Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
учреждения
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с нарушением
интеллекта на образование ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(далее – ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат») осуществляет
образовательный
процесс,
реализует
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся 1-4 классов с
нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
Учебный план образования обучающихся 1-4 классов с нарушением
интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» (далее учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объём нагрузки и
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год составлен на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
деятельности
программам
–
по
образовательным
основным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17
июля 2024 г.
№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26
июня 2025 года № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установлении
предельного
срока
использования исключённых учебников и разработанных в комплексе с ними
учебных пособий».
3
8.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июля 2025 года № 03-1326 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации процесса обучения в
первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
9.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
10.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год,
утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2025 г. № 3629.
Срок
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы обучающимися с нарушением интеллекта (вариант 1) в ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат» составляет 9 (девять) лет.
ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
осуществляет
образовательный процесс в соответствии с адаптированной основной
общеобразовательной
программой
для
обучающихся
с
нарушением
интеллекта (вариант 1) двух ступеней общего образования:
I ступень – начальное общее образование (1-4 классы) обеспечивает
развитие
обучающихся,
овладение
ими
чтением,
письмом,
счётом,
основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического
мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и
речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. В классах
осуществляется всестороннее психолого-педагогическое изучение личности
обучающегося,
выявление
его
возможностей
4
и
индивидуальных
особенностей; проводится работа по общему и речевому развитию,
коррекции нарушений моторики,
отклонений в интеллектуальной
и
эмоционально-волевой сферах, поведении.
II ступень – основное общее образование (5-9 классы) обеспечивает
создание условий для воспитания, развития личности обучающегося, его
склонностей, интересов и способностей. Учащиеся получают знания по
общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность
и соответствующим их психофизическим возможностям, отрабатывают
навыки по различным профилям труда, получают навыки самостоятельной
работы.
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
учитываются
особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с нарушением интеллекта.
Образовательный процесс в 1-4 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2025-2026 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся 1-4
классов с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2025-2026 учебный год, учебным планом, календарным
учебным графиком на 2025-2026 учебный год, расписанием занятий.
2025-2026 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из продолжительности учебного
года: в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классах – 34 недели.
Общий объём учебной нагрузки в 1-4 классах составляет не более 3039
до 3732 академических часа.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
5
учебной неделе. Продолжительность учебной нагрузки на уроке в 1 классе
составляет 35 минут (I полугодие), 40 минут (II полугодие); во 2-4 классах –
40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большая перемена – 20 минут.
Продолжительность
перемены
между
урочной
и
внеурочной
деятельностью - не менее 30 минут.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением дополнительных
требований:
- «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре,
октябре − 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − 4 урока по
35 минут каждый; январь-май − 4 урока по 40 минут каждый;
- в середине
учебного дня
организуется
динамическая
пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся
и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине III
четверти при четвертном режиме обучения.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое
обеспечивает
достижение
важнейших
образования обучающихся с нарушением интеллекта:
6
целей
современного
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов
и
основные
задачи
реализации
содержания
6
(шести)
обязательных предметных областей: язык и речевая практика, математика,
естествознание, искусство, физическая культура, технология.
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N
Предметная
Учебные
n/n
область
предметы
1
Основные задачи
Язык и речевая Русский язык
Формирование первоначальных навыков чтения и
практик
письма
в
процессе
овладения
грамотой.
Формирование элементарных представлений о
русском (родном) языке как средстве общения и
источнике
получения
знаний.
Использование
письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение
Осознание
значения
социально
чтения
значимых
для
задач,
решения
развития
познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного,
элементарных
представлений,
понятий,
этических
чувства
долга
и
правильных жизненных позиций. Формирование и
развитие техники чтения, осознанного чтения
доступных
7
по
содержанию
и
возрасту
литературных
текстов.
Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая
Расширение
представлений
практика
действительности.
об
Обогащение
окружающей
лексической
и
грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие
навыков связной устной речи. Развитие навыков
устной
коммуникации
и
их
применение
в
различных ситуациях общения. Ознакомление со
средствами устной выразительности, овладение
нормами речевого этикета.
2
Математика
Математика
Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и
другими). Овладение способностью пользоваться
математическими
знаниями
соответствующих
возрасту
при
решении
житейских
задач
(ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры в различных
видах
практической
способности
деятельности).
использовать
Развитие
некоторые
математические знания в жизни.
3
Естествознание Мир природы и Формирование представлений об окружающем
человека
мире: живой и неживой природе, человеке, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к
использованию знаний о живой и
неживой
природе
и
сформированных
представлений о мире для осмысленной
и самостоятельной организации безопасной жизни
в
конкретных
природных
и
климатических
условиях.
4
Искусство
Рисование
Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности,
их
применение
для
решения
практических задач. Развитие художественного
8
вкуса:
умения
отличать
«красивое»
от
«некрасивого»; понимание красоты как ценности;
воспитание
потребности
в
художественном
творчестве.
Музыка
Формирование и развитие элементарных умений и
навыков,
способствующих
адекватному
восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному
искусству;
формирование
простейших
эстетических ориентиров.
5
Физическая
Адаптивная
Формирование
культура
физическая
укрепление
культура
безопасного
установки
на
здоровья,
навыков
образа
жизни;
индивидуального
режима
сохранение
и
здорового
и
соблюдение
питания
и
сна.
Воспитание интереса к физической культуре и
спорту,
формирование
потребности
в
систематических занятиях физической культурой и
доступных
видах
спорта.
совершенствование
Формирование
основных
и
двигательных
качеств: быстроты, силы, ловкости и другое.
Формирование
умения
следить
за
своим
физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение
основами
доступных
видов
спорта
(легкой
атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и
другими)
в
соответствии
с
возрастными
и
психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного
развития;
развитие
и
совершенствование волевой сферы. Воспитание
нравственных качеств и свойств личности.
6
Технология
Труд
Всесторонне развитие личности обучающегося
(технология)
младшего возраста с нарушением интеллекта
(вариант 1) в процессе формирования трудовой
9
культуры и подготовки его к последующему
профильному
обучению
в
старших
классах.
Развитие созидательных возможностей личности,
творческих
мотивации
способностей,
успеха
и
формирование
достижений
предметно-преобразующей
на основе
деятельности.
Расширение знаний о материалах и их свойствах,
технологиях
использования.
Формирование
практических умений и навыков использования
различных
материалов
в
предметно-
преобразующей деятельности.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,
заключающуюся
в
учёте
особых
образовательных
потребностей обучающихся с нарушением интеллекта.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
образовательных
реализацию
потребностей,
особых
характерных
для
(специфических)
обучающихся
с
нарушением интеллекта, а также индивидуальных потребностей каждого
учащегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 2, 3, 4 классов на 2025-2026
учебный год, формируемой участниками образовательных отношений,
включены
учебные
предметы,
обеспечивающие
различные
интересы
обучающихся: учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
(далее - ОБЖ) (во 2-4 классах), учебный предмет «Этика» (во 2-4 классах),
учебный предмет «Конструирование» (во 2-4 классах).
1). Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
(далее – ОБЖ) (во 2-4 класса).
10
Безопасность
жизнедеятельности
человека
является
одной
из
актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» – это
система знаний, умений, навыков обеспечения безопасности жизни человека
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Данный учебный предмет реализует следующие актуальные задачи:
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных
ситуациях
природного,
техногенного
и
социального
характера;
- формирование здорового образа жизни.
2). Учебный предмет «Этика» (во 2-4 классах).
Одна из актуальных задач современного образования - формирование
нравственно-этической культуры обучающегося. Данная задача реализуется
через урочную и внеурочную деятельность.
Для эффективного решения вышеуказанной задачи образования в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в рамках урочной деятельности
введен учебный предмет «Этика», цель которого - воспитание духовнонравственных чувств и этического сознания обучающихся с нарушением
интеллекта.
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
-
формирование
первоначальных
представлений
о
базовых
национальных российских ценностях;
- формирование представлений о правилах поведения в обществе;
- формирование культуры поведения;
- формирование отрицательного отношения к асоциальным поступкам;
11
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- создание условий для установления дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной
сфер обучающегося.
3). Учебный предмет «Конструирование» (во 2-4 классах).
В основе учебного предмета «Конструирование» лежит предметнопрактическая деятельность, которая служит звеном целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития обучающихся.
Цель учебного предмета «Конструирование» - создание условий для
развития познавательной активности учащихся посредством конструктивной
деятельности.
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
- развитие мелкой моторики и глазомера;
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие коммуникативных функций.
Таким
образом,
учебные
предметы
«ОБЖ»,
«Этика»,
«Конструирование» способствуют социальной адаптации обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 1) и дальнейшей интеграции их в общество.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено
обязательными
коррекционными
курсами:
ритмика
и
коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия, развитие
психомоторики и сенсорных процессов).
12
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий в 1-4
классах на 2025-2026 учебный год, их количественное соотношение
определено
ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
исходя
из
психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллекта на
основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающий области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки,
но учитывается при определении объёмов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5
часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Цель коррекционно-развивающей области - коррекция недостатков
психического и физического развития обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных
занятий (курсов), представленных в таблицах 2-4.
Таблица 2
Основные задачи коррекционных занятий
для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
N
Коррекционные
n/n
занятия
1
Ритмика
Основные задачи
Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений,
чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в
коллективной творческой деятельности.
2
Логопедические
Формирование и развитие различных видов устной речи
занятия
(разговорно-диалогической,
на
основе
описательно-повествовательной)
обогащения
знаний
об
окружающей
действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения
слова,
формирование
развитие
лексической
семантических
полей.
13
системности,
Развитие
и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие
связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения
и письма).
3
Развитие
психомоторики
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорнои перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
сенсорных
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
процессов
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности
в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля.
Развитие
способности
сопереживанию;
формирование
взаимоотношений
с
повышение
эмпатии,
продуктивных
окружающими
социального
к
статуса
(в
семье,
ребенка
в
видов
классе),
коллективе,
формирование и развитие навыков социального поведения.
Коррекция общей и мелкой моторики.
Таблица 3
Основные задачи коррекционных курсов
для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
с учётом психофизических особенностей обучающегося с РАС
N
Коррекционные
n/n
курсы
1
Основные задачи
Формирование
Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками
коммуникативного
и взрослыми, коррекция нарушений аффективного, сенсорно-
поведения
перцептивного, коммуникативного и личностного развития,
дезадаптивных форм поведения.
Активизация
поведения,
навыков
включая
устной
выражение
коммуникации,
мыслей
и
речевого
чувств
в
самостоятельных высказываниях.
Развитие
коммуникативных
формирование
средств
навыков
невербальной
обучающихся,
и
вербальной
коммуникации, их использование в различных видах учебной и
внешкольной деятельности.
14
2
Музыкально-
Эстетическое воспитание, развитие эмоционально-волевой и
ритмические
познавательной
занятия
обучающихся, обогащение общего и речевого развития,
расширение
сферы,
кругозора.
Формирование
творческих
Развитие
возможностей
восприятия
правильных,
музыки.
координированных,
выразительных и ритмичных движений под музыку (основных,
элементарных гимнастических и танцевальных), правильной
осанки,
умений
выполнять
построения
и
перестроения,
исполнять под музыку несложные композиции народных,
бальных и современных танцев, импровизировать движения
под
музыку.
Формирование
умений
эмоционально,
выразительно исполнять музыкальные пьесы на элементарных
музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент
учителя. Развитие у обучающихся стремления и умений
применять приобретённый опыт в музыкально-ритмической
деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации
совместных проектов со сверстниками.
3
Развитие
Коррекция
и
познавательной
(сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания,
деятельности
памяти, мышления и других).
Активизация
развитие
высших
познавательной
психических
деятельности
функций
с
учетом
возможностей и особенностей каждого обучающегося.
4
Социально-бытовая Формирование
ориентировка
представлений
окружающего
мира
практической
социально-бытовой
жизненных
внеурочной
в
ходе
о
компетенций,
деятельности,
предметах
специально
и
явлениях
организованной
деятельности,
необходимых
в
способствующих
развитие
учебной
и
социальной
адаптации.
Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том
числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом
семьи.
Формирование элементарных знаний о технике безопасности и
их применение в повседневной жизни.
Знакомство с трудом родителей (законных представителей) и
15
других взрослых.
Формирование элементарных экономических и правовых
знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся.
Таблица 4
Основные задачи коррекционных курсов
для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
с учётом психофизических особенностей обучающегося с НОДА
N
Коррекционные
n/n
курсы
1
Речевая практика
Основные задачи
Формирование понимания обращённой речи и устной речи на
доступной уровне (разговорно-диалогической). Формирование
умения
задавать
простые
вопросы,
отвечать
на
них.
Формирование общей разборчивости речи с целью улучшения
понимания речи обучающегося окружающими.
2
Основы
Формирование различных форм общения (вербальных и
коммуникации
невербальных),
соответствующих
обучающегося,
коммуникации;
формирование
тренировка
возможностям
альтернативных
различных
форм
коммуникативных
умений. Обеспечение условий для общения учащихся со
взрослыми и сверстниками.
3
Психомоторика
и Формирование различных видов деятельности: предметно-
развитие
игровой,
деятельности
(конструирование, изобразительная деятельность), элементов
трудовой
элементов
продуктивных
деятельности.
видов
Формирование
деятельности
мотивации
к
деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов).
Межанализаторного взаимодействия.
4
Двигательная
Обеспечение
коррекция
нарушения в зависимости от тяжести поражения опорнодвигательного
коррекции
аппарата.
индивидуального
Развитие
двигательного
функциональных
возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений.
Индивидуальные и групповые коррекционные курсы проводятся как в
первой, так и во второй половине дня, их продолжительность – 20 минут.
16
Группы на коррекционные занятия и ритмику комплектуются на
основании рекомендаций психолого-педагогического консилиума школы с
учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
общеобразовательной организации.
Основная цель внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» является создание условий для достижения обучающегося
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей; создание
всестороннего
развития
и
социализации
каждого
условий для
обучающегося
с
нарушением интеллекта; создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное
время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
- творческой самореализации обучающихся с нарушением интеллекта
в
комфортной
развивающей
среде,
стимулирующей
возникновение
личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
- позитивного отношения к окружающей действительности;
- социального становления обучающегося в процессе общения и
совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия
со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения, необходимого для успешной
реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность
внеурочной
деятельности
предполагает:
приобретение обучающимися с нарушением интеллекта социального знания,
формирования положительного
отношения к
базовым
приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
17
ценностям,
Внеурочная
деятельность
объединяет
все
виды
деятельности
обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся с
нарушением интеллекта. Содержание внеурочной деятельности данной
категории учащихся складывается из совокупности направлений, форм и
конкретных видов деятельности.
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие: кружки,
экскурсии,
соревнования,
праздники,
общественно
полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, фестивали, игры,
туристические походы.
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
примерным учебным планом (4 часа).
Таблица 5
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n
Форма
Название
Количество
часов в неделю
1
Кружок
«Нафаня»
2
Кружок
«По дорогам к сказке»
3
Кружок
«Этикет» (4 класс)
4
Кружок
«Экологическая грамматика»
5
Кружок
«Волшебные пальчики»
6
Кружок
«Спорт и мы»
7
Внеурочные занятия
«Разговоры о важном»
2
1
1
Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 6.
18
Таблица 6
Основные задачи реализации содержания кружков
N
Наименование кружка
n/n
/ внеурочного занятия
1
«Спорт и мы»
Основные задачи
Формирование понимания и потребности в здоровом
образе жизни, сознательного отношения к сохранению и
развитию своего здоровья.
2
«Нафаня»
Воспитание глубины чувств и
зывчивости,
развитие
эмоциональной от-
творческих
способностей,
речевого дыхания, интонационной выразительности
речи.
3
«По дорогам к сказке» Развитие у обучающихся познавательных интересов,
творческих способностей, нравственных качеств.
4
«Этикет»
Формирование и совершенствование нормы этической
культуры,
культуры
поведения,
развитие
коммуникативных способностей.
5
«Волшебные
Формирование навыков работы в различных видах
пальчики»
художественной
деятельности,
развитие
мелкой
моторики рук.
6
«Экологическая
Формирование системы элементарных экологических
грамматика»
знаний. Развитие познавательного интереса к миру
природы.
Воспитание
гуманного
и
эмоционально-
положительного отношения к окружающей среде.
7
«Разговоры о важном» Формирование
внутренней
позиции
школьников,
необходимой для конструктивного и ответственного
поведения
в
эффективного
обществе.
Создание
гражданского
и
условий
для
патриотического
воспитания.
Внеурочная деятельность обучающихся с нарушением интеллекта
формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных
потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из
которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
19
коррекционной
направленности
с
учётом
возрастных
особенностей
обучающихся и их физиологических потребностей.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы определяет
образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с нарушением интеллекта,
которые
в
силу
особенностей
своего
психофизического
развития
испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные
учебные
планы,
в
рамках
которых
формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов,
модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных
планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой
Итак, содержание образования выполняет коррекционно-развивающую
роль в становлении социального опыта и личности обучающихся с
нарушением интеллекта. Обучение имеет коррекционно-направленный
характер и максимально индивидуализировано как в части отбора
содержания образования, так и в части организации образовательного
процесса.
Таблица 7
Недельный учебный план
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
1
2
3
4
предметы
класс
класс
класс
класс
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
1.1.Русский язык
3
3
3
3
12
1.2.Чтение
3
4
4
4
15
1.3.Речевая практика
2
2
2
2
8
20
2
3
4
Математика
Математика
3
4
4
4
15
2
1
1
1
5
4.1. Музыка
2
1
1
1
5
4.2. Рисование (изобразительное
1
1
1
1
4
3
3
3
3
12
2
1
1
1
5
21
20
20
20
81
-
3
3
3
9
Естествознание Мир природы и человека
Искусство
искусство)
5
Физическая
Адаптивная
культура
6
физическая
культура
Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
1
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
-
1
1
1
3
2
Этика
-
1
1
1
3
3
Конструирование
-
1
1
1
3
21
23
23
23
90
6
6
6
6
24
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика), из них:
1
Ритмика
1
1
1
1
4
2
Коррекционные занятия:
5
5
5
5
20
2.1.
Логопедические занятия
3
3
3
3
12
2.2.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
8
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
31
33
33
33
130
Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Нафаня»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Этикет» (4 класс)
4
Кружок «Экологическая грамматика»
5
Кружок «Волшебные пальчики»
6
Кружок «Спорт и мы»
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Всего часов
21
Таблица 8
Годовой учебный план
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
1
2
3
4
предметы
класс
класс
класс
класс
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
3
4
Математика
1.1.Русский язык
99
102
102
102
405
1.2.Чтение
99
136
136
136
507
1.3.Речевая практика
66
68
68
68
270
Математика
99
136
136
136
507
66
34
34
34
168
66
34
34
34
168
33
34
34
34
135
99
102
102
102
405
66
34
34
34
168
693
680
680
680
2733
-
102
102
102
306
Естествознание Мир природы и человека
Искусство
4.1. Музыка
4.2.
Рисование
(изобразительное искусство)
5
Физическая
Адаптивная
культура
6
физическая
культура
Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
1
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
-
34
34
34
102
2
Этика
-
34
34
34
102
3
Конструирование
-
34
34
34
102
693
782
782
782
3039
198
204
204
204
810
Максимально допустимая годовая учебная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика), из них:
1
Ритмика
33
34
34
34
135
2
Коррекционные занятия:
165
170
170
170
675
2.1.
Логопедические занятия
99
102
102
102
405
22
2.2.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
66
68
68
68
270
132
136
136
136
540
66
68
68
68
270
33
34
34
34
135
33
34
34
34
135
1023
1122
1122
1122
4389
Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Нафаня»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Этике (4 класс)
4
Кружок «Экологическая грамматика»
5
Кружок «Волшебные пальчики»
6
Кружок «Спорт и мы»
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Всего часов
Таблица 9
Недельный учебный план
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
с учётом психофизических особенностей обучающегося
с расстройствами аутистического спектра
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
1
2
3
4
предметы
класс
класс
класс
класс
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
3
4
Математика
1.1.Русский язык
3
3
3
3
12
1.2.Чтение
3
4
4
4
15
1.3.Речевая практика
2
2
2
2
8
Математика
3
4
4
4
15
2
1
1
1
5
4.1. Музыка
2
1
1
1
5
4.2. Рисование (изобразительное
1
1
1
1
4
3
3
3
3
12
2
1
1
1
5
Естествознание Мир природы и человека
Искусство
искусство)
5
Физическая
культура
6
Технология
Адаптивная
физическая
культура
Труд (технология)
23
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
21
20
20
20
81
-
3
3
3
9
отношений
1
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
-
1
1
1
3
2
Этика
-
1
1
1
3
3
Конструирование
-
1
1
1
3
21
23
23
23
90
6
6
6
6
24
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные курсы)
1
Формирование коммуникативного поведения
3
3
3
3
12
2
Музыкально-ритмические занятия
1
1
1
1
4
3
Социально-бытовая ориентировка
1
1
1
1
4
4
Развитие познавательной деятельности
1
1
1
1
4
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Нафаня»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Этике (4 класс)
4
Кружок «Экологическая грамматика»
5
Кружок «Волшебные пальчики»
6
Кружок «Спорт и мы»
1
1
1
1
4
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
1
1
1
1
4
31
33
33
33
130
Всего часов
24
Таблица 10
Годовой учебный план
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
с учётом психофизических особенностей обучающегося
с расстройствами аутистического спектра
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
1
2
3
4
предметы
класс
класс
класс
класс
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
3
4
Математика
1.1.Русский язык
99
102
102
102
405
1.2.Чтение
99
136
136
136
507
1.3.Речевая практика
66
68
68
68
270
Математика
99
136
136
136
507
66
34
34
34
168
66
34
34
34
168
33
34
34
34
135
99
102
102
102
405
66
34
34
34
168
693
680
680
680
2733
-
102
102
102
306
Естествознание Мир природы и человека
Искусство
4.1. Музыка
4.2.
Рисование
(изобразительное искусство)
5
Физическая
Адаптивная
культура
6
физическая
культура
Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
1
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
-
34
34
34
102
2
Этика
-
34
34
34
102
3
Конструирование
-
34
34
34
102
693
782
782
782
3039
198
204
204
204
594
Максимально допустимая годовая учебная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные курсы)
25
1
Формирование коммуникативного поведения
99
102
102
102
405
2
Музыкально-ритмические занятия
33
34
34
34
135
3
Социально-бытовая ориентировка
33
34
34
34
135
4
Развитие познавательной деятельности
33
34
34
34
135
132
136
136
136
540
66
68
68
68
270
Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Нафаня»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Этике (4 класс)
4
Кружок «Экологическая грамматика»
5
Кружок «Волшебные пальчики»
6
Кружок «Спорт и мы»
33
34
34
34
135
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
33
34
34
34
135
1023
1122
1122
1122
4389
Всего часов
Таблица 11
Недельный учебный план
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
с учётом психофизических особенностей обучающегося
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
1
2
3
4
предметы
класс
класс
класс
класс
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
3
4
Математика
1.1.Русский язык
3
3
3
3
12
1.2.Чтение
3
4
4
4
15
1.3.Речевая практика
2
2
2
2
8
Математика
3
4
4
4
15
2
1
1
1
5
4.1. Музыка
2
1
1
1
5
4.2. Рисование (изобразительное
1
1
1
1
4
Естествознание Мир природы и человека
Искусство
искусство)
26
5
Физическая
Адаптивная
культура
6
физическая
3
3
3
3
12
2
1
1
1
5
21
20
20
20
81
-
3
3
3
9
культура
Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
1
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
-
1
1
1
3
2
Этика
-
1
1
1
3
3
Конструирование
-
1
1
1
3
21
23
23
23
90
5
5
5
5
20
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные курсы)
1
Речевая практика
1
1
1
1
4
2
Основы коммуникации
1
1
1
1
4
3
Формирование навыков самообслуживания
1
1
1
1
4
4
Психомоторика и развитие деятельности
1
1
1
1
4
5
Двигательная коррекция
1
1
1
1
4
5
5
5
5
20
2
2
2
2
8
Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Нафаня»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Этикет» (4 класс)
4
Кружок «Экологическая грамматика»
5
Кружок «Волшебные пальчики»
2
2
2
2
8
6
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
1
1
1
1
4
31
33
33
33
130
Всего часов
27
Таблица 12
Годовой учебный план
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
с учётом психофизических особенностей обучающегося
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
1
2
3
4
предметы
класс
класс
класс
класс
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
3
4
Математика
1.1.Русский язык
99
102
102
102
405
1.2.Чтение
99
136
136
136
507
1.3.Речевая практика
66
68
68
68
270
Математика
99
136
136
136
507
66
34
34
34
168
66
34
34
34
168
33
34
34
34
135
99
102
102
102
405
66
34
34
34
168
693
680
680
680
2733
-
102
102
102
306
Естествознание Мир природы и человека
Искусство
4.1. Музыка
4.2.
Рисование
(изобразительное искусство)
5
Физическая
Адаптивная
культура
6
физическая
культура
Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
1
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
-
34
34
34
102
2
Этика
-
34
34
34
102
3
Конструирование
-
34
34
34
102
693
782
782
782
3039
165
170
170
170
675
Максимально допустимая годовая учебная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные курсы)
28
1
Речевая практика
33
34
34
34
135
2
Основы коммуникации
33
34
34
34
135
3
Формирование навыков самообслуживания
33
34
34
34
135
4
Психомоторика и развитие деятельности
33
34
34
34
135
5
Двигательная коррекция
33
34
34
34
135
165
170
170
170
675
66
68
68
68
270
Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Нафаня»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Этике (4 класс)
4
Кружок «Экологическая грамматика»
5
Кружок «Волшебные пальчики»
66
68
68
68
270
6
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
33
34
34
34
135
1023
1122
1122
1122
4389
Всего часов
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных
года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в 1 классе, 34
учебных недели во 2-4 классах).
29