Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 6.4) на образование,
ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» (далее – ГБОУ СО «Буткинская
школа – интернат») осуществляет образовательный процесс, реализует
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 6.4) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 20252026 учебный год.
Учебный план образования обучающихся 1-4 классов с НОДА с
нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 6.4) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» (далее учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, фиксирует общий объём нагрузки и максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области,
внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год составлен на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья от 19.12.2014 г. № 1598.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
2
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17
июля 2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26
июня 2025 года № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установлении предельного срока
использования исключённых учебников и разработанных в комплексе с ними
учебных пособий».
8.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1
июля 2025 года № 03-1326 «О направлении информации (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации процесса обучения в
первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)»
9.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного
аппарата с нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 6.4) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая приказом и.о. директора
от 28.08.2025 г. № 3629.
Срок освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающимися 1-4 классов с НОДА с нарушением интеллекта,
тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 6.4) в ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат» составляет 4 (четыре) / 5 (пять) лет: 1
вариант ― I-IV (4 года); 2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV (5
лет).
5.
3
Выбор вариантов сроков обучения ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» осуществляет самостоятельно с учётом:
особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
учитываются
особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с НОДА с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 6.4).
Образовательный процесс в 1-4 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2025-2026 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся 1-4
классов с НОДА с нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 6.4) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2025-2026 учебный год, учебным планом, индивидуальным
учебным планом, специальной индивидуальной программой развития,
календарным учебным графиком на 2025-2026 учебный год, расписанием
занятий.
Учебный
план
обеспечивает
в
случаях,
предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области образования,
возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам)
обучения.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть составляет - 60%, а часть, формируемая
участниками образовательного процесса - 40% от общего объема.
В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и
части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется
индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП
НОО для обучающихся с НОДА с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант
6.4), и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов и основные задачи реализации содержания 6 (шести)
4
обязательных предметных областей: язык и речевая практика, математика,
окружающий мир, искусство, адаптивная физическая культура, технология.
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N
n/n
1
2
Предметная
Учебные
область
предметы
Язык и речевая 1).
Общение
практик
(общение
и
чтение)
2).
Общение
(письмо)
Математика
Основные задачи
Развитие речи как средства общения в
контексте познания окружающего мира и
личного
опыта
ребенка.
Понимание
обращенной речи и смысла доступных
невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и других графических
изображений),
неспецифических
жестов.
Пользование воспроизводящими заменяющими
речь
устройствами
(коммуникаторы,
персональные
компьютеры
и
другие).
Овладение умением вступать в контакт,
поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и
альтернативные
средства
коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения.
Умение пользоваться доступными средствами
коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной
речи
для
решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Обучение чтению в доступных ребенку
пределах, формирование навыка понимания
смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв, слогов
или слов;
развитие предпосылок к осмысленному чтению
и письму;
овладение чтением и письмом на доступном
уровне.
Формирование элементарных математических
представлений
о
форме,
величине,
количественных
(дочисловых),
пространственных, временных представлениях.
Формирование представлений о количестве,
числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение
простых арифметических задач с опорой на
наглядность.
Овладение
способностью
пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских
задач.
Математические
представления
5
3
Окружающий
мир
Человек
Представление о себе как "Я", осознание
общности и различий "Я" от других;
распознавание своих ощущений и обогащение
сенсорного
опыта.
Умение
решать
каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением
первоочередных
потребностей:
прием
пищи,
туалет,
гигиена
тела,
одевание/раздевание. Умение поддерживать
образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными
процедурами.
Представления
о
своей
семье,
о
взаимоотношениях в семье.
Овладение умением выполнять доступные
бытовые поручения (обязанности), связанные с
уборкой помещений, с уходом за вещами,
участие в покупке продуктов, в процессе
приготовления пищи, в сервировке и уборке
столов.
Формирование представлений о явлениях и
объектах неживой природы, смене времен года
и соответствующих сезонных изменениях в
природе, умения адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям.
Формирование первоначальных представлений
о животном и растительном мире, их значении
в жизни человека.
Формирование первоначальных представлений
о мире, созданном человеком:
о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил
безопасного поведения в помещении и на
улице. Представления об окружающих людях:
овладение первоначальными представлениями
о социальной жизни, о профессиональных и
социальных
ролях
людей.
Развитие
межличностных и групповых отношений.
Накопление
положительного
опыта
сотрудничества и участия в общественной
жизни. Формирование представлений об
обязанностях и правах ребенка. Представление
о своей стране (Россия).
Накопление впечатлений и формирование
интереса к доступным видам музыкального и
изобразительного искусства. Формирование
простейших эстетических ориентиров (красиво
- не красиво) в практической жизни и их
Домоводство
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
4
Искусство
Музыка
6
использование в организации обыденной
жизни и праздника. Развитие слуховых и
двигательных
восприятий,
танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игры на
доступных
музыкальных
инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение
опыта в процессе музыкальных занятий, игр,
музыкально-танцевальных,
вокальных
и
инструментальных выступлений. Готовность к
участию
в
совместных
музыкальных
мероприятиях.
Освоение доступных средств изобразительной
деятельности:
лепка, рисование, аппликация;
использование различных изобразительных
технологий. Развитие способности к совместной
и
самостоятельной
изобразительной
деятельности Накопление опыта самовыражения
в процессе изобразительной деятельности.
Развитие восприятия собственного тела,
осознание своих физических возможностей и
ограничений. Освоение доступных способов
передвижения (в том числе с использованием
ортопедических приспособлений). Соотнесение
самочувствия с настроением, собственной
активностью,
самостоятельностью
и
независимостью.
Коррекция
двигательных
навыков, координации движений, физических
качеств.
Освоение
доступных
видов
физкультурно-спортивной деятельности ходьба
на лыжах, плавание и другие.
Овладение
элементарными
трудовыми
умениями, необходимыми в разных жизненных
сферах.
Овладение
умением
адекватно
применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки для социального и трудового
взаимодействия. Обогащение положительного
опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для
индивидуального
жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким.
Изобразительная
деятельность
(лепка,
рисование,
аппликация).
5
Физическая
культура
Адаптивная
физическая
культура
6
Технология
Предметные
действия
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учёте особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА с нарушением интеллекта, ТМНР
(вариант 6.4).
Образовательная организация самостоятельна в организации
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому
7
предмету (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с НОДА с
нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 6.4), а также индивидуальных
потребностей каждого учащегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 1-4 классов на 2025-2026 учебный
год, формируемой участниками образовательных отношений, включены 2
учебных предмета, обеспечивающий различные интересы обучающихся:
«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» (подготовительный,
1-4 классы), «Окружающий социальный мир» (2-4 классы).
1). Учебный предмет «Здоровье и основы безопасности
жизнедеятельности» (подготовительный, 1-4 классы).
Безопасность жизнедеятельности человека является одной из
актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Здоровье и ОБЖ» направлен на формирование у
учащихся сознательного отношения к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Цель учебного предмета «Здоровье и основы безопасности
жизнедеятельности» – создание условий для воспитания ценностного
отношения к здоровью (физическому, психическому, социальному),
здоровому образу жизни; формирования у обучающихся основ безопасного
поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа
жизни;
развитие
мотивационно-потребностной
сферы
учащихся,
ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового
образа жизни и правил безопасности;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
2). Учебный предмет «Окружающий социальный мир» (2-4 классы).
Обучение учащихся жизни в обществе включает формирование
представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться
в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей
8
физического, интеллектуального, эмоционального развития обучающиеся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают
трудности в осознании социальных явлений. Приобщение к социальному
миру начинается с развития представления о себе. Становление личности
обучающегося с умственной отсталостью происходит при условии
активности обучающегося, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» обучающийся начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Социальное развитие обучающегося проявляется в способах его
познания окружающего мира и применение своих знаний в различных
жизненных ситуациях, что затруднено у обучающихся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Обучающийся с
умственной отсталостью постепенно учиться понимать самого себя и
окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений
помогают овладевать культурой поведения. По мере расширения
представлений об окружающем повышается интеллектуальное и
нравственное развитие обучающегося, формируются простейшие формы
логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные
чувства. Адекватные представления об окружающем мире способствуют
эффективной социализации.
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» - формирование
представлений о человеке и окружающем социальном и предметном мире,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Данный учебный предмет реализует следующие актуальные задачи:
- формирование первоначальных представлений о мире, созданном
человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о
транспорте и т.д.
- усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице;
- формирование представления об окружающих людях;
- овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей;
- развитие межличностных и групповых отношений;
- накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни;
- формирование представлений об обязанностях и правах ребенка;
- формирование представления о своей стране (Россия).
Таким образом, учебный предмет «Основы социальной жизни»
позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса
9
является внеурочная деятельность, которая организуется по различным
направлениям, способствующим всестороннему развитию обучающихся
(духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное, адаптивно-спортивное).
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» предоставляет обучающимся,
их родителям (законным представителям) возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей
процесс освоения обучающимися содержания АООП НОО, является
коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область включает занятия по программе
коррекционной работы и коррекционные курсы: «Двигательная коррекция»,
«Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности»,
«Сенсорное развитие», «Формирование навыков социально-бытовой
ориентировки». Коррекционно-развивающая область реализуется через
систему фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.
В таблице № 2 представлены основные задачи коррекционных курсов.
Таблица 2
Основные задачи коррекционных курсов
N
n/n
1
Коррекционные
курсы
Двигательная
коррекция
2
Основы
коммуникации
3
Психомоторика
развитие
деятельности
Основные задачи
Обеспечение коррекции индивидуального двигательного
нарушения в зависимости от тяжести поражения опорнодвигательного
аппарата.
Развитие
функциональных
возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений.
Формирование различных форм общения (вербальных и
невербальных),
соответствующих
возможностям
обучающегося,
формирование
альтернативных
форм
коммуникации; тренировка различных коммуникативных
умений. Обеспечение условий для общения учащихся со
взрослыми и сверстниками.
Формирование понимания обращённой речи и устной речи на
доступной уровне (разговорно-диалогической). Формирование
умения задавать простые вопросы, отвечать на них.
Формирование общей разборчивости речи с целью улучшения
понимания речи обучающегося окружающими.
и Формирование различных видов деятельности: предметноигровой, элементов продуктивных видов деятельности
(конструирование, изобразительная деятельность), элементов
10
4
Сенсорное
развитие
5
Формирование
навыков
социально-бытовой
ориентировки
трудовой
деятельности.
Формирование
мотивации
к
деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов).
Межанализаторного взаимодействия.
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное
систематическое воздействие на различные анализаторы.
Развитие
зрительного,
слухового,
тактильного,
кинестетического восприятии, а также восприятие запаха и
вкуса как пропедевтика формирования навыков общения,
предметно-практической и познавательной деятельности.
Формирование способности заботиться о себе. Развитие
способности ориентироваться в окружающем мире и
воспринимать его адекватно. Развитие умения понимать время
и
пользоваться
расписанием.
Развитие
способности
ориентироваться в социальных отношениях и умения
включаться в них. Развитие умения пользоваться навыками
общения в повседневной жизни.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА
предусматривают: занятия АФК, логопедические занятия и индивидуальные
и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Индивидуальные и групповые занятия в рамках коррекционноразвивающей области включают реализацию коррекционных курсов,
индивидуальных и групповых занятий. В зависимости от структуры
нарушений коррекционно-развивающая работа с обучающимися с НОДА
строится дифференцировано.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности
речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп - 2 - 4
обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до
25 - 30 минут, занятий по ЛФК - до 45 минут.
Комплексная абилитация обучающихся с НОДА предусматривает
медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью
массажа и ЛФК, логопедическую работу, психологическую коррекцию.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика
контингента обучающихся, ее содержание направлено на коррекцию
психофизического развития личности, создание компенсаторных и
социально-адаптационных способов деятельности.
С целью коррекции у учащегося индивидуального двигательного
нарушения возможна замена групповых занятий адаптивной физической
культурой индивидуальными занятиями для обучающихся с тяжелыми
двигательными нарушениями.
Количество индивидуальных часов по коррекции двигательного
нарушения для каждого обучающегося определяется на основе медицинских
рекомендаций в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5
часов в неделю).
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию
личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план
11
выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний,
формированием
практических общеучебных знаний и навыков,
обеспечивающих относительную самостоятельность обучающихся в быту, их
социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств
личности.
Коррекционно-развивающие занятия для варианта 6.4 строятся на
основе
предметно-практической
деятельности
обучающихся,
осуществляются педагогическим работником через систему специальных
упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают
большое количество игровых и занимательных моментов.
Коррекционная работа проводится в виде индивидуальных и
групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование
занятий
определяются
педагогическим
работником,
исходя
из
психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния
обучающихся.
Коррекционно-компенсаторный
подход
реализуется
всеми
участниками образовательного процесса. Ведущими специалистами при этом
являются педагогические работники (учитель адаптивной физической
культуры, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), которые
осуществляют диагностику, определяют программу коррекции и проводят
коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по
включению коррекционных компонентов во все формы образовательного
процесса.
Реализация коррекционно-развивающей области осуществляется за
счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на
коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в
неделю в течение всего срока обучения).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы
указано на одного обучающегося.
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (5 часов).
Таблица 3
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n
Форма
1
2
3
4
5
6
Кружок
Кружок
Кружок
Кружок
Кружок
Внеурочные занятия
Название
«Нафаня»
«Этике» (4 класс)
«По дорогам к сказке»
«Волшебные пальчики»
«Экологическая грамматика»
«Разговоры о важном»
12
Количество
часов в неделю
2
2
1
Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные задачи реализации содержания кружков
N
n/n
1
2
3
4
5
6
Наименование кружка
Основные задачи
/ внеурочного занятия
«Нафаня»
Воспитание глубины чувств и эмоциональной отзывчивости, развитие
творческих способностей,
речевого дыхания, интонационной выразительности
речи.
«Этикет»
Формирование и совершенствование у обучающихся
нормы этической культуры, культуры поведения,
развитие коммуникативных способностей
«По дорогам к сказке» Развитие у обучающихся познавательных интересов,
творческих способностей, нравственных качеств.
«Волшебные
Формирование навыков работы в различных видах
пальчики»
художественной
деятельности,
развитие
мелкой
моторики рук.
«Экологическая
Формирование системы элементарных экологических
грамматика»
знаний. Развитие познавательного интереса к миру
природы. Воспитание гуманного и эмоциональноположительного отношения к окружающей среде.
«Разговоры о важном» Формирование
внутренней
позиции
школьников,
необходимой для конструктивного и ответственного
поведения в обществе. Создание условий для
эффективного
гражданского
и
патриотического
воспитания.
Внеурочная деятельность организуется по двум направлениям:
Уход и присмотр.
Уход необходим обучающимся с ТМНР, возможности, которых к
самообслуживанию отсутствуют или значительно ограничены. Уход
осуществляется в процессе гигиенических процедур, одевания и раздевания,
приема пищи. Деятельность осуществляющего уход специалиста не должна
сводиться к механическому выполнению необходимых действий. Уход
должен сопровождаться уважительным, доброжелательным общением с
ребенком, вызывающим с его стороны доверие и желание
взаимодействовать со взрослым.
Присмотр происходит во время прогулки, свободной деятельности
обучающегося с целью предотвращения случаев, когда обучающийся может
причинить вред себе, окружающим или имуществу.
С целью развития личности учащегося (социально-эмоциональное,
спортивно-оздоровительное,
творческое,
духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» активно применяет следующие формы организации внеурочной
деятельности: игра, соревнование («веселые старты», олимпиады),
экскурсии, кружки, проекты и так далее.
13
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной
и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО для
обучающихся с НОДА (вариант 6.4) определяет ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» самостоятельно.
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
учитываются
особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с НОДА с нарушением интеллекта, ТМНР (варинат
6.4).
При реализации варианта 6.4. в форме обучения ребенка на дому или
семейного образования обязательным является дозированное расширение его
жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.
СИПР предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней
жизни, но и доступное ему социальное развитие.
2025-2026 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из продолжительности учебного
года: в подготовительном, в 1 классах – 33 недели, во 2-4 классах – 34
недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе. Продолжительность учебной нагрузки на уроке в
подготовительном, в 1 классах составляет 35 минут (I полугодие), 40 минут
(II полугодие); во 2-4 классах – 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большая перемена – 20 минут.
Обучение в подготовительном и в 1 классе осуществляется с
соблюдением дополнительных требований:
- «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре,
октябре − 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − 4 урока по
35 минут каждый; январь-май − 4 урока по 40 минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся
и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине III
четверти при четвертном режиме обучения.
14
Таблица 5
Недельный учебный план АООП для обучающихся с НОДА с
нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 6.4).
Предметные Учебные предметы Классы
Количество часов в неделю
области
ПодготовиI
II
III
IV
тельный
Обязательная часть
Язык
и Общение
(общение
и
4
4
4
4
4
речевая
чтение)
практика
Общение (письмо)
3
3
3
3
3
Математика Математические
4
4
4
4
4
представления
Окружающий Развитие
речи
и
1
1
2
2
2
мир
окружающий природный
мир
Человек
1
1
1
1
1
Домоводство
1
1
1
1
1
(самообслуживание)
Искусство
Музыка
1
1
1
1
1
Изобразительная
1
1
1
1
1
деятельность
(лепка,
рисование, аппликация)
Технология Предметные действия
1
1
1
1
1
Физическая Адаптивная
физическая
3
3
3
3
3
культура
культура
Итого:
20
20
21
21
21
Часть, формируемая участниками
1
1
2
2
2
образовательных отношений
1.
Здоровье и основы безопасности
1
1
1
1
1
жизнедеятельности
2. Окружающий социальный мир
1
1
1
Максимально допустимая недельная
21
21
23
23
23
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе) в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Внеурочная деятельность:
10
10
10
10
10
1). Индивидуальные и групповые
5
5
5
5
5
занятия по программе коррекционной
работы:
1.
Двигательная коррекция
1
1
1
1
1
2.
Основы коммуникации
1
1
1
1
1
3.
Психомоторика
и
развитие
1
1
1
1
1
деятельности
4.
Сенсорное развитие
1
1
1
1
1
5.
Формирование навыков социально1
1
1
1
1
бытовой ориентировки
2). Другие направления внеурочной
5
5
5
5
5
деятельности
15
Всего
20
15
20
8
5
5
5
5
5
15
103
8
5
3
111
50
25
5
5
5
5
5
25
Кружок «Нафаня»
Кружок «Спорт и мы»
Кружок «Волшебные пальчики»
Кружок «Экологическая грамматика»
Внеурочные занятия «Разговоры
важном»
Всего часов
4
4
4
4
4
20
1
1
1
1
1
5
31
31
33
33
33
161
о
Таблица 6
Годовой учебный план АООП для обучающихся с НОДА с
нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 6.4).
Предметные Учебные предметы Классы
Количество часов в неделю
области
ПодготовиI
II
III
IV
тельный
Обязательная часть
Язык
и Общение
(общение
и
132
132
136
136
136
речевая
чтение)
практика
Общение (письмо)
99
99
102
102
102
Математика Математические
132
132
136
136
136
представления
Окружающий Развитие
речи
и
33
33
68
68
68
мир
окружающий природный
мир
Человек
33
33
34
34
34
Домоводство
33
33
34
34
34
(самообслуживание)
Искусство
Музыка
33
33
34
34
34
Изобразительная
33
33
34
34
34
деятельность
(лепка,
рисование, аппликация)
Технология Предметные действия
33
33
34
34
34
Физическая Адаптивная
физическая
99
99
102
102
102
культура
культура
Итого:
660
660
714
714
714
Часть, формируемая участниками
33
33
68
68
68
образовательных отношений
1. Здоровье и основы безопасности
33
33
34
34
34
жизнедеятельности
2. Окружающий социальный мир
34
34
34
693
693
782
782
782
Максимально допустимая годовая
учебная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами и нормами
330
330
340
340
340
Внеурочная деятельность:
1). Индивидуальные и групповые
165
165
170
170
170
занятия по программе коррекционной
работы:
16
Всего
672
504
672
270
168
168
168
168
168
504
3462
270
168
102
3732
1680
840
1. Двигательная коррекция
33
33
34
34
34
168
2. Основы коммуникации
33
33
34
34
34
168
3.
Психомоторика
и
развитие
33
33
34
34
34
168
деятельности
4. Сенсорное развитие
33
33
34
34
34
168
5. Формирование навыков социально33
33
34
34
34
168
бытовой ориентировки
2). Другие направления внеурочной
165
165
170
170
170
840
деятельности:
Кружок «Нафаня»
132
132
136
136
136
672
Кружок «Спорт и мы»
Кружок «Волшебные пальчики»
Кружок «Экологическая грамматика»
Внеурочные занятия «Разговоры о
33
33
34
34
34
168
важном»
Всего часов
1023
1023 1122 1122 1122 5412
При реализации АООП для обучающихся с НОДА (вариант 6.4) должны быть
созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания
образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных
потребностей и особенностей здоровья.
17