Рабочая программа по учебному предмету здоровье и основы безопасности жизнедеятельности 2 класс (вариант 2)

1.Пояснительная записка
Рабочая программа образования по учебному
основы безопасности

предмету «Здоровье и

жизнедеятельности» для обучающейся с нарушением

интеллекта (вариант 2), служит для расширения представлений о своем
здоровье и безопасной жизнедеятельности, создана с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития.
Программа по

учебному предмету «Здоровье и основы безопасности

жизнедеятельности» учитывает особенности познавательной деятельности
обучающейся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности
обучающейся,, носит элементарно-практический характер, способствует ее
умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающейся
потребности сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и
безопасности окружающих для последующей социальной адаптации и
интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностноориентационную).
2.Содержание учебного предмета
2.1.Безопасность на дороге.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Светофор и дорожные знаки.
Перекрёстки и их виды.
Правила перехода проезжей части дороги.
Остановочный путь, тормозной путь и их влияние на безопасность.
Виды железнодорожных переездов и правила их перехода. Экскурсия на
железнодорожный переезд.
Велосипед – самый неустойчивый вид транспорта. Правила езды на
велосипеде.

Метро. Правила поведения в метро.
Дорога

глазами

водителей.

Предупредительные

сигналы

водителей:

звуковые, световые.
2.2.Пожарная безопасность.
Эвакуация людей из горящего помещения при пожаре. «План эвакуации».
Средства защиты дыхания.
Основные

правила

поведения

учащихся

в

новогодний

праздник

(пиротехнические средства).
Инструктаж по пожарной безопасности. Как действовать в чрезвычайных
ситуациях. Службы экстренной помощи.
Если горит у соседей. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы
экстренной помощи.
Лифт – наш домашний транспорт. Пожар в лифте.
2.3. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Первая помощь при травмах. Ушибы и порезы.
Первая помощь при травмах. Растяжение связок, вывих костей, переломы.
Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное тело.
Вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики, токсикомания. Как
избавиться от вредных привычек.
Как уберечься от мороза и избежать обморожения. Первая помощь при
обморожении.
Кровотечение из носа. Первая помощь.
Здоровый образ жизни. Характеристика здорового человека.
2.4. Безопасное общение.
Не бойтесь звать на помощь. Городские службы экстренной помощи: 01,02,
03, 04.
Правила общения с незнакомыми людьми. Ни дай себя обмануть.
Как вести себя со злоумышленниками. Внимание, «добрый дядя»!
Опасности криминогенного характера. Как вести себя на улице ребёнку,
если посторонний человек пытается его куда – то увести.

2.5.Опасные предметы и явления.
Компьютер, сотовый телефон. Правила пользования.
Как могут стать опасными домашние вещи, бытовые электроприборы.
Основные правила пользования бытовыми электроприборами.
Поражение электрическим током. Линии электропередач.
Если на улице дождь и гроза. Правила поведения при грозе.
2.6. Безопасность на воде.
Правила поведения на водоёмах и меры безопасности в осенний период.
Чем опасны водоёмы зимой. Правила поведения зимой на водоёмах.
Тонкий лёд. Что делать, если вы провалились под лёд.
Водоёмы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности.
Основные и подручные спасательные средства.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
3.1.Минимальный уровень
соблюдать правила безопасного поведения на улицах;
правильно переходить проезжую часть дороги;
правильно вести себя при проведении новогоднего утренника;
вызвать «скорую помощь»;
оказать первую помощь при травмах; при попадании инородного тела в
глаз; при кровотечении из носа; при обморожении;
правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
соблюдать правила купания и меры безопасности.
3.2. Достаточный уровень
соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правильно переходить проезжую часть дороги, железнодорожные переезды;
соблюдать правила езды на велосипедах;
правильно вести себя в метро; при проведении новогоднего утренника;
вызвать городские службы экстренной помощи;
вызвать «скорую помощь»;

оказать первую помощь при травмах, растяжениях связок, вывихах костей,
переломах; при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при кровотечении
из носа, при обморожении, поражением электрическим током;
пользоваться сотовым телефоном, компьютером, телевизором; бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила поведения при грозе;
правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
соблюдать правила купания и меры безопасности; пользоваться основными
и подручными спасательными средствами.
4. Учебно – методический комплекс
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2),

утверждена приказом Министерства

просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 2), ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год,
Дополнительная литература
3. 1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под
ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2017.
4. 2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.
пособие для 1–2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2016.
5. 3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая
тетрадь для 1–4 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В.
Иванова. – М.: Просвещение, 2018.

6. 4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая
тетрадь для 1–4л. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.
– М.: Просвещение, 2018.
7. 5. Ижевский П. В., Иванова Н. В. – М.: Просвещение, 2011.
Комплект

плакатов

«Безопасность

дорожного

движения»

1–4

кл.:

(Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. – 24 листовки, 24
плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). – М.: Просвещение:
Рилионт, 2018.
8. 6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И.
К. Топоров. – М.: Просвещение, 2017.
Нормативно-правовые документы
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11.02.2022
приказ № 69, от 07.10.2022 приказ № 888, от 03 08 2023 года приказ № 581,
от 29.09.2023 приказ №731, от 4 марта 2025 года приказ № 169).
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской

области

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 2). ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с нарушением интеллекта
(вариант 2). ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный
год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025 – 2026 учебный год.
12. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2025 – 2026 учебного года.

Оборудование
Предметные
поэтапные

картинки,

инструкции,

коррекционные
технические

карточки,

средства

таблицы,

(телевизор,

схемы,
ноутбук,

демонстрационный материал).
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
класс
Ф.И.О. учителя

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
2 (второй)
Покровских Любовь Алексеевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных

Всего - 33 ч.

В неделю – 1 ч.
33 ч.
-

№
п\п
1-8.

Тема уроков
1 четверть

Кол-во
часов
8

1-2.

Безопасность на дороге

2

1.

Правила безопасного поведения на улицах и
дорогах.

1

01.0924.10.
05.0912.09.
05.09.

2.

Светофор и дорожные знаки.

1

12.09.

3.
3.

Пожарная безопасность
Эвакуация людей из горящего помещения при
пожаре.
«План эвакуации». Средства защиты
дыхания.

1
1

19.09.
19.09.

4-5.

Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей

2

26.1003.10.

1

26.09.

Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с предметными картинками.

1

03.10.

Изучение презентации.
индивидуальной работы.

1

10.10.

4.
5.
6.

Травмы. Причины травм
предупреждения.
Первая помощь при травмах.

и

Безопасное общение

способы

их

Дата

Виды деятельности

Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для
индивидуальной работы. Игра «Дорога». Просмотр
мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Чтение и анализ сказки. Игра с макетом «Собери светофор»
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Практическая работа эвакуация из класса.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа в тетрадях – иллюстрирование.

Работа

с

карточками

для

6.

Не бойтесь звать на помощь.

1

10.10.
Изучение презентации. Работа с рисунками. Работа с
карточками для индивидуальной работы.

7.
7.

8.
8.
916.
9.
9.

10.
10.

1113.
11.

12.

Опасные предметы и явления
Компьютер,
пользования

сотовый

телефон.

Правила

1

17.10.

1

17.10.
Изучение презентации Работа с иллюстрациями

Безопасность на воде

1

24.10-

1

24.10,

8

03.1130.12.

перехода

1
1

07.11.
07.11.

бытовыми

1
1

14.11.
14.11.

Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей

3

21.1105.12.

Вредные привычки. Как избавиться от вредных
привычек.

1

21.11.

Первая помощь при травмах. Растяжение связок,
вывих костей, переломы.

1

28.11.

Правила поведения на водоёмах
безопасности в осенний период
2 четверть
Безопасность на дороге
Перекрёстки и их виды. Правила
проезжей части дороги.
Опасные предметы и явления
Основные
правила
пользования
электроприборами.

и

меры

Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками

Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками. Игра «Дорога. Перекрёстки».
Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа у доски с предметными картинками

Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа в тетрадях. Участие в беседе.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками для групповой работы.
Работа в тетрадях.

13.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное
тело.

1

05.12.

14.
14.

Безопасное общение
Правила общения с незнакомыми людьми.

1
1

12.12.
12.12.

Пожарная безопасность

2

19.12.26.12.

Основные правила поведения учащихся в
новогодний праздник (пиротехнические средства).

1

19.12
26.12.

3 четверть

11

12.0127.03.

Безопасность на воде

1

16.01-

1

16.01.

Безопасность на дороге

4

23.0113.02.

Остановочный путь, тормозной путь и их влияние
на безопасность.

1

23.01.

19.

Виды железнодорожных переездов и правила их
перехода.

1

30.01.

20.

Велосипед – самый неустойчивый вид транспорта.

1

06.02.

1516.
1516.

1725.
17.
17.

1821.
18.

Чем опасны водоёмы зимой?

Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для
индивидуальной работы. Работа у доски.
Участие в беседе. Практическая работа по оказанию первой
помощи.
Изучение презентации. Работа с карточками для
индивидуальной работы. Работа с иллюстрациями.
Чтение и анализ рассказа.

Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Составление рассказа. Практическая работа по отработке
правил обращения с пиротехническими средствами.
Работа с карточками для индивидуальной работы.

Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа в тетрадях. Практическая работа по составлению
правил поведения на водоёмах зимой.

Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Участие в беседе. Работа в тетрадях.Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Участие в беседе. Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Участие в беседе. Работа в тетрадях. Просмотр
мультфильма.

21.

Правила поведения в метро.

1

13.02.

22.
22.

Пожарная безопасность
Инструктаж по пожарной безопасности.

1
1

20.02.
20.02.

23.
23.

Безопасное общение
Как вести себя со злоумышленниками.

1
1

27.02.
27.02.

Безопасность на воде

4

06.03.
27.03

Что делать, если вы провалились под

4

06.03.
13.03
20.03.
27.03.
06.0426.05.

2427.
2427.

Тонкий лёд.
лёд.

2833.

4 четверть

6

28.
28.

Пожарная безопасность
Если горит у соседей.
Как действовать в
чрезвычайных ситуациях.

1
1

10.04
10.04.

29.

Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей
Кровотечение из носа. Первая помощь.

1

17.04.

1

17.04.

29.
30.

Безопасное общение

1

24.04.

30.

Опасности криминогенного характера. Как вести
себя на улице ребёнку, если посторонниё человек
пытается его куда – то увести.
Опасные предметы и явления

1

24.04.

3

08.05,
15.05.

3132.

Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Участие в беседе. Работа в тетрадях.
Просмотр мультфильма. Практическая работа по отработке
правил поведения в метро.
Изучение презентации. Работа с таблицами.
Работа у доски. Работа в тетрадях.
Практическая работа по вызову служб экстренной службы.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками. Работа у доски.Чтение и анализ сказки.

Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа у доски. Практическая работа по оказанию первой
помощи.

Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками.
Практическая работа вызов служб экстренной помощи.

Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками.

3132.

Если на улице дождь и гроза. Правила поведения
при грозе.

2

08.05,
15.05.

33.
33.

Безопасность на воде
Водоёмы нашей местности, правила купания в них
и меры безопасности.

1
1

22.05.
22.05,

Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Практическая работа по правилам поведения при грозе.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».