Русский язык
Рабочая
программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов. Составлена на
основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения
грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Рабочая
программа предусмотрена для обучающихся 5 класса. Составлена на основании
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В связи с этим на первый
план выдвигаются задачи развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями
как средства общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.
Программный материал
расположен концентрически и включает в себя следующие разделы с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем:
- «Звуки-буквы»;
- «Слово. Состав слова»;
- «Части речи»;
- «Предложение»;
- «Развитие связной
речи».
На каждый изучаемый
раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане,
которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня
усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В процессе изучения
грамматики и правописания у школьников с нарушением интеллекта развивается
устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс
грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью
более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5 классе продолжается
работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых
частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется
фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса
начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются: состав слова и части речи.
Изучение состава слова,
словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и
активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания
(единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке).
Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор,
сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме,
который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.
Предложение. Изучение
предложений имеет особое значение для подготовки воспитанников с нарушением
интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в программу
всех лет обучения. На занятиях формируются навыки построения простого
предложения разной степени распространенности и сложного предложения.
Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание
уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности
обучающихся с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма
ограничены.
В связи с этим ведется
постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного
произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные
упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией
рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся
5 классе овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В программе
предусмотрены задания на развитие навыка делового письма. Обучение
осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время
предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно
краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении
автобиографии, заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной
дисциплины предусмотрено:
в 5 классе – 4 часа в неделю.
Рабочие программы по
русскому языку в 6-9 классах составлены на основе государственной
программы для 6 -9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
(издательство Просвещение, 2010 г.). и имеют коммуникативную направленность.
В связи с этим на первый
план выдвигаются задачи развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями
как средства общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.
Программный материал
расположен концентрически и включает в себя следующие разделы с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем:
- «Звуки-буквы»;
- «Слово. Состав слова»;
- «Части речи»;
- «Предложение»;
- «Развитие связной
речи».
На каждый изучаемый
раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане,
которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня
усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В процессе изучения
грамматики и правописания у школьников с нарушением интеллекта развивается
устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс
грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью
более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5-9 классах
продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают
правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание
при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса
начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются: состав слова и части речи.
Изучение состава слова,
словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и
активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки
правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и
приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор,
сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме,
который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.
Предложение. Изучение
предложений имеет особое значение для подготовки воспитанников с нарушением
интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в программу
всех лет обучения. На занятиях формируются навыки построения простого
предложения разной степени распространенности и сложного предложения.
Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание
уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности
обучающихся с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме
весьма ограничены.
В связи с этим ведется
постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного
произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные
упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией
рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся
5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В программе
предусмотрены задания на развитие навыка делового письма. Обучение
осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время
предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и
достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении
автобиографии, заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной
дисциплины предусмотрено:
в 6 классе – 4 часа в
неделю;
в 7 классе – 4 часа в
неделю;
в 8 классе – 4 часа в
неделю;
в 9 классе – 3 часа в неделю.