Рабочая программа по учебному предмету этика для обучающихся 7 класса 2025-2026 учебного года (вариант 2)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся 7 класса с нарушением
интеллекта

(вариант

2)

ГБОУ

СО

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» –
это

общеобразовательная

программа

особенностей

их

возможностей,

обеспечивающая

для

психофизического

обучающихся
развития,

коррекцию

с

учетом

индивидуальных

нарушений

развития

и

социальную адаптацию.
Программа

предметного

курса

«Этика»

учитывает

особенности

познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на
разностороннее развитие личности учащихся, носит игровой характер,
способствует развитию их речевой и познавательной сферы, социальной
адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения состоит в формировании у обучающихся с нарушением
интеллекта (вариант 2) нравственных чувств, основ нравственного сознания
и поведения.
Задачи:
-формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия.
-усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил.
-формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать.
-коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной
сфер обучающихся.

2

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Введение. Роль этических норм и правил в жизничеловека.
Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила,
регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические правила,
регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое
время (обзорно, на примере отдельных понятий). История происхождения
некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные понятия этики. Честность. Что значит быть честным.
Честность и ложь. "Ложь во спасение". Легко ли всегда быть честным.
Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить
правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как
проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое
время. Влияние

добрых

или неправильных поступков

человека на

егохарактер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта
характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние
признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления
доброжелательности в повседневной жизни. Совесть. Объяснение выражений
на

основе

анализа

конкретных

ситуаций

из

прочитанных

книг,

просмотренных кинофильмов, личного опыта: "чистая совесть", "совесть
замучила", "ни стыда, ни совести".
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Семейные связи:
материальные,

духовные,

дружеские

(общность

взглядов,

привычек,

традиций). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные
функции членов семьи. Этика родительских отношений. Значение родителей
(законных представителей) в жизни обучающихся. Стили внутрисемейных
отношений. Стили взаимоотношений родителей (законных представителей) с
обучающегося:

авторитарный,

попустительский.

Анализ

демократический

примеров,

(сотрудничество),

иллюстрирующих

разные

стили
3

отношений, высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля
отношений, их влияние на характер обучающихся, их привычки, дальнейшую
жизнь.
Дружба. Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и
преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы
дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружбакомпанейство. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины
их возникновения, способы разрешения. Этические правила в отношениях
друзей.
Этика производственных (деловых) отношений. Деловой этикет. Правила
делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с
руководителем: особенности вербального и невербального общения. Деловой
стиль одежды.
Содержание разделов
№
п/п
1.

Название раздела

Количество часов

Введение.

2

2.
3.
4.
5.

Эволюция этнических взглядов.
Основные понятия этики.
Семья.
Дружба.

2
4
8
11

6.

Этика производственных (деловых) отношений.
Итого:

7
34

4

II.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Представления о некоторых этических нормах;
-

высказывание отношения

к

поступкам

героев

литературных

произведений (кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с
учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
-признание возможности существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения.

5

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся

с

умственной

нарушениями),

утверждённая

отсталостью

приказом

(интеллектуальными

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2)

ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://infourok.ru/,

http://www.proshkolu.ru/,

http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,

http://school-collection.edu.
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова-

нии в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 ав-

густа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
6

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями
от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7 октября 2022 года приказ № 888, 3
августа 2023 года приказ № 581, 29 сентября 2023 года приказ № 731, 4
марта 2025 года приказ № 169).
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 ию-

ля 2024 года № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных общеобразовательных программ».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образова-

нии в Свердловской области».
8.

Устав государственного бюджетного общеобразовательного учрежде-

ния Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства профессионального образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов

с нарушением

интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
1.Ноутбук, телевизор.
2.Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)
музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы

7

с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
тематическими линиями учебной программы;
3. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных
музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков,
темпа, характера музыкального произведения.

8

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет
Класс
ФИО учителя

Этика
7
Зубова Натолья Николаевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных

Всего – 34 часа
34
-

№
п/п
1-6

Раздел, тема
1 четверть

Кол-во
часов
8

I

Введение.

2

1.

2.

II

Роль этических норм и правил
в жизничеловека.
Этические правила.

Эволюция этнических
взглядов.

В неделю –1 час

Дата

1

03.09 22.10
03.09 10.09
03.09.

1

10.09.

2

03.09 10.09

Виды деятельности

Формы деятельности

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Примечание

9

3.

История происхождения некоторых этических правил.

1

17.09

4.

1

24.09

III

Эволюция этических взглядов,
норм и правил в разное историческое время.
Основные понятия этики.

4

5.

Честность.

2

10.10 22.10
01.10

6.

Добро и зло.

1

08.10

7.

Доброжелательность.

1

15.10

8.

Совесть.

1

22.10

2 четверть

8

Семья.

8

05.1124.12
05.1124.12
05.11

9-16
IV
9.

Что такое семья.

1

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

10

10.

Семья в жизни человека.

1

12.11

11.

Семейные связи.

1

19.11

12.

Ролевые и социальные функции членов семьи.

1

26.11

13.

Этика родительских отношений.

1

03.12

14.

Значение родителей (законных
представителей) в жизни обучающихся.
Стили внутрисемейных отношений.

1

10.12

2

17.12
24.12
14.0125.03
14.0125.03
14.01
21.01

15.
16.
17-27

3 четверть

11

V

Дружба.

11

17.
18.

Товарищество и дружба.

2

19.
20.

Основа настоящей дружбы.

2

28.01
04.02

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

11

21.

Доверие и преданность.

1

11.02

22.

Дружба истинная и мнимая.

1

18.02

23.
24.

Типы дружеских отношений.

2

25.02
04.03

25.
26.

Возникновение конфликтов в
отношениях друзей.

2

11.03
18.03

27.

Этические правила в
отношениях друзей.

1

25.03

7

31.03.26.05.

2

08.04
15.04

2

22.04
29.04

2

06.05
13.05

28-34

4 четверть

28.
29.

Этика
производственных
отношений.
Правила делового разговора
по телефону.

30.
31.

Правила ведения делового
разговора с руководителем.

VI

32.
33.

Деловой стиль одежды.

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.
Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации.

Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.
Дифференцированный
опрос, работа в парах,
индивидуальная работа.

12

34.

Внешняя
и внутренняя воспитанность человека.

1

20.05

Беседа на заданную тему.
Просмотр презентации,
работа
в тетради,
инсценировка ситуации.

Дифференцированный опрос,
работа в парах, индивидуальная работа.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».