РП Сельскохозяйственный труд 5 класс 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.
Целью изучения предмета «Сельскохозяйственный труд» в 5 классе
является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет
изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения
номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого
профиля.
Рабочая программа по учебному предмету «Сельскохозяйственный
труд» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели (2 часа в неделю) и
составляет в 5 классе 62 часа в год.
Учебный

предмет

«Сельскохозяйственный

труд»

должен

способствовать решению следующих задач:
- расширение знаний о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования.
Ознакомление

с

современным

производством

и

требованиями,

предъявляемыми им к человеку;
- совершенствование трудовых навыков и умений, технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний,
необходимых для участия в производительном труде;
- совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в профессиональной деятельности;
- коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного
общения, профессионального поведения;
-

развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);

- формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
- развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание учебного предмета «Сельскохозяйственный труд».
Программа по сельскохозяйственному труду в 5 классе определяет
содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся, правильное
выполнение различных операций (посадка, выращивание и уборка овощей), а
также выполнение работ на приусадебном участке школы.
Структуру

программы

составляют

следующие

обязательные

содержательные линии профиля обучения:
- выращивания сельскохозяйственных культур;
- осенние и весенние сельскохозяйственные работы.
- уборка и сортировка урожая;
- строение, особенности и использование овощных растений (горох,
фасоль, картофель, морковь, свекла, томат, огурец, зеленые овощи);
- строение и особенности выращивания цветочных культур;
- подготовка почвы и посев семян;
- инвентарь для обработки почвы;
- правила работы с садовым инвентарём;
- виды и использование минеральных удобрений;
- изучение видов парников и теплиц;
- материалы, используемые в трудовой деятельности;
-

происхождение

материалов

(природные,

производимые

промышленностью);
-

инструменты

и

оборудование:

инструменты

ручного

и

механизированного труда;
- первоначальные знания устройства, функций, назначения техники и
промышленного оборудования;
- подготовка к работе инструментов, ремонт и хранение инструмента;
- качество и производительность труда;

- формирование готовности к работе на современном промышленном
оборудовании;
- разработка технологических карт;
- самостоятельное чтение технологических карт и изготовление
предметов по ним;
-

совершенствование

основных

профессиональных

операций

и

действий;
- выбор способа действия по инструкции;
- корректировка действий с учетом условий их выполнения;
- выполнение стандартных заданий с элементами самостоятельности;
- самостоятельное изготовление зачетных изделий;
- этика и эстетика труда: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения;
- инструкции по технике безопасности (правила поведения при
проведении работ);
- требования к организации рабочего места.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
-представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований
при работе с производственными материалами; отбор (с помощью
педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для
работы;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении
работы;

-владение

базовыми

умениями,

лежащими

в

основе

наиболее

распространенных производственных технологических процессов (шитье,
литье, пиление, строгание);
-чтение (с помощью педагогического работника) технологической
карты, используемой в процессе изготовления изделия;
-представления о разных видах профильного труда (деревообработка,
металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы,
ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело,
цветоводство);
-понимание значения и ценности труда;
-понимание красоты труда и его результатов;
-заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и
родной природе;
- понимание значимости организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
-выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой
деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
-

организация

(под

руководством

педагогического

работника)

совместной работы в группе;
-осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения
трудовых заданий порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений других обучающихся,
адекватное реагирование на них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения
других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
-проявление заинтересованного отношения к деятельности своих
других обучающихся и результатам их работы;
-выполнение общественных поручений по уборке мастерской после
уроков трудового обучения;
-посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий,
охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:
-определение (с помощью педагогического работника) возможностей
различных

материалов,

их

целенаправленный

выбор

(с

помощью

педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач
предметно-практической деятельности;
-экономное расходование материалов; планирование (с помощью
педагогического работника) предстоящей практической работы;
-знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и
машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
-понимание общественной значимости своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная

программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),

утвержденная

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утвержденная приказом № 1494
от 28.08.2023 г.

Учебная литература:
1.

Ковалёва Е.А. Учебник «Сельскохозяйственный труд 5 класс»,

М.:«Просвещение», 2019 г. – С.143.
Дополнительная литература:
1. Журнал «Начальная школа». №1-10, 2021г.
2. Научно–методический журнал «Дефектология» Москва: школьная
пресса. 2022-2023 г.
3. Научно–методический журнал «Школа и производство» Москва 2022
г.
4. Васильева Г.В. «Цветоводство открытого грунта». Учебное пособие –
М.: Издательство «Лань» 2021. – с.256
5. Ганичкина О. «Удобная книга начинающего садовода- огородника».
Издательство «Эксмо» 2018 г. – с. 480
6.

О. Воронова “Мой первый урожай. Энциклопедия начинающего

дачника”
Источник:

https://iklife.ru/internet-professii/dizajner/knigi-po-sadovodstvu-i-

ogorodnichestvu.
7. А. Панкратова “Яблоня и груша. Технология
электронная

версия.

Источник:

выращивания”

https://iklife.ru/internet-

professii/dizajner/knigi-po-sadovodstvu-i-ogorodnichestvu.

Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
4.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом директора от
28.08.2023 г. № 1494.
5.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
6.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,

утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
9.Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
10.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской

области

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.Учебный план для обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
12.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2023-2024 учебный год, утверждённый приказом директора от 28.08.2023 г.
№ 1495.
13.Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2023 – 2024 учебного года.

Оборудование
1.Дидактический материал.
2. Технические средства обучения:
-ноутбук;
-интерактивная доска;
-проектор;
-медиатека.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Сельскохозяйственный труд
5 (2 группа)
Коптеева Елена Александровна

Количество учебных часов:
Обучающе-развивающих
Контрольных
Практических работ

№
п/п
116.
1.
2.
3.
4.

5.
6.

Раздел, тема
I четверть.

Кол-во
часов
16

Дата

Вводное занятие.
Сельскохозяйственный
труд и его значение.
Правила работы при
уборке урожая.
Инструменты. Техника
безопасности.

1
1

04.0927.10.
08.09.
08.09.

1
1

15.09.
15.09.

Уборка и
картофеля.

1
1

22.09.
22.09.

сортировка

В неделю – 2

Всего – 62

58
4
Ежеурочно, согласно структуре урока

Виды деятельности

Формы деятельности

Беседа.

Групповая.

Рассказ
с
элементами
беседы,
работа
с
учебником
Использование
ИКТ,
просмотр презентации
Беседа,
просмотр
презентации,
работа
с
учебником.

Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.
Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,

Примечание

7.
8.

Уборка
корнеплодов.

столовых

1
1

29.09.
29.09.

9.
10.

Сортировка
корнеплодов.

столовых

1
1

06.10
06.10

11.

Сбор послеурожайных
остатков растений

1

13.10

12.

Подготовка к
контрольной работе.

1

13.10

13.
14.

Контрольная работа
Работа над ошибками по
контрольной работе.

1
1

20.10
20.10

15.
16.

Обобщение по
разделу:«Уборка
урожая».

1
1

27.10
27.10.

взаимообъяснение.
Самостоятельная
Групповая работа,
практическая
работа фронтальная,
Инструктаж
по
ТБ индивидуальная,
Самостоятельная
взаимообъяснение.
практическая
работа
Инструктаж по ТБ
Индивидуальная
Индивидуальная
Самостоятельная
Взаимные вопросы и задания групп
практическая
работа
Инструктаж по ТБ
Беседа,
просмотр Групповая работа,
презентации,
работа
с фронтальная,
учебником.
индивидуальная,
взаимообъяснение.
Работа с учебником, с Групповая работа,
карточками.
фронтальная,
индивидуальная,
Самостоятельная
Индивидуальная.
Самостоятельная
Групповая работа,
практическая
работа фронтальная,
Инструктаж по ТБ
индивидуальная,
взаимообъяснение.
Рассказ
с
элементами Взаимные вопросы и задания групп,
беседы,
индивидуальная, групповая.
работа с
учебником,
просмотр
презентации,
практическая работа.
Инструктаж.

II четверть.

16

Зимний и
ранневесенний уход за
плодовыми деревьями.
Сад зимой.

6

1
1

10.11.
10.11.

19.
20.

Работы в зимнем саду.

1
1

17.11,
17.11.

21.
22.

Сад ранней весной.

1
1

24.11.
24.11.

2332.

Горох

10

01.1229.12

23.
24.

Строение растения
гороха.
Использование гороха
Особенности растения
гороха.
Подготовка почвы и

1

01.12,

1

01.12.

1

08.12

1732.
1722.
17.
18.

25.

07.1129.12
07.1124.11.
Рассказ
с
элементами
беседы.
Презентация.
Работа с учебником. Работа
по карточкам.
Рассказ
с
элементами
беседы,
работа с
учебником,
просмотр
презентации,
практическая работа
Инструктаж по ТБ, работа
по карточкам.
Просмотр
презентации,
составление
словаря,
практическая работа, работа
по карточкам.

Беседа. Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.
Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.

Рассказ
с
элементами
беседы.
Презентация.
Работа с учебником и
работа по карточкам.

Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.

Рассказ

с

Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.

элементами Индивидуальная,групповая,

посев семян.
Ручные
орудия
и
инвентарь для обработки
почвы.
Подготовка
к
контрольной работе.

1

08.12

1

15.12.

28.
29.
30.

Контрольная работа.
Работа над ошибками

1
1
1

15.12
22.12.
22.12.

31.
32.
3348.
33.
34.

Обобщение по
разделу:«Горох»
III четверть.

1
1
16

Виды
растений.

1
1

29.12.
29.12.
15.0122.03.
19.01.
19.01.

35.
36.

Комнатные растения

1
1

26.01.
26.01.

37.
38.

Ручной инвентарь для
выращивания
комнатных растений.

1
1

26.

27.

цветочных

02.02.
02.02.

беседы.
Использование
кроссвордов, игры,
работа с учебником работа
по карточкам.
Работа
с
учебником,
практическая работа
Инструктаж по ТБ, работа
по карточкам.
Самостоятельная
Использование
кроссвордов, игры,

дифференцированная.

Использование
кроссвордов, игры,

Взаимные вопросы и задания групп.

Рассказ
с
элементами
беседы.
Просмотр
презентации.
работа с учебником и
работа по карточкам.
Рассказ
с
элементами
беседы,
практическая
работа
Инструктаж по ТБ работа
по карточкам.
Рассказ
с
элементами
беседы. Инструктаж по ТБ
работа по карточкам.

Взаимные вопросы и задания групп.

Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.
Взаимные вопросы и задания групп.

Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.
Взаимные вопросы и задания групп.

39.
40.

Почвенные смеси для
комнатных растений.

1
1

09.02
09.02

41.

Уход за комнатными
растениями.

1

16.02.

42.

Размножение комнатных
растений.

1

16.02.

43.
44.

Цветочные
растения
открытого грунта.

1
1

01.03.
01.03.

45.

Подготовка
контрольной работе

1

15.03

46.

Контрольная работа.

1

15.03.

Просмотр презентации.
Рассказ
с
элементами
беседы,
работа с
учебником,
практическая работа
Инструктаж по ТБ работа
по карточкам.
Рассказ
с
элементами
беседы. Инструктаж по ТБ
работа по карточкам.
Рассказ
с
элементами
беседы,
работа
с
учебником,
просмотр
презентации,
практическая работа
Инструктаж по ТБ работа
по карточкам.
Рассказ
с
элементами
беседы.
Использование
кроссвордов, игры,
работа с учебником работа
по карточкам.
Работа
с
учебником,
практическая работа
Инструктаж по ТБ, работа
по карточкам.
Индивидуальная.

47.

Обобщение по разделу:

1

22.03.

Использование

к

Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.

Взаимные вопросы и задания групп.

Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.

Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.
Групповая работа,
фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.
Индивидуальная.
Групповая работа,

48.

«Цветочные растения».

22.03.

14

01.0424.05.
05.04.
05.04.
12.04.
12.04.

4962
49.
50.
51.
52.

Строение
картофеля.
Особенности
картофеля.

53.
54.

Использование
картофеля.

1
1

19.04
19.04.

55.
56.

Подготовка клубней
картофеля к посадке.
Посадка картофеля.

1

26.04.

1

26.04.

57.
58.

Уход за картофелем.
Вредители и болезни
картофеля.

1
1

03.05.
03.05.

59.
60.

Подготовка
контрольной работе
Контрольная работа

1

17.05

1

17.05.

1
1

24.05.
24.05.

61.
62.

IVчетверть.

1

растения

4

растения

к

Работа над ошибками.
Обобщение по разделу:
«Картофель».

кроссвордов, игры,

фронтальная,
индивидуальная,
взаимообъяснение.

Рассказ
с
элементами
беседы,
работа с
учебником,
просмотр презентации.
Инструктаж по ТБ работа
по карточкам.
Рассказ
с
элементами
беседы. работа с учебником
работа по карточкам.
Рассказ
с
элементами
беседы, работа с учебником
работа
по
карточкам.
Просмотр презентации.
Рассказ
с
элементами
беседы, работа с учебником
работа
по
карточкам.
Инструктаж по ТБ.
Рассказ
с
элементами
беседы. Инструктаж по ТБ,
работа по карточкам.

Индивидуальная,групповая,взаимны
е вопросы и задания групп.

Рассказ
беседы,
работа

с

Индивидуальная, групповая,
дифференцированная.
Индивидуальная,групповаявзаимны
е вопросы и задания групп.

Индивидуальная, групповая
дифференцированная.

Групповая работа,
фронтальная, индивидуальная,
взаимообъяснение.

элементами Индивидуальная,групповая
практическая дифференцированная.

Инструктаж по ТБ, работа
по карточкам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».