9. ОБЖ

1. Пояснительная записка
Программа по основам безопасности жизнедеятельности учитывает
особенности

познавательной

деятельности

обучающихся.

Обучение

направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит
элементарно-практический

характер,

способствует

их

умственному

развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся
потребности сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и
безопасности окружающих для последующей социальной адаптации и
интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно

–

информационную,

коммуникативно-деятельностную,

ценностно-ориентационную).
2. Содержание

учебного

предмета

основаы

безопасности

жизнедеятельности
2.1 Защита человека в чрезвычайных ситуациях
–

какими бывают чрезвычайные ситуации;

–

чрезвычайные ситуации природного происхождения;

–

наводнения, причины наводнений;

–

мероприятия по защите от наводнений;

–

основные мероприятия гражданской обороны по защите населения;

–

оповещение

населения

о

чрезвычайных

ситуациях.

Сигнал

«Вниманиевсем!»;
–

что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

2.2 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи
–

болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит

нашездоровье;

–

как живет наш организм, из чего состоит тело человека;

–

наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости

исуставы.

Сердце

и

кровеносные

сосуды,

желудок

и

кишечник;
– органы дыхания;
–

пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение,

укус,ушиб;
–

первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами;

–

отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая

помощь при отравлении грибами.
2.3 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения учащихся
–

безопасное поведение на воде;

–

чем опасны водоемы зимой;

–

меры предосторожности при движении по льду водоемов;

–

правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

–

безопасное поведение на природе;

–

нарушение

экологического

равновесия

в

местах

проживания,

правилаповедения;
–

чистый воздух, его значение для здоровья человека,
причинызагрязнения;

–

правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;

–

как ориентироваться в лесу;

–

как вести себя на реке зимой;

–

опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.;

–

ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности;

–

опасные животные и насекомые;

–

правила

поведения

при

встрече

с

опасными

животными

и

насекомыми,меры защиты от них.

2.4 Безопасное поведение на дорогах
–

движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог;

–

правила

–

ирегулировщика;

–

правила поведения в незнакомом городе.

перехода

дорог.

Перекрестки,

сигналы

светофора

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

3.

Минимальный уровень:
Наши органы: наш организм, головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы,
мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и
кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом
жизни. Избыточный вес;
-

травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и

признаки;
- какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации

природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
- как оповещают население о чрезвычайных
- ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». чем

опасны водоемы, какие меры следует принять при движении по льду;
- правила поведения на пляже. Правила купания

в

оборудованных и

необорудованных местах;
-

правила безопасного поведения в лесу, поле;

- правила поведения во время природных явлений: дождя, грозы, снегопада

и т.д.;
- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с

опасными животными и насекомыми;

- Достаточный уровень: правильно прейти водоём по льду;
- правильно вести себя на пляже. Плавать техникой

плавания «кроль на

груди»;
- ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
-

правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми,

защищаться от них;
- распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
- оказать первую помощь при царапине, от чего зависит наше здоровье.
- ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;

Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1765 от 27.08.2024 учебного года.
Дополнительная литература:
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред.
А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2018.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.
пособие для 1–2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2016.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая
тетрадь для 1–4 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В.
Иванова. – М.: Просвещение, 2018.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая
тетрадь для 1–4л. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В.
Иванова. – М.: Просвещение, 2018.
Ижевский
Комплект

П.

В.,

плакатов

Иванова

Н.

«Безопасность

В.

–

М.:

дорожного

Просвещение,
движения»

2011.

1–4

кл.:

(Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. – 24 листовки, 24
плаката

(комплект

для

школьников,

комплект

для

учителя).

–

М.: Просвещение: Рилионт, 2018.
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя /
И. К. Топоров. – М.: Просвещение, 2017.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),

утверждена

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1765 от 27.08.2024 учебного года.
10.Устав
учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024 года.

13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
Предметные картинки, коррекционные карточки, таблицы, схемы,
поэтапные

инструкции,

технические

средства

(телевизор,

ноутбук,

демонстрационный материал).
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,

http://nsportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

http://infourok.ru/,

http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

класс
Ф.И.О. учителя

3 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№ п\п

1-8.
1-2.

Тема занятий

1 четверть
«Безопасность на дороге»
Правила безопасного поведения на
улице и дорогах.

Всего - 33 ч.

В неделю – 1 ч.
33 ч.
-

Колво
часов
8
2

3.

Светофор и дорожные знаки

1

4.

Перекрёстки и их виды

1

5.

Правила перехода проезжей части
дороги.

1

Дата

Виды деятельности

02.0925.10.
06.09, Вводная беседа о пешеходах и
13.09. дорогах. Повторение правил
движения
пешеходов
по
дорогам. Работа с наглядным
материалом.
20.09. Беседа о правостороннем и
левостороннем
движении,
повторение правил дорожного
движения.
27.09. Беседа о том, как правильно
переходить дорогу, перекрёсток.
Сигналы
регулировщика
и
светофора. Что они обозначают?
04.10. Беседа на тему «Элементы дорог.
Дорожная разметка» Просмотр

Формы
деятельности

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,

Примечание

презентации.
11.10, Беседа
на
18.10. безопасного
пешеходов.

групповая.
тему.
Правила Фронтальная,
поведения индивидуальная,
групповая.

6-7.

Остановочный путь, тормозной путь
и их влияние на безопасность.

2

8.

Виды железнодорожных переездов и
правила их перехода. Экскурсия на
железнодорожный переезд.

1

9-16.

2 четверть

8

9-12.

«Пожарная безопасность»

3

9.

Инструктаж по пожарной
безопасности. Эвакуация людей из
горящего помещения при пожаре.
«План эвакуации». Средства защиты
дыхания.

1

10.

Основные правила поведения
учащихся в новогодний праздник
(пиротехнические средства).
Как действовать в чрезвычайных
ситуациях. Службы экстренной
помощи.

1

15.11.

11.

Если горит у соседей. Как
действовать в чрезвычайных
ситуациях. Службы экстренной
помощи.

1

«Основы медицинских знаний и

4

22.11. Инструктаж
о
правилах Фронтальная,
поведения при угрозе и во время индивидуальная,
аварии. Принятие безопасных групповая.
поз
во
время
аварийных
ситуаций.
29.11-

12-15.

25.10. Беседа о видах транспортных Фронтальная,
средств,
о
специальных индивидуальная,
транспортных
средствах. групповая.
Сигналы,
которые
подают
водители транспортных средств.
05.1128.12.
08.1122.11.
08.11. Инструктаж о правилах
Фронтальная,
поведения при возникновении
индивидуальная,
пожара в общественном
групповая.
транспорте. Правила безопасного
поведения.
Причины возникновения
пожаров. Правила пожарной
безопасности.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

12.

13.

14.

15.

охрана здоровья детей».
Первая помощь при травмах. Ушибы
и порезы.
Растяжение связок, вывих костей,
переломы.
Если в глаз, ухо, нос или горло
попало инородное тело.
Первая помощь.
Как уберечься от мороза и избежать
обморожения. Первая помощь при
обморожении.
Кровотечение из носа. Первая
помощь. Здоровый образ жизни.

1

1

1

1

20.12.
29.11. Беседа
по
данной
теме. Фронтальная,
Просмотр
видеопрезентации. индивидуальная,
Работа по вопросам.
групповая.
06.12. Беседа
по
данной
теме.
Просмотр
видеопрезентации.
Работа по вопросам.
13.12. Беседа
по
данной
теме.
Просмотр
видеопрезентации.
Работа по вопросам.
20.12. Беседа
по
данной
теме.
Просмотр
видеопрезентации.
Работа по вопросам.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

«Безопасное общение».
Не бойтесь звать на помощь.
Городские службы экстренной
помощи: 01,02, 03, 04. 112.
Правила общения с незнакомыми
людьми. Ни дай себя обмануть.

1
1

27.12.
27.12 Беседа
по
данной
теме. Фронтальная,
Просмотр презентации. Ответы индивидуальная,
на вопросы.
групповая.

17-25.

3 четверть

11

09.0121.03.

17-25.

«Опасные предметы и явления»

11

10.0121.03.

17.

Компьютер, сотовый телефон.
Правила пользования.

1

10.01. Правила пользования.

18.

Как могут стать опасными домашние
вещи, бытовые электроприборы.

1

17.01. Инструктаж о соблюдении мер Фронтальная,
безопасности при пользовании индивидуальная,

16.
16.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

19-20.

Основные правила пользования
бытовыми электроприборами.

21-22. Поражение электрическим током.

2

24.01.
31.01.

2

07.02.
14.02.

электрическими приборами в
быту.
Беседа
по
данной
теме.
Просмотр
видеопрезентации.
Работа по вопросам.
Беседа
по
данной
теме.
Просмотр
видеопрезентации.
Работа по вопросам.
Беседа
по
данной
теме.
Просмотр
видеопрезентации.
Работа по вопросам.
Беседа
по
данной
теме.
Просмотр
видеопрезентации.
Работа по вопросам.

групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

23-24.

Линии электропередач.

2

21.02.
28.02.

25-27.

Если на улице дождь и гроза.
Правила поведения при грозе.

3

07.03.
14.03.
21.03.

28-33.

4 четверть

6

31.0326.05.

28-33.

«Безопасность на воде»

6

28.

Правила поведения на водоёмах и
меры безопасности в осенний
период.

1

04.0423.05.
04.04. Беседа. Просмотр презентации, Фронтальная,
видеороликов по теме.
индивидуальная,
групповая.

29.

Чем опасны водоёмы зимой. Правила
поведения зимой на водоёмах.

1

30.

Тонкий лёд. Что делать, если вы
провалились под лёд.

1

31.

Водоёмы нашей местности, правила
купания в них и меры безопасности.

1

11.04. Беседа. Просмотр презентации, Фронтальная,
видеороликов по теме.
индивидуальная,
групповая.
18.04. Беседа по теме, демонстрация Фронтальная,
презентации, видео. Работа с индивидуальная,
наглядным материалом.
групповая.
25.04. Беседа. Просмотр презентации, Фронтальная,
видеороликов по теме.
индивидуальная,
групповая.

32.

Основные и подручные спасательные
средства.

1

33.

Обобщающий урок по курсу «ОБЖ».

1

16.05. Беседа. Просмотр презентации, Фронтальная,
видеороликов по теме.
индивидуальная,
групповая.
23.05. Беседа. Просмотр презентации, Фронтальная,
видеороликов по теме.
индивидуальная,
групповая.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».