1. Пояснительная записка Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Задачи: коррекция нарушений физического развития; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей в процессе обучения; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; Программой предусмотрены следующие виды работы: -беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; -выполнение физических упражнений на основе показа учителя; -выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; -самостоятельное выполнение упражнений; -занятия в тренирующем режиме; -развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. 2. Содержание учебного предмета адаптивная физическая культура 2.1. «Знания о физической культуре» Понятие: физическая культура. Чистота одежды и обуви. Правила поведения на уроках физической культуры. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическое развитие . Осанка. Физические качества. Основные правила закаливания и их значение. 2.2. «Гимнастика» Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Практический материал. Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц, мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей и пальцев; формирования правильной осанки.; укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, малыми мячами, большим мячом; упражнение на равновесие; ползание и лазанье; упражнения для развития пространственно временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки. 2.3. «Лёгкая атлетика» Теоретические сведения: Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях; правила поведения на уроках лёгкой атлетики; понятие о начале ходьбы и бега; ознакомления учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метания. Значение правильной осанки при ходьбе. Практический материал: Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба, в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперёд, вверх, с хлопками и т.д. Ходьба шеренгой с открытыми и закрытыми глазами. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперёд, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и в высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги», «перешагивание» Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Приём и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из - за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1кг) сидя двумя руками из – за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность с места. 2.4. «Лыжная и конькобежная подготовка» Теоретические сведения: элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь. Виды подъёмов и спусков. Практический материал: выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение. 2.5. «Игры» Теоретические сведения: Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарно – игровые тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу). Практический материал. Подвижные игры: коррекционные игры; игры с элементами общеразвивающих упражнений с бегом, прыжками, лазанием, метанием и ловлей мяча; игры с построениями и перестроениями. Игры «Совушка», «Не урони мешочек», «Змейка», «Правильно и точно», задания с использованием строевых упражнений: «Становись!» - « Разойдись!»; «Запрещённое движение». На уроках лёгкой атлетики: «По местам!», «Волк во рву», « У медведя во бору», «К своим флажкам!», «Кто быстрее», «Попади в цель», «Рыбак и рыбки», «Точный прыжок», «Кошка и мышки»; На уроках лыжной подготовки: «Нарисуй солнце», «Точно в ворота», «Снежками в цель», «Кто дальше прокатится», «Кто быстрее?» 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. 3.1. Личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично- изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие формирование и и освоение развитие социальной социально роли значимых обучающегося, мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. 3.2. Предметные результаты: Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются, как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. 3.3. Минимальный уровень освоения программы: представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, участие в них под руководством учителя; знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. 3.4. Достаточный уровень освоения программы: практическое освоение элементов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, подвижных игр; выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища под руководством учителя; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки, и др.; выполнение строевых команд; совместное участие со сверстниками в подвижных играх; оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в процессе участия подвижных игр; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Программное и учебно-методическое обеспечение Программы: 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. Приказ № 1494 от 28.08.2023г. Учебная литература: 1. Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2015. 2. Л.В.Токарская, Н.А. Дубровина, Н.Н. Бабийчук. Учебное пособие «Особенности физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью».:Издательство Уральского университета, 2017.-191 с. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной общеобразовательным деятельности программам – по образовательным основным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 7. Приказ от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115. 8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 9. Устав учреждения государственного Свердловской бюджетного области общеобразовательного «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 10. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026. 11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. Приказ № 1494 от 28.08.2023г. 10. Учебный план для обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. 12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» 2023– 2024 учебного года. Приказ № 1495 от 28.08.2023года. 13. Расписание реализующая уроков ГБОУ адаптированные СО «Буткинская основные программы» 2023 – 2024 учебного года. школа-интернат, общеобразовательные КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Класс Ф.И.О. учителя Адаптивная физическая культура 5 Силина Наталья Леонидовна Количество учебных часов: 1.Обучающе-развивающих 2.Контрольных № п/ п Раздел, тема Всего – 66 ч. В неделю – 2 ч 62 ч. 4 Количество часов Дата Вид деятельности Форма деятельности I четверть – 16 ч. 1 2 3 Лёгкая атлетика – 10 часов Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики. Беговые и прыжковые упражнения. Низкий старт. Бег с низкого старта до 60 метров. 1 05.09. беседа, общеразвивающие упражнения индивидуальная, групповая 1 08.09. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная, групповая Прыжки в длину с места. 1 12.09. занятия в тренирующем режиме индивидуальная Примечание 4 Обучение технике прыжка в длину с разбега. 1 15.09. занятия в тренирующем режиме индивидуальная 5 Обучение технике метания мяча с разбега 1 19.09. выполнение физических упражнений на основе показа учителя индивидуальная 6 Зачёт по метанию мяча. 1 22.09. выполнение физических упражнений на основе показа учителя индивидуальная 7 Техники выполнения прыжка в длину с разбега. 1 26.09. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя индивидуальная 8 Обучение технике равномерного бега. 1 29.09. занятия в тренирующем режиме индивидуальная, групповая 9 Техники равномерного бега. 1 03.10. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная 10 Контрольный бег. 1 06.10. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя индивидуальная, групповая 11 Спортивные игры - волейбол – 6 ч. 1 10.10. занятия в тренирующем режиме групповая Волейбол. Инструктаж по технике безопасности 12 Совершенствование техники перемещений. 1 13.10. занятия в тренирующем режиме групповая 13 Совершенствование техники перемещений. 1 17.10. самостоятельное выполнение упражнений групповая 14 Передачи мяча сверху двумя руками в парах через сетку. 1 20.10. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная, групповая 15 Передачи мяча сверху двумя руками над собой на месте. 1 24.10. беседа, общеразвивающие упражнения индивидуальная, групповая 16 Обучение технике передач мяча сверху назад в опорном положении. 1 27.10. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя индивидуальная, групповая II четверть – 16 ч. 17 Гимнастика с элементами акробатики – 9 часов Инструктаж по технике безопасности на занятиях гимнастики. 1 07.11. беседа, общеразвивающие упражнения индивидуальная, групповая 18 Висы на гимнастической стенке. 1 10.11. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под индивидуальная словесную инструкцию учителя 19 Техника кувырка вперёд, строевые упражнения. 1 14.11. самостоятельное выполнение упражнений фронтальная, индивидуальная 20 Обучение технике стойки на лопатках. 1 17.11. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя индивидуальная 21 Кувырок вперёд, назад. 1 21.11. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная, групповая 22 Комбинации из освоенных элементов. 1 24.11. выполнение физических упражнений на основе показа учителя индивидуальная, групповая 23 Обучение опорному прыжку. 1 28.11. выполнение физических индивидуальная упражнений на основе показа учителя 24 Комбинации из освоенных элементов. 1 01.12. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя фронтальная, индивидуальная 25 Комбинации из освоенных элементов. 1 05.12. выполнение физических упражнений на основе показа учителя индивидуальная, групповая 26 Лыжная подготовка - 7 ч. Инструктаж по технике безопасности на занятиях лыжной подготовки. Стойка лыжника. Обучение технике одноопорного скольжения на лыжах. 1 08.12. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная, групповая 1 12.12. самостоятельное выполнение упражнений фронтальная, индивидуальная Совершенствование техники одноопорного скольжения на 1 15.12. самостоятельное выполнение 27 28 лыжах. упражнений 29 Совершенствование техники одноопорного скольжения на лыжах. 1 19.12. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя групповая 30 Совершенствование техники одноопорного скольжения на лыжах. 1 22.12. выполнение физических упражнений на основе показа учителя фронтальная, индивидуальная 31 Совершенствование техники одноопорного скольжения на лыжах. 1 26.12. выполнение физических упражнений на основе показа учителя индивидуальная, групповая 32 Совершенствование техники одноопорного скольжения на лыжах. 1 29.12. выполнение физических упражнений на основе показа учителя индивидуальная, групповая III четверть - 18 ч 33 Лыжная подготовка 9 часов Совершенствование подъёма «ёлочкой». 1 16.01. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная 34 Совершенствование подъёма «полуёлочкой». 1 19.01. выполнение физических упражнений на основе показа учителя групповая 35 Эстафета с передачей палок. 1 23.01. самостоятельное выполнение упражнений групповая 36 Обучение технике поворотам на месте махом. 1 26.01. самостоятельное выполнение упражнений групповая 37 Учёт техники спуска со склона. 1 30.01. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная 38 Прохождение по дистанции изученными ходами. 1 02.02. самостоятельное групповая 39 Прохождение по дистанции 1 06.02. самостоятельное индивидуальная, изученными ходами. выполнение упражнений групповая 40 Лыжные гонки. 1 09.02. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная, групповая 41 Лыжные гонки. 1 13.02. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная, групповая 42 Спортивные игры - Баскетбол – 10 часов 1 16.02. беседа, общеразвивающие упражнения индивидуальная, групповая Баскетбол. Техника безопасности на уроках спортивными играми. 43 Совершенствование техники передвижений, поворотов и стоек. 1 20.02. самостоятельное выполнение упражнений групповая 44 Обучение ловли и передачи мяча.Обучение технике ведения мяча. 1 27.02. занятия в тренирующем режиме индивидуальная, групповая 45 Обучение технике бросков мяча. 1 01.03. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная, групповая 46 Совершенствование комбинаций 1 05.03. самостоятельное выполнение групповая из освоенных элементов. упражнений 47 Обучение индивидуальной технике защиты. 1 12.03. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя фронтальная, индивидуальная 48 Обучение тактике свободного нападения. 1 15.03. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя групповая 49 Обучение тактике свободного нападения. 1 19.03. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя групповая 50 Учебная игра по правилам мини 1 22.03. занятия в тренирующем режиме индивидуальная, групповая IV четверть – 14 ч 51 Спортивные игры - Футбол – 8 часов 1 02.04. беседа, общеразвивающие упражнения групповая Футбол как игра. Правила футбола. 52 Передача мяча сверху двумя руками. 1 05.04. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя индивидуальная 53 Обучение технике нападающего удара. 1 09.04. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя групповая 54 Техника нападающего удара. 1 12.04. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под индивидуальная, групповая словесную инструкцию учителя 55 Обучение взаимодействию игроков. 1 16.04. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя индивидуальная, групповая 56 Игра по упрощённым правилам. 1 19.04. самостоятельное выполнение упражнений групповая 57 Игра по упрощённым правилам. 1 23.04. занятия в тренирующем режиме индивидуальная, групповая 58 Игра по упрощённым правилам. 1 26.04 занятия в тренирующем режиме групповая 59 Лёгкая атлетика –6 ч Инструктаж по ТБ на уроках лёгкой атлетики. 1 03.05. беседа, общеразвивающие упражнения индивидуальная, групповая 60 Прыжки в длину с места. 1 07.05. выполнение физических упражнений без индивидуальная зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя 61 Обучение метанию мяча. 1 14.05. выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя индивидуальная 62 Совершенствование метания мяча. 1 17.05. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная, групповая 63 Зачёт по метанию мяча. 1 21.05. самостоятельное выполнение упражнений индивидуальная 64 Длительный равномерный бег. 1 24.05. занятия в тренирующем режиме индивидуальная, групповая