1
2
1.Пояснительная записка
Рабочая программа образования по этикету для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его
поведении,
которое
контролируется
его
внутренними
побуждениями,
собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и
привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, на
поддержку
становления
и
развития
высоконравственного,
творческого,
компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного
из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание
нравственных чувств и этического сознания младшего школьника, носит
элементарно-практический характер,
способствует их умственному развитию,
социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для
нравственных
ориентиров
при
формирования
построении
у обучающихся
деятельности,
общения
и
взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации,
развитию их культурного уровня.
2.Содержание учебного предмета Этикет
2.1.
Школьный этикет
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
3
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в
столовой, правила поведения за столом.
БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
2.2.
Правила общения
Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к
окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в
мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и
«одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с
правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён,
появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков
сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами
приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
БУД:
использовать в
речи
слова
вежливости. Участвовать
в
диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания
собеседников,
добавлять
их
высказывания.
Высказывать
предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений). Создавать по
(положительный,
иллюстрации
словесный
отрицательный), описывать сюжетную
(серию). Оценивать адекватно
ситуацию
и
портрет
героя
картинку
предотвращать
конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
2.3.
О трудолюбии
Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры
труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.
4
БУД:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий,
труда, дежурств.
2.4.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как
должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных
заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
2.5.
Внешкольный этикет
Общение
с
незнакомыми
людьми.
Правила
поведения
в
городе.
Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы
светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций
поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях.
Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм
общения.
БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер
общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3 Планируемые
предметные
результаты
освоения
учебного
предмета Этикет
3.1.Минимальный уровень
– различение хороших и плохих поступков.
– представление о правилах поведения в образовательной организации;
– уважать родителей, старших;
– устанавливать дружеские
взаимоотношений в коллективе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.
5
3.2.Достаточный уровень
– умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в
плохом поступке и проанализировать его;
6
– иметь представление о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
– уважать родителей, старших,
– доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
– установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке; уметь бережно, гуманно относиться ко
всему живому;
– иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямств;
– знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого
обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа
адаптированная
образования
основная
обучающихся
с
общеобразовательная
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат». Приказ № 1765 от 27. 08.2024 года.
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241.
7
\
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный
образования
государственный
обучающихся
с
образовательный
умственной
стандарт
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные
правила
эпидемиологические
СП
требования
к
2.4.3648-20
организациям
«Санитарновоспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4. Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22 марта 2021 г.
осуществления
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
8
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1765 от 27.
08.2024 года.
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения
Свердловской
реализующая
области
адаптированные
«Буткинская
основные
школа-интернат,
общеобразовательные
программы», утвержденный приказом Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года №
20-Д.
11.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат» на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27. 08.2024
года.
13.
Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
Предметные картинки, коррекционные карточки, таблицы, схемы, поэтапные
инструкции, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска,
демонстрационный материал).
Интернет
ресурсы:
http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://school-collection.ed
9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Этикет
4 класс
Шеломенцева Наталья Николаевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
Раздел, тема урока
1-8.
1 четверть
Всего – 35ч.
В неделю – 1 ч.
35 ч.
-
Кол-во
часов,
отводи
мых на
освоен
ие
каждой
темы
8
Дата
Основные виды деятельности обучающихся на уроке
6
1.
Раздел программы
«Школьный этикет»
Мы пришли на урок.
1
05.0924.10.
05.0910.10.
05.09.
2.
Зачем нужны перемены?
1
12.09.
3.
Мы в школьной столовой.
1
19.09.
4.
Дисциплина в школе и классе.
1
26.09.
Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на
уроке.
Закрепление правил поведения на переменах. Веселые
инсценировки.
Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая
игра : "Мы в столовой".
Ролевая игра "Дима пришел в первый класс".
5.
В библиотеке: люби книгу.
1
03.10.
Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в
1-6.
10
библиотеку.
Познавательная беседа. Операция «Чистокласс».
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты
и порядка.
Раздел программы
«Правила общения»
Зачем нужны вежливые слова
(доброжелательность)?
1
10.10.
2
1
17.1024.10.
17.10.
Мои товарищи: вежливое обращение к
сверстникам.
2 четверть
1
24.10.
8
Мой учитель.
1
07.1126.12.
07.11.
1
14.11.
11.
12.
Думай о других: сочувствие, как его
выразить?
Моя семья.
Сопереживание, помощь друзьям.
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю?
Этикет в общении с учителем.
Познавательная беседа.
1
1
21.11.
28.11.
Составление рассказа по плану о семье.
Обыгрывание ситуаций.
13.
Дал слово - держи его.
1
05.12.
Тест «О вежливом отношении к людям».
14.
Диалоги со сверстниками.
1
12.12.
15.
16.
1725.
1722.
17.
Слово лечит, слово ранит.
1
1
19.12.
26.12.
09.0120.03.
09.0113.02.
09.01.
Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой,
зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют
ребята в классе?»
Познавательная беседа.
6
7-8.
7.
8.
916.
9.
10.
3 четверть
11
Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая
беседа «Вежливые слова».
Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила
крепкой дружбы».
6
18.
Раздел программы
«О трудолюбии»
Что помогает учиться лучше
(старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
1
16.01.
Практическое занятие: «Наш общий дом».
19.
Учусь всё делать сам.
1
23.01.
Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца.
Познавательная беседа.
11
20.
Взаимопомощь дома и в школе.
1
30.01.
Познавательная беседа.
21.
Беречь результаты труда.
1
06.02.
Беседа "Почему надо беречь труд?"
22.
1
13.02.
Игра " Найди вещам свое место".
2327.
23
Бережливость: каждой вещи своё место
(береги свои школьные вещи)
Раздел программы
«Культура внешнего вида»
Основные правила Мойдодыра.
5
1
20.0220.03.
20.02.
Беседа «Основные правила Мойдодыра».
24.
Каждой вещи своё место.
1
27.02.
Практическое занятие.
25.
Правила личной гигиены.
1
06.03.
26.
27.
2835.
Бережное отношение к своей одежде.
2
13.03.
20.03.
03.0429.05.
Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр".
Закрепление правил соблюдения личной гигиены.
Практическая работа.
2835.
28.
Раздел программы
«Внешкольный этикет»
Правила поведения на улице, в транспорте.
8
1
03.0429.05.
03.04.
29.
"Спасибо" и "пожалуйста".
1
10.04.
30.-
Правила поведения в общественных местах.
1
17.04.
Беседа о нормах и правилах поведения в обществе. Культура
общения.
31.32.
Разговор по телефону.
2
24.04,
08.05.
Знакомство с правилами общения по телефону.
Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...."
33.
35.
Поведение в гостях.
3
15.05
22.05.
29.05.
Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура
общения.
4 четверть
8
Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных
ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения,
правилами этикета.
Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими
взрослыми.
12