ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» для
обучающегося 1 класса с нарушением интеллекта (вариант 2) c учётом
психофизических особенностей
ориентиром
для
обучающегося с РАС
составления
рабочих
программ
по
является
адаптивной
физкультуре педагогами образовательных организаций, реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
для
обучающихся с нарушением интеллекта. Она даёт представление о целях,
общей стратегии коррекционно-образовательного процесса обучающихся
средствами учебного предмета «Адаптивная физкультура». Программа
может служить ориентиром при определении видов деятельности и
содержания
образования
по
разделам
программы
по
адаптивной
физкультуре.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к
предметной области «Физическая культура» и является обязательной
частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая
программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 1
классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 69 часов в год (2 часа
в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная
физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре,
коррекция
недостатков
психофизического
развития,
расширение
индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи обучения:
2
− коррекция нарушений физического развития;
− формирование двигательных умений и навыков;
− развитие двигательных способностей в процессе обучения;
− укрепление здоровья и закаливание организма, формирование
правильной осанки;
− раскрытие возможных избирательных способностей и интересов
обучающихся для освоения доступных видов спортивно- физкультурной
деятельности;
− формирование
и
воспитание
гигиенических
навыков
при
выполнении физических упражнений;
− формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни;
− поддержание
устойчивой
физической
работоспособности
на
достигнутом уровне;
− формирование познавательных интересов, сообщение доступных
теоретических сведений по физической культуре;
− воспитание
устойчивого
интереса
к
занятиям
физическими
упражнениями;
− воспитание
нравственных,
морально
-
волевых
качеств
(настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» в 1 классе определяет следующие задачи:
− формирование умения готовиться к уроку;
− формирование представления о колонне, шеренге;
− формирование умения выполнять простейшие строевые действия в
колонне и шеренге;
− формирование умения ходить и бегать в различном темпе и
определенном ритме;
3
− формирование умения подпрыгивать на двух ногах и на одной
ноге, мягко приземляться в прыжках;
− формирование умения подлезать, пролезать и перелезать через
препятствие;
− формирование умения правильно брать контрастные по величине и
форме предметы, передавать и переносить их;
− формирование умения действовать целенаправленно в подвижных
играх под руководством учителя;
− воспитание доброжелательного отношения к товарищам, смелости
во время выполнения физических упражнений.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Урочные занятия направлены на углубленное и индивидуальное
обучение базовым двигательным действиям.
Обучение адаптивной физической культуре носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами,
жизненными ситуациями.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
− беседы о содержании и значении физических упражнений для
повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
− выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
− выполнение
физических
упражнений
без
зрительного
сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
− формирование
двигательных
умений
и
навыков
в
процессе
подвижных игр.
Урочные
занятия
по
«Адаптивной
физической
культуре»
осуществляются при использовании различных методов:
− формирования знаний (методы слова (информация речевого
воздействия)
и
методы
наглядности
(информация
перцептивного
воздействия);
− обучения двигательным действиям (дробление и последовательное
освоение частей целостного упражнения);
− развития физических качеств и способностей (для развития
скоростных качеств (быстроты) — повторный, игровой, вариативный
(контрастный), сенсорный методы;
− для
развития
выносливости
—
равномерный,
переменный,
повторный, игровой методы;
5
− для развития координационных способностей - элементы новизны
в изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения,
направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и
др.);
− симметричные и асимметричные движения;
− релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления
мышц;
− упражнения
на
реагирующую
способность
(сигналы
разной
модальности на слуховой и зрительный аппарат);
− упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты,
наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной,
повышенной или подвижной опоре);
− упражнения на точность различения мышечных усилий, временных
отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочувствования»
всех параметров движения, предметных или символических ориентиров,
указывающих направление, амплитуду, траекторию, время движения,
длину и количество шагов);
− упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов
по силе, расстоянию, направлению;
− воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос,
хлопки и т. п.);
− пространственная
ориентация
на
основе
кинестетических,
тактильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от
сохранности сенсорных систем);
− упражнения
на
мелкую
моторику
кисти
(жонглирование
предметами, пальчиковая гимнастика и др.);
− парные и групповые упражнения, требующие согласованности
совместных действий.
6
Эффективным методом комплексного развития физических качеств,
координационных способностей, эмоционально-волевой и психической
сферы лиц с ограниченными возможностями являются
следующие
методы:
− игровой;
− воспитания личности;
− взаимодействия педагога и обучающихся.
Использование разнообразных средств и методов адаптивной
физической культуры служат стимулятором повышения двигательной
активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения
потребности
в
познавательных
эмоциях,
движении,
способностей,
игре,
общении,
развития
следовательно,
являются
фактором
гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки
социализации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
III.
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений:
-
освоение
доступных
способов
контроля
над
функциями
собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (с использованием
технических средств);
- освоение двигательных навыков, последовательности движений,
развитие координационных способностей;
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты,
выносливости;
- умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал.
2.
Соотнесение
самочувствия
с
настроением,
собственной
активностью, самостоятельностью и независимостью:
7
- умение определять свое самочувствие в связи с физической
нагрузкой: усталость, болевые ощущения.
3.
Освоение
доступных
видов
физкультурно-спортивной
деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры,
туризм, плавание:
-
интерес
к
определенным
видам
физкультурно-спортивной
деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные
и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;
- умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах,
плавать, играть в подвижные игры.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся
нарушениями).
с
умственной
Утверждена
отсталостью
приказом
(интеллектуальными
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1 - 4 классов с расстройствами аутистического спектра с
нарушением интеллекта, тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 8.4) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 20252026 учебный год.
Учебная литература:
1. Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей
школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: НаукаПитер, 2015.
2. Л.В.Токарская, Н.А. Дубровина, Н.Н. Бабийчук. Учебное пособие
«Особенности физической культуры детям и подросткам с умственной
отсталостью».:Издательство Уральского университета, 2017.-191 с.
8
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Утверждена
приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026.
5.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению
безопасности
и
(или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
образовательным
основным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
9
8.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
реализующая
бюджетного
области
адаптированные
общеобразовательного
«Буткинская
основные
школа-интернат,
общеобразовательные
программы», утвержденный приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020 года №20-Д.
9.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с расстройствами
аутистического
спектра
с
нарушением
интеллекта,
тяжелыми
множественными нарушениями развития (вариант 8.4)
и
ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10.
Письмо Минпросвещения России от 01.07.2025 №03-1326 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период
(сентябрь-октябрь)»)
12.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат» 2025– 2026 учебного года.
13.
Расписание уроков 1-4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные программы» 2025 – 2026 учебного года.
10
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс/обучающаяся
Ф.И.О. учителя
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
Тема
предмета
Всего – 69 ч.
В неделю – 2 ч.
69 ч.
-
Кол-во
часов
№
Адаптивная физическая культура
1 класс
Силина Наталья Леонидовна
Программное
содержание
Вид деятельности
1 четверть- 16 часов
1
Чистота одежды и
обуви.
Подготовка к
уроку физической
культуры
01.09.
2
Правила
поведения на
уроках
физической
культуры.
02.09.
Беседа о содержании занятий и
требованиях к их организации.
Выполнение комплекса
физкультминутки.
Ознакомление с построением
парами
Тренировочные упражнения в
быстром переодевании и
аккуратном складывании одежды.
Ознакомление с построением в
колонну. Передвижение в колонне
Слушают инструктаж и отвечают односложно на вопросы
учителя.
Одевают самостоятельно или с помощью педагога
физкультурную форму. Выполняют комплекс
физкультминутки.
Строятся парами под контролем учителя
Переодевают и складывают форму с помощью учителя.
Выполняют общее построение под контролем учителя.
Передвигаются к месту занятий.
Слушают объяснение и рассматривают помещение и
оборудование спортивного зала (с помощью учителя).
11
Построение в
колонну по
одному, равнение
в затылок
3
Построение в
шеренгу по
одному.
Ходьба парами по
кругу, взявшись
за руки
08.09.
4
Ходьба в
медленном и
быстром темпе
09.09.
5
Ходьба по прямой
линии на носках и
пятках на
внутреннем и
15.09.
в спортивный зал.
Ознакомление с правилами
поведения на уроках физической
культуры. Разучивание подвижной
игры с элементами
общеразвивающих упражнений
Слушают инструктаж и зрительно воспринимают образец
поведения на уроках физической культуры (техника
безопасности). Участвуют в подвижной игре по показу и
инструкции учителя
Ознакомление с построением с
организованным построением в
шеренгу по сигналу учителя.
Ознакомление с построением и
передвижением парами.
Повторение подвижной игры
элементами общеразвивающих
упражнений
Выполнение построений в
шеренгу и колонну.
Ознакомление с ходьбой в
различном темпе.
Выполнение комплекса утренней
гимнастики.
Ознакомление с подвижной игрой
с бегом
Выполняют простые виды построений, осваивают на
доступном уровне строевые действия в шеренге и колонне (с
помощью учителя).
Ходят парами по кругу, взявшись за руки под контролем
учителя
Ознакомление с игровыми задания
на построение и перестроения.
Выполнение ходьбы в различном
темпе.
Выполняют игровые задания (с помощью учителя).
Выполняют ходьбу на носках, на пятках, на внутреннем и
внешнем своде стопы. Выполняют комплекс утренней
гимнастики ориентируясь на образец выполнения учителем
Выполняют построение в шеренгу и колонну, ориентируясь
на образец выполнения обучающимися 2 группы
Осваивают и выполняют ходьбу в умеренном темпе.
Выполняют 3-4 упражнения комплекса.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
12
внешнем своде
стопы
Освоение разновидностей ходьбы.
Выполнение комплекса утренней
гимнастики.
Подвижная игра с прыжками
и/или обучающимися 2 группы. Участвуют в подвижной
игре по показу и инструкции учителя
6
Перебежки
группами и по
одному 15-20 м
16.09.
Выполнение построения в
шеренгу. Освоение
общеразвивающих упражнений.
Выполнение перебежек группами
и по одному.
Закрепление правил техники
безопасности во время
выполнения упражнений в паре,
группе.
Ознакомление с подвижной игрой
с элементами общеразвивающих
упражнений
Выполняют построение в шеренгу (с помощью учителя).
Осваивают перебежки по одному, ориентируясь на образец
выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы.
Выполняют упражнения после неоднократного показа по
прямому указанию учителя.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
7
Бег в медленном
темпе,
чередующийся с
ходьбой
22.09.
Выполнение построений в
шеренгу, в колонну по одному.
Освоение бега в медленном темпе,
чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений на
основные положения и движения
рук, ног, головы, туловища.
Коррекционная игра на развитие
Фиксируют внимание и воспринимают расположение
зрительных пространственных опор- ориентиров для
выполнения построений и перестроений. Выполняют бег и
ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем
и/или обучающимися 2 группы. Выполняют основные
положения и движения рук, ног, головы, туловища с
наименьшим количеством раз.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
13
точности движений
учителя
Фиксируют внимание и воспринимают расположение
зрительных пространственных опор- ориентиров для
выполнения построений и перестроений. Выполняют бег и
ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем
и/или обучающимися 2 группы. Выполняют основные
положения и движения рук, ног, головы, туловища с
наименьшим количеством раз.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
Выполняют медленный бег за наиболее физически развитым
обучающимся из 2 группы, ориентируясь на его пример
(образец).
Осваивают упражнения с флажками, ориентируясь на
образец выполнения учителем и/или обучающимися 2
группы. Участвуют в подвижной игре по показу и
инструкции учителя
Выполняют прыжки после инструкции и неоднократного
показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция
учителя, пооперационный контроль выполнения действий).
Выполнение упражнений для укрепления мышц ног с
наименьшим количеством раз.
Участвуют в подвижной игре
Участвуют в подвижной игре. Выполняют бег в чередовании
с ходьбой под контролем учителя. Выполняют 4-5
упражнений комплекса.
Выполняют прыжки после инструкции и неоднократного
8
Бег с сохранением
правильной
осанки
23.09.
Беседа о правильной осанке.
Освоение бега с сохранением
правильной осанки.
Выполнение общеразвивающих
упражнений с малыми мячами.
Подвижная игра с бегом
9
Бег в колонне за
учителем в
заданном
направлении
29.09.
10
Прыжки на двух
ногах
30.09..
Освоение построения и
передвижения за учителем в
колонне.
Освоение построения в круг.
Выполнение упражнений с
флажками. Подвижная игра с
прыжками
Освоение прыжков на двух ногах.
Выполнение упражнений для
укрепления мышц ног.
Подвижная игра с элементами
лазания
11
Прыжки на одной
ноге на месте
06.10.
Подвижная игра с элементами
перестроений.
Выполнение бега в чередовании с
ходьбой.
14
12
Прыжки с
продвижением
вперед, назад
07.10.
13
Прыжки с
продвижением
вправо, влево
13.10.
14
Прыжки через
начерченную
14.10.
Выполнение комплекса
общеразвивающих упражнений.
Различение правой и левой ноги.
Выполнение подпрыгиваний на
одной ноге, сохранение
равновесия.
Подвижная игра с бросками и
ловлей
Ознакомление с
общеразвивающими
упражнениями с малыми мячами.
Ориентирование в направлении
движений.
Выполнение несколько
подпрыгиваний подряд в заданном
направлении.
Подвижная игра с метанием
Выполнение комплекса
упражнений с малыми мячами.
Ориентирование в пространстве в
процессе выполнения прыжков с
продвижением в заданном
направлении, с сохранением
устойчивого равновесия.
Подвижная игра с элементами
строевых команд
Выполнение бега в чередовании с
ходьбой в колонне по одному.
показа учителя
Выполняют общеразвивающие упражнения наименьшее
количество раз. Ориентируются в направлении движений с
помощью педагога.
Прыгают на двух ногах с продвижением вперед. Участвуют
в подвижной игре по показу и инструкции учителя
Выполняют 4-5 упражнений комплекса.
Прыгают на двух ногах с продвижением вправо, влево с
помощью педагога. Участвуют в подвижной игре по показу
учителя
Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по
одному под контролем педагога. Отвечают на вопросы
15
линию
15
Прыжки через
шнур
20.10.
16
Прыжки через
набивной мяч
21.10.
Беседа о значении утренней
односложно.
зарядки.
Выполняют построение в круг с помощью учителя.
Построение в круг и выполнение
Перепрыгивают через начерченную линию, ориентируясь на
общеразвивающих упражнений
образец выполнения учителем и/или обучающимися 2
типа зарядки.
группы. Участвуют в игре по инструкции
Выполнение прыжковых
упражнений, сохраняя равновесие
при приземлении.
Подвижная игра на внимание
Выполнение ходьбы в колонне по Выполняют ходьбу в колонне, ориентируясь на образец
одному с различными заданиями
выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы.
для рук. Построение в круг.
Выполняют построение в круг с помощью учителя.
Выполнение комплекса утренней
Перепрыгивают через шнур после инструкции и
гимнастики.
неоднократного показа учителя (при необходимости:
Перепрыгивание через шнур,
пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль
сохраняя устойчивое равновесие.
выполнения действий). Участвуют в подвижной игре по
Подвижная игра с бегом
показу учителя
Выполнение ходьбы со сменой
Выполняют ходьбу ориентируясь на образец выполнения
положений рук.
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют 3-4
Ознакомление с упражнениями
упражнения. Перепрыгивают через шнур, начерченную
для развития мышц кистей рук и
линию. Участвуют в подвижной игре по показу учителя
пальцев.
Выполнение прыжка через
предмет, отталкиваясь
одновременно двумя ногами и
мягко приземляясь.
Подвижная игра с метанием
2 четверть -16 часов
16
17
Прыжки с ноги на
ногу
06.11.
Выполнение ходьбы с хлопками в
ладоши.
Выполнение упражнений для
развития мышц кистей рук и
пальцев.
Ознакомление с прыжком с ноги
на ногу.
Подвижная игра с прыжками
Выполняют ходьбу с хлопками, ориентируясь на образец.
Выполняют прыжки после инструкции и неоднократного
показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция
учителя, пооперационный контроль выполнения действий).
Участвуют в подвижной игре по показу учителя
18
Прыжок в длину с
места
11.11.
Выполнение ходьбы со сменой
положения рук.
Выполнение упражнений для
укрепления голеностопных
суставов и стоп.
Ознакомление с названием и
техникой выполнения прыжка.
Выполнение прыжка в длину с
места.
Подвижная игра с прыжками
Выполняют ходьбу со сменой положения рук под контролем
учителя.
Прыгают в длину с места, ориентируясь на образец
выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
19
Правильный
захват различных
предметов
13.11.
Выполнение обыкновенной
ходьбы в чередовании с ходьбой
по линии, обозначенной на полу,
сохраняя равновесие.
Выполнение упражнений на
осанку. Ознакомление с
правильным захватом различных
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения.
Выполняют захват и удержание различных предметов для
выполнения метания после инструкции и неоднократного
показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция
учителя, пооперационный контроль выполнения действий);
бросают и ловят волейбольные мячи по прямому указанию
учителя
17
предметов.
Подвижная игра с бросанием и
ловлей
Прием и передача
мяча в круге
Прием и передача
мяча в круге
18.11.
22
Произвольное
метание малых
мячей
25.11.
23
Произвольное
метание больших
мячей
27.11
20
21
20.11.
Выполнение бега в медленном
темпе, чередование ходьбы и бега.
Построение в круг.
Выполнение упражнений для
укрепления туловища.
Передача и прием мяча в круге.
Коррекционная игра
Выполняют бег в медленном темпе под контролем учителя.
Принимают и передают мяч в круге, ориентируясь на
образец выполнения учителем и/или обучающимися 2
группы. Участвуют в коррекционной игре, ориентируясь на
поэтапный показ отдельных действий
Выполнение бега по прямой в
шеренге. Выполнение
общеразвивающих упражнений.
Ознакомление с названием мяча
для метания.
Освоение правильного захвата и
произвольного метания малого
мяча.
Игры с элементами
общеразвивающих упражнений
Выполнение ходьбы с
сохранением правильной осанки.
Выполнение общеразвивающих и
Выполняют бег под контролем учителя. Выполняют 3-5
упражнений. Выполняют различные виды метания малых
мячей после инструкции и неоднократного показа учителя.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
Выполняют ходьбу под контролем учителя. Выполняют
упражнения наименьшее количество раз. Выполняют
различные виды метания больших мячей после
18
24
Броски и ловля
волейбольных
мячей
02.12.
25
Метание колец на
шесты
04.12.
26
Метание колец на
шесты
09.12.
специальных упражнений на
осанку. Выполнение
произвольного метания больших
мячей.
Подвижная игра с бегом
Ходьба с хлопками.
Выполнение упражнений с
волейбольным мячом.
Подбрасывание мяча на разную
высоту, выполнение ловли
прямыми руками падающий мяч
на уровне головы. Подвижная игра
с прыжками
пооперационного показа и контроля выполнения действий.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
Выполнение ходьбы со сменой
положений рук.
Ознакомление с упражнениями
для развития мышц кистей рук и
пальцев.
Ознакомление с размещением
«врассыпную».
Определение названия
спортивного инвентаря.
Принятие правильного исходного
положения во время метания,
правильное удержание кольца
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют
упражнения наименьшее количество раз. Размещаются
«врассыпную» с помощью учителя.
Метают кольца на шесты после инструкции и
неоднократного показа учителя
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения
учителем. Выполняют 3-4 упражнения с мячом.
Бросают и ловят волейбольный мяч по прямому указанию
учителя. Участвуют в подвижной игре по показу учителя
19
Метание
большого мяча
двумя руками изза головы
Метание
большого мяча
двумя руками изза головы
Метание мяча
снизу с места в
стену
Метание мяча
снизу с места в
стену
11.12.
31
Подвижная игра
«Гуси-лебеди»
25.12.
32
Подвижная игра
«У медведя во
бору»
30.12.
27
28
29
30
16.12.
18.12.
23.12.
Выполнение бега по коридорчику.
Принятие правильного положения
во время метания, выполнение
метания большого мяча способом
из-за головы. Подвижная игра с
бегом
Выполняют бег по коридорчику с помощью учителя.
Метают большой мяч двумя руками из-за головы,
ориентируясь на образец выполнения учителем и/или
обучающимися 2 группы. Участвуют в подвижной игре по
инструкции учителя
Выполнение ходьбы в колонне по
одному с различными заданиями
для рук. Выполнение комплекса
упражнений для укрепления
туловища.
Освоение правильного удержания
мяча, ориентирование в
пространстве, соразмерение своих
усилий
Выполнение бега по прямой в
шеренге. Выполнение
общеразвивающих упражнений.
Закрепление слов и правил
подвижный игры.
Ориентирование в пространстве,
свободное передвижение
Выполнение ходьбы со сменой
положения рук.
Выполнение упражнений для
укрепления голеностопных
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют 5-6
упражнений комплекса.
Метают мяч снизу с места в стену, ориентируясь на образец
выполнения учителем
Выполняют бег под контролем учителя. Выполняют 3-5
упражнений. Участвуют в игре по инструкции и по показу
учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных
действий (при необходимости, повторный показ,
дополнительная индивидуальная инструкция учителя)
Выполняют ходьбу со сменой положения рук под контролем
учителя. Выполняют упражнения наименьшее количество
раз. Участвуют в игре по инструкции и по показу учителя,
ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий (при
20
суставов и стоп.
необходимости, повторный показ, дополнительная
Повторение речитативов игры.
индивидуальная инструкция учителя)
Выполнение правильного захвата
предметов, свободное
перемещение
3 четверть-22 часа
Беседа о значении физических
Просматривают видеоматериал по теоретическим вопросам
упражнений.
адаптивной физической культуры.
Выполнение строевых действий,
Отвечают на вопросы односложно.
ориентирование в пространстве.
Слушают объяснение (инструкцию) учителя с фиксацией на
Коррекционная игра
этапах выполнения упражнения на ориентировку в
пространстве
33
Значение
физических
упражнений для
здоровья
человека.
Строевые
действия в
шеренге и
колонне
13.01.
34
Название
снарядов,
спортивного
инвентаря.
Гимнастика для
пальцев
15.01.
Беседа о спортивном инвентаре и
оборудовании.
Выполнение гимнастики для
пальцев.
Подвижная игра с мячом
35
Перестроение в
круг, взявшись за
руки
20.01.
Выполнение бега в медленном
темпе, чередование ходьбы и бега.
Построение в круг.
Выполнение упражнений для
укрепления туловища.
Слушают объяснение педагога по теме с чёткими
смысловыми акцентами и опорой на наглядность
(визуальный план, картинки по теме урока.
Выполняют комплекс упражнений ориентируясь на образец
выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы.
Выполняют упражнения с мячом по инструкции и по показу
учителя
Выполняют бег в медленном темпе под контролем учителя.
Принимают и передают мяч в круге, ориентируясь на
образец выполнения учителем и/или обучающимися 2
группы. Выполняют простые команды по сигналу учителя с
одновременным показом способа выполнения перестроения.
21
Коррекционная игра
Участвуют в коррекционной игре, ориентируясь на
поэтапный показ отдельных действий
Выполняют ходьбу ориентируясь на образец выполнения
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют 3-4
упражнения. Фиксируют внимание и воспринимают
расположение
зрительных пространственных опор - ориентиров для
выполнения построений и перестроений. Участвуют в
подвижной игре по показу учителя
36
Размыкание на
вытянутые руки
22.01.
Выполнение ходьбы со сменой
положений рук.
Ознакомление с упражнениями
для развития мышц кистей рук и
пальцев Выполнение приставных
шагов в сторону, ориентирование
в пространстве.
Подвижная игра с метанием
37
Выполнение
строевых команд
по показу учителя
27.01.
Выполняют простые виды построений, осваивают на
доступном уровне строевые действия в шеренге и колонне (с
помощью учителя).
Выполняют бег под контролем учителя. Выполняют 3-5
упражнений. Участвуют в подвижной игре по показу и
инструкции учителя
38
Повороты
«направо»,
«налево», по
показу учителя и
по команде
29.01.
Закрепление основной стойки.
Выполнение основных строевых
команд. Выполнение бега по
прямой в шеренге. Выполнение
общеразвивающих упражнений.
Игры с элементами
общеразвивающих упражнений
Выполнение построения в
шеренгу и поворот переступанием.
Ознакомление с ходьбой в
различном темпе.
Выполнение комплекса утренней
гимнастики.
Ознакомление с подвижной игрой
с бегом
39
Основные
03.02.
Выполнение построений в
Фиксируют внимание и воспринимают расположение
Зрительно воспринимают и оценивают образец выполнения
упражнения. Выполняют построение в шеренгу и колонну,
ориентируясь на образец выполнения обучающимися 2
группы
Осваивают и выполняют ходьбу в умеренном темпе.
Выполняют 3-4 упражнения комплекса.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
22
положения и
движения рук,
ног, туловища,
головы
40
Упражнения на
дыхания
05.02.
41
Упражнения на
формирование
правильной
осанки
10.02.
шеренгу, в колонну по одному.
Освоение бега в медленном темпе,
чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений на
основные положения и движения
рук, ног, головы, туловища.
Коррекционная игра на развитие
точности движений
зрительных пространственных опор- ориентиров для
выполнения построений и перестроений. Выполняют бег и
ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем
и/или обучающимися 2 группы. Выполняют основные
положения и движения рук, ног, головы, туловища с
наименьшим количеством раз.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
Выполнение бега в чередовании с
ходьбой в колонне по одному.
Построение в круг и выполнение
общеразвивающих упражнений.
Выполнение тренировочных
упражнений на дыхание во время
ходьбы, бега, проговаривание
звуков на выдохе. Подвижная игра
на внимание
Выполнение обыкновенной
ходьбы в чередовании с ходьбой
по линии, обозначенной на полу,
сохраняя равновесие.
Закрепление положения
правильной осанки.
Выполнение упражнений у
вертикальной плоскости для
формирования правильной осанки.
Подвижная игра с бросанием и
Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по
одному под контролем педагога. Отвечают на вопросы
односложно.
Выполняют построение в круг с помощью учителя.
Выполняют коррегирующие упражнения после
неоднократного показа по прямому указанию учителя.
Участвуют в игре по инструкции учителя
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения.
Бросают и ловят волейбольные мячи по прямому указанию
учителя. Выполняют упражнения на формирование
правильной осанки, ориентируясь на образец выполнения
учителем (или на образец правильного выполнения
обучающихся 2 группы)
23
ловлей
42
Упражнения
на
укрепление мышц
туловища
12.02.
43
Упражнения для
пространственновременной
дифференцировки
и точности
движений
Упражнения для
пространственновременной
дифференцировки
и точности
движений
Упражнения с
гимнастической
палкой
17.02.
44
45
19.02.
24.02.
Выполнение ходьбы в колонне по
одному с различными заданиями
для рук.
Различение основных движений
туловища.
Выполнение комплекса
упражнений на укрепление мышц
туловища.
Подвижная игра с прыжками
Выполнение построений в
шеренгу и колонну.
Выполнение ходьбы по
ориентирам, начерченным на
полу.
Прыжок в длину с места толчком
двух ног в начерченный ориентир.
Подвижная игра с метанием
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют
упражнения на укрепление мышц туловища по прямому
указанию учителя.
Участвуют в игре по инструкции учителя
Выполнение построений в
шеренгу и колонну.
Выполнение бега в чередовании с
ходьбой.
Выполняют упражнения с предметом, ориентируясь на
образец выполнения учителем (или на образец правильного
выполнения обучающихся 2 группы).
Участвуют в игре по инструкции учителя
Выполняют упражнения для развития точности движений;
выполняют упражнения для развития пространственно–
временной дифференцировки по прямому указанию учителя.
Участвуют в игре по инструкции учителя
24
46
Упражнения с
обручем
26.02.
47
Упражнения с
малыми мячами
03.03.
48
Упражнения с
большим мячом
05.03.
Выполнение комплекса
упражнений с гимнастической
палкой.
Подвижная игра с бросками и
ловлей
Выполнение ходьбы с хлопками в
ладоши.
Выполнение упражнений с
обручем.
Выполнение прыжков с ноги на
ногу.
Подвижная игра с прыжками
Выполнение ходьбы со сменой
положений рук.
Повторение размещения
«врассыпную».
Выполнение перекладывания,
перебрасывания, подбрасывания,
разбрасывания и сбора, броска в
пол, стену, вверх.
Выполнение ходьбы в колонне по
одному с различными заданиями
для рук. Выполнение комплекса
упражнений для укрепления
туловища.
Выполнение поднимания,
перекатывания, подбрасывания
Выполняют ходьбу с хлопками, ориентируясь на образец.
Выполняют упражнения с предметом по прямому указанию
учителя. Выполняют прыжки после инструкции и
неоднократного показа учителя (при необходимости:
пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль
выполнения действий).
Участвуют в подвижной игре по показу учителя
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют
упражнения наименьшее количество раз. Размещаются
«врассыпную» с помощью учителя.
Метают кольца на шесты после инструкции и
неоднократного показа учителя
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют 5-6
упражнений комплекса.
Выполняют упражнения с предметом по прямому указанию
учителя
25
49
50
51
52
Лазание вверх,
вниз по
гимнастической
стенке, не
пропуская реек
Лазание вверх,
вниз по
гимнастической
стенке, не
пропуская реек
10.03.
Проползание на
четвереньках в
медленном темпе
по
горизонтальной
скамейке
Проползание на
четвереньках в
медленном темпе
по
горизонтальной
скамейке
17.03.
12.03.
19.03.
большого мяча
Ознакомление с игровыми задания
на построение и перестроения.
Выполнение ходьбы в различном
темпе.
Освоение разновидностей ходьбы.
Выполнение комплекса утренней
гимнастики.
Определение названия
двигательному действию,
названия оборудования.
Выполнение правильного захвата
рейки руками и правильной
постановки стопы на
гимнастическую стенку.
Подвижная игра с прыжками
Выполнение обыкновенной
ходьбы в чередовании с ходьбой
по линии, обозначенной на полу,
сохраняя равновесие.
Выполнение упражнений на
осанку.
Выполнение упора на коленях и на
четвереньках, правильное
удержание за скамейку.
Подвижная игра с бросанием и
ловлей
Выполняют ходьбу на носках, на пятках, на внутреннем и
внешнем своде стопы.
Выполняют комплекс утренней гимнастики ориентируясь на
образец выполнения учителем и/или обучающимися 2
группы.
Выполняют лазанье
(с помощью учителя, по возможности самостоятельно) по
прямому указанию учителя. Участвуют в подвижной игре по
показу и инструкции учителя
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения.
Выполняют ползание по гимнастический скамейке на
четвереньках с помощью учителя.
Бросают и ловят волейбольные мячи по прямому указанию
учителя
26
53
54
Подлезание под
препятствием
высотой 40-50 см
Подлезание под
препятствием
высотой 40-50 см
24.03.
26.03.
Выполнение бега в медленном
темпе, чередование ходьбы и бега.
Построение в круг.
Выполнение упражнений для
укрепления туловища.
Повторение правильного
исходного положения для
выполнения подлезания под
препятствием.
Коррекционная игра
Выполняют бег в медленном темпе под контролем учителя.
Принимают и передают мяч в круге, ориентируясь на
образец выполнения учителем и/или обучающимися 2
группы. Выполняют простые команды по сигналу учителя с
одновременным показом способа выполнения перестроения.
Выполняют подлезание под препятствием высотой 40-50 см
(с помощью учителя, по возможности самостоятельно).
Участвуют в коррекционной игре, ориентируясь на
поэтапный показ отдельных действий
4 четверть-15 часов
55
Перелезание через
препятствие
высотой 40-50 см
07.04.
56
Пролезание через
гимнастический
обруч
09.04.
Выполнение ходьбы со сменой
положения рук.
Выполнение упражнений для
укрепления голеностопных
суставов и стоп.
Выполнение упражнения в
перелезании опираясь на
предплечья и колени, на животе.
Подвижная игра с прыжками
Выполнение ходьбы с хлопками в
ладоши.
Выполнение упражнений с
обручем.
Подвижная игра с прыжками
Выполняют ходьбу со сменой положения рук под контролем
учителя. Выполняют перелезание через препятствие высотой
40-50 см (с помощью учителя, по возможности
самостоятельно.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
Выполняют ходьбу с хлопками, ориентируясь на образец.
Выполняют упражнения для развития точности движений,
ориентируясь на образец выполнения учителем и/или
обучающимися 2 группы.
Участвуют в подвижной игре по показу учителя
27
57
58
59
60
61
Ходьба по линии
на носках, на
пятках с
различными
положениями рук
Ходьба по линии
на носках, на
пятках с
различными
положениями рук
14.04.
Ходьба по
гимнастической
скамейке прямо,
боком с
различными
положениями рук
Ходьба по
гимнастической
скамейке прямо,
боком с
различными
положениями рук
Стойка на одной
ноге
21.04.
16.04.
23.04.
28.04.
Подвижная игра с элементами
перестроений.
Определение названий основных
положений рук.
Выполнение ходьбы с различным
положением рук по ограниченной
площади.
Выполнение бега в чередовании с
ходьбой.
Выполнение комплекса
общеразвивающих упражнений.
Подвижная игра с бросками и
ловлей
Выполнение ходьбы в колонне по
одному с различными заданиями
для рук. Построение в круг.
Выполнение комплекса утренней
гимнастики.
Выполнение приставного шага в
сторону на гимнастической
скамейке, передвижение прямо,
сохраняя равновесие и удерживая
положение правильной осанки.
Подвижная игра с бегом
Участвуют в подвижной игре. Выполняют бег в чередовании
с ходьбой под контролем учителя. Выполняют 4-5
упражнений комплекса.
Выполняют упражнения в равновесии после неоднократного
показа учителя, в медленном темпе, с помощью, наименьшее
количество раз.
Участвуют в подвижной игре по показу учителя
Выполнение построений в
шеренгу, в колонну по одному.
Фиксируют внимание и воспринимают расположение
зрительных пространственных опор- ориентиров для
Выполняют ходьбу ориентируясь на образец выполнения
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют 3-4
упражнения. Выполняют упражнения в равновесии после
неоднократного показа учителя, в медленном темпе, с
помощью.
Участвуют в подвижной игре по показу учителя
28
62
Стойка на одной
ноге
30.04.
Освоение бега в медленном темпе,
чередование ходьбы и бега.
Выполнение упражнений на
основные положения и движения
рук, ног, головы, туловища.
Удержание равновесия во время
выполнения упражнения.
Коррекционная игра на развитие
точности движений
выполнения построений и перестроений. Выполняют бег и
ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем
и/или обучающимися 2 группы. Выполняют основные
положения и движения рук, ног, головы, туловища с
наименьшим количеством раз.
Выполняют упражнения на равновесие с помощью учителя.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
63
Правила
поведения на
занятиях по
подвижным играм
05.05.
Беседа о правилах поведения.
Выполнение строевых действий,
ориентирование в пространстве.
Коррекционная игра
64
Правила утренней
гигиены и их
значение для
жизни человека
07.05.
Беседа о правилах личной
гигиены.
Освоение бега с сохранением
правильной осанки.
Выполнение общеразвивающих
упражнений с малыми мячами.
Подвижная игра с бегом
Слушают теоретический материал по правилам игр и
поведении во время игр с опорой на наглядность (картинки,
карточки). Отвечают на вопросы односложно.
Выполняют построение в шеренгу и колонну, ориентируясь
на образец выполнения обучающимися 2 группы
Осваивают и выполняют ходьбу в умеренном темпе.
Выполняют 3-4 упражнения комплекса.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
Слушают, и отвечают на вопросы учителя односложно.
Удерживают правильное положение тела во время бега (с
помощью учителя, при необходимости: пошаговая
инструкция учителя, пооперационный контроль действий).
Выполняют общеразвивающих упражнений с малыми
мячами 3-4 упражнения.
Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции
учителя
29
65
Подвижная игра
«Канатоходец»
12.05.
66
Подвижная игра
«Переправа»
14.05.
67
Подвижная игра
«Разойдись не
упади»
19.05.
68
Подвижная игра
«Стоп»
21.05.
Выполнение ходьбы со сменой
положений рук.
Повторение размещения
«врассыпную». Повторение
правил игры.
Удержание равновесия при
движении, правильное
передвижение по канату
Выполнение построений в
шеренгу и колонну.
Выполнение ходьбы по
ориентирам, начерченным на
полу.
Передвижение прыжками на двух
ногах на скорость.
Подвижная игра
Выполнение бега по прямой в
шеренге. Выполнение
общеразвивающих упражнений.
Подвижная игра
Выполнение бега по прямой в
шеренге. Выполнение
общеразвивающих упражнений.
Быстрое реагирование на сигнал,
взаимодействие с
одноклассниками, свободное
ориентирование в пространстве
Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения
учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют
упражнения наименьшее количество раз. Размещаются
«врассыпную» с помощью учителя. Участвуют в различных
видах игр по инструкции и по показу учителя, ориентируясь
на поэтапный показ отдельных действий (при
необходимости, повторный показ, дополнительная
индивидуальная инструкция учителя)
Выполняют упражнения для развития точности движений;
выполняют упражнения для развития пространственно–
временной дифференцировки по прямому указанию учителя.
Участвуют в игре по инструкции учителя
Выполняют бег под контролем учителя. Выполняют 3-5
упражнений. Участвуют в игре по инструкции и по показу
учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных
действий (при необходимости, повторный показ,
дополнительная индивидуальная инструкция учителя)
Выполняют бег под контролем учителя.
Выполняют 3-5 упражнений. Выполняют упражнения с
мячом по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на
поэтапный показ отдельных действий и операций в
последовательности их выполнения, под пооперационным
(пошаговым) контролем учителя (при необходимости)
30
69
Подвижная игра
«Стоп»
26.05.
Выполнение бега по прямой в
шеренге. Выполнение
общеразвивающих упражнений.
Быстрое реагирование на сигнал,
взаимодействие с
одноклассниками, свободное
ориентирование в пространстве
Выполняют бег под контролем учителя.
Выполняют 3-5 упражнений. Выполняют упражнения с
мячом по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на
поэтапный показ отдельных действий и операций в
последовательности их выполнения, под пооперационным
(пошаговым) контролем учителя (при необходимости)
31