ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся 9 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы» – это общеобразовательная программа для
обучающегося с
учетом
индивидуальных
особенностей
его
психофизического
развития,
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Цель: создание условий для поддержания и развития способности к
движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи:
Мотивация двигательной активности;
Поддержка и развитие имеющихся движений;
Расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
Обучение переходу из одной позы в другую;
Освоение новых способов передвижения (включая передвижения с
помощью технических средств реабилитации);
Формирование функциональных двигательных навыков;
Развитие функции руки, в том числе моторики;
Формирование ориентировки в пространстве;
Обогащение сенсомоторного опыта.
Рабочая программа составлена на основании:
Адаптированная основная общеобразовательная программа 5-9 классов с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(II
вариант). ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год,
утверждённая приказом директора от 27.08.2024 г. № 1765.
Содержание курса «Двигательное развитие»
Упражнения на формирование правильного дыхания. Дыхательные упражнения
под хлопки. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. Занятия на
тренажерах. Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных.
Перекаты с носков на пятки. Формирование и укрепление мышечного корсета.
Упражнения для укрепления мышц живота и спины. Упражнения для укрепления
тазового пояса, бёдер, ног и рук. Упражнения с предметами и без них. Передача
предметов. Игра: «Аист ходит по болоту» Упражнение для правильного дыхания.
Игры на совершенствование сенсорного развития. Коррекция и закрепления навыка
правильной осанки. Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными
положениями рук. Упражнения с предметами на голове Подвижные игры на
сохранение правильной осанки. Формирование и укрепление мышечного корсета.
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. Развитие
точности движений пространственной ориентировки. Ходьба по различным
предметам, передвижение боком. Упражнения для увеличения гибкости и
подвижности позвоночника. Коррекция и закрепления навыка правильной осанки.
Ходьба приставным шагом. Ходьба с подниманием бедра.
Упражнение с
гимнастической палкой.
Базовые учебные действия
Личностные
Регулятивные
осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы;
способность к осмыслению социального окружения и
социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки на
основе правил поведения в классе, детском коллективе,
образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и
обществе.
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями;
организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать
свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами.
Познавательные
выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами –
заместителями;
читать;
писать;
наблюдать;
работать с информацией.
Коммуникативные вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – подгруппа учащихся,
учитель – подгруппа учащихся);
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5. Овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся
мире;
6. Овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
7. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
9. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
12. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
13. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Минимальный и достаточный уровни усвоения программы
коррекционных технологий «Двигательное развитие»
на конец обучения в 9 классе
Минимальный уровень:
Подобрать форму одежды для занятий
«Двигательное развитие» с помощью
учителя;
Строиться в колонну, равняться в
шеренгу;
Выполнять повороты по ориентирам с
помощью подсказки учителя;
Знать
правила
поведения
и
передвижения по спортивному залу;
Достаточный уровень:
Подобрать форму одежды для
занятий
«Двигательное развитие»
самостоятельно;
Строиться в колонну, равняться в
шеренгу;
Выполнять повороты по ориентирам
самостоятельно;
Знать
правила
поведения
и
передвижения по спортивному залу;
Оперировать правила по технике Оперировать правила по технике
безопасности и правила пользования
безопасности и правила пользования
спортивными
снарядами
и
спортивными
снарядами
и
тренажёрами по подсказке учителя;
тренажёрами самостоятельно;
Соблюдать правила личной гигиены с Соблюдать правила личной гигиены
помощью учителя.
самостоятельно.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1.
Федеральная адаптированная образовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
2.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
5-9
классов
с
нарушением
интеллекта,
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
1.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
5.
2021г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
программам – образовательным программа
общеобразовательным
начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от
11.02.2022 № 69, от 07.10.2022 № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
6.
2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ».
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
7.
Свердловской области».
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
8.
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта,
9.
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО
«Буткинская
школа-интернат»
на
2025
–
2026
учебный
год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025
–
2026
учебный
год.
11. Расписание уроков 5 – 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2025 – 2026 учебного года.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Обручи, мячи, гимнастические палки, маты, мешки с песком, скакалки,
массажная дорожка, тренажеры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Двигательное развитие
Класс
Ф.И.О. учителя
Количество
учебных
часов:
1.Обучающеразвивающих
2.Контрольных
9
Соколова Лидия Николаевна
Всего – 66 ч.
№ Раздел, тема
п/п
В неделю – 2 ч
66 ч
-
Кол-во
часов
Дата
Виды деятельности
Формы деятельности
1 четверть - 16 часов
Упражнения
на
формирование правильного
дыхания.
Дыхательные
упражнения
под хлопки.
2
01.09.
03.09.
корригирующие
упражнения
фронтальная
2
08.09.
10.09.
индивидуальная
5
6
7
Изменение
длительности
дыхания. Упражнения.
3
15.09.
17.09.
22.09.
корригирующие
упражнения на
равновесие
корригирующие
упражнения
8
9
10
11
Занятия на тренажерах.
3
упражнения на
тренажерах
индивидуальная
Дыхание упражнения при
3
24.09.
29.09.
01.10.
06.10.
корригирующие
индивидуальная
1
2
3
4
индивидуальная
Примечание
12
13
ходьбе.
14
15
16
Упражнения для укрепления
мышц живота и спины.
08.10.
13.10.
3
15.10.
20.10.
22.10.
упражнения для
укрепления мышц
туловища
корригирующие
упражнения
фронтальная
2 четверть – 16 часов
беседа, упражнения
2
05.11.
10.11
19
20
Упражнения для укрепления
тазового пояса, бёдер, ног и
рук.
Упражнения с предметами и
без них.
2
12.11.
17.11
коррегирующие
упражнения
21
22
Коррекция
и
развитие
сенсорной системы.
2
19.11.
24.11
23
24
25
26
Перекаты с носков на пятки.
Упражнения.
Перекаты с носков на пятки.
Упражнения.
2
коррегирующие
упражнения
формирования
правильной осанки
коррегирующие
упражнения
коррегирующие
упражнения
27
28
29
Игры на совершенствование
сенсорного развития.
3
10.12.
15.12
17.12
коррегирующие
упражнения
фронтальная
30
31
32
Коррекция и закрепления
навыка правильной осанки.
3
22.12.
24.12.
29.12
коррегирующие
упражнения
индивидуальная
33
34
35
Ходьба на носках.
3
12.01.
14.01.
19.01.
17
18
2
26.11.
01.12
03.12.
08.12
3 четверть – 20 часов
беседа, упражнения
индивидуальная
индивидуальная
для
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
36
37
Ходьба в медленном
быстром темпе.
и
2
21.01.
26.01
коррегирующие
упражнения
фронтальная
38
39
Захват
Упражнения.
предметов.
2
28.01.
02.02.
упражнения на
тренажерах
индивидуальная
40
41
42
Передача
Упражнения.
предметов.
3
04.02.
09.02.
11.02.
индивидуальная
43
44
45
Броски мячей. Упражнения.
3
16.02.
18.02.
25.02.
корригирующие
упражнения для
укрепления мышц
туловища.
корригирующие
упражнения для
формирования
правильной осанки
46
47
48
49
50
51
52
Перекатывание
Упражнения.
3
02.03.
04.03.
11.03.
16.03.
18.03.
23.03.
25.03.
индивидуальная
53
54
55
Игра «Аист
болоту».
ходит
по
3
06.04.
08.04.
13.04.
корригирующие
упражнения на
равновесие
корригирующие
упражнения для
укрепления мышц
туловища.
4 четверть – 14 часов
беседа, упражнения
56
57
Игра «Аист
болоту».
ходит
по
2
15.04.
20.04.
58
59
60
61
Игра «Запомни порядок».
2
Игра «Запомни порядок».
3
22.04.
27.04.
29.04.
04.05.
мячей.
Игра «Кошка и мышки».
4
коррегирующие
упражнения на
равновесие
упражнения на
тренажерах
коррегирующие
упражнения для
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
62
06.05.
63
64
Упражнение с кольцами.
65
66
Упражнения
гимнастической палкой.
с
2
13.05.
18.05.
2
20.05.
25.05.
формирования
правильной осанки
коррегирующие
упражнения
коррегирующие
упражнения на
равновесие
индивидуальная
индивидуальная