гимнастика 10.11. ОРУ с малыми обручами; броски большого мяча Место проведения занятий: спортивный двумя руками с места; бросок мяча в баскетбольное зал. кольцо; Оборудование: Игра «Волшебный мешок». малые обручи (по количеству учащихся), баскетбольные или волейбольные мячи. Словарь: щит, мешок, баскетбол, обручи, из-за головы. 27 Гимнастика 13.11. Повороты направо, налево; передача мячей Место проведения занятий: спортивный различными способами; метание мячей в цель;ОРУ с зал. гимнастическими палками, игры «Совушка», «Бег по кочкам». Оборудование: гимнастические палки, теннисные мячи, щит размером 1 × 1 м. Словарь: цель, направо, налево, теннисные, совушка, кочки. 28 Гимнастика. 16.11. Ходьба по гимнастической скамейке с различным Ходьба по положением рук, с хлопком под ногой гимнастической с соскоком;ОРУ без предметов; прыжок в длину с скамейке места; игры «Салки», «Перемени предмет». Место проведения занятий: спортивный и зал. Оборудование: 2 гимнастические скамейки, обручи, маты. Словарь: скамейка, место, приземление, гимнастические маты. 29 Гимнастика. 17.11. Ходьба по гимнастической скамейке с различным Место проведения занятий: спортивный Ходьба по положением рук, с хлопком под ногой и с соскоком; зал. гимнастической ОРУ без предметов; прыжок в длину с места; игры скамейке «Салки», «Перемени предмет». Оборудование: 2 гимнастические скамейки, обручи, маты. Словарь: скамейка, место, приземление, гимнастические маты. 30 Гимнастика. Ходьба по гимнастической скамейке. 20.11. Прыжки в длину с разбега; игры «Займи пустое место», «Повторяй за мной». Построение ОРУ с малыми в колонну обручами; Место проведения занятий: спортивный зал. по одному, обучение по два; Оборудование: гимнастические маты, равновесию скамейка, малые обручи (по количеству (ходьба по гимнастической скамейке с поворотами и учащихся). с соскоком вперед); С л о в а р ь : прыжок, длина, равновесие, место. 31 Гимнастика. Ходьба 23.11. по Ходьба по гимнастической скамейке друг за другом, соскоку с поворотом направо, Место проведения занятий: спортивный налево; зал. гимнастической акцентировать внимание учащихся на инструкции скамейке. учителя, развить словарный запас (игра «Повторяй за учащихся; по одному флажку на каждого мной»); игра «Попрыгунчики-воробушки». ОРУ с флажками; повороты направо, Оборудование: флажки (по количеству ученика), теннисные мячи, щит размером налево; 1 × 1 м, гимнастическая скамейка. метание в цель; С л о в а р ь : щит, воробушки, ходьба, соскок. 32 Гимнастика. Ползание 24.11. по Ползание по наклонной гимнастический скамейке. Игра: «Третий лишний» наклонной Место проведения занятий: спортивный зал. Построения в различных местах зала (в одну-две Оборудование: флажки, мячи, обручи, мел. гимнастической шеренги, в колонну по одному); выполнение команд скамейке «Смирно!», «Вольно!», «Становись!», «Разойдись!», «Равняйсь!» на основе зрительных сигналов; строевые упражнения. 33 Гимнастика. Ползание 27.11. по наклонной гимнастической Игра «Прыжки по кочкам». Место проведения занятий: спортивный Ползание по наклонной гимнастический скамейке; зал. прыжки в длину с разбега; Оборудование: кружки (диаметр 25—40 см), квадраты (25 × 25 см), вырезанные из скамейке ребристой резины, мел. С л о в а р ь : верх, низ, в стороны, голова, водящий. 34 Гимнастика. 30.11. Упражнения на формирование осанки; элементы Элементы акробатики; акробатики. вперед знакомство (с помощью с выполнением учителя); Место проведения занятий: спортивный кувырка зал. перелезание через препятствие; Выполнение строевых команд; игра «Салки». Оборудование: мешочки с песком количеству гимнастические учащихся), маты, (по бревно. С л о в а р ь : салки, кувырок, осанка, строиться. 35 Гимнастика. 01.12. Упражнения на формирование осанки; элементы Элементы акробатики; акробатики. вперед знакомство (с помощью с выполнением учителя); Место проведения занятий: спортивный кувырка зал. перелезание через препятствие; Выполнение строевых команд; игра «Салки». Оборудование: мешочки с песком количеству гимнастические учащихся), маты, С л о в а р ь : салки, (по бревно. кувырок, осанка, строиться. 36 Гимнастика. Упражнения равновесии 04.12. в Разновидности ходьбы и бега;прыжок в глубину с Место проведения занятий: спортивный точностью приземления (в ориентир); игры «Успей зал. взять кеглю», «Точно в цель». Оборудование: мячи (по количеству Метание в цель; Упражнения в равновесии учащихся), гимнастический мат, кегли, мешочки. С л о в а р ь : кегля, мяч, цель, мешочки. 37 Гимнастика. 07.12. Упражнения с Закрепление навыков выполнения упражнений с Место проведения занятий: спортивный гимнастическими палками; выполнение учащимися зал. гимнастическими поворотов на месте; выполнения прыжка в высоту; Оборудование: стойка палками игра «Сбей мяч». для выполнения прыжка в высоту, веревка, мячи, булавы. С л о в а р ь : высота, веревка, булава. 38 Гимнастика. 08.12. Упражнения в Упражнения в равновесии; Выполнение прыжка в Место проведения занятий: спортивный длину и метанию мячей в цель; игры «Повторяй за зал. равновесии мной», «Перемена мест». Оборудование: сантиметровая лента, 3 мяча. С л о в а р ь : лента, мяч, зал. 39 Гимнастика. 11.12. Упражнения в Упражнения в равновесии; Игры: «Сбей мяч», «Салки», «Совушка» Место проведения занятий: спортивный зал. равновесии 40 Гимнастика. 14.12. Упражнения в Подтягивания. равновесии 41 Лазание подготовка. Упражнения Акробатика. в Обруч. равновесии. Место проведения: спортивный зал. Игра: «Ловишки» по гимнастической стенке Строевая 15.12. Подтягивание по гимнастической скамейке. Бег с препятствием.Лазание по гимнастической стенке Игра «Ловишки с хвостиком» Место проведения: спортивный зал. Оборудование: Гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка 42 Лазание по 18.12. гимнастической Подтягивание. Скакалка. Лазание по гимнастической стенке. Игра «Вышибалы» Оборудование:гимнастическая скамейка, стенке 43 Лазание Место проведения: спортивный зал. мяч, скакалка по 21.12. гимнастической Строевая подготовка. Акробатика.Лазание по гимнастической стенке. Игра «Ловишки» Место проведения: спортивный зал. Оборудование: Гимнастическая стенка стенке 44 Лазание по 22.12. гимнастической Лечебно-оздоровительные упражнения для профилактики нарушений зрения. стенке Место проведения: спортивный зал. Оборудование: Гимнастическая стенка, Лазание по гимнастической стенке одноименным гантели способом с переходом на соседний пролет. Комплекс ОРУ с гантелями. Коррекционная игра Словарь: Гантели «Мяч водящему» 45 Гимнастика. 25.12. Сюжетно-игровое занятие на основе гимнастических Сюжетно-игровое упражнений: занятие подтягивание Лазание по гимнастической стенке, на гимнастической Место проведения: спортивный зал. Оборудование:Гимнастическая стенка, скамейке, гимнастическая скамейка акробатические упражнения. 46 Гимнастика. Сюжетно 28.12. Сюжетно-игровое занятие на основе гимнастических упражнений: подтягивание Лазание по гимнастической стенке, на гимнастической Место проведения: спортивный зал. Оборудование:Гимнастическая стенка, скамейке, гимнастическая скамейка акробатические упражнения. 47 Гимнастика. Сюжетно 29.12. Сюжетно-игровое занятие на основе гимнастических упражнений: Лазание по гимнастической стенке, Место проведения: спортивный зал. Оборудование:Гимнастическая стенка, подтягивание на гимнастической скамейке, гимнастическая скамейка акробатические упражнения. 48 Раздел программы основы знаний – 1 час 3 четверть- 28 часов Основы знаний: Техника безопасности при занятиях Место проведения: Спортивный зал подготовка. лыжной подготовкой. Правила поведения на площадке. Оборудование: Наглядный материал Сообщение Зимняя спортивная одежда. Лыжи, палки, крепления, Словарь: теоретических ботинки. Лыжная 15.01. сведений. Лыжи, палки, крепления, ботинки. История зимних Олимпийских игр. Раздел программы лыжная подготовка- 17 часов 49 Лыжная 18.01. Организационно-методические требования на Место проведения: Спортивная площадка подготовка. уроках, посвященных лыжной подготовке. Ступающий Оборудование: Лыжи Ступающий шаг. шаг. Словарь: Ступающий шаг. Разучивание переноски лыж под рукой. 50 Лыжная 19.01. подготовка. Ступающий Повторение переноски лыж под рукой, техники ступающего и и скользящего шага. Разучивание поворота переступанием на лыжах без палок. Место проведения: Спортивная площадка Оборудование: Лыжи Словарь: Скользящий шаг. скользящий шаг. 51 Лыжная 22.01. подготовка. Ступающий скользящий шаг. и Разучивание переноски лыж с палками под рукой. Место проведения: Спортивная площадка Повторение техники ступающего шага и скользящего Оборудование: Лыжи шага без палок, поворота переступанием на лыжах без Словарь: Поворот переступанием палок. 52 Лыжная 25.01. подготовка. Ступающий Выявление уровня передвижения и на имеющихся навыков лыжах.Повторение Место техники площадка, ступающего шага и скользящего шага без палок. проведения заранее занятий: лыжная приготовленная, с замкнутой, не сильно извилистой лыжней. скользящий шаг. Оборудование: флажки для обозначения линии старта и финиша, лыжи. 53 Лыжная 26.01. Построение на лыжах; выполнение ранее изученные Место проведения занятий: площадка подготовка. команды учителя; передвижение на лыжах скользящим около школы. Скользящий шаг. шагом; игра «Кто первый?». Оборудование: лыжи, 10 малых флажков, 1 большой флажок. 54 Лыжная 29.01. Построение на лыжах; выполнение ранее изученные Место проведения занятий: площадка подготовка. команды учителя; передвижение на лыжах скользящим около школы. Скользящий шаг. шагом; игра «Кто первый?». Оборудование: лыжи, 10 малых флажков, 1 большой флажок. 55 Лыжная 01.02. Построение в шеренгу; шагом; игры техника «Качели», передвижения подготовка. ступающим «Дойди Подъем лесенкой флажка»; обучение подъему лесенкой наискось. до около школы. Оборудование: наискось 56 Лыжная лыжи, флажки (по количеству детей). 02.02. Построение в шеренгу; шагом; игры техника «Качели», передвижения подготовка. ступающим Подъем лесенкой флажка»; обучение подъему лесенкой наискось. наискось Место проведения занятий: площадка «Дойди Место проведения занятий: площадка до около школы. Оборудование: лыжи, флажки количеству детей). Словарь: шаг, лыжи, флажок, снег. (по 57 Лыжная 05.02. Передвижение ступенчатым шагом; обучение Место проведения занятий: площадка подготовка. повороту на месте переступанием; игры «Ворота», около школы. Подъем лесенкой «Кто дальше?»; обучение подъему лесенкой наискось. Оборудование: палки для ворот, черный наискось и белый флажки, свисток. Словарь: ворота, лыжи, спуск. 58 Лыжная 08.02. Передвижение ступенчатым шагом; обучение Место проведения занятий: площадка подготовка. повороту на месте переступанием; игры «Ворота», около школы. Подъем лесенкой «Кто дальше?»; обучение подъему лесенкой наискось. Оборудование: палки для ворот, черный наискось и белый флажки, свисток. Словарь: ворота, лыжи, спуск. 59 Лыжная 09.02. подготовка. Ступающий и Повторение техники ступающего шага и Место проведения: Спортивная площадка скользящего шага без палок и с палками;игры Оборудование: палки для ворот, черный «Ворота», «Кто дальше?»; и белый флажки, свисток. скользящий шаг. 60 Лыжная 12.02. Разучивание техники подъема «полуелочкой» на Место проведения: Спортивная площадка подготовка. склон и спуска со склона в основной стойке на лыжах с Оборудование: Лыжи Подъем лыжными палками. Словарь: Подъем «полуелочкой» «полуелочкой» 61 Лыжная 15.02. Разучивание техники подъема «полуелочкой» на Место проведения: Спортивная площадка подготовка. склон и спуска со склона в основной стойке на лыжах с Оборудование: Лыжи Подъем лыжными палками. Словарь: Подъем «полуелочкой» «полуелочкой» 62 Лыжная 16.02. Выполнение поворота на месте переступанием Место проведения занятии: круг на подготовка. вокруг пяток; передвижение скользящим шагом; спуск лыжной площадке. Поворот на месте с учебного склона в основной стойке; игры «Ворота», переступанием «Кто быстрее?». Оборудование: 10 флажков, 4 пары лыжных палок. Словарь: поворот, пятка, склон. 63 Лыжная 19.02. Выполнение поворота на месте переступанием Место проведения занятии: круг на подготовка. вокруг пяток; передвижение скользящим шагом; спуск лыжной площадке. Поворот на месте с учебного склона в основной стойке; игры «Ворота», переступанием «Кто быстрее?». Оборудование: 10 флажков, 4 пары лыжных палок. Словарь: поворот, пятка, склон. 64 Лыжная 22.02. подготовка. Игры «Гонки на санках», «Попади в щит», игры «Ворота», «Кто быстрее?». Игровое занятие Место проведения занятий: учебный склон у школы. Оборудование: санки (по количеству учащихся), флажки, 2 щита. 65 Лыжная 26.02. подготовка. Игры «Гонки на санках», «Попади в щит», игры «Ворота», «Кто быстрее?». Игровое занятие Место проведения занятий: учебный склон у школы. Оборудование: санки (по количеству учащихся), флажки, 2 щита. Раздел программы основы знаний – 1 час 66 Сообщение теоретических сведений. 29.02. Основы знаний: Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Правила игр, Беседа. Разучивание. Сюжетные ОРУ. Игра поведение игроков на площадке. Элементарные «Ловишки». Игровое упражнение «Задуй игровые технико-тактические взаимодействия. свечу». Упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения в игровой форме. Повторение. Лечебно-оздоровительные упражнения для профилактики нарушений зрения. Раздел программы подвижные игры-9 часов 67 Подвижные 01.03. игры. Прыжок в длину с разбега; повороты на месте Место проведения занятий: спортивный налево, направо; игры «Кубики по местам», «Дружная зал. эстафета». Оборудование: гимнастические палки, 2 гимнастические скамейки, пластмассовые кубики или малые набивные мячи, флажки, мешок, стойки, веревка. Словарь: кубики, поворот, налево, флажки. 68 Подвижные игры 04.03. с элементами Передача и ловля баскетбольного мяча от груди на Место проведения: Спортивный зал. месте партнеру, после перемещения в эстафетах и Оборудование: баскетбольные мячи подвижных играх. баскетбола. 69 Подвижные игры 07.03. с Бег с остановками в шаге. С изменением направления движения. элементами Место проведения: Спортивный зал. Оборудование: баскетбольные мячи Ведение баскетбольного мяча на месте. баскетбола. 70 Подвижные 11.03. ОРУ с флажками; метание в цель; прыжки в длину с Место проведения занятий: спортивный игры разбега; игра «Кто поймал мяч?». зал. Оборудование: флажки (по количеству учащихся, по резиновые, 2 на каждого); волейбольные; мячи линейка сантиметровая. 71 Подвижные 14.03. игры ОРУ с флажками; метание в цель; прыжки в длину с разбега; игра «Кто поймал мяч?». Место проведения занятий: спортивный зал. Оборудование: флажки (по количеству учащихся, по резиновые, 2 на каждого); волейбольные; мячи линейка сантиметровая. 72 Подвижные игры 15.03. с Ведение мяча, удар, остановка в футболе. Игра «Попади в ворота» Место проведения: Спортивный зал Оборудование: Футбольные мячи, ворота элементами футбола 73 Подвижные игры 18.03. с Ведение мяча, удар, остановка в футболе. Игра «Попади в ворота» Место проведения: Спортивный зал Оборудование: Футбольные мячи, ворота элементами футбола 74 Подвижные 21.03. Игры с элементами баскетбола: Место проведения: Спортивный зал Оборудование: игры. Игровой - Эстафета «Веди мяч» урок «Школа - «Кто больше забросит в кольцо» баскетбольные Футбольные мячи, ворота, и кольца мяча» - Эстафета «Передай мяч другу» баскетбольные Игры с элементами футбола: - Проведи вокруг кеглей - Попади в ворота - Лучший вратарь 75 Подвижные 22.03. Игры с элементами баскетбола: Место проведения: Спортивный зал Оборудование: игры. Игровой - Эстафета «Веди мяч» урок «Школа - «Кто больше забросит в кольцо» баскетбольные - Эстафета «Передай мяч другу» баскетбольные мяча» Футбольные мячи, ворота, и кольца Игры с элементами футбола: - Проведи вокруг кеглей - Попади в ворота - Лучший вратарь 76 Сообщение 01.04. Раздел программы основы знаний – 1 час 4 четверть- 21 час Элементарные сведения о гимнастических теоретических предметах. Элементарные сведения о правильной сведений. осанке, равновесии. Значение режима дня. Раздел программы гимнастика – 12 часов 77 Гимнастика. Бег с высокого 04.04. Ознакомление учащихся с задачами на четвертую Место проведения занятий: спортивный четверть, с содержанием уроков; ОРУ с мячами; бег с зал. старта высокого старта; ходьба в разных направлениях; игра «Передай мяч соседу». Оборудование: мячи (по количеству учащихся). Словарь: зал, мяч, бег, старт. 78 Гимнастика. Бег 05.04. с высокого Ознакомление учащихся с задачами на четвертую Место проведения занятий: спортивный четверть, с содержанием уроков; ОРУ с мячами; бег с зал. старта высокого старта; ходьба в разных направлениях; игра «Передай мяч соседу». Оборудование: мячи (по количеству учащихся). Словарь: зал, мяч, бег, старт. 79 Гимнастика. 08.04. ОРУ с мячами; упражнения в равновесии; бег на Место проведения занятий: спортивный Бег на дистанцию дистанцию 30 м; игры «Бой петухов», «Защищенное зал. 30м. движение». Оборудование: гимнастические палки (по количеству учащихся), две гимнастические скамейки, секундомер. Словарь: бег, движение, петухи, скамейка. 80 Гимнастика. Лазанье 11.04. по Выполнение упражнений со скакалкой; лазанье по гимнастической гимнастической стенке; метание в цель; Место проведения занятий: спортивный игра зал. «Стрелки». стенке Оборудование: гимнастическая скамейка, маты, короткие скакалки (по количеству учащихся). Словарь: скакалка, стенка, вис, шагать. 81 Гимнастика. 12.04. Выполнение упражнений со скакалкой; лазанье по Место проведения занятий: спортивный Лазанье по гимнастической гимнастической стенке; метание в цель; игра зал. «Стрелки». Оборудование: гимнастическая скамейка, стенке маты, короткие скакалки (по количеству учащихся). Словарь: скакалка, стенка, вис, шагать. 82 Гимнастика 15.04. Совершенствование разученных ранее координационных движений. Место проведения занятий: спортивный зал. Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из- Оборудование: Мячи. за головы. 83 Гимнастика 18.04. Совершенствование разученных ранее координационных движений. Место проведения занятий: спортивный зал. Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из- Оборудование: Мячи. за головы. 84 Гимнастика. 19.04. Ползание Строевые упражнения, ОРУ, ходьба и бег. Развитие Место проведения занятий: спортивный ритмической способности, согласованности движений. зал. Коррекционная игра для развития речевой Словарь: Согласование движений деятельности, способности к звукоподражанию. 85 Гимнастика. Ползание 22.04. Строевые упражнения, ОРУ, ходьба и бег. Развитие Место проведения занятий: спортивный согласованности движений Коррекционная игра для зал. развития речевой звукоподражанию. деятельности, способности к Словарь: Согласование движений 86 Гимнастика. Упражнения 25.04. в Совершенствование равновесии 87 26.04. в Оборудование: Малые мячи ОРУ с малыми мячами. Упражнения в равновесии. Место проведения: Спортивный зал Оборудование: Малые мячи гимнастической скамейке парами. Гимнастика. Упражнения ранее Лазанье по гимнастической стенке и ходьба по равновесии 88 разученных Место проведения: Спортивный зал координационных движений. Гимнастика. Упражнения ОРУ с малыми мячами. Упражнения в равновесии. 02.05. в ОРУ с малыми обручами. Упражнения в равновесии. Ходьба равновесии по уменьшенной площади опоры с сохранением устойчивого равновесия. Место проведения: Спортивный зал Оборудование: Обручи, гимнастическая скамейка Раздел программы легкая атлетика – 8 часов 89 Легкая 03.05. Бег в различном темпе; бег на дистанцию 30 м; Место проведения занятии: стадион, атлетика. Бег на обучение метанию на дальность; игра «Передал мяч — беговая дорожка школьного спортивного дистанцию 30 м садись». комплекса. Оборудование: секундомер, мячи (по числу учащихся), волейбольный мяч. Словарь: стадион, темп, комплекс, старт, финиш. 90 Легкая 06.05. Бег в различном темпе; бег на дистанцию 30 м; Место проведения занятии: стадион, атлетика. Бег на обучение метанию на дальность; игра «Передал мяч — беговая дорожка школьного спортивного дистанцию 30 м садись». комплекса. Оборудование: секундомер, мячи (по числу учащихся), волейбольный мяч. Словарь: стадион, темп, комплекс, старт, финиш. 91 Легкая 13.05. ОРУ без предметов; обучение прыжкам в высоту атлетика. с прямого разбега; метание на дальность Прыжки в высоту проведении игры «Кто дальше бросит?». Место проведения занятий: стадион, при площадка около школы. Оборудование: с прямого разбега мячи (по количеству учащихся), стойки для прыжков, веревки с грузиком или планка, гимнастические маты. Словарь: стадион, стойка, прыжок, проведения занятий: стадион, высота. 92 Легкая 16.05. ОРУ без предметов; обучение прыжкам в высоту атлетика. с прямого разбега; метание на дальность Прыжки в высоту проведении игры «Кто дальше бросит?». Место при площадка около школы. с прямого разбега Оборудование: мячи (по количеству учащихся), стойки для прыжков, веревки с грузиком или планка, гимнастические маты. Словарь: стадион, стойка, прыжок, проведения занятий: стадион, высота. 93 Легкая атлетика. 17.05. Прыжки в высоту; метание на дальность, бег на Место дистанцию 30; игры «Передай мяч соседу», «Кто площадка около школы. дальше прыгнет?» Оборудование: стойка, планка, 3 мяча (по количеству попыток), секундомер, флажков. Словарь: высота, полет, дальше. 6 94 Легкая 20.05. атлетика. Прыжки в высоту; метание на дальность, бег на Место проведения занятий: стадион, дистанцию 30; игры «Передай мяч соседу», «Кто площадка около школы. дальше прыгнет?» Оборудование: стойка, планка, 3 мяча (по количеству попыток), секундомер, 6 флажков. Словарь: высота, полет, дальше. 95 Легкая 23.05. Прыжки в высоту; ОРУ без предмета в движении; Место проведения атлетика. игры «Кто дальше прыгнет?», «У ребят порядок площадка около школы. Прыжки в высоту строгий». Оборудование: занятий: стойка для стадион, прыжков, планка. 96 Легкая 24.05. ОРУ без предмета в движении. Метание мяча Место проведения занятий: спортивный атлетика. в горизонтальную цель; игры «Салки», «Перемена зал. Метание мяча в мест». Оборудование: мячи (по количеству горизонтальную учащихся), щит размером 70 × 70 см, цель гимнастические палки.