2
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ....................................................................... 7
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................. 9
IV. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ........................................ 12
V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ..................... 16
3
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Конструирование» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО адресована обучающимся с нарушением интеллекта (вариант 1) с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный
предмет
«Конструирование»
относится
к
предметной
области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Конструирование» во 2
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 36 часов в год (1 час в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Конструирование»
Цель обучения: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста
с нарушением интеллекта в процессе формирования культуры по конструированию и
подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи обучения:
– развитие мелкой моторики, снятие психического и психологического напряжения
обучающихся, через процесс конструирования;
– Увеличение способности детей к концентрации внимания, развитие умения
максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
–
Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего
рукотворного и не рукотворного мира.
− формирование представлений о материальной культуре, как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нём человека;
4
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования,
конструировании из различных материалов;
− формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда, конструирования;
− развитие
познавательных
психических
процессов
(восприятия,
памяти,
воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
− развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера, через формирование
практических умений при конструировании;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
− формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Конструирование» во 2 классе
определяет следующие задачи:
− формирование представлений о материальной культуре, как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нем человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
5
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
− формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда, конструирования;
− развитие
познавательных
психических
процессов
(восприятия,
памяти,
воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
− развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
− формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
6
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением
обучения в первом классе, на основе учебного предмета «Труд (технология)». В связи с
этим обучение конструированию, строится на базе ранее приобретенных обучающимися
знаний, умений и навыков и направлено на выработку их устойчивости, что является
предпосылкой будущего качественного выполнения практических работ.
Обучение «Конструированию» спланировано с учетом повторения и расширения
знаний, полученных в первом классе: о рукотворных предметах; о культуре труда и
конструирования
из различных материалов (соблюдение техники безопасности,
организация рабочего места и др.); о видах конструирования («Работа с глиной и
пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами»,
«Работа с нитками») и направлено на коррекцию интеллектуальных и физических
недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
− коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в объекте конструирования существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
− развитие
аналитико-синтетической
деятельности,
деятельности
сравнения,
обобщения;
− совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы,
последовательном изготовлении изделия;
− коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Во втором классе
материалах
и
конструирования
обучающиеся получают технологические сведения о новых
конструировании из них
(ткань, пуговицы, картон и др.); видах
(«Работа с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с бумагой и
картоном», «Работа с металлоконструктором», «Работа
с глиной и пластилином»,
7
«Работа с природным материалом» «Работа с LEGO (ЛЕГО) и мозаикой); о предметах,
истории их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника.
Содержание разделов
№
п/
п
Название раздела, темы
Кол-во
часов
1
Конструирование из глины и пластилина
Конструирование из природного
материала
Конструирование из бумаги и картона
Конструирование с применением
текстильного материала
Конструирование LEGO (ЛЕГО)
Конструирование с металлоконструктором
Конструирование из мозаики
Итого:
7
5
Контрольные
работы
(кол-во)
-
11
9
-
2
1
1
36
-
2
3
4
5
6
7
8
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование
способности
к
осмыслению
картины
мира,
ее
временно-
пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной составляющей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места и организовать свое рабочее место в
зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с
помощью учителя;
− называть виды трудовых работ;
− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках
конструирования во втором классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические
требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках конструирования, их
устройство,
правила
техники
безопасной
работы
колющими
и
режущими
инструментами;
− называть приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из
заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки
изделия), используемые на уроках конструирования
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства;
9
− определять способы соединения деталей с помощью учителя;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с помощью учителя;
− работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными
материалами, с бумагой и нитками).
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных
материалов с помощью учителя.
Достаточный уровень
− знать
правила
рациональной
организации
труда,
включающей
в
себя
упорядоченность действий и самодисциплину.
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для второклассников наглядностью: составлять план работы
над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков
конструирования.
10
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает
материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может
сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя.
Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки
предметов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает
небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые
исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно
ответить на отдельные вопросы.
11
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи
учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия,
требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко
отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.
IV. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы:
1.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
12
образования
обучающихся
нарушениями),
утверждена
с
умственной
приказом
отсталостью
Министерства
(интеллектуальными
просвещения
Российской
программа
образования
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2.
Адаптированная
обучающихся
основная
1-4
общеобразовательная
классов
с
нарушением
интеллекта
(вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат».
Дополнительная литература:
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации
1 – 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2016. – 336
с.
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего образования».
13
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022
года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования»,
утверждённый
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8.
Федеральная
образования
нарушениями),
адаптированная
обучающихся
утверждена
с
основная
умственной
приказом
общеобразовательная
отсталостью
Министерства
программа
(интеллектуальными
просвещения
Российской
программа
образования
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.
Адаптированная
обучающихся
1-4
основная
общеобразовательная
классов
с
нарушением
интеллекта
общеобразовательного
учреждения
(вариант 1)
10.
Устав
государственного
бюджетного
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства
образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года
№ 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с нарушением интеллекта ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025 –
2026 учебный год.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа - интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы на 2025-2026
учебный год.
Оборудование
14
Учебно-практическое оборудование:
материалы:
цветная бумага, альбомы, картон белый и цветной, листы белой плотной чертёжной бумаги, набор разноцветного
пластилина, цветные нитки (разные виды), ткани разных сортов, природные материалы (шишки, семена, листья),
проволока, клей карандаш и ПВА;
инструменты: стека для пластилина, ножницы, линейки, иголка большая, плоская
кисточка для клея, гладилка для бумаги, фломастеры разного цвета;
вспомогательные приспособления:
подкладные доски для работы с пластилином, коробки для хранения природных материалов, коробочки для
мусора, тряпочки или салфетки для вытирания рук, баночка для клея;
модели и натуральный ряд:
муляжи фруктов и овощей, образцы изделий из пластилина, образцы изделий из
природного материала, образцы изделий из бумаги и картона, образцы изделий из
текстильного материала.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет
ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/,
http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,
http://www.myshared.ru/, http://school-
collection.edu
15
1.
Тема предмета
Инструктаж
по
технике
безопасности на уроке
конструирования.
«Цветок желаний»
Кол-во
часов/да
та
V.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
02.09.
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Конструирование из глины и пластилина – 2 часа
Правила поведения и работы Соблюдают
правила
на уроках конструирования поведения и работы на уроках
Подготовка и содержание в конструирования
под
порядке рабочего места. контролем учителя.
Виды
конструирования, Подготавливают и содержат в
поделочных материалов и порядке рабочее место.
инструментов,
исполь- Повторяют за учителем виды
зуемых при их обработке. конструирования, поделочные
Учить
детей
отбирать материалы и инструменты,
бросовый
материал
в используе-мые
при их
соответствии с замыслом, обработке.
отличая особенности цвета и Изучают новые сведения о
фактуры.
глине и пластилине, как о
Развивать
творческие
и поделочных материалах.
конструктивные
Знакомятся с применением
способности.
глины в строительстве.
Анализ объекта по вопросам Рассказывают о пластилине,
учителя, составление плана его назначении, пластических
работы над изделием с свойствах, цвете и форме с
опорой
на
наглядные опорой на наглядность.
материалы
с
помощью Повторяют правила работы с
учителя
пластилином.
Достаточный уровень
Соблюдают
правила
поведения и работы на уроках
конструирования.
Подготавливают и содержат в
порядке рабочее место.
Называют
виды
конструирования, поделочные
материалы и инструменты,
используе-мые
при
их
обработке.
Изучают новые виды работы‚
образцы
поделочных
материалов, инструментов и
изделий.
Изучают новые сведения о
глине и пластилине как о
поделочных материалах.
Знакомятся с применением
глины в строительстве.
Рассказывают о пластилине,
его назначении, пластических
свойствах, цвете и форме.
16
Обрабатывают пластилин с
применением резака, стеки.
Анализируют
объект
по
вопросам учителя, составляют
план работы над изделием с
опорой
на
наглядные
материалы
с
помощью
учителя
2.
Конструирование
мебели, имеющую
прямоугольную
геометрическую
форму
с
применением
лепки.
«Скамейка в саду»
1
09.09.
Лепка из пластилина изделия,
состоящего
из
деталей
прямоугольной
геометрической формы.
Анализ
изделия,
ориентируясь на образец.
Составление плана работы
над изделием с опорой на
предметно-операционный
план с помощью учителя.
Работа по плану.
Текущий контроль
Лепят из пластилина изделия,
состоящего
из
деталей
прямоугольной
геометрической формы.
Анализируют
изделие,
ориентируясь на образец с
помощью учителя.
Составляют план работы над
изделием
с
опорой
на
предметно-операционный
план с помощью учителя,
придерживаются
плана
в
процессе
изготовления
изделия
под
контролем
учителя
Конструирование из природных материалов – 3 часа
Сравнивают брус с реальными
предметами и устанавливают
сходство и различия между
ними по вопросам учителя.
Повторяют правила работы с
пластилином.
Обрабатывают пластилин с
применением резака, стеки.
Анализируют
объект
по
вопросам учителя, составляют
план работы над изделием с
опорой
на
наглядные
материалы
с
помощью
учителя
Лепят из пластилина изделия,
состоящего
из
деталей
прямоугольной
геометрической формы.
Анализируют
изделие,
ориентируясь на образец.
Составляют план работы над
изделием
с
опорой
на
предметно-операционный
план с помощью учителя,
придерживаются
плана
в
процессе
изготовления
изделия,
осуществляют
текущий контроль
17
3.
Работа
с
природными
материалами.
«Рамка
для
картины,
украшенная
сухими листьями»
1
16.09.
Виды
природных
материалов, их применение,
правила сбора, сушки и
хранения.
Использование листьев для
украшения предметов быта.
Функциональная значимость
рамок.
Анализ образца, выполнение
аппликации по предметнооперационному плану.
Понятие «орнамент».
Изготовление рамки для
картины из бумаги.
Приемы:
«разметка
по
шаблону
геометрических
фигур», «сгибание бумаги
пополам»,
«симметричное
вырезание
из
бумаги»,
«наклеивание листьев на
бумажную поверхность»
Изучают новые сведения о
растительном
мире,
о
разнообразии форм и окраски
листьев, цветов.
Знакомятся с разными видами
природных материалов, их
применением,
правилами
сбора, сушки и хранения.
Изучают
сведения
об
использовании листьев для
украшения предметов быта.
Знакомятся с функциональной
значимостью рамок.
Анализируют
образец,
выполняют аппликацию по
предметно-операционному
плану с помощью учителя.
Ориентируются на плоскости
листа под контролем учителя.
Изготавливают рамку для
картины из бумаги,
под
контролем учителя.
Владеют приемами «разметка
по шаблону геометрических
фигур», «сгибание бумаги
пополам»,
«симметричное
вырезание
из
бумаги»,
«наклеивание
листьев
на
бумажную поверхность»
Изучают новые сведения о
растительном
мире,
о
разнообразии форм и окраски
листьев, цветов.
Знакомятся с разными видами
природных материалов, их
применением,
правилами
сбора, сушки и хранения.
Изучают
сведения
об
использовании листьев для
украшения предметов быта.
Знакомятся с функциональной
значимостью рамок.
Анализируют
образец,
выполняют аппликацию по
предметно-операционному
плану.
Имеют
представления
о
направлении, положении и
пространственных
связях
частей в орнаменте.
Ориентируются на плоскости
листа.
Изготавливают рамку для
картины из бумаги.
Владеют приемами «разметка
по шаблону геометрических
фигур», «сгибание бумаги
пополам»,
«симметричное
вырезание
из
бумаги»,
18
4.
Конструирование
игрушки
с
применением
жёлудя «Зайчик».
1
23.09.
5.
Конструирование
из
скорлупы
грецкого
ореха.
«Черепаха у моря»,
1
30.09.
Изделия,
игрушки,
сделанные из природных
материалов.
Плоды деревьев (жёлуди).
Анализ
изделия,
с
ориентировкой на образец, по
вопросам учителя.
Составление
плана
выполнения многодетальной
поделки и оценивание своего
изделия по вопросам учителя.
Столярные инструменты и
правила работы с шилом
Повторяют правила заготовки
природных материалов.
Изучают изделия, игрушки,
сделанные
из
природных
материалов.
Знакомятся с разнообразными
плодами деревьев (желуди) и
изготовлением
из
них
игрушек.
Анализируют, ориентируясь
на образец, по вопросам
учителя, при анализе образца
выделяют название изделия,
материал,
детали
и
их
пространственное
расположение с помощью
учителя.
Составляют план выполнения
многодетальной поделки и
оценивают свое изделие с
помощью учителя.
Знакомятся с инструментами и
правилами работы с шилом
Изделия,
игрушки, Рассказывают о изделиях,
сделанные из природных игрушках,
сделанных
из
материалов.
природных материалов по
Грецкий орех. Виды орехов. вопросам учителя.
Польза.
Знакомятся с разнообразными
«наклеивание
листьев
на
бумажную поверхность»
Повторяют правила заготовки
природных материалов.
Изучают изделия, игрушки,
сделанные
из
природных
материалов.
Знакомятся с разнообразными
плодами деревьев (желуди) и
изготовлением
из
них
игрушек.
Анализируют, ориентируясь
на образец, по вопросам
учителя, при анализе образца
выделяют название изделия,
материал,
детали
и
их
пространственное
расположение.
Составляют план выполнения
многодетальной поделки и
оценивают свое изделие по
вопросам учителя.
Знакомятся с инструментами и
правилами работы с шилом
Рассказывают о изделиях,
игрушках,
сделанных
из
природных материалов.
Знакомятся с разнообразными
плодами деревьев (орехи) и
19
Анализ
изделия,
с
ориентировкой на образец, по
вопросам учителя.
Составление
плана
выполнения много детальной
поделки и оценивание своего
изделия по вопросам учителя.
Конструирование изделия из
скорлупы грецкого ореха с
применением
другого
поделочного материала.
Навыки
обработки
пластилина:
сминание,
скатывание, сплющивание,
вытягивание
плодами деревьев (орехи) и
изготовлением
из
них
игрушек.
Рассказывают о свойствах
орехов (форма, величина,
поверхность).
Анализируют
объект,
ориентируясь на его признаки
и свойства, по вопросам
учителя.
Составляют план выполнения
поделки и оценивают свое
изделие с помощью учителя.
Изготавливают поделку из
скорлупы грецкого ореха с
применением
другого
поделочного
материала
(пластилин, бумага, палочки и
др.) под контролем учителя.
Владеют навыками обработки
пластилина:
сминание,
скатывание,
сплющивание,
вытягивание
изготовлением
из
них
игрушек.
Рассказывают о свойствах
орехов (форма, величина,
поверхность).
Анализируют
объект,
ориентируясь на его признаки
и свойства, по вопросам
учителя.
Составляют план выполнения
поделки и оценивают свое
изделие по вопросам учителя.
Изготавливают поделку из
скорлупы грецкого ореха с
применением
другого
поделочного
материала
(пластилин, бумага, палочки и
др.).
Владеют навыками обработки
пластилина:
сминание,
скатывание,
сплющивание,
вытягивание
20
6.
«Виды и сорта
бумаги».
«Стаканчик
для
карандашей»
1
07.10.
7.
Конструирование
из мятой бумаги
по образцу.
Аппликация
«Дерево осенью»,
1
14.10.
Конструирование из бумаги и картона – 4 часа
Сорта
бумаги
(писчая, Сравнивают бумагу разных
газетная,
рисовальная, сортов свойства бумаги с
салфеточная),
свойства помощью учителя.
бумаги (прочность, толщина, Изучают
внешний
вид
гибкость,
влагоустой- (фактуру) бумаги на ощупь.
чивость). Фактура бумаги.
Называют цвета, в которые
Закрепление умений узнавать окрашена бумага
и называть цвета, в которые
окрашена бумага.
Словарная работа: газетная,
книжная, писчая, почтовая,
конвертная,
салфеточная,
туалетная,
обойная,
упаковочная
Сезонные
изменения
в Изучают новые сведения о
природе (зима, весна, лето, сезонных
изменениях
в
осень).
природе (зима, весна, лето,
Состояние деревьев в разные осень).
времена года.
Знакомятся с состоянием
Сходства
и
различия деревьев в разные времена
деревьев в этих состояниях.
года.
Анализ, с опорой на образец, Определяют
сходства
и
по вопросам учителя.
различия деревьев в этих
Составление
плана состояниях
по
вопросам
выполнения аппликации и учителя.
оценивание своего изделия Анализируют, ориентируясь
по вопросам учителя.
на образец, по вопросам
Обработка
бумаги
с учителя.
использованием
приемов При
анализе
образца
Сравнивают бумагу разных
сортов
(писчая,
газетная,
рисовальная,
салфеточная),
свойства бумаги (прочность,
толщина,
гибкость,
влагоустойчивость).
Изучают
внешний
вид
(фактуру) бумаги на ощупь.
Составляют
коллекцию
«Сорта бумаги».
Называют цвета, в которые
окрашена бумага
Изучают новые сведения о
сезонных
изменениях
в
природе (зима, весна, лето,
осень).
Знакомятся с состоянием
деревьев в разные времена
года.
Определяют
сходства
и
различия деревьев в этих
состояниях.
Анализируют, ориентируясь
на образец, по вопросам
учителя.
При
анализе
образца
выделяют название изделия,
21
сминания.
Правила работы с клеем и
кистью.
Пространственная
ориентировка
на
листе
бумаги
(картона)
и
размещение
предметного
изображение
на
его
поверхности
выделяют название изделия,
материал,
детали
и
их
пространственное
расположение по вопросам
учителя.
Составляют план выполнения
аппликации и оценивают свое
изделие по вопросам учителя.
Владеют навыками обработки
бумаги с использованием
приемов сминания.
Повторяют правила работы с
клеем и кистью.
Ориентируются
на
листе
бумаги (картона) и размещают
предметное изображение на
его
поверхности
под
контролем учителя
материал,
детали
и
их
пространственное
расположение.
Составляют план выполнения
аппликации и оценивают свое
изделие по вопросам учителя.
Владеют навыками обработки
бумаги с использованием
приемов сминания.
Повторяют правила работы с
клеем и кистью.
Объясняют
понятие
«аппликация».
Ориентируются
на
листе
бумаги (картона) и размещают
предметное изображение на
его поверхности
22
8.
Техника оригами.
Складывание
фигурки
из
бумаги.
«Маска лисы»
1
21.10.
Геометрические
фигуры
(квадрат, треугольник).
Сходство и различия этих
фигур (стороны, углы).
Коррекция
восприятия
пространства (наверху, внизу,
слева, справа)
Ориентировка в пространстве
геометрической
фигуры
«квадрат».
Чтение
изобразительнографического
плана
с
помощью учителя
9.
Конструирование из шаблонов
геометрических
фигур
«Геометрические
фигуры: квадрат,
прямоугольниктр
еугольник, круг,
1
04.11.
Картон. Предметы, сделанные
из картона, функциональная
значимость в быту, игре,
учебе.
Технические
сведения
о
картоне: сорт (переплетный,
коробочный); цвет (серый,
белый, желтый, цветной),
Изучают новые сведения о
животном мире.
Называют
геометрические
фигуры.
Сравнивают и устанавливают
сходство и различия этих
фигур по вопросам учителя.
Ориентируются
в
пространстве геометрической
фигуры
«квадрат»
и
выполняют
инструкцию,
содержащую
пространственную
характеристику с помощью
учителя.
Читают
изобразительнографический план с помощью
учителя.
Сгибают квадрат пополам и с
угла на угол, совмещают
стороны с опорными точками
под контролем учителя
Называют
предметы,
сделанные из картона, и
определяют
их
функциональную значимость
в быту, игре, учебе по
вопросам учителя.
Знакомятся с техническими
сведениями о картоне: сорт,
Изучают новые сведения о
животном мире.
Называют
геометрические
фигуры.
Сравнивают и устанавливают
сходство и различия этих
фигур.
Ориентируются
в
пространстве геометрической
фигуры «квадрат».
Выполняют
инструкцию,
содержащую
пространственную
характеристику.
Читают
изобразительнографический план с помощью
учителя.
Комментируют ход работы.
Сгибают квадрат пополам и с
угла на угол, совмещают
стороны с опорными точками
Называют
предметы,
сделанные из картона, и
определяют
их
функциональную значимость
в быту, игре, учебе.
Знакомятся с техническими
сведениями о картоне: сорт,
цвет, физические свойства,
23
овал»
«Волшебный
ковер»
10.
Конструирование
стилизованных
бусин из ниток,
связанных
в
пучок.
«Бусы»
физические свойства (гладкий,
шероховатый,
рифленый);
особенности
(картон
впитывает влагу и коробится;
толстый картон ломается по
сгибу, тонкий легко сгибается,
режется).
Понятие «шаблон» и его
геометрические формы.
Правила работы с шаблоном.
Разметка фигур на бумаге по
образцу
цвет, физические свойства, особенности.
особенности.
Знакомятся
с
понятием
Знакомятся
с
понятием «шаблон»
и
его
«шаблон»
и
его геометрическими формами.
геометрическими формами.
Называют
геометрические
Называют
геометрические фигуры.
фигуры.
Соблюдают
правила
и
Соблюдают правила работы с работают с шаблоном.
шаблоном.
Соблюдают
правила
Соблюдают
правила обведения
шаблонов
обведения
шаблонов геометрических фигур.
геометрических фигур.
Выполняют
экономную
Выполняют
экономную разметку фигур на бумаге по
разметку фигур на бумаге по образцу
образцу
под
контролем
учителя
Конструирование с применением текстильного материала – 2 часа
1
Свойства ниток, виды работы Называют свойства ниток, о Называют свойства ниток, о
11.11. с
нитками
(вязание, виды работы с нитками по виды работы с нитками.
вышивание, шитье, плетение, вопросам учителя.
Изучают новые сведения о
связывание в пучок).
Изучают новые сведения о назначении ниток.
Анализ изделия из ниток.
назначении ниток.
Анализируют
изделие
из
План изготовления изделия по Анализируют
изделие
из ниток, выделяя его признаки и
предметно-операционному
ниток, выделяя его признаки и свойства.
плану с частичной помощью свойства по вопросам учителя. Планируют
выполнение
учителя.
Планируют
выполнение изделия
по
предметноПриемы
наматывания, изделия
по
предметно- операционному
плану
с
связывания, резания ниток.
операционному
плану
с частичной помощью учителя.
Оценка качества выполненной частичной помощью учителя. Владеют
приемами
работы
в
сравнении
с Владеют
приемами наматывания,
связывания,
24
образцом
11.
Конструирование
с
применением
пришивания
пуговиц с двумя
сквозными
отверстиями.
«Волшебная
пуговица»
12.
Конструирова-
1
18.11.
1
наматывания,
связывания,
резания ниток.
Оценивают
качество
выполненной
работы
в
сравнении с образцом с
помощью учителя
Назначение
пуговиц, цвет, Рассказывают о назначении
форма, материал, из которых пуговиц,
цвете,
форме,
производят пуговицы.
материалах,
из
которых
Представления об одежде.
производят
пуговицы
по
Проверка знаний о нитках, вопросам учителя.
инструментах, применяемых Рассказывают
о
нитках,
при работе с нитками.
инструментах, применяемых
Вдевание нитки в иголку.
при работе с нитками по
Прием завязывания узелка на вопросам учителя.
конце нити.
Вдевают нитку в иголку.
Пришивание пуговиц сдвумя Владеют
приемом
сквозными отверстиями к завязывания узелка на конце
ткани.
нити.
Прием шитья «игла вверх- Пришивают пуговицы с двумя
вниз».
сквозными отверстиями к
Планирование с опорой на ткани под контролем учителя.
предметно-операционный
Повторяют прием шитья «игла
план с частичной помощью вверх-вниз».
учителя
Планируют ход работы с
опорой
на
предметнооперационный
план
с
частичной помощью учителя
Конструирование из LEGO (лего) – 2 часа
Творческих
способности и Знакомятся с LEGO (лего),
резания ниток.
Оценивают
качество
выполненной
работы
в
сравнении с образцом
Рассказывают о назначении
пуговиц,
цвете,
форме,
материалах,
из
которых
производят пуговицы.
Рассказывают
о
нитках,
инструментах, применяемых
при работе с нитками.
Вдевают нитку в иголку.
Владеют
приемом
завязывания узелка на конце
нити.
Пришивают пуговицы с двумя
сквозными отверстиями к
ткани.
Повторяют прием шитья «игла
вверх-вниз».
Планируют ход работы с
опорой
на
предметнооперационный
план
с
частичной помощью учителя.
Знакомятся с LEGO (лего),
25
13.
ние из LEGO
(лего) предметов
цилиндричес-кой
формы. «Ваза»
25.11.
коммуникативные навыки,
через создание конструкций и
моделей с использованием
деталей конструктора.
Представления
о
LEGO
(лего), как о конструкторе.
Геометрическое
тело
«цилиндр».
Конструирование
вазы
цилиндрической формы.
Работа
с
опорой
на
предметно–операционный
план с частичной помощью
учителя
Конструирование из LEGO
(лего) предметов
квадратной
формы .«Дом».
1
02.12.
Представления
о
LEGO
(лего), как о конструкторе.
Понятия «квадрат».
Конструирование
дома
квадратной формы.
Работа
с
опорой
на
предметно–операционный
план с частичной помощью
учителя
Понятия «квадрат».
Осуществление
контроля
как с конструктором для
изготовления
различных
предметов посуды.
Знакомятся с геометрическим
телом «цилиндр».
Сравнивают
форму
геометрического
тела
с
предметами быта по вопросам
учителя.
Рассказывают о конструкторе
LEGO (лего),
и его
свойствах
по
вопросам
учителя.
Конструируют
вазу
цилиндрической формы под
контролем учителя.
Работают
с
опорой
на
предметно-операционный
план с помощью учителя
Знакомятся с LEGO (лего),
как с конструктором для
изготовления
различных
предметов.
Знакомятся с геометрическим
телом «квадрат».
Сравнивают
форму
геометрического
тела
с
предметами быта по вопросам
учителя.
Рассказывают о конструкторе
как с конструктором для
изготовления
различных
предметов посуды.
Знакомятся с геометрическим
телом «цилиндр».
Сравнивают
форму
геометрического
тела
с
предметами быта по вопросам
учителя.
Рассказывают о конструкторе
LEGO (лего),
и его
свойствах
по
вопросам
учителя.
Конструируют
вазу
цилиндрической формы под
контролем учителя.
Работают
с
опорой
на
предметно-операционный
план с помощью учителя
Знакомятся с LEGO (лего),
как с конструктором для
изготовления
различных
предметов.
Знакомятся с геометрическим
телом «квадрат».
Сравнивают
форму
геометрического
тела
с
предметами быта по вопросам
учителя.
Рассказывают о конструкторе
26
способом сравнивания
Планирование
работы
с
опорой на изобразительнографический план.
14.
Конструирование из
металлоконструктора
«Тележка»
1
09.12.
LEGO (лего),
и его
свойствах
по
вопросам
учителя.
Конструируют
дом
квадратной
формы под
контролем учителя.
Работают
с
опорой
на
предметно-операционный план
с помощью учителя
Работа с металлоконструктором – 1 час
Представление
о Рассказывают о предметах
металлоконструкторе, как о быта людей
по вопросам
возможности
развивать учителя.
творческие
способности Сравнивают
и
находят
обучающихся.
сходство
и
различия
в
Понятие
представленных
«металлоконструктор,
педагогических образцах по
тележка».
вопросам учителя.
Анализ образца и выделение Рассказывают
о
основных
признаков
и металлоконструкторе, как о
свойств.
возможности
развивать
Конструирование тележки с творческие способности. по
опорой
на
предметно— вопросам учителя.
операционный
план
в Анализируют педагогический
коллективной беседе.
образец и выделяют основные
признаки и свойства по
вопросам учителя.
Конструируют
тележку с
опорой
на
предметно—
операционный
план
в
LEGO (лего),
и его
свойствах
по
вопросам
учителя.
Конструируют
дом
квадратной
формы под
контролем учителя.
Работают
с
опорой
на
предметно-операционный
план с помощью учителя
Рассказывают о предметах
быта людей
по вопросам
учителя.
Сравнивают
и
находят
сходство
и
различия
в
представленных
педагогических образцах по
вопросам учителя.
Рассказывают
о
металлоконструкторе, как о
возможности
развивать
творческие способности. по
вопросам учителя.
Анализируют педагогический
образец и выделяют основные
признаки и свойства по
вопросам учителя.
Конструируют
тележку с
опорой
на
предметно—
операционный
план
в
27
коллективной беседе.
15.
Разметка бумаги
и картона по
шаблонам
сложной
конфигурации
«Автомобиль».
1
16.12.
16.
17.
Конструирование
елочных игрушек,
украшенных
аппликацией.
«Снеговик».
2
23.12.
30.12.
Конструирование из бумаги и картона – 2 часа
Проверка знаний о картоне:
Рассказывают о картоне: сорт,
сорт, цвет, физические
цвет, физические свойства,
свойства, особенности
особенности по вопросам
Правила работы с шаблоном.
учителя.
Понятия «контур», «силуэт».
Повторяют правила работы с
Вырезание ножницами по
шаблоном.
контурной линии
Знакомятся с понятиями
«контур», «силуэт».
Вырезают ножницами по
контурной линии под
контролем учителя
Приемы изготовления плоских Знакомятся
с
понятием
елочных игрушек в форме «бумажная мозаика».
стилизованных изображений.
Выполняют
приемы:
Понятие «бумажная мозаика». «разметка
по
шаблону»,
Приемы:
«разметка
по «вырезание по контурной
шаблону», «вырезание по линии», «обрывание бумаги»,
контурной
линии», «наклеивание
небольших
«обрывание
бумаги», кусочков бумаги на основу»
«наклеивание
небольших под контролем учителя.
кусочков бумаги на основу».
Анализируют
изделие
из
Анализ изделия из бумаги и бумаги и картона, выделяя его
картона, выделение признаков признаки и свойства по
и свойств.
вопросам учителя.
Изготовление изделий по Изготавливают изделия по
предметно-операционному
предметно-операционному
плану с частичной помощью плану с частичной помощью
коллективной беседе.
Рассказывают о картоне: сорт,
цвет, физические свойства,
особенности.
Повторяют правила работы с
шаблоном.
Знакомятся с понятиями
«контур», «силуэт».
Вырезают ножницами по
контурной линии
Знакомятся
с
понятием
«бумажная мозаика».
Выполняют
приемы:
«разметка
по
шаблону»,
«вырезание по контурной
линии», «обрывание бумаги»,
«наклеивание
небольших
кусочков бумаги на основу».
Анализируют
изделие
из
бумаги и картона, выделяя его
признаки и свойства.
Изготавливают изделия по
предметно-операционному
плану с частичной помощью
учителя.
Изготавливают
плоские
28
учителя
18.
Изготовление
стилизованных
фигурок
из
связанных пучков
нитей.
«Мои
одноклассники».
19.
Конструирование
из
мозаики
«Зимняя горка»
учителя.
елочные игрушки в форме
Изготавливают
плоские стилизованных изображений
елочные игрушки в форме
стилизованных изображений
Конструирование с применением текстильного материала – 1 час
1
Представления об изделиях из Изучают
изделия Изучают
изделия
13.01. ниток, как о декоративных (декоративные украшения) из (декоративные украшения) из
украшениях.
ниток.
ниток.
Анализ изделия из ниток, Анализируют
изделие
из Анализируют
изделие
из
выделение его признаков и ниток, выделяя его признаки и ниток, выделяя его признаки и
свойств по вопросам учителя. свойства,
по
вопросам свойства,
по
вопросам
Изготовление изделия по учителя.
учителя.
предметно-операционному
Изготавливают изделия по Изготавливают изделия по
плану с частичной помощью предметно-операционному
предметно-операционному
учителя.
плану с помощью учителя.
плану с частичной помощью
Приемы
наматывания, Владеют
приемами учителя.
связывания, резания ниток
наматывания,
связывания, Владеют
приемами
резания ниток
наматывания,
связывания,
резания ниток
Конструирование из мозаики – 1 час
1
Представления о мозаике, как Изучают новые сведения о Изучают новые сведения о
20.01. о поделочном конструкторе, мозаике, как о поделочном мозаике, как о поделочном
для интересных поделок
конструкторе, для интересных конструкторе, для интересных
Анализ объекта, выделение поделок
поделок
его признаков и свойств.
Анализируют объект, выделяя Анализируют объект, выделяя
Геометрическое
тело его признаки и свойства по его признаки и свойства.
«мозаика», его признаки.
вопросам учителя.
Рассказывают
о
Планирование хода работы по Рассказывают
о геометрическом теле «шар»,
изобразительно-графическому геометрическом теле «шар», его признаках.
плану и работа по плану при его признаках по вопросам Планируют ход работы по
29
выполнении изделия.
учителя.
Подробный анализ своего Планируют ход работы по
изделия по вопросам учителя
изобразительно-графическому
плану и придерживаются
плана работы при выполнении
изделия
под
контролем
учителя.
Подробно анализируют свое
изделие по вопросам учителя
Выполняют конструирование
под контролем учителя.
изобразительно-графическому
плану и придерживаются
плана работы при выполнении
изделия.
Подробно анализируют свое
изделие по вопросам учителя
Самостоятельно выполняют
конструирование из мозаики.
30
20.
Изготовление
из
бумаги игрушек в
форме круга.
«Гусеница
из
кругов»
1
27.01.
Конструирование из бумаги и картона – 2 часа
Геометрические
формы Рассказывают
о
«круг» и «шар», их признаки. геометрических
формах
Анализ объекта, выделение «круг» и «шар», их признаках
его признаков и свойств.
по вопросам учителя.
Изготовление
шара
из Устанавливают сходства круга
бумаги, состоящего из двух и
шара
с
предметами,
кругов.
имеющими округлую форму,
Понятие «симметрия».
и рассказывают о применении
Приемы
«разметка
по этих изделий в быту по
шаблону»,
«симметричное вопросам учителя.
вырезание
из
бумаги, Анализируют объект, выделяя
сложенной
пополам», его признаки и свойства по
«надрез по прямой линии».
вопросам учителя.
Изготавливают шар из бумаги,
состоящей из двух кругов под
контролем учителя.
Повторяют
понятие
«симметрия».
Владеют
приемами:
«разметка
по
шаблону»,
«симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»,
«надрез по прямой линии».
Осуществляют
сборку
способом
соединения
заготовок
в
прорези
с
помощью учителя
Рассказывают
о
геометрических
формах
«круг» и «шар», их признаках.
Устанавливают сходства круга
и
шара
с
предметами,
имеющими округлую форму,
и рассказывают о применении
этих изделий в быту.
Анализируют объект, выделяя
его признаки и свойства.
Изготавливают шар из бумаги,
состоящей из двух кругов.
Повторяют
понятие
«симметрия».
Владеют
приемами:
«разметка
по
шаблону»,
«симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»,
«надрез по прямой линии».
Осуществляют
сборку
способом
соединения
заготовок в прорези
31
21.
Изготовление
игрушек в форме
шара из бумаги.
«Круглое блюдо»
22.
Сматывание ниток
в клубок.
«Помпон
к
шапочке»
Рассказывают
о Рассказывают
о
геометрических
формах геометрических
формах
«круг» и «шар», их признаках «круг» и «шар», их признаках.
по вопросам учителя.
Анализируют объект, выделяя
Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства.
его признаки и свойства по Изготавливают
шар,
вопросам учителя.
состоящий из 4—5 и более
Изготавливают
шар, полос бумаги.
состоящий из 4—5 и более Владеют приемами «разметка
полос бумаги под контролем полос по шаблону», «разрез по
учителя.
длинной линии», «склеивание
Владеют приемами «разметка полосы-заготовки кольцом».
полос по шаблону», «разрез по Собирают изделие способом
длинной линии», «склеивание склеивания заготовок
полосы-заготовки кольцом» с
помощью учителя.
Собирают изделие способом
склеивания заготовок под
контролем учителя
Конструирование с применением текстильных материалов – 1 час
1
Представления о нитках.
Изучают новые сведения о Изучают новые сведения о
10.02. Правила хранения ниток в нитках.
нитках.
виде бобин, катушек, мотков, Знакомятся
с
правилами Знакомятся
с
правилами
клубков.
хранения ниток в виде бобин, хранения ниток в виде бобин,
Геометрическая форма «шар» катушек, мотков, клубков.
катушек, мотков, клубков.
и его признаки.
Рассказывают
о Рассказывают
о
Приемы наматывания ниток геометрической форме «шар» геометрической форме «шар»
на картон.
и его признаках по вопросам и его признаках.
Сматывание ниток в клубок учителя.
Наматывают нитки на картон.
на бумажный шарик.
Наматывают нитки на картон. Сматывают нитки в клубок на
1
03.02.
Геометрические
формы
«круг» и «шар», их признаки.
Анализ объекта, выделение
его признаков и свойств.
Изготовление
шара
из
бумаги, состоящего из 4—5 и
более полос бумаги.
Технические
приемы
«разметка
полос
по
шаблону»,
«разрез
по
длинной
линии»,
«склеивание
полосызаготовки кольцом».
Сборка способом склеивания
заготовок
32
23.
Конструирование с
применением
лепки по образцу
стилизованных
фигур животных.
«Волк»
1
17.02.
Приемы сминания бумаги и Сматывают нитки в клубок на
скатывания в шарик
бумажный
шарик
под
контролем учителя.
Выполняют прием сминания
бумаги и скатывания в шарик
Конструирование из глины и пластилина – 2 часа
Представления о глине. как о Изучают новые сведения о
поделочном материале и ее глине как о поделочном
применение
для материале и ее применении
изготовления скульптуры.
для изготовления скульптуры.
Понятие «скульптура» и Знакомятся
с
понятием
произведения этого вида «скульптура»
и
искусства.
произведениями этого вида
Лепка фигурок животных искусства.
конструктивным способом.
Лепят фигурки животных
Анализ образца, выделение конструктивным
способом
основных
геометрических под контролем учителя.
форм.
Рассказывают о животных по
Составление плана лепки вопросам учителя.
изделия
с
опорой
на Анализируют
образец,
наглядность.
выделяют в нем основные
Приемы соединения деталей геометрические формы по
в одно целое
вопросам учителя.
Анализируют
объект
самостоятельно
или
с
частичной помощью учителя.
Составляют
план
лепки
изделия
с
опорой
на
наглядность
с
помощью
учителя.
бумажный шарик.
Выполняют прием сминания
бумаги и скатывания в шарик
Изучают новые сведения о
глине как о поделочном
материале и ее применении
для изготовления скульптуры.
Знакомятся
с
понятием
«скульптура»
и
произведениями этого вида
искусства.
Лепят фигурки животных
конструктивным способом.
Рассказывают о животных.
Анализируют
образец,
выделяют в нем основные
геометрические формы.
Анализируют
объект
самостоятельно
или
с
частичной помощью учителя.
Составляют
план
лепки
изделия
с
опорой
на
наглядность.
Соединяют детали в одно
целое
33
24.
Лепка
стилизованных
фигуры птицы.
«Гусь».
25.
Изготовление
шишки
стилизованной
фигурки
человечка.
«Человечек
шишки».
1
24.02.
из
из
1
03.03.
Соединяют детали в одно
целое
Сведения о скульптуре и ее Рассказывают о скульптуре и
предназначении.
ее
предназначении
по
Конструктивный
способ вопросам учителя.
лепки.
Рассказывают
о
Пластический способ лепки конструктивном
способе
из пластилина.
лепки по вопросам учителя.
Приемы лепки «скатывание Знакомятся с пластическим
овальной
и
конической способом лепки.
форм»,
«вытягивание», Рассказывают о птицах по
«прищипывание»,«вдавливан вопросам учителя.
ие».
Владеют приемами лепки
Составление плана лепки «скатывание
овальной
и
изделия
с
опорой
на конической
форм»,
наглядность и с частичной «вытягивание»,
помощью учителя
«прищипывание»,
«вдавливание».
Составляют
план
лепки
изделия
с
опорой
на
наглядность и с помощью
учителя
Конструирование из природных материалов – 1 час
Представления
о Изучают новые сведения о
растительном мире (хвойные растительном мире.
деревья).
Рассказывают о ели и ее
Ели и ее характерные характерных особенностями
особенностями.
по вопросам учителя.
Сосна и ее особенности.
Знакомятся с сосной и ее
Строение сосновой и еловой особенностями.
Рассказывают о скульптуре и
ее предназначении.
Рассказывают
о
конструктивном
способе
лепки.
Знакомятся с пластическим
способом лепки.
Рассказывают о птицах.
Владеют приемами лепки
«скатывание
овальной
и
конической
форм»,
«вытягивание»,
«прищипывание»,
«вдавливание».
Составляют
план
лепки
изделия
с
опорой
на
наглядность и с частичной
помощью учителя
Изучают новые сведения о
растительном мире.
Рассказывают о ели и ее
характерных особенностями.
Знакомятся с сосной и ее
особенностями.
Сравнивают деревья и находят
34
шишек.
Изготовление из шишек
человечка с использованием
дополнительных поделочных
материалов (пластилин).
Составление плана работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично
по вопросам учителя.
Работа в соответствии с
планом
и
отчет
о
проделанной работе
26.
Конструирование
«Пароход».
1
10.03.
Сравнивают деревья и находят
сходства и различия между
ними по вопросам учителя.
Изучают строения и другие
свойства и признаки сосновой
и еловой шишек.
Изготавливают из шишек
человечка с использованием
дополнительных поделочных
материалов.
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
по вопросам учителя.
Работают в соответствии с
планом
под
контролем
учителя и отчитываются о
проделанной
работе
по
вопросам учителя
Конструирование из бумаги и картона – 1 час
Анализ
композиции, Рассказывают о линейке по
состоящей из геометрических вопросам учителя.
фигур.
Называют
геометрические
Способ разметки деталей по фигуры.
линейке.
Анализируют
композицию,
Резание
ножницами
по состоящую из геометрических
размеченным линиям.
фигур по вопросам учителя.
Составление аппликаций из Размечают детали по линейке
размеченных
деталей под контролем учителя.
(«Пароход»).
Владеют навыками резания
Осуществление контрольных ножницами по размеченным
сходства и различия между
ними.
Изучают строения и другие
свойства и признаки сосновой
и еловой шишек.
Изготавливают из шишек
человечка с использованием
дополнительных поделочных
материалов.
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично
по вопросам учителя.
Работают в соответствии с
планом и отчитываются о
проделанной работе
Рассказывают о линейке.
Называют
геометрические
фигуры.
Анализируют
композицию,
состоящую из геометрических
фигур.
Размечают детали по линейке.
Владеют навыками резания
ножницами по размеченным
линиям.
Составляют аппликацию из
35
действий
линиям.
Составляют аппликацию из
деталей.
Осуществляют контрольные
действия по вопросам учителя
деталей.
Осуществляют контрольные
действия.
Отвечают на вопросы учителя
связными предложениями
36
27.
Составление
коллекции
тканей.
«Магазин»
28.
Раскрой из ткани
заготовки
изделия.
«Квадраты
из
ткани 5 Х 5 см»
Конструирование с применением текстильных материалов – 3 часа
1
Применение и назначение Рассказывают о ткани и Рассказывают о ткани, о
17.03. ткани в жизни людей.
нитках, о применении и применении и назначении
Процесс изготовления ткани.
назначении ткани в жизни ткани в жизни людей.
Различение ткани по окраске и людей по вопросам учителя.
Рассказывают о нитках.
другим свойствам.
Знакомятся
с
процессом Знакомятся
с
процессом
Сорта ткани и их применение изготовления ткани.
изготовления ткани.
в одежде.
Различают ткани по окраске и Различают ткани по окраске и
Составление
коллекции другим свойствам.
другим свойствам.
тканей
Знакомятся с сортами ткани и Знакомятся с сортами ткани и
их применением в одежде.
их применением в одежде.
Составляют коллекцию тканей Составляют коллекцию тканей
под контролем учителя
1
Профессия портного.
Рассказывают о ткани по Рассказывают о ткани.
24.03. Инструменты
и вопросам учителя.
Знакомятся с профессией
приспособления, необходимые Знакомятся с профессией портного.
для швейных работ.
портного.
Знакомятся с инструментами и
Технология раскроя и резания Знакомятся с инструментами приспособлениями,
ткани по выкройке
и
приспособлениями, необходимыми для швейных
необходимыми для швейных работ.
работ.
Знакомятся
с
технологий
Знакомятся
с
технологий раскроя и резания ткани по
раскроя и резания ткани по выкройке.
выкройке.
Учатся
правильному
Учатся
правильному движению рук при работе
движению рук при работе ножницами
в
процессе
ножницами
в
процессе раскроя ткани
раскроя ткани
37
29.
Соединение
деталей,
выкроенных
из
ткани,
прямой
строчкой.
«Подушка»
1
07.04.
30.
Конструирование
поздрави-тельной
открыткитрансформер
«Сказочная жар–
птица»
1
14.04.
Проверка знаний о профессии
портного, швеи.
Технология
сшивания
сметочными стежками на
бумаге в клетку и на ткани.
Правила хранения игл.
Представления
о
форме
игольниц
и
материалах,
используемых
для
их
изготовления.
Изготовление игольницы по
образцу.
Составление плана работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично
по вопросам учителя
Рассказывают о профессии
портного, швеи по вопросам
учителя.
Знакомятся с технологией
сшивания
сметочными
стежками на бумаге в клетку и
на ткани.
Знакомятся
с
правилами
хранения игл.
Изучают новые сведения о
форме игольниц и материалах,
используемых
для
их
изготовления.
Изготавливают игольницы по
образцу
под
контролем
учителя.
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
по вопросам учителя.
Отвечают на вопросы учителя
связными предложениями
Конструирование из бумаги и картона – 1 час
Анализ
объекта Рассказывают о значении
(поздравительная открытка), открытки в жизни людей по
выделение его признаков и вопросам учителя.
свойств.
Знакомятся
с
историей,
Составление плана работы с формой,
величиной
и
опорой на наглядный образец оформлением открытки.
самостоятельно
или
по Рассказывают о праздниках по
вопросам учителя.
вопросам учителя.
Рассказывают о профессии
портного, швеи.
Знакомятся с технологией
сшивания
сметочными
стежками на бумаге в клетку и
на ткани.
Знакомятся
с
правилами
хранения игл.
Изучают новые сведения о
форме игольниц и материалах,
используемых
для
их
изготовления.
Изготавливают игольницы по
образцу.
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно или частично
по вопросам учителя.
Отвечают на вопросы учителя
связными предложениями
Рассказывают о значении
открытки в жизни людей.
Знакомятся
с
историей,
формой,
величиной
и
оформлением открытки.
Рассказывают о праздниках.
Изготавливают
поздравительную открытку по
38
Способ вырезания из бумаги,
сложенной пополам.
Изготовление
поздравительной открытки по
образцу
31.
Конструирование
макета
из
пластилина
к
сказке
«Курочка
Ряба»
1
21.04.
Изготавливают
поздравительную открытку по
образцу
под
контролем
учителя.
Анализируют объект, выделяя
его признаки и свойства по
вопросам учителя.
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
по вопросам учителя.
Работают в соответствии с
планом
под
контролем
учителя.
Владеют способом вырезания
из
бумаги,
сложенной
пополам
Конструирование из пластилина – 1 час
Понятия «иллюстрация» и Знакомятся
с
понятиями
«макет».
«иллюстрация» и «макет».
Анализ
содержания Находят сходства и различия
иллюстративного материала к между
этими
видами
сказке «Курочка Ряба».
изображений по вопросам
Составление плана работы с учителя.
опорой на наглядность.
Анализируют
содержание
Приемы:
«скатывание иллюстративного материала к
пластилина в форме шара, сказке «Колобок»: выделяют
жгутиков,
конуса», главное и второстепенное в
«вытягивание, сплющивание и изделии;
определяют
сгибание
пластилина
в пространственное положение
нужном направлении».
деталей на макете; выявляют
образцу.
Анализируют объект, выделяя
его признаки и свойства.
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно
или
по
вопросам учителя.
Работают в соответствии с
планом.
Владеют способом вырезания
из
бумаги,
сложенной
пополам
Знакомятся
с
понятиями
«иллюстрация» и «макет».
Находят сходства и различия
между
этими
видами
изображений.
Анализируют
содержание
иллюстративного материала к
сказке «Колобок»: выделяют
главное и второстепенное в
изделии;
определяют
пространственное положение
деталей на макете; выявляют
пропорциональное и цветовое
39
32.
Изготовление
композиции
к
сказке «Колобок» в
технике оригами.
1
28.04.
Лепка
изделия пропорциональное и цветовое соотношение
элементов
конструктивным способом.
соотношение
элементов макета.
Сборка макета
макета по вопросам учителя.
Составляют план работы с
Составляют план работы с опорой на наглядность.
опорой на наглядность с Выполняют
изделие
в
помощью учителя.
соответствии с планом.
Выполняют
изделие
в Владеют
приемами:
соответствии с планом под «скатывание пластилина в
контролем учителя.
форме
шара,
жгутиков,
Владеют
приемами: конуса»,
«вытягивание,
«скатывание пластилина в сплющивание и сгибание
форме
шара,
жгутиков, пластилина
в
нужном
конуса»,
«вытягивание, направлении».
сплющивание и сгибание Лепят
изделие
пластилина
в
нужном конструктивным способом.
направлении».
Собирают макет
Лепят
изделие
конструктивным способом.
Собирают макет
Конструирование из бумаги и картона – 2 часа
Проверка знаний детей о Рассказывают о иллюстрации Рассказывают о иллюстрации
иллюстрации и макете, их и макете, их сходстве и и макете, их сходстве и
сходстве и различиях.
различиях
по
вопросам различиях.
Анализ
содержания учителя.
Анализируют
содержание
иллюстративного материала к Анализируют
содержание иллюстративного материала к
сказке «Колобок».
иллюстративного материала к сказке «Колобок».
Составление плана работы над сказке «Колобок» по вопросам Составляют план работы над
изделием
с
опорой
на учителя.
изделием
с
опорой
на
наглядность.
Составляют план работы над наглядность самостоятельно и
Складывание
из
бумаги изделием
с
опорой
на частично с помощью учителя.
40
фигурок колобка и волка.
Приемы сгибания бумаги:
«сгибание
квадрата
и
прямоугольника
пополам»,
«сгибание квадрата с угла на
угол».
Составление композиции из
бумажных фигурок
33.
Изготовление
модели дорожного
знака.
Модель
дорожного
указателя
«Пешеходный
переход»
1
05.05.
Проверка знаний дорожных
знаков
и правил перехода
улицы.
Сравнение образца модели
указателя
«Переход»
с
иллюстрацией.
Скручивание трубочки из
бумаги с использованием
приема «накручивание бумаги
на карандаш».
Приемы вырезания из бумаги.
Изготовление
модели
указателя
«Переход»
с
составлением
последовательности действий
по предметно-операционному
плану
из
бумажных
заготовок,
соблюдая
правильное
расположение
деталей, пропорции и размеры
наглядность
с
помощью
учителя.
Складывают
из
бумаги
фигурки колобка и волка
частично с помощью учителя
в
соответствии
с
пооперационным планом.
Составляют композицию из
бумажных фигурок
Рассказывают о дорожных
знаках и правилах перехода
улицы по вопросам учителя.
Сравнивают образец модели
указателя
«Переход»
с
иллюстрацией по вопросам
учителя.
Рассказывают
о
геометрических фигурах.
Выполняют модель указателя
«Переход» по предметнооперационному
плану
с
помощью учителя.
Скручивают
трубочки
из
бумаги с использованием
приема «накручивание бумаги
на карандаш» с помощью
учителя.
Владеют приемами вырезания
из бумаги.
Составляют
модель
из
Выполняют
изделие
самостоятельно и частично с
помощью
учителя
в
соответствии
с
пооперационным планом.
Складывают
из
бумаги
фигурки колобка и волка.
Составляют композицию из
бумажных фигурок
Рассказывают о дорожных
знаках и правилах перехода
улицы.
Сравнивают образец модели
указателя
«Переход»
с
иллюстрацией.
Рассказывают
о
геометрических фигурах.
Выполняют модель указателя
«Переход» по предметнооперационному плану.
Скручивают
трубочки
из
бумаги с использованием
приема «накручивание бумаги
на карандаш».
Владеют приемами вырезания
из бумаги.
Составляют
модель
из
бумажных
заготовок,
соблюдая
правильное
расположение
деталей,
41
бумажных
заготовок, пропорции и размеры
соблюдая
правильное
расположение
деталей,
пропорции и размеры под
контролем учителя
42
34.
35.
36.
Конструирование закладки
применением
сметочного
стежка.
«Закладка»
Вышивание
стежком
перевивом
(«шнурок»).
«Салфетка
канвы»
с
с
из
Конструирование с применением
1
Вышивка.
12.05. Понятия
«шитье»,
«вышивка»,
«стежок»,
«расстояние
между
стежками».
Виды отделочных ручных
стежков
(сметочный
стежок).
Правила безопасной работы
с иглой.
Вышивание
закладки
сметочным
стежком
и
оформлению
концов
закладки кисточками
2
19.05.
26.05.
Понятия
«шитье»,
«вышивка»,
«стежок»,
«расстояние
между
стежками».
Виды отделочных ручных
стежков.
Вышивание
сметочным
стежком.
Правила безопасной работы
с иглой
текстильных материалов – 3 часа
Изучают новые сведения о Изучают новые сведения о
вышивке.
вышивке.
Знакомятся
с
понятиями Знакомятся
с
понятиями
«шитье», «вышивка», «стежок», «шитье»,
«вышивка»,
«расстояние между стежками».
«стежок», «расстояние между
Знакомятся с видами отделочных стежками».
ручных стежков (сметочный Знакомятся
с
видами
стежок).
отделочных ручных стежков
Вышивают закладки сметочным (сметочный стежок).
стежком и оформляют концы Вышивают
закладки
закладки кисточками с помощью сметочным
стежком
и
учителя.
оформляют концы закладки
Повторяют правила безопасной кисточками.
работы с иглой по вопросам Повторяют
правила
учителя
безопасной работы с иглой
Изучают новые сведения о Изучают новые сведения о
вышивке.
вышивке.
Рассказывают
о
понятиях Рассказывают о понятиях
«шитье», «вышивка», «стежок», «шитье»,
«вышивка»,
«расстояние между стежками» по «стежок», «расстояние между
вопросам учителя.
стежками».
Знакомятся с видами отделочных Знакомятся
с
видами
ручных стежков (стежок с отделочных ручных стежков
перевивом, или «шнурок»).
(стежок с перевивом, или
Вышивают сметочным стежком «шнурок»).
под контролем учителя.
Вышивают
сметочным
Соблюдают правила безопасной стежком.
работы с иглой
Соблюдают
правила
безопасной работы с иглой
43
44
45