Пояснительная записка
Учебный предмет «Этика» относится к предметной области
«Человек и общество».
Предмет рассчитан на 34 учебные недели в год (1
час в неделю) и составляет 5, 6 классе – 31 час в год.
Цель учебного предмета "Этика" состоит в формировании у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения.
Задачи:
-формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои
поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические
представления и понятия.
-усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил.
-формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать.
-коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер
обучающегося.
Содержание учебного предмета "Этика"
1. Введение. Что такое "Этика". Роль этических норм и правил в жизни
человека.
Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое
время (обзорно, на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
2. Основные понятия этики. Честность. Что значит быть честным. Честность
и ложь.
"Ложь во спасение". Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда
не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку,
чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро,
как проявляется зло.
Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его
характер, отношение к нему
других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит
быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности
(тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в
повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных
ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного
опыта: "чистая совесть", "совесть замучила", "ни стыда, ни совести".
3. Этика родительских отношений.
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль
обучающегося в семье.
Семейные связи: материальные, духовные, дружеские (общность
взглядов, привычек, традиций).
Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные
функции членов семьи.
Значение
родителей
(законных
представителей)
в
жизни
обучающегося.
Стили
внутрисемейных
отношений.
Стили
взаимоотношений
родителей (законных представителей) с обучающегося: авторитарный,
демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров,
иллюстрирующих разные стили отношений, высказывание оценочных
суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер
обучающегося, его привычки, дальнейшую жизнь.
Обучающиеся и родители (законные представители). Ребенок в
жизни семьи. Конфликты с родителями (законными представителями).
Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких,
внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.
4. Этика межличностных отношений.
Дружба. Дружба - чувство, присущее человеку. Как возникает
дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и
отношений в коллективе.
Согласие
интересов,
убеждений,
взаимоуважение,
доверие
и
преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы
дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружбакомпанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их
возникновения, способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей. Этика взаимоотношений
юноши и девушки.
5. Этика производственных (деловых) отношений.
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения
делового
разговора
с
руководителем:
особенности
вербального
и
невербального общения.
Деловой стиль одежды.
Уровни достижения предметных результатов
Минимальный уровень:
-представления о некоторых этических нормах;
-высказывание отношения к поступкам героев литературных произведений
(кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;
-признание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь
свою точку зрения.
Достаточный уровень:
-аргументированная оценка поступков героев литературных произведений
(кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;
-понимание
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
-ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей
позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики
взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Федеральная
программа
адаптированная
обучающихся
(интеллектуальными
основная
с
общеобразовательная
умственной
нарушениями),
отсталостью
утвержденная
приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
2. Адаптированная
образования
основная
обучающихся
общеобразовательная
5-9
классов
с
лѐгкой
программа
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская
школа-интернат»
на
2024-2025
учебный
год,
утверждѐнная приказом директора от 27.08.2024 г. № 1765.
Справочная литература:
1. «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся)
под редакцией Филина Ф. П. – М.: «Просвещение», 2019 г.
Дополнительная литература:
1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Этикет» (Развитие коммуникативных
способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2018г. – С. 158.
2.
Богуславская
Н.Е.,
Купина
Н.А.
«Весѐлый
этикет»
(Развитие
коммуникативных способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД,
2018г. – С. 87.
3. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. «Сто великих писателей». – М.: «Вече»,
2016. – С. 114.
4. Николаева С. О «Занятия по культуре поведения». – М.: ВЛАДОС, 2016. –
С. 94.
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодѐжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
основным
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждѐнный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
6.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
7.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодѐжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
9.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
5-9
классов
с
лѐгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год, утверждѐнная приказом
директора от 27.08.2024 г. № 1765.
10.Учебный план для обучающихся 5-9 классов с лѐгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
11.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2024-2025 учебный год, утверждѐнный приказом директора от 27.08.2024 г.
№ 1770.
8.
Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
1.Дидактический материал:
-карточки со словарными словами;
-карточки с алгоритмами правил;
-карточки для обратной связи;
-карточки с индивидуальными заданиями по работе;
-раздаточный материал для работы над связной речью;
-карточки для логопедической зарядки;
-карточки с кроссвордами;
- коррекционные упражнения;
- задания и упражнения на развитие высших психических функций;
-иллюстрации.
2. Технические средства обучения:
-ноутбук;
-интерактивная доска;
-проектор.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Этика
5
Кедровских Елена Васильевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
№
п/п
1-8.
Всего – 34
В неделю –1
30
4
Раздел, тема
Кол-во
часов
8
1 четверть.
Дата
I.
Введение.
7
1.
Этика. Понятие об этике.
1
03.09.22.10.
03.09.22.10.
03.09.
2.
Этика и этикет.
1
10.09.
3.
4.
Этика
отношений
окружающим.
1
17.09.
24.09.
5.
Познай самого себя.
1
01.10.
к
Виды деятельности
Формы деятельности
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Примечание
6.
Точность,
аккуратность.
7.
обязанность,
1
08.10.
Проверочная работа.
1
15.10.
8.
Особенности
отношения
«Учитель – ученик».
1
22.10.
09-16
2 четверть.
8
09-16 Культура общения.
3
05.11.24.12.
05.11.24.12.
05.11.
12.11.
9.
10.
Речевой этикет.
2
11.
Я в общении.
1
19.11.
12.
Я и окружающие.
1
26.11.
13-16 Самовоспитание
9
Самопознание.
Самовоспитание.
2
02.12.26.05.
03.12.
10.12.
13.
14.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Повторение пройденного
материала.
Решение
тестов,
кроссвордов.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему. Дифференцированный опрос,
Просмотр презентации, работа
в
парах,
работа
в
тетради, индивидуальная работа.
15.
Проверочная работа.
1
17.12.
16.
Повторение
раздела
«Культура общения».
1
24.12.
17-26
3 четверть.
10
14.01.18.03.
14.01.
21.01.
17.
18.
Товарищество и дружба.
2
19.
Представление о добре и зле.
1
28.01.
20.
Представление о невеже и
невежде.
1
04.02.
21.
Представление о мужестве и
трусости.
1
11.02.
22.
Представление о щедрости и
скупости.
1
18.02.
23.
Доброжелательность
зависть.
1
25.02.
и
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей
проверкой,
фронтальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
24.
Правда и ложь.
1
04.03.
25.
Проверочная работа.
1
11.03.
26.
Повторение
«Самовоспитание».
1
18.03.
раздела
27-34
4 четверть.
8
27.
Конфликты в отношениях с
людьми.
1
01.04.20.05.
01.04.
28.
Отношение к природе как
нравственная проблема.
1
08.04.
29.
Умей быть благодарным.
1
15.04.
30.
Завтрашний
характер
сегодняшнем поступке.
в
1
22.04.
31.
32.
Внешняя
и
внутренняя
воспитанность человека.
2
29.04.
06.05.
33.
Проверочная работа.
1
13.05.
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа в тетради.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей
проверкой,
фронтальная работа.
Индивидуальная работа с
последующей
проверкой,
фронтальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная
работа
с
34.
Влияние поступков человека
на его характер.
1
20.05.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
Беседа на заданную тему.
инсценировка ситуации.
последующей
проверкой,
фронтальная работа.
Дифференцированный опрос,
работа
в
парах,
индивидуальная работа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Этика
6
Кедровских Елена Васильевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
Всего –31
В неделю –1
27
4
№ п/п
Раздел, тема
Кол-во
часов
8
1-8.
1 четверть.
1.
Вводный урок. Что такое
этикет?
1
2.
3.
Что такое вежливость?
2
13.09.
20.09.
4.
Правила приветствия.
1
27.09.
5.
Правила
знакомства
представления.
1
04.10.
6.
Просьба и приказ.
1
11.10.
и
Дата
06.09.25.10.
06.09.
Виды деятельности
Формы деятельности
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
Примечание
7.
Проверочная работа.
1
18.10.
8.
Обобщение по разделу.
1
25.10.
8
9-16.
2 четверть.
9.
Комплименты.
1
13.11.27.12.
08.11.
10.
Лестные и льстивые слова.
1
15.11.
11.
Поздравление и пожелание.
1
22.11.
12.
Столовый этикет. Столовое
белье. Виды салфеток.
1
29.11.
13.
Искусство
салфеток.
1
06.12.
14.
Повторение.
1
13.12.
складывания
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Повторение пройденного
материала.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
с
последующей
проверкой, фронтальная
работа.
Беседа на заданную тему. Индивидуальная работа
Решение
теста
по с
последующей
пройденному материалу. проверкой.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный
15.
Проверочная работа.
1
20.12.
16.
Обобщение по разделу.
1
27.12.
17-26
3 четверть.
10
17.
Оформление
чайного
(кофейного) стола.
1
15.01.18.03.
10.01.
18.
Общие правила столового
этикета.
1
17.01.
19.
Гостевой этикет. Правила
для гостей.
1
24.01.
20. 21.
Правила
хозяев.
для
2
31.01.
07.02.
22.
Правила
магазине.
в
1
14.02.
23.
Поведение на улице.
1
21.02.
поведения
поведения
Решение
тестов,
кроссвордов.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
с
последующей
проверкой, фронтальная
работа.
Беседа на заданную тему. Индивидуальная работа
Решение
теста
по с
последующей
пройденному материалу. проверкой, фронтальная
работа.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
24.
Правила поведения во время
игры.
1
28.02.
25.
Повторение.
1
07.03.
26.
Проверочная работа.
1
14.03.
27-31
4 четверть.
8
27.
Дружба
–
чувство,
присущее человеку.
2
04.04.23.05.
04.04.
11.04.
28.
Значение дружбы в жизни
человека.
1
18.04.
29.
Типы
отношений.
1
25.04.
30.
Проверочная работа.
1
16.05.
дружеских
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Повторение пройденного
материала.
Решение
тестов,
кроссвордов.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в
тетради,
инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему.
Решение
теста
по
пройденному материалу.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
с
последующей
проверкой, фронтальная
работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
с
последующей
проверкой, фронтальная
работа.
31.
Конфликт с родителями.
1
23.05.
Беседа на заданную тему. Дифференцированный
Просмотр презентации, опрос, работа в парах,
работа
в
тетради, индивидуальная работа.
инсценировка ситуации.