Рабочая программа Математика 1 класс 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование

доступных

умственно

обучающимся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений,

необходимых

для

решения

учебно-познавательных,

учебно-

практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости,

трудолюбия,

самостоятельности,

терпеливости,

любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
2. Содержание учебного предмета Математика:
2.1. Пропедевтика.
Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами:
цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме,
остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов.
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой,
маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной,
одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный,
короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый,
тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще,

тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине);
равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше,
толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче,
равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести
(равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по
тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих:
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много,
мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного,
несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления
взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше,
меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние,
недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.
Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и
после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Положение

предметов

в

пространстве,

на

плоскости

относительно

обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева,
правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе,

рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине
(центре), верхний, нижний, правый, левый край листа, то же для сторон:
верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний
правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра,
вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно,
быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
2.2. Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100.
Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение
и упорядочение чисел, знаки сравнения.
2.3. Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их
измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час,
сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
2.4. Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление
неотрицательных целых чисел.

Названия

компонентов арифметических

действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления.
Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических
действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы

письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки
правильности вычислений.
2.5. Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел
на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи,
содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше на (в)...". Задачи на расчет
стоимости

(цена,

количество,

общая

стоимость

товара).

Составные

арифметические задачи, решаемые в два действия.
2.6. Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник,

прямоугольник,

квадрат,

окружность,

круг.

Замкнутые

и

незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая,
незамкнутая.

Граница

многоугольника

-

замкнутая

ломаная

линия.

Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение
отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение,
точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние:
куб, шар.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Математика:
3.1 Минимальный уровень:

знание числового ряда 1 - 100 в прямом порядке; откладывание любых
чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа,
полученного при измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение,

составление,

иллюстрирование

изученных

простых

арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью
педагогического работника);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых,
кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание

названий

прямоугольника

элементов

(квадрата)

с

четырехугольников;

помощью

чертежного

вычерчивание

треугольника

нелинованной бумаге (с помощью педагогического работника);

на

различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных
радиусов.
3.2. Достаточный уровень:
знание числового ряда 1 - 100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми
группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного
материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различение двух
видов деления на уровне практических действий, знание способов чтения и
записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел,
полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких
мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года, умение
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, знание
количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин.;

решение,

составление,

иллюстрирование

всех

изученных

простых

арифметических задач;
краткая

запись,

моделирование

содержания,

решение

составных

арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения
двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение
точки пересечения;
знание

названий

прямоугольника

элементов

(квадрата)

с

четырехугольников,

помощью

чертежного

вычерчивание

треугольника

на

нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и
круга.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» Приказ № 1494 от 28.08.2023 года.
Учебник:
Алышева Т. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. В 2 ч. / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
Рабочая тетрадь:
Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учебное пособие для

общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
Дополнительная литература:
Алышева Т. В. Математика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основную
общеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2016. – 254 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.

7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
Устав

10.

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной

11.

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

12.

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

13.
интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
-

наборы счетных палочек;
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов,

-

игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры
и тела);
-

набор предметных картинок;

-

наборное полотно;

индивидуальные оцифрованные ученические линейки.
Технические средства обучения: классная доска, ноутбук, телевизор.
Интернет
http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/

ресурсы:

http://nsportal.ru/,http://infourok.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Математика
1 класс
Гришина Наталья Юрьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Разделы программы

Название темы

Всего - 97 ч.

В неделю – 3 ч.
97 ч.
-

Содержание темы

Первое полугодие – 47 часов
1 четверть – 24 часа
Подготовка к изучению математики (24 ч)
Цвет,
назначение Различение предметов по цвету. Назначение
Пропедевтика.
предметов.
знакомых предметов.
Свойства предметов.
Геометрический
Круг.
Круг: распознавание, называние.
Определение
формы
предметов
путем
материал.
соотнесения с кругом (похожа на круг, круглая;
не похожа на круг).
Сравнение предметов.
Большой – маленький.
Сравнение двух предметов по величине
Одинаковые, равные по
(большой – маленький, больше – меньше).
величине.
Сравнение
трех-четырех предметов
по
величине (больше, самый большой, меньше,
самый маленький).
Выявление одинаковых, равных по величине
предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
Положение предметов в Слева – справа.
Ориентировка в схеме собственного тела.
пространстве,
на В середине, между.
Определение положения «слева», «справа»
плоскости.
применительно к положению предметов в
пространстве
относительно
себя;
по
отношению друг к другу; на плоскости.

Количество
часов

Дата

1

04.09.

1

05.09.

1

06.09.

1

11.09.

Перемещение
предметов
в
указанное
положение.
Определение положения
«в
середине»,
«между»
применительно
к
положению
предметов в пространстве по отношению друг
к другу; на плоскости.
Перемещение
предметов
в
указанное
положение.
Геометрический
Квадрат.
Квадрат: распознавание, называние.
материал.
Определение
формы
предметов
путем
соотнесения с квадратом (похожа на квадрат,
квадратная; не похожа на квадрат).
Дифференциация
круга
и
квадрата;
дифференциация предметов по форме.
Положение предметов в Вверху – внизу, выше – Определение положения «вверху», «внизу»
пространстве,
на ниже, верхний – нижний, применительно к положению предметов в
плоскости.
на, над, под.
пространстве
относительно
себя;
по
отношению друг к другу; на плоскости.
Определение положения «выше», «ниже»,
«верхний», «нижний» применительно к
положению предметов в пространстве по
отношению друг к другу; на плоскости.
Определение пространственных отношений
предметов
между
собой
на
основе
использования в речи предлогов «на», «над»,
«под».
Перемещение
предметов
в
указанное
положение.
Сравнение предметов.
Длинный – короткий.
Сравнение двух предметов по размеру:
длинный – короткий, длиннее – короче.
Сравнение трех-четырех предметов по длине
(длиннее, самый длинный, короче, самый
короткий).
Выявление одинаковых, равных по длине
предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
Положение предметов в Внутри – снаружи, в, Определение положения «внутри», «снаружи»

1

12.09.

1

13.09.

1

18.09.

1

19.09.

пространстве,
плоскости.

на рядом, около.

применительно к положению предметов в
пространстве по отношению друг к другу; на
плоскости.
Определение пространственных отношений
предметов
между
собой
на
основе
использования в речи предлогов и наречий «в»,
«рядом», «около».
Перемещение
предметов
в
указанное
положение.
Геометрический
Треугольник:
распознавание,
называние.
Треугольник.
материал.
Определение
формы
предметов
путем
соотнесения с треугольником (похожа на
треугольник, треугольная; не похожа на
треугольник).
Дифференциация
круга,
квадрата,
треугольника; дифференциация предметов по
форме.
Выделение в целостном объекте (предмете,
изображении
предмета)
его
частей,
определение формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных
частей (в виде композиции из геометрических
фигур).
Сравнение двух предметов по размеру:
Сравнение предметов.
Широкий – узкий.
широкий - узкий, шире – уже.
Сравнение трех-четырех предметов по ширине
(шире, самый широкий, уже, самый узкий).
Выявление одинаковых, равных по ширине
предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
Положение предметов в Далеко – близко, дальше – Определение положения «далеко», «близко»,
«дальше»,
«ближе»
применительно
к
пространстве,
на ближе, к, от.
положению
предметов
в
пространстве
плоскости.
относительно себя, по отношению друг к
другу.
Определение пространственных отношений
предметов между собой на основе

1

20.09.

1

25.09.

1

26.09.

Геометрический
материал.

Прямоугольник.

Сравнение предметов.

Высокий – низкий.
Глубокий – мелкий.

Положение предметов в Впереди – сзади, перед, за.
пространстве,
на
плоскости.

использования в речи предлогов «к», «от».
Перемещение
предметов
в
указанное
положение.
Прямоугольник: распознавание, называние.
Определение
формы
предметов
путем
соотнесения с прямоугольником (похожа на
прямоугольник, прямоугольная; не похожа на
прямоугольник).
Дифференциация
круга,
квадрата,
треугольника,
прямоугольника;
дифференциация предметов по форме.
Выделение в целостном объекте (предмете,
изображении
предмета)
его
частей,
определение формы этих частей.
Составление целостного объекта из отдельных
частей (в виде композиции из геометрических
фигур).
Сравнение двух предметов по размеру:
высокий – низкий, выше – ниже.
Сравнение трех-четырех предметов по высоте
(выше, самый высокий, ниже, самый низкий).
Выявление одинаковых, равных по высоте
предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
Сравнение двух предметов по размеру:
глубокий – мелкий, глубже – мельче.
Сравнение трех-четырех предметов по глубине
(глубже, самый глубокий, мельче, самый
мелкий).
Выявление одинаковых, равных по глубине
предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
Определение положения «впереди», «сзади»,
применительно к положению предметов в
пространстве
относительно
себя,
по
отношению друг к другу.
Определение пространственных отношений

1

27.09. (12ч)

1

02.10.

1

03.10.

Положение предметов в Первый – последний,
пространстве,
на крайний, после, следом,
плоскости.
следующий за.

Сравнение предметов.

Единицы измерения и
их соотношения.

Толстый – тонкий.

Сутки: утро, день, вечер,
ночь.

Понятия: рано - поздно.
вчера, сегодня, завтра,
на следующий день.

Единицы измерения и

Быстро – медленно.

предметов
между
собой
на
основе
использования в речи предлогов «перед», «за».
Перемещение
предметов
в
указанное
положение.
Определение порядка следования линейно
расположенных
предметов,
изображений
предметов,
на основе понимания и
использования в собственной речи слов,
характеризующих
их
пространственное
расположение (первый – последний, крайний,
после, следом, следующий за).
Сравнение двух предметов по размеру:
толстый – тонкий, толще – тоньше.
Сравнение трех-четырех предметов по толщине
(толще, самый толстый, тоньше, самый
тонкий).
Выявление одинаковых, равных по толщине
предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
Выделение частей суток (утро, день, вечер,
ночь), установление порядка их следования.
Овладение представлением: утро, день, вечер,
ночь - это одни сутки.
Определение времени событий из жизни
обучающихся применительно к частям суток.
Ориентирование во времени на основе
усвоения
понятий
«рано»,
«поздно»
применительно к событиям из жизни
обучающихся.
Установление последовательности событий на
основе оперирования понятиями «раньше»,
«позже»
Ориентирование во времени на основе
усвоения
понятий
«сегодня»,
«завтра»,
«вчера», «на следующий день» применительно
к событиям из жизни обучающихся.
Овладение понятиями «быстро», «медленно»

1

04.10.

1
09.10.

2

10.10,
11.10.

1

16.10.

их соотношения.
Сравнение предметов.

Тяжелый – легкий.

Сравнение предметных Много – мало, несколько.
совокупностей
по Один – много, ни одного.
количеству предметов,
их составляющих

Единицы измерения и
их соотношения.

Понятия:
давно – недавно,
молодой - старый.

Сравнение предметных
совокупностей
по
количеству предметов,
их составляющих

Понятия: больше меньше, столько же,
одинаковое (равное)
количество.

на основе рассмотрения конкретных примеров
движущихся объектов.
Сравнение двух предметов по массе: тяжелый –
легкий, тяжелее – легче.
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести
(тяжелее, самый тяжелый, легче, самый
легкий).
Выявление одинаковых, равных по тяжести
предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов.
Сравнение
двух-трех
предметных
совокупностей по количеству предметов, их
составляющих.
Оценивание
количества
предметов
в
совокупностях «на глаз»: много – мало,
несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной
совокупности до и после изменения количества
предметов, ее составляющих (стало несколько,
много; осталось несколько, мало, ни одного).
Ориентирование во времени на основе
усвоения
понятий
«давно»,
«недавно»
применительно к событиям из личной жизни
обучающихся.
Сравнение по возрасту: молодой – старый,
моложе (младше) – старше.
Сравнение по возрасту двух – трех людей из
ближайшего
социального
окружения
обучающегося (членов семьи, участников
образовательного процесса).
Сравнение
небольших
предметных
совокупностей путем установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их
частями: больше, меньше, одинаковое, равное
количество, столько же, сколько, лишние,
недостающие предметы.
Уравнивание предметных совокупностей по

1

17.10.

1

18.10.

1

23.10.

1

24.10.

количеству предметов, их составляющих.
Сравнение
жидкостей,
веществ

объемов Сравнение
сыпучих жидкостей,
веществ.

Нумерация.
Единицы измерения и
их соотношения.
Нумерация.
Единицы измерения и
их соотношения.
Арифметические
действия.
Арифметические
задачи.

объемов Сравнение объемов жидкостей, сыпучих
сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше,
меньше, одинаково, равно, столько же.
2 четверть – 23 часа
Первый десяток (23 ч)
Число и цифра 1.
Обозначение цифрой (запись) числа 1.
Соотношение количества, числительного и
цифры.
Знакомство с монетой достоинством 1 р.
Число и цифра 2.
Образование, название, обозначение цифрой
(запись) числа 2.
Место числа 2 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 2.
Счет предметов в пределах 2. Соотношение
количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 2.
Пара предметов: определение пары предметов,
составление пары из знакомых предметов.
Знакомство с монетой достоинством 2 р.
Знак арифметического действия «+», его
название («плюс»), значение (прибавить).
Знак арифметического действия «-», его
название («минус»), значение (вычесть).
Составление математического выражения (1 +
1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметнопрактической деятельностью (ситуацией).
Знак «=», его значение (равно, получится).
Запись математического выражения в виде
равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Арифметическая задача, ее структура: условие,
вопрос.
Составление
арифметических
задач
на
нахождение суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету. Решение и ответ

1
25.10. (12 ч)

2

07.11,
08.11.

4

13.11,
14.11,
15.11,
20.11.

Геометрический
материал.

Шар.

Нумерация.

Число и цифра 3.

Единицы измерения и
их соотношения.
Арифметические
действия.

Арифметические
задачи.

задач.
Шар: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей
среды путем соотнесения с шаром.
Дифференциация круга и шара.
Дифференциация предметов окружающей
среды по форме (похожи на круг, похожи на
шар).
Нахождение
в
ближайшем
окружении
предметов одинаковой формы (мяч, апельсин –
похожи на шар, одинаковые по форме; монета,
пуговица – похожи на круг, одинаковые по
форме и т.п.), разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой
(запись) числа 3.
Место числа 3 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 3.
Счет предметов в пределах 3.
Соотношение количества, числительного и
цифры.
Количественные и порядковые числительные,
их дифференциация.
Использование порядковых числительных для
определения порядка следования предметов.
Сравнение чисел в пределах 3.
Состав чисел 2, 3.
Получение 3 р. путем набора из монет
достоинством 1 р., 2 р.
Арифметическое действие – сложение, его
запись в виде примера.
Переместительное
свойство
сложения
(практическое использование).
Арифметическое действие – вычитание, его
запись в виде примера.
Составление
арифметических
задач
на
нахождение суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету. Решение и ответ

1

21.11.

5

22.11,
27.11,
28.11,
29.11,
04.12.
(12 ч)

Геометрический
материал.

Куб.

Нумерация.

Число и цифра 4.

Единицы измерения и
их соотношения.
Арифметические
действия.

Арифметические
задачи.
Геометрический

Брус.

задач.
Куб: распознавание, называние.
Определение формы предметов окружающей
среды путем соотнесения с кубом.
Дифференциация квадрата и куба.
Дифференциация предметов окружающей
среды по форме (похожи на квадрат, похожи на
куб).
Нахождение
в
ближайшем
окружении
предметов одинаковой формы (кубик игровой,
деталь конструктора в форме куба – похожи на
куб, одинаковые по форме; платок, салфетка –
похожи на квадрат, одинаковые по форме и
т.п.), разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой
(запись) числа 4.
Место числа 4 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 4.
Счет предметов в пределах 4. Соотношение
количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 4.
Состав числа 4.
Получение 4 р. путем набора из монет
достоинством 1 р., 2 р.
Сложение и вычитание чисел в пределах 4.
Составление и решение примеров на сложение
и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 4.
Решение примеров на последовательное
присчитывание (отсчитывание) по 1 единице (2
+ 1 + 1 = 4, 4 – 1 – 1 = 2).
Составление и решение арифметических задач
на нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 4 по предложенному сюжету.
Составление задач по готовому решению.
Брус: распознавание, называние.

1

05.12.

5

06.12,
11.12,
12.12,
13.12,
18.12.

1

19.12.

материал.

Нумерация.

Число и цифра 5.

Единицы измерения и
их соотношения.
Повторение
пройденного материала
за вторую четверть.

Арифметические
действия.

Повторение пройденного
материала за вторую
четверть.

Число и цифра 5.

Определение формы предметов окружающей
среды путем соотнесения с брусом.
Дифференциация прямоугольника и бруса.
Дифференциация предметов окружающей
среды по форме (похожи на прямоугольник,
похожи на брус).
Нахождение
в
ближайшем
окружении
предметов одинаковой формы (коробка, шкаф
– похожи на брус, одинаковые по форме;
тетрадь, классная доска – похожи на
прямоугольник, одинаковые по форме и т.п.),
разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой
(запись) числа 5.
Место числа 5 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 5.
Счет предметов в пределах 5. Соотношение
количества, числительного и цифры.
Сравнение чисел в пределах 5.
Состав числа 5.
Знакомство с монетой достоинством 5 р.
Получение 5 р. путем набора из монет
достоинством 1 р., 2 р.
Закрепление знаний. Решение примеров и
задач. Работа с учебником, тетрадью.

Второе полугодие – 47 часов.
3 четверть – 27 часов.
Первый десяток (продолжение) (47 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 5.
Составление и решение примеров на сложение
и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 5.
Решение примеров на прибавление (вычитание)
числа 2 с помощью последовательного
присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 + 2 = 5,
3 + 1 + 1 = 5; 5 – 2 = 3, 5 – 1 – 1 = 3).

2

20.12,
25.12.

2

26.12,
27.12.
(12ч)

3

15.01,
16.01,
17.01.

Арифметические
задачи.
Геометрический
материал.

Составление и решение арифметических задач
на нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 5 по предложенному сюжету.
Составление задач по готовому решению.
Точка, линии.

Геометрический
материал.

Овал.

Нумерация.

Число и цифра 0.

Арифметические

Точка, линии: распознавание, называние.
Дифференциация точки и круга.
Линии прямые и кривые: распознавание,
называние, дифференциация.
Моделирование прямых, кривых линий на
основе практических действий с предметами
(веревка, проволока, нить и пр.)
Нахождение
линий
в
иллюстрациях,
определение их вида.
Изображение кривых линий на листке бумаги.
Овал: распознавание, называние.
Определение
формы
предметов
путем
соотнесения с овалом (похожа на овал,
овальная; не похожа на овал).
Дифференциация
круга
и
овала;
дифференциация предметов
окружающей
среды по форме (похожи на круг, похожи на
овал).
Нахождение
в
ближайшем
окружении
предметов одинаковой формы (зеркало, поднос
– похожи на овал, одинаковые по форме;
тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые
по форме и т.п.), разной формы.
Получение нуля на основе практических
действий с предметами, в результате которых
не остается ни одного предмета, использованных для счета. Название, обозначение цифрой
числа 0. Число 0 как обозначение ситуации
отсутствия предметов, подлежащих счету.
Сравнение чисел с числом 0.
Нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0).
Практические действия с монетами, в

1

22.01.

1

23.01.

2

24.01,
29.01.

действия.
Нумерация.

Арифметические
действия.

Единицы измерения и
их соотношения.
Арифметические
задачи.
Геометрический
материал.

результате которых остается 0 рублей;
составление примеров на основе выполненных
практических действий (4 – 4 = 0).
Образование, название, обозначение цифрой
Число и цифра 6.
(запись) числа 6.
Место числа 6 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 6 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 6.
Соотношение количества, числительного и
цифры.
Введение понятий «следующее число»,
«предыдущее число».
Определение следующего числа, предыдущего
числа по отношению к данному числу с опорой
на числовой ряд и без опоры на числовой ряд.
Сравнение чисел в пределах 6.
Состав числа 6.
Счет в заданных пределах. Счет по 2.
Сложение и вычитание чисел в пределах 6.
Составление и решение примеров на сложение
и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 6.
Решение примеров на прибавление (вычитание)
числа 3 с помощью последовательного
присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 + 3 = 6,
3 + 1 + 1 + 1 = 6; 6 – 3 = 3, 6 – 1 – 1 – 1 = 3).
Получение 6 р. путем набора из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 6.
Составление и решение арифметических задач
по
предложенному
сюжету,
готовому
решению.
Построение прямой линии Знакомство с линейкой. Использование
через одну, две точки.
линейки как чертежного инструмента.
Построение прямой линии с помощью линейки
в различном положении по отношению к краю

6

30.01,
31.01,
05.02,
06.02,
07.02,
12.02.

1

13.02.

Нумерация.

Число и цифра 7.

Арифметические
действия.

Единицы измерения и
их соотношения.
Арифметические
задачи.
Единицы измерения и
их соотношения.

Сутки, неделя.

листа бумаги.
Построение прямой линии через одну точку,
две точки.
Образование, название, обозначение цифрой
(запись) числа 7.
Место числа 7 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 7 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 7.
Соотношение количества, числительного и
цифры.
Получение
следующего
числа
путем
присчитывания (прибавления) 1 к числу.
Получение
предыдущего
числа
путем
отсчитывания (вычитания) 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 7.
Состав числа 7.
Сложение и вычитание чисел в пределах 7.
Составление и решение примеров на сложение
и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 7.
Решение примеров на прибавление (вычитание)
числа 3 с помощью последовательного
присчитывания (отсчитывания) по 1 (3 + 3 = 6,
3 + 1 + 1 + 1 = 6; 6 – 3 = 3, 6 – 1 – 1 – 1 = 3).
Получение 7 р. путем набора из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 7.
Составление и решение арифметических задач
по
предложенному
сюжету,
готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций.
Понятие о сутках как о мере времени. Краткое
обозначение суток (сут.).
Понятие недели. Соотношение: неделя – семь
суток. Название дней недели.

6

14.02,
26.02,
27.02,
28.02,
04.03,
05.03.

1

06.03.

Геометрический
материал.

Отрезок.

Нумерация.

Число и цифра 8.

Геометрический
материал.
Арифметические
действия.

Арифметические
задачи.

Единицы измерения и

Порядок дней недели.
Моделирование получения отрезка на основе
практических
действий
с
предметами
(отрезание куска веревки, нити).
Получение отрезка как части прямой линии.
Распознавание, называние отрезка.
Построение отрезка произвольной длины с
помощью линейки.
Сравнение отрезков по длине «на глаз» (самый
длинный, самый короткий, длиннее, короче,
одинаковой длины).
Измерение длины отрезка с помощью мерки
(длина мерки – произвольная).
Образование, название, обозначение цифрой
(запись) числа 8.
Место числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 8 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 8.
Соотношение количества, числительного и
цифры.
Сравнение чисел в пределах 8.
Состав числа 8. Счет по 2.
Сравнение отрезков по длине на основе
результатов измерения в мерках.
Сложение и вычитание чисел в пределах 8.
Составление и решение примеров на сложение
и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 8.
Практическое знакомство с переместительным
свойством сложения, его использование при
решении примеров.
Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 8.
Составление и решение арифметических задач
по
предложенному
сюжету,
готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций.

2

11.03,
12.03.

4

13.03,
18.03,
19.03,
20.03.
(27 ч)

их соотношения.
Нумерация.
(Продолжение)

Число и цифра 8.

Геометрический
материал.
Арифметические
действия.

Арифметические
задачи.

Единицы измерения и
их соотношения.
Геометрический
материал.

Построение треугольника,
квадрата, прямоугольника.

Нумерация.

Число и цифра 9.

Получение 8 р. путем набора из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
4 четверть – 23 часа
Образование, название, обозначение цифрой
(запись) числа 8.
Место числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 8 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 8.
Соотношение количества, числительного и
цифры.
Сравнение чисел в пределах 8.
Состав числа 8. Счет по 2.
Сравнение отрезков по длине на основе
результатов измерения в мерках.
Сложение и вычитание чисел в пределах 8.
Составление и решение примеров на сложение
и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 8.
Практическое знакомство с переместительным
свойством сложения, его использование при
решении примеров.
Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 8.
Составление и решение арифметических задач
по
предложенному
сюжету,
готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций.
Получение 8 р. путем набора из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Построение
треугольника,
квадрата,
прямоугольника по точкам (вершинам) с
помощью линейки.
Образование, название, обозначение цифрой
(запись) числа 9.
Место числа 9 в числовом ряду. Числовой ряд в
пределах 9 в прямом и обратном порядке.

2

01.04,
02.04.

2

03.04,
08.04.

7

09.04,
10.04,
15.04,
16.04,

Арифметические
действия.

Арифметические
задачи.

Единицы измерения и
их соотношения.
Единицы измерения и
их соотношения.
Геометрический
материал.

Нумерация.

Мера длины – сантиметр.

Число 10.

Счет предметов в пределах 9.
Соотношение количества, числительного и
цифры.
Сравнение чисел в пределах 9.
Состав числа 9. Счет по 2, по 3.
Сложение и вычитание чисел в пределах 9.
Составление и решение примеров на сложение
и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 9.
Рассмотрение в практическом плане ситуации,
когда невозможно из меньшего количества
предметов
отнять
большее
количество
предметов.
Составление примеров на вычитание на основе
понимания невозможности вычитания из
меньшего числа большего числа.
Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 9.
Составление и решение арифметических задач
по
предложенному
сюжету,
готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций.
Получение 9 р. путем набора из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5 р.
Знакомство с мерой длины – сантиметром.
Краткое обозначение сантиметра (см).
Изготовление модели сантиметра. Измерение
длины предметов и отрезков с помощью
модели сантиметра в качестве мерки.
Прибор для измерения длины – линейка.
Измерение длины предметов и отрезков с
помощью линейки.
Запись и чтение числа, полученного при
измерении длины в сантиметрах (6 см).
Построение отрезка заданной длины.
Образование, название, запись числа 10.
Место числа 10 в числовом ряду. Числовой ряд

17.04,
22.04,
23.04.

2

24.04,
29.04.

4

30.04,

в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Счет предметов в пределах 10.
Получение 1 десятка из 10 единиц на основе
практических действий с предметными
совокупностями.
Сравнение чисел в пределах 10.
Состав числа 10. Счет по 2, по 3.
Изготовление модели линейки длиной 10 см с
нанесением штрихов на основе использования
мерки длиной 1 см (модели сантиметра) и
записью чисел 1-10.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Составление и решение примеров на сложение
и вычитание с опорой на иллюстративное
изображение состава числа 10.
Решение примеров на последовательное
присчитывание (отсчитывание) по 2 единицы
(4 + 2 + 2 = 8, 8 – 2 – 2 = 4).
Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в
пределах 10.
Составление и решение арифметических задач
по
предложенному
сюжету,
готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций.
Измерение длины отрезка с помощью линейки
(модели линейки длиной 10 см); построение
отрезка такой же длины.
Построение отрезков заданной длины.

Единицы измерения и
их соотношения.

Арифметические
действия.

Арифметические
задачи.

Геометрический
материал
Единицы измерения и
их соотношения.

Меры стоимости.

Рубль
как
мера
стоимости.
Краткое
обозначение рубля (р.). Знакомство с монетой
достоинством 10 р.
Знакомство с мерой стоимости – копейкой.
Краткое обозначение копейки (к.). Знакомство
с монетой достоинством 10 к.
Чтение и запись мер стоимости: 1 р., 1 к.
Чтение и запись числа: 10 к.

06.05,
07.05,
08.05.

2

13.05,
14.05.

Единицы измерения и
их соотношения.

Мера массы – килограмм.

Единицы измерения и
их соотношения.

Мера ёмкости – литр.

Повторение
пройденного материала
в четвёртой четверти,
за год.

Повторение пройденного
материала в четвёртой
четверти, за год.

Чтение и запись чисел, полученных при
измерении стоимости конкретных знакомых
предметов одной мерой (3 р., 10 р.).
Замена монет мелкого достоинства монетой
более крупного достоинства в пределах 10 р.
Размен
монеты
крупного
достоинства
монетами более мелкого достоинства (на
основе оперирования монетами рублевого
достоинства).
Знакомство с мерой массы – килограммом.
Краткое обозначение килограмма (кг).
Чтение и запись меры массы: 1 кг.
Прибор для измерения массы предметов –
весы.
Практические упражнения по определению
массы предметов с помощью весов и гирь.
Чтение и запись чисел, полученных при
измерении массы предметов (2 кг, 5 кг).
Знакомство с мерой емкости – литром. Краткое
обозначение литра (л).
Чтение и запись меры емкости: 1 л.
Практические упражненияпо
определению
емкости
конкретных
предметов
путем
заполнения
их
жидкостью
(водой)
с
использованием мерной кружки (литровой
банки).
Чтение и запись чисел, полученных при
измерении емкости предметов (2 л, 5 л).
Закрепление знаний. Решение
задач. Работа в тетради.

примеров и

2

15.05,
20.05.

1

21.05.

1

22.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».