I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся 7 класса с нарушением
интеллекта
(вариант
2)
ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» –
это
общеобразовательная
программа
особенностей
их
возможностей,
обеспечивающая
для
психофизического
обучающихся
развития,
коррекцию
с
учетом
индивидуальных
нарушений
развития
и
социальную адаптацию.
Программа
предметного
курса
«Этика»
учитывает
особенности
познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на
разностороннее развитие личности учащихся, носит игровой характер,
способствует развитию их речевой и познавательной сферы, социальной
адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения состоит в формировании у обучающихся с нарушением
интеллекта (вариант 2) нравственных чувств, основ нравственного сознания
и поведения.
Задачи:
-формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия.
-усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил.
-формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать.
-коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной
сфер обучающихся.
2
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
Введение. Роль этических норм и правил в жизничеловека.
Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила,
регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические правила,
регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое
время (обзорно, на примере отдельных понятий). История происхождения
некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные понятия этики. Честность. Что значит быть честным.
Честность и ложь. "Ложь во спасение". Легко ли всегда быть честным.
Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить
правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как
проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое
время. Влияние
добрых
или неправильных поступков
человека на
егохарактер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта
характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние
признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления
доброжелательности в повседневной жизни. Совесть. Объяснение выражений
на
основе
анализа
конкретных
ситуаций
из
прочитанных
книг,
просмотренных кинофильмов, личного опыта: "чистая совесть", "совесть
замучила", "ни стыда, ни совести".
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Семейные связи:
материальные,
духовные,
дружеские
(общность
взглядов,
привычек,
традиций). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные
функции членов семьи. Этика родительских отношений. Значение родителей
(законных представителей) в жизни обучающихся. Стили внутрисемейных
отношений. Стили взаимоотношений родителей (законных представителей) с
обучающегося:
авторитарный,
попустительский.
Анализ
демократический
примеров,
(сотрудничество),
иллюстрирующих
разные
стили
3
отношений, высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля
отношений, их влияние на характер обучающихся, их привычки, дальнейшую
жизнь.
Дружба. Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и
преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы
дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружбакомпанейство. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины
их возникновения, способы разрешения. Этические правила в отношениях
друзей.
Этика производственных (деловых) отношений. Деловой этикет. Правила
делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с
руководителем: особенности вербального и невербального общения. Деловой
стиль одежды.
Содержание разделов
№
п/п
1.
Название раздела
Количество часов
Введение.
2
2.
3.
4.
5.
Эволюция этнических взглядов.
Основные понятия этики.
Семья.
Дружба.
2
4
8
11
6.
Этика производственных (деловых) отношений.
Итого:
7
34
4
II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Представления о некоторых этических нормах;
-
высказывание отношения
к
поступкам
героев
литературных
произведений (кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с
учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
-признание возможности существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения.
5
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся
с
умственной
нарушениями),
утверждённая
отсталостью
приказом
(интеллектуальными
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2)
ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,
http://school-collection.edu.
Нормативно-правовые документы
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова-
нии в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ав-
густа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
6
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями
от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4
марта 2025 года приказ № 169).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 ию-
ля 2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных общеобразовательных программ».
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образова-
нии в Свердловской области».
8.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учрежде-
ния Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов
с нарушением
интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
1.Ноутбук, телевизор.
2.Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)
музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы
7
с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
тематическими линиями учебной программы;
3. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных
музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков,
темпа, характера музыкального произведения.
8
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
ФИО учителя
Этика
7
Зубова Натолья Николаевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
Всего – 34 часа
34
-
№
п/п
1-6
Раздел, тема
1 четверть
Кол-во
часов
8
I
Введение.
2
1.
2.
II
Роль этических норм и правил
в жизничеловека.
Этические правила.
Эволюция этнических
взглядов.
В неделю –1 час
Дата
1
03.09 22.10
03.09 10.09
03.09.
1
10.09.
2
03.09 10.09
Виды деятельности
Формы деятельности
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Примечание
9
3.
История происхождения некоторых этических правил.
1
17.09
4.
1
24.09
III
Эволюция этических взглядов,
норм и правил в разное историческое время.
Основные понятия этики.
4
5.
Честность.
2
10.10 22.10
01.10
6.
Добро и зло.
1
08.10
7.
Доброжелательность.
1
15.10
8.
Совесть.
1
22.10
2 четверть
8
Семья.
8
05.1124.12
05.1124.12
05.11
9-16
IV
9.
Что такое семья.
1
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
10
10.
Семья в жизни человека.
1
12.11
11.
Семейные связи.
1
19.11
12.
Ролевые и социальные функции членов семьи.
1
26.11
13.
Этика родительских отношений.
1
03.12
14.
Значение родителей (законных
представителей) в жизни обучающихся.
Стили внутрисемейных отношений.
1
10.12
2
17.12
24.12
14.0125.03
14.0125.03
14.01
21.01
15.
16.
17-27
3 четверть
11
V
Дружба.
11
17.
18.
Товарищество и дружба.
2
19.
20.
Основа настоящей дружбы.
2
28.01
04.02
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
11
21.
Доверие и преданность.
1
11.02
22.
Дружба истинная и мнимая.
1
18.02
23.
24.
Типы дружеских отношений.
2
25.02
04.03
25.
26.
Возникновение конфликтов в
отношениях друзей.
2
11.03
18.03
27.
Этические правила в
отношениях друзей.
1
25.03
7
31.03.26.05.
2
08.04
15.04
2
22.04
29.04
2
06.05
13.05
28-34
4 четверть
28.
29.
Этика
производственных
отношений.
Правила делового разговора
по телефону.
30.
31.
Правила ведения делового
разговора с руководителем.
VI
32.
33.
Деловой стиль одежды.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
12
34.
Внешняя
и внутренняя воспитанность человека.
1
20.05
Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в тетради,
инсценировка ситуации.
Дифференцированный опрос,
работа в парах, индивидуальная работа.
13