Чтение
Рабочая программа предусмотрена
для обучающихся 1-4 классов. Составлена на основании ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа построена с учетом
специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности
школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных
возможностей.
Рабочая
программа предусмотрена для обучающихся 5 класса. Составлена на
основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа по чтению (литературное
чтение) так же, как и
программа по русскому языку (грамматике и правописанию), построена на
коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся учатся
отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать
содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в
произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в
том числе эмоционального плана.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к
классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения
целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы
организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения
школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения,
установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение
вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже понимают
содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух
непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя
на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем
читаемого текста и самостоятельность чтения.
Следуя основным положениям уроков литературного чтения,
рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе,
сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе
практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка,
былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные,
социально-бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка,
зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ,
повесть, басня, стихотворение, поэма).
Внеклассное чтение носит рекомендательный
характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении
дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической
печати.
В учебном плане на
изучение данной дисциплины предусмотрено:
в 5 классе – 4 часа в
неделю.
Рабочие программы по
чтению для 6-9 классов составлены на основе государственной
программы для
6 -9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
(издательство Просвещение, 2010 г.) и предназначены для развития речи обучающихся с нарушением
интеллекта и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание
содержания художественных произведений.
Программа по чтению и развитию речи так же, как и программа
по русскому языку (грамматике и правописанию), построена на коммуникативно-речевом
подходе к обучению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные
вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть
главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать
их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к
классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения
целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы
организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения
школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения,
установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение
вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание
текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для
отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у
учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и
самостоятельность чтения.
В 6-7 классах продолжается работа по объяснительному чтению
как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6-7 классов используется
тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые
произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более
обогащенными, что создает предпосылки для расширения социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса обучающиеся включаются в круг
литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа
обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается
примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической
последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения,
рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе,
сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе
практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка,
былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные,
социально-бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка,
зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ,
повесть, басня, стихотворение, поэма).
Внеклассное чтение носит рекомендательный
характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении
дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической
печати.
В учебном плане на
изучение данной дисциплины предусмотрено:
в 6 классе – 4 часа в неделю;
в 7 классе – 4 часа в неделю;
в 8 классе – 4 часа в неделю;
в 9
классе – 4 часа в неделю.