Пояснительная записка
Учебный
предмет
«Рисование
(изобразительное
искусство)»
относится к предметной области «Искусство» и является обязательной
частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету
«Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе рассчитана на 34
учебные недели (2 часа в неделю) и составляет в 5 классе 68 часов в год.
Основной целью обучения предмета «Рисование (изобразительное
искусство)» заключается во всестороннем развитии личности обучающегося
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации,
лепке;
развитие
умения
пользоваться
полученными
практическими навыками в повседневной жизни
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
-воспитание интереса к изобразительному искусству; раскрытие
значения изобразительного искусства в жизни человека;
-воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
-формирование
изобразительного
элементарных
искусства
знаний
искусствах;
о
видах
расширение
и
жанрах
художественно-
эстетического кругозора;
-развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
- формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение
изобразительным
техникам
и
приёмам
с
использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
-обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
-обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
-формирование умения создавать простейшие художественные образы
с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
-развитие
умения
выполнять
тематические
и
декоративные
композиции; воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно
работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование",
"коллективная аппликация").
Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный
период обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие
умений
воспринимать
и
изображать
форму
предметов,
пропорции,
конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений
искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование
по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и
заданную тему, декоративное рисование;
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка
декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с
картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно-прикладного искусства.
- Подготовительный период обучения.
Введение.
Человек
и
изобразительное
искусство;
урок
изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках
изобразительного
искусства;
правила
организации
рабочего
места;
материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной
деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно
держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи
зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра;
ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания
карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом;
формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного
темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в
нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного
восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на
плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным
рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе
бумаги в соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без
фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно
друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу,
наверху, над, под, справа от ..., слева от ..., посередине;
приемы
соединения
деталей
аппликации
с
изобразительной
аппликации
на
изобразительную
поверхностью с помощью пластилина;
приемы
наклеивания
деталей
поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером,
ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по
заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по
клеткам
прямых
вертикальных,
горизонтальных,
наклонных,
зигзагообразных линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого
контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением
силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование
предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы
штрихования
(беспорядочная
штриховка
и
упорядоченная
штриховка в виде сеточки); рисование карандашом линий и предметов
несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила обведения
шаблонов; обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов
несложных форм, букв, цифр.
-Обучение композиционной деятельности:
Понятие
"композиция".
Элементарные
приемы
композиции
на
плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в
построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной
поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции).
Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение
листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных
отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных
средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и
маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое).
Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
- Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма",
"фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции",
"конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия",
"аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека,
животных. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных
предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов
из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого
изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание
силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным
точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в
полосе,
замкнутый,
растительный,
сетчатый,
зооморфный,
по
содержанию:
геральдический.
геометрический,
Принципы
построения
орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме,
цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
-Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные).
Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение
основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно
различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета
(светло-зеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль
белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа.
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые
образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу
(алла прима), послойная живопись (лессировка). Практическое применение
цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по
образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
- Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед: "Изобразительное искусство в повседневной
жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных
промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски,
карандаши). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные
средствами
живописи
и
графики.
Художники
создали
произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов,
В. Конашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В.
Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин. "Как и о чем
создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка,
группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор
(мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка скульптуры.
Красота
человека,
животных,
выраженная
средствами
скульптуры.
Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В.
Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы
используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном
искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров
расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская
роспись).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи
формы предмета и другое;
-
знание
некоторых
выразительных
средств
изобразительного
искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и другие;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
-
следование
рациональная
при
выполнении
организация
своей
работы
инструкциям
изобразительной
учителя;
деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению,
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного
или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и другое);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и другие);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых
в рисовании, лепке и аппликации;
-
знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объём и другое;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и другое;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
-
знание
способов
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
-
различение
произведений
живописи,
графики,
скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
адаптированная
1.Федеральная
основная
общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026.
2.Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 5-9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год, утверждённая приказом
директора от 27.08.2024 г. № 1765.
Учебная литература:
Избразительное искусство. 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват.
Организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы/ М.Ю.Рау, М.А.Зыкова.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2020.-112с.
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
4.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 5-9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2024-2025 учебный год, утверждённая приказом директора от
27.08.2024 г. № 1765.
5.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
6.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
основным
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
9.Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
10.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
адаптированные
«Буткинская
основные
школа-интернат,
реализующая
общеобразовательные
программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
12.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2024-2025 учебный год, утверждённый приказом директора от 27.08.2024 г.
№ 1770.
13.Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2024 – 2025 учебного года.
Оборудование
1.Ноутбук, телевизор.
2. Дидактический материал:
- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины;
- полоски цветного картона разной длины и ширины;
- плакаты с образцами несложных рисунков;
- игрушки;
- муляжи;
- справочные материалы;
- опорные таблицы, папки, плакаты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рисование (изобразительное искусство)
5 класс
Коптеева Елена Александровна
Всего- 68
В неделю – 2
Предмет
класс
Ф.И.О.учителя
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
68ч.
2. Контрольных
-
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Виды деятельности
Формы
деятельности
I четверть - 16
1,2.
Наблюдение за признаками
уходящего лета.
2
03.09.,
05.09.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рассматривание летних и осенних пейзажев.
Сравнение. Работа над формированием и
обогащением чувственного опыта (умение
видеть прекрасное).
Фронтальная.
3,4.
Рисование с натуры веточек
деревьев
с
листьями,
семенами и плодами.
2
10.09.,
12.09.
Фронтальная,
индивидуальная.
Художники-пейзажисты
их картины
1
17.09.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование осенних листьев.
Знакомство с техникой рисования «помокрому»
Работа
с
дидактическим
материалом. Выставка работ.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рассматривание
произведений
мастеров
народных
художественных
промыслов.
Работа над формированием и обогащением
чувственного
опыта
(умение
видеть
прекрасное).
5.
и
Фронтальная.
Примечание
6,7.
8.
Рисование пейзажа.
2
19.09.,
24.09.
Инструктаж по организации рабочего места.
Выбор пейзажа. Рисование набросков для
пейзажа.
Выставка работ.
«Учись рассматривать
картину»
Портрет.
Сюжет.
Натюрморт.
1
26.09.
Инструктаж по организации рабочего места.
Фронтальная.
Рассматривание картин разного жанра. Работа
над формированием и обогащением
чувственного опыта (умение видеть
прекрасное).
Фронтальная,
индивидуальная .
с
2
01.10.,
03.10.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование с натуры простого натюрморта на
выбор.
Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная.
сценки из жизни.
2
08.10.,
10.10.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование сценки из жизни по образцу.
Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная .
13,14. Красота вещей вокруг нас.
2
15.10.,
17.10.
Фронтальная,
индивидуальная.
15,16. Кувшины
из
керамики,
фарфора,
стекла
железа.
Рисование
выбранного
кувшина. Лепка кувшина.
2
22.10.,
24.10.
Инструктаж по организации рабочего места.
Изучение разных видов сосудов: кувшины,
вазы, кубки из керамики, фарфора, стекла,
металла.
Инструктаж по организации рабочего места.
Познакомиться с симметрией. Работа с
шаблонами.
Выполнение
аппликации.
Раскрашивание
сосудов.
Работа
с
пластилином.Выставка работ.
II четверть - 16
9, 10. Рисование натюрморта
натуры (по выбору).
11,12. Рисование
Фронтальная,
индивидуальная.
Узнай больше о портрете.
1
05.11.
18,19. Внешность
людей.
Отличительные черты лица.
2
Фронтальная,
индивидуальная
20,21. Рисование фигуры человека по
модели.
2
22.
Веселое время года-зима.
1
07.11., Инструктаж по организации рабочего места.
12.11. Строение головы, овала и частей лица.
Рисунок портрета человека на выбор в
профиль. Выставка работ.
14.11., Инструктаж по организации рабочего места.
19.11. Разные движения фигуры человека спереди и
сбоку с помощью шаблона. Рисование по
точкам. Выставка работ.
21.11. Инструктаж по организации рабочего места.
Рассматривание картинок на тему «Зимние
развлечения в деревне, в городе»
23.
Рисование и изготовление
снежинки.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование с натуры, по шаблону снежинки.
Изготовление снежинки из бумаги.
Выставка работ.
28.11 Инструктаж по организации рабочего места.
03.12. Раскрашивание елочной игрушки.
Декоративное оформление открыток к
Новому году.
Выставка работ.
05.12., Инструктаж по организации рабочего места.
10.12., Декоративное оформление плаката к Новому
12.12. году из открыток. Выставка работы.
17.12., Инструктаж по организации рабочего места.
19.12. Рисование атрибутов новогоднего карнавала
(маски, елочной игрушки).
Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная.
17.
1
24,25. Декоративное рисование,
оформление открыток к
Новому году.
2
26-28. Декоративное
рисование,
оформление плаката к Новому
году.
29,30. Рисование
атрибутов
новогоднего карнавала.
3
2
26.11.
Рассматривание
портретов
известных Фронтальная,
художников. Понятия анфас и профиль.
индивидуальная .
Фронтальная,
индивидуальная
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
31,32. Рисование на тему «Зимний
лес».
33.
2
Как построена книга?
24.12., Инструктаж по организации рабочего места. Фронтальная,
26.12. Рисование зимнего леса.
индивидуальная.
1
09.01.
34,35. Рисование обложки к сказке на
выбор.
2
14.01.
16.01
36,37. Беседа на тему «Иллюстрация в
книге».
«Художникииллюстраторы»
2
21.01.
23.01.
III четверть - 21
Рассматривание книг разных авторов. Беседа Фронтальная
о создателях книги. Автор, корректор,
художник, редактор, дизайнер, верстальщик
Инструктаж по организации рабочего места.
Фронтальная,
Выбор сказки. Рисование обложки. Выставка
индивидуальная
работ.
Инструктаж по организации рабочего места.
Фронтальная,
Рассматривание иллюстраций в книгах
индивидуальная
известных авторов.Знакомство с известными
художниками-иллюстраторами.
38,39.
Рисование
иллюстрации
сказке «Маша и медведь»
к
2
28.01.
30.01.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование иллюстрации. Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная
40,41.
Сравнивание размера(величины)
изображеий:
большоймаленький,
высокий-низкий.
Рисование и лепка предметов
Рисование плаката ко дню
защитника Отечества
2
04.02.
06.02.
Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа о литературном произведении.
Рисование иллюстрированной открытки.
Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная
Беседа о празднике 23 февраля. Инструктаж
по организации рабочего места. Рисование
плаката.
Фронтальная,
индивидуальная
42,43.
2
11.02.
13.02.
44,45.
Лепка
фигурки
животных.
сказочных
2
18.02.
20.02.
Инструктаж по организации рабочего места.
Лепка фигурки животных.
Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная
46,47.
Декоративное
рисование
поздравительных открыток ко
дню 8 Марта.
Восприятие произведений
искусства.
2
25.02.
27.02.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование поздравительной открытки.
Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная
2
04.03.
06.03.
Фронтальная
50,51.
Рисование на тему «Весна
пришла» Встречаем птиц.
2
11.03.
13.03.
Рассматривание
произведений
изобразительного искусства. Работа над
формированием
и
обогащением
чувственного
опыта
(умение
видеть
содержание картины).
Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа об изменениях в природе. Рисование
на тему «Весна пришла». Выставка работ.
52,53.
Узнай
больше
скульптора.
2
18.03.,
20.03.
48,49.
о
работе
Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа о работе скульптора.
Фронтальная,
индивидуальная
Фронтальная,
индивидуальная
IV четверть - 15
54,55.
Памятник. Статуя. Бюст.
Монумент. Мемориал.
Барельеф. Горельеф.
2
01.04.,
03.04.
Рассматривание
произведений
изобразительного искусства. Работа над
формированием
и
обогащением
чувственного опыта.
Фронтальная,
индивидуальная.
56,57. Животные в скульптуре.
Лепка животного,
которому хотелось бы поставить
памятник.
58,59. Красная книга.
Заповедники России.
2
08.04.,
10.04.
Инструктаж по организации рабочего места.
Лепка животного на выбор.
Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная.
2
15.04.,
17.04.
Инструктаж по организации рабочего места.
Лепка белого медведя. Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная
60,61. Беседа «Открытка и плакат».
Сходство и различие. Рисование
на тему «Первое мая - праздник
весны и труда»
62,63. Рисование на тему «День
Победы!».
2
22.04.,
24.04.
Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа о празднике. Тематическое рисование
плаката.
Выставка работ.
Фронтальная,
индивидуальная
2
29.04.,
06.05.
Фронтальная,
индивидуальная
Народное искусство.
Богородские игрушки.
Хохломские изделия.
1
08.05.
65,66.
Украшение посуды.
Расписывание шаблонов узором
«золотой хохломы»
2
13.05.,
15.05.
Инструктаж по организации рабочего места.
Беседа о празднике. Рисование открытки.
Выставка работ.
Инструктаж по организации рабочего места.
Знакомство народным творчеством. Работа
над
формированием
и
обогащением
чувственного опыта.
Инструктаж по организации рабочего места.
Рисование с натуры керамической вазы.
Выставка работ.
67,68.
Музеи России.
Музеи мира.
2
20.05.,
22.05
Инструктаж по организации рабочего места.
Путешествие по музеям онлайн
Фронтальная.
64.
Фронтальная
Фронтальная,
индивидуальная