Рабочая программа по швейному делу для 7 класса на 2024-2025 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения предмета «Швейное дело» в 7 классе является
совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подготовка
учащихся к освоению профессии швея и выполнению швейных операций.
Программа осуществляет содержание и уровень основных знаний,
умений и навыков обучающихся по технологии ручной и машинной
обработки произведенных материалов.
Программа включает теоретические и практические занятия. При
составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного
материала и постепенного ввода нового. На этом этапе обучения трудовая
деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством
педагогического работника. Однако при выполнении знакомых заданий от
них требуется проявление элементов самостоятельности.
Учебный предмет «Швейное дело» должен способствовать решению
следующих задач:
- расширение знаний о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования.
Ознакомление

с

современным

производством

и

требованиями,

предъявляемыми им к человеку;
- совершенствование трудовых навыков и умений, технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний,
необходимых для участия в производительном труде;
- совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в профессиональной деятельности;

- коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного
общения, профессионального поведения;
-

развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
- развитие активности, целенаправленности, инициативности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по швейному делу в 7 классе определяет содержание и
уровень основных знаний, умений, навыков обучающихся по технологии
ручной

и

машинной

обработки

производственных

материалов

по

реализуемым профилям трудового обучения.
Структуру

программы

составляют

следующие

обязательные

содержательные линии, вне зависимости от выбора организацией того или
иного профиля обучения:
- материалы, используемые в трудовой деятельности;
-

перечень

основных

материалов,

используемых

в

трудовой

деятельности, их основные свойства;
-

происхождение

материалов

(природные,

производимые

промышленностью);
-

инструменты

и

оборудование:

инструменты

ручного

и

механизированного труда;
- первоначальные знания устройства, функций, назначения бытовой
техники и промышленного оборудования;
- подготовка к работе инструментов и наладка оборудования, ремонт,
хранение инструмента;
-качество и производительность труда;

-формирование готовности к работе на современном промышленном
оборудовании;
технологии

-

изготовления

предмета

труда:

разработка

технологических карт изготовления предметов труда;
- самостоятельное чтение технологических карт и изготовление
предметов по ним;
-

совершенствование

основных

профессиональных

операций

и

действий;
- выбор способа действия по инструкции;
- корректировка действий с учетом условий их выполнения;
- выполнение стандартных заданий с элементами самостоятельности;
- самостоятельное изготовление зачетных изделий;
- этика и эстетика труда: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения;
- инструкции по технике безопасности (правила поведения при
проведении работ);
- требования к организации рабочего места;
- правила профессионального поведения.

3.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:


принятие и освоение социальной роли обучающегося,



формирование

представления

о

смысле

учения

в

школе,

положительного отношения к логопедическим занятиям;


умение входить и выходить из учебного помещения со звонком,

используя в распространенной фразе свои намерения;


ориентировка в пространстве класса, употребляя словарь наречий

пространственного значения;


развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

процессе выполнения совместной учебной деятельности;



развитие умения слушать указания и инструкции учителя-логопеда,

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;


развитие умения слушать собеседника и понимать речь других;



умение

производить

элементарную

самооценку

результатов

выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом
выполнения.
Предметные:
Минимальный уровень:
- знание названий материалов;
- процесса их изготовления;
- изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту,
игре, учебе, отдыхе;
- знание свойств материалов и правил хранения; санитарногигиенических требований при работе с производственными материалами;
- знание принципов действия, общего устройства швейной машины и
ее основных частей (на примере изучения любой современной швейной
машины, ткацкого станка);
- знание и применение правил безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении
работы;
-

чтение

технологической

карты,

используемой

в

процессе

изготовления изделия;
- составление стандартного плана работы;
- определение утилитарной и эстетической ценности предметов,
изделий; понимание и оценка красоты труда и его результатов;
- использование эстетических ориентиров (эталонов) в быту, дома и в
образовательной организации;

- эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной
жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в
обществе;
- распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление
взаимопомощи;
- учет мнений других обучающихся и педагогического работника при
организации собственной деятельности и совместной работы;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений
других обучающихся;
Достаточный уровень:
- осознанное определение возможностей различных материалов,
осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости
от задач предметно-практической деятельности;
- планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих
действий с поставленной целью;
- осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
- отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов;
-

создание материальных ценностей, имеющих потребительскую

стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
-

самостоятельное

определение

задач

предстоящей

работы

и

оптимальной последовательности действий для реализации замысла;
- прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор
средств и способов работы для его получения;
- владение некоторыми видам общественно-организационного труда
(выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса,
звеньевого); понимание общественной значимости своего труда, своих
достижений в области трудовой деятельности;

- способность к самооценке;
-

понимание

необходимости

гармоничного

сосуществования

предметного мира с миром природы.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− полностью излагает изученный материал в объеме программы по
швейному делу;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет терминологию предмета;
− самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью,

− демонстрирует несвязную монологическую речь;
− воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится
Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и
аккуратно выполняет операции на швейной машине;
− умеет

рассказать

о

последовательности

выполнения

данного

практического задания;
− умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
− соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− последовательно выполняет практическую работу, соблюдает правила
техники безопасности, но допускает 1–2 неточности:
− неаккуратно выполняет машинную строчку;
− незначительно нарушает пооперационную последовательность
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3–4
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
− грубо нарушает пооперационную последовательность;
− нарушает правила техника безопасности;
− не умеет пользоваться технологической картой
Оценка «2» не ставится.
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

утвержденная

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год, утверждённая приказом
директора от 27.08.2024 г. № 1765.
3. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Технология. Швейное дело 7 класс.»
М.:Просвещение 2020 г.- 181с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
4.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5-9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2024-2025 учебный год, утверждённая приказом директора от
27.08.2024 г. № 1765.
5.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».

6.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
9. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
адаптированные

области

«Буткинская

основные

школа-интернат,

общеобразовательные

реализующая
программы»,

утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2024-2025 учебный год, утверждённый приказом директора от 27.08. 2024
г. № 1770
13. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
- швейная машина
- оверлог
- интерактивная доска

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет

Швейное дело

класс

7 класс (2 подгруппа)

Ф.И.О.учителя

Бондаренко Елена Николаевна

Количество учебных часов:

Всего- 100 ч.

1.Обучающе-развивающих

В неделю – 3 ч.
96ч.

2.Контрольных

4

№ п/п

Раздел, тема

Кол во
часов

Дата

1 -24

I четверть

24

03.09. -

Виды деятельности

Формы деятельности

25.10.

1
2

Промышленные швейные
машины

8

03.09. 20.09.

Правила поведения и
работы в мастерской и
техника безопасности при

1

03.09

1

06.09

Беседа (диалог), знакомство Совместное обсуждение работы
с классом.
на учебный год.

Примечание

работе на швейной
машине.
3
4
5

6
7
8

Сведения о промышленных
швейных машинах.

1

06.09

1

10.09

Механизмы промышленной
швейной машины.

1

13.09

1

13.09

Краеобмёточная швейная
машина.

1

17.09

1

20.09

Пошив постельного белья

8

20.09-

Намотка нитки на шпульку.

Беседа, работа по
карточкам, по плакату.

Фронтальная, индивидуальная.

беседа, правила
пользования.

Фронтальная, индивидуальная.

Устный опрос, беседа,
работа по карточкам.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, раздаточный
материал, работа с
плакатом.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, раздаточный
материал.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, раздаточный
материал.

Фронтальная, индивидуальная.

07.10
9
10
11

Ткани для постельного
белья.

1

20.09

1

24.09

Шов в подгибку с
закрытым срезом

1

27.09

1

27.09

1

01.10

1

04.10

12
13
14

Двойной шов.

15

Пошив наволоки с
клапоном.

1

04.10

1

08.10

Сведения об одежде,
отделка изделий

16

11.1025.10

17

Виды одежды

1

11.10

18

Требования к одежде

1

11.10

19

Виды отделки

1

15.10

20

Оборки.

1

18.10

21

Подготовка к контрольной
работе.

1

18.10

1

22.10

Повторение изученного
материала за I четверть.

1

25.10

1

25.10

II четверть

24

05.11-

16

22

Беседа, практическая
работа. Просмотр
презинтации.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическое
занятие.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическое
занятие.

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, практическое
занятие.

Фронтальная, индивидуальная

Контрольная работа
23
24
25- 48

27.12
Выполнение машинных
швов. Изготовление
плечевых бельевых
изделий

24

05.1118.11

25
26
27
28
29
30
31
32
33

Ночная сорочка. Снятие
мерок.

1

05.11

1

08.11

Подготовка выкройки,
ткани к раскрою

1

08.11

1

12.11

Изменение выкройки
ночной сорочки

1

15.11

1

15.11

Раскладка выкройки
сорочки на ткани

1

19.11

1

22.11

Раскрой ночной сорочки.

1

22.11

1

26.11

Подготовка деталей кроя
сорочки к обработке

1

29.11

1

29.11

Обработка выреза
горловины сорочки

1

03.12

1

06.12

Обработка боковых срезов
сорочки

1

06.12

1

10.12

34
35
36
37
38
39

40

Обработка рукавов
сорочки швом в подгибку с

Беседа, практическая
работа , инструктаж по
технике безопасности.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическая
работа , инструктаж по
технике безопасности.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическая
работа. Инструкция по ТБ.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, работа по
карточкам, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, практическая

Фронтальная, индивидуальная

закрытым срезом.

41

Обработка нижнего среза
сорочки

работа.

1

13.12

1

13.12

Окончательная отделка
изделия.

1

17.12

1

20.12

45

Подготовка к контрольной
работе

1

20.12

46

Контрольная работа

1

24.12

47

Обобщение по теме
«Ночная сорочка».

1

27.12

1

27.12

III четверть

35

10.01-

42

43
44

48
49 - 84

Окончательная отделка
изделия.

28.03.
Волокна и ткани.

6

10.0121.01

Беседа, практическая
работа.
Беседа, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, практическая
работа, игры.

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, практическая
работа: утюжка прямого
белья, спортивной одежды.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная.

Шерсть. Шерстяное
волокно. Шерстяная
пряжа..

1

10.01

1

10.01

Получение шерстяных
тканей. Их свойства.

1

14.01.

1

17.01

53

Основные профессии

1

17.01.

54

прядильного и ткацкого

49
50
51
52

21.01

производства.

1

Обработка отдельных

10

24.0114.02

1

24.01

деталей и узлов поясных

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, работа по
карточкам, просмотр
презентации.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, работа с
карточками. Инструкция по
ТБ.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, работа по
карточкам.

Фронталь ная,
индивидуальная.

швейных изделий
55

Обработка вытачек

56
57

1
Обработка складок

58
59
60
61
62

1
1

Обработка застёжки
тесьмой - молнией

1
1

Обработка притачного
пояса

1

24.01
28.01
31.01

04.03

Рассказ, просмотр
Фронтальная, индивидуальная.
презентации, инструкция по
ТБ.

07.02

Беседа, инструкция по ТБ.

31.02

07.02

Фронтальная, индивидуальная

1

63
64

65

Обработка нижнего среза
изделия

1

14.0228.03

Прямая юбка

1

14.02

1
Снятие мерок

Моделирование юбок

70
71
72
73

Подготовка ткани, деталей
юбки к раскрою
Раскрой прямой юбки

74
75

14.02

18

68
69

11.02

Изготовление юбок

66
67

1

Изготовление сувениров ко
дню 8 Марта

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, инструкция по ТБ

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, работа по
карточкам, игры, загадки,
инструкция по ТБ.

Фронтальная, индивидуальная,
групповая.

Беседа, практическое
занятие.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическое
занятие.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическое
занятие, инструктаж по ТБ.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическое
занятие, инструктаж по ТБ.

Фронтальная, индивидуальная.

18.02

1

21.02

1

21.02

1

25.02

1

28.02

1

28.02

1

04.03

1

07.03

1

07.03

1

11.03

1

Беседа, работа с
карточками, инструкция по
ТБ.

76

14.03

77

Раскрой прямой юбки

78

Подготовка юбки к

79
80

1

14.03

1

18.03

примерке.
1
Подготовка к контрольной

Беседа, практическое
занятие, инструктаж по ТБ.

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, практическое
занятие, инструктаж по ТБ.

Фронтальная, индивидуальная

Беседа, практическое
занятие, инструктаж по ТБ.

Фронтальная, индивидуальная

Рассказ, беседа, просмотр
материала.

Фронтальная, индивидуальная.

21.03
21.03

1

работе.
81
82
83

Контрольная работа

1

25.03

Работа над ошибками

1

28.03

Обобщение по теме

1

28.03

IV четверть

17

08.04. –
23.05.

Технология пошива
юбки.

17

08.04-

Внесение изменений после
примерки

1

08.04

1

11.04

«Обработка отдельных
деталей и узлов поясных
швейных изделий».
84-100

84
85

23.05

Обработка вытачек на
полотнищах юбки.

1

11.04

1

15.04

Обработка боковых срезов
юбки.

1

18.04

1

18.04

1

22.04

1

25.04

Окончательная отделка
юбки.

1

25.04

1

29.04

94

Пошив юбки.

1

06.05

95

Наложение заплаты в виде
аппликации.

1

13.05

96

Подготовка к контрольной
работе

1

16.05

1

16.05

Контрольная работа

1

20.05

86
87
88
89

Беседа, работа по
карточкам, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная, индивидуальная.

Устный опрос,
практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, работа по
карточкам, просмотр
образцов.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, раздаточный
материал.

Фронтальная, индивидуальная.

Устный опрос,
практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, работа по

Фронтальная, индивидуальная.

Обработка застёжки юбки
90
91

Обработка верхнего среза
юбки.
Обработка нижнего среза
юбки.

92
93

97
98

99

Работа над ошибками

1

23.05

карточкам, по плакату,
раздаточный материал.

100

Обобщение на тему
«Ремонт одежды».

1

23.05

Беседа, работа по
карточкам, просмотр
образцов.

Фронтальная, индивидуальная.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».