ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Библиотека ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» является
структурным подразделением учреждения, участвующим в учебновоспитательном процессе, направленном на формирование экологической
культуры и здорового образа жизни обучающихся.
Нормативно – правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28
августа 2020 г.
осуществления
№ 442 «Об утверждении Порядка организации и
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
основным
образовательным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
7.
Федеральная
программа
адаптированная
образования
основная
обучающихся
с
общеобразовательная
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 года
№ 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»
9.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
10.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
основным
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
11.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
12.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год. Приказ № 1765 от 27.08.2024г.
13.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 5-6 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год. Приказ № 1765 от 27.08.2024г.
14.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 7-9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год. Приказ № 1765 от 27.08.2024г.
15.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2). ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год. Приказ № 1765 от 27.08.2024г.
16. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5-6 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2). ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год. Приказ № 1765 от 27.08.2024г.
17.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 7-9 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2). ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год. Приказ №1765 от 27.08.2024г.
18.
Учебный план 2024-2025 учебного года.
19.
Годовой учебный календарный график 2024-2025 учебного года.
Приказ №1770 от 28.08.2024г.
20.
Расписание
уроков
ГБОУ
СО
«Буткинская-
школа
интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2024-2025 учебного года.
Содержание рабочей программы:
1.
Пояснительная записка
2.
Цели и задачи педагога - библиотекаря
3.
Основные функции педагога – библиотекаря
4.
Календарно-тематическое планирование
5.
Направления деятельности педагога-библиотекаря
Календарно-тематическое планирование состоит из нескольких
разделов:
1.
Работа с библиотечным фондом, учебной литературы.
2.
Работа со списком экстремистской литературы.
3.
Оформление книжных выставок, стендов к знаменательным и
литературным датам.
4.
Ежемесячный план работы педагога – библиотекаря.
По каждому разделу разработан перечень мероприятий, необходимых для
выполнения того или иного пункта раздела.
Вся работа библиотеки направлена на успешное достижение намеченных
целей и выполнение поставленных на учебный год задач.
1.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА - БИБЛИОТЕКАРЯ:
Цель: создать условия для информационно - библиотечное сопровождение
учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными
программами;
- пополнение картотеки учебников, запись и оформление вновь поступившей
литературы,
ведение документации;
- оформление новых поступлений в книжный фонд;
- осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку;
- осуществление образовательной, информационной и воспитательной
работы среди учащихся школы;
- организация мероприятий, ориентированных на воспитание и
формирование гражданско-патриотического самосознания личности,
нравственности, навыков здорового образа жизни;
- воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой
родине;
- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации
образовательных и исследовательских проектов;
- помощь педагогическому коллективу в реализации образовательных
программ и программ по внеурочной деятельности.
- формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения
содержания общеобразовательных программ;
- обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами
библиотечно-информационного обслуживания;
- содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании
учащихся;
- привитие учащимся любви к чтению, воспитание культуры чтения,
бережного отношения к печатным изданиям;
- привлечение учащихся к систематическому чтению для успешного
изучения учебных предметов, развития речи, познавательных интересов и
способностей, расширения кругозора;
2.Основные функции педагога-библиотекаря:
Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей,
сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах
по предметам.
Информационная - предоставление информации вне зависимости от ее
вида, формата и носителя.
Воспитательная – развитие чувства патриотизма по отношению к
государству, своему краю и школе.
Культурная — организация мероприятий, воспитывающих культурное и
социальное
самосознание,
содействующих
эмоциональному
развитию
учащихся.
3. Направления деятельности педагога-библиотекаря:
1. Работа с обучающимися:
- библиотечно – библиографические уроки;
- информационные и прочие обзоры литературы;
- беседы о навыках работы с книгой;
- литературные и музыкальные часы;
- проведение мероприятий, связанных с памятными и знаменательными
датами;
-экскурсия по библиотеке;
- подбор литературы для внеклассного чтения;
- участие в районных, городских и иных конкурсах;
2. Работа с учителями:
-выполнение
библиографических
запросов,
поиск
информации
требованию учащихся и педагогов;
- информационная поддержка общешкольных мероприятий.
- обзоры новинок художественной методической и учебной литературы;
- выступления на заседаниях педсоветов,
4. Работа с библиотечным фондом учебной литературы:
- подведение итогов движения фонда;
по
- диагностика обеспеченности учащихся учебниками;
- работа с перспективными библиографическими изданиями (тематическими
планами
издательств,
перечнями
учебников
и
учебных
пособий,
рекомендованных и допущенных Министерством образования, прайслистами);
- составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники;
- прием и обработка поступивших учебников, оформление накладных;
- запись в книгу суммарного учета;
- штемпелевание, оформление карточки;
- составление отчетных документов;
- прием и выдача учебников по графику;
- информирование учителей о новых поступлениях учебников;
- списание фонда с учетом ветхости, морально-устаревшей и смены
программ, по установленным правилам и нормам;
- проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам и
подведением итогов)
5.Работа с фондом художественной литературы:
- обеспечение свободного доступа;
- выдача изданий читателям;
- соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах;
- систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку
выданных изданий;
- ведение работы по сохранности фонда;
- создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.
6. Справочно-библиографическая работа:
- Знакомство с правилами пользования библиотекой;
- Знакомство с расстановкой фонда;
- Ознакомление со структурой и оформлением книги;
- Помощь в овладение навыками работы со справочными изданиями;
- Выполнение информационных и тематических справок.
7.Воспитательная работа:
- Способствование формированию личности учащихся с помощью различных
средств и методов культурно-массовой и педагогической работы, используя
индивидуальные и групповые приемы работы.
- Развитие и поддержка в детях привычку чтения, учения и познания.
- Обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям
отечественной и мировой культуры.
- Изучение героического прошлого и настоящего нашего края, региона и
России в целом.
8.Индивидуальная работа при выдаче книг:
- рекомендательные беседы,
- беседы о прочитанном,
- беседы о новых поступлениях;
- исследование читательских интересов для формирования фонда
художественной и научно-познавательной литературы.
9.Профессиональное развитие педагога - библиотекаря:
- Посещение МО, семинаров, присутствие на открытых мероприятиях.
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных
технологий.
- Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, освоение и
применение новых ИКТ- технологий в работе библиотеки, пополнение
видеотеки;
- Повышение квалификации на курсах ПК, самообразование;
- Взаимодействие с другими библиотеками.
10.Планируемый результат работы педагога - библиотекаря:
- Обеспечить учебно-воспитательный процесс и самообразование путём
библиотечного и информационно-библиографического обслуживания
учащихся и педагогов.
- Сформировать у читателей навыки активного библиотечного
пользователя: обучить пользованию книгой и другими носителями
информации, поиску, отбору.
- Сформировать навыки бережного и уважительного отношения, и
обращения с литературными источниками.
- Сформировать и закрепить навыки ЗОЖ, отказа от вредных привычек,
безопасного поведения.
Работа с библиотечным фондом, учебной литературы.
№
Содержание работы
Сроки
Ответственный
исполнения
Приёмка и обработка поступивших книг:
оформление накладных, запись в книгу
суммарного учета, штемпелевание.
В течение
года
Подготовка перечня учебников,
планируемых к использованию в новом
учебном году.
Формирование общешкольного заказа на
учебники на 2025 – 2026 учебный год
Январь- май
3
Рейды по проверке учебников.
Проверка учебного фонда. Ремонт книг.
1 раз в
квартал
Педагогбиблиотекарь
классные
руководители
4
Май- июнь
5
Прием учебной литературы на летнее
хранение в библиотеку
Списание учебного фонда с учетом
ветхости, смены программ и изменениями
в Федеральном перечне учебников
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
1
Работа с педагогическим коллективом
Выдача учебников. Обеспечить выдачу
Августучебников в полном объеме согласно
сентябрь
учебным программам.
1
2
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Июнь
Педагогбиблиотекарь
Информирование учителей и учащихся о
По мере
Педагогновых поступлениях учебников
поступления библиотекарь
Поиск литературы и периодических
По
Педагогизданий по заданной тематике
требованию библиотекарь
Аннотации библиотечного фонда к
В течение
Педагогпедагогическим советам
года
библиотекарь
Работа со списком экстремистской литературы
Мониторинг библиотечного фонда на
наличие в нем материалов из перечня
Заместитель
экстремистских материалов (Федеральный
директора по УР
список экстремистских материалов –
1 раз в
minjust.ru) и доступа к сайтам
квартал
(Федеральный закон от 29.12.2010 №436ПедагогФЗ «О защите детей от информации,
библиотекарь
причиняющей вред их здоровью и
развитию»)
Составление Актов проверок
2
3
4
1
2
Основные направления воспитательской деятельности:
Гражданско- патриотическое воспитание:
Задачи:
1. Создать условия для воспитания у учащихся любви к Родине, семье.
2. Обеспечивать формирование гражданственности, социально значимых
ценностей и уважение к правам и свободам человека.
№
1
2
3
Мероприятия
«Самый сильный!»
20 октября- день отца
России.
Классы
1-4
Дата
16.10.24
в
История появления праздника
Беседа, просмотр презентации
23 февраля- День Защитника
Отечества
История появления праздника
Беседа, просмотр презентации
«Семья – опора счастья»
15 мая- международный день
семьи
История появления праздника
Беседа, просмотр презентации
1-4
1-4
17.02.25
15.05.25
Ответственные
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
4
Книжные выставки, стенды
1-9
В течение
учебного
года
Педагогбиблиотекарь
Духовно-нравственное воспитание:
Задачи:
1.
Создать условия для воспитания нравственных чувств и этического
сознания учащихся.
2.
Обеспечивать развитие и закрепление базовых нравственных
принципов: толерантность, милосердие, уважение к окружающим людям, к
себе.
3.
Привить этические знания и навыки культуры поведения, речи:
№
Мероприятия
Классы
Дата
Ответственные
1 8 февраля- день российской
1-4
06.02.25 Педагогнауки.
библиотекарь
Беседа
с
обучающимися,
просмотр презентации.
2 «История моей фамилии»
1-4
20.02.25 ПедагогК
международному
дню
библиотекарь
родного языка (21.02.)
Тематическое мероприятие
3
Книжные выставки, стенды
1-9
В течении Педагогучебного библиотекарь
года
Художественно- эстетическое воспитание:
Задачи:
1. Обеспечение условий способствующих формированию эстетического
вкуса учащихся.
2. Развитие творческих способностей.
3. Досуговая деятельность библиотеки:
№
1
Мероприятия
29 сентября120 лет со дня рождения
русского писателя Николая
Островского (1904-1936)
Классы
5-9
Дата
26.09.24
Ответственные
Педагогбиблиотекарь
1-4
15.10.24
Педагог-
Беседа,
просмотр
презентации, громкие чтения
2
15 октября-
210 лет со дня рождения
русского поэта и драматурга
М.Ю. Лермонтова
(1814 –1841)
библиотекарь
3
Беседа,
просмотр
презентации, громкие чтения
29 января 2025 года165 лет со дня рождения
Антона Павловича Чехова
1-4
29.01.25
Педагогбиблиотекарь
4
Беседа,
просмотр
презентации, громкие чтения
«Сказочники всех времен и
народов»
10 февраля - день памяти
А.С. Пушкина.
1-4
10.02.25
Педагогбиблиотекарь
5
Беседа,
просмотр
презентации, громкие чтения
2 апреля 2025 года220 лет со дня рождения
Ханса Кристиана Андерсена
1-4
02.04.25
Педагогбиблиотекарь
Беседа,
просмотр
презентации, громкие чтения
Трудовое воспитание и профориентационная деятельность:
Задачи:
1. Создать условия для воспитания положительного отношения к труду,
трудолюбию.
2. Развить потребности в творческом труде:
№
1
Мероприятия
«В гостях у Библиоши»
2
Внеклассное мероприятие
Экскурсия
в
школьную
библиотеку
для
первоклассников.
Ремонт библиотечных книг
Классы
1
Дата
05.09.24
1-9
В течение
учебного
года
Ответственные
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
3
Книжные выставки, стенды
1-9
В течение
учебного
года
Педагогбиблиотекарь
Оформление стенда к знаменательным и литературным датам.
«Нам нужен мир!»
День солидарности в борьбе с
терроризмом.
«С днем учителя»!
5 октября Международный день учителя.
01.09.2430.09.24
Педагогбиблиотекарь
01.10.2425.10.24
Педагогбиблиотекарь
3
«Мы живём в России!».
(4 ноября – День народного единства)
28.10.2429.11.24
Педагогбиблиотекарь
4
«С новым 2025 годом»!
31 декабря- новый год.
02.12.2430.12.24
Педагогбиблиотекарь
5
27 января- международный день памяти
жертв Холокоста.
13.01.2531.01.25
Педагогбиблиотекарь
6
«Сказочники всех времен и народов»
10 февраля- день памяти А.С. Пушкина.
03.02.2528.02.25
Педагогбиблиотекарь
7
«Крым - это Россия!»
18 марта - день воссоединения Крыма и
России.
«Спасибо за то, что вы есть»
30 апреля- день пожарной охраны.
03.03.2531.03.25
Педагогбиблиотекарь
01.04.2530.05.25
Педагогбиблиотекарь
«Нет ничего семьи дороже»
15 мая – Международный день семьи
05.05.2526.05.25
Педагогбиблиотекарь
1
2
8
9
Оформление стенда «Познавай-ка»
1
«Здравствуй, ШКОЛА!»
День знаний -1 сентября
02.09.2405.09.24
Педагогбиблиотекарь
2
«Говорим правильно»
Международный день распространения
грамотности- 8 сентября
06.09.2412.09.24
Педагогбиблиотекарь
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
«Говорящие руки»
Международный день жестовых языков23сентября
«С днем учителя»!
5 октября Международный день учителя.
«Смотрим все!»
Всемирный день зрения»- 12 октября
«Мы живём в России!».
(4 ноября – День народного единства)
13.09.2430.09.24
Педагогбиблиотекарь
01.10.2409.10.24
10.10.2425.10.24
28.10.2407.11.24
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
«Мы хотим жить в мире»!
09 ноября Международный день против
фашизма, расизма и антисемитизма.
«Все на Земле от материнских рук.
(посвящен дню матери в России)-26
ноября
С новым годом!
08.11.2420.11.24
Педагогбиблиотекарь
21.11.2429.11.24
Педагогбиблиотекарь
02.12.2431.12.24
13.01.2531.01.25
03.02.2527.02.25
28.02.2513.03.25
14.03.2531.03.25
01.04.2530.05.25
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
05.05.2513.05.25
Педагогбиблиотекарь
14.05.2526.05.25
Педагогбиблиотекарь
Международный день памяти жертв
Холокоста- 27 января
«Герои Отечества…» (23 февраля День
защитника Отечества)
«Для мамы, милой самой»
Международный женский день- 8 марта
«Крым - это Россия!»
День воссоединения Крыма и России.
«Спасибо за то, что вы есть»
30 апреля- день пожарной охраны
«И всё-таки мы победили!» (посвящен
Дню Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945годов.)
«Нет ничего семьи дороже»
15 мая – Международный день семьи
Оформление книжного стенда к знаменательным и литературным датам.
1 сентября.
02.09.24ПедагогС днем знаний!
05.09.24
библиотекарь
29 сентября06.09.24120 лет со дня рождения русского 30.09.24
писателя Николая Островского (19041936)
Педагогбиблиотекарь
15 октября01.10.24210 лет со дня рождения русского поэта и 31.10.24
драматурга М.Ю. Лермонтова
(1814 –1841)
Педагогбиблиотекарь
«Мы живём в России!».
(4 ноября – День народного единства)
01.11.2429.11.24
Педагогбиблиотекарь
«С новым 2025 годом»!
31 декабря- новый год.
02.12.2430.12.24
Педагогбиблиотекарь
29 января 2025 года165 лет со дня рождения Антона
Павловича Чехова
«Сказочники всех времен и народов»
10 февраля - день памяти А.С. Пушкина
13.01.2530.01.25
Педагогбиблиотекарь
31.02.2528.02.25
Педагогбиблиотекарь
06 марта 2025 года03.03.25210 лет со дня рождения Петра Павловича 31.03.25
Ершова
Педагогбиблиотекарь
2 апреля 2025 года220 лет со дня рождения Ханса Кристиана
Андерсена
«И всё-таки мы победили!» (посвящен
Дню Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945годов.)
15 мая – Международный день семьи
01.04.2528.04.25
Педагогбиблиотекарь
29.04.2513.05.25
Педагогбиблиотекарь
14.05.2526.05.25
Педагогбиблиотекарь