1.Пояснительная записка
Обучение обучающихся ведению домашнего хозяйства является важным
направлением подготовки его к самостоятельной жизни.
Благодаря
занятиям
по
домоводству
реализуется
возможность
посильного участия, обучающегося в работе по дому, воспитывается
потребность устраивать
свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.
Овладение простейшими хозяйственно бытовыми навыками не только
снижает зависимость обучающегося от окружающих, но и укрепляет его
уверенность в своих силах.
Освоенные действия учащийся может в последующем применять как в
быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке
помещений
и
территории
актуальны
для
формирования
бытовой
деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в
качестве дворника или уборщицы. Программа по домоводству включает
следующие разделы: «Уход за вещами», «Приготовление пищи», «Уборка
помещений и территории», «Покупки».
Цель изучения предмета «Домоводство»: повышение самостоятельности
детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
2. Содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета «Домоводство» включает:
3 раздела:
1.
Культурно-гигиенические навыки.
2.
Ручной труд
3.
Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.
2 направления:
1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые
ситуации (1 полугодие).
2. Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации (2 полугодие).
Программа «Домоводство» реализуется поэтапно: сначала обучающихся
знакомят с предметами, орудиями, средствами и их назначением, затем,
создаются ситуации, в которых они овладевают умениями использования
изученных предметов, орудий и средств. На начальном этапе обучающиеся
приобретают опыт Домоводства относительно себя (направление 1), а затем
– относительно окружения (направление 2).
Обучение
может
проходить
в
разных
формах:
на
уроках,
на
индивидуальных занятиях, на прогулках. Для обучающихся 2 группы
реализация программы показана в групповой и индивидуальной форме
обучения. Для обучающихся 3 группы реализация программы показана в
индивидуальной (надомной) форме обучения (в рамках направления 1).
Структура занятий может варьироваться и состоять из 1-2-3 основных
разделов.
Мыло:
- учить пользоваться мылом (жидким: нажимать на носик, выдавливать
мыло на ладошку, размыливать обоими ладошками (намыливать лицо),
смывать под струей воды; куском мыла: брать в руки кусок мыла,
размыливать под струей воды, мыть руки (лицо), смывать под струей воды,
класть мыло на место) не мочить одежду, не разбрызгивать воду.
Полотенце:
- учить брать свое полотенце с вешалки, насухо вытирать руки (лицо)
вешать полотенце на место
Расческа:
- учить выбирать свою расческу (расческа для мальчиков, шетка для
девочек)
- расчесываться после прогулки, снятия шапки
Туалетная бумага:
- учить пользоваться туалетной бумагой в туалете (отматывать нужное
количество, выбрасывать в мусорное ведро после использования)
Носовой платок:
- учить пользоваться носовым платком (доставать, высмаркиваться, убирать
в карман)
Ватные палочки:
- учить палочки в чистке ушей
2.3. Уход за вещами
Ручная стирка: наполнение емкости водой. Выбор моющего средства.
Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание
белья.
Застирывание
Вывешивание белья
белья.
на
Полоскание
просушку.
белья.
Выжимание
белья.
Соблюдение последовательности
действий при ручной стирке (наполнение емкости водой, выбор моющего
средства, определение количества моющего средства, замачивание белья,
застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание
белья на просушку). Машинная стирка: различение составных частей
стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и
вынимание белья из машины. Установка программы и температурного
режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности
действий при машинной стирке (сортировка белья перед стиркой,
закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка,
установка
программы
и
температурного
отключение машины, вынимание белья).
2.4. Уборка помещения.
режима,
запуск
машины,
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание
поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье
поверхностей мебели (наполнение таза водой, приготовление тряпок,
добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности,
вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание
предметов интерьера по местам, выливание использованной воды)
Подметание пола: сметание мусора на полу в определенное место.
Заметание мусора на совок. Выполнение последовательности действий при
подметании пола (сметание мусора в определенное место, заметание
мусорана совок, высыпание мусора в урну).
3. Предметные результаты
• Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома.
• Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление
пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола,
др.
• Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственнобытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
• Соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних
вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
• Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику,
химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2), утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая приказом и.о.
директора от 28.08.2025 г. № 3629.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от
11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4 марта
2025 года № 169).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ».
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля
2025
года
№
03-1326
«О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по организации процесса обучения в
первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)»).
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в
Свердловской области».
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
адаптированные
утвержденный
области
«Буткинская
основные
приказом
школа-интернат,
реализующая
общеобразовательные
Министерства
образования
программы»,
и
молодёжной
политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025 – 2026 учебный год.
12. Расписание уроков 1- 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
на 2025 – 2026 учебный год.
Материально-техническое оснащение:
• дидактический материал изображения (картинки, фото, пиктограммы)
предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного
инвентаря, бытовой техники;
• альбомы
с
демонстрационным
материалом,
составленным
в
соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
• изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки
белья, глажения белья и др.
Оборудование:
кухонная
мебель,
кухонная
посуда
(кастрюли,
сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,
предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),
стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала,
гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер,
комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка,
миксер, микроволновая печь), уборочный инвентарь для дома и сада
(веники, совки, ведра, метлы, тяпки, лопаты, грабли, тачки, лейки и др.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Ф.И.О. обучающегося
Класс
Ф.И.О. учителя
Домоводство
Клопов Матвей Теймурович
1 класс
Шеломенцева Наталья Николаевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№п/п Раздел, тема
Всего – 55 ч.
В неделю – 1 ч.
55 ч.
-
Кол-во
часов
Виды деятельности
Дата
2
Формирование представлений о покупках и их
планировании.
04.09
11.09
Правильное пользование носовым платком; пользование
расчёской и ухода за ней; навыки в умывании, знание
предметов туалета и их назначении.
18.09
25.09
1 четверть – 8 часов
1,2. Культурно-гигиенические навыки
«Умывание каждый день» мыло и полотенце
3,4.
«Доброе утро, расчёска!»
2
5,6.
«Кукла Таня простудилась» носовые платки
2
7,8.
«Помогаем маме» мытье парт (столов)
2
2 четверть 15 часов
выбор фартука и косынки из предложенных для занятия,
завязывания на себе, мытье парт по алгоритму.
02.10
09.10
16.10
23.10
9, «Чистим одежду»
10.
11, «Чистим обувь»
12.
13, «К нам пришла Замарашка» умывание
14.
15, «Ушки чистые» ватные палочки
16.
17, «Лесные звери» пользование туалетной
18. бумагой
19, «В гостях у Варвары-красы, длинной косы»
20.
21, «Чистые столы»
22.
23. «Мебель»
2
Содержание в порядке одежды и обуви, учить
просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь
2
2
2
2
2
2
Закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов
туалета и их назначении; закрепить и проверить
культурно-гигиенические навыки.
Закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов
туалета и их назначении; закрепить и проверить
культурно-гигиенические навыки.
мытье и протирание мебели в классе
Практическая работа.
1
10.11
12.11
17.11
19.11
24.11
26.11
01.12
03.12
08.11
10.11
15.11
17.11
22.11
24.11
29.11
3 четверть 18 часов
24,
25.
«Чистые игрушки»
26, «Уборка территории»
27.
28, «Умывание каждый день»
29.
30, «Одежда для прогулки» подбор одежды по
31. сезону
32, «Угостим куклу» сервировка
33.
34, «Федорино горе»
35.
2
2
2
2
2
2
Практическая работа.
обтирание игрушек влажной тряпочкой, мытье игрушек в
мыльной воде,
Уборка территории возле школы.
закрепление навыков детей в умывании, в знании
предметов туалета и их назначении;
содержание в порядке одежды и обуви, подбор и
одевание одежды по сезону
сервировка стола, действия по алгоритму использование
схем, пиктограмм); уборка столовой посуды, знание и
назначение столовой посуды
12.01
14.01
19.01
21.01
26.01
28.01
02.02
04.02
09.02
11.02
25.01
02.03
36, «Чистый пол» подметание веником
37.
38, «Чистая одежда» стирка одежды для кукол,
39. тряпочек
40, «Уход за комнатными растениями» полив
41. цветов, протирание листьев
4 четверть 14 часов
2
2
подметание пола веником, заметание мусора на совок,
мытье пола шваброй и тряпкой
стирка в тазике одежды для кукол, стирки тряпочек для
уборки, полив из лейки комнатных растений, протирание
листьев цветов влажной тряпочкой
04.03
11.03
16.03
18.03
23.03
25.03
42.
«Весна пришла!» уборка территории
1
Уборка территории возле школы
06.04
43,
44.
«Послушные ребята» правила поведения за
столом
2
сервировка стола на праздник, культура поведения за
столом, уборка, мытье посуды
08.04
13.04
45,
46.
Различение чистой и грязной посуды.
2
47,
48.
«Уборка после ухода гостей» уборка, мытье
посуды
2
49, Протирание посуды губкой. Чистка посуды.
50.
2
51, Ополаскивание посуды. Сушка посуды.
52.
2
Практическая работа. Ополаскивание посуды. Сушка
посуды.
06.05
13.05
53, Соблюдение последовательности
54, при мытье и сушке посуды.
55.
3
Практическая работа. Очищение посуды от остатков
пищи, замачивание посуды, намыливание посуды
моющим средством, чистка посуды, ополаскивание,
сушка.
18.05
20.05
25.05
действий
2
15.04
20.04
Практическая работа. Протирание посуды губкой. Чистка
посуды.
22.04
27.04
29.04
04.05