Этикет

1

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа образования по этикету для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его
поведении,

которое

контролируется

его

внутренними

побуждениями,

собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и
привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, на
поддержку

становления

и

развития

высоконравственного,

творческого,

компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного
из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание
нравственных чувств и этического сознания младшего школьника, носит
элементарно-практический характер,

способствует их умственному развитию,

социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для
нравственных

ориентиров

при

формирования

построении

у обучающихся

деятельности,

общения

и

взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации,
развитию их культурного уровня.
2.Содержание учебного предмета Этикет
2.1.

Школьный этикет

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.

3

Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в
столовой, правила поведения за столом.
БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
2.2.

Правила общения

Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к
окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в
мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и
«одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с
правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён,
появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков
сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами
приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
БУД:

использовать в

речи

слова

вежливости. Участвовать

в

диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания

собеседников,

добавлять

их

высказывания.

Высказывать

предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений). Создавать по
(положительный,

иллюстрации

словесный

отрицательный), описывать сюжетную

(серию). Оценивать адекватно

ситуацию

и

портрет

героя
картинку

предотвращать

конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
2.3.

О трудолюбии

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры
труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

4

БУД:

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий,
труда, дежурств.
2.4.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как
должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных
заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
2.5.

Внешкольный этикет

Общение

с

незнакомыми

людьми.

Правила

поведения

в

городе.

Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы
светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций
поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях.
Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм
общения.
БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер
общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3 Планируемые

предметные

результаты

освоения

учебного

предмета Этикет
3.1.Минимальный уровень
– различение хороших и плохих поступков.
– представление о правилах поведения в образовательной организации;
– уважать родителей, старших;
– устанавливать дружеские
взаимоотношений в коллективе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.

5

3.2.Достаточный уровень
– умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в
плохом поступке и проанализировать его;

6

– иметь представление о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
– уважать родителей, старших,
– доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
– установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке; уметь бережно, гуманно относиться ко
всему живому;
– иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямств;
– знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого
обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат». Приказ № 1765 от 27. 08.2024 года.
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241.

7

\
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный
образования

государственный

обучающихся

с

образовательный
умственной

стандарт

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные

правила

эпидемиологические

СП

требования

к

2.4.3648-20
организациям

«Санитарновоспитания

и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4. Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22 марта 2021 г.
осуществления

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

8

нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1765 от 27.
08.2024 года.
10.

Устав государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения

Свердловской

реализующая

области

адаптированные

«Буткинская

основные

школа-интернат,

общеобразовательные

программы», утвержденный приказом Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года №
20-Д.
11.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27. 08.2024
года.
13.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
Предметные картинки, коррекционные карточки, таблицы, схемы, поэтапные
инструкции, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска,
демонстрационный материал).
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://school-collection.ed

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Этикет
4 класс
Шеломенцева Наталья Николаевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п

Раздел, тема урока

1-8.

1 четверть

Всего – 35ч.

В неделю – 1 ч.
35 ч.
-

Кол-во
часов,
отводи
мых на
освоен
ие
каждой
темы
8

Дата

Основные виды деятельности обучающихся на уроке

6

1.

Раздел программы
«Школьный этикет»
Мы пришли на урок.

1

05.0924.10.
05.0910.10.
05.09.

2.

Зачем нужны перемены?

1

12.09.

3.

Мы в школьной столовой.

1

19.09.

4.

Дисциплина в школе и классе.

1

26.09.

Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на
уроке.
Закрепление правил поведения на переменах. Веселые
инсценировки.
Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая
игра : "Мы в столовой".
Ролевая игра "Дима пришел в первый класс".

5.

В библиотеке: люби книгу.

1

03.10.

Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в

1-6.

10

библиотеку.
Познавательная беседа. Операция «Чистокласс».

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты
и порядка.
Раздел программы
«Правила общения»
Зачем нужны вежливые слова
(доброжелательность)?

1

10.10.

2
1

17.1024.10.
17.10.

Мои товарищи: вежливое обращение к
сверстникам.
2 четверть

1

24.10.

8

Мой учитель.

1

07.1126.12.
07.11.

1

14.11.

11.
12.

Думай о других: сочувствие, как его
выразить?
Моя семья.
Сопереживание, помощь друзьям.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю?
Этикет в общении с учителем.
Познавательная беседа.

1
1

21.11.
28.11.

Составление рассказа по плану о семье.
Обыгрывание ситуаций.

13.

Дал слово - держи его.

1

05.12.

Тест «О вежливом отношении к людям».

14.

Диалоги со сверстниками.

1

12.12.

15.
16.
1725.
1722.
17.

Слово лечит, слово ранит.

1

1

19.12.
26.12.
09.0120.03.
09.0113.02.
09.01.

Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой,
зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют
ребята в классе?»
Познавательная беседа.

6
7-8.
7.
8.
916.
9.
10.

3 четверть

11

Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая
беседа «Вежливые слова».
Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила
крепкой дружбы».

6

18.

Раздел программы
«О трудолюбии»
Что помогает учиться лучше
(старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.

1

16.01.

Практическое занятие: «Наш общий дом».

19.

Учусь всё делать сам.

1

23.01.

Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца.

Познавательная беседа.

11

20.

Взаимопомощь дома и в школе.

1

30.01.

Познавательная беседа.

21.

Беречь результаты труда.

1

06.02.

Беседа "Почему надо беречь труд?"

22.

1

13.02.

Игра " Найди вещам свое место".

2327.
23

Бережливость: каждой вещи своё место
(береги свои школьные вещи)
Раздел программы
«Культура внешнего вида»
Основные правила Мойдодыра.

5
1

20.0220.03.
20.02.

Беседа «Основные правила Мойдодыра».

24.

Каждой вещи своё место.

1

27.02.

Практическое занятие.

25.

Правила личной гигиены.

1

06.03.

26.
27.
2835.

Бережное отношение к своей одежде.

2

13.03.
20.03.
03.0429.05.

Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр".
Закрепление правил соблюдения личной гигиены.
Практическая работа.

2835.
28.

Раздел программы
«Внешкольный этикет»
Правила поведения на улице, в транспорте.

8
1

03.0429.05.
03.04.

29.

"Спасибо" и "пожалуйста".

1

10.04.

30.-

Правила поведения в общественных местах.

1

17.04.

Беседа о нормах и правилах поведения в обществе. Культура
общения.

31.32.

Разговор по телефону.

2

24.04,
08.05.

Знакомство с правилами общения по телефону.
Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...."

33.
35.

Поведение в гостях.

3

15.05
22.05.
29.05.

Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура
общения.

4 четверть

8

Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных
ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения,
правилами этикета.
Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими
взрослыми.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».