Аннотация к рабочим программам на 2020-2021 год

Аннотация

к рабочим программам дисциплин

2020-2021 учебного года

 

         В организации учебного процесса в 1-9 классах ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  руководствуется ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599;

6-9 классы – базисным учебным планом, утверждённым приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

         При разработке рабочих программ  1–9 классов  используется адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

Программы определяют содержание образования по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения, учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, способствующий достичь обучающимися того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации.

Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся. Составлен в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Срок реализации рабочей программы рассчитан на один учебный год.

Структура рабочей программы рассматривалась на заседании педагогического совета при директоре образовательного учреждения, согласована заместителем директора по УР и утверждена приказом директора образовательного учреждения (Протокол № 5 от 02.06.16 г.)

Рабочие программы имеют определенную структуру и состоят из следующих разделов:

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Цель общего образования с учётом специфики учебного предмета

2. Общая характеристика учебного предмета

              Цель, задачи учебного предмета.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Содержательный минимум образования

 5.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Базовые учебные действия.

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета.

 6. Характеристика дифференциации групп обучающихся

            7. Программное и учебно-методическое обеспечение

Программа:

Учебная литература:

Методические пособия:

Дополнительная литература:

Нормативно-правовые документы:

            8.Оборудование

II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Предмет

Класс

Ф.И.О. учителя

 

Количество учебных часов:

Всего –

В неделю –

1.Обучающе-развивающих

 

2.Контрольных

 

 

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Виды

деятельности

Формы

деятельности

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотации к рабочим программам дисциплин

в составе образовательной программы

 

Предмет

Класс

Аннотация к рабочей программе

Русский язык

1-4

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Чтение

1-4

         Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Речевая практика

1-4

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Математика

 

1-4

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Представления о величине: большой – маленький (большие – меньше, одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте),

широкий – узкий (шире – уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый – тонкий (толще –тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий – мелкий (глубже –мельче, одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2–4 предметов.

Мир природы и человека

1-4

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.

Музыка

 

1-4

       Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

       Программа   по курсу музыка,  учитывает особенности выявления имеющихся музыкальных, общехудожественных  способностей, умений и их дальнейшее развитие. Обучение музыки, пения  носит  предметно — практическую направленность, тесно связано с жизнью, развитием речи учащихся, с уроками социально-бытовой ориентировки, природоведением,  другими учебными предметами. Обучение  направлено на разностороннее развитие личности учащихся, так же направлено на овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умения чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Носит элементарно — практический характер, способствует их умственному развитию  и социальной адаптации.

Рисование

1-4

Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Обучение изобразительному искусству является формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). Коррекция недостатков познавательной деятельности путём  систематического и целенаправленного воспитания и развития у них формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. 

Ручной труд

1-4

         Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

        Обучение ручному труду заключается в формировании умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения. также осуществляется исправление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств учащихся, развитие мелкой моторики рук.

Этикет

1-4

Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Основы безопасности жизнедеятельности

1-4

       Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Программа по основам безопасности жизнедеятельности  учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение  направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер,  способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.

Логопедические занятия

1-4

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Программа коррекционных занятий  учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Коррекционная работа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, носит игровой характер, способствует развитию их речевой и познавательной сферы, социальной адаптации и интеграции в жизнь.

Психокоррекционные

занятия

1-4

          Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

       Программа предусмотрена  для обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Игра, игротерапия

1-4

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  1-4 классов. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

       Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося.

Русский язык

 

5

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как средства общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.

Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем:

- «Звуки-буквы»;

- «Слово. Состав слова»;

- «Части речи»;

- «Предложение»;

- «Развитие связной речи».

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с нарушением интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются: состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки воспитанников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.

В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 классе овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В программе предусмотрены задания на развитие навыка делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

в 5 классе – 4 часа в неделю.

Чтение (литературное чтение)

5

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа по чтению (литературное чтение) так же, как и программа по русскому языку (грамматике и правописанию), построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся  учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, социально-бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).

Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати.

В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

в 5 классе – 4 часа в неделю.

Математика

5

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Программа по математике носит предметно-практическую направленность, тесно связанную с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся и другими учебными предметами.

В рабочую программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного класса, их готовности к знакомству с новыми темами. Из числа уроков математики выделяется в 5 классе 3-5 уроков в четверти на изучение геометрического материала.

В программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Примерные основные требования к знаниям и умениям обучающихся, оканчивающих 9-летний курс обучения.

                     Живой мир                    

5

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      Живой мир рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение материала живого мира, овладение знаниями, умениями, навыками; коррекционное воздействие изучаемого материала на личность обучающегося, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество. Обучение живого мира носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью, профессионально-трудовой подготовкой учащихся, развитием речи учащихся, с уроками социально-бытовой ориентировки, природоведением, другими учебными предметами.

Основы социальной жизни

5

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программу включены следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации».Хочу такой сайт

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы.

Трудовое обучение

(обслуживающий труд)

5

Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      Обучение  направлено на подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках, на разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер,  способствует их умственному развитию  и социальной адаптации. 

Рисование

5

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа  разработана в целях конкретизации содержания программы, учитывает индивидуальные, возрастные возможности обучающихся, логику учебного и коррекционно-развивающего процесса в школе.

В программе представлено единство учебных, коррекционно-развивающих и творческих задач. Правильное их взаимодействие дает возможность эффективно влиять на формирование изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам дисциплины, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности обучающихся.

В учебном плане на изучение «Рисование» отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год в каждом классе.

Учебный материал, предлагаемый детям на занятиях, подбирается и компонуется таким образом, чтобы одновременно прослеживалась его связь с предыдущими темами и подводилась основа для усвоения нового материала. При разработке содержания программного материала учитывались особенности времени года для того, чтобы у детей усилить наглядные образы природных объектов.

Важным условием успешного обучения изобразительному искусству является индивидуальный подход к детям в процессе обучения.

Выбор содержания, психолого-педагогических приемов и средств обучения отражает психофизические особенности учащихся. Задания для детей представлены разных уровней сложности. Также для овладения  техническими приемами изображений разработаны схемы рисования, четкие и подробные инструкционные карты с последовательным объяснением плана работы, шаблоны, трафареты для более слабых учеников.

Физическая культура

5

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся  5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В программе старших классов  предусмотрены задания на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени).

В программу включены следующие разделы: гимнастика; акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры.

При проведении занятий обучающиеся делятся на группы с учетом двигательных и интеллектуальных возможностей.

Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале

или на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Изобразительное

искусство

6

Рабочая программа по изобразительному искусству  составлены на основе государственной программы   для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство ВЛАДОС, 2011 г.)

Программа  разработана в целях конкретизации содержания программы, учитывает индивидуальные, возрастные возможности обучающихся, логику учебного и коррекционно-развивающего процесса в школе.

В программе представлено единство учебных, коррекционно-развивающих и творческих задач. Правильное их взаимодействие дает возможность эффективно влиять на формирование изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам дисциплины, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности обучающихся.

В учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год в каждом классе.

Учебный материал, предлагаемый детям на занятиях, подбирается и компонуется таким образом, чтобы одновременно прослеживалась его связь с предыдущими темами и подводилась основа для усвоения нового материала. При разработке содержания программного материала учитывались особенности времени года для того, чтобы у детей усилить наглядные образы природных объектов.

Важным условием успешного обучения изобразительному искусству является индивидуальный подход к детям в процессе обучения.

Выбор содержания, психолого-педагогических приемов и средств обучения отражает психофизические особенности учащихся. Задания для детей представлены разных уровней сложности. Также для овладения  техническими приемами изображений разработаны схемы рисования, четкие и подробные инструкционные карты с последовательным объяснением плана работы, шаблоны, трафареты для более слабых учеников.

 

   

Логопедическая

коррекция

6-8

Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

Музыка, пение (танец)

5

        Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5 класса. Составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 5  класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью музыкального и музыкально-ритмического воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, коррекция недостатков психического и физического развития.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений, для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В учебном плане на изучение курса «Музыка, пение (танец)» отводится 1 час в неделю.

Русский язык

 

6-9

Рабочие программы по русскому языку в 6-9 классах  составлены на основе государственной программы   для 6 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство Просвещение, 2010 г.). и имеют коммуникативную направленность.

В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как средства общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.

Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем:

- «Звуки-буквы»;

- «Слово. Состав слова»;

- «Части речи»;

- «Предложение»;

- «Развитие связной речи».

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с нарушением интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются: состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки воспитанников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.

В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В программе предусмотрены задания на развитие навыка делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

в 6 классе – 4 часа в неделю;

в 7 классе – 4 часа в неделю;

в 8 классе – 4 часа в неделю;

в 9 классе – 3 часа в неделю.

Чтение

6-9

Рабочие программы по чтению для 6-9 классов  составлены на основе государственной программы   для 6 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.) и предназначены для развития речи обучающихся с нарушением интеллекта и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

Программа по чтению и развитию речи так же, как и программа по русскому языку (грамматике и правописанию), построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся  учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

В 6-7 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6-7 классов используется тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 7 класса обучающиеся  включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, социально-бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).

Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати.

В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено:

в 6 классе – 4 часа в неделю;

в 7 классе – 4 часа в неделю;

в 8 классе – 4 часа в неделю;

в 9 классе – 4 часа в неделю.

Математика

6-9

Рабочие программы по математике  для 6-9 классов  составлены на основе государственной программы   для  6-9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.)

 Программа по математике носит предметно-практическую направленность, тесно связанную с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся и другими учебными предметами.

В рабочую программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного класса, их готовности к знакомству с новыми темами. Из числа уроков математики выделяется в 6-9 классах 3-5 уроков в четверти на изучение геометрического материала.

В программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Примерные основные требования к знаниям и умениям обучающихся, оканчивающих 9-летний курс обучения:

Мир истории

6

       Рабочие программы по миру истории  для 6 класса  составлены на основе государственной программы   для 6 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство  Просвещение, 2010 г.)      История рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями, умениями, навыками; коррекционное воздействие изучаемого материала на личность обучающегося, формирование личностных качеств  гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе. 

Изучение мира истории предусматривает следующие разделы:

-Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.                                                               - Представления о времени в истории.                                                                                                                                       - Начальные представления об истории.                                                                                                                                - История появления и развития древнего человека. Человек разумный.                                                                                   - История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней).                                                             - История использования человеком воды.                                                                                                                               - История жилища человека.                                                                                                                                                                              - История появления мебели.                                                                                                                                                         - История питания человека.                                                                                                                                                                - История появления посуды.                                                                                                                                                            - История появления одежды и обуви.                                                                                                                                  - Первобытные люди.  Представления древних людей об окружающем мире.                                                             - Причины зарождения религиозных верований.                                                                                                                  - Понятия о науке.       

История Отечества

7-9

Рабочие программы по Истории Отечества  для 6 -9 классов  составлены на основе государственной программы   для 6-9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.)      Рабочие программы конкретизируют содержание предметных тем, дают распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Программы направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.

Цель курса: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупные исторические события отечественной истории, жизнь, быт людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого события и  выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний. При этом используется  уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал.

Фактический исторический материал, изучаемый в 7, 8, 9 классах, охватывает период с древнейших времен до начала XXI века. Учебный материал помогает обучающимся представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Природоведение

6

Рабочая  программа  по природоведению  для 6  класса   составлена  на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство  Просвещение, 2010 г.)

Основной целью курса природоведения является обобщение и систематизация знаний обучающихся об окружающем мире, полученных в младших классах, расширение знаний о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Изучение курса природоведения способствует дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, проведение экскурсий.

География

6-9

Рабочие программы по географии  для 6-9 классов  составлены на основе государственной программы   для  5-9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.)

География как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает следующие разделы: «Начальный курс физической географии», «География России», «География материков и океанов», «Наш край».

 По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, особенностях взаимодействия человека и природы; знакомство с культурой и бытом разных народов, с правилами поведения в природе.

Основной целью рабочей программы является создание условий для расширения кругозора учащихся и  коррекции недостатков их интеллектуального развития при изучении географии.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, проведение экскурсий.

Естествознание

7-9

Рабочие программы по естествознанию  для 7-9 классов  составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.)

На изучение естествознания отводится 2 часа в неделю в каждом классе.

Естествознание как учебный предмет включает следующие разделы: «Неживая природа», «Растения, грибы, бактерии», «Животные» и «Человек». По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Целью рабочей программы является использование процесса обучения естествознания для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.

Домоводство

6-9

Рабочая программа учебного  предмета «Домоводство» разработана и составлена на основе государственной программы  В.В. Воронковой. Занятия направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающихся.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программу включены следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации».

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы.

Трудовое обучение

(столярно-плотницкое  дело)

6-9

Рабочие программы по столярно-плотницкому делу  для  6-9 классов  составлены на основе государственной программы   для 6-9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство  Просвещение, 2010 г.) .   

Цель программы – профориентация учащихся с интеллектуальными нарушениями, подготовка к поступлению в колледжи соответствующего типа и профиля. Срок обучения – 5 лет. По окончании  9 класса проводится итоговая аттестация учащихся в форме экзамена, включающего теоретическую и практическую часть.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются практические и контрольные работы, а также различные развивающие упражнения.

В процессе обучения столярно-плотницкому делу  учащиеся знакомятся с разметкой деталей, основными технологическими операциями: пилением, строганием, свер­лением древесины, приобретают навыки вла­дения столярными инструментами и приспособлениями. Обучающиеся учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять отделочные материалы, овладевают навыками  выполнения трудовых операций. Большое внимание уделяется технике безопасности и эстетическому воспитанию.

Для успешного обучения по данной программе в учреждении имеются хорошо оснащен­ная столярная мастерская, разнообразные образцы-эталоны столярных изделий.

Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.

Трудовое обучение

(швейное дело)

 

6-8

 

Рабочие программы по швейному делу  составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.)

Цель курса: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению швейных операций.

Обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины. Выполняют упражнении по освоению приемов работы на ней. В том числе обучающиеся учатся обрабатывать различные срезы, снимать мерки, строить элементарные чертежи.

Отрабатываются навыки работы на швейной машине. Изучаются технологии пошива легкой одежды, изучаются свойства тканей, устройство швейных машин.

Программа  предусматривает пошив женской и детской одежды.

Завершающим этапом обучения (по выбору обучающегося) является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.

Трудовое обучение

(сельскохозяйственный труд)

6-9

      Программа  предусмотрена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  по предмету «Сельскохозяйственный труд».

     Обучение  направлено на  разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер,  способствует их умственному развитию  и социальной адаптации.

В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся  школы должны овладеть определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся с составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о способах предпосевной подготовки и посева семян. На учебно–опытном участке; учащиеся осваивают технологические приёмы ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; отбирают и высаживают семенные растения для получения урожая семян.   

         Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, природоведения, биологии, истории, домоводства, также носит предметно-практическую направленность, тесно связана с жизнью, профессионально-трудовой подготовкой учащихся.

Трудовое обучение

(обслуживающий труд)

6,7

       Рабочие программы по обслуживающему труду  для 6-9 классов составлены на основе государственной программы   для 6-9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство  Просвещение, 2010 г.).

      Обучение  направлено на подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках, на разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер,  способствует их умственному развитию  и социальной адаптации. 

 

 

Физическая культура

6-9

Рабочие программы по физкультуре  для 6-9 классов составлены на основе государственной программы   для 6 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство  Просвещение, 2010 г.). Данная программа является продолжением программы для 1-4 классов, формируя у обучающихся целостное представление о физической культуре. Содержание программного материала определяется исходя из особенностей психофизических нарушений обучающихся в классе.

В программе старших классов  предусмотрены задания на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени).

В программу включены следующие разделы: гимнастика; акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры.

При проведении занятий обучающиеся делятся на группы с учетом двигательных и интеллектуальных возможностей.

Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале

или на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

       
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».