Математика 2 кл

1. Пояснительная записка
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование

доступных

умственно

обучающимся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений,

необходимых

для

решения

учебно-познавательных,

учебно-

практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости,

трудолюбия,

самостоятельности,

терпеливости,

любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
2. Содержание учебного предмета Математика:
2.1. Пропедевтика.
Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами:
цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме,
остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов.
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой,
маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной,
одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный,
короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый,
тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще,

тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине);
равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше,
толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче,
равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести
(равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по
тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих:
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много,
мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного,
несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления
взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше,
меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние,
недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.
Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и
после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Положение

предметов

в

пространстве,

на

плоскости

относительно

обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева,
правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе,

рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине
(центре), верхний, нижний, правый, левый край листа, то же для сторон:
верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний
правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра,
вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно,
быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
2.2. Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100.
Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение
и упорядочение чисел, знаки сравнения.
2.3. Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их
измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час,
сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
2.4. Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление
неотрицательных целых чисел.

Названия

компонентов арифметических

действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления.
Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических
действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы

письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки
правильности вычислений.
2.5. Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел
на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи,
содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше на (в)...". Задачи на расчет
стоимости

(цена,

количество,

общая

стоимость

товара).

Составные

арифметические задачи, решаемые в два действия.
2.6. Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник,

прямоугольник,

квадрат,

окружность,

круг.

Замкнутые

и

незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая,
незамкнутая.

Граница

многоугольника

-

замкнутая

ломаная

линия.

Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение
отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение,
точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние:
куб, шар.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Математика:
3.1 Минимальный уровень:

знание числового ряда 1 - 100 в прямом порядке; откладывание любых
чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа,
полученного при измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение,

составление,

иллюстрирование

изученных

простых

арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью
педагогического работника);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых,
кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание

названий

прямоугольника

элементов

(квадрата)

с

четырехугольников;

помощью

чертежного

вычерчивание

треугольника

нелинованной бумаге (с помощью педагогического работника);

на

различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных
радиусов.
3.2. Достаточный уровень:
знание числового ряда 1 - 100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми
группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного
материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различение двух
видов деления на уровне практических действий, знание способов чтения и
записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел,
полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких
мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года, умение
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, знание
количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин.;

решение,

составление,

иллюстрирование

всех

изученных

простых

арифметических задач;
краткая

запись,

моделирование

содержания,

решение

составных

арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения
двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение
точки пересечения;
знание

названий

прямоугольника

элементов

(квадрата)

с

четырехугольников,

помощью

чертежного

вычерчивание

треугольника

на

нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и
круга.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2024-2025 учебный год. Приказ № 1765 от 27. 08.2024 года.
Учебник:
Алышева Т. В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. В 2 ч. / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь:
Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для

общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020. - 104 с.
Дополнительная литература:
Алышева Т. В. Математика. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основную
общеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2016. – 254 с.
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.

7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8.
программа

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
образования

обучающихся

(интеллектуальными нарушениями),

с

умственной

отсталостью

утверждена приказом Министерства

просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2024-2025 учебный год. Приказ № 1765 от 27. 08.2024 года.
10.

Устав

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
-

наборы счетных палочек;

-

раздаточный

дидактический материал (муляжи предметов,

игрушки,природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические
фигуры и тела);
-

набор предметных картинок;

-

наборное полотно;

индивидуальные оцифрованные ученические линейки.
Технические средства обучения: классная доска, ноутбук, телевизор.
Интернет
http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/

ресурсы:

http://nsportal.ru/,http://infourok.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс

Математика
2 класс
Гришина Наталья Юрьевна

Ф.И.О. учителя
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п

Название
темы/раздела

Всего- 136 ч.
132 ч.
4 ч.
Коли
чество
часов

Дата

Разделы
программы

Содержание
темы/раздела

В неделю – 4 ч.

Виды деятельности обучающихся на
уроке

1 четверть (32 часа)
1.
2.

Нумерация чисел 1-10
(повторение).

11

02.09. Нумерация
03.09.

Числовой ряд в пределах
10.
Счет в пределах 10.
Соотношение
количества,
числительного и цифры.
Определение
следующего числа,
предыдущего числа по
отношению к данному
числу с опорой на
числовой ряд и без
опоры на числовой ряд.

Воспроизводить последовательность чисел
в пределах 10 в прямом и обратном
порядке, в заданных пределах.
Осуществлять счет предметов в пределах
10.
Соотносить количество предметов с
числительным и цифрой.
Определять место каждого числа от 1до10 в
числовом ряду.
Получать следующее и предыдущее число
на основе арифметических действий
(прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из
числа).

3.
4.

04.09.
05.09.

Арифметические
действия

5.

09.09.

Единицы
измерения и их
соотношения

Получение следующего
числа путем
присчитывания
(прибавления) 1 к числу.
Получение предыдущего
числа путем
отсчитывания
(вычитания) 1 от числа.
Состав чисел в пределах
10.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 10.
Составление и решение
примеров на сложение и
вычитание с опорой на
схематическое
изображение состава
чисел в пределах 10.
Нахождение значения
числового выражения без
скобок в два
арифметических действия
(сложение, вычитание).
Набор из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5
р. заданной суммы (в
пределах 10 р.).

Раскладывать числа 2-10 на 2 части (на 2
числа) с опорой на наглядный материал и
без наглядности.
Применять знание состава чисел в пределах
10 в конкретной жизненной ситуации
(разложить определенное количество
предметов (2-10) в две емкости различными
способами, например, 5 кусков сахара в 2
чашки).
Выполнять сложение и вычитание в
пределах 10, в том числе с опорой на знание
состава чисел.
Моделировать арифметические действия
(сложение и вычитание) с помощью
дидактического материала и предметов
окружающей действительности.
Находить значение числового выражения
без скобок в два действия (сложение,
вычитание).

Набирать с помощью монет достоинством 1
р., 2 р., 5 р. заданную сумму в пределах 10 р

6.

10.09.

Арифметические
задачи

7.
8.

11.09.
12.09.

Геометрический
материал

16.09.

Нумерация

9.

Сравнение чисел.

2

Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение суммы,
разности (остатка) в
пределах 10; ответ задачи
в форме устного
высказывания.
Составление и решение
арифметических задач по
предложенному сюжету,
готовому решению,
краткой записи с
использованием
иллюстраций.
Линии: прямая, кривая,
отрезок; их
распознавание,
называние,
дифференциация.
Построение прямой
линии через одну, две
точки. Измерение длины
отрезков.
Сравнение чисел в
пределах 10 с
использованием знаков
равенства (=) и
сравнения (>, <) с опорой
на установление взаимно
однозначного соответст-

Решать простые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности, в том числе
на основе моделирования их решения с
помощью дидактического материала или
предметов окружающей действительности.
Оформлять запись решения задачи новым
способом, используя при записи чисел
сокращенные наименования предметов.
Формулировать (устно) ответ задачи.
Составлять арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций.
Узнавать, называть, различать линии:
прямую, кривую, отрезок.
Чертить прямую линию через одну, две
точки с применением линейки.
Измерять длину отрезка; записывать число,
полученное при измерении длины.
Чертить отрезок заданной длины.

Выполнять сравнение предметных
совокупностей на основе установления
взаимно однозначного соответствия их
элементов.
Выполнять сравнение чисел с
использованием знаков равенства и
сравнения («=», «>», «<»).

10.

11.

Сравнение отрезков
по длине.

1

17.09.

Арифметические
задачи

18.09.

Геометрический
материал

вия предметных
совокупностей или их
частей.
Установление отношения
«равно» («столько же») с
помощью знака
равенства (3 = 3).
Установление
отношений «больше»,
«меньше» с помощью
знака сравнения (3 > 2; 1
< 5).
Составление и решение
арифметических задач на
нахождение суммы и
разности (остатка) по
предложенному сюжету,
готовому решению.
Сравнение отрезков по
длине (такой же длины,
одинаковые по длине,
длиннее, короче).
Сравнение чисел,
полученных при
измерении длины
отрезков: установление
отношения «равно» (8 см
= 8 см); установление
отношений «больше» (5
см > 2 см), «меньше» (7

Сравнивать различное количество
предметов окружающей действительности
между собой (например, количество
стульев и столов); с 1 десятком таких же
предметов (например, 8 карандашей и 1
десяток карандашей).

Составлять арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому
решению, в котором при записи чисел
использованы сокращенные наименования
предметов.
Сравнивать отрезки по длине на основе
выполненных измерений и на глаз.
Осуществлять самоконтроль: проверить с
помощью измерений правильность
выполненного сравнения длины отрезков на
глаз.
Чертить отрезки заданной длины и
записывать число, обозначающее длину
данного отрезка.
Использовать при сравнении чисел,
полученных при измерении длины, знаков
равенства и сравнения («=», «>», «<»).

см < 9 см).
Построение отрезка,
равного по длине
данному отрезку (такой
же длины).
12.
13.

Второй десяток
Нумерация чисел
второго десятка:
числа 11-13

2

19.09.
23.09.

Нумерация

Числа 11-13:
образование, название,
запись, десятичный
состав, место в числовом
ряду.
Откладывание
(моделирование)
чисел11-13 с
использованием
счетного материала, их
иллюстрирование на
основе десятичного
состава.
Числовой ряд в пределах
13 в прямой и обратной
последовательности.
Получение следующего
числа путем
присчитывания 1 к
числу; получение
предыдущего числа
путем отсчитывания 1 от
числа.
Счет предметов и

Образовывать числа 11-13 из одного
десятка и нескольких единиц.
Моделировать образование чисел 11-13 на
основе их десятичного состава с помощью
различного дидактического материала,
предметов окружающей действительности,
графических работ в тетради (например,
число 12 – это одна полоска из 10 клеток
тетради и еще 2 отдельные клетки тетради).
Читать и записывать числа 11-13.
Воспроизводить последовательность чисел
в пределах 13 в прямом и обратном
порядке, в заданных пределах (например, от
10 до 13).
Определять место каждого числа 11-13 в
числовом ряду.
Получать следующее и предыдущее число в
пределах 13 на основе арифметических
действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1
из числа).
Осуществлять счет предметов в пределах
13.
Соотносить количество предметов в
пределах 13 с соответствующим

Арифметические
задачи

Единицы
измерения и их
соотношения
Геометрический
материал

отвлеченный счет в
пределах 13 (счет по 1).
Счет в заданных
пределах.
Сравнение чисел в
пределах 13.
Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение суммы,
разности (остатка) в
пределах 13.
Набор из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5
р., 10 р. заданной суммы
(в пределах 13 р.).
Измерение длины
отрезков; сравнение
чисел, полученных при
измерении длины
отрезков; построение
отрезков, равных по
длине данному (в
пределах 13 см).

числительным и записью числа.
Сравнивать числа второго десятка в
пределах 13 с применением знаков равенства
и сравнения («=», «>», «<»).

Решать простые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности в пределах
13.
Составлять арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому
решению с числами в пределах 13.
Набирать с помощью монет достоинством 1
р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в
пределах 13 р. различными способами.
Измерять длину отрезков и чертить отрезки
заданной длины в пределах 13 см.
Сравнивать числа, полученные при
измерении длины в сантиметрах (в
пределах 13 см).

14.
15.
16.

Нумерация чисел
второго десятка:
числа 14-16

3

24.09.
25.09.
26.09.

Нумерация
Арифметические
действия

Числа 14-16:
образование, название,
запись, десятичный
состав, место в числовом
ряду.
Откладывание
(моделирование) чисел
14-16 с использованием
счетного материала, их
иллюстрирование на
основе десятичного
состава.
Числовой ряд в пределах
16 в прямой и обратной
последовательности.
Получение следующего,
предыдущего чисел.
Счет предметов и
отвлеченный счет в
пределах 16 (счет по 1,
равными числовыми
группами по 2). Счет в
заданных пределах.
Сравнение чисел в
пределах 16.

Моделировать образование чисел 14-16 на
основе их десятичного состава с помощью
различного дидактического материала,
предметов окружающей действительности,
графических работ в тетради.
Читать и записывать числа 14-16.
Воспроизводить последовательность чисел
в пределах 16 в прямом и обратном
порядке, в заданных пределах.
Определять место каждого числа 14-16 в
числовом ряду.
Получать следующее и предыдущее число в
пределах 16 на основе арифметических
действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1
из числа).
Осуществлять счет предметов в пределах
16, присчитывая по 1; присчитывая к 10 по
2, по 3.
Соотносить количество предметов в
пределах 16 с соответствующим
числительным и записью числа.
Сравнивать числа второго десятка в
пределах 16 с применением знаков
равенства и сравнения («=», «>», «<»).
Решать простые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности в пределах
16.

Арифметические
задачи

Единицы
измерения и их
соотношения
Геометрический
материал

17.
18.

Нумерация чисел
второго десятка:
числа 17-19

2

30.09.
01.10.

Нумерация

Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение суммы,
разности (остатка) в
пределах 16.
Набор из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5
р., 10 р. заданной суммы
(в пределах 16 р.).
Измерение длины
отрезков; сравнение
чисел, полученных при
измерении длины
отрезков; построение
отрезков, равных по
длине данному (в
пределах 16 см).
Числа 17-19:
образование, название,
запись, десятичный
состав, место в числовом
ряду.
Откладывание
(моделирование) чисел
17-19 с использованием
счетного материала, их
иллюстрирование на
основе десятичного
состава.

Составлять арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому
решению с числами в пределах 16.

Набирать с помощью монет достоинством 1
р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в
пределах 16 р. различными способами.
Измерять длину отрезков и чертить отрезки
заданной длины в пределах 16 см.
Сравнивать числа, полученные при
измерении длины (в пределах 16 см).

Моделировать образование чисел 17-19 на
основе их десятичного состава с помощью
различного дидактического материала,
предметов окружающей действительности,
графических работ в тетради.
Читать и записывать числа 17-19.
Воспроизводить последовательность чисел
в пределах 19 в прямом и обратном
порядке, в заданных пределах.
Определять место каждого числа 17-19 в
числовом ряду.
Получать следующее и предыдущее число в

Арифметические
действия

Числовой ряд в пределах
19 в прямой и обратной
последовательности.
Получение следующего,
предыдущего чисел.
Счет предметов и
отвлеченный счет в
пределах 19 (счет по 1,
равными числовыми
группами по 2, 3). Счет в
заданных пределах.
Сравнение чисел в
пределах 19.
Сложение в пределах 19
на основе десятичного
состава
чисел
с
практическим
применением
при
вычислениях
переместительного
свойства сложения (10 +
8; 8 + 10); сложение и
вычитание на основе
присчитывания,
отсчитывания единицы
(18 + 1; 1 + 18; 19 - 1).
Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении стоимости (в
пределах 19 р.).

пределах 19 на основе арифметических
действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1
из числа).
Осуществлять счет предметов в пределах
19.
Соотносить количество предметов в
пределах 19 с соответствующим
числительным и записью числа.
Сравнивать числа второго десятка в
пределах 19 с применением знаков
равенства и сравнения («=», «>», «<»).

Выполнять сложение в пределах 19 на
основе десятичного состава чисел (10 + 9);
сложение
и вычитание на основе
присчитывания и отсчитывания единицы
(17 + 1; 18 – 1).
Моделировать
случаи
сложения
и
вычитания в пределах 19 на дидактическом
материале,
предметах
окружающей
действительности.
Выполнять сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении стоимости (в
пределах 19 р.).
Находить значение числового выражения в
два арифметических действия на
последовательное присчитывание
(отсчитывание) по 1 в пределах 19.

19.
20.
21.

Нумерация чисел
второго десятка:
числа 14-16

3

02.10.
03.10.
07.10.

Нумерация
Арифметические
действия

Числа 14-16:
образование, название,
запись, десятичный
состав, место в числовом
ряду.
Откладывание
(моделирование) чисел
14-16 с использованием
счетного материала, их
иллюстрирование на
основе десятичного
состава.
Числовой ряд в пределах
16 в прямой и обратной
последовательности.
Получение следующего,
предыдущего чисел.
Счет предметов и
отвлеченный счет в
пределах 16 (счет по 1,
равными числовыми
группами по 2). Счет в
заданных пределах.
Сравнение чисел в
пределах 16.
Решение
текстовых
арифметических
задач на
нахождение

Моделировать образование чисел 14-16 на
основе их десятичного состава с помощью
различного дидактического материала,
предметов окружающей действительности,
графических работ в тетради.
Читать и записывать числа 14-16.
Воспроизводить последовательность чисел
в пределах 16 в прямом и обратном
порядке, в заданных пределах.
Определять место каждого числа 14-16 в
числовом ряду.
Получать следующее и предыдущее число в
пределах 16 на основе арифметических
действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1
из числа).
Осуществлять счет предметов в пределах
16, присчитывая по 1; присчитывая к 10 по
2, по 3.
Соотносить количество предметов в
пределах 16 с соответствующим
числительным и записью числа.
Сравнивать числа второго десятка в
пределах 16 с применением знаков
равенства и сравнения («=», «>», «<»).
Решать простые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности в пределах
16.
Составлять арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому
решению с числами в пределах 16.

суммы, разности
(остатка) в
пределах 16.
Арифметические
задачи
Единицы
измерения и их
соотношения
Геометрический
материал

22.
23.

Нумерация чисел
второго десятка:
числа 17-19

2

08.10.
09.10.

Нумерация

Набор из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5
р., 10 р. заданной суммы
(в пределах 16 р.).
Измерение длины
отрезков; сравнение
чисел, полученных при
измерении длины
отрезков; построение
отрезков, равных по
длине данному (в
пределах 16 см).
Числа 17-19:
образование, название,
запись, десятичный
состав, место в числовом
ряду.
Откладывание
(моделирование) чисел
17-19 с использованием
счетного материала, их
иллюстрирование на
основе десятичного
состава.

Набирать с помощью монет достоинством 1
р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в
пределах 16 р. различными способами.
Измерять длину отрезков и чертить отрезки
заданной длины в пределах 16 см.
Сравнивать числа, полученные при
измерении длины (в пределах 16 см).

Моделировать образование чисел 17-19 на
основе их десятичного состава с помощью
различного дидактического материала,
предметов окружающей действительности,
графических работ в тетради.
Читать и записывать числа 17-19.
Воспроизводить последовательность чисел
в пределах 19 в прямом и обратном
порядке, в заданных пределах.
Определять место каждого числа 17-19 в
числовом ряду.
Получать следующее и предыдущее число в

Арифметические
действия

Числовой ряд в пределах
19 в прямой и обратной
последовательности.
Получение следующего,
предыдущего чисел.
Счет предметов и
отвлеченный счет в
пределах 19 (счет по 1,
равными числовыми
группами по 2, 3). Счет в
заданных пределах.
Сравнение чисел в
пределах 19.
Сложение в пределах 19
на основе десятичного
состава
чисел
с
практическим
применением
при
вычислениях
переместительного
свойства сложения (10 +
8; 8 + 10); сложение и
вычитание на основе
присчитывания,
отсчитывания единицы
(18 + 1; 1 + 18; 19 - 1).
Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении стоимости (в
пределах 19 р.).

пределах 19 на основе арифметических
действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1
из числа).
Осуществлять счет предметов в пределах
19.
Соотносить количество предметов в
пределах 19 с соответствующим
числительным и записью числа.
Сравнивать числа второго десятка в
пределах 19 с применением знаков
равенства и сравнения («=», «>», «<»).

Выполнять сложение в пределах 19 на
основе десятичного состава чисел (10 + 9);
сложение
и вычитание на основе
присчитывания и отсчитывания единицы
(17 + 1; 18 – 1).
Моделировать
случаи
сложения
и
вычитания в пределах 19 на дидактическом
материале,
предметах
окружающей
действительности.
Выполнять сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении стоимости (в
пределах 19 р.).
Находить значение числового выражения в
два арифметических действия на
последовательное присчитывание
(отсчитывание) по 1 в пределах 19.

Арифметические
задачи

Единицы
измерения и их
соотношения
Геометрический
материал

22.
23.

Нумерация чисел
второго десятка:
число 20

2

10.10.
14.10.

Нумерация

Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении стоимости (в
пределах 19 р.).
Решение текстовых
арифметических задач на
нахождение суммы,
разности (остатка) в
пределах 19, в том числе
с числами, полученными
при измерении
стоимости.
Набор из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5
р., 10 р. заданной суммы
(в пределах 19 р.).
Измерение длины
отрезков; сравнение
чисел, полученных при
измерении длины
отрезков; построение
отрезков, длиннее
(короче) данного отрезка
(в пределах 19 см).
Число 20: образование,
название, запись,
десятичный состав, место
в числовом ряду.
Откладывание

Решать простые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности в пределах
19.
Сопоставлять простые арифметические
задачи разного вида с похожим сюжетом,
анализировать их условие, подбирать на
основе этого соответствующий способ
решения.
Набирать с помощью монет достоинством 1
р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в
пределах 19 р. различными способами.
Измерять длину отрезков и чертить отрезки
заданной длины в пределах 19 см.
Сравнивать числа, полученные при
измерении длины (в пределах 19 см).
Применять навыки сравнения чисел при
планировании построения отрезка, который
должен быть длиннее (короче) данного
отрезка.
Моделировать образование числа 20 на
основе десятичного состава с помощью
различного дидактического материала,
предметов окружающей действительности,
графических работ в тетради.

Арифметические
действия

(моделирование) числа
20 с использованием
счетного материала, его
иллюстрирование на
основе десятичного
состава.
Числовой ряд в пределах
20 в прямой и обратной
последовательности.
Получение следующего,
предыдущего чисел.
Счет предметов и
отвлеченный счет в
пределах 20 (счет по 1,
по 2; равными
числовыми группами,
присчитывая к 10 по 2,
3). Счет в заданных
пределах.
Сравнение чисел в
пределах 20.
Однозначные,
двузначные числа.
Сложение и вычитание в
пределах 20 на основе
десятичного
состава
чисел (10 + 10); сложение
и вычитание на основе
присчитывания,
отсчитывания единицы

Читать и записывать число 20.
Воспроизводить последовательность чисел
в пределах 20 в прямом и обратном
порядке, в заданных пределах.
Определять место числа 20 в числовом
ряду.
Получать следующее и предыдущее число в
пределах 20 на основе арифметических
действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1
из числа).
Осуществлять счет предметов в пределах
20, присчитывая по 1, по 2; присчитывая к
10 по 2; присчитывая к 10 по 3.
Соотносить количество предметов в
пределах 20 с соответствующим
числительным и записью числа.
Сравнивать числа второго десятка в
пределах 20 с применением знаков
равенства и сравнения («=», «>», «<»).
Различать однозначные, двузначные числа.
Сопоставлять однозначные и двузначные
числа, выявлять их сходство и различие.
Выполнять сложение в пределах 20 (10 +
10; 19 + 1; 20 – 1); моделировать данные
случаи сложения и вычитания на
дидактическом
материале,
предметах
окружающей действительности.
Составлять взаимосвязанные примеры на
сложение и вычитание с числами в

(19 + 1; 1 + 19; 20 - 1).
Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении стоимости (в
пределах 20 р.).

Арифметические
задачи

Единицы
измерения и их
соотношения
Геометрический
материал

Решение
текстовых
арифметических задач на
нахождение
суммы,
разности (остатка) в
пределах 20.
Составление и решение
арифметических задач по
предложенному сюжету,
готовому
решению,
краткой
записи
с
использованием
иллюстраций.
Набор из монет
достоинством 1 р., 2 р., 5
р., 10 р. заданной суммы
(в пределах 20 р.).
Измерение длины
отрезков; сравнение
чисел, полученных при
измерении длины
отрезков; построение
отрезков, длиннее

пределах 20 (10 + 5; 5 + 10; 15 – 5; 15 – 10).
Выполнять сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении стоимости (в
пределах 20 р.).
Находить значение числового выражения в
два арифметических действия на
последовательное присчитывание
(отсчитывание) по 1 в пределах 20.
Решать простые арифметические задачи на
нахождение суммы и разности в пределах
20.
Составлять арифметические задачи по
предложенному сюжету, готовому
решению с числами в пределах 20.

Набирать с помощью монет достоинством 1
р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в
пределах 20 р. различными способами.
Измерять длину отрезков и чертить отрезки
заданной длины в пределах 20 см.
Сравнивать числа, полученные при
измерении длины (в пределах 20 см).

24.
25.

Мера длины дециметр

Единицы
измерения и их
соотношения

2

Геометрический
материал

26.

Повторение
пройденного
материала за первую

1

15.10.

(короче) данного отрезка
(в пределах 20 см).
Знакомство с мерой
длины – дециметром.
Запись: 1 дм.
Соотношение : 1 дм = 10
см.
Сравнение
длины
предметов с 1 дм.
Измерение
длины
предметов в дециметрах
(с помощью модели 1 дм
в качестве мерки).
Сравнение
чисел,
полученных
при
измерении
длины
в
сантиметрах, с 1 дм.

Обозначать дециметр с помощью
сокращенной записи (дм).
Называть меру длины по ее сокращенной
записи (1 дм).
Изготовление модели 1 дм.
Сравнивать длину предметов с моделью 1
дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше
(короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же
длины).
Измерять длину предметов окружающей
действительности в дециметрах (с
помощью модели 1 дм в качестве мерки).
Преобразовывать крупную меру (1 дм) в
более мелкие (10 см) и наоборот.
Сравнивать
числа,
полученные
при
измерении длины в сантиметрах, с 1 дм.
Сравнение
длины Сравнивать длину отрезка с 1 дм.
Измерять длину отрезка в дециметрах и
отрезка с 1 дм.
сантиметрах,
записывать
результаты
Измерение длины
измерений в виде числа с двумя единицами
отрезка в дециметрах и
измерения (1 дм 2 см).
сантиметрах, с записью
результатов измерений в
виде числа с двумя
единицами измерения (1
дм 2 см).
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

четверть.
27. Контрольная работа.
28. Работа над ошибками.

29.
30.

Увеличение числа на
несколько единиц

1
1

16.10.
17.10.

2

21.10.
22.10.

Арифметические
действия

Арифметические
задачи

Решение примеров и
задач по пройденным
темам. Самостоятельная
работа с учебником.
Увеличение на несколько
единиц
предметной
совокупности,
сравниваемой с данной, в
процессе
выполнения
предметно-практической
деятельности («столько
же, и еще …», «больше
на …»), с отражением
выполненных действий в
математической записи
(составлении числового
выражения).
Увеличение на несколько
единиц
данной
предметной
совокупности в процессе
выполнения предметнопрактической
деятельности
(«увеличить на …»).
Увеличение числа на
несколько единиц.
Знакомство с простой

Увеличивать предметную совокупность,
сравниваемую с данной, на несколько
единиц в процессе выполнения предметнопрактической деятельности («столько же, и
еще …», «больше на …»).
Увеличивать на несколько единиц данную
предметную совокупность в процессе
выполнения
предметно-практической
деятельности («увеличить на …»).
Отражать в математической записи
действия, выполненные в практическом
плане по увеличению количества предметов
на несколько единиц (составлять числовые
выражения).
Увеличивать число на несколько единиц на
основе выполнения сложения.

Составлять краткую запись задачи на

арифметической задачей
на увеличение числа на
несколько единиц (с
отношением «больше на
…») и способом ее
решения.

31. Уменьшение числа на
несколько единиц

1

23.10.

Арифметические
действия

Уменьшение
на
несколько
единиц
предметной
совокупности,
сравниваемой с данной, в
процессе
выполнения
предметно-практической
деятельности («столько
же, без …», «меньше на
…»),
с
отражением
выполненных действий в
математической записи
(составлении числового
выражения).
Уменьшение
на
несколько единиц данной
предметной
совокупности в процессе
выполнения предметно-

увеличение числа на несколько единиц (с
отношением «больше на …»).
Выполнять решение простых
арифметических задач на увеличение числа
на несколько единиц (с отношением
«больше на …») в практическом плане на
основе моделирования предметной
ситуации, описанной в условии задачи,
иллюстрирования содержания задачи.
Формулировать ответ задачи в форме
устного высказывания.
Уменьшать предметную совокупность,
сравниваемую с данной, на несколько
единиц в процессе выполнения предметнопрактической деятельности («столько же,
без …», «меньше на …»).
Уменьшать на несколько единиц данную
предметную совокупность в процессе
выполнения
предметно-практической
деятельности («уменьшить на …»).
Отражать в математической записи
действия, выполненные в практическом
плане по уменьшению количества
предметов на несколько единиц (составлять
числовые выражения).
Уменьшать число на несколько единиц на
основе выполнения вычитания.
Сопоставлять деятельность по увеличению,
уменьшению
на
несколько
единиц
предметной совокупности, числа.

Арифметические
задачи

Нумерация

32.

Луч

1

24.10.

Геометрический
материал

практической
деятельности
(«уменьшить на …»).
Уменьшение числа на
несколько единиц.
Знакомство с простой
арифметической задачей
на уменьшение числа на
несколько единиц (с
отношением «меньше на
…») и способом ее
решения.

Получение следующего
числа в пределах 20
путем увеличения
предыдущего числа на 1;
получение предыдущего
числа путем уменьшения
числа на 1.
Луч: распознавание,
называние.
Дифференциация луча с
другими линиями
(прямой, кривой,
отрезком).

Составлять краткую запись задачи на
уменьшение числа на несколько единиц.
Выполнять решение простых
арифметических задач на уменьшение
числа на несколько единиц (с отношением
«меньше на …») в практическом плане на
основе моделирования предметной
ситуации, описанной в условии задачи,
иллюстрирования содержания задачи.
Дифференцировать задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц,
различать их способы решения.
Получать следующее число в пределах 20
путем увеличения предыдущего числа на 1
устно и с записью в виде примера на
сложение.
Получать предыдущее число путем
уменьшения числа на 1 устно и с записью в
виде примера на вычитание.
Узнавать и называть новую линию – луч.
Дифференцировать луч с другими линиями
(прямой, кривой, отрезком).
Чертить луч с помощью линейки.
Чертить лучи из одной точки с помощью
линейки.

1.
2.
3.

Сложение
двузначного числа с
однозначным числом
(13 + 2)

3

05.11.
06.11.
07.11.

Построение луча с
помощью линейки.
Построение лучей из
одной точки.
2 четверть (32 часа)
Арифметические Сложение двузначного
действия
числа с однозначным
числом без перехода
через десяток (13 + 2).
Переместительное
свойство сложения, его
использование при
выполнении вычислений
(2 + 13).
Название компонентов и
результата сложения.
Нахождение значения
числового выражения без
скобок в два
арифметических
действия (сложение,
вычитание).
Арифметические
задачи

Составление и решение
задач на увеличение
числа на несколько
единиц по
предложенному сюжету,
готовому решению,
краткой записи с

Выполнять сложение двузначного числа с
однозначным без перехода через десяток
(13 + 2) с опорой на предметнопрактическую деятельность и без нее.
Применять при вычислениях
переместительное свойство сложения (2 +
13).
Понимать название компонентов и
результата сложения в речи учителя (уметь
показать или назвать по требованию
учителя первое слагаемое, второе слагаемое,
сумму); использовать названия компонентов
и результата сложения в собственной речи
(по возможности).
Находить значение числового выражения
без скобок в два арифметических действия
(сложение, вычитание) с числами в
пределах 20.
Составлять и решать простые
арифметические задачи на увеличение числа
на несколько единиц по предложенному
сюжету, готовому решению, краткой записи
с использованием иллюстраций.

4.
5.
6.

Вычитание
однозначного числа из
двузначного числа (15
– 2).

3

11.11.
12.11.
13.11.

Арифметические
действия

Арифметические
задачи

7.
8.

Получение суммы 20
(15 + 5).

2

14.11.
18.11.

Арифметические
действия

использованием
иллюстраций.
Вычитание однозначного
числа из двузначного
числа без перехода через
десяток (15 – 2).
Название компонентов и
результата вычитания.

Составление и решение
задач на уменьшение
числа на несколько
единиц по
предложенному сюжету,
готовому решению,
краткой записи с
использованием
иллюстраций.
Получение суммы 20 в
результате сложения
двузначного числа с
однозначным (15 + 5).

Выполнять вычитание однозначного числа
из двузначного без перехода через десяток
(15 - 2) с опорой на предметнопрактическую деятельность и без нее.
Понимать название компонентов и
результата вычитания в речи учителя
(уметь показать или назвать по требованию
учителя уменьшаемое, вычитаемое,
разность); использовать названия
компонентов и результата вычитания в
собственной речи (по возможности).
Находить значение числового выражения
без скобок в два арифметических действия
(сложение, вычитание) с числами в
пределах 20.
Составлять и решать простые
арифметические задачи на уменьшение
числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи с использованием
иллюстраций.

Получать сумму 20 при выполнении
сложения двузначного и однозначного
чисел (15 + 5; 5 + 15) с опорой на
предметно-практическую деятельность и

Сложение без перехода
через десяток чисел,
полученных при
измерении стоимости.

Единицы
измерения и их
соотношения

Сравнение чисел,
полученных при
измерении стоимости,
длины.

9.
10.

Вычитание
однозначного числа из
20 (20 – 5).

2

19.11.
20.11.

Арифметические
действия

Вычитание однозначного
числа из 20 (20 – 5).
Сложение и вычитание
без перехода через
десяток чисел,
полученных при
измерении стоимости.

11.
12.
13.
14.

Вычитание
двузначного числа из
двузначного числа (17
– 12; 20 – 12).

4

21.11.
25.11.
26.11.
27.11.

Арифметические
действия

Вычитание двузначного
числа из двузначного
числа (17 – 12).
Вычитание двузначного
числа из числа 20 (20 –
12).
Практические
упражнения, связанные с

без нее, с применением переместительного
свойства сложения.
Дополнять данное количество рублей до 20
р. в практическом плане (на основе
моделирования ситуации с монетами
достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.) и в виде
математической записи (составлении
примеров).
Сравнивать числа, полученные при
измерении стоимости (в пределах 20 р.),
длины (в пределах 20 см).

Вычитать однозначные числа из 20 (20 – 5)
с опорой на предметно-практическую
деятельность и без нее.
Выполнять сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении стоимости, на
основе практических действий по
увеличению или уменьшению данной
суммы на несколько рублей (в пределах 20
р.).
Выполнять вычитание двузначных чисел
(17 – 12, 20 - 12) с опорой на предметнопрактическую деятельность и без нее.
Составлять примеры на основе
переместительного свойства сложения,
взаимосвязи сложения и вычитания (3 + 16;
16 + 3; 19 – 3; 19 – 16), выполнять их
решение.

Арифметические
задачи

15.
16.

Сложение чисел с
числом 0.
Нуль как результат
вычитания

2

28.11.
02.12.

Арифметические
действия

Нумерация
17.

Угол

1

03.12.

Геометрический
материал

нахождением остатка
рублей после совершения
покупки (в пределах 20
р.), с записью
выполненных действий в
виде числового
выражения.
Составление и решение
простых арифметических
задач по схематическому
рисунку, готовому
решению, краткой
записи.
Нуль как компонент
сложения (3 + 0 = 3, 0 + 3
= 3).
Нуль как результат
вычитания двузначных
чисел в пределах 20 (15 –
15 = 0).
Сравнение двузначных
чисел с 0 (в пределах 20).
Угол: распознавание,
называние.
Элементы угла: вершина,
стороны.
Дифференциация угла с
другими
геометрическими

Применять полученные знания по
производству вычислительных операций в
жизненной ситуации, связанной с
нахождением остатка рублей после
совершения покупки (в пределах 20 р.).

Составлять и решать простые
арифметические задачи по схематическому
рисунку, готовому решению, краткой
записи.

Выполнять сложение, при котором одно из
слагаемых равно 0, в практическом плане и
по правилу.
Выполнять вычитание, при котором
разность равна 0, в практическом плане и
по правилу.
Сравнивать числа в пределах 20 с числом 0.
Узнавать и называть новую
геометрическую фигуру – угол.
Находить углы в предметах окружающей
среды.
Получать угол практическим путем в
результате перегибания листа бумаги.
Выделять элементы угла.

18.
19.

Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении стоимости
(в пределах 20 р.)

2

04.12.
05.12.

Арифметические
действия

Единицы
измерения и их
соотношения

Арифметические
задачи

фигурами
(треугольником,
прямоугольником,
квадратом).
Построение угла.
Сложение и вычитание
без перехода через
десяток чисел,
полученных при
измерении стоимости (в
пределах 20 р.).

Различение понятий
«монета», «рубль».
Замена монет более
мелкого достоинства
монетой более крупного
достоинства.
Размен монет.
Составление и решение
арифметических задач на
увеличение, уменьшение
на несколько единиц
числа, полученного при
измерении стоимости, с
использованием понятий
«дороже на …»,
«дешевле на …».
Решение задач на расчет

Дифференцировать угол от других
геометрических фигур.
Чертить угол с помощью линейки.
Находить общие признаки в углах
различного вида.
Выполнять сложение и вычитание без
перехода через десяток чисел, полученных
при измерении стоимости (в пределах 20
р.).
Составлять арифметические примеры на
основе жизненной ситуации, иллюстраций
для определения общего количества
рублей.
Различать понятия «монета», «рубль».
Осуществлять в практическом плане замену
нескольких монет более мелкого
достоинства монетой более крупного
достоинства.
Осуществлять в практическом плане размен
монет.
Составлять простые арифметические задачи
с числами, полученными при измерении
стоимости, по краткой записи,
схематическому рисунку.
Дополнять условие задач недостающими
числовыми данными.
Составлять и решать простые задач на
увеличение, уменьшение на несколько
единиц числа, полученного при измерении
стоимости, с использованием понятий

сдачи при покупке
товара.
20.
21.

Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении длины (в
пределах 20 см)

2

09.12.
10.12.

Арифметические
действия

Сложение и вычитание
без перехода через
десяток чисел,
полученных при
измерении длины (в
пределах 20 см).

Единицы
измерения и их
соотношения

Измерение длины
предметов окружающей
действительности.
Сравнение чисел,
полученных при
измерении длины.

Арифметические
задачи

Составление и решение
арифметических задач на
увеличение, уменьшение
на несколько единиц
числа, полученного при
измерении длины, с
использованием понятий
«длиннее на …», «короче
на …».

«дороже на …», «дешевле на …».
Выполнять решение простых задач на
расчет сдачи при покупке товара.
Выполнять сложение и вычитание без
перехода через десяток чисел, полученных
при измерении длины (в пределах 20 см).
Составлять арифметические примеры на
основе жизненных ситуаций, иллюстраций,
связанных с использованием понятий
«длиннее», «короче».
Измерять длину предметов окружающей
действительности (карандаш, ручка) с
помощью линейки.
Осуществлять самопроверку, применяя для
выяснения верности выполненных
измерений уже известный прием сравнения
предметов по длине приложением их друг к
другу (что длиннее? что короче?).
Сравнивать числа, полученные при
измерении длины.
Составлять простые арифметические задачи
с числами, полученными при измерении
длины, по краткой записи, схематическому
рисунку.
Дополнять условие задач недостающими
числовыми данными.
Составлять и решать арифметические
задачи на увеличение, уменьшение на
несколько единиц числа, полученного при
измерении длины, с использованием

22.

23.

Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении массы (в
пределах 20 кг)

Сложение и

1

2

11.12.

12.12.

Геометрический
материал

Увеличение, уменьшение
длины отрезка на
несколько сантиметров.

Арифметические
действия

Сложение и вычитание
без перехода через
десяток чисел,
полученных при
измерении массы (в
пределах 20 кг).

Единицы
измерения и их
соотношения

Сравнение чисел,
полученных при
измерении массы.

Арифметические
задачи

Составление и решение
арифметических задач на
увеличение, уменьшение
на несколько единиц
числа, полученного при
измерении массы, с
использованием понятий
«тяжелее на…», «легче
на …».

Арифметические

Сложение и вычитание

понятий «длиннее на …», «короче на …».
Увеличивать длину отрезка на несколько
сантиметров.
Строить отрезки, которые длиннее (короче)
данного отрезка.
Выполнять сложение и вычитание без
перехода через десяток чисел, полученных
при измерении массы (в пределах 20 кг).
Составлять арифметические примеры на
основе жизненных ситуаций, связанных с
использованием понятий «тяжелее»,
«легче».
Сравнивать числа, полученные при
измерении массы.
Определять предметы, которые по массе
равны 1 кг; тяжелее, чем 1 кг; легче, чем 1
кг (на основе действий с реальными
предметами).
Составлять простые арифметические задачи
с числами, полученными при измерении
массы, по краткой записи, схематическому
рисунку.
Дополнять условие задач недостающими
данными.
Составлять и решать арифметические
задачи на увеличение, уменьшение на
несколько единиц числа, полученного при
измерении массы, с использованием
понятий «тяжелее на …», «легче на …».
Выполнять сложение и вычитание без

24.

25.

26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.

вычитание чисел,
полученных при
измерении емкости (в
пределах 20 л)

16.12.

Повторение
пройденного
материала за вторую
четверть.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.

1

17.12.

1
1

18.12.
19.12.

Меры времени

5

23.12.
24.12.
25.12.
26.12.
27.12.

действия

без перехода через
десяток чисел,
полученных при
измерении емкости (в
пределах 20 л).

перехода через десяток чисел, полученных
при измерении емкости (в пределах 20 л).

Единицы
измерения и их
соотношения

Сравнение чисел,
полученных при
измерении емкости.

Сравнивать числа, полученные при
измерении емкости.
Дополнять количество воды в емкости до
указанного количества в практическом
плане, с составлением арифметических
примеров на основе выполненных
практических действий.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Арифметические
действия

Единицы
измерения и их

Решение примеров и
задач по пройденным
темам. Самостоятельная
работа с учебником.
Сложение и вычитание
без перехода через
десяток чисел,
полученных при
измерении времени.
Сравнение чисел,
полученных при

Выполнять сложение и вычитание без
перехода через десяток чисел, полученных
при измерении времени.

Сравнивать числа, полученные при
измерении времени.

соотношения

Арифметические
задачи

1.
2.

3.
4.

Сложение и
вычитание без
перехода через
десяток (все случаи)

6

09.01.
13.01.

Арифметические
действия

14.01.
15.01.

Нумерация

измерении времени.
Обозначать единицу времени – час- с
Знакомство с мерой
помощью сокращенной записи (ч).
времени – часом. Запись: Называть меру времени по ее сокращенной
1 ч.
записи (1 ч).
Прибор для измерения
Сравнивать продолжительность событий из
времени – часы.
жизни с 1 ч.
Циферблат часов,
Измерять время по часам с точностью до 1
минутная и часовая
ч.
стрелки.
Определять время жизненных событий
Измерение времени по
(начало события или его окончание) с
часам с точностью до 1 ч. помощью часов.
Составление и решение
Составлять и решать арифметические
арифметических задач на задачи на увеличение, уменьшение на
увеличение, уменьшение несколько единиц числа, полученного при
на несколько единиц
измерении времени, с использованием
числа, полученного при
понятий «раньше на …», «позже на …».
измерении времени, с
использованием понятий
«раньше на …», «позже
на …».
3 четверть (41 час)
Второй десяток (продолжение)
Сложение и вычитание
Выполнять сложение и вычитание без
без перехода через
перехода через десяток чисел, полученных
десяток чисел,
при счете и при измерении величин (все
полученных при счете и
случаи).
при измерении величин
(все случаи).
Десятичный состав чисел Раскладывать числа 11-19 на десяток и
в пределах 20.
единицы.

Счет в пределах 20.
5.
6.

16.01.
20.01.

Арифметические
задачи

7.
8.
9.

Виды углов

3

21.01.
22.01.
23.01.

Геометрический
материал

10.

Составные
арифметические
задачи

3

27.01.

Арифметические
задачи

Краткая запись
арифметических задач на
нахождение суммы,
разности (остатка),
увеличения на несколько
единиц (с отношением
«больше на …»),
уменьшения на
несколько единиц (с
отношением «меньше на
…»).
Запись решения задачи.
Запись ответа задачи.
Прямой угол.
Знакомство с чертежным
угольником.
Построение прямого угла
с помощью чертежного
угольника.
Острый угол. Тупой
угол.
Определение вида углов
с помощью чертежного
угольника.
Составление составной
арифметической задачи
из двух простых

Счет в заданных пределах.
Счет по 2 в пределах 20.
Записывать кратко арифметические задачи
по данному образцу.
Оформлять запись решения задачи по
данному образцу.
Записывать ответ задачи (кратко).
Дополнять краткую запись задачи
числовыми данными.
Составлять задачи по краткой записи.

Получать прямой угол путем перегибания
листа бумаги.
Чертить прямой угол с помощью
чертежного угольника.
Различать острый и тупой углы,
устанавливать их отличие от прямого угла.
Определять вид углов (прямой, острый,
тупой) с помощью чертежного угольника.
Моделировать углы различного вида в
практической деятельности (выкладывать
углы из счетных палочек), определять их
вид.
Составлять условие составной задачи на
основе объединения двух простых задач (на
нахождение суммы и разности) в одно

11.

28.01.

Арифметические
действия

12.

29.01.

Геометрический
материал

арифметических задач:
на нахождение суммы,
разности (остатка).
Краткая запись
составной задачи, ее
решение.
Составные
арифметические задачи в
два действия, состоящие
из простых задач на
нахождение суммы,
разности (остатка).
Сложение и вычитание
без перехода через
десяток (все случаи).
Решение примеров с
недостающим слагаемым
(«Дополни до 10») (с
целью подготовки к
изучению сложения с
переходом через
десяток).
Нахождение значения
числового выражения без
скобок в два
арифметических.
Определение прямого
угла на глаз.

целое; ставить вопрос к составной задаче.
Составлять краткую запись составной
задачи по образцу и самостоятельно (с
помощью учителя).
Записывать решение и ответ составной
задачи в 2 арифметических действия по
образцу и самостоятельно (с помощью
учителя).
Дополнять краткую запись составной
задачи числовыми данными на основе
анализа ее условия.
Выполнение сложения и вычитания без
перехода через десяток (все случаи).
Определять неизвестное слагаемое в
ситуации «Дополни до 10».
Находить значение числового выражения
без скобок в два арифметических действия
(сложение) с числами в пределах 20, когда
сумма первых двух слагаемых равна 10 (8 +
2 + 5).

Определять прямой угол на глаз.
Осуществлять самопроверку, применяя для
выяснения верности сделанного вывода уже
известный способ определения вида углов с

13.
14.

Сложение с
переходом через
десяток:
прибавление чисел 2,
3, 4

3

15.

16.
17.

Сложение с
переходом через
десяток:
прибавление числа 5

3

18.

19.

Сложение с

3

30.01.
03.02.

Арифметические
действия

Сложение однозначных
чисел с числами 2, 3, 4 с
переходом через десяток.

04.02.

Арифметические
задачи

05.02.
06.02.

Арифметические
действия

Решение составных задач
в 2 действия, состоящих
из простых задач на
нахождение суммы,
разности.
Сложение однозначных
чисел с числом 5 с
переходом через десяток.

10.02.

Арифметические
задачи

10.02.

Арифметические

помощью чертежного угольника.
Выполнять сложение однозначных чисел с
числами 2, 3, 4 с переходом через десяток с
подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на два
числа.
Составлять краткую запись составной
задачи, выполнять ее решение.
Дополнять краткую запись составной
задачи недостающими данными.

Выполнять сложение однозначных чисел с
числом 5 с переходом через десяток с
подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на два
числа.
Составные
Составлять составную арифметическую
арифметические задачи в задачу на основе объединения в одно целое
два действия, состоящие двух простых арифметических задач: на
из простых задач на
уменьшение, увеличение числа на
увеличение, уменьшение несколько единиц (с отношением «меньше
числа на несколько
на …», «больше на …») и на нахождение
единиц (с отношением
суммы.
«больше на …», «меньше Составлять краткую запись составной
на …») и на нахождение задачи по образцу и самостоятельно (с
суммы.
помощью учителя).
Записывать решение составной задачи в два
арифметических действия с вопросами (по
образцу).
Сложение однозначных
Выполнять сложение однозначных чисел с

20.

переходом через
десяток:
прибавление числа 6

21.

22.
23.

Сложение с
переходом через
десяток:
прибавление числа 7

3

24.

25.
26.

27.

Сложение с
переходом через
десяток:
прибавление числа 8

3

11.02.

действия

12.02.

Геометрический
материал

13.02.
17.02.

Арифметические
действия

18.02.

Арифметические
задачи

19.02.
20.02.

Арифметические
действия

24.02.

Арифметические

чисел с числом 6 с
переходом через десяток.

числом 6 с переходом через десяток с
подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на два
числа.
Определение видов углов Определять вид углов на глаз.
на глаз.
Осуществлять самопроверку, применяя для
выяснения верности сделанного вывода уже
известный способ определения вида углов с
помощью чертежного угольника.
Выполнять сложение однозначных чисел с
Сложение однозначных
числом 7 с переходом через десяток с
чисел с числом 7 с
переходом через десяток. подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на два
числа.
Составление и решение
Составлять условие составных
составных
арифметических задач по краткой записи и
арифметических задач по предложенному сюжету, ставить вопрос к
краткой записи и
задаче, выполнять решение составных
предложенному сюжету. задач.
Сопоставлять простые и составные
арифметические задачи с одинаковым
условием и разными вопросами, выявлять
их сходство и различие, дифференцировать
способы их решения.
Выполнять сложение однозначных чисел с
Сложение однозначных
числом 8 с переходом через десяток с
чисел с числом 8 с
переходом через десяток. подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на два
числа.
Составление и решение
Дополнять краткую запись составной

задачи

28.
29.
30.

Сложение с
переходом через
десяток:
прибавление числа 9

3

25.02.
26.02.
27.02.

Арифметические
действия

31.
32.
33.

Состав двузначных
чисел (11-18) из двух
однозначных чисел.

3

03.03.
04.03.
05.03.
06.03.

Арифметические
действия

Арифметические
задачи

34.
35.

36.

Повторение
пройденного
материала за третью
четверть.
Контрольная работа.

2

10.03.
11.03.

1

12.03.

составных
арифметических задач по
краткой записи и
предложенному сюжету.

задачи недостающими данными.
Составлять составные арифметические
задачи по краткой записи и предложенному
сюжету, выполнять решение составных
задач.
Сложение однозначных
Выполнять сложение однозначных чисел с
чисел с числом 9 с
числом 9 с переходом через десяток с
переходом через десяток. подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на два
числа.
Таблица сложения на
Выполнять сложение на основе состава
основе состава
двузначных чисел (11-18) из двух
двузначных чисел (11-18) однозначных чисел с переходом через
из двух однозначных
десяток, без подробной записи решения.
чисел с переходом через Осуществлять самопроверку, сверяя с
десяток.
таблицей сложения результаты сделанных
вычислений.
Применять переместительное свойство
сложения при выполнении сложения с
переходом через разряд.
Уточнение понятия
Анализ предложенных сюжетов, выявление
«арифметическая задача». среди них арифметических задач (задачи,
которые можно решить); выяснение,
почему некоторые задачи нельзя решить (не
хватает числовых данных).
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

37.

Работа над ошибками.

1

13.03.

38.
39.
40.
41.

Четырехугольники

4

17.03.
18.03.
19.03.
20.03.

1.

Вычитание с
переходом через
десяток:
вычитание чисел 2, 3,
4

3

31.03.

Решение примеров и
задач по пройденным
темам. Самостоятельная
работа с учебником.
Геометрический Элементы квадрата:
материал
углы, вершины, стороны.
Свойства углов и сторон
квадрата.
Построение квадрата по
точкам (вершинам) на
бумаге в клетку.
Элементы
прямоугольника: углы,
вершины, стороны.
Свойства углов и сторон
прямоугольника.
Построение
прямоугольника по
точкам (вершинам) на
бумаге в клетку.
Четырехугольники:
прямоугольник, квадрат.
Элементы
четырехугольников.
4 четверть (31 час)
Арифметические Вычитание чисел 2, 3, 4
действия
из двузначных чисел с
переходом через десяток.

Определять элементы квадрата,
прямоугольника; определять их количество.
Выявлять в практической деятельности
свойства углов и сторон квадрата,
прямоугольника.
Строить квадрат, прямоугольник по точкам
(вершинам) на бумаге в клетку.
Дифференцировать квадрат и
прямоугольник.
Делать обобщение: квадрат и
прямоугольник – это четырехугольники.
Делать обобщенный вывод о количестве
элементов четырехугольников.

Выполнять вычитание чисел 2, 3, 4 из
двузначных чисел с переходом через
десяток с подробной записью решения
путем разложения вычитаемого на два
числа.

2.
3.

4.

Вычитание с
переходом через
десяток:
вычитание числа 5

3

5.
6.

7.

Вычитание с
переходом через
десяток:
вычитание числа 6

3

8.
9.
10.

Вычитание с
переходом через
десяток: вычитание
числа 7

3

01.04.
02.04.

Арифметические
задачи

Составные
арифметические задачи в
2 действия.

03.04.

Арифметические
действия

Вычитание числа 5 из
двузначных чисел с
переходом через десяток.

07.04.
08.04.

Арифметические
задачи

09.04.

Арифметические
действия

Решение простых
арифметических задач с
использованием понятий
«старше на …», «мдадше
на …».
Вычитание числа 6 из
двузначных чисел с
переходом через десяток.

10.04.
14.04.

Нумерация

15.04.

Арифметические
действия

Счет в пределах 20,
присчитывая и
отсчитывая по 2.
Вычитание числа 7 из
двузначных чисел с
переходом через десяток.

Составление краткой записи составной
задачи.
Выполнение решения составной задачи,
запись ответа.
Сопоставление простых и составных задач
и способов их решения.
Выполнять вычитание числа 5 из
двузначных чисел с переходом через
десяток с подробной записью решения
путем разложения вычитаемого на два
числа.
Решать простые арифметические задачи с
использованием понятий «старше на …»,
«мдадше на …».

Выполнять вычитание числа 6 из
двузначных чисел с переходом через
десяток с подробной записью решения
путем разложения вычитаемого на два
числа.
Считать в пределах 20, присчитывая и
отсчитывая по 2, с опорой на наглядность и
без нее.
Выполнять вычитание числа 7 из
двузначных чисел с переходом через
десяток с подробной записью решения
путем разложения вычитаемого на два

числа.
11.
12.

16.04.
17.04.

Нумерация

13.
14.
15.

Вычитание с
переходом через
десяток:
вычитание числа 8

3

21.04.
22.04.
23.04.

Арифметические
действия

16.
17.
18.

Вычитание с
переходом через
десяток:
вычитание числа 9

3

24.04.
28.04.
29.04.

Арифметические
действия

19.

Треугольник

1

30.04.

Геометрический
материал

20.

Сложение и
вычитание с
переходом через
десяток (все случаи)

3

05.05.

Арифметические
действия

21.
22.

06.05.
07.05.

Счет в пределах 20,
присчитывая и
отсчитывая по 3.
Вычитание числа 8 из
двузначных чисел с
переходом через десяток.

Считать в пределах 20, присчитывая и
отсчитывая по 3, с опорой на наглядность и
без нее.
Выполнять вычитание числа 8 из
двузначных чисел с переходом через
десяток с подробной записью решения
путем разложения вычитаемого на два
числа.
Вычитание числа 9 из
Выполнять вычитание числа 9 из
двузначных чисел с
двузначных чисел с переходом через
переходом через десяток. десяток с подробной записью решения
путем разложения вычитаемого на два
числа.
Элементы треугольника: Определять элементы треугольника, их
углы, вершины, стороны. количество.
Построение
Строить треугольник по точкам (вершинам)
треугольника по точкам
на бумаге в клетку.
(вершинам) на бумаге в
Дифференцировать треугольники и
клетку.
четырехугольники.
Сложение и вычитание с Выполнять сложение и вычитание с
переходом через десяток переходом через десяток на основе знания
на основе знания состава состава двузначных чисел (11-18) из двух
двузначных чисел (11-18) однозначных чисел (с опорой на таблицу
из двух однозначных
сложения).
чисел.
Составлять и решать примеры на сложение
и вычитание с переходом через десяток на
основе переместительного свойства
сложения и взаимосвязи сложения и

вычитания (8 + 3; 3 + 8; 11 – 8; 11 – 3).
2

12.05.
13.05.

25.

Повторение
пройденного
материала за первую
четверть.
Контрольная работа.

1

14.05.

26.

Работа над ошибками.

1

15.05.

27.
28.

Меры времени

3

19.05.
20.05.

Арифметические
задачи.

21.05.

Единицы
измерения и их
соотношения.
Арифметические
действия

23.
24.

29.

30.
31.

Деление на две
равные части

2

22.05.
26.05.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Решение примеров и
задач по пройденным
темам. Самостоятельная
работа с учебником.
Решение простых
арифметических задач на
увеличение, уменьшение
на несколько единиц
числа, полученного при
измерении времени, с
использованием понятий
«раньше на …», «позже
на … ».
Измерение времени по
часам с точностью до
получаса.
Практическое деление
предметных
совокупностей на две
равные части (поровну).

Решать простые арифметические задачи с
сюжетами, близкими жизненному опыту
детей, на увеличение, уменьшение на
несколько единиц числа, полученного при
измерении времени, с использованием
понятий «раньше на …», «позже на … ».

Измерять время по часам с точностью до
получаса.
Выполнять деление предметных
совокупностей на две равные части
(поровну) в практической деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».