4 Математика

1.Пояснительная записка
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование

доступных

умственно

обучающимся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений,

необходимых

для

решения

учебно-познавательных,

учебно-

практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование
аккуратности,

положительных
настойчивости,

качеств

личности,

трудолюбия,

в

частности

самостоятельности,

терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность,
доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
2. Содержание учебного предмета Математика:
2.1. Пропедевтика.
Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами:
цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме,
остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов.
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой,
маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной,
одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный,
короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый,

тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще,
тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине);
равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше,
толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее,
легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же
тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех
предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих:
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много,
мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного,
несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после
изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления
взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше,
меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние,
недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.
Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и
после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно
обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева,

правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе,
рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине
(центре), верхний, нижний, правый, левый край листа, то же для сторон:
верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний
правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра,
вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно,
быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
2.2. Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100.
Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
2.3. Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их
измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута,
час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных
величин.
2.4. Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и
деление

неотрицательных

целых

чисел.

Названия

компонентов

арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица
умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязь

арифметических

действий.

Нахождение

неизвестного

компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки.
Порядок

действий.

Нахождение

значения

числового

выражения.

Использование

свойств

(переместительное

арифметических

свойство

сложения

действий
и

в

умножения).

вычислениях
Алгоритмы

письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки
правильности вычислений.
2.5. Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение)
чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи,
содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше на (в)...". Задачи на
расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные
арифметические задачи, решаемые в два действия.
2.6. Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева
- справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и
незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая,
незамкнутая.

Граница

многоугольника

-

замкнутая

ломаная

линия.

Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение
отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение,
точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние:
куб, шар.

3.

Планируемые

предметные

результаты

освоения

учебного

предмета Математика:
1. Минимальный уровень:
знание числового ряда 1 - 100 в прямом порядке; откладывание любых
чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание

и

применение

переместительного

свойства

сложения

и

умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел
в пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа,
полученного при измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение,

составление,

иллюстрирование

изученных

простых

арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью
педагогического работника);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;

узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых,
кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание

названий

элементов

четырехугольников;

вычерчивание

прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге (с помощью педагогического работника);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных
радиусов.
2. Достаточный уровень:
знание числового ряда 1 - 100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми
группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного
материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различение двух
видов деления на уровне практических действий, знание способов чтения и
записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание

и

применение

переместительного

свойства

сложения

и

умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел
в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел,
полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в
мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года, умение
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, знание
количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин.;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых
арифметических задач;
краткая

запись,

моделирование

содержания,

решение

составных

арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление
длины ломаной;
узнавание,

называние,

вычерчивание,

моделирование

взаимного

положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей;
нахождение точки пересечения;
знание

названий

элементов

четырехугольников,

вычерчивание

прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и
круга.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская

школа-интернат» Приказ № 1765 от 27.08.2024 года.
Учебник:
Алышева Т. В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. В 2 ч. / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2018. – 128 с.
Рабочая тетрадь:
Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие
для

общеобразоват.

организаций,

реализующих

адапт.

основные

общеобразоват. программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020. - 112 с.
Дополнительная литература:
Алышева Т. В. Математика. Методические рекомендации. 1-4 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основную общеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М.: Просвещение,
2016. – 254 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),

утверждена

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1765 от 27.08.2024 года.
10.Устав
учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа -

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
-

наборы счетных палочек;
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов,

игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические
фигуры и тела);
-

набор предметных картинок;

Технические средства обучения: классная доска, ноутбук, телевизор.
Интернет
http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/

ресурсы:

http://nsportal.ru/,http://infourok.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет

Математика

Класс
Ф.И.О. учителя

3 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Название
темы/раздела

Количе
ство
часов

Всего – 136 ч.

В неделю – 4 ч.
132 ч.
4 ч.

Дата

Разделы
программы

Содержание темы/раздела

Виды деятельности обучающихся
на уроке

1 четверть (32 ч)
Второй десяток
1-3.Нумерация.
(повторение)

3

02.09.
03.09.
04.09.

Нумерация

Числовой ряд в пределах 20.
Место каждого числа в числовом
ряду. Получение следующего,
предыдущего
чисел.
Однозначные, двузначные числа.
Десятичный состав чисел 11-20.
Сравнение чисел.

Воспроизводить
последовательность
чисел в пределах 20 в прямом и обратном
порядке, в заданных пределах.
Определять место каждого числа в
пределах 20 в числовом ряду.
Получать следующее и предыдущее
число
на
основе
арифметических
действий (прибавлять 1 к числу,
вычитать 1 из числа).
Осуществлять счет предметов в пределах
20.
Дифференцировать
однозначные
и
12

Арифметические Сложение
и
вычитание
в
действия
пределах
20
на
основе
десятичного
состава
чисел,
присчитывания и отсчитывания
единицы,
с
использованием
переместительного
свойства
сложения.
Арифметические Простые
и
составные
задачи
арифметические
задачи,
содержащие отношения «больше
на …», «меньше на …».

4.Линии.

1

06.09.

Геометрический
материал

Линии: прямая, кривая, луч,
отрезок;
их
узнавание,
называние, дифференциация.
Построение прямых линий через
1-2 точки. Построение лучей из
одной точки.
Измерение
длины
отрезка,
построение отрезка заданной

двузначные числа.
Моделировать образование чисел 11-20
на основе их десятичного состава.
Сравнивать числа второго десятка с
применением
знаков
равенства
и
сравнения («=», «>», «<»).
Выполнять сложение и вычитание в
пределах 20 на основе десятичного
состава чисел (10 + 3; 3 + 10; 13 – 3; 13 –
10), присчитывания и отсчитывания
единицы (12 + 1; 1 + 12; 13 – 1);
применять
при
вычислениях
переместительное свойство сложения
(при необходимости).
Записывать кратко простые и составные
арифметические задачи, содержащие
отношения «больше на …», «меньше на
…»; выполнять их решение, записывать
ответ; составлять арифметические задачи
указанного вида.
Узнавать, называть, дифференцировать
линии (прямая, кривая, луч, отрезок).
Чертить с помощью линейки прямые
линии, проходящие через 1-2 точки.
Чертить лучи с помощью линейки;
чертить лучи из одной точки с помощью
линейки.
Измерять длину отрезков.
13

длины. Сравнение отрезков по
длине.
Построение
отрезка,
равного по длине данному
отрезку (такой же длины).
Единицы
Сравнение чисел, полученных
измерения и их при измерении длины одной
соотношения
мерой.
5-7.Числа,
полученные
при
измерении величин.

3

09.09.
10.09.
11.09.

Единицы
Величины (стоимость, длина,
измерения и их масса, емкость, время), единицы
соотношения
измерения величин (меры).
Сравнение чисел, полученных
при измерении величин одной
мерой.
Сравнение предметов по длине,
массе, емкости.
Размен, замена монет.
Дифференциация
чисел,
полученных при счете предметов
и при измерении величин.
Дифференциация
чисел,
полученных
при
измерении
разных величин.

Чертить отрезки заданной длины, такой
же длины. Сравнивать отрезки по длине.

Сравнивать числа, полученные при
измерении
длины
отрезков,
с
применением
знаков
равенства
и
сравнения («=», «>», «<»).
Дифференцировать величины и их
единицы измерения (меры).
Подбирать нужную меру для выполнения
конкретных измерений, с которыми
обучающиеся встречаются в жизни
(стоимость футболки, масса пакета с
мукой, продолжительность сна и пр.).
Сравнивать однородные меры (1 см и 1
дм, 1 нед. и 1 ч и пр.).
Сравнивать числа, полученные при
измерении величин одной мерой.
Сравнивать предметы по длине, массе,
емкости; сравнивать товары по их
стоимости (дешевле, дороже).
Производить размен, замену монет.
Дифференцировать числа, полученные
при счете предметов и при измерении
величин.
Дифференцировать числа, полученные
при измерении разных величин.
14

8. Пересечение линий.

1

13.09.

Арифметические Сложение и вычитание чисел,
действия
полученных
при
измерении
величин одной мерой.
Геометрический Сравнение длины отрезков с 1
материал
дм.
Арифметические Решение, составление простых
задачи
арифметических
задач
на
нахождение суммы и разности с
числами,
полученными
при
измерении величин.
Решение арифметических задач
на увеличение, уменьшение на
несколько
единиц
числа,
полученного при измерении
времени,
с
использованием
понятий «раньше», «позже».
Геометрический Пересечение линий (прямых,
материал
кривых).
Пересекающиеся
и
непересекающиеся
линии:
распознавание, моделирование
взаимного
положения
двух
прямых, кривых линий.

Выполнять сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении величин
одной мерой.
Сравнивать длину отрезков, выраженной
в сантиметрах, с 1 дм.
Выполнять краткую запись и решение
простых арифметических задач на
нахождение суммы и разности с числами,
полученными при измерении величин.
Выполнять краткую запись и решение
простых арифметических задач на
увеличение, уменьшение на несколько
единиц
числа,
полученного
при
измерении времени, с использованием
понятий «раньше», «позже».
Распознавать,
называть,
дифференцировать пересекающиеся и
непересекающиеся линии (на основе
пересечения прямых, кривых линий).
Моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий.
Находить
пересечение
линий
в
окружающей среде: пересекающиеся
дороги, перекресток; непересекающиеся
дороги (проезжая часть дороги и
тротуар). Актуализировать знания правил
безопасного поведения на дороге (как
15

9-11. Сложение и
вычитание
без
перехода
через
десяток.

3

16.09.
17.09.
18.09.

Арифметические Сложение
и
вычитание
действия
двузначного
числа
и
однозначного числа в пределах
20 без перехода через десяток.
Вычитание двузначных чисел в
пределах 20.
Нуль как результат вычитания
(15 – 15), компонент сложения
(15 + 0; 0 + 15).
Нуль как компонент вычитания
(3 – 0 = 3).

переходить дороги на перекрестке со
светофором или дорогу без светофора).
Строить пересекающиеся прямые линии.
Выполнять сложение и вычитание
двузначного числа с однозначным (13 +
2; 2 + 13; 13 – 2; 18 + 2; 20 - 2);
использовать
при
сложении
переместительное свойство сложения
(при необходимости).
Выполнять вычитание двузначных чисел
(18 – 12; 20 – 12).
Выполнять увеличение, уменьшение
числа на несколько единиц, с отражением
выполненных действий в математической
записи
(составлении
числового
выражения).
Выполнять вычитание с числами второго
десятка, результат которого равен 0 (15 –
15).
Выполнять
сложение,
один
из
компонентов которого равен 0 (15 + 0, 0
+ 15).
Изучить алгоритм выполнения нового
случая вычитания, в котором 0 является
вычитаемым (3 – 0 = 3); выполнять
вычисления на основе применения
правила вычитания 0 из числа.
16

Нумерация

Упорядочение чисел в пределах
20.
Присчитывание по 2, 5 в
пределах 20.

Арифметические Составление
простых
и
задачи
составных задач по краткой
записи, предложенному сюжету,
их решение.
Геометрический
материал

Построение
отрезка,
длина
которого
больше
(меньше)
длины данного отрезка (с
отношением «длиннее на … см»,
короче на … см»).
Построение
пересекающихся,
непересекающихся линий.

Точка
пересечения,
ее
нахождение при пересечении
линий.

12. Точка пересечения
линий.

1

20.09.

Геометрический
материал

13-16. Сложение с
переходом
через

4

23.09.
24.09.

Арифметические Сложение однозначных чисел с
действия
переходом через десяток.

Упорядочивать числа в пределах 20.
Выполнять счет предметов (иллюстраций
предметов)
и
отвлеченный
счет,
присчитывая, отсчитывая по 2, по 5 в
пределах 20.
Составлять простые и составные задачи
по краткой записи, предложенному
сюжету с числами, полученными при
счете и при измерении, выполнять их
решение.
Строить отрезки, длина которых больше
(меньше) длины данного отрезка (с
отношением «длиннее на … см», короче
на … см»).
Дифференцировать пересекающиеся и
непересекающиеся линии (на основе
пересечения прямых, кривых линий,
лучей, отрезков).
Строить пересекающиеся отрезки.
Находить и называть точку пересечения
при пересечении линий (прямых, кривых,
лучей, отрезков).
Строить пересекающиеся линии (прямые,
отрезки), ставить точку в месте
пересечения линий, называть ее: «точка
пересечения».
Выполнять сложение однозначных чисел
с переходом через десяток (8 + 5) с
17

десяток.

17. Углы.

Таблица сложения на основе
состава двузначных чисел (11-18)
из двух однозначных чисел с
переходом через десяток.

25.09.
27.09.

1

30.09.

Нумерация

Присчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в
пределах 20.

Геометрический
материал

Построение
пересекающихся
отрезков; нахождение точки
пересечения, обозначение ее
буквой.
Определение видов углов с
помощью чертежного угольника.
Построение прямого угла с
помощью чертежного угольника
с вершиной в данной точке; со
стороной на данной прямой; с
вершиной в данной точке и со
стороной на данной прямой.

Геометрический
материал

подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на два
числа и без подробной записи решения.
Применять при решении примеров
переместительное свойство сложения
(при необходимости).
Использовать
при
выполнении
вычислений знание таблицы сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18)
из двух однозначных чисел с переходом
через десяток.
Выполнять счет предметов (иллюстраций
предметов)
и
отвлеченный
счет,
присчитывая, отсчитывая по 2, 3, 4, 5, 6 в
пределах 20.
Строить пересекающиеся линии (прямые,
отрезки), ставить точку в месте
пересечения линий, обозначать ее буквой
и называть ее буквенное обозначение.
Выделять элементы угла (вершина,
стороны).
Определять вид углов с помощью
чертежного угольника (прямой, острый,
тупой).
Устанавливать сходство и различие улов
разного вида.
Строить прямой угол угла с помощью
чертежного угольника с вершиной в
18

18-21. Вычитание с
переходом
через
десяток.

4

01.10.
02.10.
04.10.
07.10.

Арифметические Вычитание чисел с переходом
действия
через десяток в пределах 20.

Нумерация
Геометрический
материал

22.Четырехугольники.

1

08.10.

Геометричес
кий материал

Отсчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в
пределах 20.
Определение видов углов на глаз
с последующей проверкой с
помощью чертежного угольника.

Элементы четырехугольников.
Построение четырехугольников
(квадрат, прямоугольник) по
заданным точкам (вершинам) на
бумаге в клетку; определение
вида четырехугольника на основе
знания
свойств
элементов
квадрата, прямоугольника.

данной точке; со стороной на данной
прямой; с вершиной в данной точке и со
стороной на данной прямой.
Выполнять
вычитание
однозначных
чисел из двузначных с переходом через
десяток (12 – 5) с подробной записью
решения путем разложения вычитаемого
на два числа и без подробной записи
решения.
Выполнять отсчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в
пределах 20.
Строить углы (любые) на линованной и
нелинованной бумаге, определять их вид
с помощью чертежного угольника.
Определять виды углов на глаз с
последующей проверкой с помощью
чертежного угольника.
Выделять
элементы
квадрата,
прямоугольника (вершины, стороны),
определять их количество, свойства
сторон.
Определять вид четырехугольника на
основе знания свойств элементов
квадрата, прямоугольника.
Устанавливать сходство и различие
квадрата и прямоугольника.
Строить четырехугольники (квадрат,
прямоугольник) по заданным точкам
19

23-24. Сложение и
вычитание
с
переходом
через
десяток (все случаи).

2

09.10
11.10.

Арифметические Сопоставление
сложения
и
действия
вычитания с переходом через
десяток как взаимно обратных
действий

25 Скобки. Порядок
действий в примерах
со скобками.

1

14.10.

Арифметические Знакомство со скобками.
действия
Порядок действий в примерах со
скобками.

26.Закрепление
изученного
за
первую четверть.
27.Контрольная
работа.
28.
Работа
над
ошибками.

1

15.10.

1

16.10.

1

18.10.

(вершинам) на бумаге в клетку.
Проверять правильность построения
заданной фигуры путем самоконтроля на
основе подсчета количества вершин и
сторон
построенной
фигуры,
определения свойств ее сторон.
Использовать таблицу сложения на
основе состава двузначных чисел (11-18)
из двух однозначных при выполнении
вычитания с переходом через десяток.
Составлять и решать примеры на
сложение и вычитание с переходом через
десяток на основе переместительного
свойства сложения и взаимосвязи
сложения и вычитания (8 + 3; 3 + 8; 11 –
8; 11 – 3).
Записывать числовые выражения со
скобками и находить их значение на
основе знания порядка действий в
примерах со скобками.
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.
Самостоятельное решение контрольных
задач и упражнений .
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.
20

29-30. Меры времени
– год, месяц.

2

21.10.
22.10.

Единицы
Знакомство с мерами времени – 1
измерения и их год, 1 мес.
соотношения
Соотношение: 1 год = 12 мес.
Название месяцев.
Соотношение месяцев и сезонов
года (времен года). Связь
сезонных изменений природы,
событий окружающей жизни с
месяцами года.

31. Треугольники.

1

23.10.

Геометрический
материал

32. Умножение чисел.

1

25.10.

Арифметические Знакомство с умножением как
действия
сложением одинаковых чисел
(слагаемых).
Знак умножения «×».
Замена сложения одинаковых
чисел (слагаемых) умножением.
Замена умножения сложением

Элементы треугольника.
Построение треугольников по
заданным точкам (вершинам) на
бумаге в клетку.

Познакомиться с новыми единицами
измерения времени: 1 год, 1 мес.
Называть
месяцы
года,
дифференцировать их по сезонам года
(временам
года),
устанавливать
количество месяцев в каждом сезоне,
количество месяцев в 1 году (1 год = 12
мес.).
Называть месяцы каждого сезона
(времени года) по порядку (первый
осенний месяц, второй месяц весны, и
пр.).
Выделять
элементы
треугольника
(вершины, стороны), определять их
количество.
Строить треугольники по заданным
точкам (вершинам) на бумаге в клетку.
Проверять правильность построения
путем самоконтроля на основе подсчета
вершин и сторон построенной фигуры и
определения на этой основе ее вида.
Заменять сложение одинаковых чисел
(слагаемых) новым арифметическим
действием – умножением.
Записывать примеры на умножение с
использованием знака умножения («х») и
читать их.
Составлять числовые выражения (2×3) на
21

одинаковых чисел (слагаемых).
основе соотнесения с предметноНазвание
компонентов
и практической деятельностью (ситуацией)
результата умножения.
и взаимосвязью сложения и умножения
(«по 2 взять 3 раза»).
Заменять
умножение
сложением
одинаковых
чисел
(слагаемых),
моделировать данную ситуацию на
предметных совокупностях.
Понимать названия компонентов и
результата умножения в речи учителя,
использовать эти термины в собственной
речи (по возможности).
Арифметические Знакомство
с
простой Моделировать
содержание
простых
задачи
арифметической
задачей
на арифметических задач на нахождение
нахождение произведения как произведения как суммы одинаковых
суммы
одинаковых
чисел чисел на основе действий с предметными
(слагаемых);
выполнение совокупностями,
иллюстрирования
решения задачи на основе содержания задачи.
моделирования ее содержания.
Рассказывать
условие
задачи
на
нахождение
произведения
разными
способами – подробно и короче.
Выполнять
решение
простой
арифметической задачи на нахождение
произведения
путем
составления
числового выражения на сложение
одинаковых чисел (слагаемых) и замены
сложения умножением.
22

33-35.
числа 2.

Умножение

3

05.11
06.11
08.11.

2 четверть (32 ч)
Арифметические Составление таблицы умножения
действия
числа
2,
ее
изучение,
воспроизведение.
Выполнение табличных случаев
умножения числа 2 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения числа 2.
Умножение чисел, полученных
при измерении стоимости, на
основе табличного умножения
числа 2 (2 р.× 3).

Составить таблицу умножения числа 2 на
основе
предметно-практической
деятельности и взаимосвязи сложения и
умножения.
Выявить взаимосвязь между отдельными
компонентами таблицы умножения числа
2.
Находить в таблице умножения числа 2
нужную строку (нужный пример),
следующую строку (следующий пример),
предыдущую
строку
(предыдущий
пример).
Воспроизводить таблицу (часть таблицы)
умножения числа 2 по памяти.
Выполнять табличные случаи умножения
числа 2 при решении примеров.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
использования таблицы умножения числа
2.
Выполнять
умножение
чисел,
полученных при измерении стоимости (2
р.× 3), с моделированием умножения с
помощью монет достоинством 2 р.
Арифметические Составление и решение простых Составлять простые арифметические
задачи
арифметических
задач
на задачи на нахождение произведения как
нахождение произведения как суммы одинаковых чисел (слагаемых) на
23

36-38. Деление
равные части.

на

3

11.11.
12.11.
13.11.

суммы
одинаковых
чисел основе
предметных
действий,
(слагаемых)
на
основе иллюстраций; рассказывать
условие
табличного умножения числа 2.
задачи двумя способами (подробно и
кратко); выполнять решение задач (на
основе табличного умножения числа 2).
Дифференцировать
задачи
на
нахождение
суммы
чисел
и
на
нахождение произведения как суммы
одинаковых чисел.
Арифметические Знакомство с делением на Делить
в
практическом
плане
действия
равные части. Знак деления «:».
предметные совокупности на заданное
Практические упражнения по количество равных частей (на 2, 3, 4).
делению
предметных Составлять на основе выполненных
совокупностей на 2, 3, 4 равные практических
действий
числовые
части.
выражения и записывать их со знаком
Составление
числового деления («:»).
выражения (6 : 2) на основе Читать примеры на деление.
соотнесения
с
предметно- Моделировать деление на равные части,
практической
деятельностью записанное в виде примера, в предметно(ситуацией)
по
делению практической деятельности.
предметных совокупностей на Понимать названия компонентов и
равные части («поровну»), его результата деления в речи учителя,
чтение.
использовать эти термины в собственной
Название
компонентов
и речи (по возможности).
результата деления.
Арифметические Простые арифметические задачи Моделировать
содержание
простых
задачи
на деление на равные части.
арифметических задач на деление на
равные части на основе действий с
24

39-40. Деление на 2.

2

15.11.
18.11.

Арифметические Составление таблицы деления на
действия
2, ее изучение, воспроизведение.
Выполнение табличных случаев
деления чисел на 2 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 2.
Взаимосвязь табличных случаев
умножения числа 2 и деления на
2.
Деление на 2 чисел, полученных
при измерении величин.

предметными
совокупностями;
оформлять на этой основе запись
решения задачи в виде числового
выражения.
Составить таблицу деления на 2 на
основе
предметно-практической
деятельности по делению предметных
совокупностей на 2 равные части.
Выявить взаимосвязь между отдельными
компонентами таблицы деления на 2.
Находить в таблице деления числа 2
нужную строку (нужный пример),
следующую строку (следующий пример),
предыдущую
строку
(предыдущий
пример).
Воспроизводить таблицу (часть таблицы)
деления на 2 по памяти.
Выполнять табличные случаи деления на
2 при решении примеров.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
использования таблицы деления на 2.
Устанавливать взаимосвязь табличных
случаев умножения числа 2 и деления на
2 путем составления и решения взаимно
обратных примеров на умножение и
деление.
25

41. Многоугольники.

42-44.
числа 3.

Умножение

1

19.11.

3

20.11.
22.11.
25.11.

Арифметические Составление и решение простых Моделировать содержание задач на
задачи
арифметических
задач
на деление на 2 равные части.
деление на 2 равные части.
Составлять простые арифметические
задачи на деление на 2 равные части на
основе
действий
с
предметными
совокупностями и по готовому решению;
выполнять их решение.
Геометрический Многоугольники, их элементы.
Выявить
сходство
и
различие
материал
Выявление
связи
названия многоугольников (любых) на основе их
каждого
многоугольника
с элементов.
количеством углов у него.
Выявить связь названия многоугольника
с количеством углов у него.
Называть многоугольники разного вида.
Арифметические Составление таблицы умножения Составить таблицу умножения числа 3 (в
действия
числа 3 (в пределах 20), ее пределах 20) на основе предметноизучение, воспроизведение.
практической
деятельности
и
Выполнение табличных случаев взаимосвязи сложения и умножения.
умножения числа 3 с проверкой Выявить взаимосвязь между отдельными
правильности вычислений по компонентами таблицы умножения числа
таблице умножения числа 3.
3.
Умножение чисел, полученных Находить в таблице умножения числа 3
при измерении величин, на нужную строку (нужный пример),
основе табличного умножения следующую строку (следующий пример),
числа 3.
предыдущую
строку
(предыдущий
пример).
Воспроизводить таблицу (часть таблицы)
умножения числа 3 (в пределах 20) по
памяти.
26

Арифметические Составление и решение простых
задачи
арифметических
задач
на
нахождение произведения как
суммы
одинаковых
чисел
(слагаемых)
на
основе
табличного умножения числа 3.

45-47.Деление на 3.

3

26.11.
27.11.
29.11.

Арифметические Составление таблицы деления на
действия
3 (в пределах 20), ее изучение,
воспроизведение.
Выполнение табличных случаев
деления чисел на 3 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 3.
Взаимосвязь табличных случаев
умножения числа 3 и деления на
3.

Выполнять табличные случаи умножения
числа 3 при решении примеров.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
использования таблицы умножения числа
3.
Выполнять
умножение
чисел,
полученных при измерении величин, на
основе табличных случаев умножения
числа 3.
Составлять простые арифметические
задачи на нахождение произведения как
суммы одинаковых чисел (слагаемых) на
основе
предметных
действий,
иллюстраций; рассказывать
условие
задачи двумя способами (подробно и
кратко); выполнять решение задач (на
основе табличного умножения числа 3).
Составить таблицу деления на 3 (в
пределах 20) на основе предметнопрактической деятельности по делению
предметных совокупностей на 3 равные
части.
Выявить взаимосвязь между отдельными
компонентами таблицы деления на 3 (в
пределах 20).
Находить в таблице деления числа 3
нужную строку (нужный пример),
27

48-50.
числа 4.

Умножение

3

02.12
03.12
04.12

Деление на 3 чисел, полученных следующую строку (следующий пример),
при измерении величин.
предыдущую
строку
(предыдущий
пример).
Воспроизводить таблицу (часть таблицы)
деления на 3 (в пределах 20) по памяти.
Выполнять табличные случаи деления на
3 при решении примеров.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
использования таблицы деления на 3.
Устанавливать взаимосвязь табличных
случаев умножения числа 3 и деления на
3 путем составления и решения взаимно
обратных примеров на умножение и
деление.
Выполнять деление на 3 чисел,
полученных при измерении величин.
Арифметические Составление и решение простых Моделировать содержание задач на
задачи
арифметических
задач
на деление на 3 равные части.
деление на 3 равные части.
Составлять простые арифметические
задачи на деление на 3 равные части на
основе
действий
с
предметными
совокупностями и по готовому решению;
выполнять их решение.
Арифметические Составление таблицы умножения Составить таблицу умножения числа 4 (в
действия
числа 4 (в пределах 20), ее пределах 20) на основе предметноизучение, воспроизведение.
практической
деятельности
и
Выполнение табличных случаев взаимосвязи сложения и умножения.
28

умножения числа 4 с проверкой
правильности вычислений по
таблице умножения числа 4.
Умножение чисел, полученных
при измерении величин, на
основе табличного умножения
числа 4.

Арифметические Составление и решение простых
задачи
арифметических
задач
на
нахождение произведения как
суммы
одинаковых
чисел
(слагаемых)
на
основе
табличного умножения числа 4.

Выявить взаимосвязь между отдельными
компонентами таблицы умножения числа
4.
Находить в таблице умножения числа 4
нужную строку (нужный пример),
следующую строку (следующий пример),
предыдущую
строку
(предыдущий
пример).
Воспроизводить таблицу (часть таблицы)
умножения числа 4 (в пределах 20) по
памяти.
Выполнять табличные случаи умножения
числа 4 при решении примеров.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
использования таблицы умножения числа
4.
Выполнять
умножение
чисел,
полученных при измерении величин, на
основе табличного умножения числа 4.
Составлять простые арифметические
задачи на нахождение произведения как
суммы одинаковых чисел (слагаемых) на
основе
предметных
действий,
иллюстраций; рассказывать
условие
задачи двумя способами (подробно и
кратко); выполнять решение задач (на
основе табличного умножения числа 4).
29

51-52. Деление на 4.

2

06.12.
09.12.

Арифметические Составление таблицы деления на
действия
4 (в пределах 20), ее изучение,
воспроизведение.
Выполнение табличных случаев
деления чисел на 4 с проверкой
правильности вычислений по
таблице деления на 4.
Взаимосвязь табличных случаев
умножения числа 4 и деления на
4.
Деление на 4 чисел, полученных
при измерении величин.

Составить таблицу деления на 4 (в
пределах 20) на основе предметнопрактической деятельности по делению
предметных совокупностей на 4 равные
части.
Выявить взаимосвязь между отдельными
компонентами таблицы деления на 4 (в
пределах 20).
Находить в таблице деления числа 4
нужную строку (нужный пример),
следующую строку (следующий пример),
предыдущую
строку
(предыдущий
пример).
Воспроизводить таблицу (часть таблицы)
деления на 4 (в пределах 20) по памяти.
Выполнять табличные случаи деления на
4 при решении примеров.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
использования таблицы деления на 4.
Устанавливать взаимосвязь табличных
случаев умножения числа 4 и деления на
4 путем составления и решения взаимно
обратных примеров на умножение и
деление.
Выполнять деление на 4 чисел,
полученных при измерении величин.
30

53-55.
Умножение
чисел 5 и 6.

3

10.12.
11.12.
13.12.

Арифметические Составление и решение простых Моделировать содержание задач на
задачи
арифметических
задач
на деление на 4 равные части.
деление на 4 равные части.
Составлять простые арифметические
задачи на деление на 4 равные части на
основе
действий
с
предметными
совокупностями и по готовому решению;
выполнять их решение.
Арифметические Составление таблиц умножения Составить таблицы умножения чисел 5 и
действия
чисел 5 и 6 (в пределах 20), их 6 (в пределах 20) на основе предметноизучение, воспроизведение.
практической
деятельности
и
Выполнение табличных случаев взаимосвязи сложения и умножения.
умножения чисел 5 и 6 с Выявить взаимосвязь между отдельными
проверкой
правильности компонентами таблиц умножения чисел
вычислений
по
таблицам 5, 6.
умножения.
Воспроизводить таблицы умножения
Умножение чисел, полученных чисел 5 и 6 (в пределах 20) по памяти.
при измерении величин, на Выполнять табличные случаи умножения
основе табличного умножения чисел 5 и 6 при решении примеров.
чисел 5 и 6.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
использования таблиц умножения чисел
5 и 6.
Выполнять
умножение
чисел,
полученных при измерении величин, на
основе табличного умножения чисел 5 и
6.
Арифметические Составление и решение простых Составлять простые арифметические
задачи
арифметических
задач
на задачи на нахождение произведения как
31

нахождение произведения как
суммы
одинаковых
чисел
(слагаемых)
на
основе
табличного умножения чисел 5 и
6.

56.
Деление на 5 и на 6.

1

16.12

Арифметические Составление таблиц деления на 5
действия
и на 6 (в пределах 20), их
изучение, воспроизведение.
Выполнение табличных случаев
деления чисел на 5 и на 6 с
проверкой
правильности
вычислений
по
таблицам
деления.
Взаимосвязь
умножения
и
деления.
Деление на 5 и на 6 чисел,
полученных
при
измерении
величин.

суммы одинаковых чисел (слагаемых) на
основе
предметных
действий,
иллюстраций; рассказывать
условие
задачи двумя способами (подробно и
кратко); выполнять решение задач (на
основе табличного умножения чисел 5 и
6).
Дифференцировать
задачи
на
нахождение
суммы
чисел
и
на
нахождение произведения как суммы
одинаковых чисел.
Дифференцировать
задачи
на
нахождение произведения и частного
(деление на равные части).
Составить таблицы деления на 5 и на 6 (в
пределах 20) на основе предметнопрактической деятельности по делению
предметных совокупностей на 5, 6
равных частей.
Выявить взаимосвязь между отдельными
компонентами таблиц деления на 5 и на 6
(в пределах 20).
Воспроизводить таблицы деления на 5 и
на 6 (в пределах 20) по памяти.
Выполнять табличные случаи деления на
5 и на 6 при решении примеров.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
32

57.Повторение
изученного во второй
четверти.
58.
Контрольная работа.
59.Работа
над
ошибками.

1

17.12.

1

18.12

1

20.12

использования таблиц деления на 5 и на
6.
Устанавливать взаимосвязь табличных
случаев умножения чисел 5 и 6 и деления
на 5 и 6 путем составления и решения
взаимно
обратных
примеров
на
умножение и деление.
Выполнять деление на 5 и на 6 чисел,
полученных при измерении величин.
Арифметические Составление и решение простых Моделировать содержание задач на
задачи
арифметических
задач
на деление на 5, на 6 равных частей.
деление на 5, на 6 равных частей. Составлять простые арифметические
задачи на деление на 5, на 6 равных
частей
на
основе
действий
с
предметными совокупностями и по
готовому решению; выполнять их
решение.
Дифференцировать
задачи
на
нахождение произведения и частного
(деление на равные части).
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.
Самостоятельное решение контрольных
задач и упражнений .
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.
33

60-61.
Деление на 5 и на 6.

2

23.12.
24.12.

62-64.
Последовательность
месяцев в году.

3

25.12.
27. 12.
28.12.

3

10.01.
13.01.
14.01.

Второй десяток
65-67. Умножение и
деление чисел
(все случаи)

Арифметические Составление таблиц деления на 5
действия
и на 6 (в пределах 20), их
изучение, воспроизведение.
Выполнение табличных случаев
деления чисел на 5 и на 6 с
проверкой
правильности
вычислений
по
таблицам
деления.
Взаимосвязь
умножения
и
деления.
Деление на 5 и на 6 чисел,
полученных
при
измерении
величин.

Составить таблицы деления на 5 и на 6 (в
пределах 20) на основе предметнопрактической деятельности по делению
предметных совокупностей на 5, 6
равных частей.
Выявить взаимосвязь между отдельными
компонентами таблиц деления на 5 и на 6
(в пределах 20).
Воспроизводить таблицы деления на 5 и
на 6 (в пределах 20) по памяти.
Выполнять табличные случаи деления на
5 и на 6 при решении примеров.
Проверять правильность вычислений
путем
самоконтроля
на
основе
использования таблиц деления на 5 и на
6.
Единицы
Последовательность месяцев в Определять последовательность месяцев
измерения и их году.
от начала года.
соотношения
Номера месяцев от начала года.
Называть порядковый номер данного
месяца и месяц по его порядковому
номеру.
3 четверть (41 ч)
Арифметические Переместительное
свойство
действия
умножения
(практическое
использование).
Взаимосвязь
умножения
и
деления.

Использовать переместительное свойство
умножения при решении примеров.
Устанавливать взаимосвязь табличных
случаев умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и
деления на 2, 3, 4, 5, 6 путем составления
34

68. Шар, круг,
окружность.

1

15.01.

Арифметические Составные
арифметические
задачи
задачи в два действия (сложение,
вычитание, умножение, деление):
краткая запись, решение задачи с
вопросами, ответ задачи.
Составление
составных
арифметических задач в два
действия (сложение, вычитание,
умножение,
деление)
по
предложенному
сюжету,
иллюстрациям, краткой записи.
Простые арифметические задачи
на нахождение стоимости на
основе
зависимости
между
ценой, количеством, стоимостью.
Геометрический Окружность:
распознавание,
материал
называние.
Дифференциация шара, круга,
окружности.
Соотнесение формы предметов
(обруч, кольцо) с окружностью.
Знакомство
с
циркулем.
Построение
окружности
с
помощью циркуля.

и решения взаимно обратных примеров
на умножение и деление.
Составлять краткую запись составной
арифметической задачи в два действия
(сложение,
вычитание,
умножение,
деление); записывать решение составной
задачи с вопросами и выполнять его;
записывать ответ задачи.
Составлять составные арифметические
задачи в два действия (сложение,
вычитание, умножение, деление) по
предложенному сюжету, иллюстрациям,
краткой записи.
Выполнять
решение
простых
арифметических задач на нахождение
стоимости на основе зависимости между
ценой, количеством, стоимостью.
Узнавать окружность, называть ее.
Дифференцировать
шар,
круг
и
окружность.
Соотносить
форму
предметов
окружающей
действительности
с
окружностью («кольцо по форме похоже
на окружность»).
Рисовать
окружность
с
помощью
шаблона круга, предмета круглой формы
(например, обвести по контуру монету).
Чертить окружность с помощью циркуля.
35

Сотня
69.-71.
десятки.

Круглые

72. Меры стоимости.

3

1

17.01.
20.01.
21.01.

22.01.

Нумерация

Образование круглых десятков в
пределах 100, их запись и
название.
Ряд круглых десятков.
Присчитывание, отсчитывание
по 10 в пределах 100.
Сравнение
и
упорядочение
круглых десятков.

Арифметические
действия
Единицы
измерения и их
соотношения

Сложение, вычитание круглых
десятков и числа 10.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Сравнение круглых десятков,
полученных
при
измерении
стоимости, в пределах 100 р.
Знакомство с монетой 50 к.
Размен монет достоинством 50
к., 1 р. монетами по 10 к. Замена
монет более мелкого достоинства
(по 10 к.) монетой более крупного достоинства (50 к., 1 р.).

Моделировать образование круглых
десятков в пределах 100 в практической
деятельности
с
предметными
совокупностями.
Записывать круглые десятки в виде числа
(3 дес. – это 30); называть круглые
десятки (30 – «тридцать»).
Воспроизводить
последовательность
круглых десятков в пределах 100 в
прямом и обратном порядке, в заданных
пределах.
Присчитывать, отсчитывать по 10 в
пределах 100.
Сравнивать и упорядочивать круглые
десятки.
Выполнять сложение, вычитание круглых
десятков и числа 10 (30 + 10; 40 – 10).
Получать 100 р. с помощью набора монет
по 10 р.
Присчитывать, отсчитывать по 10 р. в
пределах 100 р.
Получать 100 к. с помощью набора монет
по 10 к.; заменять 100 к. монетой
достоинством 1 р.
Определять, сколько копеек содержится в
1 р. (1 р. = 100 к.).
Присчитывать, отсчитывать по 10 к. в
36

73-78. Числа 21-100.

6

24.01.
27.01.
28.01.
29.01.
31.01.
03.02.

Нумерация

Получение двузначных чисел в
пределах 100 из десятков и
единиц. Чтение и запись чисел в
пределах 100.
Разложение двузначных чисел на
десятки и единицы.
Числовой ряд в пределах 100.
Присчитывание, отсчитывание
по 1 в пределах 100.
Получение
следующего
и
предыдущего числа.
Счет предметов и отвлеченный
счет в пределах 100. Счет в
заданных пределах.
Разряды:
единицы,
десятки,
сотни. Место разрядов в записи
числа.
Разрядная
таблица.
Представление чисел в виде

пределах 100 к.
Сравнивать круглые десятки, полученные
при измерении стоимости, в пределах 100
р.
Познакомиться с монетой достоинством
50 к. Разменивать монеты достоинством
50 к., 1 р. монетами по 10 к. Заменять
монеты более мелкого достоинства (по 10
к.) монетой более крупного достоинства
(50 к., 1 р.).
Моделировать образование чисел 21-100
на основе их десятичного состава с
помощью различного дидактического
материала,
предметов
окружающей
действительности, графических работ в
тетради.
Читать и записывать числа в пределах
100.
Раскладывать двузначные числа на
десятки и единицы.
Воспроизводить
последовательность
чисел в пределах 100 в прямом и
обратном порядке, в заданных пределах.
Определять место каждого числа в
пределах 100 в числовом ряду.
Получать следующее и предыдущее
число
в
пределах
100
путем
присчитывания, отсчитывания 1.
37

суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел в пределах 100.

Единицы
Числа,
полученные
при
измерения и их измерении стоимости в пределах
соотношения
100
р.,
полученные
при
измерении одной мерой.
Сравнение чисел, полученных
при измерении величин одной
мерой стоимости, длины, массы,
ёмкости, времени (в пределах
100).
Арифметические Сложение и вычитание чисел в
действия
пределах
100
на
основе
десятичного
состава
чисел;

Осуществлять
счет
предметов
и
отвлеченный счет в пределах 100,
присчитывая по 1.
Считать в заданных пределах.
Называть разряды числа (единицы,
десятки, сотни), определять их место в
записи числа; определять разряды числа с
помощью разрядной таблицы.
Представлять числа в виде суммы
разрядных слагаемых; получать числа из
разрядных слагаемых.
Сравнивать числа в пределах 100 по
месту в числовом ряду; по количеству
разрядов; по количеству десятков и
единиц.
Моделировать
образование
чисел,
полученных при измерении стоимости в
пределах 100 р., с помощью монет
достоинством 10 р., 1 р., 2 р., 5 р. на
основе знания десятичного состава
двузначных чисел.
Сравнивать числа, полученные при
измерении
величин
одной
мерой
стоимости, длины, массы, ёмкости,
времени (в пределах 100).
Выполнять сложение и вычитание чисел
в пределах 100 на основе десятичного
состава чисел (30 + 2; 32 – 2; 32 - 30).
38

присчитывания, отсчитывания по
1.
Нахождение значения числового
выражения
в
два
арифметических действия на
последовательное
присчитывание, отсчитывание по
1, по 10.

79-80. Мера длины –
метр.

2

04.02.
05.02.

Арифметические Решение простых и составных
задачи
задач с числами в пределах 100.
Составление
и
решение
арифметических задач с числами
в
пределах
100
по
предложенному
сюжету,
готовому решению, краткой
записи.
Единицы
Знакомство с мерой длины –
измерения и их метром.
соотношения
Запись: 1 м. Соотношения: 1 м =
100 см, 1 м = 10 дом.
Измерение длины предметов с
помощью модели метра (в
качестве мерки).
Сравнение чисел, полученных
при измерении длины.

Получать следующее и предыдущее
число в пределах 100 на основе
арифметических действий: прибавлять 1
к числу (29 + 1), вычитать 1 из числа (30
– 1).
Находить значение числового выражения
в два арифметических действия на
последовательное
присчитывание,
отсчитывание по 1 (38 + 1 + 1; 40 – 1 – 1),
по 10 (50 + 10 + 10; 50 – 10 - 10).
Выполнять краткую запись простых и
составных задач с числами в пределах
100, выполнять их решение.
Составлять и решать арифметические
задачи с числами в пределах 100 по
предложенному
сюжету,
готовому
решению, краткой записи.
Познакомиться с новой единицей
измерения длины – 1 м; записывать и
читать (называть) ее.
Изготовить модель метра. Сравнить
модель 1 м с моделью 1 дм, 1 см.
Определить,
сколько
дециметров
содержится в 1 м (1 м = 10 дм); сколько
сантиметров содержится в 1 м (1 м = 100
см).
Присчитывать, отсчитывать по 10 см в
39

Арифметические Сложение и вычитание (в
действия
пределах
100
см)
чисел,
полученных
при
измерении
длины.

81-82. Меры времени.
Календарь.

2

07.02.
10.02.

Единицы
Числа,
полученные
при
измерения и их измерении времени.
соотношения
Знакомство
с
календарем.
Количество суток в каждом
месяце года.

пределах 100 см (1 м).
Сравнивать
длину
предметов
окружающей
действительности
с
моделью 1 м: больше (длиннее), чем 1 м;
меньше (короче), чем 1 м; равно 1 м
(такой же длины).
Измерять длину предметов с помощью
модели метра (в качестве мерки);
записывать результат измерения в виде
числа, полученного при измерении
длины.
Сравнивать числа, полученные при
измерении длины.
Дифференцировать числа, полученные
при измерении длины, от чисел,
полученных при измерении других
величин.
Выполнять сложение и вычитание (в
пределах 100 см) чисел, полученных при
измерении длины, на основе десятичного
состава
двузначных
чисел,
присчитывания, отсчитывания по 1 см, 10
см.
Читать, записывать числа, полученные
при измерении времени.
Дифференцировать числа, полученные
при измерении времени, от чисел,
полученных при измерении других
40

83-87. Сложение и
вычитание круглых
десятков.

5

11.02.
12.02.
14.02.
17.02.
18.02.

величин.
Изготовить круг «Сутки» с помощью
циркуля (с одной стрелкой), определить с
его помощью направление движения
стрелки «по часовой стрелке» (с опорой
на последовательность частей суток).
Изготовить модель часов с помощью
циркуля (с двумя стрелками); изображать
на модели часов время с точностью до 1
ч, получаса, выполняя движение стрелок
в направлении «по часовой стрелке».
Познакомиться с календарем (в виде
таблицы на 1 мес., на 1 год).
Определять по календарю количество
суток в каждом месяце года.
Определять количество суток в каждом
месяце
без
календаря,
используя
«бытовой» способ (с помощью рук,
зажатых в кулаки).
Составить таблицу «Год», записать в нее
название месяцев по порядку и указать
количество суток в каждом из них.
Арифметические Сложение и вычитание круглых Моделировать сложение и вычитание
действия
десятков (30 + 20; 50 – 20).
круглых десятков с помощью счетного
Сложение и вычитание круглых материала.
десятков,
полученных
при Выполнять сложение и вычитание
измерении стоимости.
круглых десятков приемами устных
вычислений (с записью примеров в
41

88-91. Сложение и
вычитание
двузначных
и
однозначных чисел.

4

19.02.
21.02.
24.02.
25.02.

Единицы
Размен монеты достоинством 1 р.
измерения и их монетами по 50 к. Замена монет
соотношения
более мелкого достоинства (50
к.) монетой более крупного
достоинства (1 р.).
Арифметические Сложение
и
вычитание
действия
двузначных и однозначных чисел
в пределах 100 без перехода
через разряд приемами устных
вычислений (34 + 2; 2 + 34; 34 –
2).
Увеличение, уменьшение на
несколько единиц чисел в
пределах 100.
Сложение и вычитание чисел,
полученных
при
измерении
величин (в пределах 100).
Нахождение значения числового
выражения на порядок действий
с числами в пределах 100.
Сложение, вычитание чисел в
пределах 100 с нулем (34 + 0; 0 +
34; 34 – 0; 34 – 34).

строчку) с числами, полученными при
счете и при измерении величин.
Выполнять размен монеты достоинством
1 р. монетами по 50 к.; замену монет
более мелкого достоинства (50 к.)
монетой более крупного достоинства (1
р.).
Моделировать сложение двузначных и
однозначных чисел (34 + 2; 2 + 34),
вычитание однозначных чисел из
двузначных чисел (34 – 2) с помощью
счетного материала, иллюстрирования.
Выполнять сложение и вычитание
двузначных и однозначных чисел
приемами устных вычислений (с записью
примеров в строчку) с числами,
полученными при счете и при измерении
величин.
Применять при выполнении вычислений
переместительное свойство сложения.
Увеличивать, уменьшать на несколько
единиц числа в пределах 100, записывать
выполненные операции в виде числового
выражения (примера).
Находить значение числового выражения
на порядок действий со скобками и без
скобок в два арифметических действия
(сложение, вычитание) в пределах 100.
42

92-95. Сложение и
вычитание
двузначных чисел и
круглых десятков.

4

26.02.
28.02.
03.03.
04.03.

Арифметические Сложение
и
вычитание
действия
двузначных чисел и круглых
десятков
в
пределах
100
приемами устных вычислений
(34 + 20; 20 + 34; 34 – 20).
Увеличение, уменьшение на
несколько десятков чисел в
пределах 100.

Находить значение числового выражения
на порядок действий в примерах без
скобок в два арифметических действия
(сложение (вычитание) и умножение;
сложение (вычитание) и деление) в
пределах 100 по инструкции о порядке
действий.
Выполнять решение примеров на
сложение, вычитание чисел в пределах
100, в которых одним из компонентов
действия является 0 (34 + 0; 0 + 34; 34 –
0); 0 как результат вычитания (34 – 34).
Моделировать сложение двузначных
чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 +
34), вычитание круглых десятков из
двузначных чисел (34 – 20) с помощью
счетного материала, иллюстрирования.
Выполнять сложение и вычитание
двузначных чисел и круглых десятков
приемами устных вычислений (с записью
примеров в строчку) с числами,
полученными при счете и при измерении
величин.
Применять при выполнении вычислений
переместительное свойство сложения.
Увеличивать, уменьшать на несколько
десятков числа в пределах 100,
записывать выполненные операции в
43

96-97. Сложение
вычитание
двузначных чисел.

и

2

05.03.
07.03.

Арифметические Сложение
и
вычитание
действия
двузначных чисел в пределах 100
без перехода через разряд
приемами устных вычислений
(34 + 23; 34 – 23).

Геометрический
материал
98. Центр, радиус
окружности и круга.

1

10.03.

99.
Повторение
изученного в третьей
четверти.
100.
Контрольная
работа.

1

11.03

1

12.03

Геометрический
материал

Построение
окружностей
с
радиусами, разными по длине, с
центром в одной точке.
Знакомство с центром, радиусом
окружности и круга.
Построение
окружности
с
данным радиусом.
Построение
окружностей
с
радиусами, равными по длине,
разными по длине.

виде числового выражения (примера).
Моделировать сложение и вычитание
двузначных чисел (34 + 23; 34 – 23) с
помощью
счетного
материала,
иллюстрирования.
Выполнять сложение и вычитание
двузначных чисел приемами устных
вычислений (с записью примеров в
строчку) с числами, полученными при
счете и при измерении величин.
Строить с помощью циркуля окружности
с радиусами, разными по длине, с
центром в одной точке.
Выделять точку - центр окружности и
круга.
Определять
центр
круга
путем
перегибания его на 4 части.
Определять радиус окружности и круга,
чертить радиусы окружности, круга.
Измерять длину радиусов окружности,
круга.
Строить с помощью циркуля окружности
с данным радиусом.
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.
Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками
44

101.
Работа
ошибками.

над

1

14.03

102-105.
Числа,
полученные
при
измерении
величин
двумя мерами.

4

17.03.
18.03.
19.03.
21.03.

106-108. Получение в
сумме
круглых
десятков и числа 100.

3

31.03.
01.04.
02.04.

Единицы
Чтение
и
запись
чисел,
измерения и их полученных
при
измерении
соотношения
длины двумя мерами (2 м 15 см).
Чтение
и
запись
чисел,
полученных
при
измерении
стоимости двумя мерами (15 р.
50 к.).

4 четверть (31 ч)
Арифметические Сложение двузначного числа с
действия
однозначным в пределах 100,
получение в сумме круглых
десятков и числа 100 приемами
устных вычислений (27 + 3; 97 +
3).
Сложение двузначных чисел в
пределах 100, получение в сумме

Самостоятельное решение контродьных
задач и упражнений .
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.
Читать, записывать числа, полученные
при измерении длины двумя мерами (2 м
15 см).
Измерять длину предметов в метрах и
сантиметрах, записывать результаты
измерений в виде числа с двумя мерами
(1 м 20 см).
Читать, записывать числа, полученные
при измерении стоимости двумя мерами
(15 р. 50 к.).
Моделировать числа, полученные при
измерении стоимости двумя мерами, с
помощью набора из монет достоинством
10 р., 1 р., 2 р., 5 р., 50 к., 10 к.
Моделировать сложение двузначных
чисел с однозначными с получением в
сумме круглых десятков и числа 100 (27
+ 3; 97 + 3) с помощью счетного
материала, иллюстрирования.
Выполнять сложение двузначных чисел с
однозначными с получением в сумме
круглых десятков и числа 100 приемами
45

109-111. Вычитание
чисел из круглых
десятков и из числа
100.

3

04.04.
07.04.
08.04.

круглых десятков и числа 100 устных вычислений (с записью примеров
приемами устных вычислений в строчку) с числами, полученными при
(27 + 13; 87 + 13).
счете и при измерении величин.
Моделировать сложение двузначных
чисел с получением в сумме круглых
десятков и числа 100 (27 + 13; 87 + 13) с
помощью
счетного
материала,
иллюстрирования.
Выполнять сложение двузначных чисел с
получением в сумме круглых десятков и
числа 100 приемами устных вычислений
(с записью примеров в строчку) с
числами, полученными при счете и при
измерении величин.
Геометрический Построение
окружности
с Строить с помощью циркуля окружности
материал
радиусом,
который
больше, с радиусом, который больше, меньше по
меньше по длине, чем радиус длине, чем радиус данной окружности.
данной окружности.
Арифметические Вычитание
однозначных, Моделировать вычитание однозначных,
действия
двузначных чисел из круглых двузначных чисел из круглых десятков
десятков
приемами
устных (50 – 4; 50 – 24) с помощью счетного
вычислений (50 – 4; 50 – 24).
материала, иллюстрирования.
Вычитание
однозначных, Выполнять вычитание однозначных,
двузначных чисел из числа 100 двузначных чисел из круглых десятков
приемами устных вычислений приемами устных вычислений (с записью
(100 – 4; 100 – 24).
примеров в строчку) с числами,
полученными при счете и при измерении
величин.
46

112.-114.
времени
минута.

–

Меры
сутки,

3

09.04.
11.04.
14.04.

Единицы
Соотношение: 1 сут. = 24 ч.
измерения и их Знакомство с мерой времени –
соотношения
минутой.
Запись: 1 мин. Соотношение: 1 ч
= 60 мин.
Чтение
и
запись
чисел,
полученных
при
измерении
времени двумя мерами (4 ч 15
мин).
Определение времени по часам с
точностью до 5 мин; называние
времени
двумя
способами
(прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4
ч).

Моделировать вычитание однозначных,
двузначных чисел из числа 100 (100 – 4;
100 – 24) с помощью счетного материала,
иллюстрирования.
Выполнять вычитание однозначных,
двузначных чисел из числа 100 приемами
устных вычислений (с записью примеров
в строчку) с числами, полученными при
счете и при измерении величин.
Находить по календарю (табельному,
отрывному) указанные даты (например,
12 июня); определять день недели
указанной даты.
Определить количество часов в сутках на
основе прохождения часовой стрелки по
циферблату часов за 1 сут. (12 ч + 12 ч =
24 ч).
Познакомиться с новой единицей
измерения времени – 1 мин.; записывать
и читать (называть) данную меру.
Читать и записывать числа, полученные
при измерении времени двумя мерами (4
ч 15 мин).
Соотносить положение минутной стрелки
на циферблате часов с количеством
минут, которые прошли от начала часа.
Определить количество минут в 1 ч на
основании движения минутной стрелки
47

115-120. Умножение
и деление чисел.

6

15.04.
16.04.
18.04.
21.04.
22.04.
23.04.

Арифметические Табличное умножение чисел 2, 3,
действия
4, 5, 6 (в пределах 20).
Табличное деление на 2, 3, 4, 5, 6
(на равные части, в пределах 20).
Взаимосвязь
умножения
и
деления.

121-124. Деление по
содержанию.

4

25.04.
28.04.
29.04.
30.04.

Арифметические Знакомство с делением по
действия
содержанию.
Практические упражнения по
делению
предметных
совокупностей по 2, 3, 4, 5.

по циферблату часов (1 ч = 60 мин).
Определять время по часам с точностью
до 5 мин; называть время на часах двумя
способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15
мин 4 ч).
Выполнять табличное умножение чисел
2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20) и табличное
деление на 2, 3, 4, 5, 6 (на равные части, в
пределах 20) при решении примеров.
Воспроизводить
предыдущую,
следующую строку из таблиц умножения
устно и с записью примера.
Составлять и решать взаимно обратные
примеры на умножение и деление.
Выполнять умножение и деление чисел,
полученных при измерении величин.
Находить значение числового выражения
на порядок действий в примерах без
скобок в два арифметических действия
(сложение (вычитание) и умножение;
сложение (вычитание) и деление) в
пределах 100 по инструкции о порядке
действий.
Выполнять в практическом плане
деление по содержанию на основе
операций
с
предметными
совокупностями (деление по 2, 3, 4, 5).
Составлять на основе выполненных
48

Дифференциация (различение)
двух видов деления (на равные
части и по содержанию) на
уровне практических действий;
различение способов записи и
чтения каждого вида деления.

Арифметические Простые арифметические задачи
задачи
на деление по содержанию.

125-128.
Порядок
действий в примерах.

4

05.05.
06.05.
07.05.
12.05.

129.
Повторение
изученного
в
четвертой четверти.
130.
Контрольная
работа.

1

13.05.

1

14.05.

Арифметические Порядок действий в числовых
действия
выражениях
без
скобок,
содержащих
умножение
и
деление.
Нахождение значения числового
выражения
в
два
арифметических
действия
(сложение,
вычитание,
умножение, деление).

практических
действий
числовые
выражения и записывать их.
Различать виды деления (на равные части
и по содержанию) при выполнении
практических действий по делению
предметных совокупностей; различать
способы записи и чтения каждого вида
деления.
Выполнять решение задач на деление по
содержанию на основе действий с
предметными
совокупностями;
записывать решение задач в виде
числового выражения.
Познакомиться с правилом порядка
действий в числовых выражениях без
скобок, содержащих умножение и
деление.
Находить значение числового выражения
(решение примера) в два арифметических
действия (сложение или вычитание и
умножение, сложение или вычитание и
деление) на основе применения правила о
порядке действий.
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.
Участие в установочной беседе с
учителем и одноклассниками
49

131.
Работа
ошибками.

над

132-136.Повторение
изученного за год.

1

16.05.

5

19.05.
20.05.
21.05.
23.05.
26.05.

Самостоятельное решение контродьных
задач и упражнений .
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.
Работа с учебником,
выполнение
упражнений. Выполнение практических
заданий, работа с алгоритмами.

50

51

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».