Рабочая программа Музыка 1 класс 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие

способности

получать

удовольствие

от

музыкальных

произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный

процесс

основан

на

принципе

индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи

обучения

и

воспитания,

оптимистической

перспективы,

комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
2 . Содержание учебного предмета Музыка
2.1. В содержание программы входит овладение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для

них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности:
восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на
музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного
материала уроков состоит из элементарного теоретического материала,
доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений:
2.2. Восприятие музыки:
Репертуар для
культуры;

слушания: произведения

музыка

народная

и

отечественной музыкальной

композиторская;

детская,

классическая,

современная.
Примерная

тематика

произведений:

о природе,

труде,

профессиях,

общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные
развитие

образы,

элементарных

воплощенные

в

представлений

музыкальных
о

произведениях;

многообразии

внутреннего

содержания прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру;
в)

развитие

умения

передавать

словами

внутреннее

содержание

музыкального произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная
мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;

е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка).
2.3. Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу,
отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический
рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям
организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная

тематика

произведений:

о природе,

труде,

профессиях,

общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение
головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного

вдоха,

соответствующего

характеру

и

темпу

песни;

формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;

формирование

устойчивого

навыка

естественного,

ненапряженного

звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать
гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой
- способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа
над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии,
на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху
вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других
обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;

обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением
строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1
- си1, до1 - до2;
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
2.4. В содержание программного материала уроков по изучению элементов
музыкальной грамоты входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte,
тихая - piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
мажор).
2.5. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.

3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Музыка:
3.1. Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагогического работника);
выразительное,

слаженное

и

достаточно

эмоциональное

исполнение

выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
3.2. Достаточный уровень:
самостоятельное

исполнение

разученных

детских

песен;

знание

динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

исполнение

выученных

песен

без

музыкального

сопровождения,

самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» Приказ № 1494 от 28.08.2023 года.
Учебник:
Евтушенко И. В. Музыка. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. В.
Евтушенко. - М. : Просвещение, 2021. - 127 с.
Дополнительная литература:
Евтушенко И.В.Формирование основ музыкальной культуры умственно
отсталых школьников в системе специального образования. – М. 2017.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.

3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
10.

Устав

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13.
интернат,

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школареализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Детские музыкальные инструменты; тексты песен, слайды, аудиозаписи.
Коррекционные

задания.

Демонстрационный,

дидактический

материал,

сюжетные картинки. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы
попевок. Комплекс логопедической разминки. Портреты композиторов.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор; экранно-звуковые
пособия (презентации, мультфильмы).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/,
http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/, http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О.учителя

Музыка
1 класс
Гришина Наталь Юрьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
116.
1.

2-7.

Тема
урока
1четверть

Всего – 64 ч.

В неделю – 2 ч.
64 ч.
-

Колво
часов
16

Вводный урок.

1

«Домашние животные».

6

Дата

04.0926.10.
04.09.

07.09,
11.09,

Цель

Основные виды деятельности

Ознакомление
с Знакомство обучающихся с музыкальным
содержанием
учебного кабинетом, правилами поведения на уроках
предмета «Музыка».
музыки и краткое описание последующей
музыкальной
деятельности.
Выявление
предыдущего музыкального опыта, интересов и
предпочтений обучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и
любимых детьми песен.
Слушание
музыки:
детские
песни
из
популярных отечественных мультфильмов.
Музыкально-дидактические игры.
Формирование
Хоровое пение:
элементарных певческих Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова

14.09,
18.09,
21.09,
25.09.

Обобщение по теме:
«Домашние животные».

1

28.09.

9-14.

«Урожай собирай».

6

02.10,
05.10,
09.10,
12.10,
16.10,
19.10.

15-16.

Обобщение по теме:
«Урожай собирай».

2

23.10,
26.10.

8

умений
и
навыков Н. Найденовой
слушания музыки.
Веселые гуси. Украинская народная песня
Слушание музыки:
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н.
Соловьевой
Бабушкин козлик. Русская народная песня.
Обработка Ю. Слонова
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры.
Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного
сформировавшихся ранее песенного репертуара по теме
умений и навыков.
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Знакомство
с Хоровое пение:
музыкальными
Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова
произведениями об осени. Т. Волгиной.
Во поле береза стояла. Русская народная песня.
Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
Слушание музыки:
На горе-то калина. Русская народная песня.
Огородная-хороводная.
Музыка
Б.
Можжевелова, слова А. Пассовой.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного
сформированных
песенного репертуара по теме.
представлений на уроках Слушание музыки: закрепление изученного
по теме.
музыкального материала для слушания по теме.

Музыкально-дидактические игры.
1731.
17-22.

23.

24-30.

2
четверть
«К нам гости пришли»

15

09.1128.12.

6

09.11,
13.11,
16.11,
20.11,
23.11,
27.11.

Обобщение по теме: «К нам
гости пришли».

1

30.11.

«Новогодний хоровод».

7

04.12,
07.12,
11.12,
14.12,
18.12,

Воспитание
гостеприимства, развитие
эмоциональной
отзывчивости на песни
праздничного характера.

Хоровое пение:
К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова,
слова М. Ивенсен
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской,
слова И. Черницкой
Слушание музыки:
Неприятность
эту
мы
переживем.
Из
мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хайта.
Если добрый ты. Из мультфильма «День
рождения кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хайта. Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного
сформированных на уроках песенного репертуара по теме
по теме качеств.
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Создание праздничного, Хоровое пение:Что за дерево такое? Музыка М.
радостного,
Старокадомского, слова Л. Некрасовой
предновогоднего
Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М.
настроения.
Познанской (перевод с украинского А.

21.12,
25.12.

31.

Обобщение по теме:
«Новогодний хоровод».

323 четверть
49.
32-37. «Дружба крепкая».

1

28.12.

18

15.0121.03.

6

15.01,
18.01,
22.01,
25.01,
29.01,
01.02.

Ковальчука).
Слушание музыки:
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г.
Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя
хороводная.
Музыка
А.
Островского, слова Ю. Леднева.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Закрепление
качеств, Хоровое пение: закрепление изученного
полученных на уроках по песенного репертуара по теме.
теме.
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.

Развитие
понимания
содержания песни
на
основе текста и характера
ее мелодии (веселого,
грустного, спокойного).

Хоровое пение:
Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские
музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю.
Энтина
Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского.
Слушание музыки:
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд
и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова
А. Хайта.
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из
кинофильма «Золушка».

38.

Обобщение по теме:
«Дружба крепкая».

39-41. «Защитники Отечества».

42-46. «Девочек наших мы
поздравляем».

47-49.

Обобщение по темам:
«Защитники Отечества»;

1

05.02.

Закрепление
качеств,
полученных на уроках по
теме.

3

08.02,
12.02,
15.02.

Формирование
патриотических
готовности
к
Родины.

5

26.02,
29.02,
04.03,
07.03,
11.03.

Воспитание заботливого
отношения мальчиков к
девочкам.

3

14.03,
18.03,

Закрепление
качеств,
полученных на уроках по

чувств,
защите

Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Хоровое пение: закрепление изученного
песенного репертуара по теме.
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Хоровое пение:
Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Слушание музыки:
Бескозырка белая. Музыка народная, слова З.
Александровой.
Хоровое пение:
Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко,
слова З. Петровой
Маме в день 8 марта. Музыка Е. Тиличеевой,
слова М. Ивенсен.
Слушание музыки:
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из
балета «Лебединое озеро»
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова
Л. Яхнина.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Хоровое пение: закрепление изученного
песенного репертуара по темам.

«Девочек наших мы
поздравляем».

5064.

4 четверть

21.03.

15

01.04 23.05.

50-55.

«Трудимся с охотой».

6

01.04,
04.04,
08.04,
11.04,
15.04,
18.04.

56.

Обобщение по теме:
«Трудимся с охотой».

1

22.04.

«Вот оно какое наше лето»

6

25.04,
29.04,

57-62.

темам.

Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по
темам.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.

Формирование
Хоровое пение:
положительной
Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой,
мотивации к трудовой слова Ю. Ермолаева и В. Коркина
деятельности.
На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г.
Бойко.
Слушание музыки:
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы
«Волшебный стрелок»
Д. Кабалевский. Клоуны.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Закрепление
качеств, Хоровое пение: закрепление изученного
сформированных на уроках песенного репертуара по теме.
по теме.
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Знакомство
музыкальными

с Хоровое пение:
Песенка Львенка и Черепахи. Из мультфильма

02.05,
06.05,
13.05,
16.05.

63.

Обобщение по теме: «Вот
оно какое наше лето»

1

20.05.

64.

Контрольно-обобщающий
урок.

1

23.05.

произведениями,
«Как Львенок и Черепаха пели песню». Музыка
посвященными
летнему Г. Гладкова, слова С. Козлова.
отдыху.
Песенка про кузнечика. Из мультфильма
«Приключения
Незнайки».
Музыка
В.
Шаинского, слова Н. Носова.
Слушание музыки:
Е. Крылатов - Ю. Энтин. Песенка о лете. Из
мультфильма «Дед Мороз и лето».
М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская
ярмарка».
И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Закрепление
знаний, Хоровое пение: закрепление изученного
сформированных на уроках песенного репертуара по теме.
по теме.
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме.
Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.
Выявление
успешности Хоровое
пение:
повторение
изученного
овладения обучающимися песенного репертуара за учебный год.
ранее
изученным Слушание музыки: закрепление изученного
материалом.
музыкального материала для слушания за
учебный год. Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».