Развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторных и
сенсорных

процессов»

составлена

на

основе

занятий

по

«Развитию

психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов с
умственной
«Буткинская

отсталостью
школа-

(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ

интернат,

реализующая

адаптированные

СО

основные

общеобразовательные программы».
Программа курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
реализует основные положения Концепции о стандартах специального
образования.
В

системе

предметов

образовательной

школы

курс

«Развитие

психомоторных и сенсорных процессов» реализует познавательную и
социокультурную цели:
- максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных
процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением
интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком
каждого объекта, его свойств, качеств, признаков;
-

дать

правильное

действительности,

многогранное

способствующее

представление

оптимизации

об

окружающей

психического

развития

ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Для достижения поставленных целей изучения «Развитие психомоторных и
сенсорных процессов» необходимо формирование академических и жизненных
компетенций и решение следующих практических задач:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию
школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся
путем целенаправленного систематического развития у них правильного
восприятия

цвета,

формы,

величины,

пространственного

расположения

предметов;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе
адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции учащихся;
- развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у
воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать,
классифицировать;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому
миру; снижать уровень агрессивности;
- снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию
успеха;
- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи
обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их
зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Общая характеристика коррекционного курса
«Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
Основной

задачей

образовательного

процесса

школы

-

интернат,

реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы,
является

преодоление

психофизических

недостатков

обучающихся,

препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах
фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса
сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания
ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств,
признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного
многогранного

полифункционального

представления

об

окружающей

действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития
ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Коррекционная

работа

требует

специально

созданной

предметно-

пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и
пособия.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение
на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов
программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На
занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на
стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись
в разных концах кабинета, либо за круглым столом.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.
В

программу

включены

занятия,

способствующие

овладению

представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на
основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений
и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
В программу включены мероприятия, способствующие формированию
способности

эстетически

воспринимать

окружающий

мир

во

всем

многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов,
звуков, ритмов).
В программе четко просматриваются два основных направления работы:
формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал,
являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество
(шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение
использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для
выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы,
поэтому в программу включены задачи совершенствования координации
движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития
мелкой моторики руки и др.

Овладение
предметном

сенсорными
мире,

эталонами

формирование

как

способами

сенсорно

–

ориентировки

перцептивных

в

действий

невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы
программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения
требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения
соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных
действий речью и вербального определения цели и программы действий.
В

каждом

кинезиологических

занятии

предусмотрено

упражнений

для

программой
развития

проведение

межполушарноrо

взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность,
синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания,
повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет
концентрическую

структуру.

В

каждом

последующем

классе

задания

усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения
работы.
Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов» являются:


Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о

цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих
предметов;


Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции,

творческие способности;


Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики

пальцев рук;


Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и

координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики
и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

 Формирование

сенсорных

эталонов

цвета,

формы,

величины;

конструирование предметов
 Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
 Кинестетическое и кинетическое развитие
 Тактильно-двигательное восприятие
 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
 Восприятие пространства
 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
 Восприятие времени
 Развитие мыслительных операций
2. Содержание коррекционного курса
2.1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в
процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние
основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений
по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление
двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине;
обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный,
жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из
составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном
наглядном материале (2-3 детали).
2.2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и
движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке
следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты
и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и
пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания
письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза

(нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по
трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
2.3. Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и
нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога,
обозначение, словом положения различных частей тела. Выразительность
движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных
инструментах).
2.4. Тактильно-двигательное восприятие
Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с
помощью

только,

Формирование

например,

ощущений

зрительного

этого

вида

или

у

слухового

детей

с

анализатора.

интеллектуальной

недостаточностью затруднено. Сложность создания осязательного образа
предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы
тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожномеханического

анализатора,

развития

мышечно-двигательной

чувствительности. Для формирования полноты представлений у детей об
объектах окружающего мира предлагается определить на ощупь плоскостные
фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры
с крупной мозаикой.
2.5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение,
жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков.
Подражание неречевым и речевым звукам.
2.6. Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки;
правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения
предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в
заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в
помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок

следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,
низ, правая, левая сторона).
2.7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение
отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном
ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для
профилактики и коррекции зрения.
2.8. Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в
речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени
суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
3. Планируемые предметные результаты освоения коррекционного курса
«Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков:
форма, величина, цвет;
- различать основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- составлять предмет из частей;
- определять на ощупь величину предмета;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
- выделять части суток и определять порядок дней недели.
Программное и учебно - методическое обеспечение:

Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28.08.2023 года.
Методические пособия:
1. Коррекционная педагогика. Метиева Л.А., Удалова Л.Я. Пособие для
учителей для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2015.
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: (дошкольный возраст : советы
педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами
в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 304 с.
3. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6
лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2014. - 77 с.
4. Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград
«Учитель» 2014 г -56 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».

4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской

области

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.

11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Коррекционные карточки. Предметные картинки.
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/,
http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/, http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Развитие психомоторики и сенсорных процессов
1 класс
Гришина Наталья Юрьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
1-16
1-16
1.

Кол-во
часов
16
16
1

2.

1

3.

1

4.

1

Тема занятия

Всего – 62 ч.

В неделю – 2 ч.
62 ч.
-

Цели занятия

Форма урока

Деятельность
учащихся

1 четверть
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов
Знакомство с основными цветами Знакомство с цветом.
Дидактическая
Работа в группах
(красный, желтый, синий, чёрный, Узнавание
цвета, игра
белый)
сочетания
цветов,
оттенков цвета.
Выбор по образцу и инструкции
(«дай такой же») предметов одного
цвета из 3-5 предметов двух
контрастных цветов.

Закрепление
и
применение полученных
знаний.
Узнавание
цвета,
оттенков цвета.
Группировка по цвету предметов Закрепление
и
двух контрастных цветов («Разложи применение полученных
игрушки
в
две
коробки
– знаний
подходящие по цвету»)
Выбор по образцу и инструкции Закрепление

Дата
05.09.- 26.10.
05.09.- 26.10.
05.09.

Практическое
занятие
Игровые
упражнения

Анализ
сравнение

цвета,

07.09

Практическое
занятие

Сравнительный
анализ контрастных
цветов

12.09.

Группировка

14.09.

и Практическое

5.

1

6.

1

7-8.

2

9.

1

10.

1

предмета нужного цвета из 6 —8 применение полученных
предметов трех-четырех основных знаний
цветов.
Дидактическая игра «Назови цвет» Закрепление
и
применение полученных
знаний
Соотношение предметов по цвету Формирование
(«Подбери кукле бант», «Завяжи сенсорных
эталонов
ниточку шарику», «От какого цветка цвета. Узнавание цвета,
лепесток?»).
сочетания
цветов,
оттенков
цвета.
Сравнительный анализ
предмета по цвету
Формирование понятий: большой Восприятие: величины:
– маленький, больше – меньше, большой - маленький;
одинаковые.
высоты: высокий
–
низкий; длины: длинный
– короткий; ширины:
узкий
широкий;
толщины: толстый –
тонкий.
Сравнение 2 предметов по высоте Закрепление знаний по
и длине.
параметрам: высота и
длина

занятие

Дидактическая
игра

цветов
по
заданному
признаку
Работа в группах

19.09.

Дидактическая
игра

Сравнение,
соотнесение
предметов
по
цвету. Работа в
группах
и
индивидуально

21.09.

Практическое
занятие

Ролевое
проигрывание
Сравнительный
анализ
по
заданному
признаку

26.09.
28.09.

Практическое
занятие

Сравнительный
анализ
по
заданному
признаку
Сравнительный
анализ
по
заданному
признаку

03.10.

Сравнение 2 предметов по ширине Закрепление знаний по Практическое
и толщине.
параметрам:
занятие
ширина и толщина

05.10.

11.

1

Выбор одинаковых по величине Закрепление знаний по Дидактическая
предметов из 6-10 предметов двух восприятию величины и игра «Подбери
контрастных величин.
цвета
двум
куклам
одежду»

12.

1

13.

1

Выбор по образцу и инструкции
(«дай такой же») предметов одной
геометрической формы из 3-5
предметов
двух
контрастных
форм.
Группировка по форме предметов
двух контрастных форм.

14.

1

Выбор предметов одной формы Закрепление знаний по Практическое
из 6-8 предметов двух-трех восприятию величины
занятие
контрастных плоскостных форм.

15-16.

2

Определение формы предмета
только с помощью тактильного
анализатора
(«Чудесный
мешочек»).

17-30.

14

2 четверть

17-19.

3

Закрепление знаний по Практическое
восприятию величины и занятие
цвета

Закрепление знаний по Практическое
восприятию величины и занятие
цвета

Восприятие
Дидактическая
поверхности: гладкий – игра
шершавый. Тактильный
анализ предмета

Группировка
предметов парных
по
величине
и
цвету (работа в
группе)
Группировка
предметов
по
величине и цвету
(контрастные
формы)
Работа в группах

10.10.

Группировка
плоскостных
предметов
контрастных
по
величине и цвету
Анализ предмета,
используя
тактильный
анализатор

19.10.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов
(продолжение)

12.10.

17.10.

24.10,
26.10.

07.11 - 26.12.
07.11 - 14.11.

17.

1

Дидактическая
игра
фигуры не стало?»

18.

1

19.

1

Составление целого из (2-3 детали) Конструирование
Практическое
на разрезном материале
предметов
и занятие
изображений.
Дидактическая игра «Четвертый Узнавание предметов и Дидактическая
лишний»
изображений.
игра

20-30.
20.

11
1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Целенаправленность
выполнения Развитие
крупной Практическое
Работа в группах
действий
и
движений
по моторики
занятие
инструкции педагога (бросание в
цель)

21.

1

Формирование чувства равновесия Развитие
(«дорожка следов»)
моторики

22-23.

2

24.

1

Развитие мелкой моторики пальцев Развитие
мелкой
руки.
моторики
и
графомоторных навыков
Пальчиковые игры.
Развитие
мелкой
моторики пальцев руки

25-26.

2

Конструирование
палочек.

из

«Какой Узнавание предметов и Дидактическая
изображений.
игра

крупной Практическое
занятие

Анализ
заданному
признаку
Развитие
целостности
восприятия
Работа в группах

по

07.11.

09.11.

14.11.

16.11 – 26.12.
16.11.

Индивидуальная
работа

21.11.

Пальчиковая
гимнастика.

Индивидуальная
работа

23.11,
05.12.

Пальчиковая
гимнастика.

Работа в группах

07.12.

Работа в группах

12.12,
14.12.

счетных Развитие
мелкой Практическое
моторики пальцев руки.
занятие

27-28.

2

Выкладывание узора из
арбуза, тыквы по контуру.

семян Развитие
мелкой Практическое
моторики пальцев руки.
занятие

Работа в группах

29-30.

2

31-47.
31-36.

17
6

Выкладывание
из
мозаики Развитие графомоторных Практическое
Работа в группах
изученных букв, цифр.
навыков
занятие
3 четверть
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (продолжение)

31-32.

2

33.

1

34-35.

2

36.

1

37-38.
37.

2
1

38.

1

19.12,
21.12.
26.12
26.12.
16.01.- 21.03.
16.01.- 01.02.

Обводка
по
трафарету Развитие
мелкой Практическое
(внутреннему и внешнему) и моторики пальцев руки и занятие
штриховка.
графомоторных навыков
Развитие координации движений Развитие координации Практическое
руки
и
глаза
(завязывание, движений
занятие
нанизывание).
Работа
в
технике
«рваной» Развитие
мелкой Практическое
аппликации.
моторики пальцев руки.
занятие
Сгибание
бумаги.
Вырезание Развитие
мелкой Практическое
ножницами прямых полос.
моторики пальцев руки.
занятие
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование
ощущений
от Кинестетическое
и Дидактическая
различных поз тела; вербализация кинетическое развитие
игра
«Море
собственных ощущений.
волнуется».

Индивидуальная
работа

16.01,
18.01.

Индивидуальная
работа

23.01.

Работа в группах
Работа в группах

25.01,
30.01.
01.02.

Работа в группах

06.02.-08.02.
06.02.

Движение и позы головы по показу; Кинестетическое
и Практическое
вербализация
собственных кинетическое развитие
занятие
ощущений.
Выразительность
движений. Имитация движений
(оркестр, повадки зверей)

Изображение
животных,
игрушек,
насекомых,
техники.

08.02.

39-45.
39.

7
1

40-41.

2

42.

1

43.

1

44-45.

2

46-47.

2

46.

Тактильно-двигательное восприятие
Определение
на
ощупь Развитие
тактильно- Практическое
Индивидуальная
плоскостных фигур и предметов
двигательного
занятие
работа
восприятия
Определение на ощупь величины Развитие
тактильно- Дидактическая
Работа в группах
предмета (большой – маленький – двигательного
игра «Чудесный
самый маленький).
восприятия
мешочек»
Упражнение
в
раскатывании
пластилина. Лепка «Овощи и
фрукты»
Упражнение
в
раскатывании
пластилина. Лепка «Угощение»

13.02.- 14.03.
13.02.

15.02,
27.02.

Развитие
тактильно- Практическое
двигательного
занятие
восприятия
Развитие
тактильно- Практическое
двигательного
занятие
восприятия
Игры с крупной мозаикой.
Развитие
тактильно- Практическое
двигательного
занятие
восприятия
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Работа в группах

29.02.

Работа в группах

05.03.

Работа в группах

12.03,
14.03.

1

Дидактическая игра «Кто как голос Развитие
подает?», «Что как звучит?»
восприятия

Работа в группах

19.03.

47.

1

Упражнения на звукоподражание Развитие
слухового Практическое
животным, технике (один из восприятия и слуховой занятие
детей изображает, остальные памяти
угадывают).

Работа в группах

21.03.

48-62.
48-49.

15
2

48-49.

2

слухового Игра

19.03.-21.03.

4 четверть
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (продолжение)
Дидактические игры «Громко – Развитие
слухового Практическое
Работа в группах, в
тихо», «Кто из детей тебя восприятия учащихся
занятие.
парах

02.04.- 23.05.
02.04.-04.04.
02.04,
04.04.

позвал?»

50-56.
50.

7
1

51.

1

52.

1

53.

1

54-55.

2

56.

1

Дидактическая
игра «Громкотихо»
Развитие восприятия пространства
Ориентация на собственном теле: Развитие
восприятия Практическое
Выполнение
право – лево, верх – низ, вперед пространства
занятие
движений
по
— назад.
инструкции,
за
учителем
Выполнение действий по показу, Выполнение движений Практическое
Работа в группе
по инструкции («Найди игрушку», по инструкции
занятие
«Слушай
команду»,
«Не
ошибись»).
Ориентация на рабочем столе.

Выкладывание
комбинаций
из
геометрических фигур,
счетных палочек по
образцу.
Ориентировка на листе бумаги Восприятие
(центр, верх, низ, правая, левая пространства
сторона)
Составление на листе бумаги Восприятие
комбинаций
из
полосок, пространства
плоскостных
геометрических
фигур.
Расположение предметов на листе Восприятие
бумаги.
пространства

09.04.- 30.04.
09.04.

11.04.

Практическое
занятие

Индивидуальная
работа

16.04.

Практическое
занятие

Индивидуальная
работа

18.04.

Практическое
занятие

Индивидуальная
работа

23.04,
25.04.

Дидактическая
игра
«Расположи
верно»

Индивидуальная
работа

30.04.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

57-60.

4

02.05.- 16.05.

57.

1

Нахождение
отличительных Развитие
зрительного Игра
«Сравни Работа в группах
и общих признаков 2-х предметов.
восприятия
предметы»

02.05.

58.

1

Работа в группах

07.05.

59.

1

60.

1

Дидактическая
игра
«Что
изменилось» (3-4 предмета)
Дидактическая игра «Что перепутал
художник?», «Что не дорисовал
художник?»
Упражнение для профилактики и
коррекции зрения

61-62.

2

Восприятие времени

61.

1

62.

1

Сутки.
Последовательность Ориентация во времени
событий.
суток
Неделя. Семь суток. Порядок дней Ориентация во времени недели.
неделя

Развитие
зрительной
памяти
Развитие
зрительного
восприятия и памяти

Дидактическая
игра
Дидактическая
игра

Работа в группах

14.05.

Профилактика зрения

Гимнастика для Работа в группах
глаз

16.05.

21.05.-23.05.
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Работа в группах

21.05.

Работа в группах

23.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».