Учебный пла для обучающихся 5-9 классов с расстройствами аутистического спектра с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2024-2025 учебный год

1

Пояснительная записка
2

В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

учреждения
реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование ГБОУ СО
«Буткинская школа – интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» (далее – ГБОУ СО «Буткинская школа –
интернат»)

осуществляет

образовательный

процесс,

реализует

адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся

5-9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
Учебный план образования обучающихся 5-9 классов с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план) обеспечивает введение
в действие и реализацию требований ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует
общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2024-2025
учебный год составлен на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».

3

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731).
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21

сентября 2022 года

№ 858 «Об утверждении федерального перечня

учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность

и

установления

предельного срока использования исключённых учебников» (с изменениями
от 21.07.2023 года приказ № 556, 21 февраля 2024 года приказ № 119,
21.05.2024 года № 119).
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».

4

8.

Устав

учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5- классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год, утверждённая приказом и.о.
директора от 28.08.2024 г. № 1494.
Срок

освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в

ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» составляет

9

(девять) лет.
ГБОУ

СО

школа-интернат»

«Буткинская

осуществляет

образовательный процесс в соответствии с адаптированной основной
общеобразовательной

программой

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух ступеней общего
образования:
I ступень – начальное общее образование (1-4 классы) обеспечивает
развитие

обучающихся,

овладение

ими

чтением,

письмом,

счётом,

основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического
мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и
речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. В классах
осуществляется всестороннее психолого- педагогическое изучение личности
обучающегося,

выявление

его

возможностей

и

индивидуальных

особенностей; проводится работа по общему и речевому развитию,
коррекции

нарушений моторики,

отклонений в интеллектуальной

эмоционально-волевой сферах, поведении.
5

и

II ступень – основное общее образование (5-9 классы) обеспечивает
создание условий для воспитания, развития личности обучающегося, его
склонностей, интересов и способностей. Учащиеся получают знания по
общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность
и соответствующим их психофизическим возможностям, отрабатывают
навыки по различным профилям труда, получают навыки самостоятельной
работы.
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО

«Буткинская

школа-интернат»

учитываются

особенности

психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Образовательный процесс в 5-9 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2024-2025 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся 5-9
классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 20242025 учебный год, учебным планом, календарным учебным графиком на
2024-2025 учебный год, расписанием занятий.
2024-2025 учебный год начинается 2 сентября и делится на четверти.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из продолжительности учебного
года – 34 недели.
Общий объём учебной нагрузки в 5-9 классах

составляет 5066

академических часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34
учебных недели в году).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе. Продолжительность учебной нагрузки на уроке – 40 минут.
6

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большая перемена – 20 минут.
Продолжительность

перемены

между

урочной

и

внеурочной

деятельностью - не менее 20 минут.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое

обеспечивает

достижение

важнейших

целей

современного

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов и основные задачи реализации содержания 7 (семи) обязательных
предметных областей: язык и речевая практика, математика, естествознание,
человек и общество, искусство, физическая культура, технологии.

7

Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N

Предметная

Учебные

n/n

область

предметы

1

Основные задачи

Язык и речевая Русский язык

Формирование

практик

чтения

и

первоначальных

письма

грамотой.

в

процессе

Формирование

навыков
овладения

элементарных

представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения
знаний.

Использование

коммуникации

для

письменной

решения

практико-

ориентированных задач.
Чтение

Осознание значения чтения для решения

(литературное

социально

чтение)

познавательных

значимых

задач,

интересов,

развития
воспитания

чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных
текстов.

Формирование

коммуникативных

навыков в процессе чтения литературных
произведений.
2

Математика

Математика,

Овладение началами математики (понятием

информатика

числа,

вычислениями,

решением

арифметических задач и другими). Овладение
способностью пользоваться математическими
знаниями

при

решении

соответствующих

возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах
практической
8

деятельности).

Развитие

способности

использовать

некоторые

математические знания в жизни.
Формирование начальных представлений о
компьютерной грамотности.
3

Естествознание Природоведение

Формирование элементарных знаний о живой
и

неживой

существующих

природе

и

взаимосвязях,

между

ними.

Применение

полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие активности, любознательности и
разумной

предприимчивости

во

взаимодействии с миром живой и неживой
природы.
Биология

Формирование

элементарных

научных

представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни
организма

человека

Практическое

растений, животных,
и

его

применение

здоровье.

биологических

знаний: усвоение приёмов выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, ухода
за

своим

организмом;

использование

полученных знаний для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем.
География

Усвоение элементарных знаний по физической
и

экономической

географии

России.

Формирование элементарных представлений о
географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.
4

Человек
общество

и Мир истории (6 Формирование
класс)

первоначальных

временных

исторических представлений. Установление
простейших
историческим

взаимосвязей
временем

и

между
изменениями,

происходящими в предметном мире (мире
вещей);
9

жизни

отдельного

человека

и

общества.

Основы

Развитие

навыков

социальной жизни самостоятельного
хозяйства,

самообслуживания,
ведения

ориентировки

домашнего
в

ближайшем

окружении и возможности более широкой
жизненной

ориентации,

обеспечения

безопасности жизнедеятельности. Усвоение
морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных
отношений в жизни

человека, общества и

государства, в воспитании и развитии ребёнка,
сохрани и укреплении его соматического,
физического

и

психического

здоровья,

формировании правильного уклада семейных
отношений.
История
Отечества
классы)

Формирование

представлений

о

наиболее

(7-9 значимых исторических событиях в жизни
нашей страны, о традициях, трудовых и
героических делах народов, проживающих на
территории

нашей

Родины,

о

примерах

служения своему Отечеству в борьбе за
свободу и независимость.
5

Искусство

Рисование
класс)

(5 Формирование

умений

и

навыков

изобразительной деятельности, их применение
для решения практических задач. Развитие
художественного
«красивое»
красоты

вкуса:

умения

отличать

от

«некрасивого»;

понимание

как

ценности;

воспитание

потребности в художественном творчестве.
10

Музыка (5 класс)

Формирование

и

умений

навыков,

и

адекватному

развитие

элементарных

способствующих

восприятию

музыкальных

произведений и их исполнению. Развитие
интереса

к

музыкальному

формирование

простейших

искусству;
эстетических

ориентиров.
6

Физическая

Физическая

Формирование установки на сохранение и

культура

культура

укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного

образа

жизни;

соблюдение

индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и
спорту,

формирование

систематических
культурой

и

потребности

занятиях
доступных

в

физической
видах

спорта.

Формирование и совершенствование основных
двигательных

качеств:

быстроты,

силы,

ловкости и другое. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной

подготовкой

соответствии

с

и

другими)

возрастными

психофизическими
обучающихся.
познавательной
развития;

в
и

особенностями
Коррекция

сферы

развитие

и

и

недостатков
психомоторного

совершенствование

волевой сферы. Воспитание нравственных
качеств и свойств личности.
7

Технологии

Профильный труд

Формирование

трудовых

умений,

необходимых в разных жизненных сферах.
Формирование умения адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые
11

навыки

для

социального

полноценной
и

Приобретение

коммуникации,

трудового

взаимодействия.

навыков

самостоятельной

работы и в коллективе, воспитание чувства
товарищества,

сотрудничества

и

взаимопомощи.

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,

заключающуюся

в

учёте

особых

образовательных

потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, и с учётом индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся и их
родителей (законных представителей) в учебный план обучающихся 5-9
классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год
включены следующие профили трудового обучения:
- «Столярное дело» (столяр) в 5-9 классах (с учётом гендерных
особенностей) - мальчики;
- «Швейное дело» (швея) в 5, 7 классах (с учётом гендерных
особенностей) - девочки;
- «Сельскохозяйственный труд» (овощевод, цветовод) в 5, 6, 8, 9
классах;
- «Подготовка младшего обслуживающего персонала в 5-7 классах.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда
осуществляется в процессе трудовой практики, определение её содержания и
организация осуществляется самостоятельно ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» с учётом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а
также в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

12

Трудовая практика проводится на базе учебных мастерских и
приусадебного участка (6 класс – 6 дней, 7 класс – 10 дней, 8, 9 классы – 12
дней).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,

обеспечивает

реализацию

особых

(специфических)

образовательных потребностей, характерных для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также индивидуальных
потребностей каждого учащегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 5-9 классов на 2024-2025 учебный
год, формируемой участниками образовательных отношений, включены
учебные предметы, обеспечивающие различные интересы обучающихся:
основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ), этика.
1). Безопасность жизнедеятельности человека является одной из
актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» – это
система знаний, умений, навыков обеспечения безопасности жизни человека
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Данный учебный предмет реализует следующие актуальные задачи:
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных

ситуациях

природного,

техногенного

характера;
- формирование здорового образа жизни.

13

и

социального

2).

Одна

из

актуальных

задач

современного

образования

-

формирование нравственно-этической культуры обучающегося. Данная
задача реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Для эффективного решения вышеуказанной задачи образования в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в рамках урочной деятельности
введен учебный предмет «Этика».
Цель - воспитание духовно-нравственных чувств, основ нравственного
сознания

поведения

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
-

формирование

первоначальных

представлений

о

базовых

национальных российских ценностях;
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил,
формирование культуры поведения;
- формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать;
- формирование отрицательного отношения к асоциальным поступкам;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- создание условий для установления дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
-

коррекция

недостатков

познавательной,

личностной сфер обучающегося.

14

эмоциональной

и

Таким образом, учебные предметы «ОБЖ» и «Этика» способствует
социальной адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и дальнейшей интеграции их в общество.
В 2024-2025 учебном году в 6-9 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат»

установлен базовый уровень реализации профминимума (40

академических

часов

в

учебный

год).

Профориентационная

работа

реализуется в следующих форматах:
1. Урочная деятельность в рамках урочного плана.
Решением методического совета (протокол № 5 от 20.08.2024 года) в 69 классах профориентационная работа (4 академических часа в учебный год)
реализуется через профильный труд и учебный предмет «Основы социальной
жизни».
Реализация профориентационной работы в 6-9 классах через урочную
деятельность представлена в таблице 2.
Таблица 2
Реализация профориентационной работы в 6-9 классах
через урочную деятельность
Класс /

Учебный предмет

группа
6/
1 группа

6/
2 группа

7/
1 группа
7/
2 группа
8/
1 группа

Количество
часов

Сельскохозяйственный труд

2

Столярное дело

1

Основы социальной жизни

1

Сельскохозяйственный труд

2

Подготовка младшего обслуживающего персонала

1

Основы социальной жизни

1

Подготовка младшего обслуживающего персонала

2

Основы социальной жизни

2

Подготовка младшего обслуживающего персонала

2

Основы социальной жизни

2

Столярное дело

2

Основы социальной жизни

2

15

8/
2 группа
9/
1 группа
9/
2 группа

2.

Сельскохозяйственный труд

2

Основы социальной жизни

2

Столярное дело

2

Основы социальной жизни

2

Сельскохозяйственный труд

2

Основы социальной жизни

2

Внеурочная

деятельность:

курс

занятий

«Россия

–

мои

горизонты» (34 академических часа в учебный год).
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено

обязательными

коррекционными

курсами:

ритмика

и

коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия, развитие
психомоторики и сенсорных процессов).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий в 5-8
классах на 2023-2024 учебный год, их количественное соотношение
определено

ГБОУ

СО

«Буткинская

школа-интернат»

исходя

из

психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций психологомедико-педагогической

комиссии.

Время,

отведенное

на

реализацию

коррекционно-развивающий области, не учитывается при определении
максимально

допустимой

учебной

нагрузки,

но

учитывается

при

определении объёмов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5
часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Цель коррекционно-развивающей области - коррекция недостатков
психического и физического развития обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных
курсов, представленные в таблице 3.
16

Таблица 3
Основные задачи коррекционных курсов
N

Коррекционные

n/n

курсы

1

Ритмика

Основные задачи
Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений,
чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в
коллективной творческой деятельности.

2

Логопедические

Формирование и развитие различных видов устной речи

занятия

(разговорно-диалогической,
на

основе

описательно-повествовательной)

обогащения

знаний

об

окружающей

действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения

слова,

формирование

развитие

лексической

семантических

полей.

системности,
Развитие

и

совершенствование грамматического строя речи. Развитие
связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения
и письма).
3

Развитие
психомоторики

Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорнои перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.

сенсорных

Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование

процессов

позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности
в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля.

Развитие

способности

сопереживанию;

формирование

взаимоотношений

с

повышение

статуса

эмпатии,

продуктивных

окружающими

социального

к

(в

ребенка

семье,
в

видов
классе),

коллективе,

формирование и развитие навыков социального поведения.
Коррекция общей и мелкой моторики.

Индивидуальные и групповые коррекционные курсы проводятся как в
первой, так и во второй половине дня, их продолжительность – 20 минут.

17

Группы на коррекционные занятия и ритмику комплектуются на
основании рекомендаций психолого-педагогического консилиума школы с
учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

в

общеобразовательной организации.
Основная цель внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» является создание условий для достижения обучающегося
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей; создание
всестороннего

развития

и

социализации

каждого

условий для

обучающегося

с

умственной отсталостью; создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное
время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
-

творческой

отсталостью
возникновение

в

самореализации

комфортной
личностного

обучающихся

развивающей
интереса

к

среде,

с

умственной

стимулирующей

различным

аспектам

жизнедеятельности;
- позитивного отношения к окружающей действительности;
- социального становления обучающегося в процессе общения и
совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия
со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения, необходимого для успешной
реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность

внеурочной

деятельности

предполагает:

приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного

отношения к
18

базовым

ценностям,

приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная

деятельность

объединяет

все

виды

деятельности

обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание
внеурочной деятельности данной категории учащихся складывается из
совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие: кружки,

экскурсии,

соревнования,

праздники,

общественно

полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, фестивали, игры,
туристические походы.
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (4 часа).
Таблица 4
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n

Форма

Название

Количество
часов в неделю

1

Кружок

«Этикет»

2

Кружок

«По дорогам к сказке»

3

Кружок

«Мистер Твистер»

4

Кружок

«Школьный вестник»

5

Кружок

«Творческая мастерская»

6

Кружок

«Адаптивная физкультура»

1

7

Внеурочные занятия

«Разговоры о важном»

1

8

Внеурочные занятия

«Россия – мои горизонты»

1

6-9 классы

19

5 класс (2 часа)
6-9 классы
(1 час)

Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 5.
Таблица 5
Основные задачи реализации содержания кружков
N

Наименование кружка

n/n

/ внеурочного занятия

1

Основные задачи

«Адаптивная

Формирование понимания и потребности в здоровом

физкультура»

образе жизни, сознательного отношения к сохранению и
развитию своего здоровья.

2

«Этикет»

Формирование и совершенствование нормы этической
культуры,

культуры

поведения,

развитие

коммуникативных способностей.
3

«Мистер Твистер»

Формирование и
умений

и

развитие танцевально-ритмических

навыков,

художественно-эстетических

способностей. Воспитание интереса к искусству танца и
пения.
4

«По дорогам к сказке» Развитие

познавательных

интересов,

творческих

способностей, нравственных качеств обучающихся.
5

«Школьный вестник»

Развитие

творческой

активности,

формирование

коммуникативных способностей
6

«Творческая

Развитие

интереса

к

декоративно-прикладному

мастерская»

творчеству, формирование навыков работы с различными
материалами.

7

«Разговоры о важном» Формирование

внутренней

позиции

школьников,

необходимой для конструктивного и ответственного
поведения

в

эффективного

обществе.

Создание

гражданского

и

условий

для

патриотического

воспитания.
8

«Россия
горизонты»
классы)

–

мои Формирование

у

школьников

готовности

к

(6-9 профессиональному самоопределению, ознакомление их с
миром профессий и рынками труда.

Внеурочная деятельность обучающихся с умственной отсталостью
формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных
20

потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из
которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной

направленности

с

учётом

возрастных

особенностей

обучающихся и их физиологических потребностей.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы определяет
образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой
Итак,
развивающую

содержание
роль

в

образования
становлении

выполняет

социального

опыта

коррекционнои

личности

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение имеет коррекционно-направленный характер и максимально
индивидуализировано как в части отбора содержания образования, так и в
части организации образовательного процесса.

21

Таблица 6
Недельный учебный план АООП обучающихся 5-9 классов
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
N

Предметные

n/n

области

Класс

Количество часов

Учебные предметы

VI

VII

VIII

IX

Всего

4

4

4

4

4

20

1.2.Чтение (литературное чтение)

4

4

4

4

4

20

2.1. Математика

4

4

3

3

3

17

2.2. Информатика

-

-

1

1

1

3

2

2

-

-

-

4

3.2. Биология

-

-

2

2

2

6

3.3. География

-

2

2

2

2

8

Человек и

4.1. Мир истории

-

2

-

-

-

2

общество

4.2. Основы социальной жизни

2

2

2

2

2

10

4.3. История Отечества

-

-

2

2

2

6

4.1. Музыка

1

-

-

-

-

1

4.2. Рисование (изобразительное

2

-

-

-

-

2

Адаптивная физическая культура

2

2

2

2

2

10

Профильный труд:

6

6

7

7

7

33

V

Обязательная часть
1

Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика

2

3

4

5

Математика

Естествознание 3.1. Природоведение

Искусство

искусство)
6

Физическая
культура

7

Технология

7.1.

Столярное дело

2

-

4

-

4

-

7

-

7

-

24

-

7.2.

Швейное дело

-

2

-

-

-

3

-

-

-

-

-

5

7.3.

Сельскохозяйственный

2

2

2

2

-

-

-

7

-

7

4

18

Подготовка младшего

2

2

-

4

3

4

-

-

-

-

5

10

труд
7.4.

обслуживающего персонала
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных

27

28

29

29

29

143

2

2

1

1

1

7

отношений
1

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

1

5

2

Этика

1

1

-

-

-

2

22

Максимально допустимая недельная нагрузка

29

30

30

30

30

149

6

6

6

6

6

30

(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
1

Ритмика

1

1

1

1

1

5

2

Коррекционные занятия:

5

5

5

5

5

25

2.1

Логопедические занятия

3

3

3

3

3

15

2.2

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

2

10

4

4

4

4

4

20

2

1

1

1

1

6

Внеурочная деятельность
1

Кружок «Этикет»

2

Кружок «По дорогам к сказке»

3

Кружок «Мистер Твистер»

4

Кружок «Школьный вестник»

5

Кружок «Творческая мастерская»

6

Кружок «Адаптивная физическая культура»

1

1

1

1

1

5

7

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

1

1

1

1

1

5

8

Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты»

-

1

1

1

1

4

Таблица 7
Годовой учебный план АООП обучающихся 5-9 классов
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
N

Предметные

n/n

области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
VI

VII

VIII

IX

Всего

136

136

136

136

136

680

1.2.Чтение (литературное чтение)

136

136

136

136

136

680

2.1. Математика

136

136

102

102

102

578

-

-

34

34

34

102

68

68

-

-

-

136

3.2. Биология

-

-

68

68

68

204

3.3. География

-

68

68

68

68

272

4.1. Мир истории

-

68

-

-

-

69

V

Обязательная часть
1

Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика

2

Математика

2.2. Информатика
3

4

Естествознание 3.1. Природоведение

Человек и

23

общество

4.2. Основы социальной жизни

68

68

68

68

68

340

-

-

68

68

68

204

4.1. Музыка

34

-

-

-

-

34

4.2. Рисование (изобразительное

68

-

-

-

-

68

Адаптивная физическая культура

68

68

68

68

68

340

Профильный труд:

204

204

238

238

238

1122

4.3. История Отечества
5

Искусство

искусство)
6

Физическая
культура

7

Технология

7.5.

Столярное дело

7.6.

Швейное дело

7.7.

Сельскохозяйственный

труд
7.8.

Подготовка младшего

68

-

136

-

136

-

238

-

238

-

816

-

-

68

-

-

-

102

-

-

-

-

-

170

68

68

68

68

-

-

-

238

-

238

136

612

68

68

-

136

102

136

-

-

-

-

170

340

обслуживающего персонала
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных

918

952

986

986

986

4862

68

68

34

34

34

238

отношений
1

Основы безопасности жизнедеятельности

34

34

34

34

34

170

2

Этика

34

34

-

-

-

68

986

1020

1020

1020

1020

5066

204

204

204

204

204

1020

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
1

Ритмика

34

34

34

34

34

170

2

Коррекционные занятия:

170

170

170

170

170

850

2.1

Логопедические занятия

102

102

102

102

102

510

2.2

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

68

68

68

68

68

340

136

136

136

136

136

680

68

34

34

34

34

204

Внеурочная деятельность
1

Кружок «Этикет»

2

Кружок «По дорогам к сказке»

3

Кружок «Мистер Твистер»

4

Кружок «Школьный вестник»

5

Кружок «Творческая мастерская»
24

6

Кружок «Адаптивная физическая культура»

34

34

34

34

34

170

7

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

34

34

34

34

34

170

8

Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты»

-

34

34

34

34

136

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».