Пояснительная записка
I.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекционноразвивающие занятия» для обучающегося 5 класса с нарушением
интеллекта (вариант 2) с учетом психофизических особенностей
обучающихся
реализующая
с
РАС
ГБОУ
адаптированные
СО
«Буткинская
основные
школа-интернат,
общеобразовательные
программы» - это программа коррекционного курса для обучающегося с
учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и
социальную адаптацию.
Цель коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» –
развитие
и
коррекция
познавательной,
личностной,
эмоциональной,
коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на
преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности
и межличностных отношений.
Задачи:
- формирование учебной познавательных процессов;
- мотивации, стимуляция развития коррекция недостатков осознанной
саморегуляции
познавательной
деятельности,
эмоций
и
поведения,
формирование навыков самоконтроля;
-
гармонизация
психоэмоционального
состояния,
формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
формирование адекватной самооценки;
- развитие личностного и профессионального самоопределения,
формирование целостного «образа Я»;
- развитие различных коммуникативных конструктивного общения и
навыков сотрудничества;
- умений, стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
-
приемов
развитие
продуктивных
видов
взаимоотношений
с
окружающими сверстниками и взрослыми;
- предупреждение школьной и социальной дезадаптации; становление и
расширение сферы жизненной компетенции.
Коррекционно-развивающие
отдельных
сторон
формирование
минимуму
психической
социально
проявлений
стереотипии;
на
занятия
направлены
деятельности
приемлемых
коррекцию
личностной
сферы;
форм поведения, сведение к
деструктивного
реализацию
и
на
поведения:
индивидуальных
крик,
агрессия,
специфических
образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта,
ТМНР (вариант 2), не охваченных содержанием программ учебных
предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении
отдельных
действий
обучающихся
и
особенно
представлений,
трудными;
которые
на
развитие
оказываются
для
индивидуальных
способностей обучающихся, их творческого потенциала.
II.
Содержание коррекционных занятий
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Знакомство со способами ориентировки в задании и способами
определения цели. Выполнение анализа образца по заданному плану
действий и следование образцу в заданиях на зрительно-моторную
координацию. Сличение с образцом, корректировка ошибочных элементов.
Отработка
навыка
следования
словесной
инструкции.
Удержание
последовательности действий на основании следования, инструкции.
Удержание в умственном плане условий выполнения задания, с сохранением
их до конца работы (упражнения на развитие концентрации и переключения
внимания: графический диктант с условием).
Определение последовательности своих действий при решении
познавательных задач (копирование сложной фигуры). Планирование этапов
выполнения задания. Отработка поэлементного выполнения программы.
Корректировка своих действий на основании расхождений результата с
эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков промежуточного
контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения с
конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам
выполнения задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и
функциональных состояний»
Эмоции
и
эмоциональные
состояния,
их
соотношение
с
соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов,
позы, интонации. Противоречивые эмоции, анализ внешних проявлений при
целостном восприятии контекста социальной ситуации. Понимание и
словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые навыки
релаксации как способ регуляции эмоций. Знакомство с базовыми навыками
контроля эмоциональных состояний, со способами управления проявлением
негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать
волевое усилие при выполнении заданий. Моделирование социально
приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных
ситуациях, простые способы регуляции своего поведения.
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Знакомство
социальные
с
роли,
базовыми
их
навыками
разнообразие
самопрезентации.
в
жизни
Основные
человека.
Личная
ответственность и обязанности по отношению к семье и обществу. Отработка
навыков 9 самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные ситуации),
выделение сильных сторон и положительных качеств личности. Знакомство с
навыками критичного оценивания результатов своей деятельности.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Значение профессиональной деятельности в жизни человека. Первичные
представления о мире профессий. Определение и словесное обозначение
собственных желаний и возможностей в сфере профессий. Соотнесение
своих желаний и возможностей с направлениями профессиональной
деятельности.
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального
общения. Отработка использования позитивной лексики, комплиментов,
правил
этики
общения.
Психологические
помехи
в
общении:
психологические качества личности, особенности поведения. Особенности
личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению.
Отработка
навыков
установления
и
поддержания
продуктивного
коммуникативного контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи
информации между собеседниками. Знакомство с навыками активного
слушания. Отработка приемов поддержания беседы.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Отработка навыков поддержания учебного сотрудничества и совместной
деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с
правилами совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в
моделируемых ситуациях.
III. Планируемые результаты по коррекционному курсу
«Коррекционно - развивающие занятия»
- с помощью взрослого планировать пути достижения цели, выбирать
наиболее оптимальные способы решения познавательных задач;
- контролировать время выполнения учебной работы ориентируясь на
определенные таймером временные рамки;
- ориентироваться в задании и условиях, необходимых для его
выполнения с помощью взрослого;
- определять последовательность действий в краткосрочном периоде для
достижения поставленной задачи с помощью взрослого;
- соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на
основании расхождений результата с эталоном с развернутой помощью
взрослого;
- оценивать правильность выполнения задания на основе сличения с
конечным результатом;
- уметь давать словесный отчет о выполнении задания;
- уметь действовать индивидуально и в группе по заданному взрослым
алгоритму;
- выделять различные эмоциональные состояния и соотносить их с
соответствующими внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика,
поза, интонация);
- обращать внимание на свое эмоциональное состояние и уметь
идентифицировать его и обозначать вербально;
- владеть базовыми навыками релаксации, как способом регуляции
эмоций;
- сдерживать непосредственные (негативные) эмоциональные реакции в
процессе деятельности и при оценке достигнутого результата;
- управлять проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной
ситуации;
-
регулировать
свое
поведение
в
эмоционально
напряженной
коммуникативной ситуации;
- соблюдать нормы и правила общественного поведения;
- осознавать необходимость прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий;
- демонстрировать интерес к самопознанию;
- иметь представление об основных социальных ролях, их разнообразии
в жизни человека, осознавать собственные социальные роли;
- иметь представления о своих обязанностях перед семьей, обществом;
- понимать значение профессиональной деятельности в жизни человека;
- иметь первичные представления о мире профессий;
- владеть базовыми средствами вербального и невербального общения;
- использовать в коммуникации со сверстниками позитивную лексику,
комплименты, правила этики общения;
- определять качества личности и способы поведения, которые
способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации;
- поддерживать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками с помощью взрослого;
- договариваться о правилах совместной работы;
- уметь работать в группе над выполнением задания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы:
адаптированная
1.Федеральная
основная
общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026.
2.Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 5-9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024-2025 учебный год, утверждённая приказом
директора от 27.08.2024 г. № 1765.
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026.
4.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
основным
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11.02.2022 №69, от 07.10.2022 №888).
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д
9.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 5-9 классов с нарушениями интеллекта (вариант
1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушениями
интеллекта ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный
год.
11.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат» на 2025-2026 учебный год.
12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
1.Ноутбук, телевизор.
2. Дидактический материал:
- Обучающие и развивающие игры
- полоски цветного картона разной длины и ширины;
- плакаты с образцами несложных рисунков;
- игрушки.
- муляжи;
- справочные материалы;
- опорные таблицы, папки, плакаты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятия
Класс
ФИО учителей
Коррекционно-развивающие занятия
5 класс
Коптеева Елена Александровна, Кедровских Елена Васильевна, Зубова Наталья Николаевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Всего – 240 ч.
240 ч.
-
№
п/п
1-56
Раздел, тема
Кол-во
часов
1-7
Обследование ребенка.
7
8-14
Упражнения
движений.
7
1 четверть
на
координацию
В неделю – 7 ч.
Дата
Виды деятельности
01.0924.10
02.09. Индивидуальное обследование.
02.09.
03.09.
03.09.
04.09.
05.09.
05.09.
09.09. Целенаправленно выполнять действия
09.09. по инструкции.
10.09.
10.09.
11.09.
12.09.
12.09.
Формы
деятельности
Занятие,
индивидуальная
Занятие,
индивидуальная
Примечание
15-16
Симметрия.
17-18
Зрительное восприятие.
«Что пропало?»
Геометрические фигуры.
Игра
22-25
Зрительное восприятие
поехала машина?»
«Куда
4
26-28
Графический
диктант
усложненными заданиями.
с
3
29-30
Работа по инструкции и по
показу.
Работа с ножницами.
2
36-39
Слуховое восприятие «Угадай
звук».
4
40-42
Пальчиковая
гимнастика
с
речевым
сопровождением.
Совершенствование
точности
мелких движений рук.
3
19-21
31-35
2
2
3
5
16.09.
16.09.
17.09.
17.09.
18.09.
19.09.
19.09.
23.09.
23.09.
24.09.
24.09.
25.09.
26.09.
26.09.
30.09.
30.09.
01.10.
01.10.
02.10.
03.10.
03.10.
07.10.
07.10.
08.10.
08.10.
09.10.
10.10.
10.10.
Дорисовывать
изображения.
Выполнение игры.
незаконченные Занятие,
индивидуальная
Занятие,
индивидуальная.
Дидактическая игра «Что подходит».
Занятие,
индивидуальная
Фиксация взгляда на движущемся Занятие,
предмете.
индивидуальная
Выполнение графического диктанта.
Занятие,
индивидуальная
Завязывать, развязывать, шнуровать.
Игра «Шнуровка».
Вырезание из бумаги по контуру
предметные изображения.
Занятие,
индивидуальная
Занятие,
индивидуальная
Слушание звучания
угадывание звука.
инструментов, Занятие,
индивидуальная
Слушание
учителя,
ответы
на Занятие,
вопросы, выполнение инструкции, индивидуальная
выполнение заданий по показу.
43-49
Ориентировка на листе бумаги
разного формата (тетрадный,
альбомный, ватман).
7
50-56
Лепка. Работа с пластилином.
Раскатывание,
скатывание,
вдавливание.
7
57113
57-62
2 четверть
56
Тонкая дифференциация предметов
на ощупь с мелкими предметами.
5
63-69
Закрепление тактильных ощущений
при работе с глиной и пластилином.
7
70-76
Развитие мелкой моторики.
7
14.10.
14.10.
15.10.
15.10.
16.10.
17.10.
17.10.
21.10.
21.10.
22.10.
22.10.
23.10.
24.10.
24.10.
05.1130.12
05.11.
05.11.
06.11.
07.11.
07.11.
11.11.
11.11.
12.11.
12.11.
13.11.
14.11.
14.11.
18.11.
Слушание
учителя,
выполнение Занятие,
инструкции, работа по сюжетным индивидуальная
картинкам, предметным картинкам,
работа
с
напечатанными
дидактическими играми.
Слушание
учителя,
ответы
на Занятие,
вопросы,
выполнение инструкции, индивидуальная
выполнение заданий по образцу.
Определять поверхности на ощупь, Занятие,
обозначая словом. Игра «Волшебный индивидуальная
мешочек» (с мелкими предметами)
Работать с пластилином и глиной.
Занятие,
индивидуальная
Играть с мелкой мозаикой.
Занятие,
77-83
Упражнение «Колечко».
7
Упражнения «Повтори».
84-87
Группировать
самостоятельно
признаку.
предметы
по
выделенному
4
Сравнивать предметы по форме,
величине и цвету.
88-90
Соотносить предметы по общим
признакам.
3
91-97
Использование простых мерок
для измерения и сопоставления
отдельных параметров предметов
(по длине, ширине, высоте).
7
18.11.
19.11.
19.11.
20.11.
21.11.
21.11.
25.11.
25.11.
26.11.
26.11.
27.11.
28.11.
28.11.
02.12.
02.12.
03.12.
03.12.
04.12.
05.12.
05.12.
09.12.
09.12.
10.12.
10.12.
11.12.
12.12.
12.12.
индивидуальная
Выполнять упражнения по инструкции Занятие,
педагога.
индивидуальная
Игра «Форма предмета»
Занятие,
индивидуальная
Дидактическая игра «Сравни!»
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Занятие,
индивидуальная
Сравнивать и обозначать словом Занятие,
величины разных предметов по двум индивидуальная
параметрам.
98101
Слуховое восприятие
животных».
«Язык
4
102104
Кинестетическое
восприятие
«Медвежата в гостях».
3
105108
Выразительность
движений.
(Имитация повадок животных).
4
109113
Развиваем
одежды.
5
память.
Магазин
3 четверть
114191
114121
76
Цветовой спектр.
цветов (оттенки).
122128
Узнавание
предметов
словесному описанию.
Смешение
по
7
7
16.12.
16.12.
17.12.
17.12.
18.12.
19.12.
19.12.
23.12.
23.12.
24.12.
24.12.
25.12.
26.12.
26.12.
30.12.
30.12.
12.0127.03
13.01.
13.01.
14.01.
14.01.
15.01.
16.01.
16.01.
20.01.
20.01.
21.01.
21.01.
Слушание
звуков
животных, Занятие,
угадывание, показ по карточкам, индивидуальная
соотношение звука и карточки.
Выполнять упражнения по инструкции Занятие,
педагога.
индивидуальная
Выполнять упражнения по инструкции Занятие,
педагога.
индивидуальная
Обучение навыку выбирать пару к Занятие,
вещам.
индивидуальная
Дидактическая игра «Подбери предмет Занятие,
такого
же
цвета».
Составлять индивидуальная,
сериационный ряд из кругов разной групповая
насыщенности
одного
цвета.
Дидактическая игра «Что бывает
такого цвета».
Дидактическая
описанию».
игра
«Узнай
по Занятие,
индивидуальная,
групповая
22.01.
23.01.
23.01.
27.01.
27.01.
28.01.
28.01.
29.01.
30.01.
30.01.
129135
Нахождение отличных и общих
признаков
на
наглядном
материале
(сравнение
2-3
предметов, сюжетных, картинок).
7
Находить отличительные и общие Занятие,
признаки на наглядном материале.
индивидуальная,
групповая
136142
Профилактика
Гимнастика для глаз.
зрения.
7
03.02.
03.02.
04.02.
04.02.
05.02.
06.02.
06.02.
Выполнение игровых упражнений с Занятие,
закрытыми глазами. Дидактическая индивидуальная,
игра «Закрой глаза и опиши предмет». групповая
Рисование предметов по памяти.
Дидактическая игра «Нарисуй по
памяти».
Выполнять упражнения для
профилактики и коррекции зрения
143149
Развитие дифференцированных
осязательных ощущений, их
словесное обозначение.
7
10.02
10.02.
11.02.
11.02.
12.02.
13.02.
13.02.
Определять контрастные температуры Занятие,
предметов. Температура. Градусники индивидуальная,
для измерения температуры тела, групповая
воздуха.
Работа с моделью градусника
Восприятие вкусовых ощущений,
их
словесное
обозначение.
Восприятие ароматов.
150153
Упражнение в измерении веса
предметов на весах.
4
154156
Определение противоположных
качеств предметов.
3
157163
Определение противоположных
действий,
совершаемых
с
предметами.
7
164167
Ориентация
Лево-право.
пространстве.
4
168170
Определение
предметов
на
ощупь,
выделение
разных
свойств и качеств. Игры с
сюжетной мозаикой.
Работа с пластилином.
Раскатывание,
скатывание,
3
171177
в
7
Определять
различные
свойства
предметов.
Дидактическая
игра
«Узнай на вкус».
Дидактическая игра «Угадай предмет
по запаху».
17.02. Определять предметы по тяжести.
17.02.
18.02.
18.02.
19.02. Различение предметов по качествам:
20.02. чистый – грязный, темный – светлый,
20.02. вредный – полезный.
24.02. Действия с предметами: открыть –
24.02. закрыть, расстегнуть – застегнуть,
25.02. одеть – раздеть.
25.02.
26.02.
27.02.
27.02.
03.03. Игра «Солдатики».
03.03.
04.03.
04.03.
05.03. Беседа,
работа
с
сюжетными
06.03. картинками, выполнение заданий по
06.03. образцу.
10.03.
10.03.
Занятие,
индивидуальная,
групповая
Занятие,
индивидуальная
Занятие,
индивидуальная
Занятие,
индивидуальная
Занятие,
индивидуальная
Занятие,
индивидуальная
Беседа,
работа
с
сюжетными Занятие,
картинками, выполнение заданий по индивидуальная
вдавливание. Лепка «Овощи».
178184
Зрительное
восприятие.
Разноцветные пирамидки.
7
185191
«Лесные животные».
7
192240
192195
4 четверть
49
Различение
звуков
по
длительности,
громкости
(неречевых,
речевых,
музыкальных). Определение на
слух звучания музыкальных
инструментов.
4
11.03.
11.03.
12.03.
13.03.
13.03.
17.03.
17.03.
18.03.
18.03.
19.03.
20.03.
20.03.
24.03.
24.03.
25.03.
25.03.
26.03.
27.03.
27.03.
06.0426.05
07.04
07.04.
08.04.
08.04.
образцу.
Собирание пирамидок, собирание по Занятие,
образцу.
индивидуальная
Беседа о лесных животных, активных Занятие,
в разное время суток.
индивидуальная
Дидактическая игра «Угадай что Занятие,
звучит».
Различать
звуки
по индивидуальная,
громкости.
групповая
Различать музыкальные и речевые
звуки.
Дидактическая игра «Угадай по
голосу».
Ориентировка в помещении по
словесной
инструкции.
Определение
расположения
предметов в ближнем и дальнем
пространстве.
Моделирование
расположения
предметов
в
пространстве,
вербализация пространственных
отношений.
Ориентировка на листе бумаги
разного формата и по-разному
расположенного.
Определение времени по часам.
Дидактическая игра «Распредели
время».
3
213217
Практическое
занятие
элементами игры.
с
5
218224
Последовательность
жизненных событий.
Возраст людей.
основных
7
196198
199205
206212
7
7
09.04. Ориентироваться на листе бумаги
10.04. разного
размера.
Практическое
10.04. занятие.
Работа
с
предметами.
Ориентировка
в
пространстве.
Практическое занятие
14.04. Располагать предметы в пространстве.
14.04. Практическое занятие.
15.04.
15.04.
16.04. Выполнение ориентировки на листе
17.04. бумаги. Практическое занятие.
17.04.
21.04 Определение времени по часам. Игры
21.04. с моделью часов. Практическое
22.04. занятие.
22.04. Определять длительность временных
23.04. интервалов. Практическое занятие с
24.04. элементами игры
24.04.
28.04. Дидактическая игра «Когда это
28.04. бывает?»
Дидактическая
игра
29.04. «Времена года».
29.04.
30.04.
05.05.
05.05.
06.05.
06.05.
Занятие,
индивидуальная,
групповая
Занятие,
индивидуальная,
групповая
Занятие,
индивидуальная,
групповая
Занятие,
индивидуальная,
групповая
Дидактическая
игра
«Чего
не Занятие,
хватает?». Практическое занятие с индивидуальная,
элементами игры.
групповая
Работа с дидактическим материалом.
225228
«Бусы маме».
4
229231
«Чудесный мешочек».
3
232235
Формирование
представлений
корзинке».
математических
«Шишки
в
4
236238
Слуховое восприятие «Птичьи
голоса».
3
239240
Кем я хочу стать?
2
07.05
08.05.
08.05.
12.05.
12.05.
13.05.
13.05.
14.05.
15.05.
15.05.
19.05.
19.05.
20.05.
20.05.
21.05.
22.05.
22.05.
26.05.
26.05.
Практическое занятие с элементами
игры
Беседа,
работа
с
сюжетными
картинками, выполнение заданий по
образцу. Сборка бус из макарон.
Вынимание из мешочка различных
предметов, угадывание предмета на
ощупь.
Сравнение совокупности предметов по
количеству путем составления пар.
Беседа, прослушивание пения птиц.
Беседа о профессиях.