I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающегося 5 класса с нарушением
интеллекта (вариант 2)
обучающегося
реализующая
с
РАС
с учётом
ГБОУ
СО
адаптированные
психофизических особенностей
«Буткинская
основные
школа-интернат,
общеобразовательные
программы» – это общеобразовательная программа для обучающегося с
учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Программа по окружающему природному миру учитывает особенности
познавательной деятельности обучающегося. Обучение направлено на
разностороннее развитие личности, носит элементарно-практический
характер, способствует его умственному развитию, социальной адаптации
и интеграции в жизнь.
Важным аспектом обучения обучающегося с нарушением интеллекта
(вариант 2) с учётом психофизических особенностей обучающегося с
РАС является расширение представлений об окружающем природном
мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий
природный
мир»
рассчитан
на
формирование
у
обучающегося
представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой
природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными
задачами
программы
являются:
формирование
представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и
животном мире.
2
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» в 5
классе представлено следующими разделами: «Неживая природа», «Живая
природа», «Человек и природа».
2.1. Неживая природа.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в
природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в
природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание
знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание
значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба.
Определение
месторасположения
земли
и
неба.
Определение
месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание (различение)
явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде
текущего дня. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень,
зима) по характерным признакам.
2.2 Живая природа
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и
жизни человека. Знание строения домашнего (дикого) животного (голова,
туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя,
уши). Знание основных признаков животного. Установление связи
строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,
собака).
Знание
питания
домашних
животных.
Знание
способов
передвижения домашних животных. Объединение животных в группу
«домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни
3
человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение)
детенышей
домашних
животных
(теленок,
поросенок,
жеребенок,
козленок, ягненок, котенок, щенок).
2.3 Человек и природа.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения
горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной
поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание
леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Соблюдение
правил поведения в лесу. Знание значения луга в природе и жизни
человека. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание
реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание
значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил
поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня
(полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни
человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Узнавание (различение)
частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о
последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с
видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца.
Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о
последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней.
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.
Узнавание
(различение)
месяцев.
Представление
о
годе
как
о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года.
Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация
в
календаре
(определение
года,
текущего
месяца,
дней
недели,
предстоящей даты).
4
Содержание разделов
№
п/п
1.
Название раздела
Количество часов
Неживая природа
16
2.
Живая природа
16
3.
Человек и природа
36
Итого:
68
5
II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь,
лес,
луг,
река,
водоемы,
формы
земной
поверхности,
полезные
ископаемые);
- представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения
правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека:
- интерес к объектам живой природы;
- представления о животном и растительном мире (растения, животные, их
виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние»);
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,
ухода за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у
реки).
3) Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со
временем года;
- представления о течении времени: смена событий дня, смена частей
суток, дней недели, месяцев в году.
6
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся
с
умственной
нарушениями),
утверждённая
отсталостью
приказом
(интеллектуальными
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2)
ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,
http://school-collection.edu.
Нормативно-правовые документы
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова-
нии в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ав-
густа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
7
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями
от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4
марта 2025 года приказ № 169).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 ию-
ля 2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных общеобразовательных программ».
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образова-
нии в Свердловской области».
8.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учрежде-
ния Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов
с нарушением
интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений.
Таблица «Части человека». Серия «Знакомство с окружающим миром и
развитие речи» (травы, насекомые, птицы, рыбы, обувь и др.). Карточки с
загадками.
8
Технические средства обучения:
ноутбук, телевизор; экранно-
звуковые пособия (презентации, мультфильмы).
9
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Окружающий природный мир
5 класс
Зубова Наталья Николаевна
Количество учебных часов:
1. Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Всего – 68 часов
В неделю – 2 часа
68 часов
-
№
п/п
1-16
Раздел, тема
1 четверть
Кол-во
часов
16
I
Неживая природа
16
Дата
02.09 –
24.10
02.09 –
24.10
02.09
05.09
09.09
12.09
1-2
Сезонные изменения в природе.
2
3-4
Восход, заход солнца.
2
5-6
Состояния неживой природы.
2
16.09
19.09
7-8
Календарь. Название месяцев.
2
9-10
Сезонные работы в саду, огороде,
2
23.09
26.09
30.09
Виды деятельности
Беседа о сезонных изменениях в
природе.
Беседа об изменении
продолжительности дня и ночи.
Демонстрация видеоматериала.
Беседа о состояниях неживой
природы.
Составление словаря терминов и
понятий.
Календарь. Название месяцев.
Творческая работа в тетради.
Сезонные работы в саду, огороде,
Формы
деятельности
Примечание
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
10
поле, труд людей осенью.
03.10
Воздух и его значение в жизни растений животных, человека. Экскурсия.
Термометр.
Измерение
температуры воздуха.
Повторение
пройденного
материала
2 четверть
16
Живая природа
16
1718
Сезонные изменения в природе. Ноябрь.
2
1920
Домашние животные зимой: корова,
овцы, поросята, куры.
2
14.11
18.11
2122
2324
2526
2728
2930
Дикие животные зимой: мыши, лягушки, змеи.
Птицы зимующие: клест, снегирь,
воробей.
Птицы перелетные: соловей, грач,
скворец.
Лес, растения леса. Значение
растений в жизни людей.
Деревья хвойные и лиственные.
2
21.11
25.11
28.11
02.12
05.12
09.12
12.12
16.12
19.12
23.12
1112
1314
1516
1732
II
2
07.10
10.10
2
14.10
17.10
21.10
24.10
07.11 –
30.12
07.11 –
30.12
07.11
11.11
2
2
2
2
2
поле. Труд людей осенью. Работа с
дидактическим материалом.
Изучение нового материала, работа
с демонстрационным материалом.
индивидуальная.
Беседа, письменная работа в
тетради.
Беседа, письменная работа в
тетради.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Повторение пройденного
материала о сезонных изменениях
в природе.
Разговор о домашних животных,
познавательно-игровая
деятельность
Беседа. Дикие животные зимой
(мыши, лягушки, змеи).
Демонстрация презентации о
зимующих птицах.
Беседа о перелётных птицах.
Работа с понятиями и терминами.
Письменная работа в тетради.
Беседа о растениях леса.
Деревья хвойные и лиственные. Работа с учебником.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
11
3132
3354
III
Кустарники: малина, шиповник.
2
3 четверть
22
Человек и природа
36
3334
3536
Сезонные изменения природы в
январе.
Зимующие птицы нашей местности
снегирь, дятел, синица.
2
3739
Человек и природа, помощь
зимующим птицам (изготовление
кормушек)
Зима. Деревья зимой.
3
Труд жителей города и села.
2
Дикие обитатели нашего края (кабан, лось, заяц).
Домашние животные: свинья, кролик, корова. Детеныши.
Уход за домашними животными
2
Сравнение диких животных и домашних животных. Сходство и отличия (кабан-свинья, заяц-кролик).
Птицы.
2
4041
4243
4445
4647
4849
5051
5254
2
2
2
2
3
26.12
30.12
13.01 –
27.03
13.01 –
26.05
13.01
16.01
20.01
23.01
27.01
30.01
03.02
06.02
10.02
13.02
17.02
20.02
24.02
27.02
03.03
06.03
10.03
13.03
17.03
20.03
24.03
Беседа о кустарниках. Работа по
вопросам учебника.
Фронтальная,
индивидуальная.
Беседа о сезонных изменениях
природы зимой. Загадки о январе.
Просмотр видеоматериала о
зимующих птицах нашей
местности
Составление рассказа на тему
«Помощь птицам зимой»
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Деревья зимой. Работа с
дидактическим материалом.
Труд жителей города и села.
Дикие обитатели нашего края
(кабан, лось, заяц). Беседа.
Просмотр презентации о домашних
животных
Домашние животные. Уход за
ними.
Дикие и домашние животные. Их
сходства и различия.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Просмотр видеоматериала о
птицах.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
12
4 четверть
Весна. Сезонные
природе.
57
Растения весной: береза, тополь.
1
14.04
Беседа о деревьях весной.
58
Животные
весной:
дикие
и
домашние.
Перелетные птицы: грач, скворец.
1
17.04
Беседа о животных.
2
Труд людей весной.
2
Дыхание человека. Работа легких.
2
Питание человека. Гигиена питания.
Температура
тела
человека.
Градусник.
2
21.04
24.04
28.04
05.05
08.05
12.05
15.05
19.05
22.05
26.05
Составление рассказа о перелётных
птицах.
Беседа о труде людей весной, о
сезонных работах.
Знакомство с дыхательной
системой человека.
Беседа. Работа с карточками.
5960
6162
6364
6566
6768
изменения
14
27.03
07.04 –
26.05
07.04
10.04
5568
5556
в
2
2
Беседа о весне. Работа по вопросам.
Работа с карточками.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.
Индивидуальная
13