Рабочая программа по этике 5,6 классы на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Учебный предмет «Этика» относится к предметной области
«Человек и общество».

Предмет рассчитан на 34 учебные недели в год (1

час в неделю) и составляет 5, 6 классе – 31 час в год.
Цель учебного предмета "Этика" состоит в формировании у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения.
Задачи:
-формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои
поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические
представления и понятия.
-усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил.
-формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать.
-коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер
обучающегося.
Содержание учебного предмета "Этика"
1. Введение. Что такое "Этика". Роль этических норм и правил в жизни
человека.
Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое
время (обзорно, на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
2. Основные понятия этики. Честность. Что значит быть честным. Честность
и ложь.

"Ложь во спасение". Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда
не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку,
чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро,
как проявляется зло.
Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его
характер, отношение к нему
других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит
быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности
(тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в
повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных
ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного
опыта: "чистая совесть", "совесть замучила", "ни стыда, ни совести".
3. Этика родительских отношений.
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль
обучающегося в семье.
Семейные связи: материальные, духовные, дружеские (общность
взглядов, привычек, традиций).
Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные
функции членов семьи.
Значение

родителей

(законных

представителей)

в

жизни

обучающегося.
Стили

внутрисемейных

отношений.

Стили

взаимоотношений

родителей (законных представителей) с обучающегося: авторитарный,
демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров,
иллюстрирующих разные стили отношений, высказывание оценочных
суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер
обучающегося, его привычки, дальнейшую жизнь.

Обучающиеся и родители (законные представители). Ребенок в
жизни семьи. Конфликты с родителями (законными представителями).
Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких,
внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.
4. Этика межличностных отношений.
Дружба. Дружба - чувство, присущее человеку. Как возникает
дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и
отношений в коллективе.
Согласие

интересов,

убеждений,

взаимоуважение,

доверие

и

преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы
дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружбакомпанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их
возникновения, способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей. Этика взаимоотношений
юноши и девушки.
5. Этика производственных (деловых) отношений.
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения
делового

разговора

с

руководителем:

особенности

вербального

и

невербального общения.
Деловой стиль одежды.
Уровни достижения предметных результатов
Минимальный уровень:
-представления о некоторых этических нормах;
-высказывание отношения к поступкам героев литературных произведений
(кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;

-признание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь
свою точку зрения.
Достаточный уровень:
-аргументированная оценка поступков героев литературных произведений
(кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;
-понимание

личной

ответственности

за

свои

поступки

на

основе

представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
-ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей
позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики
взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная
обучающихся

(интеллектуальными

основная
с

общеобразовательная

умственной

нарушениями),

отсталостью

утвержденная

приказом

Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
2. Адаптированная
образования

основная

обучающихся

общеобразовательная
5-9

классов

с

лѐгкой

программа
умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская

школа-интернат»

на

2024-2025

учебный

год,

утверждѐнная приказом директора от 27.08.2024 г. № 1765.
Справочная литература:
1. «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся)
под редакцией Филина Ф. П. – М.: «Просвещение», 2019 г.
Дополнительная литература:

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Этикет» (Развитие коммуникативных
способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2018г. – С. 158.
2.

Богуславская

Н.Е.,

Купина

Н.А.

«Весѐлый

этикет»

(Развитие

коммуникативных способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД,
2018г. – С. 87.
3. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. «Сто великих писателей». – М.: «Вече»,
2016. – С. 114.
4. Николаева С. О «Занятия по культуре поведения». – М.: ВЛАДОС, 2016. –
С. 94.
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодѐжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждѐнный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
6.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
7.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
9.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-9

классов

с

лѐгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год, утверждѐнная приказом
директора от 27.08.2024 г. № 1765.
10.Учебный план для обучающихся 5-9 классов с лѐгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
11.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2024-2025 учебный год, утверждѐнный приказом директора от 27.08.2024 г.
№ 1770.
8.

Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.

Оборудование:
1.Дидактический материал:
-карточки со словарными словами;
-карточки с алгоритмами правил;
-карточки для обратной связи;
-карточки с индивидуальными заданиями по работе;
-раздаточный материал для работы над связной речью;
-карточки для логопедической зарядки;
-карточки с кроссвордами;
- коррекционные упражнения;
- задания и упражнения на развитие высших психических функций;
-иллюстрации.
2. Технические средства обучения:
-ноутбук;
-интерактивная доска;
-проектор.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Этика
5
Кедровских Елена Васильевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
№
п/п
1-8.

Всего – 34

В неделю –1
30
4

Раздел, тема

Кол-во
часов
8

1 четверть.

Дата

I.

Введение.

7

1.

Этика. Понятие об этике.

1

03.09.22.10.
03.09.22.10.
03.09.

2.

Этика и этикет.

1

10.09.

3.
4.

Этика
отношений
окружающим.

1

17.09.
24.09.

5.

Познай самого себя.

1

01.10.

к

Виды деятельности

Формы деятельности

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.

Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.

Примечание

6.

Точность,
аккуратность.

7.

обязанность,

1

08.10.

Проверочная работа.

1

15.10.

8.

Особенности
отношения
«Учитель – ученик».

1

22.10.

09-16

2 четверть.

8

09-16 Культура общения.

3

05.11.24.12.
05.11.24.12.
05.11.
12.11.

9.
10.

Речевой этикет.

2

11.

Я в общении.

1

19.11.

12.

Я и окружающие.

1

26.11.

13-16 Самовоспитание

9

Самопознание.
Самовоспитание.

2

02.12.26.05.
03.12.
10.12.

13.
14.

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Повторение пройденного
материала.
Решение
тестов,
кроссвордов.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.

Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.

Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.

Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.

Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему. Дифференцированный опрос,
Просмотр презентации, работа
в
парах,
работа
в
тетради, индивидуальная работа.

15.

Проверочная работа.

1

17.12.

16.

Повторение
раздела
«Культура общения».

1

24.12.

17-26

3 четверть.

10

14.01.18.03.
14.01.
21.01.

17.
18.

Товарищество и дружба.

2

19.

Представление о добре и зле.

1

28.01.

20.

Представление о невеже и
невежде.

1

04.02.

21.

Представление о мужестве и
трусости.

1

11.02.

22.

Представление о щедрости и
скупости.

1

18.02.

23.

Доброжелательность
зависть.

1

25.02.

и

инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,

Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей
проверкой,
фронтальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.

24.

Правда и ложь.

1

04.03.

25.

Проверочная работа.

1

11.03.

26.

Повторение
«Самовоспитание».

1

18.03.

раздела

27-34

4 четверть.

8

27.

Конфликты в отношениях с
людьми.

1

01.04.20.05.
01.04.

28.

Отношение к природе как
нравственная проблема.

1

08.04.

29.

Умей быть благодарным.

1

15.04.

30.

Завтрашний
характер
сегодняшнем поступке.

в

1

22.04.

31.
32.

Внешняя
и
внутренняя
воспитанность человека.

2

29.04.
06.05.

33.

Проверочная работа.

1

13.05.

инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа в тетради.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.

Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей
проверкой,
фронтальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей
проверкой,
фронтальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная

работа

с

34.

Влияние поступков человека
на его характер.

1

20.05.

Решение
теста
по
пройденному материалу.
Беседа на заданную тему.
инсценировка ситуации.

последующей
проверкой,
фронтальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Этика
6
Кедровских Елена Васильевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных

Всего –31

В неделю –1
27
4

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во
часов
8

1-8.

1 четверть.

1.

Вводный урок. Что такое
этикет?

1

2.
3.

Что такое вежливость?

2

13.09.
20.09.

4.

Правила приветствия.

1

27.09.

5.

Правила
знакомства
представления.

1

04.10.

6.

Просьба и приказ.

1

11.10.

и

Дата
06.09.25.10.
06.09.

Виды деятельности

Формы деятельности

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,

Примечание

7.

Проверочная работа.

1

18.10.

8.

Обобщение по разделу.

1

25.10.

8

9-16.

2 четверть.

9.

Комплименты.

1

13.11.27.12.
08.11.

10.

Лестные и льстивые слова.

1

15.11.

11.

Поздравление и пожелание.

1

22.11.

12.

Столовый этикет. Столовое
белье. Виды салфеток.

1

29.11.

13.

Искусство
салфеток.

1

06.12.

14.

Повторение.

1

13.12.

складывания

работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.

индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Повторение пройденного
материала.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Индивидуальная работа
с
последующей
проверкой, фронтальная
работа.
Беседа на заданную тему. Индивидуальная работа
Решение
теста
по с
последующей
пройденному материалу. проверкой.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный

15.

Проверочная работа.

1

20.12.

16.

Обобщение по разделу.

1

27.12.

17-26

3 четверть.

10

17.

Оформление
чайного
(кофейного) стола.

1

15.01.18.03.
10.01.

18.

Общие правила столового
этикета.

1

17.01.

19.

Гостевой этикет. Правила
для гостей.

1

24.01.

20. 21.

Правила
хозяев.

для

2

31.01.
07.02.

22.

Правила
магазине.

в

1

14.02.

23.

Поведение на улице.

1

21.02.

поведения

поведения

Решение
тестов,
кроссвордов.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.

опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
с
последующей
проверкой, фронтальная
работа.
Беседа на заданную тему. Индивидуальная работа
Решение
теста
по с
последующей
пройденному материалу. проверкой, фронтальная
работа.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный

24.

Правила поведения во время
игры.

1

28.02.

25.

Повторение.

1

07.03.

26.

Проверочная работа.

1

14.03.

27-31

4 четверть.

8

27.

Дружба
–
чувство,
присущее человеку.

2

04.04.23.05.
04.04.
11.04.

28.

Значение дружбы в жизни
человека.

1

18.04.

29.

Типы
отношений.

1

25.04.

30.

Проверочная работа.

1

16.05.

дружеских

Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Повторение пройденного
материала.
Решение
тестов,
кроссвордов.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.

опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
с
последующей
проверкой, фронтальная
работа.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
с
последующей
проверкой, фронтальная
работа.

31.

Конфликт с родителями.

1

23.05.

Беседа на заданную тему. Дифференцированный
Просмотр презентации, опрос, работа в парах,
работа
в
тетради, индивидуальная работа.
инсценировка ситуации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».