1.Пояснительная записка
Рабочая программа образования по учебному
основы безопасности
предмету «Здоровье и
жизнедеятельности» для обучающейся с нарушением
интеллекта (вариант 2), служит для расширения представлений о своем
здоровье и безопасной жизнедеятельности, создана с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития.
Программа по
учебному предмету «Здоровье и основы безопасности
жизнедеятельности» учитывает особенности познавательной деятельности
обучающейся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности
обучающейся,, носит элементарно-практический характер, способствует ее
умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающейся
потребности сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и
безопасности окружающих для последующей социальной адаптации и
интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностноориентационную).
2.Содержание учебного предмета
2.1.Безопасность на дороге.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Светофор и дорожные знаки.
Перекрёстки и их виды.
Правила перехода проезжей части дороги.
Остановочный путь, тормозной путь и их влияние на безопасность.
Виды железнодорожных переездов и правила их перехода. Экскурсия на
железнодорожный переезд.
Велосипед – самый неустойчивый вид транспорта. Правила езды на
велосипеде.
Метро. Правила поведения в метро.
Дорога
глазами
водителей.
Предупредительные
сигналы
водителей:
звуковые, световые.
2.2.Пожарная безопасность.
Эвакуация людей из горящего помещения при пожаре. «План эвакуации».
Средства защиты дыхания.
Основные
правила
поведения
учащихся
в
новогодний
праздник
(пиротехнические средства).
Инструктаж по пожарной безопасности. Как действовать в чрезвычайных
ситуациях. Службы экстренной помощи.
Если горит у соседей. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы
экстренной помощи.
Лифт – наш домашний транспорт. Пожар в лифте.
2.3. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Первая помощь при травмах. Ушибы и порезы.
Первая помощь при травмах. Растяжение связок, вывих костей, переломы.
Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное тело.
Вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики, токсикомания. Как
избавиться от вредных привычек.
Как уберечься от мороза и избежать обморожения. Первая помощь при
обморожении.
Кровотечение из носа. Первая помощь.
Здоровый образ жизни. Характеристика здорового человека.
2.4. Безопасное общение.
Не бойтесь звать на помощь. Городские службы экстренной помощи: 01,02,
03, 04.
Правила общения с незнакомыми людьми. Ни дай себя обмануть.
Как вести себя со злоумышленниками. Внимание, «добрый дядя»!
Опасности криминогенного характера. Как вести себя на улице ребёнку,
если посторонний человек пытается его куда – то увести.
2.5.Опасные предметы и явления.
Компьютер, сотовый телефон. Правила пользования.
Как могут стать опасными домашние вещи, бытовые электроприборы.
Основные правила пользования бытовыми электроприборами.
Поражение электрическим током. Линии электропередач.
Если на улице дождь и гроза. Правила поведения при грозе.
2.6. Безопасность на воде.
Правила поведения на водоёмах и меры безопасности в осенний период.
Чем опасны водоёмы зимой. Правила поведения зимой на водоёмах.
Тонкий лёд. Что делать, если вы провалились под лёд.
Водоёмы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности.
Основные и подручные спасательные средства.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
3.1.Минимальный уровень
соблюдать правила безопасного поведения на улицах;
правильно переходить проезжую часть дороги;
правильно вести себя при проведении новогоднего утренника;
вызвать «скорую помощь»;
оказать первую помощь при травмах; при попадании инородного тела в
глаз; при кровотечении из носа; при обморожении;
правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
соблюдать правила купания и меры безопасности.
3.2. Достаточный уровень
соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правильно переходить проезжую часть дороги, железнодорожные переезды;
соблюдать правила езды на велосипедах;
правильно вести себя в метро; при проведении новогоднего утренника;
вызвать городские службы экстренной помощи;
вызвать «скорую помощь»;
оказать первую помощь при травмах, растяжениях связок, вывихах костей,
переломах; при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос, при кровотечении
из носа, при обморожении, поражением электрическим током;
пользоваться сотовым телефоном, компьютером, телевизором; бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила поведения при грозе;
правильно вести себя на водоёмах в различное время года;
соблюдать правила купания и меры безопасности; пользоваться основными
и подручными спасательными средствами.
4. Учебно – методический комплекс
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2),
утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 2), ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год,
Дополнительная литература
3. 1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под
ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2017.
4. 2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.
пособие для 1–2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2016.
5. 3. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая
тетрадь для 1–4 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В.
Иванова. – М.: Просвещение, 2018.
6. 4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая
тетрадь для 1–4л. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.
– М.: Просвещение, 2018.
7. 5. Ижевский П. В., Иванова Н. В. – М.: Просвещение, 2011.
Комплект
плакатов
«Безопасность
дорожного
движения»
1–4
кл.:
(Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. – 24 листовки, 24
плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). – М.: Просвещение:
Рилионт, 2018.
8. 6. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И.
К. Топоров. – М.: Просвещение, 2017.
Нормативно-правовые документы
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11.02.2022
приказ № 69, от 07.10.2022 приказ № 888, от 03 08 2023 года приказ № 581,
от 29.09.2023 приказ №731, от 4 марта 2025 года приказ № 169).
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 2). ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с нарушением интеллекта
(вариант 2). ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный
год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025 – 2026 учебный год.
12. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
Предметные
поэтапные
картинки,
инструкции,
коррекционные
технические
карточки,
средства
таблицы,
(телевизор,
схемы,
ноутбук,
демонстрационный материал).
Интернет
ресурсы:
http://www.uchportal.ru/,
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.
http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
класс
Ф.И.О. учителя
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
2 (второй)
Покровских Любовь Алексеевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Всего - 33 ч.
В неделю – 1 ч.
33 ч.
-
№
п\п
1-8.
Тема уроков
1 четверть
Кол-во
часов
8
1-2.
Безопасность на дороге
2
1.
Правила безопасного поведения на улицах и
дорогах.
1
01.0924.10.
05.0912.09.
05.09.
2.
Светофор и дорожные знаки.
1
12.09.
3.
3.
Пожарная безопасность
Эвакуация людей из горящего помещения при
пожаре.
«План эвакуации». Средства защиты
дыхания.
1
1
19.09.
19.09.
4-5.
Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей
2
26.1003.10.
1
26.09.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с предметными картинками.
1
03.10.
Изучение презентации.
индивидуальной работы.
1
10.10.
4.
5.
6.
Травмы. Причины травм
предупреждения.
Первая помощь при травмах.
и
Безопасное общение
способы
их
Дата
Виды деятельности
Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для
индивидуальной работы. Игра «Дорога». Просмотр
мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Чтение и анализ сказки. Игра с макетом «Собери светофор»
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Практическая работа эвакуация из класса.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа в тетрадях – иллюстрирование.
Работа
с
карточками
для
6.
Не бойтесь звать на помощь.
1
10.10.
Изучение презентации. Работа с рисунками. Работа с
карточками для индивидуальной работы.
7.
7.
8.
8.
916.
9.
9.
10.
10.
1113.
11.
12.
Опасные предметы и явления
Компьютер,
пользования
сотовый
телефон.
Правила
1
17.10.
1
17.10.
Изучение презентации Работа с иллюстрациями
Безопасность на воде
1
24.10-
1
24.10,
8
03.1130.12.
перехода
1
1
07.11.
07.11.
бытовыми
1
1
14.11.
14.11.
Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей
3
21.1105.12.
Вредные привычки. Как избавиться от вредных
привычек.
1
21.11.
Первая помощь при травмах. Растяжение связок,
вывих костей, переломы.
1
28.11.
Правила поведения на водоёмах
безопасности в осенний период
2 четверть
Безопасность на дороге
Перекрёстки и их виды. Правила
проезжей части дороги.
Опасные предметы и явления
Основные
правила
пользования
электроприборами.
и
меры
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками. Игра «Дорога. Перекрёстки».
Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа у доски с предметными картинками
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа в тетрадях. Участие в беседе.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками для групповой работы.
Работа в тетрадях.
13.
Если в глаз, ухо, нос или горло попало инородное
тело.
1
05.12.
14.
14.
Безопасное общение
Правила общения с незнакомыми людьми.
1
1
12.12.
12.12.
Пожарная безопасность
2
19.12.26.12.
Основные правила поведения учащихся в
новогодний праздник (пиротехнические средства).
1
19.12
26.12.
3 четверть
11
12.0127.03.
Безопасность на воде
1
16.01-
1
16.01.
Безопасность на дороге
4
23.0113.02.
Остановочный путь, тормозной путь и их влияние
на безопасность.
1
23.01.
19.
Виды железнодорожных переездов и правила их
перехода.
1
30.01.
20.
Велосипед – самый неустойчивый вид транспорта.
1
06.02.
1516.
1516.
1725.
17.
17.
1821.
18.
Чем опасны водоёмы зимой?
Работа с иллюстрациями. Работа с карточками для
индивидуальной работы. Работа у доски.
Участие в беседе. Практическая работа по оказанию первой
помощи.
Изучение презентации. Работа с карточками для
индивидуальной работы. Работа с иллюстрациями.
Чтение и анализ рассказа.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Составление рассказа. Практическая работа по отработке
правил обращения с пиротехническими средствами.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Работа в тетрадях. Практическая работа по составлению
правил поведения на водоёмах зимой.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Участие в беседе. Работа в тетрадях.Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Участие в беседе. Просмотр мультфильма.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Участие в беседе. Работа в тетрадях. Просмотр
мультфильма.
21.
Правила поведения в метро.
1
13.02.
22.
22.
Пожарная безопасность
Инструктаж по пожарной безопасности.
1
1
20.02.
20.02.
23.
23.
Безопасное общение
Как вести себя со злоумышленниками.
1
1
27.02.
27.02.
Безопасность на воде
4
06.03.
27.03
Что делать, если вы провалились под
4
06.03.
13.03
20.03.
27.03.
06.0426.05.
2427.
2427.
Тонкий лёд.
лёд.
2833.
4 четверть
6
28.
28.
Пожарная безопасность
Если горит у соседей.
Как действовать в
чрезвычайных ситуациях.
1
1
10.04
10.04.
29.
Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей
Кровотечение из носа. Первая помощь.
1
17.04.
1
17.04.
29.
30.
Безопасное общение
1
24.04.
30.
Опасности криминогенного характера. Как вести
себя на улице ребёнку, если посторонниё человек
пытается его куда – то увести.
Опасные предметы и явления
1
24.04.
3
08.05,
15.05.
3132.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Участие в беседе. Работа в тетрадях.
Просмотр мультфильма. Практическая работа по отработке
правил поведения в метро.
Изучение презентации. Работа с таблицами.
Работа у доски. Работа в тетрадях.
Практическая работа по вызову служб экстренной службы.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками. Работа у доски.Чтение и анализ сказки.
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа у доски. Практическая работа по оказанию первой
помощи.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками.
Практическая работа вызов служб экстренной помощи.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками.
3132.
Если на улице дождь и гроза. Правила поведения
при грозе.
2
08.05,
15.05.
33.
33.
Безопасность на воде
Водоёмы нашей местности, правила купания в них
и меры безопасности.
1
1
22.05.
22.05,
Изучение презентации. Работа с иллюстрациями.
Работа с карточками для индивидуальной работы.
Практическая работа по правилам поведения при грозе.
Изучение презентации. Работа с сюжетными картинками.
Работа с карточками.